Как добиться помощи свыше

Канун Шабос главы «Вайейцей»
8 кислева 5780 года / 6 декабря 2019 г.

Несколько дней назад я смотрел видео, на котором видно, как я шел рядом с Ребе, когда он вернулся с похорон г‑жи Хаи Познер, жены раввина Шолома Познера. И сегодня я хочу кратко рассказать вам о жизни этой замечательной семейной пары.

75 лет назад, в 1943 году, предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон, послал раввина Шолома и Хаю Познер основать еврейскую школу и иешиву в Питтсбурге, где не было ни одного еврейского учебного заведения. Незадолго до этого там хотели создать свою иешиву евреи из Кливленда (не хасиды), но им это не удалось. И вот появился раввин Шолом Познер, который почти не говорил по-английски, с поручением от Ребе основать первую еврейскую школу в городе. Чтобы создать школу, нужны были ученики, поэтому рав Шолом ходил из дома в дом, уговаривая родителей отдать им своих детей, чтобы он воспитал их праведными евреями и хорошими американцами. Люди думали, что он с Луны свалился, однако после больших усилий ему удалось набрать пять учеников разных возрастов, и он открыл школу. Первый учебный год закончился с 27 учениками, а второй начался уже с 35‑ю. В те трудные дни он получил письмо ободрения от предыдущего Ребе, в котором говорилось: «Написано: «Сеявшие в слезах пожинать будут с радостью» (Теѓилим, 126: 5). Главы иешив — это сеятели, а я — в слезах, я проливаю слезы, чтобы семена их прижились наилучшим образом и дали необычайные всходы». К 1950 году в школе уже учились около ста учеников. И сегодня это учебный комплекс, в котором работают детский сад, средняя школа для девочек и иешива для мальчиков, а питтсбургская хабадская община насчитывает несколько сотен семей!

Я хочу рассказать вам о некоторых случаях из жизни рава Познера, чтобы вы поняли, что это за человек.

В первые годы школа размещалась в частном трехкомнатном доме. Однажды в подвале вспыхнул пожар, учитель немедленно вывел всех учеников и вызвал пожарную службу. Когда пожарные приехали и спустились в подвал, то обнаружили, что он сам уже погасил огонь.

Как-то у автобуса, который забирал детей в школу, прокололось колесо. После того, как механик починил колесо, рав Познер спросил его, сколько это стоит, но механик ответил, что это пожертвование, которое он хочет дать на иешиву. Однако рав Шолом настаивал на том, что заплатит. Тогда механик ответил, что это стоит 16 долларов. Раввин достал пригласительный билет на обед заведения, который стоил сто долларов, вручил ему и сказал: «Теперь вы должны мне 84 доллара сдачи…»

В 1975 году в городе началась забастовка общеобразовательных школ. Раввин опубликовал во всех газетах заявление о том, что каждый еврейский ребенок, который придет, будет принят на этот период в еврейскую школу бесплатно. Сто двадцать детей присоединились к школе. Руководство было вынуждено добавлять учителей, расширять классы и улаживать беспорядок, вызванный таким наплывом учеников. Но через месяц, когда учеба в общеобразовательных школах возобновилась, шестьдесят учеников остались учиться в еврейской школе. Этот, на первый взгляд несколько опрометчивый, шаг принес большое подкрепление для школы.

* * *

В начале нашей сегодняшней недельной главы «Вайейцей» мы читаем о сне Яакова. Наш праотец покидает родительский дом в Беер-Шеве и отправляется в Харан. По дороге он останавливается на ночлег, и в эту ночь ему снится сон, тот самый знаменитый сон, который все знают. Во сне он увидел: «И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б‑жьи восходят и нисходят по ней» (Брейшис, 28: 12). А что символизирует лестница? Есть пословица, которая гласит «Нет лифта для достижения успеха, к нему надо подниматься по ступеням лестницы, своими ногами». Это также верно и в отношении духовности: лестница Яакова учит нас, что для того, чтобы достичь небес, нужно преодолевать ступень за ступенью. Нет коротких путей! Наша еврейская жизнь — прежде всего, исполнение заповедей. Ступень за ступенью, одна мицва за другой, еще один урок Торы, еще одно зажигание субботних свечей… Так создается еврейское самосознание. Оно не возникает само собой во время короткого путешествия по Израилю. Еврейское самосознание — это состояние души, которое укрепляется с каждой исполненной евреем заповедью.

Придя в Харан, наш праотец Яаков создал дом Израиля: женился и родил детей. Поэтому в конце нашей главы, когда мы читаем, что он возвращается в Эрец-Исроэль, Тора говорит нам: «И Яаков шел своим путем, и встретили его ангелы Б‑жьи» (Брейшис, 32: 2). Любавичский Ребе в одной из своих бесед приводит слова из книги «Зоѓар» о том, что по дороге в Харан Яаков видел ангелов только во сне, а возвращаясь в родные края, он удостоился увидеть ангелов наяву. Все потому, что между уходом и возвращением он основал дом Израиля — будущее еврейского народа. Ребе говорит, что когда еврей выполняет свою миссию в этом мире — создает еврейскую семью, делится своими знаниями по иудаизму с другим евреем, — то он удостаивается не только того, чтобы видеть ангелов во сне, но и того, что ангелы приходят к нему наяву и предлагают помощь. То есть, Всевышний заботится о том, чтобы у него были помощники и сподвижники во всем, что ему необходимо. Ребе говорит, что когда еврей работает над тем, чтобы духовно возродить еще одного еврея и еще одного, тогда покровительство сверху выглядит таким образом, что ангелы приходят к нему сами, он не должен искать и стараться, потому что свыше ему предлагают помощь и сопровождение в его работе и удовлетворении всех его потребностей не во сне, а наяву.

Подобно тому, как наш праотец Яаков пришел в Харан с пустыми руками, и, несмотря на это, создал большую еврейскую семью и разбогател, рав Познер приехал в Питтсбург без гроша и с помощью всех ангелов, пришедших ему на помощь, основал там «еврейское царство» Хабада. Точно так же каждый из нас должен идти шаг за шагом в иудаизме, от одной заповеди к другой, пока мы все не достигнем настоящего еврейского царства — с приходом нашего праведного Мошиаха, да раскроется он вскоре, в наши дни!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (729 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2019-12-04 10:22:24

Да ведь дело в том, что задача призыва харедим — интеграция не в армию, а в общество! Цель — избавить мужчин от дамоклова меча призыва и дать им возможность не быть приписанными (от слова «приписки») к ешиве, спасающей их от призыва. А от призыва спасается тот, кто заявляет, что учит Тору денно и нощно. И по закону такой человек не может нигде получать ведомость о зарплате. Итог: мужики или не работают, или работают по-серому.
Цель всего была — вытащить харедим на облагаемый налогами рынок труда. Это идея Биби, которую он пытается осуществить уже лет десять.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-04 02:23:44

На протяжении многих лет Армия обороны Израиля сообщала заведомо завышенные данные о числе ультраортодоксов, призывающихся в ЦАХАЛ. Об этом сообщила в среду, 4 декабря, военный обозреватель «Кан Бет» Кармела Менаше. Согласно опубликованной информации, ложные данные передавались не только средствам массовой информации, но и министрам обороны, членам комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, а также начальникам генерального штаба армии. Публиковавшиеся данные превышали реальные показатели в два, а иногда в три раза. Делалось это для того, чтобы создать картину выполнения квот призыва.
http://www.newsru.co.il/israel/04dec2019/giyus_701.html
Это означает, что политика интеграции харедим через армию накрылась медным тазом.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-04 01:08:36

Алексей Водовозов создал три новых латинских слова:
Гипоэнцефалокрания — малое количество мозга в черепе
Амбисинистр — обе руки левые
Хедросенс — Жпой чую

Сослучайное и присослучайное 2019-12-04 00:01:31

«Мир никогда не будет прежним» — это ощущение я испытал много лет назад, узнав, что внутри проводника нет электрического поля.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-03 17:13:55

ну; да; вот; там; ты; угу; я; нет; а; вообще; у; знать; говорить; ой; э; э-э; ага; давай; ладно; сейчас; так; что; ещё; такой; …
Это 25 самых частотных слов русской разговорной речи по LL-score (Ляшевская, Шаров, 2009).
…А? да… ой! Угу.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-03 15:21:50

Нынешнюю политическую ситуацию в Израиле стоит запомнить, чтобы приводить как пример чистой, стопроцентной гордыни и её пагубности. Единственное, о чём сейчас спорят два барана, упёршиеся рогами на мосту — кто будет первым. Только об этом.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-03 11:26:01

«Нужно всегда пребывать в радости. А радость должна быть не от себя, а от хорошего, что есть в других людях – ведь собственное состояние явно не радует. Поэтому радоваться надо от добра в другом, поскольку другой человек хорош и благ, без всякого сомнения».
(р.Йосеф-Ицхак Шнеерсон, выступление в последний день Песаха, 5695 г., п. 19. Было опубликовано в брошюре к празднику Песах: Сефер ѓа-маамарим, 5711 г., стр. 246, в конце, и далее).

Сослучайное и присослучайное 2019-12-03 09:33:38

Пугачёва, 2000 г., на сцене входит в образ мадам Брошкиной.
«Мы в то время пиво не пили. Мы им запивали!»
https://www.youtube.com/watch?v=NjLlyLJPlVY

Сослучайное и присослучайное 2019-12-03 07:01:03

Восприятие времени и принимаемые на его основе решения могут зависеть от языковых особенностей: люди, говорящие на языках, в которых формы будущего времени не отличаются от формы настоящего (нем. morgen regnet es – «завтра идет дождь»), склонны чаще копить, меньше курить, реже жиреть и предпочитают безопасный секс.
Dyula, Fula, Moore; Amharic, Oromo, Sidamo, Chaha, Gamo, Tigrinya; Malay, Mandarin, Tamil; Yoruba, Hausa, Igbo; English, German, French, Italian; Estonian, Russian.
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1914379
http://batrachospermum.ru/2019/11/present-future/

Наука и религия, ну да

Диалог Мудреца и Хазара в книге Кузари начинается примерно так: «Мне пофиг, кто там сотворил мироздание. Я говорю о том, Кто вывел нас из Египта и дал нам моральные законы». Так вот, современная наука подвергает обоснованному сомнению не относящееся к Богу, а относящееся к человеку. «Человек религии» включает такие сущности, как разум, душа и так далее, и они разными образами взаимодействуют с такими понятиями, как добро и зло. В последние десятилетия появилась возможность ставить в этой области эксперименты, и они рисуют гораздо более сложную , неизмеримо более сложную картину. Ни одна из религиозных концепций разума, души, отношения к добру и злу и т.п. ими не подтверждаются, эта картина даже в грубом приближении не описывается религиозными концепциями. Можно считать, что небосвод твёрдый, но если ты строишь самолеты и ракеты — прими другую концепцию. А разговоры о разуме, душе, двух душах и так далее имеют смысл, только если они практические. А практика — та, которую можно измерить и посчитать — явным образом их не подтверждает. Когда-то говорили «Бога нет». Это были пустые разговоры, так как не могли быть подтверждены или опровергнуты. Сейчас говорят другое. Сейчас говорят «человека нет».

Сослучайное и присослучайное 2019-12-02 10:52:48

А как проходила десталинизация? Галич явно утрирует: «оказался наш отец не отцом, а сукою». Полный доклад на ХХ съезде не публиковали. Было решение о культе личности и его вреде. Но обосновывалось ли вообще как-то полное искоренение имени и образа Сталина из пейзажа и исторической памяти? Замазывание четвёртого профиля на барельефе, переделка украшений московского метро, переиздание книг и учебников, переделка песен, может быть, изъятие бесчисленной хвалебной литературы? КАК И.В.Сталин в одночасье из вездесущего стал «нелицом»?

Оклахома моя, Оклахома

Население Оклахома-сити — ок. 600 000 человек. «Еврейскую федерацию Оклахома-сити» лайкали в ФБ 800 человек, «Хабад Оклахома-Сити» — 700 человек. Самое многолюдное мероприятие Еврейской федерации посетили 150 человек. У большинства постоянных программ несколько десятков участников (по официальным данным).
Это не странно: ещё недавно Оклахома-сити был «Детройтом Среднего Запада». Город жил добываемой нефтью, и когда цены упали…

Сослучайное и присослучайное 2019-12-01 12:05:06

А ведь прекрасная Le chateau de sable — это тоже «песня мужика, который бросил бабу». Одна из бесчисленных.

Сослучайное и присослучайное 2019-12-01 11:24:21

Один юноша сказал, что «шабур» и «шбура» — это не ошибочное произношение форм «шавур» и «швура». «Шавур» — в прямом смысле, относится к вещам, а «шабур» — в переносном смысле, означает упадок сил.
Кстати, одна студентка рассказала, делая доклад, что только в подростковом возрасте узнала, что «шавуз» — это «швур заин», и не понимала, почему состояние «швизут» имеет отношение к половому органу. Ей сказали: «Естественно, ты же не мужчина…»

Сослучайное и присослучайное 2019-11-29 04:11:15

Вчера после «Современных концепций языкознания» подходят ко мне двое хороших студентов и говорят: «Знаете, мы хотим вам сказать, что на семантике мы ничего не понимаем. То есть совсем ничего». Третья отзывается: «И я ничего». Четвёртая: «И я ничего». Вторая добавляет: «И из-за этого я вообще отключилась и прошлую лекцию совсем не воспринимала».
В начале лекции по семантике я говорю: «Несколько наших товарищей сказали, что совсем ничего не понимают. Есть ли согласные с ними?» Некоторые отозвались, остальные явно выразили согласие глазами.
«Хорошо, — говорю. — Если студенты не понимают, вся вина на преподавателе. Тогда первую тему из экзамена вообще вычёркиваем, а вторую и третью я сейчас начну разбирать с самого начала заново».
После второго прохода и постоянных проверок восприятия после каждой мысли вроде бы те, кто хотел понимать, осознали тему. Теперь нужно переписывать экзаменационные вопросы, вычёркивать из них первую тему и те, которые мы не успеем из-за повторения.

Дубовая политкорректность.

«В полиции отмечают, что существуют серьезные опасения за жизнь женщины. Приметы пропавшей: рост 165 см, темные вьющиеся волосы, заплетенные в косички, среднего телосложения, глаза карие».
А то, что она темнокожая, можно понять (кроме фотографии) только по имени и фамилии!

О величайших уровнях любви

Канун Шабос главы «Тойлдойс»
1 кислева 5780 года / 29 ноября 2019 г.

Реб Йоси и Хани Серебрянские поженились более 25 лет назад, и у них долгое время не было детей. Правда, в наше время молодые пары не спешат заводить детей в первый же год брака, откладывая это на несколько лет. Но в религиозных семьях молодожены и их родственники ожидают рождения ребенка сразу же по прошествии нужного срока после свадьбы. Для Серебрянских же все пошло не так, как ожидалось. Прошел год, еще несколько лет — и ничего! Все жалели их и с самыми добрыми намерениями советовали им воспользоваться еще одной сгулой (так в еврейской традиции называются действия, которые оказывают благотворное воздействие, при том что причинно-следственные связи в происходящем неочевидны), получить еще одно благословение… Прошло девять лет, и им, наконец, удалось обнять своего первенца. Радость была просто неописуемой!

Однако пара все еще не исполнила заповедь пру урву — «плодиться и размножаться». Поэтому, когда они начали работать посланниками в Денвере, штат Колорадо, и узнали, что там есть одна из лучших клиник по лечению бесплодия, то сразу же стали ее пациентами. Длительный период анализов и проверок завершился, и доктор сообщил им, что он считает, что им надо смириться с наличием в семье только одного ребенка, добавив: «Перестаньте сходить с ума и влезать в долги!» Для многих людей это был бы не конец света, они удовлетворились бы одним ребенком, но для хасидской семьи это была очень удручающая новость.

Примерно в то же время в Мумбае произошел ужасный террористический акт, жертвами которого стали посланники Любавичского Ребе Габи и Ривка Ѓольцберги и еще три еврея. После этого во многих городах по всему миру были проведены вечера памяти. Посланник Хабада в Филадельфии раввин Шрага Шерман организовал митинг, на котором процитировал известное послание Любавичского Ребе «Утешитесь продолжением строительства». Затем он сказал: «После такого ужасного террористического нападения мы должны не только продолжить, но и преумножить нашу работу по строительству народа Израиля».

Среди участников мероприятия был доктор Майкл Гласнер, владелец клиники по лечению бесплодия. В конце вечера он подошел к раввину Шерману и сказал ему: «Они взяли пять наших, я собираюсь вернуть пять». На следующий день рабби Шрага позвонил доктору и спросил его, правильно ли он понял его слова. «Да, — ответил ему доктор, — я имел в виду именно то, что сказал».

Раввин Шерман связал чету Серебрянских с доктором, который сказал им, что готов провести лечение бесплатно, но при условии, что они дадут ему обещание: если это не сработает в первый раз, они не сдадутся и попробуют еще. Они запланировали встречу в Филадельфии на определенный вторник, но в предшествующую субботу вечером Хани Серебрянской сообщили о смерти ее матери. Она сразу же позвонила доктору, чтобы предупредить его, что все планы отменяются, так как они едут на похороны. Врач спросил ее, где они должны будут сидеть шиву (первые семь дней траура), и сказал, что попросит тамошнего врача позаботиться о них, а затем они придут к нему. Так они и сделали, а через девять месяцев у них родились здоровые и крепкие близнецы.

Когда они вернулись к врачу в Денвере, он сказал им, что иногда после рождения близнецов наступает неожиданная беременность, поэтому он предлагает им пользоваться контрацептивами. Раввин Серебрянский с удивлением посмотрел на доктора и сказал: «Вы говорите нам, что после 20 лет попыток иметь детей мы можем родить ребенка естественным образом? В течение 20 лет мы платили за это лечение, и теперь, когда Б‑г хочет дать нам ребенка бесплатно, мы скажем «нет»?!» — и у них родился еще один ребенок. Теперь в этой еврейской семье растут четверо счастливых ребятишек…

* * *

В начале недельной главы «Тойлдойс» мы читаем о бездетной семейной паре — Ицхоке и Ривке. «И молил Ицхок Г‑спода о жене своей, ибо бесплодна она» (Брейшис, 25: 21). Заметим, что это не первая пара в среде еврейского народа, которая долгое время после свадьбы не имела детей, — вспомним Авраѓама и Сару. Они и не последние супруги, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, — примером тому служат Яаков и Рахель, а также Хана, мать пророка Шмуэля. Но в истории Ицхока и Ривки есть нечто особенное. Об Авраѓаме нигде не сказано, что он молился за Сару, и вообще по своей инициативе он не просил благословения на детей. Только после того, как Б‑г пообещал ему: «Не страшись, Аврам, я щит тебе. Награда твоя велика очень», — Авраѓам сказал: «Что дашь мне, я ведь хожу бездетный» (Брейшис, 15: 1, 2). Он не молит о потомстве, а просто констатирует факт: у него нет сына-наследника. Раши в своем комментарии на стих «и Он вывел его наружу» (там же, стих 5) говорит: «Сказал ему [Всевышний]: «Оставь свою астрологию. По звездам ты видел, что не будешь иметь сына. Авраму действительно не иметь сына, но у Авраѓама будет сын… Сарай родить не суждено, но Сара родит. Я нареку вам другое имя, и судьба ваша переменится».

Сара также не молилась о детях, но инициировала брак Агари с Авраѓамом как решение проблемы ее собственного бесплодия. А когда Г‑сподь возвещает нашему праотцу: «Я благословил ее и дал ей сына», Авраѓам говорит: «Лишь бы Ишмоэль жил пред Тобою! (Брейшис, 15: 18). Раши интерпретирует его слова так: «Недостоин я получить такую награду». Мы также не найдем в Торе упоминания о том, что Яаков молился, чтобы у них с Рахель были дети. Напротив, когда Рахель просит: «Дай мне детей! А если нет — мертва я», — то Яаков гневается и отвечает ей: «Ужели я вместо Б‑га, Который отрешил от тебя плод чрева?» (Брейшис, 30: 1, 2). То же самое произошло с Ханой. Когда она плакала, потому что у нее не было детей от Эльканы, вместо того, чтобы молиться, муж, пытаясь утешить ее, говорит: «Хана! Что ты плачешь… и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (Шмуэль I, 1: 8). И Хана одна пошла в Шило к Мишкану (переносному Храму), чтобы помолиться о ребенке.

Но об Ицхоке сказано: «И молил Ицхок Г‑спода». Раши прав, утверждая, что Тора не случайно выбрала слово йеэтар — «молил», а не обычную форму испалель — «молился». Ицхок умолял Всевышнего, «много и неотступно молился» (Раши на Брейшис, 25: 21). Ицхок отличается от других праотцов тем, что у Авраѓама и Яакова были другие жены: у Авраѓама — Агарь, а у Яакова — Лея, Билѓа и Зильпа. У Ицхока была только Ривка, и, кроме того, Тора указывает на нечто особенное в отношениях Ицхока и Ривки: «…и стала она ему женой, и он возлюбил ее» (Брейшис, 24: 67). Радак (рабби Давид бар Йосеф Кимхи) в своем комментарии на этот стих объясняет: обычно большинство мужей любят своих жен, и если Тора специально рассказала об Ицхоке, что он любил Ривку после того, как она стала его женой, то только чтобы подчеркнуть, что это была великая и необычайно сильная любовь. В хасидских книгах объясняется, что для того, чтобы молиться за другого еврея, нужно привязаться к нему и любить его так же, как самого себя. То есть, чтобы молитва была эффективной, нужно чувствовать боль других, как если бы это была твоя собственная боль. Любавичский Ребе подчеркивает, что «любовь берет на себя все, чтобы любящий и любимый стали одним целым».

Еще любить людей означает знать, чего им не хватает. Рассказывают, что основателю хасидизма рабби Исроэлю Баал-Шем-Тову однажды пришлось заночевать в придорожном трактире в Подолии. За ужином один из учеников задал ему вопрос: «Что значит любить ближнего?» — «А ты прислушайся к разговору этих пьяных мужиков», — сказал Баал-Шем-Тов. И вот что они услышали: «Иван, ты меня любишь?» — «Люблю». — «Врешь, если бы ты меня любил, знал бы, чего мне не хватает в жизни».

Причина, по которой Ицхок «умолял» Всевышнего за Ривку, именно в том, что это было выражение его «великой любви к ней», и действительно, на его мольбу был дан ответ с тем же словом, хоть и в иной грамматической форме: вайеосер — «и внял его мольбе Г‑сподь» (Брейшис, 25: 21).

Песнь песней (Шир ѓаШирим) — одна из книг Танаха, хотя каждый, кто читает ее, с удивлением обнаруживает, что она представляет собой серию любовных песен, с которыми обращаются друг к другу мужчина и женщина. В Мишне мы находим рассказ о споре наших мудрецов относительно правомерности включения Песни песней в состав Танаха. Рабби Акива положил конец этим спорам, заявив: «Все Писания — святы, но Песнь песней — святая святых!» (трактат «Йодоим», 3: 5). Потому что рабби Акива и следующие за ним мудрецы воспринимали этот текст как притчу, аллегорию об отношениях между Б‑гом и народом Израиля. Основная цель этой книги, написанной царем Шломо, состоит в том, чтобы описать народу Израиля величину любви, которую питает Творец к Своему избраннику.

В одной из своих бесед Любавичский Ребе приводит высказывания предыдущего Ребе о царе Шломо: «Глядя на любовь между ребе и его хасидом, он бы не использовал притчу и пример жениха и невесты». Поскольку любовь ребе к хасиду бесконечно больше, чем любовь пары влюбленных. Когда ребе молится за еврея, он ощущает потребности другого как свои нужды. Поэтому он не просто «молится» за него, но «умоляет» за него. Любить членов своей семьи это естественно. Новшество хасидского движения состоит в том, чтобы любить другого еврея так, как любишь самого себя («Тания», глава 32). И каждый из нас обязан любить своего ближнего так же сильно, как мы любим себя. Тогда наши просьбы и молитвы за наших близких, с Б‑жьей помощью, будут тоже приняты.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (646 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2019-11-28 00:45:49

Труднее, чем к выражениям «И да, …», «котята такие котята», «я вас услышал» — труднее привыкнуть к обращению по полному имени без отчества и на «вы».

Сослучайное и присослучайное 2019-11-27 08:27:10

Спасибо тебе, ЖЖ! (А ФБ не спасибо). Два года назад выписал статистику — сколько слов в современном иврите, в разных слоях, и сколько профессиональных терминов сделали Комитет и Академия. И вот сегодня вдруг важный человек спросил: «Может ли ваша Академия сказать, сколько слов в нашем языке?» А нигде у нас это не записано! Я быстренько — поиск по своему ЖЖ, и вот нужная запись с цифрами. Честь Академии спасена.

Сослучайное и присослучайное 2019-11-27 04:00:39

Кроме общественных организаций «Союз за распространение иврита» и «Верных сторонников иврита» был ещё, оказывается, «Совет женщин за иврит».

Сослучайное и присослучайное 2019-11-27 02:01:49

мы формируемся как личность
годам примерно к десяти
а всё оставшееся время
в сети
© колик

Сослучайное и присослучайное 2019-11-27 00:18:44

Сегодня будет Сигд, религиозный праздник эфиопских евреев. На Тайелет, среди прочего, стоит большой шатёр с надписью: Организация евреев США и Канады в помощь евреям Эфиопии. На нём плакат на иврите: «Хотите знать, что там молятся кесы? Зайдите сюда». На иврите — для не знающих не только геэз, но и амхарский, для молодёжи.
Я не представлял, что может быть еврейская община, где нужно уговаривать людей узнать, что говорится в уникальных молитвах этой общины, и причём это делается не своими силами, а с помощью добрых американцев, специально всё это выучивших.

Лайфхак социального сетника

Допустим, вы написали выстраданное: 5*5=25, а 6*6=36. И некто комментирует: «Нет же! 6*8=48!» Первое побуждение — возразить: как это 48? Как вообще можно утверждать, что 48, если 25, ну в крайнем случае 36? И завязывается холивар. А вы поймите, что ваш оппонент говорит 48 потому, что в его мозгу 6*8 и только 6*8, а действия 5*5 и 6*6 для него не существуют или даже контрреволюционны.
Если вы хотите показать ему, что 25 и уж никак не больше 36, сначала приучите его к 6*6. Это долгая и трудная личная работа. Не хотите ею заниматься — оставьте его утверждать 48, ведь это 6*8. (Если, конечно, от результата вашего умножения не зависит чья-либо судьба). И не отвечайте. Он высказался — и пусть будет этим доволен. А через некоторое время вы научитесь определять 6*8 по первому взгляду и даже читать это не будете.

Сослучайное и присослучайное 2019-11-26 04:16:44

В наши дни, в последние годы, стремительно развивается наука, угрожающая традиционному иудаизму даже более, чем геология, чем концепция эволюции и чем историческое источниковедение. Это нейробиология и нейропсихология. Они «копают» под основу основ еврейской морали: «мозг властвует над сердцем» (Зогар, Райя мегемна, Пинхас). Они раз за разом показывают, что то, что мы считаем мышлением, зависит от тех же факторов — совершенно материальных — что и эмоции. В некоторых случаях этими факторами можно даже материально управлять со стороны, изменяя мышление, причём оно не рефлексирует это изменение. «Чистого мышления» не существует.