Динамика религиозности в Израиле за 2002-2009 гг.

Отсюда: http://www.cbs.gov.il/www/publications/tec25.pdf
דתיים בישראל
Мы видим, что в абсолютных цифрах все группы евреев по религиозности растут, ни одна не уменьшается. При этом в относительных цифрах растут харедим (1,39 раза, неудивительно, у них больше всего детей), несколько меньше растут просто религиозные (1,17; у них меньше детей), не растут «традиционно-религиозные», немного уменьшаются светские (у них мало детей). Но группа «традиционных» уменьшается! Она и в абсолютных цифрах растёт пренебрежимо мало. Куда деваются эти люди? Судя по цифрам, светское население за эти годы выросло в той же пропорции, что и вообще еврейское население Израиля (1,1), то есть «традиционнные» пошли не туда. А куда? И нет ли других перемещений?
У харедимных женщин в 2009 г. было в среднем по 6,5 детей, у «религиозных» — 4,25; у «традиционно-религиозных» — 2,6; у «традиционных» — 2,25; у светских — 2,07. http://www.cbs.gov.il/www/publications/pw60.pdf. Таким образом, традиционные, традиционно-религиозные и светские должны почти не расти (что мы и наблюдаем), а вот религиозные должны расти быстро, а харедим — ОЧЕНЬ быстро. А на самом деле? Темпы роста харедим такие, как будто у них по трое детей в семье! (говорю, грубо прикидывая в уме). А религиозные — как будто в среднем два с половиной. Где люди? Эйфо Йоселе?
Ответ, который я вижу — уход детей из религии. Много харедимных детей и много религиозных детей растворяются где-то в традиционно-религиозных (которые выросли в абсолютных цифрах в 1,16 раза, то есть больше, чем еврейское население Израиля вообще).
А вот куда деваются «традиционные» — в более религиозные или в менее религиозные — не могу понять.

Откуда беда, оттуда и спасение…

Канун Шабос главы «Тазрия-Мцойро»
2 ияра 5777 года / 28 апреля 2017 г.

Один из членов нашей общины, у которого несколько недель назад возникла большая проблема с бизнесом, произнес интересную фразу: «Откуда приходит беда, оттуда же приходит спасение». Я не спросил его, кому принадлежит этот афоризм, да и не совсем уверен, что он знает это. Но похожее высказывание мы находим в Танахе: «Это час бедствия для Яакова, и в нем же его избавление» (Ирмияѓу, 30: 7). Автор комментария «Мецудас Довид» объясняет: «Настанет время скорби для Израиля, но из этой беды придет его спасение». А Баал-Шем-Тов дает такое толкование этого стиха: «Он не только избавится от неприятностей, но эта беда принесет избавление». Я вижу, что в жизни моего знакомого эта истина находит свое подтверждение уже не в первый раз. Благословение и решение проблем, возникающих в его делах, приходит от них самих.

В истории еврейского народа есть много примеров, которые могут подтвердить этот афоризм. Каждый раз, когда поднимается вопрос мирного соглашения между Израилем и палестинцами, одной из основных точек преткновения становится «право на возвращение». Под этим термином понимается проблема палестинских беженцев. Кто эти беженцы? В 1948 году во время Войны за Независимость армии нескольких арабских государств напали на Израиль. Арабы, жившие в Израиле, боялись оставаться в своих городах во время войны. Они были убеждены, что регулярные арабские армии выиграют войну, и поэтому оставили свои дома и бежали в соседние страны: Иорданию, Ливан, Сирию и Египет. Они надеялись, что это ненадолго, и вскоре у них будет возможность вернуться обратно в свои дома, и больше того, в качестве компенсации за «моральный ущерб» они получат дома евреев, которых выбросят в море, не дай Б‑г. К их несчастью, Израиль выиграл войну, а они остались в лагерях беженцев в этих странах. И до сего дня там живут от шестисот до семисот тысяч беженцев из городов Израиля: Яффо, Лода, Рамле, Хайфы, Цфата, Тверии и других.

Следует отметить, что во время Войны за Независимость в большинстве мест никто не выгонял и не запугивал арабское население. Более того, в Хайфе «Хагана» даже убеждала их остаться и обещала им полную безопасность! Но страх оказался сильнее, и арабы по своей собственной инициативе покинули страну. Свершилось чудо: враг сам убегал перед лицом Израиля.

Подобное чудо происходило в прошлом, почти три тысячи лет назад. Об этом мы читаем в Ѓафторе к нашей сегодняшней недельной главе. Это произошло во времена пророка Элиши, жившего в Израильском царстве (царстве десяти колен), которым в те дни правил Йеорам, сын Ахава. Ни он, ни его отец не были праведниками. В Танахе рассказывается, что Бен-Ѓадад, царь Арама (государства на территории сегодняшней Сирия) постоянно воевал с Израилем. Сначала он пытался устраивать засады для армии Израиля, но Элиша, человек Б‑жий, предупреждал царя Йеорама: «Берегись проходить через это место, ибо туда спустились арамейцы» (Млохим II, 6: 9). Царь Йеорам посылал проверить сведения, полученные от пророка, и, убедившись в их достоверности, избегал устроенных царем Арама засад. «И встревожилось из-за этого сердце царя арамейского», стал он подозревать, что кто-то из его близкого окружения стал предателем и раскрывает военные секреты врагу. Когда царь созвал генералов и поведал им о своих подозрениях, один из них сказал ему: «Нет такого, господин мой царь. А Элиша, пророк, который в Израиле, пересказывает царю израильскому даже те слова, которые ты говоришь у себя в спальне» (Млохим II, 6: 9). Тогда царь Арамейский решил применить новую тактику и осадил Шомрон. Это вызвало такой сильный голод в Израильском царстве, что некоторые люди даже совершили грех каннибализма, упаси Б‑же. Царь Йеорам, пройдя по стране и увидев, до чего извратился народ, «разодрал одежды свои» и сказал: «Пусть злое сделает мне Б‑г и еще прибавит, если останется голова Элиши, сына Шафата, на нем сегодня» (Млохим II, 6: 31). Царь-злодей знал, что Элиша является истинным пророком, и может своей молитвой спасти народ Израиля от арамейцев, и так рассердился на пророка за бездействие, что решил убить его!

Тем временем Элиша, сидя у себя дома, обратился к старейшинам, которые сидели перед ним, и сказал им пророчество: «Видите ли вы, что послал этот сын убийцы снять с меня голову?..» Не успел он произнести это, как явился человек, которого Йеорам послал убить Элишу, а вслед за ним пришел и сам царь. Тогда пророк обратился к присутствующим: «Слушайте слово Г‑сподне! Так сказал Г‑сподь: завтра в это время сеа тонкой пшеничной муки будет продаваться по шекелю, и две сеа ячменя — по шекелю, в воротах Шомрона» (Млохим II, 7: 1). Пророк не говорил о снятии осады, но предсказал, что завтра произойдет изменение экономической ситуации. Однако ему не поверили. «И отвечал человеку Б‑жьему сановник, на руку которого опирался царь, и сказал: «Если бы Г‑сподь открыл окна в небе, то и тогда — может ли это быть?» То есть, даже если сегодня чудесным образом пройдут сильные дожди, то это не приведет к тому, что завтра появятся в изобилии пшеничная мука и ячмень. Пророк Элиша ответил ему: «Увидишь это зерно своими глазами, но есть его не будешь» (там же, стих 2).

И вот за всем этим следует Ѓафтора — рассказ о четырех прокаженных, которые, как повелевает закон, сидели за пределами города. И если люди в городе во время осады умирали от голода, то о прокаженных тем более никто не заботился. «И сказали они друг другу: «Чего мы сидим здесь, пока не умрем? Если мы скажем: «Пойдем в город», — то в городе голод, и мы там умрем; если же мы будем сидеть здесь, то тоже умрем. Так пойдем теперь, сдадимся в стан арамейцев. И если они оставят нас в живых, будем жить, а если убьют нас — умрем» (Млохим II, 7: 3–4). Ночью они проникли в лагерь арамейцев и обнаружили, что там… никого нет! Что же произошло? «А Г‑сподь сделал так, что стану арамейскому послышался грохот колесниц с лошадьми и шум большого войска». Враги испугались и решили, что царь Израиля получил подкрепление от царей хеттийских и египетских. Ночью в панике они убежали, оставив «шатры свои, и коней своих, и ослов своих — весь стан, как он был» (там же, стих 7). Подобное произошло в 1948 году, когда арабы покинули все и сбежали.

Прокаженные вошли в лагерь, ели и пили и взяли с собой все самое драгоценное. Потом они задумались и сказали друг другу: «Нехорошо мы поступаем. Этот день — день радостной вести, а мы молчим. Если мы замешкаемся до утреннего света, то падет на нас вина» (там же, стих 9). Ведь до утра от голода умрет еще больше людей. Прокаженные вернулись в город и позвали городских привратников, через которых передали царю известие о том, что арамейский лагерь оказался полностью пустым. Йеорам, получив известие, сначала подумал, что арамейцы снова хотят устроить им засаду, ожидая, что все побегут в опустевший лагерь и тогда они вернутся и перебьют их. Один из его советников предложили послать разведчиков на лошадях, чтобы проверить предположение о засаде. «Взяли они две колесницы с конями. И послал их царь вслед войску арамейскому» (там же, стих 14). Увидели они, что весь путь до Иордана устлан одеждами и вещами, которые второпях побросали арамейцы. Возвратившись, они рассказали обо всем царю. «И вышел народ, и разграбил стан арамейский; и была сеа тонкой пшеничной муки по шекелю, и две сеа ячменя по шекелю… И царь поставил у ворот того сановника, на руку которого он опирался; и растоптал его народ в воротах, и умер он» (там же, стихи 16–17). Так пророчество Элиши сбылось в полном объеме…

Из этой истории мы узнаем, что то, что представлялось на первый взгляд, как наказание и трагедия для тех прокаженных, которые были выдворены из города, в конце концов, стало спасением от голодной смерти и для них, и для всего города. Из изгнанников они превратились в посланников, из прокаженных — в спасителей. Любавичский Ребе учит нас, что никогда не нужно полностью разочаровываться в еврее. И даже прокаженный, от которого велено держаться подальше, потому что он злословит и провоцирует ссоры между мужем и женой, даже такой человек может стать ангелом-спасителем, и именно он спасет всех от голода. Это учит нас тому, что не надо отворачиваться от согрешивших евреев, потому что каждый из них обладает большим потенциалом творить добро. Просто наша задача — обнаружить этот потенциал в себе, а также помочь ближнему открыть в его душе способность творить добро.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (711 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-04-27 05:34:16

Когда я думаю о «соревновании в знании галахических источников» людей с компьютерными базами данных и разных людей между собой, я вспоминаю греческую историю.
Спартанцу кто-то сказал:
- А я простою на одной ноге дольше тебя!
Спартанец ответил:
- А мой гусь — дольше тебя.

И тут до меня дошло

что роль музыки в творении мироздания и речь Илуватара к Айнурам о необходимости сотворить реальный мир — это отклики на «Тимей» и речь Демиурга там.

Политика делается не в политике

На днях была достигнута договорённость о ввозе в Израиль строительных рабочих из Китая. Китайцы у себя строят быстро и качественно, поэтому это должно положительно повлиять не только на рынок жилья, но и на амбициозный проект «сухопутного Суэцкого канала», грузовой железной дороги из Эйлатского порта к новому Ашдодскому порту, который хотят купить китайцы и который должен принести Израилю некоторые денежки.
А почему китайцы? Ведь строительные подрядчики постоянно просят увеличить квоту на впуск палестинских строителей! Именно поэтому: чтобы в перспективе снизить эту квоту до нуля, как свели к нулю число палестинских сельскохозяйственных рабочих. Экономическое отделение, как от Газы.
И кстати: Китай упорно требовал, чтобы его рабочие не использовались на «территориях». Израиль трепыхался, но в итоге согласился. Вот вам ещё одно отделение.

Сослучайное и присослучайное 2017-04-26 06:12:15

Когда фельдфебеля Антона Шмида судили военным судом за укрывательство евреев, его адвокат пытался спасти его, уверяя, что Шмид прятал евреев для того, чтобы те работали в мастерских на благо рейха. Шмид же отверг это утверждение и заявил, что хотел спасти евреев от смерти. И был расстрелян.
«Я действовал как человек» — из прощального письма.
http://www.rsw.hd.bw.schule.de/shal/people/aschmid.htm
По-русски: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BC%D0%B8%D0%B4,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD

Ополитике

Представив себя «пикейным жилетом», рассуждающим о Бриане, скажу: Нетаньяѓу — это не голова. Он поставил министру иностранных дел Германии ультиматум: если тот посмеет встретиться с «Шоврим штика» и «Бецелем», то Нетаньяѓу его не примет. Тот встретился, и Нетаньяѓу отказался министра принимать. (Министр уже ответил на пощёчину: Нетаньяѓу, сообразив, что наделал, позвонил ему, чтобы объясниться, а тот с ним разговаривать отказался).
Теперь посмотрим с точки зрения германского министра. Организации «Бецелем» и «Шоврим штика» никаким законом не запрещены. Никакие иски о клевете против них не подают, за содействие террору их не судят. Значит, с точки зрения министра, это обычные правозащитные организации. И вот премьер-министр Израиля демонстративно не общается с тем, кто беседует — просто беседует — с израильскими правозащитниками. Какой у Израиля после этого будет имидж?
Это ещё без учёта той репутации, которая есть в Европе у этих организаций с одной стороны, и у властей Израиля — с другой.

Сослучайное и присослучайное 2017-04-25 09:19:11

20170425_154133
Английский текст неправ, а ивритский прав. Жену Пьера Гилдесгейма звали Манюся.

Сослучайное и присослучайное 2017-04-25 09:16:37

Хозяин магазина крепежа в Иерусалиме (ивритоязычный) знает разницу между «гайка» и «гаечка».

«Они у нас на хате побывали, Три доллара засунув под кровать»

СК направил в суд дело главы карельского «Мемориала» по обвинению в изготовлении детского порно
По версии следствия, 61-летний историк и правозащитник Юрий Дмитриев несколько лет фотографировал обнаженной малолетнюю приемную дочь в целях изготовления порнографических материалов. Также ему инкриминируют незаконное хранение частей огнестрельного оружия. Сам Дмитриев называл дело «заказухой».
NEWSru.com

…он незаконно хранил по месту своего проживания основную часть одноствольного гладкоствольного охотничьего ружья…
По словам члена правления карельского «Мемориала» Сергея Кривенко, причиной для возбуждения дела стала обычная семейная фотография Дмитриевых, находившаяся в их домашнем компьютере: «снимок двух девочек (его приемной дочери и внучки, примерно одного возраста), которые голышом бегут купаться в ванную».

Сослучайное и присослучайное 2017-04-24 12:42:54

Товарищи хабадники! Порекомендуйте ИВРИТСКИЙ сайт с историями из жизни Ребе, подходящий для ребёнка, не знакомого с темой. Спасибо.

Сослучайное и присослучайное 2017-04-24 11:56:55

Я понял, наконец, на что похожа структура поздних платоновских диалогов, где собеседники Сократа только поддакивают, что бы он ни говорил.

Председательствующий (наливает из графина): Жаль… Жаль, что нам так и не удалось послушать начальника транспортного цеха.

Начальник транспортного цеха: Ну и черт с ним!

Председательствующий: Но выговор мы ему запишем.

Начальник транспортного цеха: А как же!

принципиальность принципиальных принципов

Оригинал взят у mi3ch в принципиальность принципиальных принципов

В эксперименте Лундского Университета (Швеция) участникам предлагали оценить по 9-балльной шкале, насколько они согласны с тем или иным высказыванием, несущем моральную нагрузку. Шкала варьировалась от полного несогласия (1) через нейтральное отношение (0) до полного согласия (9). По окончании заполнения опросника делался нехитрый трюк, в результате которого участник опроса получал собственноручно отмеченные ответы, но с подменёнными вопросами, текстуально почти такими же, как оригинальными, но с инверсированным смыслом. Например, вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что в демократическом обществе, где проституция законна и регулируется государством, допустимо покупать сексуальные услуги?» подменялся вопросом «Согласны ли вы с утверждением, что в демократическом обществе, где проституция законна и регулируется государством, предосудительно покупать сексуальные услуги?»

Затем испытуемым предлагалось вслух зачитать вопрос и свой ответ и оказалось, что 69% участников не замечали подмену хотя бы в одном из двух своих вопросов. Более того, когда им предлагали обосновать "свой" ответ, они находили значимые аргументы в поддержку того мнения, которое они на самом деле не высказывали, но лишь верили, будто это их мнение. Заметим, что у вопросов была этическая нагрузка, но оказалось, что испытуемые легко начинают отстаивать точку зрения, которая прямо противоречит той, что всего несколько секунд назад была ими заявлена как их нравственная позиция.

via

Чему нас учит Холокост

Если вспомнить то хладнокровие, с которым немцы шаг за шагом низводили евреев с положения людей до положения ходячих паразитов; если вспомнить, что при наступлении немцев на СССР во многих литовских и латышских районах их радостно встречали местные жители, говоря: "Евреев мы уже истребили сами"; если вспомнить, что и украинцы не были исключением; если вспомнить, что во многие партизанские отряды беглых евреев принципиально не принимали  - мы увидим, что каждый человек обладает потенциалом, позволяющим ему убивать своих соседей за просто так.
При этом если вспомнить "праведников народов мира"; если вспомнить демонстрацию немецких жён "верните нам наших еврейских мужей"; если вспомнить Болгарию и Данию — мы увидим, что каждый человек обладает потенциалом, позволяющим ему выйти против всех и защищать тех, кого все вокруг призывают убивать.

Сослучайное и присослучайное 2017-04-24 03:54:35

В "Гаарец" в 1952 г. в объявлениях для "снять квартиру" использовалось практически только להשכיר, не לשכור.

Модернизм идёт, последние времена настали

Оказывается, арабские женщины учатся вождению в обычных машинах с обычным инструктором. Наедине с мужчиной в городе! Что делается… Я привык к тому, что арабские студентки в хиджабах учатся в университете, что арабки опять-таки в хиджабах работают в аптеках и Макдональдсе вместе с мужиками, но там они хотя бы не наедине. А здесь… И это в то время, когда арабки "территорий" даже в магазин не выходят без мужа или матери! Прямо без пяти минут феминизм! Ужос!

Идишская загадка — ответ

Навстречу Дню памяти о Холокосте
Ицхак Авинери вёл в газете "Аль ѓа-мишмар" колонку иврита. В статье, написанной в день капитуляции нацистской Германии, 8 мая 1945 г., он обсуждал перевод на иврит глагола איבערלעבען.
Его предложения перевода в иврите не прижились, поэтому я и приводить их не буду.

Велик могуч

Сегодня я узнал о существовании в русском языке слова "ролап".

בכוסו, בכיסו ובכעסו

Читаешь порой в ЖЖ или в ФБ Уважаемого Человека. И вот в комментах ему возразил Другой Уважаемый Человек. В обоих смыслах "другой": отличный от первого. И начинают они… не разговаривать, даже не дискутировать. Начинается у них перепалка. Хорошо если не ругань. И заговариваются, делают фактические ошибки… Смотришь ты на это: ведь сидят люди, знающие цену времени и цель жизни, и тратят время, разум и нервы на то, чтобы уязвить и срезать!  А ведь это Умные Уважаемые Люди, в которых хочется видеть пример! И уже не хочешь воспринимать то, что завтра напишут Оба Уважаемых Человека, поскольку заглянул к ним внутрь и увидел там неприглядное.
"Князь одобрительно глянул на него и стал прикладывать циркулюс к чертежам и так и эдак. Царь Соломон досадливо крякнул и попытался отобрать прибор у князя с целью добиться гораздо больших успехов. Они тянули каждый за свою деревяшку, осыпали друг друга весомыми словами и стремительно падали в глазах молодежи и кентавроса" (с).
והמבין יבין

«С нами тот, кто всё за нас решит»

Большинство евреев, начавших соблюдать заповеди или вернувшихся к соблюдению в последние полвека, сделало это в рамках Хабада, Браслава и сефардской традиции — то есть тех направлений, в которых чрезвычайно важна фигура почти сверхъестественного руководителя. Тора сама по себе, традиция сама по себе в наше время практически не способна привлечь еврея. Привлекает тот, кто изрекает истину, кто заступится на небесах, кто видит за тридевять земель, кто выслушивает все просьбы, в ком есть и Божественное, и человеческое — в общем, старая песня.
(И не говорите мне "а я вот совсем не, а тем не менее". Посмотрите по сторонам: вы в меньшинстве).

Олег Григорьев

Челвек в моей голове поселился,
Двигает мебелью, кашляет и ругается.
Ходит из угла в угол по комнате,
Голова моя из стороны в сторону качается.
Я травлю его спиртом и кодеином,
Выкуриваю гашишем и табаком,
А он опрокидывает ящики с инструментами,
И вбивает гвозди в затылок молотком. 

Прощай и спасибо

Скончалась известная певица Нехама Лифшицайте.

http://www.newsru.co.il/israel/21apr2017/nehama.html

Это Израиль, детка

Опрос на русскоязычном новостном сайте о перспективах введения смертной казни в Израиле.
http://www.newsru.co.il/info/bigpoll/execute2016.html
Особенно интересно, что на вопрос "Согласны ли вы с мнением, что смертная казнь должна применяться в отношении арабских террористов, но не в отношении евреев, убивающих арабов на почве национальной вражды?" 30,9% ответили ДА.

У Рябого ж слово одно: «для ча?» (с)

Делать, думать или говорить что-либо потому, что так делают, думают и говорят "все" — означает признаваться в измене своему разуму (ну или душе, кому как больше нравится).
В каждый момент мы должны быть готовы дать отчёт кому-то (Богу, воображаемому другу или самому себе в минуты осознания, пришедшему ко мне теперешнему): для чего ты делаешь вот это? У твоего поступка, речи или мысли есть смысл вне стремления быть частью бараньего стада?

Сослучайное и присослучайное 2017-04-20 14:26:40

"от новых людей, глупых людей, бодрых людей, надоедливых людей, фанатичных людей, вульгарных людей, уродливых людей, интригующих людей, суетливых людей, омбломфических (Omblomphious) людей — вообще людей".
(Эдвард Лир)