Святой огонь веры

Еду я в иерусалимском автобусе. И некий человек средне-еврейского вида на нормальном, «коренном» иврите очень громко, на весь автобус, объясняет кому-то по телефону следующее:
- Ты знаешь, против кого направлена вставка «против доносчиков» в молитве Шмоне-эсре? Против ВЕРУЮЩИХ (мааминим) она направлена. Они обвиняли нас, верующих, в том, что мы предавали римлянам воинов Бар-Кохвы. Раввинское враньё! Они всегда рады оклеветать верующих в Иисуса. А рабби Акива вообще не был современником Бар-Кохвы. Когда был распят Иисус, рабби Акиве было три или четыре годика. И вообще он жил через двести пятьдесят лет после Иисуса. Он был из последнего поколения танаев. И вообще он не был танаем, он был амораем. И Шимон бар Йохай был амораем. И рабби Меир. И в это время евреи вообще уже не жили в Палестине. Враньё, всюду еврейское враньё!
Я перед самым выходом, чтобы не вступать в полемику, поправляю: «Рабби Акива жил за четыре поколения до завершения эпохи Мишны…»
- Я всё знаю лучше тебя! И вообще, я с тобой спорить не хочу! Всё еврейское враньё!
(Напоминаю: эта речь раздаётся на «коренном» иврите без акцента).
Что я мог сказать? Зааплодировал, сказал ему «Маранафа» и вышел.
(А самое крутое, что на моё «маранафа» он ответил мне «омейн». Именно так).

Исчезающее поколение

Книга «Библейские исследования». На иврите. Автор, как он обозначен — «Зуся Вол из Проскурова, что в Подолии». Буэнос-Айрес, 1946.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-18 09:44:04

А каково принципиальное отличие хайпа от шумихи — кроме того, что хайп происходит в электронных СМИ и соцсетях?

Сослучайное и присослучайное 2018-02-18 04:48:46

…Где в разгаре ночных приключений,
В промежутках меж чудом и чаем
Ложь я чуял не раз-
Ложь я чуял не раз-
Ложь я чуял, не разоблачая. (c)

Каждый (м.р.) понимает, что меж чудом и чаем чуют именно собственную ложь. Если она есть. Это и есть Момент Истины. Поэтому «не разоблачая» — это горькая исповедь.

Иерусалимская загадка

В отделе регистрации населения МВД в Иерусалиме над одним из столов висит табличка, информирующая о том, что здесь не справочная. На четырёх языках. Два из них — иврит и английский. Назовите остальные два.

שיוויתי

Косплей, ещё косплее

Кипа определённого размера и из шерстяных ниток определённой толщины… Сюртук обязательно с хлястиком (или обязательно без хлястика)… Шляпа с заломом под строго определённым углом… -  а то выглядишь как не наш…
Обо всём этом легче думать, помня слово "косплей".
А косплей — это ролевая игра по принципу "дёшево и сердито". Переоделся викингом или гарипотером, ходишь и прёшься с собственной крутости. Вести себя как викинг или гарипотер при этом совсем не обязательно. Это следующий уровень ролевой игры, более трудный, а крутости и в косплее хватает. 

И что?

"Три мацы на пасхальном столе соответствуют трём частям еврейского народа — коѓенам, левитам и израэлитам".
И… что, извините? Что из этого вытекает? Что две или четыре ни в коем случае нельзя? Это ведь не так. А почему мы в некоторый момент седера ломаем именно коѓена, а в другой момент — именно левита, а в третий момент — израэлита? Это запускает какие-то тайные механизмы Где-То Там? А если мы сначала сломаем левита — типа всё, седер не сработал? И вообще, если уж о еврейском народе говорить, почему не двенадцать мацот?
Вот все эти числовые соответствия, коим несть числа, все эти "бхинат" и "иньян"… я уже прошёл стадии непонимания, нахождения объяснений, удивления их многочисленности, понимания их недостаточности, исторического объяснения, непонимания смысла продолжения их существования, и дошёл до стадии усталого равнодушия. 

Сослучайное и присослучайное 2018-02-16 05:05:24

Одним из самых, на мой взгляд, идиотских мероприятий большевиков в октябре 1917 г. был захват и национализация банков. Они всерьёз думали, что банк — это такой сундук, где лежат все-все деньги. Как работает банковская система, они просто не знали. Разумеется, их действие привело просто к прекращению работы банков и в скором времени к остановке кредитной системы, а с ней — и производства.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-15 10:30:11

А какие предметы домашней мебели за последние лет десять практически перестали быть нужными и больше не покупаются? Я знаю два.

Налоги — это хорошо или плохо?

Канун Шабос главы «Трумо»
1 адора 5778 года / 16 февраля 2018 г.

Наступил месяц адор. Всего через две недели евреи во всем мире будут отмечать праздник Пурим и по традиции читать Свиток Эстер. История чудесного спасения еврейского народа, рассказанная в нем, хорошо известна всем от мала до велика. Но на поверку выясняется, что мало кто помнит, о чем говорится в конце Мегилы. В предвкушении праздничной трапезы и обмена шалахмонес некоторые из присутствующих с нетерпением ждут окончания чтения и не особо прислушиваются к словам…

Десятая, последняя глава Мегилы начинается словами: «И обложил налогом царь Ахашверош страну и острова морские» (Эстер, 10: 1). Почему так нужно рассказать всем будущим поколениям о том, что Ахашверош ввел налоговую систему?! Любавичский Ребе считает, что это было результатом влияния наместника царя — еврея Мордехая. Ведь для установления и соблюдения порядка в стране необходимо обеспечить, чтобы каждый ее гражданин платил налоги!

Приведенный стих — не единственное место, где Тора высказывается в пользу налогов. В нашей сегодняшней недельной главе «Трумо» рассказывается о строительстве Скинии (переносного Храма) в пустыне. Большая часть денег на это была собрана из добровольных пожертвований, но был также и определенный налог: половина шекеля. Подтверждение этому мы находим в словах Раши: «Все было добровольным приношением, каждый дал по велению своего сердца, кроме серебра, которое всеми было принесено поровну — половина шекеля с каждого» (Раши на Шмойс, 25: 3).

А в Ѓафторе (отрывке из Пророков) к главе «Трумо» мы читаем о строительстве Первого Храма. Там рассказывается уже совсем другая история: «И царь Шломо наложил повинность на весь Израиль… тридцать тысяч человек. И посылал он их в Ливан по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Ливане, а два месяца в доме своем» (Млохим I, 5: 27, 28). Шломо не стал дожидаться, когда евреи добровольно придут и принесут пожертвования, а обложил народ налогами на строительство.

Однако Танах подробно рассказывает о том, как отец Шломо — царь Давид вел подготовку к возведению Храма, который ему самому не суждено было построить. Заповедуя сыну построить Храм, Давид говорит: «И вот… приготовил я для дома Г‑сподня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа — без веса, потому что много их было, и деревьев, и камня приготовил я, а к этому еще ты добавишь. И множество ремесленников у тебя: каменотесов и мастеров по камню и дереву, и всех, кто опытен в разных работах… нет счета. Встань и осуществи, и да будет Г‑сподь с тобою!» (Диврей ѓайомим I, 22: 14–16).

Царь Давид очень хотел построить Храм. Вот что он говорит об этом Шломо: «Сын мой, было у меня на сердце выстроить дом для Имени Г‑спода Б‑га моего. И было ко мне слово Г‑сподне: «Много крови пролил ты, и войны большие вел ты; не должен ты строить дом Имени Моему… Вот сын родится у тебя, он будет человек мирный, и дам Я ему покой от всех врагов его вокруг, поэтому Шломо [«мирный»] будет имя его. И мир и тишину дам Я Израилю в дни его. Он построит дом Имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я буду отцом ему и утвержу престол царства его над Израилем вовеки» (там же, стихи 7–10). Всевышний не разрешил Давиду возводить Храм, но тот приготовил все для его строительства. Почему же царь Шломо решил не использовать деньги и золото, которые приготовил его отец, и обложил налогами свой народ, который, конечно же, не был этим доволен? Ответ на этот вопрос мы находим в комментарии Мидраша «Ялкут Шимони» на стих: «Так закончена была вся работа, которую делал царь Шломо для дома Г‑сподня. И принес Шломо посвященное Давидом, отцом его: серебро и золото, и вещи — отдал он в сокровищницы дома Г‑сподня» (Млохим I, 7: 51). Мидраш спрашивает: «Почему не воспользовался ими? — и отвечает: — Толкуют это как похвалу ему или как неодобрение». Как похвалу, потому что Давид просил об этом, сказав: «Владыка Вселенной! Я вижу в своем пророчестве, что в конце Храм будет разрушен. Так пусть не говорят идолопоклонники: «Давид полагает, что разрушил дома наших богов и возвел дом для своего Б‑га. Воспрянут наши боги и отомстят, и дом Б‑га его будет уничтожен». Вот почему царь Давид молился, чтобы Шломо не воспользовался теми сокровищами, которые он приготовил для Храма. Ведь они были отобраны у идолопоклонников в ходе его войн против врагов народа Израиля. Поэтому, когда наступит день, и Храм будет разрушен, народы придут и будут возносить хвалу своим идолам, говоря, что те отомстили еврейскому народу и разрушили Храм, так как он был построен из серебра, принадлежащего им. Поэтому Давид, хотя и подготовил деньги для Храма, молился в своем сердце о том, чтобы Шломо они были не нужны.

Затем мидраш дает другое объяснение: царь Давид решил однажды сосчитать сынов Израиля. Он поручил Йоаву, своему военачальнику это сделать. Даже ребенок, который учится в хедере, знает, что евреев не следует считать. Однако Давид, несмотря на увещевания Йоава, настаивал на своем. В результате этого подсчета среди народа Израиля прошел мор, а также в стране был голод в течение трех лет. Вот почему Мидраш говорит: «Толкуют как неодобрение. Голод во времена Давида был три года, а у него было серебро и золото, которые он откладывал для Храма. Давид должен был потратить все для спасения душ, а он этого не сделал. Всевышний сказал ему: «Мои дети умирают от голода, а ты накапливаешь деньги, чтобы построить на них Храм?! Пусть Шломо они не понадобятся». Оказывается, у царя Давида был некоторый фонд для строительства Храма, в который он вложил всю свою душу. Внезапно в стране разразился голод, и нужны были средства для поддержки народа, но ему не приходило в голову прикоснуться к сокровищам, которые он посвятил Храму. Давид считал, что они не принадлежат ему, они посвящены Храму, и поэтому не использовал эти деньги. Но Всевышний смотрел на это совершенно по-другому. Святой, благословен Он, считал, что независимо от того, насколько важен Храм, накормить людей важнее любого строительного проекта. Поэтому Б‑г сказал, что, в конце концов, Шломо не будет использовать эти деньги. И действительно, так все и произошло.

У этой истории есть продолжение. После смерти Шломо весь народ собрался в Шхеме, чтобы сделать царем его сына Рехавама. Тогда Яровам, сын Невата, и все собрание Израиля пришли и говорили с Рехавамом: «Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне… иго, которое он возложил на нас, — и мы будем служить тебе (Млохим I, 12: 4). Рехавам объявил, что подумает и даст им ответ через три дня, а затем отправился на консультацию со старейшинами, советниками Шломо. «И они отвечали ему: «Если ты будешь сегодня слугою людям этим, и будешь служить им, и ответишь им добрыми словами, то они станут навсегда твоими рабами» (там же, стих 7). Но Рехаваму не понравился этот совет, поэтому он пошел проконсультироваться со своими молодыми советниками, и те сказали ему то, что он хотел услышать: «Они говорят: «Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи его нам». Так скажи им: «Мизинец мой толще чресл отца моего; отец мой возложил на вас тяжкое иго, а я ныне еще тяжче сделаю иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием» (там же, стихи 10, 11). Этот ответ стал причиной разделения царства Давида и Шломо. Десять колен Израилевых избрали Яровама, сына Невата, царем над собою, что привело в дальнейшем к разрушению Первого Храма и изгнанию евреев со своей земли. То есть, причиной голуса стали слишком высокие налоги…

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? Есть один «налог», который каждый еврей обязан заплатить. Десятую часть своего дохода он должен пожертвовать на благотворительность. Если в случае с государственными налогами правительство берет деньги у граждан и само решает, на какие цели их тратить, то в отношении цдоки Тора оставляет за всеми дающими право выбирать, кому и на что они хотят пожертвовать. Еврей обязан дать маасер на благотворительность, а Всемогущий обещает: «Отделяй десятину — и разбогатеешь!». Если вы дадите маасер, то получите в десять раз больше. А пророк утверждает от Имени Творца: «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Г‑сподь Воинств: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» (Малахи, 3: 10).

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (781 КБ).

Лёгкая еврейская загадка — ответ

Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме должен был заниматься любыми науками. Но на создание одной кафедры был наложен запрет. За её создание выступали виднейшие деятели еврейской культуры Палестины и главный спонсор университета, однако политическое руководство еврейской Палестины наложило вето. Данная кафедра была создана лишь спустя тридцать лет.
Что это за кафедра?

Транскрипционизм

Арабский задненёбный звук, обозначаемый буквой "гайн", похож на нечто среднее между украинским "г" и русским "р". Поэтому в языках, где его нет, его и передают двумя этими звуками. Как звали генсека ООН — Бутрос Рали или Бутрос Гали? Как называется друзская деревня в Галилее — Мгар или Мрар?
В древнем иврите тоже был такой звук, и обозначался он буквой "айн", как и звонкий гортанный, так как ивритский алфавит был заимствован у ханаанеев, у которых этого странного звука не было. Поэтому города Газа и Гоморра пишутся через ту же букву, что города Акко и Экрон.
А в современном иврите звонкий гортанный вообще выпал. И буква "аин" стала немой. И сектор Газа стал сектором Аза.
Так вот. В былые времена правила транскрипции арабских слов ивритскими буквами требовали передачи арабской буквы через параллельную ей ивритскую букву — без различения того, какие у этой арабской буквы есть варианты написания и произношения. И вот деревня, которая всем любителям хумуса и органных концертов известна как Абу Гош, на дорожных знаках ещё недавно обозначалась как Абу Ош. И несчастные водители, у которых, как говаривал один гебраист прошлого, "не было в кармане малого Брокельмана" и которые не могли во время движения сопоставить все семитские фонетические переходы, не знали, куда сворачивать.

На злобу дня

Ктубот, 105а
Пер. Е.Левина

Учили мудрецы: «Взяток (шохад) не бери» (Шмот, 23:8) – нет нужды говорить о деньгах[1], поэтому [имелось в виду]: даже взятка словами[2] запрещена, ибо не сказано: «Выгоды (беца) не бери»[3].
Взятка словами – что это? Взятка, подобная [полученной] Шмуэлем. Как-то раз плыл он на пароме. Подошел к нему человек, и протянул ему руку.[4] Спросил его [Шмуэль]:
- Зачем ты здесь?
Ответил он:
- У меня тяжба.
Сказал ему [Шмуэль]:
- Теперь я не вправе судить тебя.

Амемар как-то раз сидел в суде и судил. Прилетела птичка и испражнилась ему на голову. Подошел некий человек и убрал [помет]. Спросил его [Амемар]:
- Зачем ты здесь?
Ответил он:
- У меня тяжба.
Сказал ему [Амемар]:
- Теперь я не вправе судить тебя.

Перед Мар Уквой был плевок. Подошел некий человек и прикрыл его. Спросил его [Мар Уква]:
- Зачем ты здесь?
Ответил он:
- У меня тяжба.
Сказал ему [Мар Уква]:
- Теперь я не вправе судить тебя.

У рабби Ишмаэля бен Йоси был садовник-издольщик, который приносил ему корзину плодов к каждой субботе. Однажды он принес в четверг. Спросил его [рабби Ишмаэль]:
- Почему ты изменил своему обычаю?
Ответил он:
- Тяжба у меня, так решил я заодно принести [плоды] господину моему.
Не взял он у него и сказал:
- Теперь я не вправе судить тебя.
Позвал он двух мудрецов и попросил разобрать эту тяжбу.  Когда начался суд, подумал он:  если захочет – может сказать так, а если захочет, может сказать так.[5] Сказал он тогда:
- Чтоб они сдохли[6], берущие взятки! Если я, который не взял, а если бы и взял, то взял бы принадлежащее мне, [не могу сохранить непредвзятость] – каково же тому, кто берет взятки!

Некий человек принес рабби Ишмаэлю бен Элише первинки шерсти[7]. Спросил он:
- Откуда это?
- Из такой-то местности?
- Разве нет священника между тем городом и этим, чтобы отдать ему?
- Здесь у меня тяжба, и решил я – отдам заодно [первинки] господину моему.
Не взял у него, и сказал:
- Теперь не вправе судить тебя.
Позвал он двух мудрецов, и попросил разобрать эту тяжбу.  Когда начался суд, подумал он:  если захочет – может сказать так, а если захочет, может сказать так. Сказал он тогда:
- Чтоб они сдохли, берущие взятки! Если я, который не взял, а если бы и взял, то причитающееся мне, [не могу сохранить непредвзятость] – каково же тому, кто берет взятки!




[1] Это было бы очевидно, даже если бы Тора не дала такую заповедь.
[2] А также жестами, внешним проявлением вежливости.
[3] Слово «выгода» подразумевает только денежную выгоду, а слово «взятка» — любую пользу.
[4] Чтобы помочь сойти на берег.
[5] Т.е. стал мысленно придумывать за своего издольщика доводы, которые помогли бы тому выиграть дело.
[6] Дословно «пусть их душа изойдёт», часто употреблявшееся проклятие.
[7] «Вот что народ, согласно закону, должен [отдавать] священникам… Отдавай [ему] первое зерно, вино и оливковое масло, [шерсть] от первой стрижки твоих овец» (Дварим, 18:3-4). Рабби Ишмаэль был коѓеном.

Галахический вопрос про водяной счетчик

Депутат Кнессета Яаков Ашер («Яадут ха-Тора») направил на имя министра инфраструктуры Юваля Штайница письмо с требованием запретить установку цифровых счетчиков потребления воды в жилых домах, так как это нарушает святость субботы.
Ашер обосновал это галахическим постановлением главного раввина Израиля Давида Лау годичной давности. В постановлении указывалось, что использование цифровых счетчиков ведет к нарушению святости субботы. В письме отмечался особый статус Лау.

Ашер потребовал от министра принять меры к установке счетчиков, работа которых не нарушает святость субботы.

Вопросы:
1. А сама работа водопровода — не нарушает святость субботы ? Ведь открывание водопроводного крана влияет на работу каких-то насосов в системе.
2. Нарушают ли Галаху обычные счетчики, которые установлены сейчас ? Ведь при открывании крана — там крутятся колесики.
3. Пользуются ли ортодоксы водопроводом в субботу ? Есть ли общины/раввины, которые это запрещают ?
4. Что такое «особый статус Лау» ?

Сослучайное и присослучайное 2018-02-14 02:57:41

Иерусалимцы могут услышать кваканье лягушек. Они заливаются в самом северном прудике Ботанического сада, примыкающем к круглому перекрёстку и стадиону, после заката.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-13 11:21:07

- Какие новости? — спросил Холодилин.
- Новости? Обычные. На полях хрю-фью-сины начались хрю-сенние работы. Быр-быр. На южном хрю-бережье Крыма в полном разгаре хрю-рортный сезон. Хрю-зидент хрю-ландии посетил быр-быро-строительный завод. (c)

Одни из самых полезных книг, которые я читал в последнее время

Две книги Александра Мурашева: "Другая школа" и "Нормальные люди".
Сборники рассказов о школах и людях, которые осмелились быть не такими.
Их можно скачать бесплатно. Но лучше купить. Автор потратил на их создание очень много сил.
https://www.facebook.com/normalnieludi/?utm_source=Drugaya_shkola&utm_campaign=e801ed43da-EMAIL_CAMPAIGN_2018_02_04&utm_medium=email&utm_term=0_06e154f106-e801ed43da-154325241

Всё о сталинском суде

…А остальным… троим из нас дали по 10 лет. Моей несовершеннолетней сестре, которая ни в чем и не участвовала. И ещё двоим, Тамаре Рабинович, которая ни в чем не участвовала, и Гале Смирновой, которая тоже практически ни о чем не знала. Замечательная формулировка: «За отсутствием состава преступления — 10 лет».
http://www.1917-1991.org/m/drehbuch/drehbuch-petschuro/?lang=ru

Не силой, но убеждением!

Канун Шабос главы «Мишпотим»
24 швата 5778 года / 9 февраля 2018 г.

Около полутора лет назад рав Йосеф Менделевич, бывший «узник Сиона» в 70–80‑х годах прошлого века, посетил Одессу в рамках учебного семинара «Колель Тора», который проходил в нашей общине. Он рассказал нам историю своей жизни.

…После Шестидневной войны в среде еврейской молодежи в Советском Союзе началось духовное пробуждение, вызванное, с одной стороны, усилившимся антисемитизмом, а с другой — гордостью за победу Израиля. Молодые люди, осознав свою принадлежность к еврейству, начали организовывать кружки по изучению иврита и иудаизма. Одним из них был молодой еврей из Риги по имени Йосеф Менделевич, который вырос в ассимилировавшейся семье.

Однажды он услышал, как несколько его одноклассников говорили о том, что завтра не придут в школу, потому что будут праздновать Новый год. Он никогда не слышал о «Новом годе» в сентябре. Друзья объяснили ему, что это еврейский новый год — Рош ѓаШоно. На следующий день Йосеф вместе со своими друзьями отправился в единственную синагогу в Риге. Они стояли снаружи вместе с другими юношами и девушками, и им было весело. Ему понравилось, как евреи праздновали «Новый год», и он спросил, когда будет следующий праздник. Ему ответили, что через десять дней они будут отмечать Йом-Кипур… Так начался для Йосефа Менделевича путь возвращения к своим корням. Потом он сам создал группу по изучению иудаизма, а со временем узнал, что в других городах евреи тоже тайно собирались и изучали иудаизм. Он установил связь между этими группами.

Среди новых знакомых Йосефа был молодой человек из Ленинграда, который утверждал, что они должны во что бы то ни стало «подняться» в Израиль. И если им не дают этого сделать, нужно самим осуществить свое право на свободу передвижения. Этот молодой еврей был бывшим летчиком. Он предложил захватить самолет и пересечь границу с Финляндией. Там организовать пресс-конференцию, на которой рассказать всему миру о том, как страдают евреи в СССР. Планируемая акция получила кодовое название «Операция «Свадьба», так как прикрытием для нее предполагалось объяснение о том, что данная группа евреев летит на свадьбу.

Они обнаружили, что в небольшой город Приозерск Ленинградской области, расположенный недалеко от границы с Финляндией, из областного центра регулярно летает самолет Ан‑2. Предполагалось захватить его и, перелетев на малой высоте советско-финскую границу, пересечь Финляндию и Ботнический залив и приземлиться в городе Буден (Швеция), где сдаться властям. Сначала подпольная ленинградская сионистская организация поддержала эту идею и даже согласилась выделить деньги из своего фонда для подготовки операции, но по мере приближения даты полета возникли разногласия. Некоторые из членов организации заявили, что это опасно и может свести на нет все усилия открыть ворота Советского Союза для свободной еврейской эмиграции. Комитет ленинградской сионистской организации сделал запрос о мнении официальных властей Израиля. Они нашли одного еврея, туриста из Норвегии, рассказали ему обо всем и попросили его задать вопрос «нужным людям в нужном месте». Ответ тогдашнего премьер-министра Голды Меир был отрицательным и гласил: «Профессор, обладающий исключительной компетенцией в медицине, не может рекомендовать использование этого препарата». Однако группа евреев из 16 человек, не входивших в состав организации, решила все же осуществить задуманное.

11 сивана 5730 года (15 июня 1970 г.) участники операции прибыли в аэропорт «Смольное» в Ленинграде и сразу заметили, что за ними следят, но решили, что должны идти до конца. Они думали, что даже если их арестуют, это будет иметь резонанс во всем мире и окажет давление на советское правительство с целью добиться разрешения на выезд евреев в Израиль. Все участники группы были арестованы до того, как они смогли подняться в самолет. Эти события получили широкую огласку в зарубежных средствах массовой информации, которые писали, что группа евреев пыталась захватить самолет, чтобы вырваться из России. Советское правительство утверждало, что они террористы и должны быть наказаны. На Хануку 5731 года (декабрь 1970‑го) закончилось слушание так называемого Ленинградского самолетного дела. Пилот Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов были приговорены к расстрелу — за «измену родине». Йосеф Менделевич получил 15 лет лишения свободы. В конце судебного процесса те евреи, которым только что огласили смертный приговор, встали и спели «Ам Исраэль хай» («Народ Израиля жив») и произнесли молитву Шма… Приговор стал известен всему миру и сразу же вызвал протест со стороны западных правительств и международных правозащитных организаций. В конце концов, приговор был смягчен: казнь заменили 15‑летним заключением, незначительно снизили сроки остальным осужденным.

27 апреля 1979 года Кузнецов и Дымшиц в составе группы из пяти диссидентов были обменены на двух советских разведчиков. В США и Израиле «самолетчиков» чествовали как героев. Йосеф Менделевич находился в заключении 11 лет. В течение всего этого срока он делал все от него зависящее, чтобы есть только кошерную пищу, соблюдать Субботу и ежедневно молиться. В 1981 году из трудового лагеря на Урале он был отправлен в Москву, где офицер КГБ сообщил ему «печальное» известие о том, что принято решение о лишении его советского гражданства и он будет выдворен из страны. Его посадили в самолет, вылетающий прямым рейсом в Австрию. Он не знал, что все это было результатом огромного международного давления.

Встретить «узника Сиона» Йосефа Менделевича в Вене пришла целая делегация известных представителей еврейской мировой общественности. Посол Израиля в Австрии очень тепло принял его, пожал ему руку и даже спросил: «Может быть, у вас есть особое желание? Торт с кремом? Эксклюзивное вино?» Как вы думаете, о чем попросил Йосеф? Человек, который провел 11 лет в заключении, голодный и изможденный, приехавший из сибирского холода в месяце адор 5741 (1981) года… О чем он мог попросить? Он посмотрел в окно и, увидев, что еще светло, сказал: «Я никогда в жизни не накладывал тфилин!» Потом он писал, что подумал про себя: «Все годы, когда я был в заключении, я не надевал тфилин. А сейчас еще день, и я могу исполнить эту заповедь уже сегодня!..»

Встречавшие были ошеломлены. Молодой человек попросил надеть тфилин, но ни у кого их не было! Дипломаты стояли в замешательстве и не знали, что делать. И тут к Йосефу подошел представитель Всемирного еврейского конгресса Исраэль Зингер, прилетевший из Америки специально, чтобы встретить его. Оказывается, перед вылетом он был у Любавичского Ребе, рассказал ему, что едет встречать Менделевича, и попросил совета — что тому привезти. Ребе сказал купить… тфилин! Он, находясь в Нью-Йорке, почувствовал, что попросит Йосеф Менделевич, когда сойдет с трапа самолета. «Вот ваш тфилин», — сказал Зингер, вручая Йосефу драгоценный подарок.

* * *

Наша сегодняшняя недельная глава «Мишпотим» начинается изложением законов о еврейском рабе. И многие задаются вопросом: почему Творец решил начать именно с этих законов?! На прошлой неделе мы читали о том, как сыны Израиля стояли у подножия горы Синай и получили Тору от Самого Всевышнего. И сразу же изложение законов о рабах?! Разве Тора не могла начать с чего-то более позитивного? Давайте вспомним, почему сыны Израиля спустились в Египет, что стало первопричиной этого: все началось с того, что братья продали Йосефа в рабство в Египет. Это привело к изгнанию, в котором сами евреи стали рабами в Египте. Поэтому, как только они покинули Египет, Б‑г предупредил их о законах рабов. Но здесь встает самый важный вопрос: если Всевышний не хотел, чтобы в среде народа Израиля были рабы, «ибо Мне сыны Израиля рабы — Мои рабы, но не рабы рабов» (Раши на Шмойс, 21: 6), почему Он не стер само понятие еврейского раба?

Да, Тора разрешает еврею купить раба при очень строгих ограничениях. Раб будет работать на своего хозяина только шесть лет, а затем освободится. В эти шесть лет хозяин должен обращаться с ним по-человечески, а если тот захочет оставаться рабом, то хозяин проколет его ухо, «и тот будет служить ему навек» (Шмойс, 21: 6) — поступали так, чтобы никто не хотел быть рабом. Но все-таки, почему Тора полностью не запретила рабство в среде народа Израиля?!

Истина заключается в том, что силой закона невозможно убедить людей в чем бы то ни было. И это не ново. Мы видим это уже при даровании Торы. Сам Всевышний в десяти заповедях повелел: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим!» А через сорок дней сыны Израиля совершили грех золотого тельца. Поэтому, когда речь зашла о рабстве, а это было первое повеление после греха золотого тельца, Тора предпочла разрешить собственность на рабов, но строго определив, как относиться к ним. Это должно было стать для евреев посланием о том, что Всемогущий не хочет, чтобы в среде народа Израиля были рабы. Он оставил это на наш выбор. Создатель хотел, чтобы мы сами пришли к такому заключению, и тогда оно будет иметь больше прав на существование. Действительно, сменилось несколько поколений, и, в конце концов, сообщение было усвоено, и рабство исчезло и у евреев, и во всем мире.

Точно также был решен вопрос о полигамии. Тора не запрещала брак с несколькими женщинами, но из всех историй об этом можно было понять, что и не одобряла его. А когда это случалось, то происходило из-за различных ограничений, но изначально было нежелательным. Сыны Израиля осознали, что Тора не благоволит к таким бракам, и с течением времени приняли путь брака только с одной женщиной.

По-видимому, в этом и состояла одна из ошибок коммунистов. Они пытались заставить миллионы людей не верить в Б‑га. Однако они не понимали, что невозможно насильно поменять сознание людей. Можно силой заставить человека что-то сделать, но вы никогда не сможете заставить его думать и верить в то, что вы хотите. Поэтому за семьдесят лет правления коммунистам так и не удалось уничтожить еврейскую веру, и даже наоборот, они только укрепили ее, что прекрасно подтверждает история жизни Йосефа Менделевича.

Этого правила следует придерживаться и в нашей повседневной жизни. Как часто мы пытаемся повлиять на членов семьи, чтобы они исполнили ту или иную заповедь. Однако давление и сила не помогают. От дарования Торы и до настоящего времени успеха достигают только тогда, когда предлагают, намечают путь, помогают идти по нему. Но, в конце концов, каждый должен сам прийти к пониманию необходимости исполнения заповедей. Именно этим путем мы пытаемся следовать, когда приближаем евреев к вере их отцов. Мы показываем им прекрасный и правильный путь к иудаизму. Мы видим, что в душах евреев, вступивших на этот путь с помощью Хабада, любовь к Всевышнему и стремление к соблюдению заповедей поселяются глубоко и прочно, на всю оставшуюся жизнь.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (801 КБ).

На злобу дня

Считаю нужным напомнить, что в Холокосте не участвовали никакие польские отряды и подразделения. В отличие от еврейской милиции юденратов, которая во многих случаях и проводила «акции» по отправке евреев известно куда. А лагеря на территории «генерал-губернаторства» были расположены просто потому, что именно с евреев Польши и начали «окончательное решение», см. протоколы Ванзейского совещания.
Поляки как отдельные личности любили евреев не больше, скажем, украинцев. Но никакое организованное польское движение никакого участия в Холокосте не принимало. Так что нечего завывать.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-07 08:17:44

С помощью старой газеты 1926 г. я наконец понял значение талмудического выражения חַמָּר-גַמָּל, дословно «погонщик осла и погонщик верблюда», означающего «ни туда, ни сюда». Осла и верблюда невозможно стронуть с места одновременно: осла погоняют, идя за ним, а верблюда ведут за верёвку, идя перед ним.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-07 08:12:21

Менделе Мойхер-Сфорим переводил пословицу «тише едешь — дальше будешь» как: אם תלך לאטך- תבוא בעתך.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-07 07:12:11

Вчерашний запуск сверхтяжёлой ракеты с выводом груза на траекторию к Марсу и успешными посадками первых ступеней стоил 90 миллионов долларов.
Питерский стадион «Зенит-Арена» стоил примерно 900 миллионов долларов.

Сослучайное и присослучайное 2018-02-07 04:33:45

Известная «Баллада о коне с пятнышком на лбу», написанная Йорамом Тагорлевом по мотивам хасидских сказаний — это история о том, как один еврей-фактор спёр у своего хозяина сто рублей и «купил» на них себе песенку. Жестокий хозяин, сволочь такая, его побил и выгнал с работы — кошмар, антисемитизм! Но еврей не унывал, хотя на него обрушились такие удары судьбы, а всё пел себе свою песенку. В конце концов ребе сказал, что всё это было оправдано, ибо песенка, купленная на ворованные деньги — это мелодия, с которой мы будем встречать Машиаха.