Навстречу Рош ѓа-шана

This post was written by Синий Вечер on Август 23, 2013
Posted Under: еврейские праздники

Известна вторая мишна Рош ѓа-шана: «В Песах определяется судьба урожая, в Шавуот — плодов, в Суккот — дождей, а в Рош ѓа-шана — …» судьба чего определяется? Мишна не говорит. Гемара потом добавляет, что «книги живых и книги мёртвых раскрыты» (Тосафот считают, что имеется в виду приговор на жизнь грядущую, а не судьба на будущий год), но Мишна отмечает не суд, а то, что «все жители мира проходят перед ним как в номерон — как солдаты в строю», «как солдаты дома Давида», поясняет Гемара. Это не суд, это торжественный марш, поскольку Рош ѓа-шана — это прежде всего день коронации Бога в цари над миром. Заметьте, что в молитвах Рош ѓа-шана — в ядре молитвы, составленном в талмудические времена — ничего нет о суде, а есть о коронации, о вспоминании заслуг и о шофаре. Тема суда добавляется в молитве «У-нетане токеф», написанной в стране Израиля где-то в эпоху гаонов. Да и Саадья-гаон, излагая десять причин трубления в шофар, упоминает суд. А изначально идеи суда не было.
(По материалам урока Маоза Каѓаны).

Comments are closed.