О Западной цивилизации и побочном действии соли и сена.

This post was written by Синий Вечер on Ноябрь 2, 2010
Posted Under: toldot,хасидут,Хумаш,Шем МиШмуэль
«…И стал Эйсав человеком искусным в улове…» (Берейшит 25:27)

О каком улове идёт речь? Раши объясняет, что речь идёт об уловках, которые использовал Эйсав, обманывая людей своими словами. Так например он спрашивал у своего отца Ицхака о том, как отделять десятину от соли и от соломы, тем самым пытаясь произвести впечатление человека скрупулёзного в исполнении заповедей.

Часто вопрос Эйсава об отделении десятины от соли и соломы воспринимают как невежество и полное непонимание смысла заповеди десятины — ведь любой ребёнок изучающий Тору знает, что этого делать не нужно. Сохачёвер Ребе говорит, что вопрос о соли и соломе выбран далеко не случайно, и понимание этого вопроса позволяет понять суть Эйсава и его коренное отличие от его брата близнеца Яакова.

Так как противостояние двух близнецов братьев Яакова и Эйсава это один из базовых конфликтов мироздания, нужно обратить внимание на базовые составляющие всех миров: сосуд и свет, тело и душа, внешнее и внутреннее. Одной из таких пар будет икар и тофель. Икар — это основное и первичное, а тофель — это побочное и вторичное. Эти два понятия широко распространены.

Например на уровне дней недели, шесть дней недели, предшествующие Шаббату — это тофель (вторичное), а сам Шаббат — это икар (основное). Плод и кожура так же попадают в эти категории — где плод это основное, а кожура это вспомогательное. Без шести дней недели не будет Шаббата, а без кожуры плод не сможет вырасти. Но именно это утверждение и оспаривает Эйсав, говоря что рабочие дни недели — это и есть суть, а Шаббат нужен только для того, чтобы отдохнуть, и по окончании Шаббата продолжить рабочую неделю.

В паре Эйсав и Яаков Эйсав должен был быть вспомогательным элементом, а Яаков — целью. Но Эйсаву принципиально не подходил вариант, в котором он бы выступал в позиции «второй скрипки». Теперь понятно, что вопрос об отделении десятины от соли и от соломы не был просто надуманной претензией Эйсава. Этот вопрос к Ицхаку был его основным жизненным вопросом: он хотел знать, есть ли у него возможность выйти на уровень икар — стать основой, а не вспомогательным элементом.

По определению сено — это побочный продукт от выращивания пшеницы, а соль — это только приправа к пище. Как в случае сена, так и в случае соли, тяжело подобрать более удачный пример второстепенного, и имеющего смысл только тогда, когда есть основное.

Эйсав как прародитель Западной цивилизации передал своим продолжателем ту же претензию на цель мироздания. Глупо отрицать всё созданное западной цивилизацией как никому не нужное. Проблема с достижениями Западной цивилизации заключается в том, что не смотря на все попытки объявить себя целью мироздания, все эти достижения является исключительно вспомогательными, а не самодостаточными. Другими словами они имеют такую же ценность как и приправа; но при отсутствии целей установленных Торой все эти достижения так же бессмысленны, как и приправа без еды.

Comments are closed.

Previose Post: