Сослучайное и присослучайное 2019-04-25 02:00:38

У хабадников есть такое обыкновение: первый пасхальный седер (в диаспоре их два) они делают общественным, и только второй — домашним. В самых разных местах. Последние несколько лет седеры проводятся и в Бутырской тюрьме.
Вы вообще представляете, что значит в тюрьме сесть за вечернюю трапезу, с мацой и виноградным соком,
зачастую впервые в жизни, говорить с друзьями и раввином о той жизни, которая могла бы быть, о том, что такое праздник свободы, если тебе светит срок…

Об израильской медицине

Минздрав впервые опубликовал статистику ожидания врачей-специалистов
Министерство здравоохранения Израиля впервые опубликовало данные о времени ожидания очереди к врачам-специалистам по населенным пунктам. На первом этапе опубликована статистика по пяти наиболее востребованным специальностям – ортопед, гинеколог, оториноларинголог, офтальмолог и дерматолог (на пять этих специальностей приходятся 70% всех обращений к врачам-специалистам).
NEWSru.co.il

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 23:17:01

не знаю что тебе ответить
я умерла еще вчера
а тело да пока в порядке
работает танцует ест
© алексанdра

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 14:35:57

Спасибо моим двоюродным сёстрам, я впервые вижу фотографии своих прадедушки и прабабушки (с отцовской стороны). И фотографию дедушки в детстве.
А вот что интересно. Дедушка всем был известен как Юрий Леонтьевич. То, что он вообще-то Юдель, можно было понять. А то, что его отца, оказывается, звали Израиль…

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 11:04:19

Во-вторых, в принципе не стоит раздумывать, к какому виду человекообразных обезьян мы ближе всего. По моему опыту, любители охоты на уток и музыки кантри обычно голосуют за шимпанзе, а приверженцы здоровой пищи, осведомленные об окситоцине, предпочитают в этом смысле бонобо.
(Р.Сапольски)
Вот хочется человеку написать «тупые реднеки из библейского пояса — за насилие, а хорошие демократы с Западного побережья — за мир и фрилав», а нельзя…

Сохранить связь с Иерусалимом

Канун седьмого дня Песах, 20 нисона 5779 года / 25 апреля 2019 г.

Общественная жизнь в Израиле, как и везде, не обходится без многочисленных споров и конфликтов. И это не ново, но прошлый год был отмечен необычными дебатами. Это не был идеологический спор о возвращении территорий или депортации нелегальных иммигрантов. На этот раз спорили о почестях… Государство Израиль готовилось отметить 70‑ю годовщину независимости. В Иерусалиме по многолетней традиции должна была пройти специальная церемония, на которой присутствовали тысячи людей. Основная часть церемонии состоит в том, что особо отличившиеся представители разных сфер жизни страны зажигают факел «во славу Государства Израиль». Поскольку народ Израиля состоял из двенадцати колен, было установлено, что почетное право зажечь факел получают двенадцать человек. И если каждый год эта церемония является важным общественным мероприятием, то ясно, что в год семидесятилетия — это историческое событие. В церемонии приняли участие около 6500 человек, она транслировалась по всем телевизионным каналам и отражалась во всех средствах массовой информации.

Согласно многолетней традиции, факельная церемония по случаю Дня независимости проводилась под эгидой Кнессета и имела общенациональный, объединяющий характер, что подчеркивалось выступлением на ней только председателя Кнессета. В прошлом году, учитывая важность юбилея, было предложено, чтобы премьер-министр Биньямин Нетаниягу также выступил там с речью, но председатель Кнессета Юлий (Йоэль) Эдельштейн не одобрил эту идею. Он посчитал, что глава правительства и так имеет достаточно широкие возможности для выступлений… С другой стороны, организаторы заявили, что выступление премьер-министра придаст церемонии еще большую важность и торжественность. В этот спор было вовлечено все общество, вопрос стал предметом обсуждения по всей стране. Одни встали на сторону спикера Кнессета, другие были за премьер-министра, и все подкрепляли свое мнение существенными аргументами. Одна сторона утверждала, что это всегда была роль спикера, и премьер-министру не нужно нарушать правила церемонии, а другая сторона напомнила, что 20 лет назад, когда отмечали 50‑летие страны, глава правительства выступал на факельной церемонии, и ничего страшного не случится, если это произойдет вновь. В конце концов, было принято компромиссное соглашение, по условиям которого участие Нетаниягу в церемонии ограничилось зажиганием одного из факелов. По традиции, каждый из зажигавших получает слово для краткой речи, так что глава правительства смог наравне с другими произнести речь, в которой сказал несколько слов о Декларации независимости Израиля.

* * *

Говорят, что история повторяется, и событиям, происходящим в наше время, можно найти аналогии в прошлом еврейского народа. Сразу после смерти царя Шломо еврейское государство разделилось на две части. Его сын Рехавам стал царем двух колен — Йеѓуды и Биньямина. Это царство называлось Иудейским, его столицей был Иерусалим. Остальные десять колен — большинство народа Израиля — избрали своим царем Йоровама сына Невата, представителя колена Эфраима. Северное царство называлось Израиль. Первым действием Йоровама было закрыть дороги в Иерусалим.

Тора повелевает: «Трижды в году пусть явится все мужское твое население пред лицом Г‑спода, Б‑га твоего, на месте, какое Он изберет…» (Шмойс, 23: 17). Каждый еврей обязан совершать паломничество в Храм три раза в год, но Йоровам сын Невата перекрыл дороги, ведущие в Иерусалим, установил на них охранников и не позволил никому исполнить эту заповедь! А чтобы заполнить духовную пустоту народа, он приказал изготовить двух золотых тельцов и установил их, создав два центра идолопоклонства, — один в Бейт-Эле на юге, где Всевышний открылся нашему праотцу Яакову, другой в Тель-Дане на севере. Йоровам сказал своим людям: «Довольно ходили вы в Иерусалим; вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (Млохим I, 12: 28). Он призвал своих подданных приносить жертвы тельцам и сам взошел на жертвенник, чтобы совершить воскурение. Чтобы сбить с толку людей, которые теперь даже не знали, когда наступает время подниматься в Иерусалим, он самовольно назначил на пятнадцатый день месяца хешвон новый праздник, подобный Суккос, который отмечался в Иерусалиме на месяц раньше.

Что побудило Йоровама сделать все это только ради того, чтобы десять колен не поднимались больше в Иерусалим? Любавичский Ребе в одной из своих бесед говорит: «Ограничения, которые ввели цари Израиля, чтобы евреи не совершали паломничество, были из страха, что народ Израиля будет связан с царями дома Давида. И даже несмотря на то, что под царями Израиля было десять колен, а под царями дома Давида только колено Йеѓуды и колено Биньямина, они видели в паломничестве в Иерусалим угрозу, способную ослабить их царскую власть и укрепить власть царей дома Давида. Так считали все цари Израиля, пришедшие после Йоровама».

Талмуд рассказывает, что у самого Йоровама была личная заинтересованность в этом. Ѓалоха устанавливает, что никто не может сидеть в Храме, кроме царей дома Давида (Талмуд, трактат «Йома», 69б). Йоровам боялся, что если все поднимутся в Иерусалим, то ему тоже придется пойти в Храм. Тогда произойдет следующее: Рехавам, который был внуком царя Давида, будет сидеть, а он, Йоровам, стоять! Что подумают люди? Они решат, что Рехавам — царь, а Йоровам — его раб! А если Йоровам сядет, то они объявят его мятежником, восставшим против царской власти, и убьют.

Одна из заповедей Торы — это ѓакѓель, всенародное собрание. В Талмуде сказано, что в конце года шмиты («субботнего» года, когда запрещено обрабатывать землю) весь народ Израиля должен собраться на праздник Суккос в Иерусалиме. Царь, стоя на возвышении, специально установленном во дворе Храма, должен читать отрывки из Торы, что как бы воспроизводит Синайское откровение, и весь народ снова получает Тору. Иерусалимский Талмуд в трактате «Авойдо зоро» рассказывает, что Йоровам был коронован на исходе года шмиты, и он посчитал, что если придет в Храм и потребует сначала прочитать Тору, ему скажут: «Местный царь предшествует тебе, и ты будешь читать за ним». Тогда это будет позором для него, потому что он царь десяти колен, а другой — всего двух колен. Если они даже не позволяют ему читать Тору, то это ляжет большим пятном на его честь. Большая часть народа оставит его и присоединится к Рехаваму сыну Шломо. Поэтому он закрыл дороги в Иерусалим.

Таким образом, причиной строительства разделительного забора между царством десяти колен и Иудейским царством был спор о том, кто будет говорить первым…

В заключении истории о Йороваме Талмуд говорит: «Святой, благословен Он, схватил Йоровама за одежду и сказал ему: «Вернись, и я, и ты, и сын Ишая (Давид) будем гулять в Райском саду». Спросил Йоровам у Всевышнего: «Кто во главе?» — «Сын Ишая во главе». — «Раз так, — сказал Йоровам, — я не хочу». Это значит, что из-за спора о том, кто будет говорить первым, десять колен были отрезаны от главного духовного еврейского центра — от Иерусалимского Храма. Это стало началом процесса, который длился сотни лет. В конце концов, десять колен ассимилировались, став «десятью потерянными коленами».

Урок, который нам следует усвоить для себя, заключается в том, что если мы хотим, чтобы нас не потеряли, мы должны всегда держать дороги в Иерусалим открытыми. Мы должны делать все, чтобы быть подключенными к духовному центру: посещать синагогу, отдавать детей учиться в еврейскую школу, участвовать в жизни общины. Потому что отрезанным от центра еврейской духовности легче потеряться и ассимилироваться.

В последний день Песаха мы читаем молитву Изкойр, в которой будем поминать наших родителей. Мы очень хотим быть уверенными в том, что память о наших родителях сохранится в следующих поколениях, что наши дети и внуки продолжат традицию, которая была так важна для наших предков. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы наши дети были связаны с местной синагогой, потому что, когда есть связь с местным «Иерусалимом», наши потомки, с Б‑жьей помощью, навсегда останутся приверженцами иудаизма.

Сослучайное и присослучайное 2019-04-24 00:22:22

а рыцарь тот на самом деле
кто остается жить с тобой
поняв что ты и есть тот самый
ужасный бешеный дракон

© Алена Нилова & Константин Новиков

Сослучайное и присослучайное 2019-04-23 15:41:18

Знайте, друзья, что вынесен первый приговор за слова «Путин — сказочный [матерное слово]«. http://www.newsru.co.il/world/23apr2019/putin_516.html Не пишите, друзья, «Путин — сказочный [матерное слово]«. Потому что за фразу «Путин — сказочный [матерное слово]» вас накажут! А если вы думаете, что «Путин — сказочный [матерное слово]«, думайте про себя.
Да здравствует «эффект Стрейзанд»!

10 примеров риторики в Хумаше

(+) означает положительный пример, т. е. во имя Неба; (-) отрицательный, не во имя Неба.

1. Берешит 3:1,4-5 (-). Змей убеждает Хаву съесть от плодов дерева познания добра и зла.
2. Берешит 18:23-32 (+). Авраам убеждает Весевышнего пощадить Содом ради 10 честных обитателей, если таковые найдутся. (Заметим, что вступительные реплики Авраама и змея похожи, и обе начинаются с אַף , ~ неужели же…?)
3. Берешит 31:36-42 (+ (но с трагической ошибкой из с. 32)). Яков защищает себя от обвинений Лавана, с контр-обвинениями.
4. Берешит 44:18-34 (+). Йеhуда защищает себя и братьев от обвинений Иосифа.
5. Шмот 11:4-8 (+). Моисей объявляет фараону о казни перворожденных и уходит בָּחֳרִי-אָף .
6. Шмот 32:11-13 (+). Моисей защищает народ перед Всевышним в эпизоде с тельцом, со встречной критикой.
7. Шмот 32:22-24. Аарон защищается от обвинений Моисея в эпизоде с тельцом, частично отводя их на народ (אַתָּה יָדַעְתָּ אֶת-הָעָם, כִּי בְרָע הוּא), частично на Провидение (וַיֵּצֵא הָעֵגֶל הַזֶּה).
8. Бемидбар 12:11-12 (+). Аарон просит посредничества Моисея, чтобы избавить Мириам от кары (цараат), посланной Всевышним; при этом он «задевает за больное место» и того (וַיֵּאָכֵל חֲצִי בְשָׂרוֹ), и Другого (אַל-נָא תְהִי, כַּמֵּת).
9. Бемидбар 16:3 (-). Корахиты обвиняют Моисея и Аарона.
10. Бемидбар 20:10 (-). Моисей обвиняет народ (за дело).

Видно, что в категорию (+) попадает риторика защиты (2, 3, 4, 6, 8), даже если она агрессивна; кроме случая, когда дело защиты совсем уж сомнительно (7), но и тогда не выходит очевидного минуса. Еще в (+) попадает случай, когда оратор не ставит целью чего-либо добиться от оппонента или в чем-то его убедить (5). Все остальное попадает в (-), с соответствующими последствиями.

Сослучайное и присослучайное 2019-04-22 13:54:21

улитка мать толкает в гору
своих малюток улитят
все мамы верят в то что дети
взлетят
© АМ

Сослучайное и присослучайное 2019-04-22 08:02:32

А вот это важная новость: в межзвёздной среде обнаружен ион гидрида гелия — по предположениям, первое химическое соединение, сформировавшееся во Вселенной, и самый сильный из известных нам химических реагентов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Сослучайное и присослучайное 2019-04-22 07:05:11

Реклама в ивритской газете «Ѓаарец», 24.2.1932
Если не ясны тебе жизненные пути — смотри фильм «Путёвка в жизнь» [название напечатано по-русски], הדרך לחיים, Der Weg ins Leben. 100% русское озвучивание! На следующей неделе! Кино «Эден» в Тель-Авиве.

О силе ассимиляции

До 1905 г. в Польше проводилась политика русификации и германизации. Польский язык был знаком национального польского движения. Евреи же вели свою отдельную культурную и социальную жизнь на идише.
А уже в 1932 г. слышатся жалобы на то, что евреи Польши массово оставляют, если уже не оставили, идиш и ведут свою жизнь на польском, отличаясь от поляков в лучшем случае днём отдыха…
Похожая ситуация была в России. До 1905 г. для простого еврея влиться в русскоязычную жизнь было почти немыслимо, а в конце 1930-х гг. еврейские школы и училища одно за другим закрываются за неимением учащихся…

Сослучайное и присослучайное 2019-04-22 05:37:25

Умер Давид Реби – один из последних носителей крымчакского языка
В Симферополе скончался Давид Ильич Реби – советский и украинский педагог, художник и переводчик, наиболее известный как автор учебника «Крымчакский язык» и один из последних носителей этого исчезающего языка.
NEWSru.co.il

Сослучайное и присослучайное 2019-04-22 01:01:58

а ты себя как отличаешь
от дерева трамваев птиц
от разговора двух девчонок
и я в такие дни никак
© i-mel

Еврейская загадка

«Положение здесь очень плохое. Антисемитизм крепнет, наши враги портят нам жизнь всевозможными указами и преследованиями, почти как в средние века, отнимают у нас источники заработка, хлеб изо рта; унижают нас и издеваются над нами. И они не отличают в этом старца от юноши, религиозного от светского, националиста от ассимилированного».
(из еврейского журнала, конец 1932 г.)
О какой стране идёт речь? (Первый пришедший в голову ответ неверен).

Сослучайное и присослучайное 2019-04-20 23:18:23

бывает из клавиатуры
бывает из карандаша
внезапно капать начинает
душа
© тры

Поверить в себя и в свои силы

Канун Песах, 14 нисона 5779 года / 19 апреля 2019 г.

В пятницу вечером весь еврейский народ сядет за стол Пасхального Седера и начнет праздновать восемь дней Песаха. У нас в Украине в этом году складывается интересная ситуация с голосованием еврейской общины во втором туре президентских выборов. Так как первые два дня Песаха (в нынешнем году — 20–21 апреля) являются святыми и выделенными, как Шабос, в эти дни для евреев запрещены определенные виды работ, в частности — письмо. Так что, когда в воскресенье граждане Украины пойдут на избирательные участки, чтобы избрать президента страны, мы, евреи Украины, не сможем участвовать в выборах из-за святости второго дня Песаха (исход праздника в Одессе — в 2041, а избирательные участки работают до 2000). Поэтому мне остается только одно — исполнить свой гражданский долг на словах. В связи с этим, я расскажу вам одну интересную историю о президентских выборах.

Несколько лет назад я читал интервью с сенатором Джо Либерманом, в котором среди прочего его спросили о выборах 2000 года, когда Альберт Гор предложил ему выставить свою кандидатуру на пост вице-президента. Он сказал, что сам не особо верил, что Гор выберет его. Он знал, что находится в «коротком списке», но он даже не мечтал, чтобы это случилось. Более того, накануне знаменитого объявления он, узнав из определенных кругов, что Альберт Гор решил не выбирать его, сказал себе: «Это тоже к лучшему», — и спокойно заснул. Проснувшись на следующее утро, он включил новости и узнал, что его выбрали для участия в выборах с Альбертом Гором. Он выглянул в окно и увидел толпу журналистов и фотографов, ожидающих у дома. Прежде всего, он произнес утренние благословения, а затем добавил особую молитву о том, чтобы Всевышний дал ему силы и разум для принятия правильных решений. Первые фотографии, сделанные журналистами, запечатлели, как, выходя из дома, Либерман поцеловал мезузу.

В интервью Либерман рассказал, что его знакомство с Альбертом Гором состоялось много лет назад, в 1989 году, когда он только был избран сенатором, В одну из первых пятниц заседание Сената затянулось, и он понял, что не сможет добраться домой до начала Субботы. Тогда он решил остаться ночевать в тренажерном зале, который был в здании Сената. Там, на небольших матах он полагал поспать. Неожиданно к нему подошел Гор, который в то время тоже был сенатором, и спросил, что он собирается делать, где предполагает провести Субботу. Либерман поделился с ним своим планом. Гор сказал ему, что такого не может быть, и предложил отправиться вместе в квартиру его родителей, которая была расположена недалеко от Сената. Родители были в отъезде, и Гор вызвался отвести его туда и позаботиться о нем. Сначала Либерман отказался, один и второй раз (как положено по еврейскому обычаю), но в третий раз он согласился. Так Джо Либерман, по его собственному утверждению, удостоился самого известного среди всех времен и народов «шабес-гоя». Он добавил, что многие «знатоки» советовали Альберту Гору не выбирать его в качестве вице-президента. Они утверждали, что в Америке существует повсеместный скрытый антисемитизм, который при тайном голосовании проявится, и он не сможет победить на выборах, взяв в вице-президенты еврея. Эти предупреждения не остановили Гора. Он сказал, что встречался со многими людьми — евреями и неевреями, и уверен, что на выбор граждан Соединенных Штатов не повлияет происхождение или вероисповедание человека. Они выберут кандидата, который, по их мнению, подходит для этой должности, независимо от того, к какой религии и нации он принадлежит. Он добавил, что сам пришел к заключению: число людей, которые беспокоятся, чтобы американцы не выбрали еврея, намного больше числа тех, кто не выбрал бы еврея…

* * *

Как известно, в Песах мы празднуем Исход евреев из Египта. История начинается с того, что Г‑сподь открылся Моше в горящем кусте терновника, и целую неделю пытался убедить пойти и вывести народ Израиля из Египта. Тора рассказывает нам: «И отвечал Моше и сказал: «Но они не поверят мне и не послушают моего голоса, ибо скажут: «Себя не дал узреть тебе Г‑сподь».

Тогда Всевышний решил дать Моше несколько чудесных знаков, подтверждающих его полномочия. «И сказал ему Г‑сподь: «Что это в твоей руке?» И сказал Моше: «Посох». И сказал Он: «Брось его на землю». И он бросил его на землю, и тот стал змеем» (Шмойс, 4: 1–3). Раши в своем комментарии на последний стих объясняет: «Указал ему на то, что он злословил Израиля, говоря, что они не поверят, и тем самым прибег к чуждому ему змеиному умению» (имеется в виду змей, ложью и злословием склонивший Адама и Хаву к греху с плодом Древа познания).

Затем Всевышний «сказал Моше: «Положи твою руку за пазуху». И положил он руку свою за пазуху, и вынул ее, и вот его рука покрыта проказой, как снегом. И сказал Он: «Вновь положи твою руку за пазуху». И положил он вновь свою руку за пазуху себе, и вынул ее из своей пазухи, и вот она вновь как его тело. И сказал Г‑сподь: «Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего. (Шмойс, 4: 6–8).

И снова в своем комментарии к этим стихам Раши говорит: «Также и этим знаком указал ему на то, что он злословил, говоря: «не поверят мне». Поэтому Он покарал его проказой, как была покарана Мирьям за злословие» (см. Бамидбор, 12: 1–15).

Откуда мы знаем, что Моше действительно возводил напраслину на сынов Израиля. Потому что, когда Моше пришел к ним и сообщил, что он был послан Б‑гом, Тора говорит: «И поверил народ; и когда услышали, что помянул Г‑сподь сынов Израиля и что узрел Он их муки, поклонились они и пали ниц» (Шмойс, 4: 31). Моше-рабейну любил свой народ, но не верил в него. Он не верил, что после 210 лет изгнания и каторжных работ сыны Израиля будут иметь силы и волю поверить, что Б‑г послал им спасителя, и захотят выйти на свободу.

И ту же историю мы снова находим в недельной главе «Бешалах». Сразу же после того, как евреи покинули Египет, они начали жаловаться Моше: «Дай нам воды, чтобы нам пить…» И жаждал там народ воды, и возроптал народ на Моше, и сказал: «Для чего ты вывел нас из Египта, умертвить меня и моих детей и мой скот жаждой?» И громко воззвал Моше к Г‑споду: «Что делать мне с этим народом? Еще немного, они побьют меня камнями!» (Шмойс, 17: 2–4). Всевышний ответил Моше: «Пройди перед народом и возьми с собой из старейшин Израиля; и твой посох, которым ты ударил реку, возьми в руку твою и иди. Вот Я стану пред тобой там, на скале в Хореве; и ударь в скалу, и потечет из нее вода, и будет пить народ» (там же, стихи 5–6). Раши так комментирует слова «пройди перед народом»: «И посмотри, побьют ли они тебя камнями. Зачем ты порочишь Моих сынов?». Действительно, Моше «начал проходить, весь Израиль стоял перед ним и относился к нему с честью и благоговением» («Мидраш Танхума», «Бешалах», 22).

Мы снова видим, что Моше относился к сынам Израиля как отец, который удовлетворяет потребности своих детей: заботился о том, чтобы у них были ман и вода, готов был пожертвовать для них всем. Он защищал их и вступался за них перед Всевышним, выпрашивая для них прощения и за грех золотого тельца, и грех разведчиков. Несмотря на все это, Моше не верил в них, в скрытые в евреях силы, которые в тяжелую минуту помогают им сделать то, чего хочет Б‑г.

Возможно, это тоже одна из причин, по которой Моше не заслуживал того, чтобы ввести народ в Землю Израиля. Мы читаем в недельной главе «Хукас» историю со скалой. Моше сказал сынам Израиля: «Внемлите же, строптивые!» (Бемидбар, 20: 10), а мидраш объясняет: «Из-за одного греха, который совершил Моше, упрекая сынов Израиля, когда сказал им: «Внемлите же, строптивые!» — удалили его и осудили его» («Дворим рабо», 2: 2). Поскольку он не верил, что народ Израиля будет готов к естественной борьбе за завоевание Эрец-Исроэль, он не мог быть руководителем, который введет евреев в Землю обетованную. Потому что лидер должен пробуждать в людях желание бороться. Но если он сам не верит, что они способны сделать это, он, безусловно, не сможет пробудить в них силы, которые, по его мнению, они не имеют.

11 нисона мы отмечали день рождения Любавичского Ребе, всегда говорившего, что иудаизм верит в людей, в их способность меняться, в огромный потенциал, который есть у каждого человека. Это вера в то, что, когда еврей будет поставлен перед выбором, он поступит правильно. И первое условие для достижения успеха в том, чтобы побудить людей к какому-либо действию, — это верить в то, что они способны и тоже хотят это сделать. Тогда мы действительно можем их вдохновить на большие свершения. Это можно видеть на примере многих родителей, которые отдают все своим детям, защищают их, но не верят в их силы. Часто, когда родители приходят со своими детьми на встречу по подготовке к бар-мицве, они с самого начала говорят, что хотели бы, чтобы сын сказал только часть маймора (трактата по хасидизму), который мальчик обычно читает наизусть, поскольку они не верят, что у него будет воля и способность произнести весь текст полностью. Даже прежде, чем они начнут разговаривать с ребенком, они уже идут на компромисс. И часто бывает, что речь идет о ребенке, у которого есть таланты и возможности для достижения высоких результатов. Проблема в том, что родители не верят в способности своего ребенка…

Мы должны начать осознавать: еврей, который верит в Б‑га, должен понимать, что Всевышний дал ему духовные силы, чтобы преодолеть все препятствия и совершить в этом мире гораздо больше, чем он думает, что он способен сделать. Поверьте в себя и в свои силы! Выйдите из своего «духовного Египта» на свободу!

Веселого и кошерного всем нам Песаха!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,17 МБ).

Про продажу хамеца

Главные раввины продали все израильское квасное бизнесмену из Абу-Гоша
У меня вопрос к грамотным товарищам:
Что значит ВСЁ квасное ?
Булку, которая у меня на кухне, — они тоже продали ?
Или речь идет о квасном в каких-то конкретных местах, у конкретных хозяев, подписавших доверенность главным раввинам на эту операцию ?
Я ничего не поручала раввинам.

Доверенность — непростая вещь.
Требует заверения нотариусом и стОит не очень дешево.

Календарное: нееврей за пасхальным столом

Небольшая «датская» статья для проекта «Я-Тора»

Каких-нибудь двести-триста лет назад вопрос, можно ли пригласить нееврея на пасхальный Седер, для подавляющего большинства евреев был сугубо теоретическим. Однако с тех пор многое изменилось, так что сегодня у многих евреев, включая самых богобоязненных, есть не только друзья, но и родственники-неевреи…Накануне Песаха во многих семьях возникают вопросы: можно ли пригласить на Седер родителей жены-прозелитки? Или нееврейского мужа одной из дочерей или сестер?

Комменты не отключаю, однако традиционно прошу высказываться там, где уже идет обсуждение

Поддержать проект Я-Тора традиционно можно
В ФЕЙСБУКЕ. Для проекта это очень важно.

Сослучайное и присослучайное 2019-04-17 23:59:45

теряя дружеские связи
живут спалив последний мост
отдельно правильные мысли
и мозг
© solo

По одной из бесед Любавичского ребе

«Сын-злодей» в пасхальной агаде получает ответ: «Если бы ты был там, ты не был бы избавлен». Не слишком ли резок этот ответ? Стоит ли отталкивать этого «злодея» всего лишь за заданный им вопрос?
На самом деле мы говорим ему: Если бы ты был там, в Египте в дни Исхода, то твои попытки выйти из еврейского народа удались бы. Ты не разделил бы с нами судьбу, ты не был бы избавлен. Хорошо ли это – сам подумай.
Но сегодня и здесь, после дарования Торы, неважно, как ты себя ведёшь и каким тоном задаёшь вопросы. Тебе не удастся исключить себя, и никто тебя не исключит. Твоё место – здесь, на пасхальном седере.

Рекомендую!

29 апреля, пн, в 20:00 в пабе זוט אלורס в Гиватаим (Кацнельсон 67) состоится лекция д-ра Гавриэля Биренбаума «Сколько не-иврита в нашем иврите?»
(в рамках серии встреч «Иврит в баре»).
Габи — великолепный лектор. Спешите записаться:
https://hebrew-academy.org.il/2019/04/10/%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%AA-%D7%A2%D7%9C-%D7%94%D7%91%D7%A8/

Сослучайное и присослучайное 2019-04-17 05:04:53

Веп’хвт’мбрдр’внели (тигрошкуросдиратель).
Одиннадцать согласных подряд.
Слово из «Витязя в тигровой шкуре». (Апострофом я обозначил все «не такие, как в русском» звуки).

Ответ на все вопросы

Один человек пришёл к р.Шалому Месасу ז»ל, нынешнему светочу марокканских евреев, и показал ему книгу р.Рефаэля Бердуго, светоча марокканских евреев конца XVIII в., в которой тот предполагает, что некоторые стихи Торы (и не только последние) мог приписать к ней Йеѓошуа, то есть они не от самого Моше (!). А это, я скажу вам, скандал, тем более для такой традиционной общины. «Как же так?» — спросил тот человек у р.Месаса. Тот подумал, взял эту книгу, поцеловал её и сказал: «Да будет благословенна память святого праведника».