Радуга — явление не только оптическое…

This post was written by Синий Вечер on Октябрь 3, 2013
Posted Under: noach,Ноах,Ноях

Канун Шабос главы «Ноях»
30 тишрей 5774 года / 4 октября 2013 г.

Это произошло в одной из еврейских общин в Марокко. В то лето земля потрескалась от испепеляющей засухи, молодые побеги на полях погибли, колодцы высохли, на небе не было ни тучки… Не помогали многочисленные посты и молитвы, введенные раввином города. Врата Небес были накрепко заперты…

Раввин укрылся от всех в своей комнате, молясь и изнуряя себя постом, надеясь, что Небеса откроют ему причину происходящего. Однажды ночью, после недели поста, покаяния и душевных терзаний, ему приснился сон. Глас Небес повелел ему собрать всех жителей города на общую молитву, но она возымеет действие, только если хазаном будет Хаим-лавочник.

Раввин проснулся взволнованным и расстроенным. «Хаим-лавочник?! — спросил он себя. — Неужели молитва самого простого из всех жителей города еврея станет спасением для всего народа?» Раввин не поверил сну (под известным предлогом, что «сны говорят пустое») и снова заснул. Но сон повторился и на вторую, и на третью ночь, так что пришлось раввину, хотя он и не понимал смысла небесного послания, принять его. Он созвал попечителей общины и повелел им собрать всех жителей города на общественную молитву в большой синагоге.

В назначенное время в синагоге собрались все горожане: мужчины, женщины и дети. Толпа заполнила молитвенный зал до отказа, и многие были вынуждены толпиться в дверях и во дворе синагоги. К всеобщему удивлению, раввин обратился к лавочнику Хаиму и попросил его… повести общественную молитву! Эта просьба поразила не только собравшихся, но и самого Хаима. Не ошибся ли раввин? Он действительно просит его быть посланником всего города в столь судьбоносный момент? Смущенный и обескураженный, Хаим попытался уклониться от исполнения просьбы раввина. «Хотите сделать меня посмешищем в глазах общины?» — спросил он. Но раввин настаивал: «Я повелеваю тебе, Хаим, выйти и начать читать молитву!» Поняв, что ему не удастся избежать исполнения возложенной на него миссии, лавочник повернулся и бегом покинул синагогу.

Все были убеждены, что стыд и смущение заставили простого еврея поступить таким образом, и начали шепотом обсуждать, кто станет теперь хазаном. Однако раввин не назначил вести молитву другого человека, а стоял и ждал. Не прошло и нескольких минут, как Хаим-лавочник пробрался сквозь толпу, теснящуюся у открытых дверей синагоги. Задыхаясь и истекая потом, он проталкивался вперед, держа в руках весы. Да, это были хорошо известные всем весы из его лавки. И с ними в руках он решительными шагами быстро прошел на место хазана! Напряженная тишина воцарилась в синагоге. Ошеломленные зрители внимательно следили за каждым движением Хаима. «Что же будет дальше? — спрашивали себя люди. — И что вообще весы делают в синагоге?!»

И в этой тишине вдруг раздался высокий голос Хаима-лавочника: «Б‑же, много лет назад я узнал, что две чаши весов соответствуют двум буквам ѓей Твоего четырехбуквенного Имени, коромысло в середине, на котором они висят, символизирует букву вав, а ручка, за которую держат весы, — букву йуд. Отец Небесный! Ты свидетель — если хоть раз в моей жизни я творил несправедливость, обвешивая на этих весах, и этим осквернил святое Имя Твое, низвергни огонь с Небес и сожги меня живьем! Но если я не творил несправедливости и не осквернил эти весы — и, следовательно, не осквернил Твоего святого и грозного Имени, то я взываю к Тебе, молюсь и прошу Тебя, Отец милосердный, в заслугу за исполненную мной заповедь пошли нам дождь благословенный, желанный и благодатный!»

В наступившей тишине Хаим начал молитву Минха. Она была в самом разгаре, как вдруг сильный ветер ворвался в окна синагоги. Небо покрылось тучами, блеснула молния, загрохотал гром. Первые капли дождя начали падать на голову стоящих во дворе синагоги. «Дождь! Дождь!» — закричали они, не веря самим себе. И когда все высыпали на улицу, чтобы собственными глазами увидеть великое чудо, дождь уже лил как из ведра. Женщины и дети бросились по домам, прячась от дождя, а мужчины вернулись в синагогу воздать хвалу Всевышнему за ниспосланное Им чудо.

Впоследствии выяснилось, что все городские торговцы обманывали при взвешивании и отмеривании товара. Все, кроме Хаима. И стало понятно, почему именно он должен был попросить Творца, и почему его молитва разверзла Небеса…

Главная тема сегодняшней недельной главы «Ноях» — Всемирный потоп. В начале главы Тора описывает падение нравов поколения до потопа: «И извратилась земля перед Б‑гом, и наполнилась кривдой, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле» (Брейшис, 6: 11, 12). Затем следует подробный рассказ о строительстве ковчега, о самом потопе и новом мире, который был построен после потопа Нояхом и его сыновьями.

Вчитавшись в описание состояния мира до потопа и после него, мы обнаружим явные противоречия. С одной стороны, мир после потопа более стабилен и безопасен. У мира до потопа не было гарантированного будущего, и то, что воды потопа уничтожили его, только подтверждает это. Тогда как после потопа Б‑г наделил этот мир основательностью и долговечностью, поклявшись: «Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более вновь поражать все живое, как я сделал» (Брейшис, 8: 21). Более того, Г‑сподь сообщает людям: «Впредь, во все дни земли, сев и жатва, и холод и зной, и лето и зима, и день и ночь не престанут» (там же, стих 22). Цикл жизни и природы никогда уже не будет под угрозой уничтожения, следовательно, Творец наделил этот мир качеством «непрерывности».

С другой стороны, хотя после потопа мир приобрел особую силу, мы видим, что во многих его проявлениях наметилось ослабление, в том числе сократилась продолжительность жизни человека. Так, дед Нояха Метушелах прожил 969 лет; отец Лемех — 777 лет, а сам Ноях — 950 (Брейшис, 5: 27, 31; 9: 29). Рамбан (в комментарии на Брейшис, 5: 4) говорит: «До потопа дни их жизни были длинны, а после — они стали сокращаться». Сын Нояха Шем жил 600 лет, а сын Шема Арпахшад — 438. Терах, отец Авраѓама, принадлежавший к девятому поколению потомков Нояха, жил 205 лет, сам Авраѓам — 175, правнук Авраѓама Леви — 137, а правнук Леви Моше — 120 лет (Брейшис, 11: 10–13, 32; 25: 7; Шмойс, 6: 15; Дворим, 34: 7). Проходит лишь три поколения после потопа, а Авраѓам уже считается старцем в 100 лет (Брейшис, 18: 11).

Как можно объяснить эти две противоположности? И являются ли они двумя совершенно различными явлениями или же проистекают из одного источника?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что к изменениям, возникшим в мире после потопа, относится и радуга — знак союза, заключенного Всевышним с Нояхом и его сыновьями: «И установлю Я завет Мой с вами, и не будет истреблена вновь всякая плоть водами потопа, и не будет вновь потопа, чтобы погубить землю… Вот знак завета, который Я даю между Мною и между вами, и между всяким живым существом, которое с вами, для поколений вовеки. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и между землей» (Брейшис, 9: 11–13).

Комментаторы Торы отмечают: следуя логике изложения этих и последующих стихов, можно сделать вывод, что только теперь, после потопа, Б‑г сотворил новое явление — радугу, для того, чтобы она была знаком Его союза с людьми. Но разве радуга, как явление природы, как результат отражения лучей солнца во влаге облаков, не существовала задолго до времени потопа?! Еврейские мудрецы объясняют, что до потопа воздух в мире был более густым, облака — более плотными, непроницаемыми. Лучи солнца не могли проникать и отражаться в них, а следовательно, не было и радуги. Но после потопа, после того, как мир изменился и очистился, облака, поднимаясь над землей, стали до такой степени чисты и прозрачны, что солнечные лучи, проникая через них, смогли создать радугу.

До потопа мир был «груб и грязен» как в физическом, так и — из-за грехов поколения — в духовном отношении. Воды потопа омыли и очистили его, оставив после себя новый мир, обладающий — в обоих этих смыслах — новой природой. Доказательством этой прозрачности и чистоты и служит радуга.

Но это объяснение нуждается в дополнительном комментарии. Поколение потопа действительно было презренным и недостойным. По словам царя Шломо, Б‑г «даже вечность вложил в сердца людей» (Коѓелес, 3: 11). То есть, мир является отражением «сердца» человека, человеческих поступков. Когда человек груб и невежественен, мир получает и эти его качества. И поэтому радуга не могла стать реальностью, пока грешило поколение потопа.

Но слова Торы доказывают, что не только в эпоху поколения потопа, но и во время сотворения мира, еще до грехов человечества, — даже тогда, в том возвышенном состоянии мира, в нем не было условий для возникновения радуги. Почему же они возникли только после потопа?

Между миром, каким он был создан за шесть дней Творения, и миром после потопа существует большая разница. Начиная с самого сотворения, в этом мире все происходило только от Б‑га, Который его создал. Этот мир не мог подняться над самим собой, не мог сам очиститься и самостоятельно произвести в себе позитивные изменения. После потопа Б‑г дал миру новые силы — силы творить. Он даровал сущему способность развивать полученное Свыше, продлевать и распространять то, что ниспослано от Б‑га, самому очищаться и возвышаться. Радуга — естественный феномен, в котором проявляются эти новые качества, свойственные миру после потопа. Влага испаряется с земли, образуя облака и дождевые капли, которые улавливают солнечный свет. Благодаря чистоте и прозрачности, мельчайшие капельки воды фокусируют и преломляют свет таким образом, что проявляется все многообразие цветов спектра, заключенное в солнечных лучах.

Солнце символизирует Творца: «Ибо Б‑г Всесильный есть солнце и щит» (Теѓилим, 84: 12). Оно светит до потопа и после с той же неизменной силой. Облака символизируют мир, возвышение человеческих поступков. Тучи образуются из воды, которая поднимается от земли. И так как способность к самоочищению, возможность возвышения этого мира создалась только после потопа, то и радуга, символизирующая новое очищенное состояние мира, находит свое отражение в облаках: «Радугу Мою дал Я в облаке» (Брейшис, 9: 13).

В силу приобретенной после потопа способности этого мира к самоочищению и самовозвышению, возникают две крайности. Вследствии того, что мир удостоился получить силу и подтверждение для своего существования от Того, Который говорит: «Ибо Я, Г‑сподь, не изменился» (Малахи, 3: 6), мир приобрел качество «непрерывности». С другой стороны, по той же причине — потому что сила, которую Б‑г дал, это сила самого мира, который ограничен, — продолжительность жизни человека стала короче. Все время пока в мире действовала только Б‑жественная, ничем не ограниченная, власть, и человеческая жизнь была очень длинной. Но когда мир получает свою собственную силу, тогда с одной стороны, он обладает преимуществом по сравнению со своим предыдущим состоянием — «непрерывностью», но вместе с тем его сила ограничена, и это отразилось на живых существах.

До потопа роль человека в творении сводилась к тому, чтобы откликаться на Б‑жественное присутствие в мире. Все человеческие достижения были всего лишь приятием того, что снисходило на людей Свыше, а не результатом их собственной инициативы. После потопа человек получил способность не только воспринимать то, что посылается ему от Б‑га, но и прилагать ниспосланное к жизни совершенно новым, порой неожиданным образом.

Этот мир во многом «слабее» того мира, что всецело зависел от Б‑жественной милости. В этом мире куда больше зависит от людской морали и ограничений, наложенных на себя людьми. Отсюда — сокращение продолжительности жизни людей, явившихся на свет после потопа. Однако такой мир и более устойчив: даже утратив истинное понимание того, зачем они пришли в этот мир и каково их истинное призвание, люди сохраняют возможность преодолеть это состояние и восстановить связь с Творцом. Такой мир обладает собственным потенциалом для обновления, причем этот потенциал всегда можно реализовать, пусть даже он не был востребован на протяжении многих поколений.

И даже если этот мир сворачивает с правого пути и впадает в заблуждение, Б‑г видит радугу, и это зрелище удерживает Его от желания разрушить мир: радуга свидетельствует о новой зрелости мира — его способности подняться над ошибками и заблуждениями настоящего и заново установить связь с Творцом.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (968 КБ).

Comments are closed.

Previose Post: