Сослучайное и присослучайное 2017-01-21 13:51:54

Наконец-то я узнал название ключевого для религиозного человека понятия: Compartmentalization.

Сослучайное и присослучайное 2017-01-21 13:24:57

«Нет глупости горшия, яко глупость» (Щедрин)
Одна из самых больших глупостей, которые делают люди — это поведение в стиле «Ничего не получилось, попробуем так же ещё раз».

Сослучайное и присослучайное 2017-01-21 13:08:51

Рецепт.
Нужно «пирожки» не читать, а петь на мотив «По танку вдарила болванка». Совсем другой терапевтический эффект.
Например:
всю жизнь выпендривался нагло
и провоцировал судьбу
приходит вдруг письмо от бога
а в нём три слова ну и что

Сослучайное и присослучайное 2017-01-20 06:34:59

я говорю ведь быть не может /
что мне лишь кажется весь мир /
он абсолютно сумасшедший /
и сам себе а сам-то кто

Три праведника и один осел

Канун Шабос главы «Шмойс»
22 тейвеса 5777 года / 20 января 2017 г.

На одном из недавних уроков я упомянул высказывание рабби Зеиры, приведенное в Талмуде от имени Ровы бар Земуна: «Если первые наши мудрецы — как ангелы, то мы — как люди, а если первые наши мудрецы — как люди, то мы — как ослы. И не такие, как осел рабби Ханины бен Доса или осел рабби Пинхоса бен Яира, а как обычные ослы» (трактат «Шабос», 119б). На вопрос одного из слушателей, чем именно заслужили особое отношение ослы упомянутых выше праведников, я открыл книгу «Авойс дерабби Натан» и прочитал такую историю:

«Однажды воры увели у рабби Ханины осла, поставили его у себя во дворе на привязи и дали ему сена, ячменя и воды. Но осел не ел и не пил.

«Не стоит, — решили воры, — оставлять его: еще сдохнет и провоняет весь двор!» Они отвязали осла и прогнали его. Поплелся бедный осел домой. Услышал его крик сын рабби Ханины.

— Отец! — позвал он. — Похоже на крик нашего осла.

— Открой поскорее ворота, — откликнулся р. Ханина, — бедное животное давно умирает от голода.

Впустили осла во двор, дали ему сена, ячменя и воды, и он принялся есть и пить.

Правду говорят: «В старину безупречны были не только сами праведники, но даже их животные».

Затем я открыл трактат Талмуда «Хулин» и прочитал историю о рабби Пинхосе бен Яире:

«Отправился однажды рабби Пинхос бен Яир исполнять заповедь освобождения пленных. На постоялом дворе, где он остановился отдохнуть, его ослице дали необмолоченного ячменя. Не стала она есть. Дали ей зерно овса — опять не ест. Перебрали и очистили — все равно не ест.

— Возможно, — заметил рабби, — что от этого зерна не успели еще отделить десятину.

Десятина тут же была отделена, и тогда ослица принялась есть.

— Вот, — сказал рабби Пинхос, — примеры для вас: тварь неразумная — и та покорна Б‑жьей воле, а вы, разумные существа, заставляете ее есть запрещенную пищу!»

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Шмойс» мы читаем еще один рассказ об осле праведника. Всевышний открылся Моше в горящем кусте терновника и послал его в Египет, чтобы передать сынам Израиля весть о скором избавлении и сказать фараону, что он должен освободить народ Израиля. После того, как Моше попрощался со своим тестем Исро, Тора говорит: «И взял Моше свою жену и своих сыновей, и посадил их на осла, и возвратился в Египет. И взял Моше посох Б‑жий в руку свою» (Шмойс, 4: 20). Итак, Моше, чтобы выполнить возложенную на него миссию отправляется в путь пешком, а его жену и детей везет осел.

Возвращение Моше в Египет — отнюдь не первое путешествие, о котором упоминается в Торе. Далеко не всегда в рассказах о передвижениях разных людей с одного места на другое указывается, как они путешествовали и на каком животном ехали. Почему же в данном случае Тора считает необходимым сообщить нам про осла? И вообще, почему Моше посадил жену и детей на осла, а не на лошадь или верблюда, и почему на одного, а не на двух?! Неужели приличествует жене пророка сидеть с двумя детьми на таком простом животном, как осел?! Разве этот факт не принижает достоинство Моше, лидера и спасителя народа Израиля?!

Ответ на эти вопросы дает Раши в своем комментарии на приведенный выше стих: «Это особый осел, о котором уже говорилось, — тот осел, которого Авраѓам оседлал, отправляясь в путь, чтобы принести в жертву Ицхока, и он также есть тот осел, верхом на котором появится в будущем царь-Мошиах, как сказано: «беден и восседает на осле». Тора подчеркивает, что осел Моше был необыкновенным — это осел нашего праотца Авраѓама, о котором сказано: «И поднялся Авраѓам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхока, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Б‑г» (Брейшис, 22: 3). Кроме того, это тот самый осел, верхом на котором появится в будущем Мошиах! Что же это за чудесный осел, который живет несколько тысяч лет, от Авраѓама до Мошиаха?!

Маѓараль из Праги (рабби Йеѓуда-Лива бен Бецалель, видный раввин, кабалист и ѓалохический авторитет) разъясняет, что осел символизирует материальность мира и человека: слово хамор («осел») созвучно с хомер («материя»). И наша цель состоит в том, чтобы взять этого «осла» — тело человека, его животную душу и весь материальный мир — очистить их, чтобы проявился сокрытый Б‑жественный свет. Призвание человека, цель, для которой его душа спускается на землю, — прояснить и очистить тело и физический мир. Несмотря на то, что тело материально, а мир скрывает создавшего его Творца, и тем самым они мешают проявлению духовного света и препятствуют исполнению заповедей, — душа все равно очищает тело и мир.

Есть три способа, три уровня очищения мира. Дорога к этой цели идет через три станции. Три ступени — одна выше другой. (а) Хотя тело скрывает свет души, а человек по природе своей склонен следовать желаниям и похотям тела, он должен бороться с чувственными влечениями так, чтобы помешать физическому миру скрывать его душу. (б) Душа должна не только доминировать и покорить тело и мир, но воздействовать на них так, чтобы они создавали инструменты, достойные освещения человеческой душой. То есть, чтобы они не только не скрывали душу, но и помогали ей. (в) Самая высокая ступень, на которой само тело в свою очередь будет исполнять заповеди, а физический мир будет освещен светом святости и сам раскроет существование Творца. Физическое тело и физический мир не только будут находиться под влиянием духовного света, но и сами почувствуют и испытают святость Б‑жественности. Это настанет в будущем Избавлении, с приходом Мошиаха, как сказал пророк Ишаяѓу (40: 5): «И явится слава Г‑сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г‑спода».

Три способа применения осла: (а) «оседлал осла» — в дни Авраѓама. (б) «и посадил их на осла» — в дни Моше. (в) «осел, верхом на котором появится в будущем царь-Мошиах» — грядущее Избавление. Это и есть три шага очищения «материи», реализация нашей роли по очищению и подготовке материального мира к тому, что он будет освещен Б‑жественным светом.

Авраѓам открыл путь к очищению мира. В его время мир был грубо материален, и его задача была покорить и разрушить материальный мир — так, чтобы тот не мешал раскрытию священного света. Поэтому Тора, описывая, как Авраѓам использовал осла, пишет, что он просто погрузил на него дрова, но сам на нем не ехал.

Во времена Моше-рабейну началось очищение самого материального мира, так что он становится местом, достойным проявления святости. В это время Г‑сподь сошел на гору Синай, произошло дарование Торы. Моше построил Мишкан — жилище для Б‑жественного присутствия в нижних мирах. Поэтому сказано, что жена и сыновья Моше едут верхом на осле. Материя получила возможность через выполнение заповедей подниматься к святости и частично соединяться с ней. Материальный мир обрел способность служить «сосудом» для Б‑жественности. Однако даже тогда, материальность могла возвышать лишь то, что близко к человеку. На данном этапе только жена и сыновья Моше едут верхом на осле, но не он сам.

Но о предстоящем Избавлении сказано (Зхарья, 9: 9): «Вот, царь твой придет к тебе, праведник и спасенный он, беден и восседает на осле». Мошиах сам будет ехать на осле. С его приходом мир будет очищен и освещен Б‑жественным светом. И, как говорит Ишаяѓу (11: 9): «Полна будет земля знанием Г‑спода, как полно море водами». Сама земля, материальный мир, материя сама по себе будет наполнена знанием Всевышнего. Мир осознает и почувствует, что Б‑г является его источником и единственной истинной реальностью. Да случится это скоро, в наши дни, омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (622 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-01-19 06:02:19

Спорит с викингом раввин.
Спор заведомо бесплоден.
— Бог один. И он — не Один!
— Один — бог! И не один.
* * *
Раввин и викинг в жарком споре
Сошлись на том, что сила — в Торе.
(c) eo2010
http://mi3ch.livejournal.com/3638027.html?thread=394215435#t394215435

Сослучайное и присослучайное 2017-01-18 08:30:17

А вы знаете, что в российском еврействе творится? Чуть ли не мессианские времена настали.
Празднование опшерниш в семье главы образовательной сети «Оѓалей Яаков» и заместителя председателя общины синагоги на ул. Архипова Бецалеля Менделя прошло в зале «Оѓалей Яаков» при участии Главного раввина России р.Берла Лазара!

Сослучайное и присослучайное 2017-01-18 08:21:09

Спускаться, таким образом, до ходячих понятий, без сомнения, очень похвально, если перед этим мы поднялись до принципов чистого разума и получили при этом полное удовлетворение… но крайне нелепо добиваться популярности уже при первом исследовании, от которого зависит вся правильность принципов. Этот образ действий никогда не может претендовать на в высшей степени редкую заслугу — добиться истинной философской популярности, так как нет ничего мудреного в том, чтобы быть общепонятным, если при этом отказываешься от всякого основательного понимания.
(Кант, Основание метафизики нравов).

Сослучайное и присослучайное 2017-01-18 08:06:26

В Германии в конце войны ходила горькая шутка: «Кто такой трус? Тот, кто из Берлина уезжает добровольцем на фронт».

Сослучайное и присослучайное 2017-01-17 17:07:49

Марк Аврелий начинает свои «Записки» с перечня того, какой из его учителей дал ему какое хорошее качество.
А кому могу быть благодарен я?
Выберу четверых. 239, конечно.
Владимир Юрьевич Путята. Литература. Благодаря ему я стал думать над добром, злом, справедливостью, а также понял, что решения моральных проблем неоднозначны.
Юрий Лазаревич Слуцкий. Физика. Захватывающая красота законов природы и их исследования.
Владимир Борисович Воловик. Химия. Любовь к точным формулам и схемам.
И самое главное. Николай Моисеевич Кукса. Математика. Благодаря ему я люблю думать.

Сослучайное и присослучайное 2017-01-17 16:44:10

Один из нескольких сильных аргументов для убеждения людей выполнять заповеди (и вообще жить в системе Торы) — это любовь к Богу (и её обратная сторона — страх). Имеется в виду, конечно, не желание награды и не страх перед наказанием, а чистые эмоции: желание делать любимому приятное и нежелание делать ему неприятное (а Богу приятно, когда люди выполняют заповеди). В «Тании» делается следующий шаг: Тора и заповеди — это средство соединения с любимым Богом, а их неисполнение — это разлука с Ним.
Всё хорошо, но только можно спросить: а если человек не чувствует любви к Богу и желания соединиться с Любимым посредством изучения Талмуда и наложения тфилин? «Тания» отвечает: Будем работать! Нужно изучать и исполнять, при этом думая о любви к Богу, и она проявится, она всегда присутствует в глубине души.
Действительно присутствует? А как же! — отвечает наша книга. Ведь любой еврей, в каком бы состоянии он ни находился, готов отдать жизнь за своё еврейство.
В самом деле? Давайте рассмотрим историю массовых крещений в первых веках н.э… массовых добровольных обращений в ислам в первые несколько веков ислама… массовых крещений в Испании до инквизиции ради престижного положения в обществе… массовых крещений в Европе Нового времени только ради места приват-доцента или адвокатуры… они все были готовы?.. ладно, отложим этот аргумент. Поговорим о предыдущем положении — о том, что нужно думать о любви к Богу и она проявится.
Автор «Тании» был мудр, однако не знал, что такое психологическая обработка отдельного человека и целых групп населения. Наши деды хорошо помнят, как зэки в лагерях плакали при известии о смерти Сталина, того самого, что засадил их в эти лагеря. Пресловутая «Евсекция» появилась не из-под палки: она возникла благодаря энтузиазму евреев-коммунистов. Синагоги в городах довоенного СССР — бывших местечках — закрывали практически без сопротивления, их преобразовывали в клубы к большой радости еврейской молодёжи. Так что положение это нужно чуть переформулировать: «Нужно изучать и исполнять, при этом думая о любви к Богу, и она пОявится». Или по-другому: «Нужно изучать и соблюдать из любви к Богу, а любовь эта является продуктом изучения и соблюдения». Определение, кусающее себя за хвост.
Стало быть, перед нами следующая задача: как втолкнуть человека в этот автокаталитический процесс. (Мы будем говорить о взрослом, а не о ребёнке, которого можно научить чему угодно просто в силу давления учителя и коллектива). Есть два способа: убеждение и принуждение. О последнем говорить не будем, так как палка аргументом не является. Как же мы будем убеждать?
Можно вот так: душа единосущна Богу, а Бог един с Торой, стало быть, жизнь человека по Торе наиболее естественна для него. Но сказать мало, нужно доказать, мы же убеждаем. Чем докажем? Тем, что это сказано в Зоѓаре. Но мы же обращаемся к тому, кто стоит вне нашего авторезонансного процесса. Зоѓар-то для него не авторитет!
Давайте по-другому. Пусть человек посмотрит на мироздание, у него дух захватит от изумления, и он сразу полюбит Творца мироздания. Теперь пусть посмотрит на себя, какой он маленький, и у него возникнет страх перед величием Творца. Это Рамбам, Мишне Тора, Законы об основах Торы, 2 глава. Однако есть у меня вопрос: не путает ли автор изумление разума перед величием Творца с любовью, то есть чувством? И ещё: если мы посмотрим на себя, то мы точно так же изумимся нашему суперсложному устройству, а о том, что мы меньше галактики, будем думать в последнюю очередь. Кроме того: человек, конечно, меньше галактики, но гораздо больше, скажем, бактерии, которая тоже очень сложна… короче, неоткуда взяться страху. И эмпирические данные показывают это: примеры людей, которые изучали макромир и микромир и вследствие этого стали соблюдать еврейские заповеди (а не просто декларировать нечто о Боге), мне неизвестны. Обратные примеры — известны.
Можно ещё вот как: любовь есть благожелание, а желать блага другому существу, стараться ради его блага естественно для разумного существа… Но какого же блага мы можем пожелать Богу и как мы можем ради этого стараться посредством исполнения заповедей? Мы вынуждены будем работать в рамках лурианского представления о Боге, который сам не может исправить свой мир и вынужден прибегать к помощи человека. А если кого-нибудь такая мысленная конструкция не убеждает?
У кого-нибудь есть ещё предложения?

Сослучайное и присослучайное 2017-01-17 14:46:47

Интересные воспоминания студента немецкого университета первой половины 1940-х годов, кандидата в члены НСДАП. http://buyaner.livejournal.com/191154.html

מתנת חינם

במשנה ובגמרא כתוב: «אין ממחין ביד עניי גויים בלקט בשכחה ובפאה, מפני דרכי שלום. ת»ר: מפרנסים עניי גויים עם עניי ישראל, ומבקרין חולי גויים עם חולי ישראל, וקוברין מתי גויים עם מתי ישראל, מפני דרכי שלום» (גיטין סא ע»א). לפי רשב»א, ר»ן וריטב»א, מפרנסים עניין גויים גם במקום שאין עניי ישראל.
«הגויים» שמדובר עליהם במשנה הם עובדי עבודה זרה, כי אלה היו הגויים בזמנה. אפשר להקשות: הרי אסור לתת לגויים (על כל פנים, לעובדי עבודה זרה – רשב»א, ספר החינוך) מתנת חינם (עבודה זרה כ ע»א)! אפשר להשיב מהתוספתא: «אבל אם היה שכנו או אוהבו – הרי זה מותר, שאינו אלא כמוכרו לו» (עבודה זרה ג:ה). מהי המכירה כאן? תמורת המתנה יהודי מקבל יחס טוב, «מחזיק לו טובה על שנהנה ממנו», כדברי «חזון יחזקאל». על סמך זה אפשר לומר, שאם אני סבור שתמורת המתנה אני אקבל מגוי מסוים יחס טוב הדרוש לי והוא יהפוך ל»אוהבי» – מותר לי לתת לו מתנה, אפילו אם הוא עובד ע»ז. ייתכן שזאת כוונת המשנה.
זאת ועוד: בעולם המודרני כל דבר שמתרחש בכל מקום יוודע לכל העולם וישפיע אפילו על אנשים רחוקים, במילים אחרות – כולם נעשו שכנים, ואפשר ליישם לכל גוי את הכלל שמדברת עליו תוספתא.

Сослучайное и присослучайное 2017-01-17 10:30:36

Говорил иудей иудею:
Я кашерной диетой владею.
Съем поднос шашлыка,
С ним не пью молока,
Тем не менее всё не худею!

Почём кашрут

Согласно отчёту, опубликованному на сайте кнесета (http://www.newsru.co.il/finance/17jan2017/cashrut303.html, стр. 8, а вот статья с кратким изложением http://www.newsru.co.il/finance/17jan2017/cashrut303.html), стоимость прямых и косвенных расходов израильского рынка на кашрут составляет 2,8 миллиарда шекелей в год – 3% годового оборота рынка продуктов питания. Но паниковать вряд ли стоит, так как примерно 2,2 миллиарда из них — кашрут мяса (действительно сложное дело, требующее работников с квалификацией), а мясо не обязательно покупать дорогое: куриные окорочка по двадцать с чем-то шекелей за килограмм дыру в бюджете не пробьют.
Вот расходы на кашрут для киосков, кафе и залов действительно серьёзные.

Не тщета и не суета, а…

girsa_dejankuta сделала гениальную находку. Слово הבל «ѓевель» в книге Экклезиаст нужно переводить так:
Полная фигня, – сказал Коѓелет; полная фигня, всё фигня…
Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот: всё фигня и погоня за ветром…

Хотя в некоторых местах этот перевод не очень подходит, так как у слова «фигня» есть несколько пренебрежительная коннотация. Например, как переводить вот этот стих:
Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и умело, а отдаёт свою долю человеку, кто над этим не трудился; это – тоже [???] и большое зло!
Здесь скорее подойдёт слово «ду́хкха» (санскр.) — всё то, что мешает буддисту в мире. А на русский я перевёл бы это как «хренотень«.
Ибо что получает человек от всего труда своего и стремления сердца своего, когда он трудится под солнцем? Ведь все дни его – страдания, и дело его – огорчение, даже ночью нет сердцу покоя. И это – тоже хренотень…
Бывает на земле и такая хренотень: есть праведники, которым воздается по делам нечестивых, и есть нечестивые, которым воздается по делам праведников; сказал я, что и это – хренотень.

Еврейская загадка

Какова была ВТОРАЯ фамилия Элиэзера Бен-Йегуды? (Понятно, что не Бен-Йегуда). И если вы даже не знаете эту фамилию — зачем Элиэзер Ицхак Перельман в своё время сменил исходную фамилию на эту вторую?
(С Википедией-то каждый сможет…)
Отгадка: вторая его фамилия была Эльянов «עליאַנאָוו» https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%9C%D7%99%D7%A2%D7%96%D7%A8_%D7%91%D7%9F-%D7%99%D7%94%D7%95%D7%93%D7%94#cite_note-3. Эту фамилию он взял, чтобы уберечься от призыва в царскую армию (доброго слова для атмосферы в которой я ни у кого не нашёл), и носил её как минимум до 1883 г. В армию не брали единственных детей в семье, а у семьи Эльяновых детей не было, так что комбинация могла сработать.
Судя по всему, она всё-таки не сработала, так как в 1878 г. двадцатилетний Элиэзер Ицхак Эльянов (ещё не внесённый в призывные списки https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BE%D1%82_1_%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F_1874_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_IX)
уехал из России в Париж, изучать медицину.

Сослучайное и присослучайное 2017-01-16 04:06:12

Ох батюшки. Залез зачем-то на сайт родной школы и увидел вот эту фотографию. Как снова в «стеночке» стою… Долгих лет Михаилу Васильевичу.
http://www.239.ru/spisok-uchiteley/Mihajlov_Mihail_Vasilevich

Сослучайное и присослучайное 2017-01-13 03:07:23

Люди, пользующиеся социальными сетями, сэкономят очень много времени и нервов, если вспомнят о существовании трёх простых правил, идущих ещё из Англии 18-19 веков:
- Я не хочу знакомиться с теми, с кем я знакомиться не хочу.
- Я не хочу разговаривать с теми, с кем я разговаривать не хочу.
- Я не хочу разговаривать о том, о чём я разговаривать не хочу.

Трамп — и великое строительство в Израиле

автор теста: рав. Меир Брук (США)

В эти дни начинается новая эпоха в истории американо-израильских отношений.

В Белый Дом входит в качестве нового президента Дональд Трамп.
Мы конечно ожидаем от него более вменяемой политики по отношению к еврейскому государству. Но мы должны понимать, что сам Трамп не придумает эту новую политику. Необходимо разработать новую стратегию и найти способ донести ее до Трампа и убедить его, что новая политика будет лучшим решением по сравнению со старым плохо осмысленным подходом предыдущих лидеров Америки.
Старые политики уперлись в два достаточно бестолковых постулата.
Их первая идея — создать независимое палестинское государство. Их вторая идея — не давать Израилю строить на территориях.
А теперь давайте выкинем старые предрассудки и начнем "с начала".
Арабы, которым злокозненно присвоили ярлык отдельного народа палестинцы — появились на этих землях примерно в начале ХХ века, когда сюда приехали первые предприимчивые евреи, развернувшие свои бизнесы и нуждавшиеся в дешевой рабочей силе. То есть арабское присутствие — это не автономный проект, а следствие появления евреев.
Без рынка труда созданного евреями арабам здесь делать было нечего.
Какой труд наиболее подходящий для арабов?
Мой близкий друг работает в Израиле на строительстве и он говорит, что в арабских поселениях самым уважаемым считается араб, работающий на стройке у еврея.
Отделив палестинцев в свое государство мы лишим их этой привилегии и Запад, который толкает Израиль к этому решению только ухудшит жизнь арабов, делая их еще более нищими и никому не нужными.
А теперь предложим простое решение.
Вместо замораживания израильского строительства мы должны сделать наоборот — начать максимально массовое строительство на территориях и привлечь максимум палестинцев на роль строителей, давая им работу.
Тогда Палестинцы вместо бесполезного им автономного государства, руководимого бандитами Хамаса получат жизненно важную для них работу.
При этом в случае какого-либо арабского теракта мы не должны "пачкать" руки репрессиями, но просто лишать всю деревню права на работу на еврейских стройках.
Это станет идеально работающим воплощением механизма кнута и пряника.
При этом необходимо частично отрегулировать рынок жилья, чтобы погасить спекулятивные тенденции беспардонных еврейских строительных магнатов.
Более того, еще более выдающимся решением должно стать массовое строительство доступного жилья в Израиле для евреев диаспоры по самым льготным условиям.
Тогда все евреи мира почувствуют свою реальную связь со СВОИМ государством.
Этот подход хорошо согласуется с Торой.
В благословении сыновьям Ноаха сказано, что Яфет должен жить в шатрах Шема, а Хам (или Кнаан) будет ему слугой. Шем — это евреи. Кнаан — местные палестинские арабы. Кнаан как слуга Шема — это не два независимых государства, а арабы, работающие на Шема. Арабы, которые счастливы тем, что евреи дают им работу.
Очень символично, что Дональд Трамп — строитель и поэтому строительное решение "застрявшего" кризиса будет для него интересно и привлекательно.
Мы можем даже назвать в честь Трампа проект строительства на Святой Земле. Более того как пошутил один из моих коллег — Трамп ог бы стать оптимальным организатором строительства Третьего Храма — в котором самыми почетными паломниками станут еврейская дочь Трампа и его еврейские внуки.
Это будет по-настоящему историческим вкладом Трампа в историю мира, гораздо более выдающимся чем Обамакер его предшественника.
Кстати, забавно, что имя Трампа уже звучит в Израиле. Израильтяне любят ездить автостопом и место где машины подбирают попутчиков называется Трампиада.
Пусть этот строительный проект станет реальностью.

Праведники и их мотивы

Канун Шабос главы «Вайехи»
15 тейвеса 5777 года / 13 января 2017 г.

Около года назад в Израиле умер еврей по имени Борух Мамо. Он родился во Франции, там приблизился к иудаизму и Любавичскому Ребе, женился, создал семью, а затем поднялся в Израиль и поселился в Иерусалиме. Перед Швуэс 5751 (1991) года Борух вместе с несколькими членами семьи поехал к Ребе. После праздника, когда они участвовали в церемонии раздачи долларов, Ребе дал его дочери Ривке особое благословение: «Желаю вам хороших вестей и успехов во всех делах». Они заметили, что благословение было не совсем обычным, но это никого не насторожило, ибо каждый был бы рад услышать пожелание хороших вестей. Они вернулись в Израиль, и их жизнь вошла в свое обычное русло.

В холь ѓамоэд праздника Суккос 5752 года, утром в четверг, 18 тишрей, Ривка и ее сестра Дина отправились в «Биньяней ѓаУма» — «Дворец наций», большой выставочный центр и место проведения различных конгрессов и массовых мероприятий. Потом Дина вернулась домой, а Ривка решила пойти к Стене плача. Прошло несколько часов, но домой она не вернулась. Наступил вечер, и родители начали беспокоиться. В то время еще не было мобильных телефонов, и связаться с дочерью было невозможно. Они обратились в полицию. Полицейский успокоил их, сказав, что получает каждый месяц десятки таких обращений, и обычно это бывают ложные тревоги. Семья провела ужасную бессонную ночь, но и утро не принесло ничего утешительного. Ривка не вернулась, и они не могли избавиться от мыслей о худшем. Полиция начала поиски, семья и друзья присоединились к ним. Тем временем кто-то позвонил в Нью-Йорк, чтобы попросить благословения Ребе. Выслушав рассказ о случившемся, Ребе сказал: «Будут хорошие вести». Наступила Суббота, но новостей не было. Прошел день Ѓойшано-Рабо и наступил праздник Симхос-Тойре, а девушку так и не нашли…

На исходе праздника Симхос-Тойре генерал Йоси Бен-Ханан привел известного американского писателя-еврея Германа Вука к Стене плача для того, чтобы принять участие во «вторых ѓакофойс» (в Эрец-Исроэль, где Шмини-Ацерес и Симхос-Тойре празднуются в один день, принято после Маарива, которым завершается праздник, устраивать танцы с Торой, как в предыдущий вечер). К его глубокому разочарованию выяснилось, что они не проводятся. Тогда генерал предложил посетить Минѓерет ѓаКотель — туннели под Стеной, но и здесь удача отвернулась от них: входные ворота были заперты, так как в Субботу и праздничные дни экскурсии по туннелям не проводились. Но Бен-Ханан был не из тех, кто быстро сдается. Он отыскал сторожа, у которого был ключ, и уговорил его открыть ворота. Они вошли в туннель втроем, вместе с сыном Бен-Ханана, который к ним присоединился. Вдруг сын обратился к отцу и сказал, что он слышал чей-то голос, зовущий на помощь. Сначала отец подумал, что сыну показалось, но все же решил проверить, насколько это соответствует действительности. Они пошли в направлении, указанном сыном, и обнаружили на своем пути глубокую яму, осветив которую увидели на дне полуживую девушку. Это была Ривка Мамо, которая провела четыре дня без пищи и воды в темном подземелье! Они смогли самостоятельно вытащить девушку из ямы и отвезли ее в больницу, откуда потом сообщили в полицию и родителям. Самое большое чудо было в том, что Ривку нашли совершенно случайно в таком месте, где никто даже не думал ее искать. Тогда родители поняли, какой смысл заключался в благословении Ребе «желаю вам хороших вестей». Иногда требуется несколько месяцев, чтобы понять, о чем говорилось в благословении, а иногда нужно узнать всю жизнь праведника, чтобы понять мотивы его действий.

* * *

Из нашей сегодняшней недельной главы «Вайехи» мы узнаем о смерти Яакова, и вдруг понимаем, что именно побуждало его, еще молодого человека, более 130 лет тому назад поступать так или иначе. Первый рассказ, который мы читаем в Торе о Яакове после сообщения о его рождении, — это история покупки первородства. В главе «Тойлдойс» Тора говорит, что однажды «сварил Яаков похлебку, и пришел Эйсав с поля, а он устал» и попросил брата: «Дай же мне глотнуть от этого красного…» И в ответ «сказал Яаков: «Продай, как сей день ясен, твое первородство мне» (Брейшис, 25: 27–31). И тогда Эйсав на самом деле поклялся и продал ему свое первородство. Однако, нам не совсем понятно, почему Яаков так стремился заполучить первородство. Собственно говоря, что конкретно он купил у брата? Какие именно права принадлежали Эйсаву как первенцу, что он мог отказаться от них и продать их Яакову? Вспоминая историю жизни нашего праотца, мы не находим того, чем Яаков наслаждался в результате сделки, которую он заключил с Эйсавом. И только подойдя, наконец, к главе «Вайехи», мы узнаем, почему Яаков так хотел купить первородство. В нашей недельной главе мы читаем о последних днях жизни Яакова, о том, как он благословил своих сыновей, прощаясь со своей семьей. После его смерти Йосеф, наместник Египта, организовал похоронную процессию, к которой присоединились все египетские вельможи и многие другие важные люди. Они проделали свой путь в Ханаан и пришли к пещере Махпела, где, согласно клятве, Йосеф должен был похоронить отца. В этой пещере были похоронены Адам и Хава, Авраѓам и Сара, Ицхок и Ривка, и Лея. Там в общей сложности могли быть похоронены всего восемь человек, четыре пары, и поэтому осталось место только для одного гроба.

Талмуд и мидраши рассказывают, что когда похоронная процессия с телом Яакова достигла пещеры, появился Эйсав с целым легионом головорезов и не позволил Йосефу похоронить отца. Он утверждал, что это место принадлежит ему. Быть похороненным в пещере Махпела — это очень большая привилегия. Вообще, для большинства людей важно быть похороненными рядом с родственниками. Они будут готовы заплатить любую цену, чтобы получить это право. Особенно те, кто хочет быть похороненным рядом с могилами праведников. В Израиле есть много людей, которые хотят упокоиться на Масличной горе. А спрос рождает предложение. Власть рынка сильнее всего, и люди платят тысячи долларов, чтобы купить могилу в этом месте. Такой же огромный спрос существует на места рядом с оѓелем Любавичского Ребе, потому что каждый хасид хочет быть ближе к Ребе. Эйсав также осознавал особую важность быть похороненным в Пещере патриархов, вместе с отцами мира. Поэтому он пришел и утверждал, что последнее место принадлежит ему, как старшему сыну. Тогда сыновья Яакова возразили ему: «Ты тогда продал первородство Яакову. А наш отец купил первородство именно с этой целью!»

Продажа первородство произошла в день смерти нашего праотца Авраѓама. Когда они вернулись с похорон, которые прошли в пещере Махпела, Яаков узнал, что есть место только для восьми могил. В то время там были похоронены Адам и Хава, Сара, а теперь и Авраѓам. Оставалось еще четыре места, два из которых сохранялись для Ицхока и Ривки — прямых наследников Авраѓама. Последняя возможность оставалась только для одной пары. И если Эйсав сохранит за собой первородство, то он получит право быть похороненным там со своей женой. В то время Яаков и Эйсав были совсем молодыми людьми, вряд ли задумавшимися о смерти. Яаков приготовил чечевичную похлебку для Ицхока, который сидел шиву (семидневный траур) по своему усопшему отцу Авраѓаму. И вдруг пришел Эйсав, усталый и голодный, и попросил чечевичной похлебки. Яаков решил использовать эту возможность и предложил ему продать свое первородство, а именно — право быть похороненным в Пещере патриархов. Эйсав, который в те дни был молодым и полным энергии, особо не интересовался местом своего будущего захоронения. Он не дорожил такими вещами и был готов с легкостью отказаться от этого права в пользу Яакова. Поэтому он не только согласился, но и написал и подписал свое согласие. С тех пор прошло более 130 лет, братья ссорились и мирились, Яаков спустился в Египет и так далее. И вот, когда тело Яакова принесли из Египта, чтобы похоронить его в пещере Махпела, вдруг приходит Эйсав и утверждает, что единственное оставшееся место принадлежит ему!

Талмуд (трактат «Сота», 13а) рассказывает, что потрясенные сыновья Яакова пытались напомнить ему, что он продал это место брату. Тогда Эйсав потребовал предъявить документ об этой сделке, но оказалось, что купчая осталась в Египте. После этого было решено послать в Египет Нафтали, которого Яаков называл «быстрым оленем». Все стали ждать возвращения Нафтали. Среди них был Хушим, сын Дана, он был тугоухим и не слышал переговоров, но, видя, что похороны задерживаются, спросил о том, что происходит. Ему объяснили создавшееся положение. Хушим был возмущен позором, которому подвергалось непогребенное тело его деда. В это время Эйсав и его потомки напали на семью Яакова. В этой схватке Хушим убил Эйсава. И прежде, чем Нафтали вернулся из Египта, Яаков был похоронен в последней пустующей гробнице Пещеры патриархов.

…Недавно мне позвонил посланник Хабада в Ганновере, Германия. Он рассказал, что в ближайшие дни там пройдет хупа девушки, которая родилась в Одессе. Когда он спросил ее, почему она решила выйти замуж за еврея и провести церемонию бракосочетания согласно еврейской традиции, она ответила, что понимание важности еврейского брака ей привили во время обучения в еврейской школе «Хабад» в Одессе. Я был очень растроган. Прошло уже более десяти лет, как эта девушка окончила нашу школу, но она до сегодняшнего дня сохранила в своем сердце все, чему научилась.

Сыны Израиля являются старшими сыновьями Всевышнего. «Так сказал Г‑сподь: «Сын Мой, первенец Мой Израиль» (Шмойс, 4: 22). У нас есть много привилегий и прав, но мы часто забываем о них и занимаемся другими вещами, которые считаем более важными. Сегодня есть родители-евреи, которые пренебрегают еврейским образованием для своих детей, не заботясь о том, какой эффект это будет иметь лет десять-двадцать спустя. Но придет тот день, когда мы осознаем всю важность для нас того, чтобы наши дети воспитывались как евреи, чтобы они праздновали бар- и бас-мицвы и становились под хупу… Стоит позаботиться об этом теперь, чтобы потом не было слишком поздно! Давайте думать о будущем наших детей сейчас, ибо важно именно сегодня думать о завтрашнем дне, чтобы завтра мы не жалели о том, чего не сделали вчера…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (756 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-01-12 04:33:40

Из книги Зерубавеля (не путать со Словом блаженного Зоровавеля) можно (при желании) сделать вывод о том, что после завоевания Иерусалима персами в 614 г. были восстановлены родословные священников и на Храмовой горе какое-то время приносились жертвы.
http://maagarim.hebrew-academy.org.il/Pages/PMain.aspx?mishibbur=512000&page=1
А толку?

Сослучайное и присослучайное 2017-01-12 02:56:36

לדון לכף זכות. Или презумпция невиновности. Лучшая проверка межчеловеческих отношений. Её отсутствие стопроцентно свидетельствует об их природе.

Сослучайное и присослучайное 2017-01-11 16:08:55

Интересно. Изменение формулировок описания антихристианского погрома в Иерусалиме в 614 г. в работах еврейских историков за сто лет — при том, что источники у всех этих историков одни и те же. Фигура умолчания во всей её красе.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0_(614)#.D0.92_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8_.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.B2

Сослучайное и присослучайное 2017-01-11 11:59:29

Тот, кто даёт советы о строительстве дома, должен знать физику и сопротивление материалов. Тот, кто даёт советы о поддержании здоровья, должен знать медицину на современном уровне. И честно говоря, я не понимаю, каким образом система правил, регулирующих поведение человека, может НЕ основываться на современном состоянии наук о функционировании общества, поведении человека, его мышлении и физиологических основах всего этого.