Прощать и быть прощенным

This post was written by Синий Вечер on Сентябрь 12, 2013
Posted Under: yom kippur,Йом Кипур

Канун Йом-Кипура
9 тишрей 5774 года / 13 сентября 2013 г.

Когда-то они были хорошими друзьями. Познакомились в первый же день пребывания в школе-интернате. У нового товарища была великолепная улыбка. «Ты не притронешься к чемоданам, слышишь?» — сказал он, улыбаясь, и помог ему нести вещи. Его друг оказался высоким и сильным парнем, а сам он был маленьким и щуплым. Ночью, сидя во дворе, они долго говорили о своих жизненных планах. И он был счастлив от того, что в первый раз в жизни встретил человека, который его действительно понимал.

Это были хорошие дни… Но много воды утекло с тех пор, и много плохого произошло между ними, в основном — по его вине. Теперь их нельзя назвать друзьями. Можно даже назвать их противниками. Не хотелось признаваться, но он очень скучал. Даже ездил на юг страны и стоял перед его дверью, чтобы попросить прощения, несколько раз собирался постучать и… останавливался. Люди делают так много ошибок в своей жизни, и самое малое, что требуется, чтобы их исправить, — это извиниться, но он никогда не думал, что это так тяжело! И каждый раз он возвращался в свой город, по дороге мысленно спрашивая себя, как долго еще будет длиться эта глупая игра самолюбия, и почему, почему он все еще принимает в ней участие?!

Однажды он решил: достаточно, пора остановиться. И в первый раз постучал в дверь дома своего бывшего друга. Женщина открыла дверь, он назвал себя. «Мой муж оставил вам записку», — сказала она. Он открыл листок и прочитал: «Дорогой друг, знай, что, несмотря на нашу ссору, я никогда не переставал любить тебя. Но я хотел, чтобы именно ты сделал первый шаг, признав свою ошибку… Я был дураком. Когда ты пришел в прошлый раз, я видел тебя в окно, я молился, чтобы ты постучал, но ты не постучал. Когда ты повернулся, чтобы уходить, мне хотелось закричать, но я не смог. Я оцепенел и не мог двинуться. И ты ушел, оставив пустоту в моем сердце. Если ты читаешь это письмо — значит, ты пришел снова. Я просто хочу, чтобы ты знал, что я тебя прощаю».

«Когда ваш муж должен вернуться? — спросил он у женщины. — У меня есть время его подождать». Она горько усмехнулась ему в ответ: «Мой муж умер. Я нашла эту записку вместе с его завещанием…»

У евреев есть обычай просить прощения в канун Йом-Кипура. Все звонят своим друзьям перед праздником, просят прощения и желают друг другу хорошего и сладкого года. Эта практика основана на высказывании наших мудрецов: «Йом-Кипур искупает только вину пред Всевышним, однако вина перед людьми снимается с человека лишь в том случае, если он извинится перед тем, кого обидел, и будет им прощен» (Талмуд, трактат «Йома», 85б). То есть, еврею, пришедшему в синагогу попросить прощения, Всемилостивый готов простить все прегрешения, совершенные перед Ним. Однако Он не простит тебя за то, что ты обидел своего друга, в этом случае ты должен попросить прощения у обиженного. Можно десять раз произнести Слихойс (молитвы о прощении), но только попросив прощения у того, кого обидел, ты искупишь этот грех… Любавичский Ребе объясняет, что главная причина, по которой просьба о прощении столь важна, заключается в том, что когда согрешивший просит прощения у ближнего своего, «он раскаивается до такой степени, что готов пожертвовать своим достоинством… и сам приходит просить прощения».

И, конечно, человек, у которого вы просите прощения, должен простить вас, и если он не делает это с первого раза, вы просите прощения во второй раз, и в третий раз, но более этого вы не должны просить — теперь это уже будет проблемой того, кто не хочет простить!

Но в жизни не всегда получается именно так. Иногда вы, придя просить прощения у кого-то, не только не исправляете ситуацию, а, наоборот, только ухудшаете ее. Вы пришли попросить прощения, но вызвали еще большее раздражение. Обиженный может разозлиться не на шутку, и вы уйдете ни с чем. Приведу один жизненный пример.

В еврейских местечках часто бывало, что мясники сердились на раввина за то, что тот признает забитое животное некошерным, ведь это сулило им значительные финансовые потери. Иерусалимский Талмуд рассказывает историю, которая произошла с рабби Абой бар Айбо, которого называли просто Рав («Великий»). Рабби Аба — лидер вавилонского еврейства, живший тысяча восемьсот лет тому назад, по праву считается величайшим из вавилонских амораев (мудрецов Талмуда). Он написал текст одного из благословений молитвы Мусаф на Рош ѓаШоно — Зихронойс («Воспоминания»). В его честь эта молитва называется Ткиёсой деРав («Трубление Рава»).

Как-то один мясник поссорился с Равом, который был галахическим авторитетом в своем городе. Рав ожидал, что накануне Судного дня мясник придет извиниться и попросить прощения у него, но тот не пришел, и мудрец решил, что он не уронит своего достоинства, если сам пойдет к мяснику мириться.

По пути Рав встретился с рав Ѓуной, который спросил, куда он идет.

— Иду просить прощения у мясника, — ответил Рав.

— Значит, ты идешь погубить душу, — сказал рав Ѓуна.

Несмотря на предупреждение, Рав продолжал свой путь и пришел к мяснику, которого застал рассекающим воловью голову. Тот поднял глаза и сказал: «А, это ты, Аба! Уходи, я не хочу иметь с тобою никаких дел!» И вдруг секира соскочила с топорища и размозжила ему голову!

Именно поэтому Мишна учит нас: «Не пытайся умиротворить ближнего, когда он в гневе» («Пиркей овойс», 4: 18). А в Талмуде (трактат «Брохойс», 7а) говорится, что мы учимся этому на примере истории с золотым тельцом. Когда Моше пытался извиниться перед Творцом за «грех золотого тельца», Всевышний сказал ему: «Сам Я пойду, дабы успокоить тебя» (Шмойс, 33: 14). Б‑г учит Моше, что следует подождать, пока гнев утихнет, и только тогда начать просить о прощении.

И все же вопрос в том, какое время считать наиболее подходящим для просьб о прощении, остается открытым. В практике иудаизма существует специально установленное время, когда еврей просит прощения: каждый вечер, во время чтения молитвы Шма перед сном. Поэтому, наставляя молодых перед бракосочетанием, советуют при возникновении у них споров уладить все разногласия до отхода ко сну (но это не всем подходит — однажды, когда я дал такой совет, мой собеседник посетовал, что тогда он никогда не уснет).

А вот другой вариант. Как-то один еврей встретил своего друга, который поинтересовался: «В чем секрет того, что ты так хорошо и молодо выглядишь?» Тот ответил: «Просто я всю жизнь следую совету, который дал мне раввин сорок лет назад на моей свадьбе. Каждый раз, когда у нас возникают ссоры с женой, я оставляю все и иду на прогулку, чтобы успокоиться. Так с тех пор я все хожу и хожу».

Но шутки шутками, а идея о том, что не следует ложиться спать разгневанным, исходит из принципов иудаизма. Прежде чем человек ложится спать, он должен освободиться от горьких чувств гнева и разочарования, и тогда его сон будет гораздо более спокойным и оздоровляющим.

Кроме того, раз в неделю есть специальное время для просьбы о прощении. Каждую пятницу, перед наступлением святой Субботы, мы зажигаем свечи, что создает в доме атмосферу мира и спокойствия. В некоторых еврейских общинах в канун Шабоса принято также благословлять детей. Иногда случается в течение недели, что мы сердимся и ссоримся со своими детьми, так что, благословляя их, мы тем самым освобождаемся от отрицательных эмоций, накопившихся за прошедшую неделю.

И в дополнение к двум этим возможностям один раз в год нам дается еще одна — канун Йом-Кипура. Это время, когда мы должны простить тех, кто рассердил или обидел нас, и попросить прощения у тех, кого мы сами чем-то когда-либо обидели. Но вы должны обладать достаточной мудростью и рассудительностью, чтобы выбрать наиболее подходящий для этого момент…

Уважаемые читатели, вы читаете эту статью в самый канун Йом-Кипур. Следует помнить, что это время, когда мы просим прощения не только у живых, но и у тех, кого уже нет с нами. Возможно, мы их как-то, вольно или невольно, обидели при жизни. Именно поэтому, согласно еврейскому обычаю, на похоронах просят прощения у покойного. Закон гласит, что если кто-то чувствует, что он серьезно обидел ближнего, душа которого уже покинула этот мир, то он должен привести на могилу этого человека десять евреев, и сказать в их присутствии: «Грешен я перед Г‑сподом, Б‑гом Израиля, и перед таким-то; поступил я с этим человеком так-то и так-то».

Кроме того, в Йом-Кипур во время чтения поминальной молитвы Изкойр на мгновение открываются границы между физическим и духовным мирами, и наши души объединяются с душами ушедших от нас близких. Важно воспользоваться этой возможностью и попросить прощения. Даже если вы думаете, что это они должны просить у вас прощения, будет правильно, чтобы именно вы попросили прощения у них. И Всевышний простит всех нас за наши неправедные дела и удостоит хорошего и сладкого года.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,17 МБ).

Comments are closed.

Previose Post: