Гора пошла к Магомету

Нет, серьёзно. Революция, о которой так долго говорили в иудаизме, совершилась.
Раввинский суд Хайфы отменил задним числом брак: человек не желал давать развод, несмотря на меры, которые к нему применялись. Повторяю: отменил задним числом брак.
Об этой возможности развода в сложных случаях знают все. Но никто ею не пользуется, из консерватизма. Недавно рав проф. Даниэль Шпербер собрал свой частный раввинский суд и отменил брак в очень сложном случае. Шпербер — крупнейший современный специалист по истории ѓалахи, и на весь истеблишмент плевал. И вот теперь его примеру последовал официальный раввинский суд, и глава раввинских судов Израиля р.Давид Малка выразил удовлетворение, и министр Гила Гамлиэль тоже, и член парламента Рахель Азария. Поехали.
Подробности здесь: https://www.timesofisrael.com/in-rare-move-rabbinical-court-annuls-marriage-of-woman-refused-divorce/ (англ). Спасибо o_aronius.

Я в науку ухожу, Мысли удочкой ужу (с)

Объединил пять листов из генизы. То есть сделал на сайте пометки, что пять различных листов, находящихся в разных коллекциях, являются частью одной рукописи и одного произведения.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-17 07:23:32

Когда А.Татарский стал делать «Фиксиков» (примерно в 2009 г.), Э.Успенский, как известно, возмутился тем, что в титрах не указано, что идея «гарантийных человечков» принадлежит ему. Но он не только возмутился, а написал продолжение своей книги — «Гарантийные возвращаются». Она вышла в 2011 г., одновременно с первыми сериями «Фиксиков». Там наряду со старыми героями действуют немецкий гарантийный Телефункен из радиоприёмника и девочка Шпуля из швейной машины. А в «Фиксиках» Шпуля появляется значительно позже.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-17 02:01:25

Мне футбол неинтересен. Но был интересен исход матча Исландия-Аргентина. У Исландии имидж «маленького, но наглого», у Аргентины — слава и сам Месси. Тем не менее исландцы свели игру вничью и добились того, что хвалёный Месси промазал в пенальти.
Неважно, кто твой противник, важно, насколько ты выкладываешься.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-15 04:55:28

Наконец я нашёл определение нашей тусовке в то безумное и счастливое время конца 80-х, когда мы (вос)создавали еврейскую жизнь в Ленинграде. Мы были сообществом демиургов.
..
Мы творили еврейство из всего, что было, и творили его по своему образу и подобию. И оно выходило многогранным, переливающимся, взаимосвязанным и взаимодействующим и до невероятности плюралистичным. Все мы были друзьями, и нам нисколько не мешала идеология. Мы понимали друг друга. Для нас всё было внове, и это новое расцветало, стоило нам на него взглянуть. Такого времени в истории СССР-России больше не было и больше не будет. И мы много сделали.
Всё это было характерно именно для ленинградской тусовки.
Потом многие уехали в Большой еврейский мир (вот я, например); к другим этот Большой мир пришёл сам; на поле третьих пришли «большие игроки»… Мы разошлись, как говорил М.Л.Гаспаров, «географически и методологически».
..
А потом — как говорил Визбор:
«Что у нас за дела?
Да как-то все разбрелись…»
Вот и встречаемся на свадьбах у детей и удивляемся, как мы поседели…
«И тридцать лет прошло, о Боже, тридцать лет!» (с)

«Голова» еврейского «тела»

Канун Шабос главы «Койрах»
2 тамуза 5778 года / 15 июня 2018 г.

Один из прихожан нашей синагоги рассказал мне, что в последнее время столкнулся лицом к лицу с жестким противником, своего рода врагом, последовательно ставящим ему палки в колеса. «Он решил, что я составляю ему конкуренцию, и делает все, чтобы уничтожить меня морально, — сказал мне этот еврей. — Речь идет о коллеге по работе, который знает, что мы с ним находимся на одной и той же ступени карьерной лестницы и оба ждем повышения, и он, кажется, чувствует, что другого не дано: либо я, либо он. На работе он сплетничает обо мне при каждой возможности, прерывает меня на собраниях и с издевкой критикует все мои идеи и предложения…»

Величайшие из наших лидеров, Моше и Аѓарон, тоже сталкивались с подобной ситуацией. В стане Израиля были два человека, которые посвятили свою жизнь уничтожению своих лидеров. На каждом решающем этапе в период руководства Моше и Аѓарона появлялись эти двое, которые делали все, чтобы подорвать их авторитет и ослабить их влияние. Речь идет о двух братьях из колена Реувена, Датане и Авираме, которые все время донимают Моше и Аѓарона, проявляют враждебность по отношению к ним, поднимают вопросы о законности их руководства и пытаются лишить их положительного влияния на еврейский народ. Первая встреча Моше с ними состоялась еще в Египте, когда он, выйдя из дворца фараона, увидел египтянина, избивающего еврея. «И оглянулся он по сторонам, и увидел, что нет никого, и поразил египтянина, и спрятал его в песке» (Шмойс, 2: 12). На следующий день Моше снова покинул дворец и увидел: «Вот два человека из евреев спорят» (там же, стих 13), и один из них замахнулся на другого. Моше попытался разнять их, и услышал в ответ: «Тебя надо бояться, потому что ты убиваешь тех, кто не следует по твоему пути». Моше испугался: он понял, что ситуация становится очень опасной для него, и сказал: «Истинно, стало известным это…» (там же, стих 14). Эти двое не удовлетворились только разговорами, а пошли к фараону и донесли ему, что Моше убил египтянина. За это фараон вынес Моше смертный приговор, что стало реальной угрозой его жизни и вынудило бежать из Египта на долгие годы.

Прошло достаточно много времени, Моше вернулся в Египет и вывел сынов Израиля на свободу. В пустыне они удостоились одного из величайших чудес в истории — мана. Для его получения не нужно было работать, он падал с небес. Моше лишь дал небольшое указание: «Пусть никто не оставит от этого до утра» (Шмойс, 16: 19). Но Тора рассказывает, что «некоторые люди» (а комментаторы объясняют, что это снова были Датан и Авирам) оставили ман до утра. Почему? Потому что мы не позволим народу восхищаться руководством Моше, мы покажем, что он — свят, но может быть и не по его слову!

Год ожидания в пустыне закончился, и Моше послал разведчиков в Землю Израиля, которые принесли плохие вести, о том, что евреи не смогут ее завоевать. Эти сведения еще не успели просочиться в массы, но снова, по мнению мидрашей, в дело вмешиваются Датан и Авирам: «И сказали они друг другу: «Назначим себе нового главу и возвратимся в Египет» (Бамидбор, 14: 4). Так, подстрекая и настраивая евреев против Моше и Аѓарона, они увлекли за собой весь народ…

В нашей сегодняшней недельной главе «Койрах» борьба между двумя сторонами достигает кульминации, и становится ясно, что только одна сторона может победить. Койрах открыто выступил против Моше, и снова к нему присоединились Датан и Авирам. Действуя даже более активно, чем сам Койрах, они возглавили восстание против Моше и Аѓарона. Об этом мы узнаем из слов Моше, обращенных к народу: «Устранитесь же от шатров этих нечестивых людей и не коснитесь ничего им принадлежащего, чтобы не погибнуть за все их грехи» (Бамидбор, 16: 26).

Рабби Йеѓуда-Лива бен Бецалель (Маѓараль из Праги) подчеркивает, что Датан и Авирам были отправлены в этот мир силами зла — ситра ахра («другой стороной»), чтобы помешать Моше и Аѓарону. Они были противоположностью этих двух великих людей: «Когда сыны Израиля удостоились получить двух человек, которые отличались от них своим величием, — Моше и Аѓарона, в противовес им были даны два злодея, отличающихся своей низостью, всегда противодействующих Моше и его Торе».

И здесь интересно проследить, как Моше справился с ними, как он стал действовать, когда у него, наконец, появился шанс отплатить им за многолетние преследования и домогательства. Тора говорит, что Творец дал указание Моше пойти к шатрам Датана и Авирама и отдалить от них всех, кто собрался там, потому что произойдет ужасная трагедия. Моше слышит это, но поступает немного по-другому: «И поднялся Моше, и пошел к Датану и Авираму, и пошли вслед за ним старейшины Израиля» (Бамидбор, 16: 25). Вместо того, чтобы держать общину в стороне от Датана и Авирама, он идет прямо к ним. Почему он это сделал? Раши в своем комментарии на этот стих говорит: «Поступил так, полагая, что они окажут ему уважение, послушают его, если он обратится к ним лично». Моше делает последнюю попытку вызвать у них покаяние вместо того, чтобы ускорить их смерть!

Любавичский Ребе объясняет, что Моше был вынужден действовать очень изобретательно: с одной стороны, он не мог говорить напрямую с Датаном и Авирамом, потому что Б‑г запретил ему это делать и уже приговорил их к смертной казни. С другой стороны, он не мог себе представить, что эта пара умрет столь страшным образом. Поэтому он действовал по-своему оригинальным способом. Моше встал и, взяв с собой семьдесят старейшин Израиля, величественно проследовал к шатрам Датана и Авирама, полагая, что, увидев его в сопровождении столь уважаемых людей, они раскаются и встретят главу народа Израиля с надлежащим почтением. Напрашивается очевидный вопрос: почему Моше пытался их спасти? Ведь в его собственных интересах было увидеть, как эти двое покидают эту землю, как можно быстрее! Кстати, даже с точки зрения еврейского закона Моше не должен был прощать их. Ѓалоха утверждает, что прощение, данное опасному человеку, может причинить вред. Почему же Моше прилагает усилия, чтобы спасти своих заклятых врагов?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу рассказать вам одну историю. Раввин Авраѓам-Ицхок Шем-Тов — один из старейших посланников Хабада, много лет проработал в правительственных учреждениях в Вашингтоне. В 1970‑х годах он и рабби Моше Феллер, посланник из Миннесоты, работали в Комитете по образованию Сената и присутствовали на важных совещаниях на Капитолийском холме. Во время одного из таких собраний они поддерживали постоянный контакт с секретариатом Ребе, каждый час или два сообщали о ходе слушаний и получали различные рекомендации от Ребе. Когда был объявлен однодневный перерыв в слушаниях, секретарь Ребе передал им важное указание: «Ребе просит вас воспользоваться этой передышкой, чтобы отправиться в такой-то город в этом районе для пробуждения самосознания евреев, которые там живут». Они отправились в этот город, но оказалось, что там нет евреев. Это был летний городок, который на зиму оставался почти пустым. Они бродили по городу, спрашивая, где живут евреи, но их не было. Однако невозможно было вернуться, не выполнив миссии. В конце концов, кто-то направил их в небольшой гараж за одним из домов. Они вошли и увидели человека, лежащего под машиной и что-то там ремонтирующего. Они обратили на себя его внимание, и, выбравшись из-под машины, он застыл от удивления. Оказалось, что он хорошо помнил раввина Шем-Това по лагерю «Ган Исроэль», куда однажды приводил одного из своих детей. Это был верующий еврей из Нью-Йорка. Когда-то он пережил кризис в личной жизни и покинул свой дом, оставив жену и детей. Они долго беседовали с ним, пытаясь уговорить его восстановить отношения с семьей или, по крайней мере, дать жене гет (разводное письмо).

Самое впечатляющее в этой истории, без сомнения, — способность Ребе переключаться между потребностями всей общины Израиля и нуждами каждого отдельного еврея. С одной стороны, он следил за работой Комитета по образованию Сената, и в то же самое время поручил людям, работавшим там, отправиться в небольшой городок, чтобы попытаться спасти одну еврейскую семью. Ибо в этом суть души Ребе: он не хочет отказываться ни от кого, воспринимая каждого отдельного человека как целый мир. В его глазах любой еврей имеет то же значение, что и вся община Израиля.

Такова была и линия поведения Моше-рабейну. Как глава еврейского народа, он не готов был отказаться ни от одного еврея, даже от Датана и Авирама. Несмотря на то, что они представляют собой пару наглых выскочек, оскверняющих Имя Всевышнего, ставящих под угрозу жизнь Моше, делающих все, чтобы навредить его руководству общиной и, в конечном счете, пытавшихся восстановить против него весь народ, для Моше они все равно евреи, от которых до последнего нельзя отказываться.

В среде еврейского народа есть много лидеров: раввины, мудрецы, главы иешив… Но есть только один человек, который никогда ни от кого не откажется. Нет ни одного еврея, который был бы не важен для него. И в этом заключается разница между «головой» и остальными «органами». Рука может отказаться от мизинца ноги, но голова не может отказаться даже от небольшого ногтя. Брат может отказаться от брата, но отец не готов отказаться ни от одного члена семьи. Для головы все они являются самыми важными частями.

…В этот Шабос, 3 тамуза, — йорцайт Любавичского Ребе, главы нашего поколения. Ребе не с нами уже более двадцати лет. Но ни у кого из нас не возникает сомнения, что так же, как Ребе руководил нашей жизнью в этом мире, физически присутствуя в нем, так он направляет нас и сегодня. Потому что мы уверены, что пастух не оставил и никогда не оставит свою паству. Нам нужен Ребе! Ребе, который любил, любит и всегда будет любить нас. Который заботился, заботится и всегда будет заботиться о нас. Мы скучаем по нему и молимся о том, чтобы увидеть его снова. Нет ни одной другой более важной причины просить у Всемогущего скорого истинного Избавления. Да придет оно вскоре, в наши дни! Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (750 КБ).

Скальпель, сера, крюк, огонь

Со вчерашнего дня в голове звучит «Ноябрь, дорога на Лондиниум» Тикки. Слова здесь https://tikkey.livejournal.com/503122.html, исполнение здесь https://www.youtube.com/watch?v=ufNlMfAqsm0. (Кто знает ещё записи исполнения, поделитесь). Это у меня третья «песня неотложной помощи», после «Человек и кошка» и «Доктор, доктор, добрый доктор».

Немного о ней. Год в этой песне делится на два сезона: «приближается зима» и «приближается чума». И всё. 

Лирический герой хотел быть врачом, но во время чумы врач может работать только могильщиком. Причём герой знает, как предотвратить чуму или по крайней мере уменьшить. Ну а что делать? «Все слова мои им — как горох об лёд». Вот и приходится: скальпель, сера, крюк, огонь и кресты на двери или на стене. 

И так год за годом, если уцелеет. «За зимой придёт весна, с нею крысы, мириады новых крыс». 

Сослучайное и присослучайное 2018-06-13 05:12:49

Иногда человечеству везёт. Например, таким везением было то, что всю жизнь мог более или менее спокойно работать Гаусс. На фоне судьбы склочного Ньютона, аутиста Кэвендиша или невольника чести Галуа — ему и нам очень повезло.

Сослучайное и присослучайное 2018-06-12 13:18:24

Организация קשת המשאלות — «Радуга желаний» — выполняет желания безнадёжных больных. «Перед концом побывать на море… посетить студию любимой радиопередачи… отпраздновать Хануку в кругу всей семьи… встретиться с популярным певцом за кулисами…» У организации есть машина, приспособленная для перевозки инвалидных кроватей и инвалидных кресел. Русский сайт здесь: https://www.keshet-hamishalot.org.il/ru. Нужны пожертвования.
Этот человек на терминальной стадии рака хотел ещё раз побывать с женой в любимом ресторане на море, а потом рассказать о том, как можно умереть достойно.
http://www.newsru.co.il/pict/big/1073363.html

Вопрос к начальникам

Уважаемые модераторы и хозяин !
Разрешено ли в этом сообществе автору темы свободно тереть чужие комменты ?

Сослучайное и присослучайное 2018-06-12 07:07:29

В магазине «Чукотские дали»
Мне новейший компьютер продали.
Там три схемы, диод,
Мышь, экран, дисковод…
Только очень тугие педали.
(c) valera_kolpakov

Сослучайное и присослучайное 2018-06-11 12:45:23

Эти две девушки служат в полиции (одна — русскоязычная, из бухарских евреев). Их вызвали в продуктовый магазин, поскольку «старушка украла там фрукты и овощи». Они приехали и стали расспрашивать старушку. Ей восемьдесят лет, и она купила и оплатила только две картофелины и две луковицы, поскольку больше себе позволить не может. А остальные фрукты-овощи она взяла из ящика под прилавком, куда продавцы сбрасывают непригодный товар, и не знала, что за гнилые фрукты нужно платить.
Полицейские скинулись, купили ей хлеба, овощей, фруктов и консервов.
(Больше всего здесь возмущает поведение того, кто вызвал полицию.)
https://www.mako.co.il/pzm-magazine/Article-3d3463d59d9e361006.htm

Впереди река (выступление во дворе синагоги)

И все-таки, это вчера нам очень важно, и хочется понять, кто же был светофором на перепутье, народ или Всевышний, и почему же все-таки в Торе такие разногласия. Раши, как мы знаем, ищет гармонизации и говорит: народ пришел к Моше с просьбой послать разведчиков, Моше вопросил Всевышнего, и Он сказал: ну, пошли. שלך לך
Читать далее…

Сослучайное и присослучайное 2018-06-09 15:37:03

Пересдача зимней сессии, математика. Пересдают два студента — первокурсник (функции комплексного переменного еще не проходил) и второкурсник (теоретически проходил).
Сначала отвечает второкурсник:
— Может ли синус по модулю быть больше единицы? — спрашивает его экзаменатор.
— Конечно, нет.
— Все, вы свободны. Два балла!
— Теперь ваша очередь, — поворачивается преподаватель к первокурснику и задает ему тот же вопрос.
Подслушав ответ товарища по несчастью, он уверенно отвечает:
— Конечно, да.
— Вы тоже свободны. Два балла.
http://trotil.diary.ru/p173127781.htm

Как завалить студента

на экзамене по математике. Спросите его: «А не пересекаются ли параллельные прямые в геометрии Лобачевского?» И если он ответит «пересекаются», гоните его: они не пересекаются по определению, так как они параллельные! Просто через некую точку можно провести много прямых, параллельных данной. Только если посмотреть на геометрию Лобачевского из геометрии Евклида, будет казаться, что все эти прямые, параллельные данной, пересекаются: они же проходят через одну точку…

По закону Моше и Израиля

A private rabbinical court on Monday dissolved the marriage of a Jewish Israeli woman whose husband has refused to grant her a religious bill of divorce, or a get, for 23 years, in what is believed to be the most extreme case of an agunah or “chained woman” in the State of Israel. Tzviya Gorodetsky’s husband, Meir, has opted to remain in prison since 2000 rather than grant the divorce papers, without which she cannot remarry

Нельзя не порадоваться за эту женщину, равно как за бывшую жену поборника семейных ценностей Атиаса. Но в то же время нельзя не отметить, что современное еврейское право устроена так, что разного рода печальные истории — увы, не баг, а фича.

Традиционная просьба комментировать там, где уже идет обсуждение.

Где Тора говорит о воскрешении из мертвых? В разделе Шлах, 15:2

Так пишет Ор hаХаим, и здесь уже не остается места для сомнений: таковые явно грешили бы против логики.

В награду за самоотверженность

Канун Шабос главы «Шлах»
25 сивона 5778 года / 8 июня 2018 г.

1 апреля 1933 года нацистская партия, пришедшая к власти в Германии, объявила «День бойкота». Коричневорубашечники напали на еврейские магазины, грабили и уничтожали товары и избивали евреев. Они везде выставили свои посты, не давая немцам заходить в эти магазины. В Берлине тогда находился один из самых больших универмагов в Европе, в котором работало около 2500 рабочих. Вся элита германского общества была среди постоянных покупателей этого магазина. Он назывался N Israel, был основан в 1815 году и принадлежал одной из самых богатых еврейских семей Германии. В день бойкота в магазине работали около семисот евреев. Нацисты стояли на страже у входа в магазин и пытались помешать немцам делать там покупки. Одна немка сказала им, что ее дедушки и бабушки приходили за покупками в этот магазин, и что она будет продолжать покупать здесь… Позже нацисты вошли в магазин и арестовали еврейских работников, но владельца универмага, г‑на Уилфрида Исраэля, не тронули. Помимо немецкого, он имел британское гражданство, и в то время нацисты еще не арестовывали иностранных подданных.

Уилфрид, который имел связи с лидерами нацистской партии, был одним из первых, кто понял, каковы истинные цели нацистского режима, и начал использовать все свое влияние, чтобы спасти евреев Германии. Торговый центр собирал большую выручку наличными, и Уилфрид послал своего помощника, еврея по фамилии Полак, подкупить нацистских офицеров и освободить своих работников. Эти евреи больше не могли оставаться в Германии, им нужно было бежать. Но куда? Какая страна сможет принять их? У Уилфрида были хорошие отношения с работниками британского посольства в Берлине. Он передавал британцам очень важную информацию о нацистах, а взамен он не брал денег, а просил выдавать евреям визы в Англию или разрешение на въезд в подмандатную Палестину, так что они могли немедленно покинуть немецкую землю. Уилфрид продолжал выплачивать им зарплату даже через два года после того, как они уже жили в другой стране. В 1933–39 годах он спас от семи до десяти тысяч евреев!

В «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 года нацисты ворвались в универмаг, разграбили и фактически уничтожили его. Тогда Уилфрид задумал и организовал со своими помощниками «Киндертранспорт» («Детский транспорт»), который вывез в Англию почти десять тысяч еврейских детей из Германии, Австрии и Чехословакии. В начале 1939 года нацисты вынудили Уилфрида «продать» свое дело, и ему пришлось покинуть Германию, но он еще несколько раз возвращался туда, чтобы обеспечить доставку детей. Когда разразилась Вторая мировая война, он работал в Англии, делая все, что мог, чтобы спасти евреев…

Любой, кто слышит эту историю, спрашивает: каков был ее конец? И почему мы никогда не слышали о нем? В 1940 году Уилфрид приехал в Эрец-Исроэль и посетил кибуц ЃаЗореа у подножия горы Кармель. Он был создан в 1936 году группой молодых евреев, эмигрировавших из Германии, и Уилфрид оказал им финансовую поддержку. Он был очень рад посетить кибуц и сказал, что хотел бы там жить, но вернулся в Англию и продолжал оттуда помогать спасать евреев. В 1943 году он был направлен Еврейским агентством для выдачи виз евреям в Португалии. На обратном пути в Англию самолет, на котором он летел, был сбит немецким истребителем над Бискайским заливом, и даже его тело не было найдено. В завещании он распорядился отдать свою коллекцию произведений искусства кибуцу. Там построили дом, который назвали его именем — Бейт-Уилфрид. Коллекцию поместили в подвале дома, и никогда никому об этом не рассказывали. Так Уилфрид был почти забыт.

Несколько лет назад один из членов кибуца начал исследовать его историю, обнаружил в подвале в дополнение к коллекции произведений искусства папку, полную документов и писем известных людей, с которыми переписывался Уилфрид. Например, Альберт Эйнштейн написал ему: «Я не мог избавиться от чувства, что Вы слишком хороши для этого мира». А также, что человек, подобный ему, пробуждает в нем ощущение, что у человечества есть надежда. На основе этих документов был создан документальный фильм под названием «Исчезнувший человек»…

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Шлах» рассказывает о том, что Моше отправил двенадцать разведчиков высмотреть землю Ханаанскую. Когда они вернулись, десять из них принесли дурные вести, породившие в душах евреев страх перед вступлением в Землю обетованную. И только двое: Йеѓошуа бин-Нун и Калев бен Йефуне говорили, что евреям удастся завоевать Эрец-Исроэль. О Йеѓошуа в начале главы прямо сказано, что Моше добавил к его имени букву йуд: его звали Ѓошеа, а Моше назвал его Йеѓошуа. Раши добавляет: «Давая ему имя Йеѓошуа, Моше молился о нем: «Да спасет тебя Г‑сподь (таково значение имени) от дурного замысла соглядатаев» (комментарий на Бамидбор, 13: 16). То есть, добавив к его имени Имя Б‑га, Моше придал Йеѓошуа силы не подпасть под влияние остальных разведчиков. Поэтому для Йеѓошуа было естественным не согласиться с мнением большинства. Однако у Калева бен Йефуне не было такой поддержки, и все же он не просто присоединился к Йеѓошуа, а сам выступил как инициатор противостояния остальным разведчикам. Именно он стоял против всего народа: «Но успокоил Калев народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, ибо в наших силах это» (там же, стих 30). И далее рассказывается, что, когда Йеѓошуа и Калев сказали общине: «Не восставайте же против Б‑га» (Бамидбор, 14: 9), люди хотели забить их камнями, и только в последний момент Всевышний их спас. Стойкость Йеѓошуа вполне объяснима: он — ученик Моше, о котором сказано: «А служитель и ученик его, Йеѓошуа бин-Нун, никогда не выходил из шатра [Моше]» (Шмойс, 33: 11). Но откуда у Калева взялось столько сил и упорства? Раши в своем комментарии на стих «И дошел до Хеврона» (Бамидбор, 13: 22) пишет: «Разведчики шли разными путями, и только Калев дошел туда один и молился на могилах праотцов о том, чтобы ему устоять и не участвовать в дурном замысле спутников».

Кто же такой Калев? Во-первых, он был мужем Мирьям, сестры Моше-рабейну (Раши на Шмойс, 17: 10). Во-вторых, у них был сын по имени Хур, который стал очень важным человеком, хотя многие с трудом вспомнят его. А все потому, что это имя упоминается только в двух местах в Торе, но из рассказа об этих событиях следует, что Хур сыграл большую роль в жизни народа. Впервые Хур упоминается в конце главы «Бешалах», в повествовании о войне с Амолеком. Сразу же после Исхода из Египта говорится, что Амолек пришел сражаться с сынами Израиля. Тогда Моше повелел Йеѓошуа: «Выбери нам мужей и выйди, сразись с Амолеком… И Моше, Аѓарон и Хур взошли на вершину холма» (Шмойс, 17: 9, 10) — они стояли и молились весь день, чтобы Йеѓошуа и его люди выиграли войну против амолектян. «И руки Моше отяжелели, и тогда взяли они камень и положили под него, и Моше сел на него. А Аѓарон и Хур поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой; и были руки его символом веры до захода солнца» (там же, стих 12).

Второй раз Хур упоминается в конце главы «Мишпотим», сразу после рассказа о даровании Торы. В праздник Швуэс сыны Израиля услышали Десять заповедей от Самого Всевышнего, и Моше сообщил им, что он собирается подняться на гору Синай, чтобы получить Скрижали. Моше обратился к старейшинам и сказал: «Оставайтесь ждать нас здесь, пока не возвратимся к вам; и вот Аѓарон и Хур с вами; у кого есть дело, пусть приблизится к ним» (Шмойс, 24: 14). Моше сообщил всем, что в течение сорока дней его отсутствия в лагере, они могут обращаться по всем вопросам либо к Аѓарону, либо к Хуру. Это последний случай упоминания о Хуре. И у нас возникает вопрос: куда он исчезает и почему мы больше о нем ничего не слышим?

Мы все знаем историю греха золотого тельца. Одна из самых загадочных вещей в этой истории — это поведение первосвященника Аѓарона. Евреи пришли к нему и сказали: «Давай, сделай нам божество, которое пойдет перед нами, потому что этот человек, Моше… пропал и мы не знаем, что сталось с ним» (Шмойс, 32: 1). И он не запротестовал, не стал их убеждать, что Моше вот-вот вернется, а как будто согласился на их требования. «И сказал им Аѓарон: «Снимите золотые кольца с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне» (там же, стих 2). И когда они принесли кольца, он взял и бросил их в огонь, и получился телец. Почему Аѓарон не попытался отговорить народ?!

Раши говорит, что Аѓарон «видел, как Хур, сын его сестры, порицал их, и они убили его» (комментарий на Шмойс, 32: 5). Мидраш рассказывает, что сначала народ пришел к Хуру с той же просьбой, и так как тот отказал им, они его убили. Аѓарон услышал об этом и сказал: «Что я буду делать? Они убили Хура, который был пророком, а сейчас, если убьют меня, коѓена, то исполнится написанное: «Если убьют в Храме Б‑га коѓена и пророка» (Эйха, 2: 20), и они сразу же станут изгнанниками» («Ваикро рабо», 10: 3). Поэтому когда они пришли к Аѓарону, он попытался оттянуть время до возвращения Моше…

Словом, неудивительно, что отец Хура, отдавшего свою жизнь, чтобы остановить сынов Израиля от совершения греха золотого тельца, пытался удержать народ от греха разведчиков. Отец и сын, Калев и Хур — два героя, пытавшихся уберечь евреев поколения пустыни. С Хуром произошло то же, что и с Уилфридом Исраэлем: он был убит в молодом возрасте. Но у Хура было то, чего не удостоился Уилфрид, — дети. Сразу же после греха золотого тельца Б‑г повелел народу Израиля как искупление построить Мишкан. «Святой, благословен Он, сказал: «Золото придет в Мишкан и искупит то золото, из которого был сделан телец» («Мидраш Танхума», «Трумо», 5). Кого Г‑сподь назначил строить Скинию? «Бецалеля, сына Ури сына Хура». Внук Хура был избран, чтобы возглавить строительство Мишкана. Так Всевышний воздал должное Хуру за его преданность и самопожертвование («Шмойс рабо», 48: 5).

Любавичский Ребе часто повторял поговорку: «Всевышний никогда не остается в долгу». Он вознаградил Хура за его самоотверженность, и Он платит Уилфриду Исраэлю за его преданность своему народу. Через семьдесят лет после его смерти у людей появился огромный интерес к его героическим делам: о нем пишут книги, снимают фильмы… И самой большой наградой для его души является то, что кто-то услышит его историю и почувствует необходимость что-то сделать, чтобы помочь какому-нибудь еврею где-то в мире. И это величайшее поднятие его благородной души, которая спасла десятки тысяч евреев во время Холокоста.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Считается, что это детская книга

Собака гнала лису. Та удирала, прыгала по снегу, через кусты и сугробы, с подбитой передней лапой, раненая, бесконечно запуганная, осознающая всю безнадёжность своего бегства…
Вот она остановилась, развернулась и, понимая, что сил больше нет, попыталась заговорить с собакой. Теперь они стояли напротив друг друга. Собака не унималась, продолжая свой надрывный лай.
– Здесь! Она здесь! – бесилась она. Так она призывала Его.
Старая лиса приподняла разбитую лапу:
– Прошу тебя, пожалей меня!
– Ни за что! – злобно тявкала собака.
– Я прошу, дай мне лишь спокойно, рядом со своими, умереть, посмотри, как я слаба!
– Нет! – повторяла собака в неистовстве.
– Мы же с тобой почти что родня…
– Нет!
– Ты предательница! Ты ищешь нас, своих родственников, там, где Ему нас найти не под силу, и выдаёшь наши тайны! Подлая изменница!
И все, кто находился поблизости, заголосили почти одновременно.
– Предательница! – крикнула сорока.
– Изменница! – не смолчал хорёк.
– Бесстыдница! – просипела сойка.
И со всех деревьев и кустов раздавались возмущённые голоса. Долгие годы копили обитатели леса свои обиды и только вслед за лисой, которая смогла вслух выразить общую ненависть, нашли в себе решимость поспорить со злобной собакой.
Собака в гневе залаяла на них:
– Эй, вы! Что вы понимаете! Всему, абсолютно всему на свете хозяин – Он! И я – Его! И служу Ему. Неужели вам под силу бороться с Ним? Да кто вы против Него? Жалкие против могущественного! Да всё, что вокруг существует, всё, что у вас имеется, – от Него! – Собака негодовала и безумствовала.
– Дрянь! – подала голос лиса.
Собака тут же бросилась на неё и, рыча, повалила на землю. Она легко расправилась с раненой лисой, пытавшейся сопротивляться, но всё же погибшей…
– Здесь! – торжествовала собака, снова заходясь в злобном лае.
И все, кто был рядом, наблюдая за битвой, разбежались и спрятались от Него, который мог появиться здесь в любую минуту.
Бемби и вожак видели и слышали всё из своего укрытия.
– Страшно мне! – прошептал Бемби.
– Страшно, что жители леса безрассудно верят в то, что утверждала собака, в то, что повторял Гобо. Верят в Его всемогущую власть, живут в непрерывном ужасе. Его – ненавидят, себя – презирают. И даже смерть от Него принимают со смирением… и без борьбы!

Сослучайное и присослучайное 2018-06-04 04:39:39

Израильские спасатели достали котёнка из вентиляционной шахты глубиной девять метров и шириной сорок сантиметров.
Измерьте себя спереди назад: а вы бы влезли в эту шахту?
https://s3channel20.panda-os.com/wp-content/uploads/2018/06/WhatsApp-Image-2018-06-03-at-22.10.58-e1528054284930.jpeg
https://s3channel20.panda-os.com/wp-content/uploads/2018/06/WhatsApp-Image-2018-06-03-at-22.10.55-e1528054044342.jpeg

«Нашему обществу придётся нас принять такими»

«Мы это делаем не для денег, а для Бога. Люди спрашивают моего отца: что она там делает, среди опасности, не получая за это зарплату? А мой отец говорит: я горжусь моей дочерью, она помогает сынам нашей страны».
Разан Ашраф ан-Наджар (Razan al-Najjar) из Хан-Юниса не получила достаточно высокие оценки в школе, чтобы продолжить образование, и пошла учиться на санитара. Проучившись два года, она пошла добровольцем в негосударственную медицинскую организацию — одна из считанных женщин-санитаров. Последние два месяца во время регулярных пятничных беспорядков была среди санитаров у забора, оказывала первую помощь. В апреле дважды пострадала сама.
https://images1.ynet.co.il/PicServer5/2018/06/01/8567140/856713501000100980653no.jpg
«Мы хотим только спасать людей, эвакуировать раненых. Мы и без оружия можем всё». «В нашем обществе [в секторе Газы] осуждают [таких] женщин. Но нашему обществу придётся нас принять такими, и если оно не хочет принимать нас добровольно, оно будет вынуждено нас принять, потому что у нас больше сил и храбрости, чем у мужчин» (из интервью, данного месяц назад).
Тяжело ранена пулей 1 июня во время оказания первой помощи, умерла в госпитале.
https://news.walla.co.il/item/3162949
https://www.nytimes.com/2018/06/02/world/middleeast/gaza-paramedic-killed.html

Сослучайное и присослучайное 2018-06-03 07:13:18

По «Воспоминаниям о Сократе» Ксенофонта (гл. 1), уподобление макрокосма микрокосму служило для доказательства существования богов: если ты действуешь разумно, это потому, что в тебе есть душа (ведь ты не будешь отрицать существования души, правда?) — а значит, если в мире всё устроено разумно, это потому, что в мире есть движущая его духовная сила. Ч.И.Т.Д.
А провидение он доказывает так: «Как ты дума­ешь, неуже­ли боги наса­ди­ли бы в людях веру в то, что они могут делать доб­ро и зло, если бы они не име­ли силы для это­го? Неуже­ли люди нико­гда не заме­ти­ли бы, что они веч­но обма­ны­ва­ют­ся?» (там же).
Детская невинность зари философии…

Сослучайное и присослучайное 2018-06-02 15:30:07

«В следующей деревне мы встретили части одной из московских ополченческих дивизий, кажется, шестой. Помню, что они тогда произвели на меня тяжелое впечатление. Впоследствии я понял, что эти скороспелые июльские дивизии были в те дни брошены на затычку, чтобы бросить сюда хоть что-нибудь и этой ценой сохранить и не растрясти по частям тот фронт резервных армий, который в ожидании следующего удара немцев готовился восточнее, ближе к Москве, — и в этом был свой расчет. Но тогда у меня было тяжелое чувство. Думал: неужели у нас нет никаких других резервов, кроме вот этих ополченцев, кое-как одетых и почти не вооруженных? Одна винтовка на двоих и один пулемет.
Это были по большей части немолодые люди по сорок, по пятьдесят лет. Они шли без обозов, без нормального полкового и дивизионного тыла — в общем, почти что голые люди на голой земле. Обмундирование — гимнастерки третьего срока, причем, часть этих гимнастерок была какая-то синяя, крашеная. Командиры их были тоже немолодые люди, запасники, уже давно не служившие в кадрах». (К.Симонов)
*
Днем 16-го августа на участке 120-й стрелковой дивизии была введена в действие наиболее боеспособная пятая рота 6-й дивизии народного ополчения. Командовал ротой командарм 2-го ранга запаса Орлов (63 года). Задача роты была — выбить противника из деревни Алексеевка Коробецкого сельсовета. Боевую задачу рота выполнила, деревню Алексеевка освободила, однако в роте осталось лишь пять человек, в их числе и Орлов.
http://bdsa.ru/divizii-no/4554-6-dno-dzerzhinskogo-rajona-moskvy

Войти в «еврейский круг»

Канун Шабос главы «Беѓаалойсхо»
18 сивона 5778 года / 1 июня 2018 г.

В Земле Израиля всегда были проблемы с пресной водой. Около двух тысяч лет тому назад, во времена Второго Храма, жил в Эрец-Исроэль известный мудрец, праведник и чудотворец Хони ѓаМеагель («Начертивший круг»). Талмуд (трактат «Таанис», 23а) рассказывает о нем следующую историю:

«Случилось, что месяц адор был на исходе, а дождей все еще не было. Послали учеников к Хони ѓаМеагелю, чтобы тот помолился, и пошел дождь. Он помолился, но дождь не пошел. Тогда он начертил на земле круг, стал в него и сказал: «Владыка мира! Дети Твои обратились ко мне, считая меня наиболее близким Тебе человеком. Клянусь Твоим великим Именем, что я не сойду с этого места, пока Ты не смилуешься над Своими детьми». Стал накрапывать дождь. Сказали ему ученики: «Учитель! Кажется нам, что этот дождь идет лишь ради того, чтобы освободить тебя от клятвы». Он воскликнул: «Не о том я просил, но я просил дождя для наполнения колодцев, каналов и подземных пещер». Тогда разразилась страшная гроза и пошел такой обильный дождь, что каждая капля наполняла бочку… Сказали ему ученики: «Учитель! Кажется нам, что этот дождь идет на погибель миру». Воскликнул он опять: «Не о том я просил, но я просил дождя желанного, благодатного и щедрого!» Пошел дождь, о котором он просил, но шел очень долго, пока не поднялся весь народ на Храмовую гору, чтобы спастись от наводнения.

Сказали люди Хони ѓаМеагелю: «Ты молился, чтобы пошел дождь. Помолись, чтобы дождь перестал». Сказал он: «Меня учили: не молятся об отмене великого блага. Поэтому приведите мне быка для благодарственной жертвы». Привели ему быка. Возложил он на него руки свои и сказал: «Властелин мира! Израиль, Твой народ, что вывел Ты из Египта, не может вынести ни великого блага, ни большого несчастья. Разгневался Ты на них — они не могут выдержать, щедро одарил Ты их благом великим — они также не могут выдержать. Да будет воля Твоя, чтобы прекратились дожди, и развеялись тучи над миром». В тот же миг подул ветер, и разошлись тучи, и засияло солнце…» Талмуд добавляет: «Отсюда узнали, что праведник постановляет, и Б‑г исполняет».

В конце этой истории Талмуд рассказывает, что рабби Шимон бен Шатах, тогдашний глава Санѓедрина, был недоволен тем, как Хони как будто «вынудил» Всевышнего исполнить свою просьбу о дожде. Сказал он: «Не будь ты Хони, я бы подверг тебя отлучению… Но что я могу тебе сделать, ведь ты привередничаешь перед Всесильным, а Он выполняет твою волю. Словно сын, который привередничает перед отцом, а тот исполняет все его прихоти…»

Интересно, что Хони ѓаМеагель не был первооткрывателем этого способа общения с Создателем, ведь до него подобный опыт был у Моше-рабейну. На этой неделе в главе «Беѓаалойсхо» мы читаем о том, что Моше пожаловался Б‑гу: «Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело для меня» (Бамидбор, 11: 14). И тогда Святой, благословен Он, предложил Моше: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израиля… и возьми их к Шатру собрания, и предстанут они там с тобою. И Я низойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них. И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (там же, стихи 16–17).

Семьдесят старейшин собрались вокруг Шатра собрания, и там они были наделены духом пророчества. Но двое из избранных — их звали Эльдад и Мейдад — остались в лагере, сказав: «Мы недостойны такого величия» (Раши на стих Бамидбор, 11: 26), и «стали они пророчествовать в стане». Раши пишет: «Мирьям была рядом с Ципорой, когда Моше сообщили, что Эльдад и Мейдад пророчествовали в лагере. Услышав это Ципора сказала: «Горе их женам. Если им нужно пророчествовать, то они отдалятся от своих жен, как мой муж отдалился от меня» (Раши на стих Бамидбор, 12: 1). Так Мирьям узнала, что Моше оставил свою жену, и сказала об этом Аѓарону. «И сказали они: «Разве только с Моше говорил Г‑сподь? Ведь также и нам Он говорил!» (там же, стих 2), но мы продолжили вести семейную жизнь… Тогда Всевышний явился им и сказал: «Раб Мой, Моше, во всем доме Моем доверенный он. Устами к устам говорю Я ему, и явственно, а не загадками, и облик Г‑сподень он зрит. Почему же не убоялись вы говорить против раба Моего, против Моше?» (там же, стихи 7–8). Творец рассердился и решил наказать их — «и вот Мирьям покрыта проказой, как снегом» (там же, стих 10). Аѓарон стал умолять Моше: «Прошу тебя, брат мой, не вини нас за наш грех. Мы все трое рождены от одной матери. Если Мирьям останется пораженной… то как бы половина нашей плоти умрет». И тогда Моше очертил вокруг себя круг, стал в его середину и молил Всевышнего: «Б‑г, в деснице Которого все исцеляющие силы, прошу, исцели ее теперь же! Я не выйду из этого круга, пока моя сестра не получит исцеления!» («Авойс дерабби Натан», вариант 1, 9: 20). И действительно, Святой, благословен Он, принял молитву пророка и исцелил Мирьям («Пиркей дерабби Элиэзер», гл. 54). Мы ясно видим, что Моше-рабейну за 1300 лет до Хони ѓаМеагеля повел себя таким же образом.

* * *

В Танахе есть собрание книг пророков, которое называется «Трей асар» («Двенадцать»). Там собраны вместе короткие пророчества 12 «авторов»: Ѓошеа, Йоэля, Амоса, Овадьи, Йоны, Михи, Нахума, Хавакука, Цфаньи, Хагая, Зхарьи, Малахи. Сегодня я хочу рассказать об одном из них — Хавакуке, который жил в конце периода Первого Храма, около 2600 лет назад. Вся книга этого пророка состоит из трех глав и ее особенностью является то, что, в отличие от большинства пророков, которые обращают слова упрека народу Израиля от имени Святого, благословен Он, Хавакук прямо обращается со своими упреками и притязаниями ко Всевышнему. Пророк жил в тяжелейший период еврейской истории, когда люди развратились и погрязли в грехах. Он видел, как исчезает царство Ассирии, и новым игроком на мировой арене становится Вавилон, который собирается уничтожить Иерусалим. В те времена мысль о потере Храма была чем-то, о чем люди не только не хотели сказать вслух, но даже не хотели думать. Хавакук был потрясен видением о разрушении Храма и обратился к Б‑гу, спрашивая, как Он позволил такому произойти: «Доколе, Г‑споди, вопить буду, а Ты не услышишь, взывать буду к Тебе… а Ты не спасешь?» (Хавакук, 1: 2). А затем пророк объявляет: «На страже моей стоять буду, встану на башне и ждать буду, чтобы увидеть, что Он скажет мне… и что ответит на назидание мое» (Хавакук, 2: 1). Раши в своем комментарии говорит: «Хавакук очертил круг, встал в него и сказал: «Я не отступлю отсюда, пока не услышу, что Он ответит на мой вопрос». А рабби Йосеф Каро говорит: «Пророк сказал: «Властелин вселенной! Я не сдвинусь отсюда, пока Ты не дашь мне знать, что пришел конец этого изгнания». Хавакук вел себя, как Моше-рабейну перед ним и как Хони ѓаМеагель поступил через много лет после него. Но Моше просил о выздоровлении своей сестры Мирьям и сразу получил ответ. Хони просил о дожде, столь необходимом для жизни сынов Израиля, и тоже получил ответ сразу. Хавакук хотел получить ответ на вопрос вопросов: когда наступит конец изгнания? По сути, он спрашивал: «Когда придет Мошиах?» В продолжении главы говорится: «И отвечал мне Г‑сподь и сказал: «Запиши видение на скрижалях ясно, чтобы читающий их мог прочитать быстро. Ибо есть еще время до исполнения видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет оно; если замедлит — жди его, ибо придет непременно; не опоздает» (Хавакук, 2: 2–3). Раши (в комментарии к Талмуду, трактат «Санѓедрин», 97б) объясняет: «Как у бездны нет конца и края, так человек не может постичь до конца этот стих, ибо нет конечного срока для Мошиаха, а только «если замедлит, жди его», и для него не существует ограничения во времени».

Рамбам сформулировал тринадцать принципов еврейской веры. Двенадцатый принцип гласит: «Верую полной верой в пришествие Мошиаха и хотя он медлит, при всем том буду надеяться каждый день, что придет». Пониманию того, что «даже если он задержится», все равно нужно ждать его, научил нас пророк Хавакук.

Любавичский Ребе в одной из своих бесед спрашивает: «Почему именно круг? Ведь можно было стать в углу и говорить об этом!» И объясняет: «Смысл в том, что круг — это фигура, в которой все точки равноудалены от центра и нет разделения между более далекими и более близкими. Суть служения — это самопожертвование, в котором все равны и нет разделения. Смысл того, что «очертил круг» и тем самым вызвал дождь, заключается в самоотверженном служении в молитве».

Обычно у каждого из нас есть различия в соблюдении заповедей. В Йом-Кипур в синагоге всегда больше евреев, чем в обычную Субботу. Больше евреев соблюдают заповедь обрезания, чем другие мицвойс. Вообще, одни заповеди кажутся нам более важными, чем другие. Круг символизирует, что все заповеди равнозначны. Когда мы думаем, что каждая мицва — это проявление воли Всевышнего, тогда не имеет значения, что Он повелевает нам. Как только мы осознаем, что это Его просьба, для нас исчезает разница, будь то соблюдение поста на Йом-Кипур или произнесение утренних благословений. Если человек знает, что, делая это, он исполняет волю Творца и доставляет Ему удовлетворение, то он выполняет обе заповеди с той же жизненной силой. В этом и состояла заслуга Хони ѓаМеагеля: для него все заповеди были в форме круга, все равны, он готов отдать свою душу даже за самую простую. Поэтому когда человек так служит Б‑гу, Он отвечает ему взаимностью, по принципу «мера за меру», и выполняет все его просьбы. Это и является общим у Моше, Хавакука и Хони ѓаМеагеля. Они служили Всевышнему с полной самоотверженностью.

Чему это учит нас? Мы должны «войти в круг», чтобы находится в еврейской атмосфере и заниматься вопросами иудаизма не только в Субботу или по праздникам, но и изо дня в день. Входя в дом или офис, еврей будет чувствовать себя более комфортно, если на двери будет мезуза, а на столе и в книжном шкафу — священные книги… Мы должны сами создать еврейскую среду. И находясь в «кругу», мы обнаружим, что наши молитвы принимаются благосклоннее, а просьбы исполняются быстрее.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (646 КБ).

Параллельная еврейская вселенная

Все знают главное доказательство Алтер ребе в пользу теории о том, что в душе каждого еврея присутствует частица Бога: даже самый ничтожный еврей (отдельный вопрос — это кто?) не сменит веру ни под какими пытками, ибо не пожелает совсем отделиться от Бога.
Ну ладно. Алтер ребе жил в белорусских местечках и теоретически мог не читать историю испанского еврейства 1391 г., но знал историю хмельнитчины. Но вот что удивительнее удивительного. Это же доказательство, более пространно, повторяет р.Йосеф-Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский ребе, в 1950 году в Нью-Йорке (маамар «Бати ле-гани»)! До этого он жил в Риге и Варшаве, зять его жил в Берлине и Париже. Куда девалось европейское еврейство ещё до войны, они знали. И тем не менее Раяц повторяет это положение как доказательство!