Вот как они себе это представляют?

В субботу гуляю я с нашим псом (Иерусалим). Мимо проходит молодая религиозная пара — борода, шляпа, парик — и муж говорит мне: «А ты знаешь, что в субботу нельзя ходить с собакой?» Я недослышал, он повторил. Я переспросил: «Извините, что мне, по-вашему, нельзя?» Тут они почему-то поменяли позицию: «Нет, нет, всё нормально!» — и свернули в тот дом, куда шли.
У меня три вопроса.
1. Откуда у него такая информация, если даже Шмират шабат ке-ѓилхата (27 глава) разбирает вопрос, как именно гулять с собакой вне эрува (а внутри эрува вообще проблем не видит)?
2. Как он представляет себе жизнь собаки, с которой 25 часов не гуляют?
3. Вот он идёт, видит мужика средних лет в чёрной кипе, ведущего взрослую собаку. У него сразу же возникает мысль, что этот человек, владелец собаки не первый месяц, не знает основополагающего закона, якобы запрещающего гулять с собакой в субботу? Так?

О важности правильного воспитания

Канун Шабос главы «Ваякѓейль-Пкудей»
26 адора 5777 года / 24 марта 2017 г.

36 лет назад, 30 марта 1981 года, на президента США Рональда Рейгана было совершено покушение. Шесть выстрелов прозвучали в то время, когда президент выходил из гостиницы «Хилтон» в Вашингтоне, где он выступал с речью перед делегатами профсоюзного объединения АФТ-КПП. К счастью, Рейган был только ранен: пуля отрикошетила от корпуса лимузина, вошла в грудь, зацепила ребро и застряла в легком. Президента немедленно доставили в больницу при Университете Джорджа Вашингтона, где ему была проведена срочная операция по извлечению пули. Весь мир и особенно граждане Соединенных Штатов были глубоко потрясены этим происшествием, которое напомнило им тяжелые времена, связанные с убийством Джона Кеннеди.

Несколько дней спустя, 11 нисана (15 апреля), на фарбренгене по случаю своего рождения Любавичский Ребе выразил свое мнение по поводу этого инцидента. Сначала Ребе пожелал президенту Рейгану скорейшего выздоровления, а затем обратился к анализу личности стрелявшего, которым оказался Джон Хинкли-младший, представитель одной из самых богатых семей Америки. Ребе сказал: принято считать, что причина подобных акций представителей молодого поколения кроется в их бедности, которая вызывает у них обиду и желание отомстить, что и приводит к подобным преступлениям. Как правило, дети из богатых семей получают престижное образование в университетах и становятся гордостью своих семей и всего общества. Преступники же часто происходят из неблагополучных семей, живущих в районах бедноты, их действия разрушают общество. Но в данном случае покушение на президента величайшей сверхдержавы совершил ребенок «сливок общества», родившийся, что называется, «с серебряной ложкой во рту»!

Добавлю, что это не единственный случай, когда отпрыски богатых родителей создают проблемы в обществе. Среди террористов-смертников, осуществивших крупнейшую по числу жертв и разрушений террористическую атаку в США 11 сентября 2001 года, не было тех, кто вырос в бедных мусульманских семьях и сделал это от отчаяния. Все террористы были образованными, говорящими по-английски выпускниками престижных университетов, которые большую часть своей жизни прожили в западных странах. И сегодня к террористической организации «Исламское государство» присоединяются не только те, кто вырос в бедных деревнях Йемена или Ирака. Нередко это молодые люди, выросшие в Западной Европе, получившие западное образование, ведущие благополучную и обеспеченную жизнь. Именно они становятся самыми жестокими и отвратительными убийцами, такими, как палач «Исламского государства» Мухаммад Эмвази, по прозвищу «Джихадист Джон», который имел британское подданство, вырос в состоятельной семье и получил диплом программиста в Университете Вестминстера.

В упомянутой выше беседе Любавичский Ребе подчеркивает: иудаизм имеет совершенно иную точку зрения и считает, что бедность не порождает преступность. В противовес этому в Талмуде сказано: «Не пренебрегайте детьми бедняков, ведь именно из них выйдет Тора» (трактат «Недорим», 81а). Именно те, кто родом из бедных семей, кто не может рассчитывать на поддержку родителей и наследство, стремятся добиться всего сами: успехов в учебе, карьере и впечатляющих результатов в любой деятельности. Примером могут служить дети евреев, которые эмигрировали в США. Выросшие в бедных домах, видевшие, как их родители тяжело трудятся, чтобы обеспечить свою семью, они получили действенную мотивацию для того, чтобы приложить максимум стараний и стать лучшими учениками и студентами. В то время в списке отличников большинство составляли еврейские фамилии: Гольдберг, Фридман, Вайс… На сегодняшний день в этих списках преобладают фамилии детей выходцев из стран Юго-Восточной Азии. Именно дети новых иммигрантов прикладывают максимум усилий, чтобы достичь больших успехов в учебе.

В подтверждение этой мысли можно привести примеры из Торы. В конце жизни царя Давида, когда он превратился в дряхлого и больного старика, его сын Адония решил восстать против своего отца и объявить себя царем. Когда Давид лежал на смертном одре, Адония решил, что это самое подходящее время захватить престол. Он вступил в сговор с самыми влиятельными людьми царского двора: военачальником Йоавом бен Цруя и священником Эвьятаром. К ним присоединились все его братья, сыновья царя, кроме Шломо, и знатные мужи Иудеи — вся элита царства Давида, которую Адония пригласил на пир в честь своей коронации. Бас-Шева, мать Шломо, которой Давид обещал, что именно ее сын будет царствовать после него, пришла к Давиду и рассказала ему о случившемся. Она напомнила царю об обещании, которое он дал ей. Бас-Шеву поддержал пророк Натан. Тогда царь Давид решил не откладывать исполнение своего обещания и приказал, чтобы в тот же день Шломо, который был всего лишь двенадцатилетним мальчиком, помазали на царство и посадили на царский престол. Услышав эту новость, Адония сбежал и просил милости у царя Шломо, чтобы тот не убивал его (Млохим I, глава 1).

Рассказывая эту историю, Тора не упускает возможность указать нам причину, по которой Адония имел наглость короновать себя при жизни своего отца без его разрешения. Пророк говорит: «И отец его никогда не огорчал его вопросом: «Почему ты так делаешь?» (Млохим I, 1: 6) Царь Давид не занимался его воспитанием. Он вырос как избалованный принц, всегда получавший все, что хотел, и никогда не слышавший слово «нет». Он думал, что весь мир принадлежит ему, поэтому не удивительно, что он повел себя столь неблаговидно. «Мидраш Танхума» (в начале Книги Шмойс) говорит, что по той же причине Ишмоэль вырос «диким человеком». Авраѓам баловал его и никогда ни в чем ему не отказывал. Можно сказать, что по той же причине Эйсав стал воплощением зла: отец Ицхок любил его так сильно, что давал ему все, что тот хотел.

И здесь стоит вспомнить о Песахе, который мы будем праздновать чуть более чем через две недели. Внимательно перечитав историю Исхода из Египта, можно обнаружить в ней нечто странное. Казалось бы, Моше до начала исхода должен был подготовить народ к путешествию по «великой и грозной пустыне, где змей, аспид и скорпион, и засуха и безводье» (Дворим, 8: 15). Моше был там раньше, «далеко в пустыне» (Шмойс, 3: 1) он пас овец своего тестя Исро и увидел Б‑га в горящем кусте терновника. Следовательно, он точно знал, что их ждет. Если же Моше на самом деле хотел воодушевить евреев перед Исходом из Египта, то он мог бы сказать им, что они пойдут «на землю добрую и обширную, на землю, источающую молоко и мед» (Шмойс, 3: 8). Но Моше предпочел сказать следующее: «И храните это речение как закон для тебя и для твоих сыновей вовеки. И будет, когда придете на землю, которую даст Г‑сподь вам, как Он говорил, то храните это служение… И будет, когда скажут вам ваши сыновья: «Что это за служение у вас?» И скажете вы: «Жертва песах это Г‑споду…» (Шмойс, 12: 24–27). А затем снова: «И поведай сыну твоему в тот день…» (там же, 13: 8). Три раза в недельной главе «Бой» Моше предупреждает народ Израиля о важности воспитания детей.

Почему Моше так заботился об этом? Что его так беспокоило? Думаю, что Моше волновался по той же причине, о которой я писал выше. Все время, что сыны Израиля были бедными рабами в Египте, Моше не беспокоился о том, что их дети обратятся ко злу, ибо «именно из них выйдет Тора». Дети из бедных семей просто не могут позволить себе быть избалованными. Если у них возникнут неприятности с законом, никто не придет их спасать. И у родителей нет ни связей, ни денег, чтобы нанять хороших адвокатов. Но «когда придете на землю… источающую молоко и мед», когда будете жить благополучно, и дети будут расти в «золотой стране», тогда Моше беспокоится о том, как бы они, избалованные достатком, не восстали против своих родителей и не стали задавать вопросы: «Что это за служение у вас?», как спрашивает на Пасхальном Седере сын-злодей… И поэтому Моше предупреждает сынов Израиля: «Вы должны знать, что самой большой проблемой поколения, вступающего в Землю обетованную, будет не экономика или безопасность. Самой сложной проблемой станет воспитание подрастающего поколения». Именно поэтому Моше счел необходимым предупредить их об этом перед тем, как они покинут Египет.

Кстати, важность воспитания подчеркивает и основная заповедь Песаха, которая исполнялась во времена существования Иерусалимского Храма, — «пасхальная жертва». Вся семья поднималась в Иерусалим и там присоединялась к другим семьям, чтобы вместе принести пасхальную жертву, а затем в ночь Седера за праздничной трапезой всем вместе съесть мясо жертвенного животного. При этом Тора очень четко ставит условие: каждый, кто хочет присоединиться к жертве Песаха, должен быть обрезанным: «Никакой необрезанный не должен есть от нее» (Шмойс, 12: 48).

Освещая этот вопрос, Любавичский Ребе делает очень интересное замечание: еврейский закон гласит, что если хотя бы один из членов семьи не обрезан, отец не может совершать пасхальное жертвоприношение. Несмотря на то, что сам отец и остальные мальчики прошли обряд брис-мило, если кто-то его не сделал, то это помешает всей семье праздновать Песах согласно Ѓалохе. Это учит нас, что мы несем ответственность не только за то, что сами исполняем заповеди, но и за то, что вырастим и воспитаем наших детей в духе иудаизма. Законы пасхальной жертвы убеждают нас в непреходящей важности правильного воспитания детей в соответствии с еврейской традицией.

Да поможет нам Всевышний и придаст нам сил, чтобы мы смогли выполнить свою воспитательную миссию, которая возлагается на нас во время предстоящего празднования Песаха, и чтобы мы удостоились вырастить чистое поколение, способное продолжить традиции предыдущих поколений нашего народа!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-03-24 03:04:20

Довид Маркель привёл отрывок из предисловия к «Эглей таль», в котором автор опровергает позицию тех, кто думает: если я получаю удовольствие от изучения Торы, то я изучаю её не во имя её самой, а во имя личного интереса. А нужно — во имя её самой!
На всё человек способен: даже изнасиловать самого себя.

Молитва

Представьте себе человека, пришедшего на большой вокзал, чтобы уехать на поезде в нужном направлении. Он не знает о существовании расписания движения, но видит, что постоянно прибывают и отправляются поезда, на которых написаны разные города. И он начинает истово молиться Хозяину поездов о том, чтобы на вот этот перрон прибыл нужный ему поезд. А он всё не прибывает и не прибывает. Это потому, — думает человек, — что я недостаточно усерден в молитве.
Через какое-то время (может, через пять минут, а может, через двое суток) он слышит объявление по громкой связи: «Поезд на NN отправляется с N-го пути». И преисполняется радости: свыше мне не только ответили, но и направляют меня! Разве это не доказательство эффективности молитвы?

Сослучайное и присослучайное 2017-03-23 10:08:28

В газете «Давар» в 60-е годы была рубрика «Иврит без слёз», עברית בלי דמעות

Синдикат

В невесть какие годы в Израиле (а может, в Палестине?) существовал סינדיקט למען ארץ ישראל, располагавшийся в Тель-Авиве. Кто-нибудь знает о нём?

Комп тормозит

Друзья, понимающие в ноутбуках! Почему он жутко тормозит? Давно сделал всю оптимизацию для 7, запускаю только Ворд, Хром и Эксель одновременно, никаких торрентов не скачиваю, полное сканирование Касперским ничего не выявило, дефрагментация диска делается автоматически. 4 гб оперативной памяти.
Спасибо.

Сослучайное и присослучайное 2017-03-23 03:06:47

Лосев интересно формулирует основную идею диалога «Кратил». Не в этимологии дело, а в том, что объективная идея как-то находится в соответствии с материальным миром, как — мы не можем до конца понять, но можем с разных сторон подбираться к пониманию, например, через анализ названия объекта. Находя различные связи между словами языка и названием объекта, мы понимаем разные стороны идейной сути этого объекта. Тут подойдём, там подойдём, до конца не поймём, но будем знать больше, чем раньше.

Еврейский анекдот

Чиновник спрашивает еврея в «черте оседлости» в 19 веке:
- Ваша профессия?
- Цейнтер (десятый). [Для того, чтобы дополнить миньян, часто кричат: Цейнтер, цейнтер! Это особенно актуально в синагогах, где миньян собирается с трудом. Членам такого миньяна иногда даже приплачивают за приход].
- Это ещё что?
- Ну, если есть девять, я прихожу, и становится десять.
- Что за чушь? Ведь если есть девять и я приду, тоже станет десять…
- (обрадованно) Шолом алейхем, реб ид!!
***
Другой еврейский анекдот.
- Ваша профессия?
- Цицер.
- Это как?
- Я делаю «ц-ц-ц».
- Зачем???
- Ну, если приезжает проповедник и рассказывает о чудесах очередного чудотворца, собирая на его общину деньги, я качаю головой и делаю: «Ц-ц-ц!»

Искры с просторов [о примирении между украинцами и евреями]

Автор текста: M. Bruk


На днях в украинско-еврейской газете «Хадашот» появилось интервью Иосифа Зисельса об отношениях евреев и украинцев сегодня. Эту статью легко найти в Интернете, и я всем рекомендую ее прочесть.

Автор, с которым мы знакомы много лет, подчеркивает важность конструктивных шагов и умение сделать так, чтобы историческая память о взаимных обидах не блокировала возможность новых форм сотрудничества. Эта тема очень продуктивна и к ней следует регулярно возвращаться.

Я же сейчас хочу выделить один чрезвычайно важный аспект, который сможет помочь всем нам в нашем духовном развитии. Существует важное понятие – идентичность, оно описывает, как сам человек себя себе представляет. При этом в области идентичности существует масса подвохов. Человек может неосознанно вкладывать в идентичность чрезвычайно травматичные аспекты, и это будет отравлять его жизнь. Простейший пример – человек считает себя неудачником (лузером), и это мешает ему добиваться успехов в жизни. Или же пример оптимиста и пессимиста.

Вернемся к евреям и украинцам. Евреи, которые родились и провели часть жизни в Украине, – идентифицируют себя как «украинские евреи». И при этом большинство наших земляков твердо уверены, что украинцы – не любят евреев и что, живя в Украине, мы несем на себе бремя нелюбви к нам украинцев, среди которых мы жили. Это естественно, если исходить из того букета травм и обид, которые нанесли украинцы евреям.
Но… сейчас мы меняем «угол восприятия».
Говорят наши мудрецы, что Б-г разбросал евреев среди разных народов, чтобы евреи почерпнули от этих народов ценные качества (на языке каббалы – искры).
Когда потом евреи соберутся вместе, они принесут с собой все ценные качества, разбросанные по миру. Сейчас в Израиле, а также в Нью-Йорке и частично в Москве, можно встретить букет разных евреев, несущих в себе разные искры.

Украина – это весьма особое место для евреев. Недаром на украинских землях возникло уникальное движение хасидизма, которое почерпнуло множество украинских искр (включая музыкальные искры). И я высказываю идею о том, что когда еврей застрял на идее обиды на украинцев, он не может полноценно «раздуть огонь» из своей искры, которую Б-г ему дал, поместив среди украинцев. Чувство обиды блокирует процесс развития этой искры, и от этого в первую очередь страдает сам еврей, цепляющийся за свою обиду. Эта обида застряла в его идентичности, что неправильно.
А какие же искры мы как украинские евреи почерпнули от Украины?
В свое время я читал замечательную статью великого ученого из Тарту Юрия Лотмана, где он разбирал антитезу «окраина-центр». Он объяснял, что если в системе центр стремится к устойчивости, на окраинах возникает процесс вызовов и порождения нового.

Само название Украины (Окраины) подчеркивает (в том числе), что живущие на территории Украины более креативны и готовы созидать новое и оригинальное. Именно таким новым был в свое время хасидизм для иудаизма. И сейчас мы видим, как Московский Центр, стремящийся к стабильности, испугался украинского майданного порыва, устремленного к поиску новых перспектив. В современном мире – поиск и нахождение нового это жизненно важное качество.

Мы — эпоха стартапов. И мудрый еврей с украинским умением находить это новое – это наиболее востребованное сочетание для мира, ищущего новые решения насущных проблем. Отодвинув обиды на украинцев в сторону, мы должны осознанно опереться на этот Б-жественный дар, на эту «искру Б-жию» в нас и принести миру новые идеи и решения.

Одинокий голос

По пово­ду это­го Сократ ска­зал:

—Как мно­гое дру­гое, так и то, что дела­ет эта девуш­ка, дру­зья мои, пока­зы­ва­ет, что жен­ская при­ро­да нисколь­ко не ниже муж­ской, толь­ко ей не хва­та­ет силы и кре­по­сти. Поэто­му, у кого из вас есть жена, тот пусть учит ее сме­ло тем зна­ни­ям, кото­рые он желал бы в ней видеть.
(Ксенофонт, Пир, 2:9)

Сослучайное и присослучайное 2017-03-21 10:58:29

Трясогузки прилетели.

Новости нашего болота

Вчера был достигнут компромисс между представителями "Ликуда" и представителями "Кулану" по проблеме преобразования управления телерадиовещания в корпорацию телерадиовещания — проблеме, суть которой не представляет подавляющее большинство населения и которая не касается 99% населения, но из-за которой Нетаньяѓу был готов идти на досрочные выборы. Однако Нетаньяѓу, находясь с визитом в Китае, отдал приказ: компромисс отменить!
Что произошло за сутки? На телевидении появилась новая ведущая новостей. Это назначение Биби охарактеризовал как "наглую провокацию". Дело в том, что  она — жена Гидона Саара. А Гидона Саара Биби два года назад выпихнул из Ликуда и из правительства, подозревая в нём стремление к лидерству.

Сослучайное и присослучайное 2017-03-20 06:52:13

Посвятительная надпись на книге стихов Яакова Когена, 1938 г., известному грамматику и ревнителю чистоты языка той поры Аврагаму Аврунину.

הֲכִי קֹרָא שְׁמוֹ אַבְרָהָם
וְאַבְרוּנִין קֹרָא?
וְאָב לַמְּדַקְדְקִים נִתָּן
וְלַסּוֹפְרִים – מוֹרָא.

יַדְעָן, בָּקִי, קַב-וְנָקִי,
עוֹמֵד עַל הַמִּשְׁמָר,
יַבְחִין כָּל-צֵל שֶׁל סְטִי וּפְגָם,
כָּל-הֶגֶה רוּחַ זָר.

וְאֵין נִסְתָר מִבְּרַק עֵינוֹ,
וְאֵין מִשִּׁבְטוֹ מָגֵן:
גַּם בְּיָאלִיק לֹא זֻכָּה כֻּלּוֹ,
גַּם – יַעֲקֹב כֹּהֵן.

ת"א, תמוז תרצ"ט.

(На книге надпись: Все стихи в этой книге читаются с произношением страны Израиля (т.е. с ударением на последнем слоге)).

Сослучайное и присослучайное 2017-03-20 02:56:39

Если я что-нибудь понимаю в израильской политике, то Нетаньягу впервые за долгие годы получил щелчок по носу. Боясь усиления Лапида и боясь новой партии Яалона, он захотел досрочных выборов. И все, кроме разве что Мереца, включая членов его партии, коалицию и оппозицию, выступили против и выразили принципиальную готовность работать в нынешнем кнесете и далее — только без Биби. Его политические амбиции надоели.

Человеки и недочеловеки

Доватур во вступительной статье к «Политике» Аристотеля выдвигает интересное предположение. В конце «Политики» Аристотель рисует идеальный полис, и по его мнению, это исполнимый проект. Этот полис должен быть на таком-то расстоянии от моря, в таких-то географических условиях — то есть это новый полис, проектируемый. Гражданские права в нём имеют те, кто может упражняться в добродетели — то есть свободные воины. А вот торговцы и ремесленники, поскольку не могут упражняться в добродетели, гражданских прав не имеют. Землю, принадлежащую свободным воинам, а также государственную землю (для финансирования храмов и совместных трапез) обрабатывают рабы-варвары.
Спрашивается: где Аристотель мог надеяться спроектировать такой полис? В Азии, после походов Александра. Основывается полис — очередная Александрия, туда переселяются греки, войско Александра сгоняет туда рабов, торговцев и ремесленников из местных, и они обслуживают господ, упражняющихся в добродетели.

Вдруг кто забыл

Источник рамбамовского «Он есть познающий, он есть познаваемое, Он есть знание» — у Аристотеля:
«Будь то ум или что-то еще, что от природы, как считается, начальствует и ведет и имеет понятие о прекрасных и божественных [предметах], будучи то ли само божественным, то ли самой божественной частью в нас» (Никомахова этика, 10 книга, 7 глава).
«А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его — одно и то же». (Метафизика, 12 книга, 7 глава и 9 глава).

Выйти из кризиса более сильными!

Канун Шабос главы «Ки сисо»
19 адора 5777 года / 17 марта 2017 г.

Начиная с 2008 года, мы не раз слышали от разных людей — друзей, партнеров, супругов — горькие сетования на кризис. Слова «Ох, уж этот кризис!», «Ох, как тяжело жить в кризис!», «Ох, война!», «Ох, экономический спад!», «Ой-ой-ой!» звучат отовсюду. А за ними следует рассказ о том, как все разрушилось, как это трудно пережить, и почему никто не видит способ выбраться из этих неприятностей… Поэтому я решил предложить вам еврейский вариант выхода из критических ситуаций.

В нашей сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем об одном из самых больших кризисов в истории еврейского народа — о грехе золотого тельца. На Швуэс евреи стояли у подножия горы Синай и слышали слова Всевышнего: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой… Да не будет у тебя божеств чужих пред Моим лицом!» (Шмойс, 20: 2, 3). А сорок дней спустя они стали идолопоклонниками. Это было стремительное падение с самой высокой вершины в самую глубокую пропасть, которую только можно представить. Моше в это время находился на горе Синай со Всевышним, Который сообщил ему новость, сказав: «Иди, спустись, ибо извратился твой народ» (Шмойс, 32: 7). И вслед за этим, Г‑сподь говорит, что хочет уничтожить согрешивших сынов Израиля. Однако Моше молит Творца не рубить сгоряча, вспомнить заслуги праотцов и обещание, данное им, и, прежде чем сделать что-то, позволить Моше спуститься вниз и самому во всем разобраться.

Моше спускается и видит грехопадение народа своими собственными глазами. Он разбивает Скрижали, а потом берет золотого тельца, сжигает его, перемалывает в пыль, рассеивает над водой и дает пить сынам Израиля. Наказав грешников, Моше возвращается на гору Синай просить Б‑га сменить гнев на милость. Во-первых, он ставит Всевышнему ультиматум: «И теперь, если простишь их грех, хорошо; а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32). И Всевышний смилостивился, но сказал, что Б‑жественное присутствие отныне не будет среди народа Израиля, только «Мой ангел пойдет пред тобою» (там же, стих 34) Почему? Творец говорит: «Ибо Я не пойду в твоей среде — ибо народ жестоковыйный ты, — чтобы Я не истребил тебя в пути» (Шмойс, 33: 3). Иными словами, народ Израиля не достоин столь высокого уровня раскрытия Шхины. Но Моше не сдался, а сказал Всевышнему: «И ныне, если обрел я милость в Твоих глазах…» (там же, стих 13). Он не только просит милости для сынов Израиля, ибо они уже его стараниями получили прощения Всевышнего за грех золотого тельца, но говорит Б‑гу: если Ты действительно любишь меня, то я прошу не посылать ангела, чтобы сопровождать нас в пустыне, но Ты Сам оставайся с нами. Б‑г согласился: «И сказал Он: «Сам Я пойду…» (там же, стих 14) Раши объясняет: «Не буду более посылать ангела, Я Сам пойду».

Когда Моше увидел, что это было время благоволения и его слова находили отклик, то решил попросить нечто другое: «И отличены будем мы, я и Твой народ, от всякого народа, который на земле» (Шмойс, 33: 16). Всевышний согласился, и с тех пор только в среде народа Израиля рождались пророки. Причину, по которой Б‑г был столь благосклонен к Моше, Творец называет сам: «Ибо ты обрел милость в Моих глазах, и Я знаю тебя по имени» (там же, стих 17). Однако Моше снова не останавливается на достигнутом и сразу же просит: «Дай узреть мне славу Твою» (там же, стих 18). Но на это Г‑сподь отвечает: «Увидишь Меня сзади, а лицо Мое видно не будет» (там же, 33:23). Последняя просьба, как и ответ на нее, кажутся нам совершенно непонятными. Что хотел увидеть Моше? О каком лице говорит Всевышний?

Некоторые толкователи объясняют, что Моше в своей просьбе выразил желание узнать ответ на вопрос «почему?». Он хотел, чтобы Творец посвятил его в тайную суть всего происходящего, показал ему, почему есть проблемы в мире, почему возникают кризисы, войны, экономический спад… Почему случается то, что случается? Многие люди задаются подобными вопросами и говорят себе, что если бы они только знали, почему это случилось с ними, что они сделали не так, то… Моше хотел познать тайну Всевышнего. И на это Б‑г ответил ему: «Увидишь Меня сзади, а лицо Мое видно не будет». Ты сможешь понять только причину того, что произошло в прошлом, но не того, что будет происходить. Люди не всегда понимают, почему это произошло, и в чем заключалось скрытое благо того, что произошло. Иногда могут понадобиться годы, прежде чем мы видим то хорошее, что из этого получилось. Моше-рабейну, конечно же, должен был понимать гораздо больше нас, но «лица не видел» — будущее и ему было неизвестно.

Эта история показала нам, как Моше смог использовать самое большое грехопадение евреев для того, чтобы упрочить связь между Б‑гом и еврейским народом. И если до тех пор только ангел сопровождал сынов Израиля, как написано в главе «Мишпотим» (Шмойс, 23: 20): «Вот Я направляю посланца пред тобою, чтобы хранить тебя в пути», — то после греха золотого тельца Сам Всевышний шел со своим народом. И закончилось тем, что, искупая грех золотого тельца, сыны Израиля построили Скинию. Моше-рабейну превратил этот грандиозный провал в большой успех. Как любил повторять Любавичский Ребе: «Всегда есть свет в конце туннеля».

…Когда я учился у Ребе — в иешиве в «Севен севенти», штаб-квартире хасидского движения Хабад, там был один пожилой хасид, мой близкий родственник — реб Ицке Гинзбург, да будет благословенна его память. Сорок лет назад он жил в Израиле, и у него был дом в Кфар-Хабаде. По указанию Ребе он отправился руководить школой Хабада в мошаве Брош (в Негеве, на юге Израиля) и сдал свой дом другой семье. В то время зимой в домах использовали керосиновые обогреватели. Как получилось — неизвестно, но в доме возник пожар. Скорей всего занавеска загорелась от обогревателя, и огонь перекинулся на весь дом. Когда хозяйка заметила пламя и хотела выбежать на улицу, путь к дверям был уже отрезан, ей пришлось выпрыгивать из окна. Она получила травму позвоночника и несколько переломов, но спаслась от огня. Дом сгорел дотла, а женщина лежала в больнице и плакала, ломая голову над тем, как возместить хозяевам нанесенный ущерб. В то время в Государстве Израиль люди не знали, что такое страхование, и она беспокоилась о том, как она сможет вернуть хозяевам их дом.

Реб Ицке рассказал мне, что, услышав о том, что его дом в Кфар-Хабаде сгорел, он вместе с женой поехал посмотреть на пожарище. Когда они стояли на пепелище, оставшемся от их дома, соседи рассказали им, что постоялица, арендовавшая дом, лежит в больнице и страдает от физической боли, которую причиняют ей переломы, и душевной боли из-за невозможности вернуть им дом. Услышав об этом, реб Ицке повернулся к жене и сказал ей, что надо бы пойти навестить пострадавшую. Он вошел в палату и заявил: «Я пришел поблагодарить вас». Женщина смотрела на него и думала, что он сошел с ума. «За что?» — спросила она. «Понимаете, — сказал он ей, — я постоянно занят школьными делами, и у меня остается совсем немного времени для изучения Торы. Меня не покидает чувство вины за то, что я не уделяю достаточно времени изучению Торы, и я особенно беспокоюсь о том, что скажу на Небесном суде в день, когда меня об этом спросят. А теперь у меня есть готовый предлог: я скажу, что вы сожгли мой дом и у меня не осталось книг для изучения Торы…» Женщина смеялась и плакала одновременно. Это отличный пример того, как можно смотреть на каждый случай в жизни. На этой неделе Тора учит нас, как следует воспринимать любой кризис и как выйти из него еще более сильными, чем раньше.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-03-16 01:22:28

Из вчерашних хороших новостей — заключение соглашения о морских перевозках между Грецией и Израилем. Если я что-нибудь понимаю, одно из его следствий — в случае забастовки в израильских портах суда смогут зайти в греческие порты. А то эти забастовки отбивают у поставщиков желание плавать в Израиль.
Ещё один удар по профсоюзным шантажистам.

Сослучайное и присослучайное 2017-03-16 01:11:25

Средний размер взятки в России за год вырос на 75%.
http://www.newsru.com/russia/16mar2017/mvd.html

Сослучайное и присослучайное 2017-03-15 11:42:09

В университете Утрехта открыта вакансия для докторанта по изучению сенегальского языка барабанов. Никто не хочет?

Сослучайное и присослучайное 2017-03-14 09:02:42

Что такое Израиль: Под окнами ходит строительный подрядчик и жутко ругается с заказчиком, который не оплатил работу. Тон — чуть повышенный. Единственное эмоционально окрашенное выражение во всей беседе — «добрая воля».

Сослучайное и присослучайное 2017-03-14 06:20:00

Оказывается, федотовой строфой философов уже перелагали!
http://zlyuk.livejournal.com/52520.html

Сослучайное и присослучайное 2017-03-14 04:36:24

Одна из наших сотрудниц перечисляет другой пять заповедей Пурима: 1) чтение свитка Эстер, 2) посылка подарков (мишлоах манот), 3) дары беднякам, 4) пир… Угадайте, что она считает пятой заповедью?

Сослучайное и присослучайное 2017-03-14 03:53:25

Чем больше я слушаю (в виде аудиокниг) Платона, тем больше жалею Аристотеля. С его систематическим умом двадцать лет слушать такое хождение вокруг да около и неумение дать чёткие определения! Гений терпения просто. Ведь терпел до смерти учителя.