Про вино

This post was written by Синий Вечер on Февраль 6, 2014
Posted Under: kashrus,вопрос

Вот попалась такая статья на толдот.ру:

http://toldot.ru/tora/articles/articles_556.html

Дабы не утруждать вас прочтением всей статьи, приведу лишь несколько мест, которые вызывают вопросы:

Согласно большинству законоучителей, еврей, не соблюдающий субботу, делает вино запрещенным. В этом смысле он ничем не отличается от нееврея[4].

Что касается вина, то следует заметить, что основные проблемы возникают с открытыми бутылками. Если нееврей дотронулся до закрытой (пусть даже не запечатанной) бутылки вина или потряс ее — ничего не произошло; закрытое вино разрешено по самому строгому мнению. И даже если бутылка открыта и нееврей всего лишь ее коснулся — в этом случае вино тоже разрешено. Тем не менее, нельзя согласиться с тем, чтобы в кашерном ресторане вино по бокалам разливал официант-нееврей. Однако, если нееврей уже налил вино из бутылки, то, опираясь на указанное выше мнение Рама, постфактум можно это вино разрешить, но только в случае если отказ от него приведет к значительному материальному убытку[5]. В остальных случаях — если нет значительного ущерба — запрещено не только вино, разлитое неевреем по бокалам, но и то, что осталось в бутылке.

Но если нееврей дотронулся не просто до бутылки, а до самого вина (губами или пальцами), его нельзя не только пить, но и использовать, извлекая какую-либо пользу. Лишь в случае большого ущерба, опираясь на мнение Рама, можно разрешено получать выгоду от такого вина — хотя пить его нельзя в любом случае. Правда, когда нееврей дотронулся до вина не рукой, а каким-либо предметом, то закон не столь категоричен: вино нельзя пить, но можно использовать[6].

Еще одна тема. Наливая кашерное вино из бутылки в бокал, в котором осталось некашерное вино (например, из него раньше пил нееврей), мы сталкиваемся с тем, что напоминает «сообщающиеся сосуды» из школьного курса физики. А именно: вино, находящееся в бутылке, и вино, находящееся в бокале, в тот момент, когда их соединяет непрерывная струя, объединены, поэтому их следует рассматривать как одно целое. В результате, вино, оставшееся в бутылке, будет запрещено — если его объем не превосходит в 60 раз объем некашерного вина в бокале. Однако то вино, которое уже попало в бокал, в любом случае становится сразу запрещенным. Еще одно облегчение: когда вино переливают из больших сосудов (например, бочек), то постфактум вино в них не теряет статус разрешенного, независимо от того сколько его осталось.

Можно продавать кашерное вино, а также угощать им еврея, не соблюдающего законы, несмотря на то, что тот сделает вино запрещенным сразу, как только дотронется до него губами. Аналогично, раввин во время «хупы» может дать бокал с вином жениху, даже если тот не соблюдает субботу. Но после того как жених пригубит вино, пусть он сам передаст бокал невесте.

Вопросы:
1. Если несоблюдающий еврей приравнивается в случае с вином к нееврею, то получается, когда угощают вином (ло мевушал)  и в бокалах при доливании, остается больше чем 1/60 от содержимого бутылки, то вино в бутылке становится некошерным?
1а. В случе хосен-кала выше, если жених не соблюдает, и сделает вино запрещенным, это значит невесте дают некошерное вино? а если она да соблюдает? так ведь тоже бывает.

Есть история про рава Шломо Клугер.
У одного торговца вином был работник, который как-то в ерев шабес спрятал в винном погребе между бочками свой кошелек с деньгами, а в моцей шабес его не нашел. Подозрение пало на хозяина, но тот, естественно, все отрицал. Тогда рав Шломо сказал:
- "Я с тобой согласен, еврей такого сделать не мог бы, это скорее всего был гой. Поэтому я прикажу шамесу(или кто там главный по оповещениям) в синагоге всем объявить что все твое вино яин несех".
 Ну, тут понятно, что было дальше. Торговцу пришлось поклясться, что он не пытается спастись от ущерба и на самом деле украл деньги.

2. Вопрос: если касание даже до открытой бутылки гоем не делает вино запрещенным, то что про закрытые бочки?
2а. если торговец мехалель шабес- вино все еще кошерно?

Comments are closed.