О роли личности в истории: человек, спасший Африку от голода

Маниока для Африки – то же, что рис для Китая или картошка для Ирландии. В 1973 г. началась массовая гибель маниоки по всей Африке. Листья на растениях маниоки начали скручиваться и сохнуть, а без фотосинтеза и клубни перестали расти. Через несколько лет в окрестностях Киншасы осталось так мало маниоки, что недельный запас на семью стоил больше среднего месячного заработка.
Раскручивая гибнущие листья маниоки, люди обнаруживали на них россыпь мелких белых точек, которые под увеличительным стеклом оказывались тысячами бледных плоских насекомых. Никто в Африке прежде таких не видел; более того, таких насекомых прежде не видели нигде в мире. Это червец маниоковый. Cтоит червецу появиться на одном растении маниоки, все поле обречено. Хуже того, маниока размножается черенками, и фермер может взять черенок с одного поля и заложить новое поле в другом месте. Но, если в листьях спрячется хотя бы один червец, погибнет и новое поле, и старые в его окрестностях. Не исключено, что кто то даже перевозил его на самолете, потому что в 1985 г. паразит объявился в нескольких тысячах миль от Заира, в Танзании, где тоже начал быстро распространяться от поля к полю.
… Чтобы вывести резистентный гибрид, может потребоваться лет десять, если не больше, а через десять лет и спасать то, может, будет уже нечего.
Международный институт тропического сельского хозяйства предложил Хансу Херрену задачу: найти паразита для маниокового червеца.
На первый взгляд создавалось впечатление, что в окрестностях Киншасы паразит появился как будто ниоткуда. Он не был в родстве ни с одним известным видом червеца в Африке, зато был близок к виду, обитавшему на хлопковых растениях на другом берегу Атлантики – в Юкатане. Сама маниока тоже пришла из Америки. Ее привезли в Африку португальские работорговцы. Плавание было очень долгим, клубни лежали в глубине трюма, и соленая вода убивала на них все живое, поэтому паразиты не смогли перебраться на другой континент вместе с растением хозяином. Так что маниока несколько сотен лет процветала без привычных паразитов, пока кто то не привез этих червецов.
Но в Новом Свете никто никогда не видел маниокового червеца, потому что там есть какой то паразит, который не дает ему слишком разгуляться. Ученые в обеих Америках уже пятьдесят лет работали с маниокой, выводили новые сорта и т. п., и никто ничего не слышал о маниоковом червеце.
«Дикая маниока очень красива и часто используется как декоративное растение. Так что я подумал: может быть, кто нибудь привез просто красивое растение в горшке».
В марте 1980 г. Херрен отправился в Америку…
Вскрыв крошечные тельца, они обнаружили внутри настоящую цель поисков Херрена: паразитических ос. Собственно, Херрен получил искомое: паразита, который так успешно контролировал численность червеца в Парагвае, что тот много лет оставался мелким и незаметным вредителем. Именно такой паразит нужен был ему для Африки.
Собрав несколько яйцекладущих самок, Херрен со студентами в ноябре 1981 г. выпустил их возле ибаданского кампуса. Всего за три месяца численность червеца упала в несколько раз.
…И самое главное: до начала рассеивания ос Херрен выяснил, что эти осы способны откладывать яйца только в маниоковых червецов. Мало того, выяснилось, что эти осы способны откладывать яйца только в маниоковых червецов. Удалось избежать биологического вреда, подобного американскому. За последние 100 лет в США для борьбы с непарным шелкопрядом было завезено более 30 различных паразитов. Ни один из них как следует не сработал, зато изящным крупным бабочкам тутового шелкопряда теперь грозит полное исчезновение.
…Херрен утверждал, что сможет рассеивать своих ос по Африке прямо с самолета. Для этого ос усыпляли углекислым газом и паковали в поролоновые цилиндры по двести пятьдесят штук в каждом. Цилиндры затем заряжали в специальный магазин, изготовленный по заказу Херрена на одной австралийской фабрике кинооборудования. Херрен считал, что при пролете над полем пилот сможет прицельно сбрасывать ос.
– У нас все было как на военных самолетах. Мы смотрели в прицел и по нему определяли, когда сбрасывать очередную бомбу. По крайней мере в плавательный бассейн в Ибадане на скорости 180 миль в час мы попадали без труда.
Первоначальный успех позволил Херрену к 1985 г. собрать 3 млн долл. стартового капитала, и его пилоты начали забрасывать местность цилиндрами, полными ос.
Последний полет распылителя ос состоялся в 1991 г., но энтомологи еще несколько лет следили за ситуацией и регистрировали результаты. Примерно на 95 % тех полей, где распространяли ос, червец практически исчез. На оставшихся 5 % полей червец продолжал властвовать, но Херрен знал почему: эти фермеры плохо возделывали свои поля. Растения у них были тощими и слабыми, и червецы получались такие же. А осы того вида, что был использован, тщательно выбирают своих хозяев и даже умеют измерять их при помощи своей антенны, как линейкой…
(Карл Циммер, «Паразиты»)

Сослучайное и присослучайное 2020-07-12 08:13:45

Ярон Лондон, 1998 г.:
«Самая любимая из написанных мной песен — «Элиэзер Бен-Йеѓуда». Я завидовал другим народам, воспевавшим героев своего возрождения. Им легко, их герои — воины. А герои нашего возрождения — простые крестьяне и учителя. И я взял человека с героической миссией и героической жизнью, хоть и не воина, и написал о нём.
А самая ненавистная из написанных мной песен — «Мирдаф». Она написана во время «войны на истощение» и пропитана духом «блют унд боден». Дорого бы я дал, чтобы стереть из собрания моих сочинений строку «Земля, горы которой — медь и люди которой — железо».
(Видимо, по просьбе Ярона Лондона эту песню поют со словами «…и нервы которой — железо».

Из дневников Виктора Клемперера

1934 г. В Мюнхене ставят «Дон Карлоса» Шиллера. Когда маркиз Поза на сцене восклицает: «Государь, даруйте нам свободу мысли!» — зал разражается аплодисментами. На следующий день «Дон Карлос» сходит со всех театральных сцен Германии.
1935 г. Фюрер выступает по радио. Несколько фраз — бурные аплодисменты. Ещё несколько фраз — бурные аплодисменты. Ещё несколько фраз — тишина… и голос: «Ну где же хлопальщики?» Передача прерывается «по техническим причинам».

Сослучайное и присослучайное 2020-07-11 14:53:59

Любимое сравнение мидрашей: «Царь из плоти и крови делает так-то и так-то. Не подобен ему Царь царей, у которого совсем иначе».
Причина его распространённости — не только желание представить Бога царём и владыкой мира, эту идею не нужно столько раз повторять. Главным образом — то, что цари эпохи ранних мидрашей (т.е. эллинистические) объявляли себя при жизни (а римские — после смерти) богами. Им не только воздвигали статуи, но и приносили жертвы. Поэтому сравнение должно читаться иначе: «Царь из плоти и крови, говорящий, что он бог, делает так-то и так-то. Но настоящий Бог, являющийся настоящим Царём всего — совсем не таков».

Сослучайное и присослучайное 2020-07-11 13:55:08

За вчера и сегодня в Восточном Иерусалиме конфисковано 185 «батарей» фейерверков. И тем не менее сегодня стрельба с утра и до сих пор! Отмечают успешную сдачу школьных экзаменов на аттестат, новая традиция.

Сослучайное и присослучайное 2020-07-09 01:08:35

В почтенной старости скончался о.Йоханан Элихай, известный знаток, преподаватель и лексикограф палестинского арабского.

Раскрыть добро, веру и радость…

Канун Шабос главы «Пинхос»
18 тамуза 5780 года / 10 июля 2020 г.

В июне прошлого года у входа в мемориальный комплекс в Освенциме была организована выставка «Через призму веры: Аушвиц», посвященная 75‑й годовщине освобождения концлагеря, где в Холокост погибли более миллиона евреев. В основу экспозиции выставки легли истории 21 из живущих ныне бывших узников лагеря, которые рассказывают о своих религиозных убеждениях во время Холокоста.

На выставке фотографии выживших в лагере, сделанные фотографом Кэрил Ингландер, размещены в пространстве, каждая деталь которого символична. Архитектор Даниэль Либескинд спроектировал экспозицию у входа в лагерь в виде широкой аллеи, слегка приподнятой над землей, чтобы показать путь надежды — в отличие от пути уничтожения. Тропу серебристого цвета пересекают поперечные черные деревянные полосы. Они напоминают железнодорожные шпалы и, возможно, полосатую одежду, которую носили заключенные. Металлические стелы высотой в три метра стоят по обеим сторонам дорожки. На передней части каждой из них прикреплено темное стекло, на котором на английском и польском языках напечатана мрачная история спасения каждого из этих 21 выжившего, с указанием его родины, религии, возраста и числа его потомков — с целью подчеркнуть личную победу и преемственность, которых каждый из них удостоился. Стеклянные панели можно открыть, и тогда зрители увидят современный портрет собеседника. Картина яркая и красочная, в отличие от темного стекла, которое ее закрывает. Несмотря на свою внешнюю старость, герои полны жизни и далеки от образа жертвы страшного бедствия. Портрет сделан в реальном масштабе, что сразу же создает удивительный эффект встречи лицом к лицу зрителя и человека, чья трагическая история только что была раскрыта. Это подчеркивается контрастом между тьмой и светом, освещенная часть закрыта и не видна сразу, а только тогда, когда зритель вмешивается и широко открывает закрытую стеклянную дверь…

Этот новаторский проект побуждает говорить о вере и надежде одних и тех же людей — тема, о которой их впервые просят рассказать. Те, кто выжил, осознали, что у них есть еще один невидимый слой, которого у других может и не быть. Когда их спросили, как им удалось сохранить свою веру в течение того страшного времени, они ответили, что вера — это надежда.

«Мне было 16, — эти слова открывают короткое свидетельство 91‑летнего жителя Бруклина Юлиуса Меира Таубера. — Мы с братом были в группе из 400 мальчиков, ожидавших смерти. Когда мы шли к газовым камерам, вдруг кто-то сверху крепко схватил нас за руки и снял меня и моего брата с линии смерти. Благодаря ему я сегодня здесь. Его последними словами для нас обоих были: «Никогда не покидайте друг друга, даже на минуту! Всегда оставайся вместе!» Так мы пережили Освенцим». На фото, которое появляется на заднем плане текста, Таубер оперся локтями на стол, на голове у него кипа. У него трое детей, 19 внуков и 80 правнуков.

Почти все опрошенные — американские евреи, только одна участница проекта живет в Израиле. Это 92‑летняя Лия Фридлер, жительница поселка Алон-Швут в Гуш-Эционе. «Мне было 16 лет, — вспоминала она, — мы были депортированы в Освенцим на Швуэс в 1944 году. Нам кричали: «Быстро! Быстро! Мужчины — налево! Женщины — направо!» Не было времени подумать! Не было времени попрощаться!..» У Фридлер трое детей, 22 внука и 74 правнука. На большой портретной фотографии она сидит за столом в своем домашнем саду.

На выставке представлены свидетельства 18 евреев, двух поляков и одного цыгана, которые, подобно евреям, тоже не потеряли своей твердой веры в Творца. Цель проекта — «изменить дискурс» от разговора о жертвах и уничтожении к разговору о вере и победе, рассказу о героях, которые выжили в аду, благодаря надежде, которую они не хотели терять. В интервью, проведенных с ними, бывшие узники рассказали, что дало им возможность пройти через все и выжить. Один из них сказал, что однажды он услышал звук шойфара, который кто-то пронес в лагерь. Этот голос вселил в него надежду, дал ему силу справиться. Другая рассказала, что каждую ночь она и ее сестра пели песню на идиш, которую пела им мать, и именно это их поддерживало. Кто-то сказал, что он упорно каждый день накладывал тфилин. Одна женщина отдала свою порцию хлеба за лист бумаги, чтобы записать раздел Агады. Другая рассказала, что каждую ночь читала Шма, и это давало ей силы выжить, а один оставшийся в живых ученик иешивы сказал, что в долгих переходах он и его товарищи повторяли листы Талмуда, которые помнили наизусть, и это их поддерживало. Один из выживших на вопрос, верит ли он до сих пор, ответил, что у него не было и нет никаких проблем с Б‑гом, у него были проблемы с людьми.

Среди бывших узников есть и раввин Ниссен Мангель, да продлятся его годы, которого я знаю лично, и очень крепко дружу с его детьми. Он сказал, что отец учил его: огонь может растопить и заставить затвердеть, огонь может расплавить металл и может сделать твердое (крутое) яйцо. Отец учил его: убедись, что огонь не плавит тебя, а закаляет!

Планировалось, что выставка будет проходить в Освенциме год, а затем ее покажут в Израиле, России и Северной Америке.

* * *

Наступили дни, которые евреи называют бейн ѓамцорим — «в теснинах». Это три особые недели, на протяжении которых мы оплакиваем разрушение Храма. Они начались на этой неделе в четверг — 17 тамуза, в день, когда римляне проломили городскую стену Иерусалима и вошли в город. Затем три недели шли ожесточенные уличные бои, и 9 ова завоеватели сожгли Храм. Этот период начинается и заканчивается постом. Вот почему в эти дни соблюдаются обычаи траура, которые ужесточаются по мере приближения к 9 ова.

В Талмуде (трактат «Мегила», 13б) сказано: «Всевышний не поразит Израиль болезнью, если сначала не создаст лекарство от нее». Эти слова приведены в связи с историей Пурима. Еще до того, как Аман возвысился, в царскую летопись было занесено, что Мордехай спас царя от смерти, что впоследствии помогло евреям спастись. Так раскрывается понятие «лечение предшествует болезни» (именно поэтому евреи всегда ищут лекарство от любой болезни). Любавичский Ребе на одном из фарбренгенов говорил, что в священных книгах упоминается, что Всевышний всегда посылает лекарство раньше, чем болезнь, поэтому когда мы находимся «в теснинах», которые составляют 21 день траура, должно быть, что Всемогущий уже дал 21 день радости и праздника. Более того, эти дни упоминаются в нашей недельной главе «Пинхос», которую мы читаем в этом году в дни бейн ѓамцорим.

Вторая половина главы «Пинхос» посвящена жертвоприношениям, которые должны были совершаться в Храме. Тора дополняет законы о жертвах, приносившихся от имени общины в будни, сообщая, сколько их должно быть и в какое время дня их надо приносить, а также впервые говорит о жертвоприношениях в Субботу и детализирует жертвоприношения в праздники. По этим дням к обычным жертвоприношениям добавлялись дополнительные, особые для каждого из них.

Первой упоминается корбан томид — постоянная жертва, которая приносится каждый день, а затем Тора переходит к особым дням: «Всесожжение субботнее в субботу его сверх всесожжения постоянного» (Бамидбор, 28: 10). Суббота — это первый день радости, упомянутый в главе. Затем мы читаем следующие слова: «Это всесожжение новомесячное в его новомесячие для месяцев года» (там же, стих 14). Таким образом у нас уже есть два дня радости: Шабос и рош-хойдеш. Затем следует Песах: «И в первом месяце, в четырнадцатый день месяца — жертва пасхальная Г‑споду. И в пятнадцатый день месяца — праздник: семь дней опресноки есть должно» (там же, стихи 16–17). Теперь у нас уже есть девять дней радости (за пределами Земли Израиля мы празднуем Песах восемь дней, но по Торе — семь). Что наступает после Песаха? Швуэс: «И в день первых плодов» (там же, стих 26). Снова согласно Торе — это только один день, поэтому у нас уже есть десять праздничных дней, и мы подходим к Рош ѓаШоно: «И в седьмом месяце, в первый день месяца священное собрание будет у вас, никакой работы не делайте; день трубного гласа будет у вас» (Бамидбор, 29: 1) Новый год по Торе — только один день. После этого читаем: «И в десятый день седьмого месяца этого священное собрание будет у вас, и смиряйте души ваши» (там же, стих 7) — это Йом-Кипур. Таким образом у нас уже двенадцать праздничных дней. И теперь на очереди Суккос — семидневный праздник: «И в пятнадцатый день седьмого месяца наречение святым будет у вас, никакой должной работы не делайте; и празднуйте праздник Г‑споду семь дней» (там же, стих 12). У нас уже девятнадцать дней. Глава заканчивает повествование о жертвоприношениях словами: «А в восьмой день заключение будет у вас…» (там же, стих 35). Речь идет о Шмини-Ацерес — восьмом дне после семи дней Суккос. И у нас уже есть двадцать праздничных дней. Но нам все же не хватает еще одного, двадцать первого, радостного дня! Любавичский Ребе говорит, что еще один праздник, который не упоминается в Пятикнижии, но упоминается в Танахе, — это Пурим.

И так же, как выставка о 21 бывшем узнике нацелена на то, чтобы раскрыть добро и веру, существовавшие в Освенциме, также и 21 день праздников дают нам силу пережить траурные дни и не впасть в печаль или отчаяние, не дай Б‑г. Наоборот, так как Ребе всегда призывал хасидов добавлять к радости, мы должны делать это особенно в наши дни (в том, что разрешено согласно «Шулхан орух»). Иногда случалось, что именно по Субботам в эти три недели у Ребе было намного больше радости, чем в обычный Шабос, потому что секрет еврейского существования — это радость и оптимизм, вера и надежда. Это доказали историями своей жизни герои выставки «Через призму веры». И это пример для всех нас в наши дни: всегда добавлять позволительной радости, тем самым улучшая нашу жизнь и делая ее счастливее и здоровее.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (899 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2020-07-07 14:53:35

Андрей Журавлёв придумал, как использовать палеонтологию Дробышевского. Он предлагает студентам биофака найти не менее 30 грубых ошибок в каждой главе. 238 ошибок на 7 глав.
Ссылка.
https://elementy.ru/bookclub/review/5273891/Paleokhaltura_100500_oshibok_dotsenta

Сослучайное и присослучайное 2020-07-07 00:54:16

Главное, по-моему, о российском референдуме. 80.000 избирательных комиссий. 80.000 рядовых людей (председатели), которые в течение недели, без угроз и без наград, без выгоды для себя и даже без идеологии нагло врали.

Ответ на загадку

Набор для фребелевского детсада (начало ХХ в.) — шар, цилиндр, куб, доска, кирпич и зелёный горошек. (Ну и ещё разное). По системе Фребеля особое внимание уделялось развитию мелкой моторики. Зелёный горошек нанизывали на нитку — то, что сейчас делают дети с пластиковыми бусами, которых ещё не было.

Сослучайное и присослучайное 2020-07-06 05:28:54

В 1923 г. Жаботинский написал упражнение по дикции для ивритских актёров — в форме драматического отрывка. Это прелесть.
קראתי וקרעתי. נפשי מרה…
נפשך מרה? מה רע

צריך לזכור לסגור. מנעול — עיקר של סדר…

http://www.infocenters.co.il/jabo/jabo_multimedia/articlesl/hebrew/1923_7.pdf

Сослучайное и присослучайное 2020-07-06 04:51:55

Принимая вызов Дова Конторера, в честь вступления в силу Закона о запрете б..дства — перевод:
לשרמוטות,
לשרמוטות,
לשרמוטות תלתלים.
למה אין כזאת תפארת
לגברים הרגילים?
למה אין כזאת תפארת?
כסף אין לסלסולים!
לשרמוטות יש שקלים –
כסף יש לסלסולים,
ולגברים הרגילים
לשרמוטות רק שקלים!

Загадка

Вот список слов для воспитательницы фребелевского детсада (начало ХХ в.), которые нуждались в переводе (на иврит, но это неважно). Шар, цилиндр, куб, доска, кирпич — и зелёный горошек. Горошек-то тут при чём?

Прививка

В 15 лет я — ленинградский еврей-очкарик, ученик физматшколы, к тому же аспергер. Мой мир был «сливками» с большого мира, и я не интересовался, а порою и не знал о существовании того, что для большинства моих сверстников было частью повседневности:
- бары
- разные виды спиртного
- съём девушек
- рок-н-ролл
- гомосексуализм
- супружеские измены
- проституция
- пьянки и похмелье
- погоня за джинсами и фарца
- драки на дискотеке
и т.д.
Но мы переписывали кассету «Путешествие в рок-н-ролл», на которой некто об этом пел забавно и сатирически. И я слушал его смешные песни и убеждался, что всё это мне не нравится, и даже пробовать не хочется. И не пробовал.
Большое спасибо Вам, Юрий Эдуардович Лоза.

Ему салаки (ещё вариант)

Школяр в объятьях
молодой Гертруды
Лежал на левом
собственном боку,
Во сне ему
всё рисовались груды
Песка, а это
точно к марш-броску —
ку-ку —
и шли верблюды
Вдоль да прямо по песку.

Ответ на еврейскую загадку

Повторяю рекламный рисунок.
Представим себе того же парня, изучающего Тору в обычной обстановке. Стул, тот же «стендер»… а на «стендере» не ноутбук, а толстая книга. И ещё много книг вокруг, на столе и на книжных полках. Неважно, происходит ли дело в ешиве или в его гостиной. А на кухню даже если ты одну книгу притащишь, куда ты её положишь? На разделочный стол? А нужна не одна, нужно постоянно протягивать руку к полкам…
Рекламируется электронная библиотека «Оцар ѓа-хохма», 100 000 отсканированных книг с поиском. Совсем не дешёвая, кстати.

Ответ на еврейскую загадку

Повторяю рекламный рисунок.
Представим себе того же парня, изучающего Тору в обычной обстановке. Стул, тот же «стендер»… а на «стендере» не ноутбук, а толстая книга. И ещё много книг вокруг, на столе и на книжных полках. Неважно, происходит ли дело в ешиве или в его гостиной. А на кухню даже если ты одну книгу притащишь, куда ты её положишь? На разделочный стол? А нужна не одна, нужно постоянно протягивать руку к полкам…
Рекламируется электронная библиотека «Оцар ѓа-хохма», 60 000 отсканированных книг с поиском. Совсем не дешёвая, кстати.

Еврейская загадка

На рекламном рисунке — ортодоксальный мужчина, изучающий Тору. Карантин, все дети дома, и он может учиться только на кухне :) , куда он притащил стул, «стендер» и ноутбук (в нём он читает тексты).
Какой товар рекламируется? (Не ноутбуки).
Видевшие рекламу — не пишите!

Сослучайное и присослучайное 2020-07-03 04:11:40

Самое очевидное опровержение теологического принципа «человек не может быть средством, но лишь целью» — малярия. Для малярийного плазмодия человек — дом, а из дома в дом его перемещает комар. То же касается ришты и шистосомы.

Сказал верблюде: прощай, мангуста

Вчера ночью я подумал: если «скаляр в объятьях младой Гертруды лежал на левом своём боку», значит, у него есть левая и правая сторона, и не скаляр он вовсе, а пространственный вектор, и эта фраза является альтернативной формулировкой правила правого буравчика. Для альтернативно одарённых.

Б-г никогда не остается в долгу!

Канун Шабос главы «Хукас-Болок»
11 тамуза 5780 года / 3 июля 2020 г.

В ночь с 8‑го на 9 декабря 1948 года мой будущий тесть р. Моше Гринберг, благословенной памяти, вместе с тремя другими молодыми евреями сидел в кузове грузовика, направляющегося к советско-румынской границе. В кабине грузовика ехали два контрабандиста и молодая женщина по имени Хаши Вышедски…

В те дни в СССР правил тиранический сталинский режим, подавлявший любую искру религиозной жизни. Тот, кто хотел еврейского будущего для себя и своей семьи, делал все, чтобы выбраться из великой тюрьмы под названием Советский Союз. Р. Моше и его друзья приехали в приграничный город Черновцы в надежде переправиться нелегальным путем через границу на свободу, чтобы иметь возможность жить полноценной еврейской жизнью. Более года они оставались в Черновцах, где их приютила семья Вышедских. И вот в один прекрасный день от хабадника из Румынии пришло сообщение о том, что он нашел проводника-контрабандиста, который согласился по разумной цене помочь им. Члены нескольких хасидских семей, которые жили в то время в Черновцах, обсудили вопрос о том, можно ли довериться этому контрабандисту. Они очень беспокоились, что он может оказаться тайным агентом МГБ. В конце концов, спросили самих ребят, готовы ли они пойти на риск, и они согласились.

Началась подготовка к побегу. Г‑жа Хаши Вышедски сделала все, чтобы обеспечить беглецов всем необходимым. Она купила для них на черном рынке теплые пальто и ботинки, снабдила их едой и т. д. А затем, когда наступила та роковая ночь, несмотря на огромную опасность и то, что она была матерью троих маленьких детей, оставила свою семью и присоединилась к контрабандистам, чтобы сопровождать ребят до границы. Когда грузовик приблизился к границе, она вышла из него и благополучно вернулась домой. А группа пересекла границу, но… попала прямо в руки пограничников, которые их арестовали! По сей день нет ясности относительно того, были ли проводники просто контрабандистами, которым не повезло, или они изначально были двойными агентами. Рав Моше Гринберг и его друзья были арестованы, допрошены, подвергнуты пыткам, а затем приговорены к 25 годам лагерей.

После смерти Сталина в СССР были освобождены тысячи заключенных, и среди них рав Моше и его друзья. Мой тесть отсидел «только» шесть лет и три месяца. Он рассказывал мне, что когда его арестовали, он принял в своем сердце три решения, которые решил соблюдать, несмотря ни на что: он будет есть только то, что позволяют правила кашрута; он будет соблюдать Субботу в любой ситуации; и третье, самое сложное — он ни в коем случае не станет предателем и доносчиком. Следователи допрашивали его ночь за ночью, желая узнать, кто им помог и кто еще планировал бежать из Советского Союза, кто приходил в синагогу и т. д. Мой тесть давал им имена людей, которые уже покинули СССР или скончались. Он был счастлив, что выстоял и никого не предал.

С начала 1990‑х годов мы пытались получить разрешение на ознакомление с материалами следствия по делу моего тестя, но нам предоставили только несколько отдельных документов. И вот, около семи лет назад, примерно через два часа после смерти моего тестя, мне позвонили, чтобы я мог прийти и получить копии материалов следствия со всеми документами. Читая протоколы допросов, мы обратили внимание, что следователи неоднократно называли имя Хаши Вышедски, пытаясь вытянуть из обвиняемого признание о ее роли в подготовке и организации побега, но так ничего и не добились. Ему было тогда двадцать лет, его до крови безжалостно избивали, но он не предал г‑жу Вышедски и ее семью.

А спустя семьдесят лет после этого девушка по имени Хаши Вышедски — правнучка той самой Хаши Вышедски из Черновцов — вышла замуж за Менди Гринберга, внука раввина Моше Гринберга…

* * *

В главе Торы «Хукас», первой из двух, читаемых на этой неделе, на сцене появляется новая звезда по имени Элазар ѓаКоѓен. Его имя упоминалось ранее, но в этот раз он впервые исполнил роль первосвященника. В нашей главе говорится об исполнении заповеди о красной корове. Согласно Ѓалохе, если еврей находился под одной крышей с мертвецом, он становится ритуально нечистым и не может входить в Мишкан (в пустыне), в Храм (во времена его существования) или в настоящее время подниматься на Храмовую гору. И Тора предлагает ему способ очищения — заповедь о красной корове, пепел которой в специальном сосуде смешивается со свежей родниковой водой, а затем этой водой окропляют проходящего очищение еврея на третий и седьмой день. Делает это человек, не оскверненный трупной нечистотой. Помимо этого, на седьмой день, чтобы завершить свое очищение, очищаемый должен погрузиться в микву. В истории еврейского народа от Моше до наших дней было сожжено всего девять красных коров, а десятую приготовит Мошиах, да произойдет это вскоре, в наши дни!

В начале нашей главы рассказывается о первом исполнении заповеди красной коровы. Г‑сподь повелел Моше и Аѓарону: «Говори сынам Израиля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма» (Бемидбор, 19: 2). Затем Тора приказывает: «И передайте ее Элазару-священнослужителю, и выведет ее за пределы стана, и заколют ее пред ним» (там же стих 3).

Возникает вопрос о том, почему столь ответственная заповедь была возложена на Элазара. Ведь его отец, Аѓарон-первосвященник, еще жив, и больше подходит для ее исполнения. Кроме того, как известно, исполнение заповеди в последующих поколениях не требует первосвященника или заместителя первосвященника — ее может совершить любой коѓен. Почему же первый раз исполнение этой мицвы Б‑г повелел Моше и Аѓарону передать Элазару? Раши говорит: «Поскольку Аѓарон сделал тельца, он не выполнит эту работу. Прокурор не может быть адвокатом». Раши объясняет, что заповедь красной коровы искупает грех золотого тельца, а Аѓарон участвовал в создании этого идола, из-за чего ему не следует иметь дело с красной коровой. Теперь нам понятно, почему Аѓарону не было поручено исполнить эту заповедь, но все еще остается вопрос: почему был избран Элазар? Тора могла бы написать, что это сделает коѓен, а какой именно — не имеет значения, Моше и Аѓарон выберут. Почему для Всевышнего было важно, чтобы эту заповедь впервые исполнил Элазар?

Чтобы понять это, мы должны вернуться к истории египетского изгнания. В начале Книги Шмойс Тора рассказывает о том, что в Египте воцарился новый правитель, который не знал Йосефа и сказал своему народу: «Вот народ сынов Израиля больше числом и сильнее нас. Давайте исхитримся против него — как бы он не умножился здесь» (Шмойс, 1: 9–10). Талмуд (трактат «Сота», 11а) рассказывает, что фараон собрал совет для обсуждения «окончательного решения еврейского вопроса». На него были приглашены три гостя: Билам — пророк народов мира, Иов, о котором мы знаем из одноименной книги Танаха, и Исро. Билам посоветовал фараону уничтожить сынов Израиля, Иов промолчал (сегодня мы называем это «воздержался»), а Исро выступал против фараона, предупредив его: «Касающийся их, касается зеницы ока Творца». Затем он убежал в Мидьян, потому что высказывать мнение, противоречащее воле диктатора, опасно, после этого надо спасать свою жизнь и лучше бежать. Тора рассказывает о том, какие последствия имели для каждого из советников их действия. Билам, который посоветовал преследовать и убивать евреев, сам впоследствии был убит евреями во время войны. Иов, который промолчал, был наказан ужасными душевными и физическими муками. А Исро, который выступил в защиту евреев, удостоился того, что его потомки стали мудрецами Торы и заседали в Санѓедрине. Но еще до этого Всевышний «заплатил» Исро: его дочь взял в жены Моше-рабейну. Как говорили наши мудрецы: «Зять человека — как сын» (Раши, комментарий на Талмуд, трактат «Шабос», 23б).

Однако Моше не был единственным зятем Исро. В недельной главе «Воэйро» Тора, перечисляя членов семьи Моше и Аѓарона, говорит: «А Элазар, сын Аѓарона, взял себе из дочерей Путиэля, одну из них себе в жены» (Шмойс, 6: 25). Раши объясняет: «Из потомков Исро». Мудрецы говорят, что жена Элазара была дочерью или внучкой Исро, следовательно, у него в дополнение к его зятю Моше, царю и пророку, был зять, который стал первосвященником. Возможно, с учетом всего вышесказанного, нам станет более ясна причина, по которой Б‑г избрал Элазара в качестве первого исполнителя заповеди красной коровы в истории народа Израиля. Это «плата» Исро за то, что он жертвовал собой и подвергал опасности свою жизнь, чтобы защитить сынов Израиля.

Любавичский Ребе часто говорит, что Б‑г никогда не остается в долгу. Если человек совершил доброе дело, то может не сразу, а через поколение или два, но в конце Всевышний отплатит ему за все и даже несколько раз. История Элазара учит нас тому, что иногда Творец платит за особенно великую заповедь, которую исполнил человек, его потомку через несколько поколений. Вполне возможно, что успешный молодой человек сегодня зарабатывает много денег в заслугу своего деда, который в маленьком восточноевропейском местечке спас евреев, и по какой-то причине именно он пожинает плоды самоотверженности своего предка…

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (958 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2020-07-03 00:15:18

Сейчас можно сделать серологический анализ на корону вместе с обычным анализом крови. А направление на общий анализ крови можно просто попросить у семейного врача. Пользуйтесь!

Сослучайное и присослучайное 2020-07-02 13:11:53

Расплодились у нас плодовые мушки дрозофилы. Думал я, чем же их выгнать, и вот увидел, что они прямо звеньями и эскадрильями пикируют в натуральный апельсиновый сок. Конечно! Они же плодовые мушки, вот и летят на запах плодов. Самая экологичная ловушка.

Вторая волна

Как я это вижу
Во время первой волны к-в медики знали и умели меньше, чем сейчас, и были готовы к самому худшему. И запаса масок не было. Поэтому правительство закрыло всю страну на ключ на два месяца: лучше экономический кризис, чем горы трупов.
Теперь медицина говорит: масок мы закупили вагон и маленькую тележку, а проверим хоть целый город, Шабак говорит: отследим путь каждого вируса, все под колпаком у Мюллера. Полиция говорит: закроем отдельные кварталы. Медицина опять-таки говорит: тяжёлых — откачаем. На этом фоне правительство посмотрело на 20%-ную безработицу и скандалы «дайте денег» и сказало: второго локдауна мы не выдержим. И сегодня даже самые суровые требования минздрава — это лишь запретить собираться толпой и повысить штраф за отсутствие маски.

Самая важная экономическая новость последнего времени:

На встрече нового министра финансов и нового председателя федерации профсоюзов этот председатель «пообещал, что профсоюзы и в дальнейшем будут действовать ответственно, заботясь и о статусе работников, и о стабильности экономики».
То есть политика Нисанкорена продолжается, и забастовки не будут бить под дых экономике в неподходящие моменты.