Сослучайное и присослучайное 2018-08-17 08:56:11

Одна из моих любимых филологических историй — о мужчине, сказавшем женщине в транспорте: «У вас швенза расстегнулась!» — и вышедшем. Дама всю дорогу мучилась, пыталась, не общупывая себя, определить, что именно и в какой детали туалета у неё расстегнулось — и только приехав, посмотрела значение слово «швенза» в словаре.

Защитить еврея перед Б‑гом

Канун Шабос главы «Шойфтим»
6 элула 5778 года / 17 августа 2018 г.

28 сентября 1973 года, на исходе второго дня Рош ѓаШоно и за полторы недели до начала Войны Судного дня, два палестинских террориста напали на пассажирский поезд, следовавший из Братиславы в Вену. Вооружившись автоматами Калашникова, они захватили поезд, когда он остановился на первой в Австрии станции. Среди пассажиров были новые репатрианты из СССР, которые направлялись в Израиль. Террористы взяли в заложники пятерых евреев и австрийского таможенника и отправились в аэропорт в Вене. Они угрожали убить заложников, если Австрия не остановит эмиграцию евреев из СССР и не закроет транзитный лагерь Еврейского агентства, который находился в Шенау, недалеко от Вены. В результате переговоров канцлер Австрии Бруно Крайский объявил о закрытии лагеря, и заложники были освобождены. Террористам разрешили покинуть Австрию и вылететь в Ливию.

Тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир обвинила канцлера в капитуляции перед террористами, поощряющей новые инциденты, в которых опять будут заложники. В тот же день она полетела в Страсбург для выступления перед Европейским парламентом, в котором она осудила поведение правительства Австрии и призвала европейцев «не идти на сделки с террористами». Оттуда она полетела прямо в Вену, чтобы встретиться с канцлером (надо отметить, что сам Крайский был евреем по происхождению, но газеты в Израиле называли его в то время «предателем» и «антисемитом», а австрийское правительство — «нацистами»). Из аэропорта Голда Меир отправилась прямо на встречу, которая продолжилась час и сорок пять минут и прошла очень тяжело. По возвращении в Израиль, на вопросы журналистов о встрече она ответила саркастически: «На мой взгляд, итоги моей встречи с канцлером Крайским можно резюмировать в одном предложении: он даже не предложил мне стакан воды».

Эта история получила широкий резонанс во всех уголках земного шара, и каждый, кто ее услышит, сразу же возмутится. Невозможно, чтобы у него не возникло чувство отвращения к еврею, который отвернулся от своего народа, сдался террористам и закрыл транзитный лагерь для репатриантов из СССР. Однако у всего есть две стороны. Но сначала немного предыстории. К концу 1973 года поток новых репатриантов из Советского Союза резко возрос. Советские власти, вообще отрицавшие наличие эмиграции, не позволяли евреям выезжать прямо в Израиль. Им нужно было уехать в другую европейскую страну, причем только железнодорожным путем, а затем полететь к месту назначения. Поэтому большинство из них прибывало в Вену, ставшую перевалочным пунктом, по железной дороге из Венгрии или Польши через Чехословакию. Репатрианты попадали в транзитный лагерь, оборудованный в венском замке Шенау, откуда продолжали свой путь в Израиль. Таким образом, Австрия стала единственной страной в Европе, которая была готова разрешить русским евреям транзит через свою территорию. И именно «предатель» Крайский был единственным главой правительства, который разрешил этот транзит. До теракта, о котором было рассказано выше, в Израиль через Австрию прибыло 167 тысяч евреев из Восточной Европы!

В 2006 году был опубликован секретный протокол встречи израильского премьера с австрийским канцлером, который показывает эту историю в несколько ином свете. В начале встречи Бруно Крайский упрекнул Голду Меир за то, что израильская пресса называет его «предателем». Он сказал, что действительно не был ни сионистом, ни религиозным, но и никогда не отказывался от своего еврейского происхождения. Поэтому он разрешил евреям из СССР проезжать через свою страну в Израиль, хотя арабские страны протестовали против этого. Но еще до этого он пообещал, что разрешит советским евреям проезд через Австрию по пути в Израиль. Он закроет транзитный лагерь по соображениям безопасности, но сделает это постепенно. Голда приехала убедить его позволить транзит репатриантов через Австрию, но он предварил ее просьбу. Кроме того, Крайский утверждал, что, соглашаясь на требования террористов, хотел предотвратить кровопролитие на австрийской земле. Израиль считает, что не должен вести переговоры с террористами, но он не был готов к тому, что люди будут убиты, потому что он не пошел на уступки террористам. Канцлер добавил, что если бы евреи были убиты, его обвинили бы в том, что он недостаточно сделал для их спасения. Даже после этого события более 100 тысяч евреев проехали через Австрию по пути в Израиль. Всего за 1968–86 гг. 270 тысяч евреев покинули СССР через Вену.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Шойфтим» начинается словами: «Судей и смотрителей поставь себе…» (Дворим, 16: 18). В хасидских книгах говорится, что люди по своей природе самих себя судят благосклонно, а других осуждают по всей строгости закона. Рабби Яаков-Йосеф из Полонного говорил о вышеприведенном стихе: «Не суди других, оставь это для себя». Более того, в комментариях мидрашей на окончание этого стиха — «…чтобы они судили народ судом праведным» — говорится, что судьи должны быть правыми и сведущими и защищать евреев перед лицом Всевышнего. Откуда мы узнаем об этом? Из истории Гидона, сына Йоаша, во времена которого народ Израиля был в беде. Творец искал человека, который защитит евреев, но не находил, ибо то поколение было слабо в исполнении заповедей и совершении добрых дел. Б‑г посчитал Гидона достойным стать спасителем своего народа и послал к нему ангела: «И явился ему ангел Г‑сподень, и сказал ему: «Г‑сподь с тобою, доблестный муж!» А затем и сам Всевышний явился и сказал ему: «Вот с этой твоей силой — иди и спаси Мой народ!» (Шойфтим, 6: 12, 14). «И судят народ праведным судом» — означает, что судьи защитят свое поколение» (Мехильта на Дворим, 16: 18).

Мидраш учит нас, что выражение «суд праведный» означает: защитить еврея перед Б‑гом. Очень легко сказать о ком-то, что он предатель, и назвать его другими уничижительными словами, но Всевышний ожидает от нас правого суда: «К справедливости, к справедливости стремись!» (Дворим, 16: 20). Именно этому учил нас Любавичский Ребе: защищать еврея, особенно в месяце элул. Особенно, когда речь идет о еврее, который уже умер, потому что он не может встать и защитить себя и свою репутацию. Это особая привилегия искать и находить скрытое в каждом еврее добро. А в нашем случае это проще простого, даже выискивать ничего не приходится. Все те 270 тысяч евреев, которые прошли через Вену и поднялись в Землю Израиля, являются самой большой заслугой, которая свидетельствует в пользу души Бруно Крайского.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (958 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-08-15 14:21:26

Жил да был поэт. Однажды он писал стихи как будто бы о Древнем Риме. Писалось ему, как и сотням других, так: сначала приходят третья и четвёртая строчки, потом изобретаются первая и вторая. Вот сочинил он среди прочего афоризм-двустишие:
«Если выпало в империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря».
Тут он понял, что этим афоризмом сказал всё, что хотел сказать на эту тему. Но — вот незадача! — стихотворение он пишет четверостишиями. Значит, нужно придумывать первую и вторую строчки.
Родиться… птица… моря… горя…
И получилось то, что ученик литературного семинара постыдился бы показывать руководителю.
То же самое с ним случилось, когда он описывал цезаря, занятого интригами и обжорством. Нужно было придумывать первую и вторую строчку… интриги-книги… какие книги, откуда новые книги в глухой провинции? не важно…

С рабочего стола

В Академии хранится пуримшпиль, написанный Реувеном Сильманом (впоследствии Сиваном) зимой 1945 г. для солдат Еврейской бригады в Италии. На иврите, конечно. К сожалению, авторские права на текст — у семьи.
כבר העץ אליו קורץ
היטלר, היטלר, בא הקץ

Суки испугались

Прокуратура предупредила об уголовной ответственности организаторов «Марша матерей». Предостережение представители правоохранительных органов принесли домой актрисе Яне Трояновой и журналистке Анне Наринской. В документе прокуратура подчеркнула, что ответственность грозит и за организацию, и за участие в несогласованной акции.
* При этом: *
Следствие попросило перевести под домашний арест фигуранток дела «Нового величия» Анну Павликову и Марию Дубовик.
*
Только вот испугались суки не марша протеста, а фотоотчётов в западной прессе.. Это нужно учитывать.

И тут до меня дошло

Пушкин в «Онегине» (4:35) говорит, что «плоды своих гармонических затей» читает только старой няне, или «душит трагедией» [Годуновым] забредшего соседа, «или (но это кроме шуток)… пугаю стаю диких уток». Значит, два первых примера были шуточными.
Читателям ЕО было гораздо легче поверить в поэта, который распугивает уток над озером, выкрикивая свои строфы, чем в поэта, который читает свои стихи старухе-крестьянке (!). Это даже больше, чем легендарная Мольерова кухарка. Это чистая фантастика. Такого не бывает!
А Пушкин держит себе фигу в кармане: именно это и бывает.

Сослучайное и присослучайное 2018-08-15 06:34:44

Зачем в гуманитарщине преподают не «философию», а «историю философии», не «строение современного общества и государства», а «историю общества и государства» (историю «по умолчанию»), не «искусствоведение», а «историю искусствоведения», то же с «историей философии науки», «историей этики» и т.п.? Даже разговоры о возникновении жизни начинают с опытов Миллера, которые вообще ни к селу ни к городу. Даже историю библейских стран начинают с «раньше полагали, что хапиру — это евреи, так вот, это неверно…», какое нам и нашим ученикам дело до отвергнутых неверных предположений?
Возможно, хотят, чтобы ученик в онтогенезе прошёл тот же путь, что наука в филогенезе. А это нужно?
Или более практичное и более грустное предположение: преподаватель сначала учит тому, чему учили его самого и что в него въелось, поэтому он почитает это основой науки.

Сослучайное и присослучайное 2018-08-15 03:24:18

R.I.P.
Мой любимый образ — устройство «добродуш» из «Мехового интерната», убирающее злобу. Под добродуши сходились «пятнадцатисуточники» — именно те граждане СССР, кому в жизни отчаянно не хватало доброты.

Ещё об Успенском

Пять лет назад скончался Сефи Ривлин, легендарный «Фистук». В одной из газет (не могу найти) была картинка: около его могилы стоят, обнявшись, Додли, Рега, Хавитуш и птичка.
Вот такую нужно об Успенском.

P.S. Кстати, эта картинка была бы сейчас хорошим поминовением почившему в бозе Образовательному телевидению (23 каналу).

Сослучайное и присослучайное 2018-08-14 14:20:36

Зацените стилизацию. Это призыв прийти на «парад гордости» в Иерусалиме.

Сослучайное и присослучайное 2018-08-14 14:00:11

К.Цетник (Йехиэль Динур, Йехиэль Файнер) выступает как свидетель на процессе Эйхмана и теряет сознание посреди собственного рассказа об Освенциме.
https://images.haarets.co.il/image/fetch/w_640,q_auto,c_fill,f_auto/fl_any_format.preserve_transparency.progressive:none/https://www.haaretz.co.il/polopoly_fs/1.2377613.1405426288!/image/2840772418.jpg

Инь, Янь и Хрень — развитие сюжета

https://girigiribasara.com/34.html

Сослучайное и присослучайное 2018-08-13 03:43:57

«Уголок иврита», который писала Рут Альмагор-Рамон для внутреннего употребления сотрудников Управления по радио- и телевещанию. Многое погибло вместе с сайтом Управления; здесь — всё, что осталось. Внизу страницы — кнопка «увидеть больше».
https://leshoniada.co.il/category/%D7%A4%D7%99%D7%A0%D7%95%D7%AA-%D7%9C%D7%A9%D7%95%D7%9F/%D7%A8%D7%95%D7%AA-%D7%90%D7%9C%D7%9E%D7%92%D7%95%D7%A8-%D7%A8%D7%9E%D7%95%D7%9F/

Сослучайное и присослучайное 2018-08-13 03:05:41

Забавный личный сайт об иврите — לשוניאדה. https://leshoniada.co.il/

Сослучайное и присослучайное 2018-08-12 14:17:33

Современное изображение ниндзя в чёрных костюмах не исторично: для маскировки ночью гораздо практичнее коричневая одежда, чем чёрная. Это японская театральная условность. А взялась она из сочетания кукольного театра и кабуки. В японском кукольном театре бунраку не было ширмы, кукольник находился прямо на сцене. Он одевался в чёрное, и согласно условностям театра зрители его «не видели». Поэтому когда в кабуки хотели изобразить тайного убийцу, которого другие герои не видят, его одевали в костюм кукольника.

Изучение дискурса изначально строилось без фундамента

Это должны знать все лингвисты, занимающиеся дискурсом. Таким фундаментом, без сомнения, являются две книги: А.М.Селищев, «Язык революционной эпохи», и В.Клемперер, «LTI». Книга Селищева вообще не переводилась; книга Клемперера, известная в Германии всем и каждому, была издана на английском только в 2000 году. А ведь обе эти книги — отличные исследования дискурсов (советского и нацистского), и при этом без глоссолалической терминологии современных discourse studies.
Клемперер, например, включает в «язык Третьего Рейха» и графику, и плакаты, и звуковые эффекты радиопередач — хотя ему ли, филологу, не знать, что такое язык? Но он прав: если заменить слово «язык» на слово «дискурс», такое включение необходимо.

Сайт Маханаим

Сайт Махананаим будет расширяться и переделываться. Уже есть специальное место для помощи проходящим гиюр (переход в еврейство), пока там только пособие по основам веры.

Сослучайное и присослучайное 2018-08-10 05:02:28

Очень рекомендую всем, кого интересует еврейство, еженедельные эссе Шии Дайча из Москвы. (Оригинал на иврите, перевод мой).
Он директор еврейского благотворительного центра и староста синагоги. Ему лет сорок. Это именно эссе: такие разговоры с самим собой, с рассказом о случившемся на этой неделе, с воспоминаниями молодости, рассказами бабушки о прадеде, жизненными уроками и пр. Вот сайт, но я имею в виду только статьи с его фотографией — у других другие авторы. Внизу есть кнопка «Больше статей»: Шия пишет их уже год, каждый четверг.
https://mjcc.ru/subsite1/word/

Кофиц — קופיץ — κοπίς — кхопе́ш

Такова генеалогия этого слова и этой вещи. Это всё названия того самого изогнутого меча-сабли, который известен нам из раскопок в Египте и на Ближнем Востоке. Им можно было рубить с потягом, что увеличивает поражающую силу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%88

Атаман велел только по-еврейски писать

Письма времён восстания Бар-Косбы (132-135 гг. н.э.) выделяются в истории иврита. Во-первых, тем, что в корпусе «писем из Иудейской пустыни» чрезвычайно высокий процент документов на иврите — по сравнению с еврейской эпиграфикой других регионов примерно того же времени. А во-вторых, тем, что они написаны с ашипками. С такими громатичискеми ашипками, что учёные, прочитавшие их, диву давались. Как слышицца, так и пишыцца. Ни до, ни после них в истории еврейских текстов не было такого. (Не буду приводить примеры, их легко найти).
А в одном грекоязычном письме оттуда же (http://papyri.info/ddbdp/sb;8;9843) автор пишет: «Мы пишем по-гречески, потому что не можем писать по-еврейски». Уайз (Language and Literacy in Roman Judaea) предполагает, что это извинение предназначено не получателю (известны десятки еврейских писем той эпохи, написанных по-гречески — и ничего), а возможному стороннему читателю, а именно — начальству, то есть атаманам отрядов Бар-Косбы. И имеется в виду следующее: мы должны писать по-еврейски, обязаны писать по-еврейски, но увы, букв не знаем… так что не серчайте, повинную голову и меч не сечёт. (А Бар-Косба, судя по его письмам, был крут на расправу). Националистическое восстание Бар-Косбы использовало как патриотический символ еврейский язык. Мы знаем его лидера как Бар-Кохва (как в Талмуде) или Бар-Косба, но он именовал себя по-еврейски: Бен-Косба. Еврейский язык, в отличие от общераспространённых арамейского и греческого, был символом особости и обособленности.
Проблема была в том, что письменный, литературный вариант еврейского языка в ту эпоху был основан на библейском, то есть его знание подразумевало знание еврейской Библии, то есть грамотность и образованность, которые были уделом не каждого. А разговорный еврейский разительно от него отличался (на его варианте сложена Мишна и литература мидрашей). Но с «Бен-Косбой, предводителем Израиля» шутки плохи! Велел писать на национальном языке — и всё. А мы не умеем, мы всю жизнь по-арамейски пишем, а то и по-гречески! Предположим, буквы у еврейского алфавита те же, что у арамейского, но как слова-то писать? Две буквы пишутся, но не слышатся, ещё три пары букв произносятся одинаково в каждой паре, но пишутся в разных словах… Вот и корябали, как умели.
Но ашипки — это дело десятое. Главное, что впервые за многие десятилетия, а то и столетия иврит снова стал эпистолярным языком простых людей, выучивших двадцать две буквы. А это главное. Недаром в 1935 г. А.Левинсон скажет: אין חיים של לשון בלי לשון של חיים — нет жизни у языка без жизни на этом языке.

Евреи — сверхъестественный народ

Канун Шабос главы «Ръэй»
29 ова 5778 года / 10 августа 2018 г.

Русскому выражению «избранный народ», которое используется в отношении сынов Израиля, на иврите соответствует выражение ам сгула. Ам — «народ», слово сгула многозначно. Его можно переводить, как свойство, особенность, характерная черта, характер, качество, средство, сила, драгоценность, сокровище. Но это слово не имеет никакого оттенка значения, связанного с избранием!

В главе «Исро» Всевышний перед дарованием Торы говорит Моше: «Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Израиля: «Вы видели, что Я содеял Египту, и поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне. И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Мне ам сгула — дражайшим уделом (Раши: «Моим драгоценным сокровищем») из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля» (Шмойс, 19: 3–5).

В Книге Дворим мы три раза встречаем выражение ам сгула как определение народа Израиля. В первый раз мы находим его в конце главы «Воэсханан», сразу же после того, как Тора предупреждает о нежелательности смешанных браков: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и его дочери не бери для сына твоего. Ибо отвратит сына твоего от следования за Мною» (Дворим, 7: 3, 4). Раши комментирует эти стихи следующим образом: «Если сын язычника возьмет в жены твою дочь, он отвратит твоего сына (т. е. внука), которого родит ему твоя дочь, от следования за Мною. Это учит нас, что сын твоей дочери от язычника называется «твоим сыном», однако сын твоего сына от язычницы не называется «твоим сыном», но «ее сыном»; ибо в связи с «дочери его не бери» не сказано «ибо она отвратит сына твоего от следования за Мною». И далее Тора продолжает: «Ибо народ святой ты Г‑споду, Б‑гу твоему; тебя избрал Г‑сподь, Б‑г твой, чтобы ты был Ему ам сгула — народом Его достояния из всех народов, которые на земле» (Дворим, 7: 6).

Второй раз мы видим это выражение в нашей сегодняшней недельной главе «Ръэй». Как введение к законам кашрута, перед тем, как рассказать о том, какие животные, птицы и рыбы разрешены, а какие запрещены евреям к употреблению в пищу, Тора говорит: «Ибо народ святой ты Г‑споду, Б‑гу твоему, и тебя избрал Г‑сподь быть Ему ам сгула — достоянием из всех народов, которые на земле» (Дворим, 14: 2). И сразу же Тора продолжает: «Не ешь ничего отвратительного. Вот животные, которых можете есть…» (там же, стихи 3, 4).

В третий раз Тора использует это выражение в главе «Ки совой» перед тем, как Моше повелевает евреям вступить в Землю Израиля, он говорит им, что, когда они перейдут Иордан и войдут в землю, которую им дал Всевышний, они должны помнить о соблюдении всех заповедей Торы: «И Г‑сподь превознес тебя сегодня, чтобы ты был Ему ам сгула — народом Его достояния, как Он говорил тебе, и чтобы ты соблюдал все Его заповеди; и чтобы поставить тебя превыше всех племен, которых создал, для славы, для имени и великолепия, и чтобы ты был народом святым Г‑споду, Б‑гу твоему, как Он говорил». (Дворим, 26: 18, 19).

Когда Тора дает нам звание ам сгула, называет «драгоценным сокровищем» Всевышнего? Именно тогда мы осторожны и уникальны в этих трех аспектах жизни. Когда мы противимся ассимиляции, не вступаем в смешанные браки, мы отличаемся от других народов. Когда мы соблюдаем законы кашрута, мы снова не похожи на весь остальной мир. Пересекая Иордан и входя в Землю обетованную, текущую молоком и медом, мы становимся «особым народом», достоянием Всевышнего. Ведь именно избежание смешанных браков, кашрут и Земля Израиля — это то, что характеризует нас как особый народ.

Любавичский Ребе рассматривает выражение ам сгула на совершенно другом уровне. У слова сгула в иудаизме закрепилось значение «нематериальный, сверхъестественный способ воздействия», которое многие знают, и я в своих статьях неоднократно его приводил. Когда человеку иногда трудно зарабатывать на жизнь, можно предложить ему сгулу на средства к существованию, и если он это сделает, то станет более удачливым в бизнесе. Одна из таких сгулойс — с уважением относиться к своей жене. Как говорил Раба, один из мудрецов эпохи Талмуда, жителям своего города Махоза: «Чтите ваших жен, чтобы быть богатыми» (Талмуд, трактат «Бава меция», 49а). Спрашивается: Какова связь между почитанием жены дома и заработком в бизнесе? Ответ заключается в том, что связь действительно непостижима, но результат доказывает, что это работает. Еще одна сгула указана в нашей недельной главе: «Отделяй десятину» (Дворим, 14: 22). Наши мудрецы добавляют: «Десятина, чтобы разбогатеть» (Талмуд, трактат «Таанис», 8б). Дающий десятину — богатеет. Кто-то, следуя обычной логике, может утверждать, что когда он дает пожертвование, у него становится меньше денег, поэтому это никак не может сделать его богаче. Возможно, он прав, но факты доказывают обратное. Богатые люди свидетельствуют, что чем больше они отдают на цдоку, тем больше денег они зарабатывают. В священных книгах приводится еще одна сгула на средства к существованию — трапеза Мелаве малка («Проводы царицы»), которую проводят на исходе каждой Субботы. Для этого нет логического объяснения, но реальность доказывает, что она работает.

Любавичский Ребе объясняет, что сынов Израиля называют ам сгула, потому что еврейский народ существует благодаря сгуле, недоступной нашему пониманию. Ведь согласно всем предсказаниям народ Израиля уже должен был исчезнуть, не дай Б‑г. И все же, несмотря на все черные пророчества, мы существуем. То, что народ Израиля, Тора Израиля и Земля Израиля — три реальности, в упоминании о которых приводится выражение ам сгула, существуют и твердо стоят на ногах, можно объяснить только действием сгулы. Ибо нет этому логического объяснения, это выше всякого смысла и понимания. Однако, в конечном счете, результаты очевидны: они не только существуют, но и процветают.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (0,99 МБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-08-09 04:09:08

«Занятие музыкой на стадии развития (при наличии, конечно, хоть какой-то предрасположенности, а её иногда почти нет) для нормального человека должно стать обязательным, как руки мыть и штаны носить. Причин тому много, вот хотя бы самые яркие:
Во-первых, это уникальный и мощный метод абстрагирования, что может быть непонятным, неочевидным или несущественным, но этот «эффект» самый существенный особенно сегодня, в век урбанизма и катастрофической (калиюгической) концептуализации ума, в эпоху конкретизирования, дифференцирования, горя от мышления (ладно бы «ума»). Музыкальный предмет во всех отношениях «волновой», он органически абстрактен, медитативен, беспредметен, если это, конечно, не эмо-гармональные песни в три аккорда, опускаемые примитивной лирикой ниже плинтуса, проституирующие музыку. В абстрагировании ключ к развитию интуиции («ноэзиса»), а в музыкальном смысле это будет достижение так называемого импровизационного уровня.
Во-вторых, это действенный, эффективный и наглядный опыт преодоления естественных (но неочевидных) органичных ограничений собственной формы, опыт «оседлания коня». Всякий музыкальный инструмент это изощрённый спортивный снаряд, овладение которым требует дисциплинированной практики трансформации и адаптации собственного тела, принуждения (сознанием) материи и формы к эволюции в определенном направлении».
https://trita.livejournal.com/708587.html

Ужели слово найдено?

Мудита. Буддийское такое понятие. Вот точный аналог того, что в идише называется «фаргинен» (ну и в иврите вслед за идишем «лефарген»). Со-радость.

Кстати о крысолове

«Гадкие лебеди» Стругацких (ну или «Туча») — повесть с хорошим писательским приёмом. При первом прочтении думаешь: вот, утопия, дивный новый мир вырастает из старого, мокрецы-интеллектуалы научили детей «думать туман», крысоловы уводят молодое поколение, а старое поколение остаётся хоронить своих мертвецов…
А потом соображаешь: это же скучная-скучная идея безгрешных детей, противопоставленных грешным взрослым. И грех здесь понимается самым скучным и классическим образом: половое вожделение, до которого подростки не доросли. И понимаешь, что тебя провели. Что повесть не об этом, точнее, против этого. А о том она, что после того, как глупые крысоловы проведут в тысячный раз в истории свой эксперимент по уводу безгрешных детей (и он в тысячный раз в истории провалится), Виктор Банев останется, и Рем Квадрига останется, и швейцар, и Диана, и Голем. И они будут оступаться и вставать, делать выводы из своей жизни и менять её. И будущее принадлежит как раз тем, кто падал, но вставал.

Сослучайное и присослучайное 2018-08-07 15:04:25

Критика опытов с обнаружением «наноассоциатов воды в воде», которые лежат в основе «новой гомеопатии». https://scinquisitor.livejournal.com/142558.html
Меня с моей кочки зрения в этом эпохальном открытии больше всего насмешило вот что:
«Наноассоциаты воды в воде участникам семинара продемонстрировали на фотографии, полученной с помощью электронного микроскопа. От прямого ответа на вопрос о размерах сферических объектов, изображенных на снимке, докладчик ушел. В конце лекции один из присутствующих отметил, что в электронном микроскопе создают вакуум, и вода испаряется, изучать водные растворы под электронным микроскопом невозможно. Это замечание натолкнулось на бурные неодобрительные выкрики «группы поддержки», после чего докладчик сообщил, что представленная фотография получена какими-то другими учеными… Тему замяли.
…DOI: 10.1134/S0012501612110024: образцы высушивали на слюдяной подложке, то есть могла быть просто грязь из воды и воздуха. При этом они говорят, что с помощью атомно-силовой микроскопии детектировали наноассоциаты в воде, хотя сканировали после высушивания!»
https://scinquisitor.livejournal.com/142558.html?thread=35409886&style=mine#t35409886