Сослучайное и присослучайное 2021-03-04 13:00:35

Сегодня в Иерусалиме симфонический концерт. После стольких месяцев — концерт!! Страна вернулась к жизни.

Сослучайное и присослучайное 2021-03-04 05:43:46

Курсант спецназа выполнял ночное задание по индивидуальному ориентированию. Его увидели двое местных бандитов, напали, ударили в лицо и отобрали автомат.
Какой же он после этого спецназ? — скажете вы.
А такой, что успел вынуть магазин и закинуть его в кусты.

Сослучайное и присослучайное 2021-03-04 03:54:22

Знакомый одного моего коллеги, читая детям «Сдаётся квартира» Леи Гольдберг, пропускает всю сцену с чёрной кошкой и белой свиньёй, потому что чёрный цвет кошки называется «кушит». И это несмотря на то, что сцена как раз антирасистская, и все жители домика прогоняют белую свинью и не желают сдавать ей квартиру, потому что она расист!

«СИМХА» (Веселье) Хасидская азбука.

В духовной практике Хабада «Симха», «веселье», считается обязанностью. Веселится не всегда легко, давайте вместе поучимся.
Когда суп недосолен, щепотка соли может его спасти. То же и с душой. Умные, серьезные, сильные мужчины бьются. чтобы найти эту радость. Симха избегает хохота, чувство правды, требует другого. Голос, который вдруг поднялся из тайников души, шепнет уверенное «Да…»
Идем за чем-то важным. Значит, найдем.

Любавичский Ребе говорит хасидам:
« Важно знать и запомнить: « Симха ломает все преграды!» Речь идет о внутренних перегородках, которые мешают нам дышать и думать. Завалы и заторы, которые так мешали, перестанут существовать. Легко и просто станет нам обратиться к другому еврею и заговорить с ним. Этого вы не ждали от себя: начать общаться с незнакомцем, а он вдруг станет понятен и близок.

Сказано в притчах Шломо, Соломона, повелителя нашего: «Как, в воде, отражается лицо друга, и так же душа одного человека потянулось к душе другого…»
И в делах людских, мы ищем правильную меру, чтобы избежать обмана. Душа еврея обретает покой, если в ней присутствует надежное равновесие двух сил: радость от близости Творца, и трепет перед Ним в одночасье.( На иврите – ахава ве-йира, любовь и трепет.)

Служение Всевышнему достигается в гармонии двух этих начал.
Можно добавить, что в семье Авраама. отца нашего, два его потомка выбрали дорогу более легкую – каждый для себя. Эсав, человек меча, шел путем страха, который он внушал окружающим. Ишмаэль, сын египтянки Агарь, пробовал удержать в руках ту мудрость, которую он получил от Авраама, но не совладал с собой и стал грабить людей на дорогах.
Лишь Яаков, от которого пошел чистый еврейский корень, сумел создать гармонию любви и трепета и передал ее своим двенадцати сыновьям.
«Гилу бе- раада», говорится в Псалме, Веселитесь в трепете»… Этот нелегкий совет подойдет тем, кто сумеет родить в душе своей правильную меру…

Художник Ихиэль Офнер
http://www.yoffner.com/

Губернатор Петербурга — свинья.

https://www.fontanka.ru/2021/03/03/69792836

Пандемия — время задавать вопросы

Канун Шабос главы «Ки сисо»
21 адора 5781 года / 5 марта 2021 г.

Как-то я услышал историю об одной семье из Бней-Брака, которая воспитывала всех своих детей в строгом следовании законам Торы. Однако с младшим сыном они испытывали большие трудности — он отошел от праведного пути. В ответ все члены семьи разорвали с ним всякие отношения и отдалили его от дома. Один из уважаемых раввинов, к мнению которого они всегда прислушивались, позвал их к себе и сказал: «Всевышний послал вам драгоценного ребенка, чтобы напомнить, что Он существует, а вы отвернулись от своего сына! До сегодняшнего дня у вас все шло гладко, и вы были довольны всеми вашими детьми. Что сделал Б‑г? Послал «не такого» ребенка, чтобы научить вас молиться. А вы отдаляете посланца от себя…»

Уже прошло больше года, как коронавирус вошел в нашу жизнь и существенно изменил ее, поставив под угрозу физическое и психологическое здоровье человечества. Многие люди напуганы, испытывают постоянный страх за себя и своих близких и не знают, что принесет им грядущий день. Власти ввели многочисленные запреты: нельзя находиться в общественных местах без защитной маски, запрещено собираться большими группами, посещать престарелых родственников и т. д. Большая часть мира все еще находится в осаде, есть страны, границы которых до сих пор закрыты.

Любавичский Ребе неоднократно говорил от имени Алтер Ребе, что «нужно жить в ногу со временем», то есть — в соответствии с недельной главой Торы. Поэтому нам стоит внимательно вникнуть в содержание нашей сегодняшней главы «Ки сисо»: возможно, мы сможем найти какое-нибудь сообщение для нашей ситуации.

За 40 лет скитаний по пустыне народ Израиля совершил два больших греха. Первый — это создание золотого тельца, второй — грех разведчиков. Сравнивая их, мы обнаруживаем нечто очень интересное. Вспомним историю разведчиков: Моше послал двенадцать представителей общины (по одному от каждого колена) высмотреть Землю обетованную и доложить о том, как ее можно завоевать. Разведчики вернулись и рассказали, что жители страны очень сильны, и евреи не смогут ее завоевать. Вот как описывает Тора реакцию сынов Израиля на полученные сведения: «И подняла вся община голос свой и возопила, и плакал народ в ту ночь… И сказали они друг другу: «Поставим главу над нами и возвратимся в Египет!» (Бамидбор, 14: 1, 4). Талмуд говорит: «И тогда Б‑г разгневался и объявил: «Вы плакали напрасно, и за это назначаю вам плач на многие поколения» (трактат «Таанис», 29а). В еврейском календаре грех разведчиков отмечен Девятым ова — самым траурным днем в году. А из-за золотого тельца мы получили Йом-Кипур, день наивысшей святости. Раши в своем комментарии на стих: «И я повергся пред Г‑сподом, как в первый раз сорок дней» (Дворим, 9: 18) говорит: «Эти сорок дней закончились в Йом-Кипур… Святой, благословен Он, простил Израилю окончательно и сказал Моше: «Я простил по слову твоему». Потому этот день был назначен для прощения и искупления».

Два поста, но разница между ними огромна. Девятого ова — день национального траура для всех поколений, в то время как Йом-Кипур — это «день прощения», когда Б‑г радует нас, это, фактически, йом-тов (праздник). Согласно учению хасидизма, в Йом-Кипур раскрывается а пинтале ид — искра святости в душе каждого еврея, и поэтому всех тянет в синагоги. Как сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви» (Ѓошеа, 11: 4). Хотя на первый взгляд кажется, что должно было быть наоборот. Ведь грех тельца бесконечно серьезнее греха разведчиков. Сыны Израиля нарушили первые две из Десяти заповедей: «Я — Г‑сподь, Б‑г твой» и «Да не будет у тебя других богов» — нет более страшного греха, чем идолопоклонство. Как бы ни был тяжек грех воспрепятствовать вхождению в Землю Израиля, он совершенно не похож на ситуацию с золотым тельцом! Надо сказать, однако, что в ней присутствовал момент, которого не было в грехе разведчиков, и именно это внесло различие в их исход.

Когда Моше спустился с горы со Скрижалями в руках, Тора говорит: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца… то воспылал гнев Моше, и бросил он из своих рук Скрижали, и разбил их под горою» (Шмойс, 32: 19). А позже Моше сам добавляет: «И схватил я две Скрижали, и бросил их из обеих рук моих, и разбил я их на ваших глазах» (Дворим, 9: 17). Возникает вопрос, почему Моше не разбил Скрижали на горе Синай сразу же после того, как Б‑г сказал ему: «Иди, спустись, ибо извратился твой народ, которого ты вывел из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Мидраш говорит: «Возможно, что Моше не поверил словам Б‑га о том, что народ согрешил. Таким поведением Моше сообщает народу Израиля, что даже свидетельство верного человека не должно приниматься, чтобы делать что-либо в соответствии с ним, если он сам не видел» («Шмойс рабо», 46а). Или, на языке Талмуда: «Для судьи существует только то, что видят его глаза» (трактат «Санѓедрин», 6б). Моше ждал, пока своими глазами не увидел преступление.

Любавичский Ребе дает этому более глубокое объяснение: «Кажется непонятным, почему Моше разбил Скрижали перед всем Израилем. Правда, что нужно было их сломать… но тем не менее он мог сделать это тайно. Зачем было необходимо огорчать всех сынов Израиля, разбивая Скрижали у них на глазах?» Ребе говорит, что он сделал это, «будучи уверенным, что… это наверняка подействует на них, заставит покаяться… И действительно, так и случилось: они пробудились для покаяния… как только он разбил Скрижали». И как Ребе говорит в другой своей беседе: «Разбитые Скрижали сокрушили сердце Израиля». Это потрясение причинило народу Израиля такое горе, вызвало у него такое желание совершить тшуву, что они получили Йом-Кипур — день прощения и радости.

И кто знает, может быть, пандемия коронавируса — это своего рода «разбивание Скрижалей»? Она вызывает потрясение и психические сдвиги, подобно «сокрушению сердца», у всех в мире. Она заставляет людей задавать вопросы, которые они никогда себе не задают. Потому что в обычные дни все озабочены жизненными невзгодами: один куда-то едет, другой куда-то летит, а те, кому этого мало, пускаются в морской круиз и т. д. Коронавирус заставляет мир остановиться и задать вопросы, от которых мы все убегаем: чего хочет от нас Всевышний, какова цель нашей жизни? И согласно словам Ребе о том, что Б‑г — само добро, несомненно, из всего этого выйдет много хорошего. В частности, мы стали лучше понимать, что все в мире зависят друг от друга. В конечном итоге это укрепит мир и единство на нашей планете и послужит последней подготовкой к раскрытию нашего праведного Мошиаха, да произойдет это вскоре, в наши дни!

Ну, а пока коронавирус не исчезнет из нашей жизни, я хочу напомнить вам слова, которые слышал от Ребе и сам много раз писал и говорил, слова, которые дадут нам силы пережить эти дни. Да нам необходимо следовать постановлениям властей и их указаниям, но наше мышление находится в нашем распоряжении, и никто не заставит нас думать так или иначе, это полностью зависит от нас. Ребе обещает: «Думай хорошо — будет хорошо». Так и следует поступать.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (771 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2021-03-03 06:43:46

С мая прошлого года сидит в белорусских тюрьмах Сергей Тихановский. Ему последовательно предъявляли обвинения:
- организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок,
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав,
- использование громкоговорителя на сборе подписей,
- приготовление к массовым беспорядкам,
- разжигание розни, совершённое группой лиц.
Тихановскому дают срок по одному обвинению, а когда он кончается, тут же судят по другому, не выпуская. По последнему обвинению могут дать до 12 лет.

Сослучайное и присослучайное 2021-03-03 00:31:07

Хорошая статья: Д.Вайс. Сталинистский и национал-социалистический дискурсы пропаганды: сравнение в первом приближении.
Интересный разбор различий между этими дискурсами.

Сослучайное и присослучайное 2021-03-02 01:12:16

«В соответствии с решением Правительства РФ от 12 февраля 2021 года конкурс проектов фундаментальных научных исследований («а») отменен. На основании этого решения дальнейший прием заявок на конкурс прекращен. Поступившие заявки останутся без рассмотрения».

Для тех кто далек от быта науки: конкурс «а» — самый распространенный конкурс для фундаментальных исследований небольшими научными группами. Он хоть как-то поддерживал тысячи научных колллективов по всей стране.
https://scinquisitor.livejournal.com/187631.html

Сослучайное и присослучайное 2021-03-01 13:50:37

Против Аун Сан Су Чжи выдвинуты обвинения в распространении информации, способной вызвать тревогу, и в отсутствии лицензии на использование телекоммуникационного оборудования.

Сослучайное и присослучайное 2021-03-01 07:32:12

Квартирник Щербакова и Стародубцева, 1995 г. Видео. Когда МК ещё был собой. А Стародубцев — всегда был собой.
https://www.youtube.com/watch?v=Oe4f9a2RxkI

Сослучайное и присослучайное 2021-03-01 06:11:46

а я хочу быть космонавтом
сказал родителям олег
хочу резиновой дубинкой
прохожих бить по голове
© https://vk.com/id209245337 (пуля)

Сослучайное и присослучайное 2021-02-28 14:47:36

Вот плакат 1942 г. Вверху изображён солдат в каске, бросающий гранату. Ниже женщина, засучивающая рукава, стоит за станком, и мужчина с морщинистым лицом держит молоток. Внизу надпись: «Победа любой ценой!»
Что привлекло моё внимание? То, что надпись по-немецки.

За десять дней до войны

Обложка журнала «Крокодил» от 12 июня (!) 1941 г.
Внезапное нападение, говорите?..

Новость — это «человек укусил собаку»…

… Алексея Навального и других заключённых, которых этапировали вместе с ним в покровскую ИК-2 во Владимирской области, не били по приезду. Об этом «Открытым медиа» рассказал ярославский участник фонда «Русь Сидящая» Руслан Вахапов со ссылкой на осуждённых этой колонии.
https://openmedia.io/news/n3/nikogo-ne-bili-pravozashhitnik-rasskazal-o-vstreche-navalnogo-vo-vladimirskoj-kolonii/?amp

Без еврейских букв

В 13:00 по МСК (12:00 по И-м) буду рассказывать о современном иврите — все примеры в транскрипции и с переводом.
Bo’na, ze axla shiur, xevre!
http://bit.ly/3aeUnIn

Из дневника Виктора Клемперера

Весна 1945 г., он как беженец скитается по Баварии. Встречается с неким брандербуржцем, тот ругает власть и в частности: «А вы знаете, что в Берлине делали с евреями? Их вообще исключили из общества. Ладно бы уволить с государственных должностей. Но им запретили вообще всё! Они даже в магазин могли ходить только в течение часа в день! Вы представляете?..»
Что Клемперер мог сказать? «Это не только в Берлине, это по всей Германии, и не только исключали из общества, но и…»
Немцы действительно не знали, как живут их еврейские соседи. Они ещё в 1930-е гг. выпали из их поля зрения, поэтому концлагеря и газовые камеры вызвали в послевоенной Германии шок.

Сослучайное и присослучайное 2021-02-26 06:05:52

Пародийный «плач» по сыновьям Амана. Византийская эпоха, из генизы.
https://drive.google.com/file/d/1pH52tG1QmW0vquHJ35rQ5HtaKNaGl_QF/view?usp=sharing

Не пей вина, Гертруда

מיחייב איניש לבסומי
Во всех (!) арамейских диалектах этот корень и все (!) его производные означают «сладость, радость, аромат, улыбка». Только в ВТ и только в форме возвратного биньяна и только по контексту возможно увидеть значение «опьянеть».

Внизу перевод

Еврейская загадка

В какой момент сегодняшнего вечера вся наша синагога хором воскликнула «Фуй»?
Ответ: на фразе אבל וחפוי ראש.

Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2021-02-25 10:49:06

Был когда-то ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер.
Неплохой, вроде бы. Некоторым нравился, а мне — так и до сих пор нравится.

Вот он опять, в нескольких частях:

Часть Первая
Часть Вторая
Часть Третья
Часть Четвертая
Часть Пятая

«Как правило, в комментариях на русском (и не только) очень любят обороты типа «Мальбим считает, что…». А от этого у неподготовленного человека сразу начинают сыпаться из глаз магендавиды, и так и рвется наружу некультурный возглас «ниасилил». Люди такого уровня, которым интересно такое, обычно уже не очень-то читают по-русски и, уж конечно, не проводят время изучая френдленту. То есть такие, нормальные комментарии очень важно читать, даже если это требует усилий, чтобы натренироваться и начать уже что-нибудь понимать. Но что же делать еврею, когда Пурим на носу, а Мегила не изучена?»

Сослучайное и присослучайное 2021-02-25 03:05:33

Колл-центр штаба Любови Соболь не может отправить ни одного СМС с фамилией «Навальный». «Отказ со стороны операторов сотовой связи». Остальные СМС проходят.

Что будет услышано при чтении Мегилы?

Канун Шабос главы «Тецаве», Пурим
14 адора 5781 года / 26 февраля 2021 г.

Пару лет назад в Одессу приезжали трое моих друзей детства и юности: р. Авраѓам Лерер, вместе с которым я ходил в один детский сад (в два года); второй — р. Шая Цайлер, с которым я учился в начальной школе (с шести лет); и третий — р. Шимон Рабинович, с которым я учился в иешиве (в возрасте 15 лет). Вместе мы продолжили учебу в «Севен-севенти» — нью-йоркской штаб-квартире хасидского движения Хабад. Потом мы женились, и наши пути разошлись, однако мы продолжаем поддерживать дружеские отношения по сей день… Мы провели вместе несколько незабываемых дней — отпраздновали Субботу, участвовали в фарбренгене, посетили еврейские общинные учреждения. И, конечно, много беседовали, вспоминая детство, в том числе — семейные истории, которыми хотел бы поделиться с вами (одну из них я уже как-то рассказывал в нашей газете, но думаю, что можно ее повторить).

…После Войны Судного дня в Израиле царили скорбь и уныние. Человеческие потери были велики, армия оказалась недостаточно подготовленной и с трудом смогла сдержать наступление сирийских и египетских танков… В Нью-Йорке богатый хасид Хабада р. Давид Дейч, имевший процветающий бизнес, очень огорчился создавшимся положением. Он не смог спокойно сидеть сложа руки в США в то время, когда проливается еврейская кровь. Он пошел к Любавичскому Ребе и попросил совета, как можно помочь «народу, проживающему в Сионе». Ребе ответил ему: «Евреям в Стране нужны средства к существованию. Если будут хорошие заработки, то и настроение также улучшится. Вам надо найти способ создать в Израиле прибыльное предприятие и дать людям возможность жить достойно».

Давид Дейч был немолодым человеком, его фабрики процветали за океаном, и он не видел для себя возможности все оставить и переехать в Израиль. Однако он обратился к своим детям с предложением стать добровольцами и помочь своему народу. Исполнить эту миссию взялся его младший зять, раввин Меир Цайлер, который основал в Кирьят-Малахи фабрику по производству тканей под названием «Флотекс» (она и по сей день обеспечивает достойный заработок сотням семей). Постепенно производство увеличивалось, и Цайлер начал продавать товар за границу, принимая участие в выставках, проходящих в городах Европы, известных как законодатели моды. Обычно эти выставки проходили во второй половине недели, со среды по воскресенье. Не работать в Субботу было сложной задачей. Клиенты не понимали, как можно закрывать экспозицию и отдыхать посреди выставки. Они могли начать сомневаться в степени его ответственности. Но, несмотря ни на что, Цайлер делал то, что было необходимо: каждую пятницу в полдень, за два часа до наступления Субботы, он вывешивал объявление: «Место закрыто на еврейский день отдыха и откроется в субботу вечером».

Однажды р. Меир посетил офис Любавичского Ребе и рассказал его секретарю раввину Ходакову о найденном им решении. Через некоторое время секретарь позвонил ему и сказал, что Ребе дал указание делать по-другому: «Объявление о Субботе вешайте не за два часа до ее начала, а установите его в среду, сразу, когда выставка откроется». На первый взгляд, это было серьезной проблемой для бизнеса Цайлера. Но на самом деле наоборот: если раньше к тому времени, когда покупатель видел вывеску в Субботу, павильон был уже закрыт, то теперь, увидев такую вывеску за два дня до этого, он понимал, что должен зайти к Цайлеру первым, опередив всех конкурентов… Если взглянуть более глубоко, то Ребе передал великое сообщение: «Милан ничем не отличается от Земли Израиля. Всевышний привел вас в Милан и в Париж, потому что они тоже должны быть святыми». Мой друг, внук Давида Дейча и сын Меира Цайлера — р. Шайя Цайлер, сегодня руководит этим предприятием.

Р. Меир Лерер, будучи еще совсем молодым парнем, также основал крупное производство в 1970‑х годах, когда прибыло большое количество олим из СССР, нуждавшихся в средствах к существованию. Они поселились в Кирьят-Малахи, в районе под названием Нахалас Ѓар-Хабад. Большинство из них не знали иврита, некоторые были уже в весьма преклонном возрасте, а некоторые были инвалидами Второй мировой войны. Они не могли получать пенсию, потому что не работали в Израиле в молодости. Р. Меир основал завод металлических изделий, для работы на котором нанимал только олим, пожилых людей и инвалидов. Помню, среди его работников был старый еврей по имени р. Шалом Виленкин. Он был сыном учителя Ребе в хедере в Днепропетровске. Этот пожилой и слепой человек весь день сидел на заводе и читал Теѓилим наизусть, а в конце месяца получал зарплату. И оказалось, что р. Меир Лерер стал богатым человеком, видимо, это работает… Мой друг раввин Авраѓам Лерер сегодня один из руководителей завода, который основал его отец, да будет благословенна его память.

Пятьдесят лет назад Ѓилель Рабинович вместе со своим братом учредил сеть домов престарелых в Израиле. В те годы цель этого предприятия заключалась в том, чтобы пожилые люди не умирали в одиночестве в своих домах, а общались с другими евреями и провели остаток жизни в хорошей и приятной обстановке. Сыновья братьев Рабинович, в том числе мой друг и одноклассник раввин Шимон Рабинович, который также в настоящее время является мэром города Кфар-Хабад, получают хороший доход от этих домов престарелых.

Все эти три истории показывают нам, что Всевышний никогда не остается в долгу.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Тецаве» посвящает часть своих стихов описанию одежд первосвященника. Тора заповедует: «И сделай облачение к эйфоду, все из синеты… И сделай по долу его гранатовые яблоки из синеты и пурпура, и червленицы, по его долу вокруг, и золотые колокольчики между ними вокруг. Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат, по долу облачения вокруг. И будет на Аѓароне для служения; и будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г‑спода и при его выходе, чтобы он не умер» (Шмойс, 28: 31–35). Тора повелевает первосвященнику, выполнять свою работу в Храме не в полной тишине, а в сопровождении перезвона колокольчиков, пришитых к его одежде. Оказывается, совершать мицву нужно с шумом и звоном!

Бааль ѓа-Турим (рабби Яаков бен Ашер, автор книги «Арбаа турим») в своем комментарии на этот стих пишет, что слово венишма (с добавлением буквы вав — союза «и») «и услышим, и будет услышано» встречается в Танахе только три раза. Первый раз в недельной главе «Мишпотим», когда Б‑г послал Моше спросить сынов Израиля, готовы ли они принять Тору. Евреи ответили: «Все, что говорил нам Г‑сподь сделаем и услышим» (Шмойс, 24: 7). Второй раз, как было сказано выше, в нашей сегодняшней недельной главе. И третий раз оно появляется в Свитке Эстер. В первой его главе расказывается, что царь Ахашверош устроил большой пир и приказал: «Привести пред лицо царя царицу Вашти в царском венце, чтобы показать народам и сановникам красоту ее, так как была она хороша собой. Но не захотела царица Вашти прийти по повелению царя, данному через евнухов. И весьма разгневался царь, и возгорелась в нем ярость его» (Эстер, 1: 11, 12). Царь срочно созвал своих советников, чтобы решить, как наказать царицу Вашти за неповиновение. Аман сказал, что царица причинила зло не только царю, но и всем мужьям Персии, жены которых могли бы последовать ее примеру, и предложил издать «царское повеление о том, чтобы Вашти не появлялась более пред царем Ахашверошем, а царь передаст ее царский сан другой, которая лучше нее. А когда постановление царя, которое он издаст, будет услышано во всем царстве его, как ни велико оно, то все жены будут оказывать уважение мужьям своим» (там же, стихи 19, 20).

Баал-Шем-Тов говорит, что в Талмуде (трактат «Мегилa», 3а) приводится обсуждение вопроса, отменяет ли чтение Мегилы службу в Храме. Мегилу читают дважды, ночью и днем. Утром, на рассвете, наступает время начала Храмовой службы: совершается утреннее жертвоприношение томид. Поэтому задается вопрос, что раньше: постоянное жертвоприношение или чтение Мегилы. Талмуд говорит: «Все отменяют свою работу, и чтение Мегилы должно быть услышано». Сначала слушают чтение Мегилы и только затем приносят постоянную жертву. Тот же вопрос задают об изучении Торы, и Талмуд постановляет: «Изучение Торы отменяется, чтобы услышать чтение Мегилы». Баал-Шем-Тов говорит, что «услышано» в Свитке сильнее, чем «услышим» из «сделаем и услышим», и сильнее, чем «слышен» в рассказе о служении первосвященника, облаченного в эйфод с колокольчиками, как сказано: «и будет слышен его голос при его входе в Святилище». Поэтому изучение Торы и служба в Храме отменяются, чтобы услышать чтение Мегилы.

Что мы узнаем из этого? В Мишне сказано: «На трех основах стоит мир: на изучении Торы, на служении Б‑гу и на добрых делах» («Пиркей овойс», 1: 2). Любавичский Ребе объясняет, что способ заставить мир работать должным образом или, другими словами, превратить этот мир в «жилище для Всевышнего» — это именно Тора, служение-молитва и гмилус хесед (добрые дела). Первое «услышим», сказанное при получении Торы, символизирует «столп Торы», второе, сказанное об Аѓароне-первосвященнике, символизирует «столп служения». Итак, мы должны выяснить, что символизирует третье «услышано» из Свитка. Когда еврей внимательно слушает чтение Свитка, он спрашивает себя: «Что на самом деле от меня требуется?» Он понимает, что ему предписано исполнять, в основном, две заповеди: «посылания яств в дар друг другу» и «подарков бедным» (Эстер, 9: 22), и обе они являются заповедями о благотворительности. Отменяя изучение Торы и службу в синагоге, чтобы послушать чтение Мегилы, мы, по сути, заявляем, что благотворительность предшествует изучению Торы и молитвенной работе. Это в действительности так и происходит в повседневной жизни еврея: он начинает свой день с цдоки — благотворительность, затем молится — служит Всевышнему, и только потом изучает Тору.

Я уверен, что все и так прекрасно знают, насколько для еврея важны добрые дела. Но чтобы еще раз освежить это понимание в нашей памяти, давайте соберемся все вместе в синагоге вечером и утром в день праздника Пурим и вновь услышим о необходимости «посылания яств в дар друг другу» и «подарков бедным». Веселого всем праздника!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (566 КБ).

Важное, впервые в мировой практике

Комиссия Кнесета с юридическим советником одобрила в третьем чтении закон, разрешающий минздраву передавать в другие государственные структуры данные о тех, кто не привился.
Поясняю. Израиль говорил и говорит, что не имеет возможности и не будет никого вакцинировать насильно, так как это личное дело каждого человека. При этом есть медицинский консенсус о том, что ничто, кроме вакцины, от ковида не спасает, а вакцины (все существующие) спасают почти наверняка. Далее, Израиль стоит на том, что ценность жизни каждого его гражданина несравнима ни с чем другим, и ради одного любого — каким бы он ни был — государство горы своротит (и уже сворачивало, и дальше сворачивать собирается).
Далее. Сейчас в Израиле привито 50% взрослых, первое место в мире. Цель — достичь более 90%, тогда можно будет сказать «жизни людей в Израиле ковид практически не угрожает». К сегодняшнему дню привились практически все, кто хотел. Остались те, кому всё равно, и некоторое количество тех, кто не хочет. «Не желающих» очень мало, поэтому усилия направлены на «болото», на тех, кому лень, кто боится уколов, кто не верит в медицину вообще, кто считает, что лично его ничто не коснётся, кто думает, что вакцина сделана из свинины, наконец. (Такие слухи ходили среди талибов о вакцине от полиомиелита, там растерзали нескольких врачей, но через десять лет, когда посмотрели на статистику полиомиелита у детей в талибских районах, даже их бородатые муллы разрешили вакцинироваться).
Государство Израиль сделало спорный и неоднозначный шаг. Оно сказало: а) Если некто ленив, если он боится иголки, если он пофигист, если он дурак, наконец — это не значит, что он сам виноват и должен помирать! б) В нынешних условиях непривитый является, говоря языком ѓалахи, «ямой ходячей». То есть постоянным источником опасности для окружающих. А яму, по закону Торы, нужно прикрыть, чтоб в неё никто не упал.
Что будут делать местные власти с данными непривитых? То, что разрешает закон. А он разрешает только одно: позвонить по телефону и сказать: «Ты что ж это, сучара бацилльная, заразу разносишь?»
(А что я сам об этом думаю, о том я дискутировать не буду).