Показатель грамматического рода

Получаю я письмо с адреса, принадлежащего Сафади Умайя. Письмо подписано «Вили Умайя». Арабы или друзы. Этот студент на лекции не был. И скажите на милость, в каком роде мне отвечать? Это студент или студентка?
Я извернулся и сумел избежать всех показателей грамматического рода. Но надо же выяснить…

Сослучайное и присослучайное 2018-10-19 06:01:43

К «послетюремным» песням Высоцкого, герои которых отсидели — «Банька по-белому», «Дорожная история» и др. — нужно добавить «Балладу о брошенном корабле».
(Само знание о том, что я могу в любой момент послушать Высоцкого, очень помогает в жизни).

Сослучайное и присослучайное 2018-10-19 06:01:43

К «послетюремным» песням Высоцкого, герои которых отсидели — «Банька по-белому», «Дорожная история» и др. — нужно добавить «Балладу о брошенном корабле».
(Само знание о том, что я могу в любой момент послушать Высоцкого, очень помогает в жизни).

К столетию Галича

А.Городницкий:

Снова слово старинное «давеча»
Мне на память приходит непрошено.
Говорят: «Возвращение Галича»,
Будто можно вернуться из прошлого.

Эти песни, когда-то запретные, —
Ни анафемы нынче, ни сбыта им,
В те поры политически вредные,
А теперь безнадежно забытые!

Рассчитали неплохо опричники,
Убеждённые ленинцы-сталинцы:
Кто оторван от места привычного,
Навсегда без него и останется.

Слышен звон опустевшего стремени
Над сегодняшним полным изданием.
Кто оторван от места и времени,
Тот обратно придёт с опозданием.

Над крестами кружение галочье.
Я смотрю в магазине «Мелодия»
На портреты печальные Галича
И на снимки лихие Володины.

Там пылится, не зная вращения,
Их пластинок безмолвная груда…
Никому не дано возвращения,
Никому, никуда, ниоткуда.

К столетию Галича

А.Городницкий:

Снова слово старинное «давеча»
Мне на память приходит непрошено.
Говорят: «Возвращение Галича»,
Будто можно вернуться из прошлого.

Эти песни, когда-то запретные, —
Ни анафемы нынче, ни сбыта им,
В те поры политически вредные,
А теперь безнадежно забытые!

Рассчитали неплохо опричники,
Убеждённые ленинцы-сталинцы:
Кто оторван от места привычного,
Навсегда без него и останется.

Слышен звон опустевшего стремени
Над сегодняшним полным изданием.
Кто оторван от места и времени,
Тот обратно придёт с опозданием.

Над крестами кружение галочье.
Я смотрю в магазине «Мелодия»
На портреты печальные Галича
И на снимки лихие Володины.

Там пылится, не зная вращения,
Их пластинок безмолвная груда…
Никому не дано возвращения,
Никому, никуда, ниоткуда.

Провинция по-израильски

Уже второй год я преподаю в педагогическом колледже Оѓало, расположенном у чёрта на куличках — на Голанских высотах. Тамошние студенты живут в… ебенях — иначе не назовёшь какой-нибудь посёлок в Верхней Галилее. Есть арабы и друзы. Преподаю серьёзные курсы — «Новое в современной лингвистике», «Лексическая, грамматическая и формальная семантика», «Теория дискурса» и пр.
Так вот, таких заинтересованных, таких схватывающих, таких неравнодушных к материалу (который им для школьного преподавания прямо не нужен) студентов я не видел и в тель-авивском колледже Левински.
Когда они были у нас в Академии на учебной экскурсии, учёный секретарь Академии сказала, что никогда не выступала перед такой интересующейся аудиторией.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-18 15:11:33

Стивен Дженкинс писал, что «любящие пиццу американские туристы, отправляющиеся в Италию миллионами, искали «настоящую итальянскую пиццу». Итальянцы, отвечая на этот спрос, создали пиццерии для удовлетворения американских чаяний. Будучи в восторге от открытия „исконной“ итальянской пиццы, американцы впоследствии открыли цепочки „исконно“ итальянских пиццерий с кирпичными печами. Следовательно, американцы встретили своё собственное отражение в другом и были в восторге».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BF%D0%B8%D1%86%D1%86%D1%8B

Размежеваться или объединиться?

Канун Шабос главы «Лех-лехо»
10 хешвона 5779 года / 19 октября 2018 г.

В XVIII веке евреи в Германии были объединены в общины, которые получили официальный статус от правительства. Каждый еврей обязан был платить налоги общине, которая предоставляла ему весь комплект «религиозных услуг» — от обрезания до похорон. В XIX веке там набрало силу движение «реформистов». Идеи Просвещения находили все больше приверженцев, ассимиляция стала угрожать самому существованию еврейства. Многие раввины и общественные лидеры стали реформистами и управляли общинами по своему усмотрению. Большинство евреев в этих общинах не соблюдали заповеди Торы. Ортодоксальному меньшинству в каждом городе не нравилось, что их налоговые деньги финансировали синагоги, которые не следовали еврейской традиции…

Во Франкфурте энергичным защитником иудаизма стал молодой ортодоксальный раввин по имени рабби Шимшон-Рефоэль Ѓирш. Он основал движение «Тора ведерех эрец», следующее принципу сочетания неукоснительного соблюдения законов Торы с активным участием в жизни общества. Он и другие раввины проводили работу в правительственных кругах с целью получить возможность создать отдельную еврейскую общину, в которой все будет проводиться строго по Ѓалохе. После многолетней борьбы в 1876 году был принят закон, который позволил евреям выходить из «официальных» общин. Во многих местах даже возникали параллельные еврейские общины: реформистские, ортодоксальные и «общие», включавшие представителей того и другого течений.

Сам рав Ѓирш основал общину «Адат Йешурун», которая существует и по сей день, и пригласил всех ортодоксальных евреев присоединиться к ней, что многие и сделали. Кроме того, он отказался от членства в «общей» общине и потребовал, чтобы его последователи перестали платить ей налог. Однако большинство членов новой общины все-таки остались и членами «общей». Главная причина этого была в том, что еврейское кладбище находилось в ведении последней. Еврей, покинувший «общую» общину, не мог быть похоронен на кладбище, ей принадлежавшем. Семьи старожилов не были готовы к тому, что они не найдут своего последнего места упокоения рядом со своими предками.

Спор о том, должны ли евреи покинуть «общую» общину или нет, разгорался и охватывал все больше и больше людей. Тогда некоторые из них обратились за советом к рабби Ицхоку-Дову Ѓалеви Бамбергеру, раввину Вюрцбурга, которого предыдущий Любавичский Ребе называл «великим Б‑гобоязненным евреем и великим знатоком Торы». Рабби Бамбергер был известен тем, что поддерживал создание отдельных общин, и поэтому все были уверены, что он поддержит и рабби Ѓирша. Однако, когда рабби Бамбергер встретился с главами «общей» общины во Франкфурте, он убедился, что в данном случае нет причин расставаться с ней. Руководство общины пообещало ему, что налоговые деньги ортодоксальных евреев не будут использованы на финансирование деятельности реформистов. Напротив, «общая» община будет финансировать все потребности ортодоксальной. Поэтому рабби Бамбергер постановил, что нет обязанности отделиться от «общей» общины. Он считал, что когда ортодоксальные евреи являются частью «общей» общины, они оказывают гораздо большее влияние на ее работу, и, благодаря им, остальная часть евреев, не соблюдающих заповеди Торы, будет иметь больше возможностей приобщиться к иудаизму.

«Общая» община не хотела терять ортодоксальных евреев, поэтому они были готовы сделать почти все, что те просили. В конце концов, они назначили ортодоксального раввина р. Мордехая Горовица. Новый раввин потребовал, чтобы они построили большую микву в соответствии с Ѓалохой; чтобы все скотобойни и мясные лавки находились только под его наблюдением; а также чтобы раввинатский суд состоял только из Б‑гобоязненных ортодоксальных раввинов. Они приняли его условия, и он вступил в должность. Таким образом во Франкфурте были две ортодоксальные общины — «Адат Йешурун», которая существовала отдельно, и другая ортодоксальная община, входившая в «общую».

Спор о том, что правильно — отделиться полностью и построить независимую общину или оставаться частью общины и влиять изнутри, — длится уже тысячи лет, и не нам его решать, мы оставим решение раввинам в каждом конкретном городе. Ибо многое зависит от места и времени, а также других сопутствующих обстоятельств…

Интересно, что с подобной проблемой почти четыре тысячи лет назад столкнулся наш праотец Авраѓам. В нашей сегодняшней недельной главе «Лех-лехо» мы читаем о том, что Авраѓам (которого тогда звали Аврам) покинул Харан вместе с женой и своим племянником Лотом, и пошли они в землю Ханаанскую. «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Египет» (Брейшис, 12: 10). Там произошла известная история с Сарой, которую фараон хотел взять в жены. Всевышний спас Сару, и, в конце концов, фараон отослал их обратно, но прежде, чем выдворить из страны, обогатил Авраѓама — дал ему «мелкий и крупный скот и ослов, и рабов, и рабынь, и ослиц, и верблюдов» (там же, 12: 16). Они вернулись в Ханаан, и тут начались проблемы: «И был спор между пастухами стада Аврама и пастухами стада Лота» (там же, 13: 7). Ссора, по словам Раши, возникла, «потому что пастухи Лота были нечестивы и пасли свой скот на полях чужих, а пастухи Аврама порицали их за грабеж». Почему пастухов Авраѓама так заботило то, что делали пастухи Лота? Раши (комментарий на Брейшис, 13: 8) объясняет, что Авраѓам и Лот были «родственники. А аллегорическое толкование гласит, что они отличались внешним сходством». А так как они были похожи, то осквернение Б‑га пастухами Лота очерняло имя нашего праотца Авраѓама. Люди их не разделяли и говорили: «Смотрите, что творится! Этот «праведный» Авраѓам распространяет веру в Единого Б‑га, но его окружение состоит из преступников, которые пасут свой скот на чужих пастбищах!»

Поэтому Авраѓам предложил Лоту: «Ведь вся земля пред тобою, отделись же ты от меня: если налево, то я буду справа, а если направо, то я буду слева» (Брейшис, 13: 9). Давай, мол, построим две общины, и куда бы ты ни пошел, я пойду в другую сторону. Авраѓам также пообещал помогать Лоту и сказал: «Где бы ты ни поселился, не отдалюсь от тебя, буду тебе защитником и помощником» (Раши на Брейшис, 13: 9), но мы должны расстаться… Что сделал Лот? Он решил поселиться в Сдоме: «Лот обитал в городах равнины, и раскинул он шатры до Сдома» (Брейшис, 13:13). Тора подчеркивает в следующем стихе: «А люди Сдома злы и грешны пред Г‑сподом очень». А Раши в своем комментарии добавляет: «Однако это не помешало Лоту поселиться там и жить с ними».

Затем Тора продолжает: «И Г‑сподь сказал Авраму после того, как отделился Лот от него: «Подними же глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север и на юг, на восток и на запад. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки» (Брейшис 13: 14, 15). Раши говорит: «Пока нечестивый был с ним, речение Б‑жье сторонилось его». Следовательно, причина, по которой Б‑г открылся Авраѓаму сейчас, а не раньше в том, что они с Лотом расстались. Это подтверждает, что Авраѓам сделал правильный шаг.

Однако есть мидраши, которые придерживаются другого мнения. «Р. Юда говорит: «Всевышний рассердился на нашего праотца Авраѓама, когда отделился от него Лот. Святой, благословен Он, сказал: «Всех ты прилепляешь, а Лота, племянника своего, не прилепил» («Брейшис рабо», 41). По словам рабби Юды, распрощаться с Лотом было неверным решением, потому что, в конце концов, это заставило Лота переехать в Сдом. Если бы он остался с Авраѓамом, то близость к нашему праотцу положительно влияла бы на него и способствовала тому, чтобы он был на более высоком духовном уровне. В оправдание следует сказать, что поведение Авраѓама соответствовало периоду до дарования Торы. Однако в момент Синайского откровения все сыны Израиля «стали гарантами друг другу», и каждый из них теперь обязан обеспечить, чтобы каждый еврей выполнял заповеди. Теперь никто не может, следуя такому подходу, сказать: «Отделись же ты от меня!» Как поясняет в одной из своих бесед Любавичский Ребе в связи с сыном-злодеем, о котором сказано в Пасхальной Агаде: «Если бы он там был, то не был бы искуплен». Именно там, в Египте, не был бы искуплен, но после дарования Торы все евреи будут искуплены, и мы несем ответственность за каждого из них.

Но даже если приходится расставаться, мы не можем избавиться от ответственности за каждого еврея! В своей беседе на фарбренгене в Шабос главы «Лех-лехо» 5750 (1989) года Ребе говорит: «Даже после отделения от Лота Авраѓам самоотверженно вступает в войну, чтобы спасти его, и под влиянием Авраѓама действовал Лот, когда, никого не боясь, привел гостей в свой дом в Сдом, хотя это было связано с опасностью для жизни». Авраѓам проложил этот путь: отдать свою душу даже за такого, как Лот, а затем увидеть положительное влияние.

…Мы должны всегда помнить, что несем ответственность за каждого еврея. Кем бы он ни был и в каком бы духовном состоянии ни находился, мы обязаны помочь ему подняться к высшей духовности, как делал наш праотец Авраѓам.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (764 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-10-17 04:54:15

В Канаде появилась новая официальная профессия: дегустатор ганджа.
Приём заявок уже окончен.
https://www.newsru.com/finance/17oct2018/canadacannabistest.html

Так вот, психолингвисты-практики говорят,

что при порождении регулярных глаголов левая височная кора подавляет активность области Брока:
процесс применения «правила» автоматизирован и не требует вмешательства звеньев управляющих нейрональных систем.
При порождении нерегулярных глаголов билатеральная система височной коры вовлекает область Брока – это связано с необходимостью выбора корректного «правила» генерации слова, которое обеспечивается звеном управляющей нейрональной системы.

То есть нерегулярные глаголы «образуются», «спрягаются» в мозгу, а регулярные просто воспринимаются как набор готовых форм.

Кто настоящий праведник?

Канун Шабос главы «Ноях»
3 хешвона 5779 года / 12 октября 2018 г.

Ноях — единственный человек, которого Писание всячески восхваляет. С первых глав Книги Брейшис его характеризуют редкими эпитетами, которые не употребляются даже в отношении нашего праотца Авраѓама и Моше-рабейну. Ноях — единственный во всех 24 книгах Танаха, которому открыто присваивается высокое звание «праведник». И не один раз, а гораздо больше.

Это восхваление началось уже в предыдущей главе, «Брейшис». Тора рассказывает, что как только он родился, все назвали его «Ноях», потому что «этот облегчит нас», снимет с нас «мучение рук наших» (Брейшис, 5: 29). Как они узнали в момент рождения, что ребенок утешит их? Одним из объяснений является то, что до Нояха люди рождались с кистями рук, похожими на лапы утки, — все пальцы были стянуты между собой перепонками. Творец создал их такими, потому что у них не было плуга, чтобы пахать землю, и они делали это руками. Но когда Ноях вышел из чрева матери, люди заметили, что он родился с такими же раздельными пальцами, как у нас сегодня. Поэтому они с воодушевлением воскликнули: «Он спасет нас «от деяния нашего и от мучения рук наших от земли, которую проклял Г‑сподь» (там же). Этот ребенок, вероятно, придумает плуг, и поэтому нам больше не придется копать землю руками… Так и произошло: Ноях вырос и изобрел плуг (согласно комментарию рабби Ошера бен Ехиэля). А Раши в своем комментарии добавляет: «До Нояха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Нояха успокоилась». И так же, как Ноях сделал людей счастливыми, так и Б‑г полюбил его: «А Ноях обрел милость в глазах Г‑спода» (Брейшис, 6: 8).

Затем в нашей сегодняшней недельной главе «Ноях» это восхваление продолжается: «Ноях мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б‑гом ходил Ноях» (там же, 6: 9). И далее: «И сказал Г‑сподь Нояху: Войди ты и весь твой дом в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в поколении этом» (там же, 7: 1). Никакой другой цадик во всей еврейской истории не получил такой похвалы!

Однако тут следует обратить внимание на то, что Тора добавляет небольшое уточнение: «в своих поколениях». На первый взгляд, поскольку Тора изо всех сил пытается похвалить Нояха, мы должны продолжать ту же мысль и сказать, что Тора хочет тем самым еще больше восхвалить его, подчеркивая, что даже в своем порочном поколении, он остался праведным. Хотя мы знаем, насколько сильно естественное влияние друзей и соседей, которому подвергается человек, Ноях, тем не менее, поддерживал свою праведность даже в окружавшей его атмосфере Содома и Гоморры.

Но здесь мы находим странную вещь: Раши приводит противоположное мнение, которое портит всю картину. В Талмуде и мидрашах приводятся высказывания некоторых мудрецов о том, что Тора, на самом деле, хочет уменьшить и ограничить величие Нояха, подчеркнув, что он был праведным только в своем греховном поколении. А если бы он жил в эпоху Авраѓама, то таковым не считался бы.

Напрашивается вопрос: зачем надо было испортить эту похвалу? Что изменится, если мы будем считать, что Ноях действительно был праведником?!

Прежде, чем дать ответы на эти вопросы, я хочу рассказать одну историю. В 1976 году Ури и Михаль Луполянски перебрались жить в район Эзрат-Тора в Иерусалиме. В том году зима выдалась особенно суровой. Много детей простудилось, и со всех сторон слышался детский кашель. Ури купил несколько ингаляторов, чтобы одалживать их жителям своего района. Узнав об этом, соседи и просто незнакомые люди стали приносить им всевозможные медицинские аппараты и оборудование: инвалидные коляски, трости, ходунки и многое другое. Вскоре коллекция семьи Луполянских так выросла, что уже не помещалась в их крошечной квартирке! Между тем, к ним приходили люди не только из их района, но и из соседних. Ури и Михаль видели, что потребность в медицинских аппаратах и приспособлениях велика. Отец Ури, Яаков Луполянски, как раз в это время решил выйти на пенсию и продал свой магазин. Вырученные деньги он отдал сыну на расширение центра помощи больным. Подходящее помещение нашлось в центре Иерусалима, возле больницы «Бикур холим». Теперь можно было расширить ассортимент приборов.

Так был создан новый благотворительный центр обеспечения медицинским оборудованием «Яд Сара», названный так в честь Сары Луполянской, бабушки Ури, погибшей в Катастрофе. Название, дословно переводящееся как «рука Сары», имеет двойной смысл: рука помощи другим и память (в этом значении слово яд употребляется у пророка Ишаяѓу, оттуда же название музея Катастрофы «Яд ва-Шем») о душе Сары Луполянской.

Позже «Железные дороги Израиля» предоставили центру списанный железнодорожный вагон. Через год в Хайфе открылся первый филиал за пределами Иерусалима. В последующие годы организация продолжала открывать филиалы в каждом городе и поселении Израиля, а к службе присоединились тысячи добровольцев. В 2005 году организации «Яд Сара» был предоставлен статус специального советника Экономического и социального совета ООН. Это самый высокий статус, которого может достичь неправительственная организация, и никогда ранее такой статус не предоставлялся ни одной израильской или еврейской организации.

Сегодня «Яд Сара» обеспечивает больных и инвалидов оборудованием, позволяющим им жить с семьей, не переходя в специально оборудованный интернат, помогает им чувствовать себя полноправными членами общества. В «Яд Сара» более шести тысяч добровольцев всех возрастов из самых разных слоев общества. Ее услугами ежегодно пользуются около четырехсот тысяч человек. Согласно исследованиям, каждая вторая семья в Израиле как минимум однажды воспользовалась помощью «Яд Сара». Организация продолжает существовать за счет пожертвований — начиная от скромных вкладов простых людей и заканчивая солидными вложениями различных фондов, предприятий и государства. Ежегодно организация экономит более миллиарда шекелей государственной казны на госпитализацию, медицинские и сестринские расходы. Кроме того, «Яд Сара» в настоящее время консультирует двадцать шесть стран по всему миру, которые создают у себя аналогичные центры.

Однако, похоже, что великое чудо в истории «Яд Сара» состоит в том, что организация была основана самым обычным человеком, таким, как и все мы. Ури Луполянски не является «возвышенной душой», которая спускается в этот мир раз в столетие. Ури — нормальный человек, как и все мы, но в отличие от всех нас, он решил взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг него, и произвел переворот в общественном сознании, затронувший каждого человека в стране.

Любавичский Ребе говорит, что именно в этом и заключается смысл сообщения, которое Тора хочет передать нам в отношении Нояха. Когда мы читаем в Торе о его чудесной праведности, нам не следует слишком этим впечатляться. Поскольку тогда мы придем к выводу, что Ноях, вероятно, был прекрасным человеком, рожденным с возвышенной душой абсолютного праведника, лишенного злого начала. Он, должно быть, был одним из тех, чей дом наполнился светом, когда они вышли из чрева матери. И если так, то чему обычные люди могут научиться у него?!

Поэтому Тора подчеркивает, что Ноях был праведным только «в своих поколениях», но в поколении Авраѓама он не считался ничем. Ноях не родился без злого начала, он просто решил быть таким хорошим. С точки зрения его духовных качеств, Ноях родился обычным человеком, похожим на всех нас. Он зарабатывал на жизнь, изобретая плуг и ремонтируя орудия труда, и совсем не был похож на идеальный образ праведника, знакомый нам по книгам. Но Ноях твердо решил, что не будет таким, как все остальные. Несмотря на то, что все вокруг него грабят, воруют и обманывают своих клиентов, он честно торгует и не зарится на чужое добро. История Нояха настолько впечатляюща именно потому, что показывает: настоящий цадик — не тот, кто родился праведным, а тот, кто стал праведным.

Есть один прекрасный хасидский рассказ о праведном рабби Нафтоли из Ропшиц, который однажды сидел со своими хасидами и с гордостью рассказывал им о своем происхождении. Со стороны дедушки по отцовской линии его родословная ведется от одного известного праведника, со стороны бабушки — другого великого праведника. Со стороны дедушки по материнской линии он связан с третьим цадиком, а бабушки — с четвертым… Тут встал один еврей и, извинившись, сказал, что он более знатный, чем ребе. Все с изумлением посмотрели на него, так как он не был ни знатоком Торы, ни талантливым учеником, и любая связь между ним и родовитостью была абсурдной. Еврей объяснил все так: «Один мой дедушка не накладывал тфилин, другой мой дед не соблюдал Субботу, а мой дядя не разделяет мясное и молочное, и все же я собрался с силами и изменил свою жизнь с одной крайности на другую, что делает меня более привилегированным, чем ребе». Цадик из Ропшиц выслушал его и согласился с ним.

В наше время есть много евреев, которые, к сожалению, выросли в нерелигиозных семьях, и еще больше тех, кто живет в нерелигиозном окружении. Истории хасида рабби Нафтоли из Ропшиц и Нояха могут стать для них руководством к действию: нужно не отчаиваться, а работать над собой. У любого человека есть потенциал стать цадиком и даже — как в случае с Нояхом — спасти весь мир!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (739 КБ).

А кто вспомнит тех, благодаря которым всё нормально?

Мы знаем имена изменивших мир в лучшую сторону, но почти не знаем имён тех, кто сохранил хорошее. Поскольку они ничего не изменили, их и не запомнили. Кто, кроме историков, знает имя человека, предотвратившего снос церкви Василия Блаженного во время перепланировки Москвы? Кто вернул в СССР семидневную неделю, таким образом снова привязав страну к международному календарю? И т.д.
В Израиле таким был Реувен Сиван. Многолетний преподаватель иврита в колледже им.Давида Елина в Иерусалиме, автор англо-ивритского словаря Мегиддо, автор дополнений к словарю Эвен-Шошана, исследователь истории возрождения иврита, основатель израильского общества прикладной лингвистики и т.д. Но два его главных достижения никто не помнит.
1) Во время большого спора об орфографии именно он отстоял единую норму полного написания. А были предложения параллельного существования двух и даже трёх орфографий.
2) В долгой полемике с другим столпом современного иврита, Абой Бендавидом, он добился того, что знатоки языка перестали исправлять народ «не говори так, а говори так». (Недаром вопрос о «носике чайника» у Гашашей адресован именно на радио: программа רגע של עברית была главной опорой агрессивного нормативизма). В десятках публикаций он отстоял совсем не очевидную для возрождённого иврита мысль «дайте языку свободу». Собственно, он — отец современного разговорного иврита как полноправного языка.

Шутка из Восточной Европы 1952 г.

Чем отличается демократия от «народной демократии»? В стране демократии, услышав стук в дверь в шесть утра, ты уверен, что это молочник, а не… какие-то другие люди.

Сообразил

Мне кажется, что израильское политическое «болото» относится к политике, как к любимой футбольной лотерее. «Ставлю на команду Х, потому что там играет, скажем, Йоси Мизрахи!» «Нет, я ставлю на команду Y, потому что там играет, скажем, Дани Асулин!» «Нет, Мизрахи круче!» «Нет, Асулин круче!» И заполняют бланки. А в следующем розыгрыше заполнят их уже по-другому.

Кто бы мне объяснил

почему израильский избиратель такой суетный? Орли Леви-Абукасис хочет создать собственную партию (без программы, так как её возможную программу покрывает «Кулану») — шесть мандатов по опросу. Бени Ганц хочет создать собственную партию (без программы, так как его потенциальные избиратели приходят и из Ликуда, и из Лапида, и из Махане циони) — двенадцать мандатов по опросу и двенадцать процентов желают видеть его премьером! И так на каждых выборах.
«Жители ликовали; еще не видав в глаза вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдоты и называли его «красавчиком» и «умницей»… Вспомнили только что выехавшего из города старого градоначальника и находили, что хотя он тоже был красавчик и умница, но что, за всем тем, новому правителю уже по тому одному должно быть отдано преимущество, что он новый». (с)
Этот город назывался, между прочим, Глуповым.

Сослучайное и присослучайное 2018-10-06 12:43:50

Скончалась levkonoe. https://levkonoe.livejournal.com/2018/10/06/

Сослучайное и присослучайное 2018-10-04 10:36:06

Материалом для написания словарных статей последних томов «словаря Бен-Йеѓуды», выходивших под редакцией Н.Ѓ.Тур-Синая, служили курсовики его студентов. Я бы на их месте гордился.

Cмехом по гендеру

Трое учёных-пранкеров за год написали двадцать статей, содержащих заведомую и очевидную херню — но написанную в духе гендер-студий и поддерживающую радикальный феминизм. Семь из них были опубликованы в уважаемых рецензируемых журналах, ещё семь были на различных стадиях рецензирования, когда авторы решили прекратить эксперимент.
В частности, статья о культуре сексуального насилия во время «собачьих свадеб» на собачьих площадках была признана одной из двенадцати лучших работ по «феминистической географии».
Подробности здесь. https://scinquisitor.livejournal.com/146050.html

Начиная со… «второго номера»

Канун Шабос главы «Брейшис»
26 тишрей 5779 года / 5 октября 2018 г.

В начале любого порядка исчисления стоит первый номер. На иврите, где числа обозначаются буквами, это первая буква — алеф. Еврейский год начинается с первого дня месяца тишрей — алеф тишрей. Начиная обучение в школе, дети поступают в первый класс — кита алеф. Отсчет дней недели на иврите начинается в воскресенье — йом алеф. Алеф не только первая по порядку в ивритском алфавите, но тот факт, что она является первой, подчеркивает ее особое место среди других букв. Можно заметить, что слова, называющие самые важные понятия нашего мира, на святом языке начинаются с этой буквы: Элоким — Б‑г, адам — человек, эмуна — вера, ор — свет, аѓава — любовь, эмес — правда.

Именно поэтому трудно понять, почему, в противовес вышесказанному, Тора пропускает алеф и начинает свое повествование со второй буквы — бейс: «Брейшис — В начале сотворил Б‑г небо и землю». Почему Тора ущемляет права буквы алеф?! Не лучше ли было изменить порядок слов в этом стихе: «Элоким — Б‑г сотворил в начале небо и землю»?! Таким образом, Тора начиналась бы со слова Б‑г, первой буквой которого является алеф — первая в алфавите.

…Многие посланники Хабада были хорошо знакомы с раввином Габи (Габриэлем) Гольцбергом, который погиб в жестоком теракте в индийском Мумбаи в конце 2008 года. Этот рассказ из его жизни стал известной хасидской историей.

Накануне Песаха рав Габи обычно обходил гостиницы и пансионы города в поисках евреев, чтобы пригласить их на большой Седер, который он проводил. Он быстро шел по улицам и везде искал еврейские лица. Стрелки часов бежали вперед, солнце собиралось садиться, и раввин должен был вернуться в гостиницу для подготовки к Седеру. Внезапно он заметил небольшой, дешевый пансион. Он попросил у регистратора разрешения заглянуть в гостевую книгу, и его глаза приметили еврейское имя. Ему сказали, что гость занимает маленькую комнату наверху, в конце лестницы.

Рав Габи поднялся и постучал в дверь, но ответа не последовало. Он стучал снова и снова, но из комнаты не доносилось ни звука. Он уже повернулся уходить, как вдруг услышал, что дверь за его спиной открылась. На пороге стоял человек, явно пробудившийся от глубокого сна. Постоялец с удивлением посмотрел на раввина и спросил на иврите: «Кто послал тебя ко мне?» — «Святой, благословен Он», — естественно ответил рав Гольцберг. На глаза ошеломленного человека навернулись слезы. Он попросил раввина подождать немного, пока он оденется, а затем рассказал свою историю:

— Сегодня я приехал в Мумбаи, но на вокзале обнаружил, что мой кошелек украден, и у меня не осталось ни денег, ни документов! Я сел на камень и предался мрачным размышлениям. Неожиданно ко мне подошла еврейская пара из Франции. Они спросили, почему я выгляжу таким грустным, а узнав, в чем дело, успокоили меня: «Сегодня канун Песаха, и консульство Израиля закрыто, но после праздника можно будет обратиться за паспортом». Они дали мне немного денег и посоветовали поискать небольшой дешевый пансионат, где я мог бы дождаться окончания праздника. Я пришел сюда и снял комнату на два дня. Лег на кровать и, глядя в потолок, начал разговаривать с Б‑гом. Я сказал Ему: «Евреи, которых я встретил на вокзале, сказали мне, что сегодня ночь Седера. Б‑же, я знаю, что мои отношения с Тобой не из лучших, но, пожалуйста, если Ты любишь меня, дай мне знак, что Ты со мной! Не дай мне остаться одному в этот вечер». Я заснул и внезапно сквозь сон услышал стук в дверь. Мне показалось, что я все еще сплю, но стук повторялся и повторялся. Я открыл дверь и увидел перед собой… раввина! А когда я спросил, кто тебя послал, ты ответил: «Всевышний!..»

* * *

Тора начинается с буквы бейс, чтобы намекнуть тому, кто изучает ее: «Ты не приступаешь к чтению святой книги в одиночку, Всевышний — вместе с тобой! На самом деле, Г‑сподь идет перед тобой и дает тебе силы изучать Тору с гораздо более глубокой приверженностью.

Это разъяснение необходимо и имеет большое значение: у каждого начала есть особый вкус обновления, и сердце стремится к тому, чтобы начало изучения Торы на этот раз было иным, с бо´льшим количеством уроков и на более глубоком уровне постижения материала. Но, с другой стороны, мы все знаем, что начать нелегко. Наши мудрецы говорили: «Все начинания трудны». Самое сложное заключается в том, чтобы изменить привычки человека, который изо дня в день приходит домой с работы в шесть часов вечера, отлеживается на диване до восьми, съедает свой ужин, затем что-то читает, пока не заснет. Он не в силах в полдевятого вечера встать, собраться и пойти в синагогу на урок. Другому еврею, привыкшему к обучению на определенном уровне, трудно решиться в середине жизни учиться медленнее, но все больше углубляться в постижение скрытых смыслов текстов, которые он читает.

Поэтому Тора подчеркивает, что мы являемся только бейс — «вторым номером» обучения. Перед нами шагает алеф, «первый номер» — Всевышний, Который дает еврею силы поступать правильно. Может быть, в первые две недели будет трудно покинуть дом, но через некоторое время мы не сможем представить себе, как могли пренебрегать столь интересной учебой и не наполняли нашу жизнь духовным смыслом.

Любавичский Ребе часто приводил слова своего тестя, рабби Йосефа-Ицхока Шнеерсона о том, что благословение Шеѓехейону («…давший нам дожить до этого времени»), которое мы произносим во время зажигания свечей и Кидуша на Симхос-Тойре, относится как к окончанию чтения Торы, так и к началу нового цикла. Ребе разъясняет, что это благословение произносят на начало чего-то нового. Почему же его следует произносить в праздник Симхос-Тойре, когда мы завершаем чтение Торы? К тому же, даже начало чтения Торы представляется рутиной, повторяющейся каждый год, и не является чем-то новым! Зачем же следует его благословлять?

Рассуждая таким образом, Ребе приходит к выводу, что начало каждого года должно быть совершенно иным, не похожим на прошлые годы. Начало для евреев — это не только вопрос чисел, оно символизирует предоставление новых сил, которых не было до сих пор. Таким образом, еврей, со своей стороны, должен взять на себя обязательство проникнуть на более глубокий уровень изучения, которого он не касался прежде. Тора подчеркивает, что мы не становимся на этот путь в одиночку, но Сам Всевышний идет перед нами и дает нам силы начать совершенно новый год обучения, как никогда раньше. Мы преуспеем в изучении святой Торы и удостоимся года истинного Искупления и Спасения — вскоре, в наши дни. Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (864 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-10-03 08:53:13

Вот куда стоит жертвовать деньги.
https://m.habr.com/post/424923/

Сослучайное и присослучайное 2018-10-03 04:07:47

Как заставить себя заставить себя? (с)

Танах для чайников

Оказывается, записи моих лекций под этим заглавием ещё существуют в интернете и доступны по поиску в «видео».

Слушайте же, дураки

Псикта де-рав Каѓана, 14. Согласно этому мидрашу, слово «морим» в истории о водах Меривы — שמעו נא המורים — это греческое слово moros, дурак. То есть натуральное греческое слово в книге Бемидбар. И Моше был наказан за то, что, рассердившись, назвал евреев дураками. А Богу это не понравилось.

Сослучайное и присослучайное 2018-09-29 12:56:51

Старая присказка: «Я что-то забыл сделать или у меня действительно свободное время?»

«Всенародное собрание» в синагоге

Канун Шабос холь ѓамоэд Суккос
19 тишрей 5778 года / 28 сентября 2018 г.

Это было во время Второй мировой войны. Из Венгрии в Освенцим привезли целую группу студентов иешивы и сразу поместили в барак, из которого был только один путь — в газовые камеры. Молодые парни точно знали, куда их поведут, и понимали, что не успеет закончиться день, как их уже не будет в живых. Смертную тишину нарушил голос одного из них: «Дорогие мои друзья, сегодня Симхос-Тойре. Хотя мы не дома и не в синагоге, и у нас нет Свитка Торы, чтобы танцевать с ним, но Б‑г здесь с нами! Давайте танцевать и радоваться вместе с Г‑сподом!» Молодые люди образовали большой круг и начали танцевать и петь: «Ашрейну, ма тойв хелкейну — Счастливы мы, как хорош наш удел». В это время в барак вошел офицер СС. Он был ошеломлен увиденным, велел им замолчать и крикнул: «Вы даже смерти не боитесь?! Знаете, что с вами будет через несколько минут?» Тот же парень ответил ему: «Мы все прекрасно понимаем и именно поэтому танцуем и радуемся! Мы счастливы оставить этот низкий и презренный мир, в котором властвуют такие люди, как ты». Смелый ответ разозлил офицера еще больше. Он приказал перевести эту группу в другой барак и пообещал им, что продлит их мучения и не даст им так легко умереть. Но на следующий день кто-то из руководства лагеря отправил ешиботников на работы в какой-то другой город. Так их жизни были спасены…

* * *

23 тишрей (в этом году — 2 октября) мы празднуем Симхос-Тойре, радуясь тому, что удостоились закончить годичный цикл чтения Торы и начать читать ее заново. Но почему именно в этот день, в конце Суккос, было решено завершать Тору? Почему не раньше, в Рош ѓаШоно или Швуэс? Следует помнить, что праздника Симхос-Тойре нет ни в Торе, ни в Талмуде, его установили мудрецы народа Израиля. А если это так, то почему они решили установить праздник именно на последний день Суккоса?

Заповедь ѓакѓель — «всенародное собрание» — является предпоследней в Торе. Один раз в семь лет, по окончанию года шмиты, еврейский закон требует от всех, кому только позволяют здоровье и физические возможности, прийти в Храм во время праздника Суккос для того, чтобы слушать чтение Торы из уст царя. В Торе об этом сказано так: «И завещал им Моше, говоря: «К концу семилетия, в год шмиты, в праздник Суккот, когда придет весь Израиль, чтобы явиться пред лицо Г‑спода, Б‑га твоего, на место, которое Он изберет, читай учение это пред всем Израилем вслух для них. Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и пришельца, который во вратах твоих, чтобы они слушали и чтобы они изучали и боялись Г‑спода, Б‑га вашего, и соблюдали все слова Учения этого» (Дворим, 31: 10–12).

Мы знаем, что Шолош реголим — это три главных праздника, записанных в Торе, Песах, Швуэс и Суккос, когда евреи совершали паломничество в Храм в Иерусалиме. Обязанность совершать паломничество лежала только на мужчинах в возрасте старше бар-мицвы (и есть мнение, что только на тех, кто владел землей в Эрец-Исроэль). Но раз в семь лет, на Суккос, Тора повелевает, чтобы весь народ Израиля поднялся в Иерусалим: не только мужчины, но также женщины и дети. Причем не только дети, достигшие возраста образования, когда родители должны обучать их исполнению заповедей. Новорожденные младенцы также должны были быть принесены в Иерусалимский храм, что требовалось только для исполнения заповеди ѓакѓель. И это вызывает некоторое недоумение, ибо столь маленькие дети не были обязаны участвовать в исполнении какой-либо другой заповеди (кроме брис-мило), даже не должны слушать шойфар

Что же такого особенного происходило в Иерусалимском Храме на Суккос, на исходе года шмиты?! Перед началом церемонии коѓены обходили весь Иерусалим и трубили в серебряные трубы, созывая народ на Храмовую гору. В женском приделе Храма сооружали большое деревянное возвышение, царь восходил на него и садился. Возвышение было необходимо для того, что все присутствующие видели царя и слышали его голос (если царь хотел выразить особое почтение к Торе и читать ее стоя, это считалось самым лучшим исполнением заповеди). До и после чтения царь произносил благословения, а из самого текста Торы читал отрывки из Книги Дворим — с первого стиха до Шма (Дворим, 1: 1–6: 9), а также отрывок о благословлениях тем, кто следует путями Творца, и о проклятиях тем, кто не исполняет Его слово (там же, 27: 1–69).

Возникает вопрос, почему это было сделано? Ради чего надо было беспокоить весь народ Израиля с севера до юга, чтобы евреи тащились с младенцами на руках в Иерусалим?! Разве они не могли открыть Пятикнижие дома и прочитать те же стихи? Рамбам объясняет, что цель заповеди ѓакѓель состоит в том, «чтобы мы укрепились в истинной вере и исполнились трепета, словно только что получили Тору и заповеди из уст Г‑сподних, а царь — всего лишь посланник, через которого нам передаются Его слова».

Любавичский Ребе объясняет, что это всенародное собрание было как бы воспроизведением стояния у горы Синай во время дарования Торы, на котором присутствовал весь народ Израиля. Поэтому в Иерусалим для исполнения этой заповеди должны были подняться все: мужчины, женщины и дети, включая несмышленых младенцев. И неважно, что малые дети плакали, и вообще, вряд ли все могли услышать то, что читал царь (ведь микрофонов тогда не было). Потому что главное — это сама торжественная и величественная церемония всенародного собрания, которая запечатлевалась в сердцах всех участников, пробуждала их и укрепляла в исполнении законов и заповедей Торы, по принципу «сделаем и услышим».

Ребе приводит слова великого мудреца Торы рабби Ицхока Абарбанеля, который говорит: «Я видел, что было написано, как каждый год первосвященник или пророк, судья или глава поколения читал на праздник Суккос часть Торы и завершал чтение книг Брейшис, Шмойс, Вайкро, Бамидбор за шесть лет, а на седьмой год, год шмиты, на праздник Суккос царь читал Книгу Дворим и таким образом в этом седьмом году царь заканчивал чтение Торы». И Абарбанель добавляет: «Отсюда ведет начало обычай нынешнего времени, что восьмой, последний день праздника Суккос — Шмини-Ацерес — также называется Симхос-Тойре. В этот день самый великий человек из общины Израиля завершает чтение Торы, по аналогии с действиями царя». Согласно Абарбанелю, причиной, по которой мы заканчиваем читать Тору именно в конце Суккоса, является напоминание о заповеди ѓакѓель. А если это так, то на Симхос-Тойре тоже должна собраться вся община — от мала до велика, включая даже младенцев. И подобно тому, что не все хорошо слышали, что читал царь, в Симхос-Тойре по обычаю предписывает не открывать Тору и читать, а взять Свитки, обернутые в чехлы, и с большой радостью танцевать с ними Ѓакофойс вокруг стола, за которым ее читают. Ведь главная цель Симхос-Тойре — это сплочение общины, когда все вместе объединяются в радости и с большой любовью обнимают Тору. Воодушевление, пережитое во время праздника, дает нам и нашим детям силы радоваться, изучая Тору, в течение всего года.

Поэтому каждый из нас должен приложить максимум усилий, чтобы прежде всего прийти самому и не забыть привести или даже принести с собой своих детей и внуков в ночь на Шмини-Ацерес и на следующую ночь Симхос-Тойре в синагогу, радоваться и танцевать вместе со Свитками Торы, так, чтобы это не забылось до конца их жизни. Ибо эти танцы с Торой подобны Синайскому откровению. И тогда мы будем уверены, что наши дети и внуки никогда не покинут путь Торы и заповедей.