Краткосрочная аренда тела.

This post was written by Синий Вечер on Октябрь 29, 2009
Posted Under: Каббала,Лех-леха,Хабад,хасидут,Хумаш
Из-за голода в земле Израиля Авраам и Сара спускаются в Египет. Перед спуском Авраам говорит своей жене вещи довольно тяжелые для понимания: «… Я знаю, что ты женщина прекрасная видом. И когда увидят тебя египтяне, то скажут: Это его жена! — и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи, прошу тебя, что моя ты сестра, чтобы благо мне было ради тебя» (Берешит 12:11-13).

В качестве объяснения слов «чтобы благо мне было ради тебя» Раши говорит, что Авраам имеет ввиду «дадут мне дары». Это объяснение не только ничего не объясняет, но и в каком-то смысле делает эту историю ещё более сложной. Если сначала казалось, что Авраам просит Сару о лжи с целью спасения жизни, то это объяснение Раши может дать подозрение на то, что речь идёт чуть ли не о торговле живым товаром!

Этот эпизод проясняется если знать о том, что в каббалистических терминах Авраам это душа, а Сара — тело (Зоар, Мидраш аНеелам,1:122). Обычно спуск в Египет рассматривается как повествование о том, как душа входит в тело. В этой недельной главе ситуация усугубляется, потому что Сара (то есть тело) попадает не просто в Египет (физический мир), а в самую пучину материальности — дворец Фараона. Эта ситуация «глубинного погружения» потенциально очень полезна и душе и телу, но такой спуск сопряжён с сильной опасностью, и требует дополнительной подготовки.

Для того, чтобы у тела были достаточные шансы на успех, тело должно быть связано с Создателем, так же как и душа. Связь души со Всевышним похожа на отношения брата и сестры — это естественная и врождённая связь. В отношениях брата и сестры могут происходить изменения: они могут становиться друг другу ближе или дальше, но сама связь, то есть сам факт того, что это брат и сестра, не может быть разорвана.

Связь между телом и Всевышним построена совсем по другому, она напоминает связь между женой и мужем. Эта связь гораздо более интенсивна и драматична. Она не является врождённой, и поэтому такая связь в принципе может быть разорвана. Важно понимать, что именно из-за того что связь между мужем и женой не обусловлена от рождения, такая связь вызывает гораздо более сильные чувства. Но для того, чтобы дойти до того уровня когда тело сможет достичь уровня связи как между мужем и женой, сначала нужно пройти через уровень который называется брат и сестра (Ликутей Сихот, 20, с.43-44).

Тот уровень, на котором раскрывается преимущество тела над душой, упомянут чуть дальше, когда Всевышний говорит Аврааму, (то есть душе) — «Во всем, что скажет тебе Сара (то есть тело), слушай ее голоса» (Берешит 21:12). Бааль Шем Тов напоминает о том, что преимущество связи тела над связью души не очевидна, и поэтому многие ошибочно пытаются сокрушить и подавить все импульсы, исходящие от тела.

«Если увидишь осла твоего ненавистника, лежащим под ношей своей, то откажешь помочь ему? Помоги ему! «(Шмот 23:5). Как известно, осел на иврите это хамор, а материальность это хомер, то есть в этом случае осел это метафора для тела. Очень часто, особенно в самом начале пути, создается впечатление, что единственное на что способно тело — это сопротивление на пути. Ноша, которую оно несёт — это груз Торы и заповедей, и этот груз воспринимается телом как нечто не только что ненужное, но и вредное, не дающее телу бегать и резвиться как тело этого хочет.

В этой ситуации может появиться желание сокрушить и подавить тело, именно поэтому сказано «помоги ему!»( Кетер Шем Тов, Тосафот 16). Ведь основная цель заповедей заключается в исправлении тела до той степени, чтобы тело светило и помогало душе.

Теперь можно понять Раши, говорящего об инструкции Авраама (души) Саре (телу) как о схеме по получению даров. Имеется ввиду достаточно простая вещь: после того как тело достигает требуемого от него уровня, душа поднимается до такого уровня, который раньше душе был никак не доступен.

Comments are closed.