Недельная глава Шофтим

This post was written by Синий Вечер on Август 6, 2013
Posted Under: недельная глава

«А когда расширит Всевышний, Б-г твой, пределы твои… то прибавишь себе еще три города».

Речь идет огородах-убежищах, где по приказу Торы должен скрываться от руки мстителя человек, убивший нечаянно другого еврея. Любое убийство связано со злом,которое есть в нашей природе. Даже если еврей лишил кого-то жизни нечаянно, он все равно обязан дать ответ. Наши мудрецы приводят такой пример. В одной гостинице столкнулись два человека, проливших чужую кровь и избежавших наказания.

Один убил по своей воле, другой – нечаянно. Первый сидит под лестницей, второй начинает взбираться по ней. Лестница ломается, верхний падае тна нижнего и ломает ему шею. «Настоящий» убийца казнен. А второй, убежавший от изгнания, теперь все же должен отправиться в город-убежище.

Когда наши предки вошли в Эрец Исраэль, они завоевали земли семи народов. В эру Мошиаха земли еще трех народов – Кени, Книзи и Кадмони – должны оказаться в еврейских руках. На первый взгляд, приказ Торы звучит понятно: расширились наши границы, значит, нужно увеличить число городов-убежищ. Однако есть большое «но»: в дни Мошиаха злое начало полностью покинет наш мир.

Пророк пишет о тех временах: «Народ на народ не поднимет меча». Это сказано о народах мира, и тем более относится к евреям. Нет зла – нет и его порождения, неумышленного убийства. Зачем же тогда новые города-убежища?

Светлая сторона

Некоторые комментаторы считают: мицва сделать три новых города-убежища – это гзера, приказ Торы, который не обсуждается. Но Тора сама хочет объяснить нам: города нужны, чтобы убийца не попал в руки мстителя.

Если нет зла, то нет и убийцы, даже по ошибке. Раз так, откуда возьмется мститель?
Вот объяснение: родственник убитого, которого называют «гоэль дам», будет преследовать убийцу в дни Мошиаха за невольное убийство, совершенное до прихода Мошиаха.

Описывая времена Мошиаха,Рамбам пишет, что в ту пору не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества. Откуда же тогда возьмется чувство мести?.. Дело в том, что «гоэль дам» действует не в порыве гнева. Он выполняет приказ Торы.

Большинство приговоров,особенно таких суровых, выносит Бейт-дин, суд мудрецов. Но в некоторых случаях Тора дает еврею право самому казнить преступника. У мудрецов разделились мнения: обязан ли «гоэль дам» преследовать невольного убийцу, или только имеет право на это. Но даже во втором случае он получил эту возможность из Торы, и не может без очень серьезных причин отказаться от нее.

Мы обсуждаем невеселую тему, но в ней есть светлая сторона. Приход Мошиаха произойдет настолько быстро, что последнее поколение галута со всеми его проблемами влетит в эру Мошиаха во мгновение ока. Да, невольному убийце придется поселиться вгороде-убежище. Но при этом он будет находиться в мире, где нет ни голода, нивойн, ни зависти, ни соперничества…

Comments are closed.