Нигун «Кеайол таарог»

(Read more …)

«И будет судить справедливо нищих»

(Read more …)

Искусство плясать перед паном

Мы имели дело с иностранными лидерами разного рода. Руководители стран Европы и Америки, от которых Израиль частично зависел — цивилизованные и воспитанные. Король Иордании, президент Египта — восточные люди, с которыми мы разговаривали на равных после того, как их победили. Африканские диктаторы, от которых цивилизованности и не ждёшь, но с которыми Израиль разговаривал с позиции европейской страны. Но впервые за полтораста лет мы имеем дело с лидером типа старого польского пана или полицейского начальника какой-нибудь из губерний черты оседлости. Сильным, полновластным и взбалмошным. С президентом России.
Он может наращивать свой капитал любыми мыслимыми способами. Он может послать свои корабли и самолёты в любое место мира, и никто его не остановит. Он может для достижения своих целей использовать террористов, убийц, захват заложников — без зазрения совести. Он может растоптать всё и всех, кто случайно оказался у него на дороге.
Первым это уже давно понял главный раввин России р.Лазар. С тех пор главное направление его «внешней политики» — доказывать президенту, что евреи совершенно безобидные, ничего плохого против ясновельможного пана, его друзей и его денег не замышляют, и что если во всех российских регионах будут еврейские общины с лидерами, мыслящими как он, р.Лазар — значит, во всех российских регионах евреи будут безобидными и ничего не замышляющими. В обмен на это ясновельможный пан соизволит не мешать евреям развивать свои общинные структуры. Ведь р.Лазар исторической памятью предков знает, что если евреи рассердят его высокоблагородие, то его высокоблагородие, никого не спрашивая, всыплет всем горячих.
Насколько я знаю, этому взгляду и подходу он успешно научил израильского премьер-министра. Если интересы Израиля и президента России сталкиваются, то это столкновение детской машинки с КАМАЗом. Поэтому нужно не допустить столкновения. Чтобы Россия не мешала Израилю бомбить оружейные склады союзников Ирана, являющегося союзником России; чтобы Россия не злилась на то, что США и Израиль поддерживают друг друга. В двух словах — пляши перед паном. Возможно, это унизительно, но такова жизнь: будешь плясать перед паном — он тебе аренду продлит, а не будешь плясать перед паном — пан на тебя собак спустит. Так жили евреи полтораста лет назад, так приходится жить и сейчас.
А если интересы России и Израиля всё же столкнулись? Например, в Израиле находится российский хакер, который наделал дел в США и выдачи которого требует американское правосудие. Чтобы Израиль этого не делал, Россия захватывает в заложники израильскую девушку, помня, что мы всегда выручаем своих. Израиль вспомнил, что еврейский закон запрещает выкупать пленника дороже его цены при продаже кому-нибудь другому, и решил, что сохранение добрых отношений с США первостепенно. И хакера выдал. Россия хладнокровно проштамповала девушке 7,5 лет тюрьмы за преступление, обычно караемое штрафом. Но мы своих не бросаем, и поэтому Израиль начал плясать перед паном. Просить раз за разом, предоставлять пану честь открытия памятника блокадникам, специально для пана построенного. И за девушку мы заплатили! Мы нашли, что предложить на обмен. Закрепление права на некий православный дом в Иерусалиме за про-российской церковью, а не за анти-российской. От сердца оторвали! Реально Израиль не потерял ни метра и ни шекеля, но пану приятно. Самолюбие пана потешили: его долго просили и умоляли. Пану сделали подарок. И пан пробурчал в усы: «ладно, помните мою доброту».
А нам что? Кланяться — спина не отвалится. И заметьте, план пана по киднэппингу провалился, но пан остался доволен! Что нам и было нужно.

Сослучайное и присослучайное 2020-01-26 14:29:45

вчера мы круто погуляли
поляна с тёлками трава
ещё под вечер взяли пойла
соседу хвастал бык егор
© Alexei Boiko

«Возьмите кирпич, господин советник юстиции…»

В 1937 году Объединение репатриантов из Германии разослало всем конторам и предприятиям нижайшую просьбу: пожалуйста, принимайте на работу немецких евреев! Доктора, адвокаты и коммерции советники сбежали от нацистов, иврита и английского не знают, а в Палестине им никакой работы, кроме сбора апельсинов, предложить не могут…
А в 1938 году то же Объединение даже устроило в Тель-Авиве «публичный суд» под лозунгом «Я обвиняю!», посвящённый «социальной ситуации в Тель-Авиве».

Сослучайное и присослучайное 2020-01-26 09:27:33

Комитет языка иврит в 30-е гг. много занимался подбором ивритских фамилий вместо «диаспорных». На основе фонетического сходства, перевода, места рождения и т.п. Одному человеку предложили на выбор: Шур, Навар, Шафрир, Нишри — фамилии, включающие инициалы его и его родителей.
Почему именно инициалы? Это Комитет иврита делал редко, обычно он подбирал фамилию «и созвучно, и сосмысленно».
А потому что у просителя была довольно распространённая фамилия — Гитлер.
Январь 1939 года.

О пользе и вреде стереотипов

Еще один случай из жизни вспомнился. Посвежее. Работал я тогда в местном кошерном магазине. А магазин этот был частью небольшой дистрибьютерской компании, продававшей кошерные продукты в нашем городе и его ближних и дальних окрестностях. И при необходимости меня срывали из магазина и гнали на развозку заказов.

И вот однажды, развозили мы товар с еще одним мужиком. Весьма колоритным. Американец польских кровей, лет на 10 старше меня. В свое время отслужил в Маринс — местный морпех. Рубаха-парень, на все руки мастер, совершенно не дурак, но со слабой нервной системой. Он утверждал, что если бы не вдувал косячёк каждый день, поубивал бы всех окружающих. Охотно верю.

В тот день, развезли мы все заказы и направили грузовичок наш обратно на склад, а он возми, да сломайся. На честном слове, одном крыле и такой-то матери мы дотащили его до ближайшей мастерской, благо, они тут на каждом углу, и прогулялись до ближайшей заправки, ждать сына хозяев, который обещался нас забрать. И вот стоим мы, никого не трогаем, напарник мой курит (конвенциональные сигареты, а не то, что вы подумали), я просто обозреваю окрестности.

И вдруг, в этих самых окрестностях вырисовывается парочка чёрных ребят, явно не из лучших районов, оглядываются вокруг и направляются к нам. Ну, я не из робкого десятка, особенно, когда рядом бывший, но еще о-го-го какой морпех, сам морпех — тем более. Стоим, держим позицию, приветливо улыбаемся. Подходят они к нам, и с места в карьер:

— Бро, ты ж еврей, да? — это явно ко мне обратился один из них, подлиннее и пострашнее. А надо сказать, по-английски это звучало несколько, ну скажем, грубее — Hey, brah, you’re Jew, right? Дело в том, что нынче в Америке, уж не знаю почему, политкорректность небось, слово «Jew» хоть и переводится, как еврей, но пользоваться им в приличном обществе не принято. И если уж хотят поинтересоваться еврейством человека, то используют прилагательное «Jewish». Мне то что, я на эти нюансы плевал, а вот напарник мой, даром что много лет работает на евреев, напрягся. Видать, заподозрил неладное.

Ну, шила в мешке не утаишь, моя внешность и религиозная атрибутика на лицо, отрицать сложно. Поэтому говорю, мол, да, есть такое дело.

А он мне — «Мне нужен хороший адвокат!»

И тут нашего морпеха пробило на 15-и минутный приступ задорного детского смеха. — Какой класс, — рыдал он, — как у человека всё правильно в голове устроено! Раз еврей, значит наверняка знает хорошего адвоката.

И ведь так и есть. Есть среди моих хороших знакомых и адвокаты. Черный этот, конечно слегка смутился такой реакции, но телефон от меня получил и приветливо попрощавшись, удалился. Надо сказать, я бы ему и врача мог бы порекомендовать. И бухгалтера. И музыканта. И еще много кого. Но ему нужен был адвокат.

А напарник мой эту историю потом рассказывал всем направо и налево. Уж очень она его поразила. Не ожидал он, что так сильны стереотипы. Но ведь зачем-то же они нужны?

Блог-темплата

(Read more …)

Главная страница 1

(Read more …)

Homepage 4

(Read more …)

Homepage 8

(Read more …)

Homepage 1

(Read more …)

Языковые универсалии

В некоторых языках предлог «у» грамматикализуется из слова «дом». Датский hos <- haus, французский chez <- латинское casa.
Русская таймырская «говорка», слово «место», используемое как показатель локатива: «тебя парень меня место ходил» — твой сын ко мне приходил.
И в талмудическом иврите:
הוא מנצח לפני בבית מלחמתי
это не «в доме моей войны», а просто «на моей войне».
Есть и другие примеры употребления בית как предлога «у», кто может мне напомнить?

Homepage 2

[vc_row full_width=»stretch_row» css=».vc_custom_1471706193293background-color: #e3edf5 !important;»][vc_column]


(Read more …)

Elementor #141

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2020-01-25 12:55:36

au jour d’aujourd’hui — сегодня (фр.) Дословный перевод: «в-день-который-в-день-который-этот-день».
Поскольку hui — это hodie, то есть hoc die.

Сослучайное и присослучайное 2020-01-24 06:26:53

С развитием нейронных сетей (а они развиваются офигенно) произошло печальное для меня событие. Языкознание, только-только ставшее прикладной наукой — автоматический перевод! реферирование! генерация текстов! — снова становится «игрушкой взрослых шалунов».
«С каждым увольнением лингвиста из нашей фирмы наша программа автоматического перевода становится всё лучше» (с).

Секрет перемен&nbsp;— упорство и сосредоточенность!

Канун Шабос главы «Воэйро»
27 тейвеса 5780 года / 24 января 2020 г.

Каждый, кто знает, что в тексте Торы нет ничего лишнего, читая нашу сегодняшнюю недельную главу «Воэйро», задает себе вполне логичный вопрос: зачем нужны были десять казней, обрушившихся на Египет? Во имя чего был разыгран этот спектакль с демонстрацией сверхъестественных способностей и обманом сил природы?! Разве не жаль, что сыны Израиля изнывают в рабстве, задерживаясь в Египте, и в то же время откладывается Дарование Торы на горе Синай? Почему Г‑сподь сразу же не послал казнь первенцев на Египет?! Ведь это было оружие массового уничтожения, которое привело бы к гибели миллионов египтян, коснулось бы каждого дома. Это была прямая угроза жизни самого фараона, который тоже был первенцем! В Египте поднялся бы такой вопль, что фараон тут же вывесил бы белый флаг. С другой стороны, вызывает недоумение и беспримерное количество чудес, совершенных Всевышним. Это противоречит правилу, согласно которому «Б‑г не творит чудеса просто так». Каждый из нас мечтает о чудесах. Мы все были бы счастливы проснуться утром и узнать, что на наш счет в банке упали с неба 10 миллионов долларов; калеки очень хотели бы бросить свои костыли и побежать… Однако этого не происходит, потому что мир, созданный Творцом, не таков. Чудеса нельзя купить ни за какие деньги. К тому же, Г‑сподь ценит и любит природу и просто так не нарушает ее законов.

Любавичский Ребе на фарбренгене в Шабос главы «Воэйро» 5746 (1986) года дает этому особое объяснение: история казней египетских показывает, что воспитание требует времени. Духовные процессы — это явление, которое не может произойти за один день. Каждая перемена в нас самих, в приближении других евреев к жизни по законам Торы и в воспитании детей — это длительный процесс, который развивается медленно, так сказать, готовится «на слабом огне» и продолжительное время, пока можно будет увидеть результаты. Воспитание и образование не могут стать профессиональным занятием для людей, которые настаивают на том, чтобы увидеть результаты сегодня, прямо в конце встречи. Они не смогут стать посланниками и не будут работать с людьми. Сближение душ — это занятие для терпеливых людей, исполненных веры и готовых вкладывать свои знания и труд в дело с долгосрочной перспективой. Они знают, что сейчас надо полностью отдаваться этому делу, и искренне верят, что обязательно увидят результаты своей самоотверженной деятельности.

Когда закончилась первая казнь — превращение воды в кровь, фараон не принял это во внимание и вернулся к своей обычной жизни. Казалось, что казнь не возымела должного воздействия. Фараон высокомерно заявил: «Кто есть Б‑г, чтобы я послушал Его голоса, и отпустил евреев? Я не знаю Г‑спода и Израиль не отпущу» (Шмойс, 5: 2). После второй казни — лягушек, фараон снова вернулся к обычной жизни, не сделав необходимых выводов. Со стороны могло показаться, что фараон победил, и он открыто издевается над Всевышним. Но уже после седьмой казни фараон взмолился: «Согрешил я на сей раз, Г‑сподь праведен, я же и мой народ виновны» (Шмойс, 9: 27). Однако все понимают, что это не произошло сейчас, а случилось еще при первой казни. Просто потребовалось время и серия чудесных ударов, чтобы пришло, наконец, понимание…

В Торе говорится, что в день своей смерти Моше заявил: «И не дал вам Г‑сподь сердца, чтобы сознавать, и глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать, до сего дня» (Дворим, 29: 3). И все с удивлением спрашивают: «Какое из ряда вон выходящее событие случилось в тот роковой день, что народ Израиля превзошел самого себя и неожиданно получил глаза и уши?» Раши объясняет, что до того, как Моше расстался с евреями своего колена — левитами, он передал им Свиток Торы, который написал специально для них. Все колена Израиля пришли к Моше и сказали: «Моше-рабейну! Мы тоже стояли у Синая и приняли Тору, и она дана была нам. Почему же ты поручаешь ее сынам твоего колена?!» И возрадовался Моше этому, и об этом сказал он им: «В сей день стал ты народом Г‑споду, Б‑гу твоему» (Дворим, 27: 9). Сегодня я понял, что «вы преданы Вездесущему и любите Его» (Раши на Дворим, 29: 3). Что изменилось в этот день? Талмуд (трактат «Авойдо зоро», 5б) говорит: «Пока не прошло сорок лет, ученик до конца не понимает смысл полученного от учителя». Другими словами, в тот день ничего не произошло, просто человеку нужно сорок лет, чтобы в его душе свершился внутренний переворот, и он смог отождествить себя с чудесами Исхода.

Послание Торы заключается в том, что нельзя прекращать процесс обучения, нельзя отчаиваться, если ваши попытки приблизить или повлиять не дают быстрых результатов. Ваши усилия не пройдут даром, просто на это нужно время. Но что нужно сделать, чтобы наверняка добиться успеха в воспитании и образовании? Чтобы мы не только верили в силу послания Торы, но и смогли увидеть своими глазами? Этому также можно научиться из истории десяти казней египетских. Воспитание основано на последовательности. Учитель, воспитатель — это профессия для упрямых и систематически действующих людей. Моше удалось сломить фараона, потому что он сам не сдался. Он приходил снова и снова и производил одну казнь за другой, пока фараон не был сломлен. Духовные процессы прогрессирует, когда они многократно запускаются и стимулируются.

Одна из самых впечатляющих историй перемен, которые могут произойти с человеком, — это рассказ о рабби Акиве. С одной стороны, его считают «отцом Устной Торы», тем, кто заложил основы и установил правила. Но, с другой стороны, рабби Акива прожил много лет во тьме неграмотности. Он не мог прочитать ни одного слова на святом языке, пока ему не исполнилось сорок. Изменить свою жизнь его заставило зрелище, которое он увидел своими глазами. Каждое утро он выходил со стадом к колодцу и однажды внезапно заметил дыру в одном из камней колодца. Он был удивлен: кому удалось вырезать отверстие в камне? Ему сказали, что это капли воды, которые ежедневно капали на камень, пока не вырезали дыру. Рабби Акива подумал: «У меня тоже есть шанс. Тора так же может проникнуть в мое каменное сердце и изменить его». Однако суть этой истории в том, что вода из колодца проникает в камень только в том случае, если она постоянно и систематически капает и направлена точно в одно и то же место в камне. Если вода один день будет капать, а другой — не будет, если вода потечет один раз вправо, а другой раз влево — ничего не произойдет. Секрет перемен заключается в упорстве и сосредоточенности, которые делают эти перемены возможными!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (726 КБ).

Динамика святости и будничности

(Read more …)

«Однако виновны мы» — ради этого момента раскаяния Б-г сотворил мир

(Read more …)

Новый год хасидизма. Свет и сосуды

(Read more …)

Бог это «Big Data»

(Read more …)

Сослучайное и присослучайное 2020-01-22 00:38:41

В некрологе после смерти одной из девушек её семья написала что она «была предана бескорыстной деятельности по распространению учения Ребе». Отец девушки — ответственный за внешнюю деятельность Хабада в Нетании. И именно эта девушка написала в предсмертной записке, что она не может найти себя и боится разочаровать семью. Хорошо живут в Нетании.

Сослучайное и присослучайное 2020-01-21 12:41:03

Рекомендую лекцию Антона Сомина «Слова-мутанты» на Ютюбе. Как появились суффиксы -ятник и -голик, почему мы склонны образовывать от «ляжка» увеличительную форму «ляха»; окончания прилагательных — это бывшие местоимения третьего лица «и», «я» и «е», прилепившиеся к прилагательным как постпозитивные определённые артикли; и т.д.

«всё обстоит вполне благополучненько»

Трагедия в Иерусалиме, двойное самоубийство, спрыгнули с крыши. Обе девушки — из семей Хабада. Как минимум у одной были проблемы с привычным образом жизни, из которых она не знала как выбраться, судя по предсмертной записке.
Харедимный сайт «Кикар шабат» поместил два отдельных известия о «трагической кончине» каждой из девушек, горестные некрологи. О самоубийстве и предсмертной записке — ни слова. Зато много места уделено тому, в какой шок эта «трагическая кончина» ввела студентов соседней ешивы, а она ввела.
Сайты новостей Хабада — Штурем.нет, Хабад он-лайн, Хабад.инфо — полностью игнорируют событие.