Стоять на своём!

Филолог Ури Меламед рассказывал:
- Когда я был студентом, я пришёл к замечательному учёному Шломо Морагу. Он спросил меня: Как твоя фамилия? — мелАмед, — ответил я. — Как ты можешь? Ты же йеменец! — возмутился проф. Мораг. Ты должен говорить «меламЕд»! Постой-ка, а как ты транскрибируешь свою фамилию латинскими буквами? — Melamed. — Как ты можешь? Ты же йеменец! Где же положенное удвоение среднего корневого, обязательное в нашей традиции? Ты обязан писаться Melammed!
И действительно, Ури Меламмед вместе с товарищами под руководством Шломо Морага много сделал для фиксации и исследования йеменской традиции иврита.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-18 15:11:13

«Шимон Праведник сказал: На трёх вещах стоит мир: на Торе, на храмовом служении и на благотворительности» (Авот, 1:3).
Это явно не банальность, её не стали бы помещать в трактат Авот. В каждом из этих элементов и в их порядке есть нечто для нас неожиданное, «хидуш». То есть мы могли бы подумать, что никакого значения для мироустройства не имеют Тора, храмовое служение и благотворительность — а вот поди ж ты, имеют, и принципиальное.
Во-первых, храмовое служение. Почему оно на втором месте? И почему мы могли бы подумать, что оно неважно? Да потому что на непредубеждённый взгляд оно действительно неважно. Во Втором Храме не было Шхины, не было чудес, и с виду это постоянное сжигание частей мяса зарезанного скота и возлияния не отличались от аналогичного сжигания и возлияний, совершавшихся в соседних идольских храмах. Где прямое воздействие вашего храмового ритуала на нашу жизнь? Почему евреи какой-нибудь Каппадокии живут спокойнее и богаче, чем мы, а ведь они очень далеко от Храма и никаких жертв там не приносят? Нет, говорит Шимон-Праведник, есть влияние, уж вы мне поверьте, хоть вы его и не видите.
Однако же он ставит храмовое служение на второе место. На первом месте — Тора. Почему? Потому что ею может заниматься человек хоть в Каппадокии, и любой, даже не священник. А ещё потому, что именно Тору мы сейчас считаем содержанием того завета, который был заключён на Синае, и на ней стоит мир. А почему мы могли бы подумать, что Тора не влияет? Потому что при непредвзятом чтении Танаха она действительно до самого Эзры практически не влияет на жизнь его героев.
И наконец, благотворительность. Почему мы могли бы не придать ей значения? Поскольку это, казалось бы, простое проявление доброты и правильной морали, наше людское дело, что ему до мироустройства? Нет, говорит Шимон-Праведник, на благотворительности мир стоит. Это тоже акт теургии. И хотя он отодвинут на третье место, заниматься этой теургией может даже тот, кто не занимается ни храмовым служением (не будучи священником), ни Торой (будучи не очень грамотным). Теургия доступна всякому. На всяком мир стоит.

О политике

Найман и один его знакомый смотрели телевизор. Показывали фигурное катание.
- Любопытно, — говорит знакомый, — станут Белоусова и Протопопов в этот раз чемпионами мира?
Найман вдруг рассердился:
- Вы за Протопопова не беспокойтесь! Вы за себя беспокойтесь!
(С.Довлатов)

Хупа — от Синая до… Одессы

Канун Шабос главы «Исро»
21 швата 5777 года / 17 февраля 2017 г.

Прошедшие дни в одесской еврейской общине «Хабад Шомрей Шабос» были отмечены несколькими радостными событиями. Сначала двое воспитанников общинных учебных заведений заключили ворт (помолвку), через пару дней состоялась хупа еще одной пары наших студентов, а еще несколько дней спустя был ворт у третьей пары! С Б‑жьей помощью, шесть молодых представителей нашей общины в течение одной недели смогли начать создание новых кошерных домов народа Израиля. Без сомнения, это хороший повод поговорить о еврейской свадьбе и обо всем, что с нею связано.

Тем более что возможность для этого дает и наша недельная глава «Исро». Описание самого процесса дарования Торы, о котором мы читаем в ней, звучит несколько страшновато: «И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шойфара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане» (Шмойс, 19: 16). И даже после этого говорит Тора: «И весь народ, видят они голоса и сполохи, и голос шойфара, и гору дымящуюся. И увидел народ, и дрогнули они и стали поодаль» (там же, 20: 15). Евреи настолько испугались, что Моше вынужден был успокаивать их и сказать им: «Не бойтесь!» И в главе «Воэсханан» поведение евреев при даровании Торы описывается подобным же образом: «вы страшились огня и не восходили на гору» (Дворим, 5: 5). С другой стороны, свое предсмертное благословение народу Моше начинает со слов: «Г‑сподь из Синая пришел» (Дворим, 33: 2). Наши мудрецы, которые всегда считали, что в Торе важна каждая буква, спрашивают: почему сказано именно так? Казалось бы, должно быть написано «пришел Г‑сподь на Синай». Ведь Б‑г сошел с небес на гору Синай, он не пришел из Синая! В своем комментарии на слова: «И вывел Моше народ навстречу Б‑гу» (Шмойс, 19: 17) Раши объясняет: «Говорит о том, что Шхина вышла им навстречу, как жених выходит навстречу невесте. И это имеется в виду, когда Писание говорит: «Г‑сподь из Синая пришел», — и не сказано: «на Синай пришел». Мудрецы сравнивают дарование Торы с церемонией бракосочетания Б‑га и Израиля, теперь это не так страшно, наоборот, это счастливейшее событие, которое может быть в жизни: Всевышний избрал народ Израиля себе в жены, и само дарование Торы было свадьбой…

Любавичский Ребе, со ссылкой на книгу «Тшувойс Шимон бен Цемах» («Ответы Шимона бен Цемаха») говорит, что все еврейские свадебные обычаи символизируют, так или иначе, дарование Торы.

Хупа — специальный балдахин, прикрепленный к четырем шестам и обычно красиво украшенный, под которым проходит церемония бракосочетания. Сама идея церемонии приходит от дарования Торы. Об этом свидетельствуют слова: «И стали они у подножия горы (дословно — «под горой»)» (Шмойс, 19: 17), которые Раши комментирует следующим образом: «Аллегорическое толкование гласит, что гора отделилась от своего места и нависла над ними… так что они действительно стояли под горой». В память об этом и делается балдахин. Многие спрашивают, почему евреи-ашкеназы особенно настаивают на том, чтобы хупу проводили под открытым небом. Принято объяснять, что это напоминание о благословении, которое Всевышний дал нашему праотцу Авраѓаму, что потомки его будут многочисленны, подобно звездам небесным. Так что в этом обычае выражается желание распространить действие благословения также на молодоженов («Шулхан орух», «Эвен эзер», 61: 1). И хотя сказанное прямого отношения к дарованию Торы не имеет, стоит упомянуть, что сама «свадьба» Всевышнего с общиной Израиля проходила под открытым небом.

Шошвиним называют тех, кто сопровождает жениха и невесту к хупе. Поскольку жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста — царице, их должна сопровождать свита. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям — самым близким людям жениха и невесты. Если же родителей нет, выбирают другую пару, близких и любимых людей. Желательно, чтобы они были женаты первым браком — это добрый знак для молодых. Отцы сопровождают жениха, а матери — невесту к хупе, где эти две семьи породнятся. В этом тоже есть намек на дарование Торы. Тогда тоже были шошвиним: Моше — у Всевышнего, а Аѓарон — у сынов Израиля.

Свечи. Шошвиним держат в руках зажженные свечи. Мидраш говорит, что зажжение свечей в честь жениха и невесты вносит гармонию в жизнь молодой пары. Некоторые объясняют, что поскольку гиматрия слова нер («свеча») — 250, то две свечи — это 500. А гиматрия слов заповеди пру урву («плодитесь и размножайтесь») тоже 500. Таким образом, мы молимся о том, чтобы у молодой пары были дети. И в то же время обычай освещать происходящее под хупой огнем свечей установился в память о том, что Всевышний спустился в огне на гору Синай.

Обычно сначала ведут к хупе жениха, и только потом невесту. Потому что при даровании Торы Б‑г сошел на гору Синай и стал ждать, пока народ Израиля выйдет из лагеря и станет у подножия горы.

Ѓакофойс. Невеста, подойдя к хупе, обходит вместе со своими родителями и родителями жениха семь раз вокруг жениха. Этими кругами она будто бы воздвигает вокруг мужа невидимую стену, внутрь которой пройдет лишь она одна. Я часто слышу, как люди спрашивают: почему именно невеста обходит жениха, а не наоборот? И в этом обычае есть связь с дарованием Торы, во время которого «жених» — Б‑г находился на горе, в центре, а народ Израиля — «невеста», стоял вокруг горы.

Кидушин. После того, как раввин произносит благословение эйрусин, жених надевает кольцо на палец невесте и говорит: «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Невеста ничего не говорит, потому что во время дарования Торы говорил только Всевышний. Он сказал: «Я — Г‑сподь, Б‑г ваш», — а «невеста» — народ Израиля — молчала.

Ксуба является документом, защищающим права женщины, в котором муж обязуется уважать, кормить, одевать и заботиться о своей жене, — «так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля». Тора — это ксуба, в которой Б‑г обязуется кормить, обеспечивать и защищать народ Израиля, как сказано: «То дам Я дождь вашей земле в пору его, ранний и поздний, и ты соберешь твой хлеб и твое вино и твой елей. И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься» (Дворим, 11: 14, 15). После прочтения ксубы жених отдает ее невесте, которая должна хранить этот важный для семьи документ. На горе Синай Б‑г дал нам Тору под нашу ответственность, и с тех пор мы обязаны сохранять и заботиться о том, чтобы она не забылась «в устах потомства нашего» (Дворим, 31: 21).

Шева брохойс. После прочтения ксубы произносят шева брохойс — семь свадебных благословений. Надо заметить, что многие обычаи еврейской свадебной церемонии связаны с числом семь: 7 ѓакофойс, 7 благословений, 7 дней после хупы новобрачные участвуют в праздничной трапезе и каждый день в благословение после еды добавляют шева брохойс. Любавичский Ребе объясняет в одном из своих писем, что подобно тому, как Б‑г сотворил мир за семь дней, каждая молодая пара, вступая в брак, создает новый мир (как Адам и Хава) и, следовательно, все в этом процессе связано с числом семь. Но как все это связано с дарованием Торы? Ну как же вы забыли?! Ведь Тора была дана в Субботу, седьмой день недели!

Разбивание бокала. В конце церемонии жених разбивает бокал. Многие объясняют этот обычай необходимостью напомнить нам о разрушении Иерусалима, как написано: «…если не вознесу Иерусалим во главу веселья моего!» (Теѓилим, 137: 6). Автор книги «Шней лухойс ѓабрис» пишет, что это делают от дурного глаза. Какое отношение имеет этот обычай к дарованию Торы? По мнению рабейну Бехайе, он символизирует разбивание Скрижалей.

Комната для уединения. После церемонии хупы молодая пара уединяется в отдельной комнате. Это подобно тому, как народ Израиля построил Скинию, где в Святая святых, между двумя херувимами, Б‑г говорил с Моше — «уединился» с лидером народа Израиля, а через него — с самими сынами Израиля.

Первый год. Есть еврейский закон, который не все знают: первый год после вступления в брак молодой муж должен прожить со своей женой, никуда не уезжая. Как сказано в Торе: «Когда возьмет кто-либо жену новую, пусть не выступит с войском и не будет возложено на него ничего; свободен будет для дома своего один год и увеселяет жену свою, которую взял» (Дворим, 24: 5). Любавичский Ребе, от имени рабейну Бехайе, говорит, что и этот обычай возник на горе Синай. После дарования Торы народ Израиля оставался рядом с ней двенадцать месяцев вместе со Шхиной, и только «во втором году, во втором месяце, в двадцатый день месяца поднялось облако над скинией свидетельства. И выступили сыны Израиля в переходы свои из пустыни Синай» (Бамидбор, 10: 11, 12). Раши в своем комментарии на эти стихи говорит: «Следовательно, они провели при Хореве двенадцать месяцев без десяти дней, так как в рош-хойдеш сивон они расположились там (Шмойс,19: 1) и не выступали в путь до двадцатого ияра в следующем году». Хасидизм объясняет: внутренняя причина великой радости бракосочетания заключается в том, что оно напоминает нам о даровании Торы и укрепляет связь народа Израиля с Творцом.

Так давайте все вместе поздравим молодые семейные пары воспитанников учебных заведений одесской общины Хабад и пожелаем им создать настоящие еврейские семьи. И сделаем это теми же словами, которыми Любавичский Ребе благословлял женихов и невест в своих письмах: «Я шлю вам мое благословение: «Мазл-тов, мазл-тов!» И да состоится ваша свадьба в добрый и удачный час! И пусть ваш еврейский дом будет зданием вечным, возведенным на основах Торы и ее заповедей в духе учения хасидизма! С благословением: «Мазл-тов, мазл-тов!»

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (760 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2017-02-16 10:30:11

Первая свадьба детей известного хасидского ребе и известного «миснагедского» раввина произошла в 1931 г. Женились Хаим-Барух Фридман, сын вижницкого адмора, и Иоланта Гиршлер, дочь раввина, потомок р.Йегуды Асада.
При этом жених был вожатым в религиозно-сионистском молодёжном движении в городе Каменц в Саксонии, а невеста — участницей его отряда.
http://www.d-schiffer.de/hanna/baruch.htm
Жениха и невесту можно увидеть во второй группе фотографий. Новое время…

Сослучайное и присослучайное 2017-02-16 05:54:20

Вдруг кто не знает: один из лучших проектов детских песен в последние несколько десятков лет. «Детская площадка» — слова Усачёва, исполняют Богушевская, Пинегин, Усачёв.
https://www.youtube.com/watch?v=SERY9YXWRhs

Про промывку мозгов

Просто небольшая коллекция, в стиле реферата.
Представитель раввина Ойербаха: «Мы протестуем против явки на призывной пункт»
По его словам, сотрудники призывных пунктов пытаются убедить ультрарелигиозную молодежь поступить на армейскую службу. Он утверждал, что в призывных пунктах работают специалисты, понимающие образ мышления ультрарелигиозных, и умеющие «заморочить им голову».
Ну разумеется, человеку, который с детсада рос в харедимной среде, которому «промывали мозги» 15 лет ежедневными неоднократными молитвами, — немедленно «заморочат голову» на призывном пункте.
Не иначе — подсыпят «наркотик изнасилования».

А вот программа армейского гиюра — самое то для «негалахических солдат».

получают приглашения, и где бы они ни находились – на командирских курсах, в тюрьме, где угодно – командиры обязаны отпустить их на ознакомительную встречу.
Солдат обязан явиться. В конце двухчасовой встречи он может подписать отказ от курса, сообщить, что не заинтересован. После того, как солдат подписал отказ, ЦАХАЛ больше никогда к нему с этой темой не обратится.

Ну и конечно, это никак не повлияет на дальнейшую службы и карьеру.
Ведь в СССРе «5-я графа» никак не влияла на поступление в МГУ, правда ?

Если вы найдете хоть одного солдата, который скажет, что его принудили
Не скажет. Если хочет попасть в те войска, которые выбрал, продвигаться дальше.
А может — скажет через 10 лет, как те секретарши, которых начальник многократно насиловал.

Да, эти три месяца засчитываются за срок службы. Это дополнительный бонус.
Это кашерно с точки зрения галахического запрета на «корыстный интерес» ?

И я предлагаю им пройти этот процесс в более простых условиях.
Известный прием телемаркетинга: только сегодня !!! огромнвя скидка !!!

Разумеется, есть еще один рычаг давления:
И всё-таки есть проблемы, от которых она может избавить ребенка. Ибо дело не в «досах», а в общении с обычными, вполне светскими израильтянами, которые тоже, при всей своей светскости делят мир на «наших» и «ненаших» (такова здесь жизнь) и могут поёжиться, узнав, что человек рядом с ними — нееврей. Ведь не все светские — убежденные либералы и плюралисты. Либо ему придется изворачиваться, что-то заминая и додумывая.
(По иронии судьбы, автор той темы (но не коммента) — сегодня интервьюирует подполковницу из Натива.)
И вот — симметричное дело предлагают в Израиле совершенно легально. Даже — 3 месяца «вместо армии».

Ну, в угоду таким «ёжащимся светским» — чего не сделаешь ? Особенно — если запугать «недоеврея», что в Израиле это — массовое явление. (опрос кто-нибудь проводил ?)
В угоду антисемитам — тоже НЕКОТОРЫЕ «давали на лапу» ментам для исправления «5-й графы».
Подробнее про «замануху».
Там интересные комменты от Шауля и Леечки.

армейская система облегчает и задачу поддержания еврейского образа жизни в процессе гиюра.
А что говорят харедим, которые боятся даже визита своих ешибохеров даже на призывной пункт ?

Кашрут гораздо легче соблюдать в армии, ведь дома далеко не все соблюдают его.
В тюрьме еще легче соблюдать. И что дальше ?

цель программы – предоставить солдату все средства для того, чтобы он демобилизовался из армии в максимально комфортабельном положении, как он это понимает.
И в чем проявляется этот «комфорт» ?

Что будет завтра с этим солдатом, который и не подумает отказаться от еды из Тив-Таама и пикника в субботу ?
Рассмотрим ситуацию с двух сторон:
1. Юридической. Завтра — разбирательство в религиозном суде, отмена гиюра. А у нее — уже дети.
Если гер-парень, а женился на еврейке — отмена хупы.

2. Гораздо более серьезный вопрос — духовный.
Я как-то (на прошлогодней парше Итро) задал коллективу вопрос: что бы вы чувствовали, если бы присутствовали при получении Торы и объявлении нас «народом святым (гой кадош)»? (Женщины были от ответа освобождены.) Один, назовем его А, сказал, что его бы расперло от гордости. Другие отвечали менее ярко, но в том же духе. Кроме одного (назовем его Б), который сказал, что не знает, но менее всего он бы чувствовал гордость. Вид у Б был мрачновато-серьезный, типа grave; было ясно, что он имел в виду именно «особые бремена», и что притом их сущность очень плохо известна.
Если я верно поняла, реальные религиозные верят в
«особые бремена», и что притом их сущность очень плохо известна
И эти «бремена» — навешивают человеку. Как чудесную «недель в Клаб-Отеле», за которую потом платить всю жизнь, и не отвяжешься (недавно суд разрешил как-то отвязаться бесплатно, потеряв все выплаченное. С гиюром такое невозможно).
А теперь — внимание, вопросы к религиозным участникам:
Господа, вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верите, что гер действительно приобретает «особые бремена» и несет ответственность на всю оставшуюся жизнь за кашерность своих кастрюль ? И (если это женщина) — передаст эту ответственность своим будущим детям на все поколения ?
И теперь будет наказан Богом (в какой бы то ни было форме) — за нарушение ?

Зачем вы тянете людей брать эти «повышенные обязательства», которых Бог не налагал на них ?

Те, кто организует эти программы, — они вообще во что-то ВЕРЯТ или это типа обкомовцев со спецбуфетом ?

Что важнее: Исход или Генезиз?

“Что важнее: Исход или Генезиз?”
Из радиопрограммы “Пятое Измерение”, 14 февраля 2017 (глава Торы “Итро”), р. Эли Коган

Сослучайное и присослучайное 2017-02-13 16:59:09

«Политика» Аристотеля — забавная книга. В начале выяснения определений, всё хорошо. Потом обзор существующих государственных устройств, включая промежуточные, с десятками примеров, тоже всё нормально. При этом говорится, что такие-то государственные строи — хорошие, а такие-то — плохие. А дальше описывается, от чего могут испортиться и погибнуть как хорошие, так и плохие строи, и самое интересное — как укрепить как хорошие, так и плохие строи, и как максимально улучшить плохие, если уж тебе на роду написано жить при плохом строе.
Но самое забавное — в конце. Аристотель не захотел оставаться позитивистом и начал набрасывать собственную концепцию идеального государства. И тоже с подробностями, как Платон: использовать ли при обучении юношества музыке кифару, а если нет, то почему… А встречающиеся трудности он решает методом изящно-в-сторону. Цель государства — счастье граждан. Счастье есть реализация добродетелей. Для реализации добродетелей и упражнения в них нужен благородный досуг. Такого досуга нет ни у земледельцев, ни у ремесленников. Что же получается, они не будут упражняться в добродетелях и государство не будет заботиться об их счастье? Проблема… Нет проблемы! Земледельцы и ремесленники будут рабами (а рабы — это по большей части варвары, а варвар — не человек) или периэками (то есть не наши люди, и мы о них заботиться не обязаны). Аристотель прекрасно понял и сформулировал принцип, торжествующий и поныне: для заботы о счастье людей нужно первым делом определить, кого мы считаем человеком. Вот Платон попытался осчастливить все слои общества, и получилась у него казарма чистой воды, где земледельцы счастливы своим подчинением, стражи счастливы своей яростью и общностью жён и детей, а философы счастливы отсутствием всякой собственности и всяких забот, кроме наблюдения за мировой гармонией. Ну а если мы, как Аристотель, желаем гармоничного развития человека, то сразу приходим к тому, что пряников сладких всегда не хватает на всех, и устраняем проблему в самой основе, выведя за рамки человеков всех граждан соседних государств (т.е. периэков).

Сослучайное и присослучайное 2017-02-13 15:18:30

Тема для диссертации: «»Законы» Платона и их влияние на утопические тоталитарные проекты и на тоталитарные режимы ХХ века».

Глава Торы “Итро”: Новости с Синая

Откровение, понимаешь, Синайское… После него вопросов больше, чем врученных заповедей. Что там у нас вымощенно благими намерениями? Или, может быть, все же “летать не главное, а главное — хотеть”? Да и почему Всевышний при своей бесконечности настолько мелочен и придирчив?.. Короче говоря: что такого нового открыли нам на Синае?

(Лекция р. Эли Когана; записана 1.24.2008, отредактирована 02.12.2009)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Сослучайное и присослучайное 2017-02-11 15:49:03

Изучая арамейский язык Зоѓара, М.Ц.Кадари в своё время выделил в нём элементы, присущие таргуму Онкелоса, и элементы, присущие языку Вавилонского Талмуда. А палестинских элементов не выделил совсем.
Нынешние арамеисты перепроверили его результаты и утверждают, что даже то, что Кадари относил к Онкелосу, тоже относится к языку Вавилонского Талмуда. Стиль же Зоѓара вполне средневековый. Таким образом, с точки зрения языка Зоѓар является произведением, авторы (сейчас принято говорить об авторах) которого думали на средневековом иврите и мысленно переводили получившееся на арамейский язык Вавилонского Талмуда. Это легко проверить: взять любой отрывок из Зоѓара и слово за словом перевести на иврит. Получится понятный и красивый текст. Ни с одним произведением, изначально написанным по-арамейски, такое не пройдёт.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-11 15:42:24

Говорят наши мудрецы, что от еврейского рассеяния есть и польза: невозможно уничтожить весь народ сразу, где-нибудь кто-нибудь да останется. То же касается книг. Такие ценные произведения мишнаитской эпохи, как Мехильта де-рабби Шимон бар Йохай, Сифре зута Бемидбар, Мидраш танаим ле-Дварим были бы совсем потеряны, если бы не йеменская антология «Мидраш ѓа-гадоль». А Сифре зута Дварим сохранилась только в цитатах в произведениях караимского коментатора Йешуа бен Йеѓуды. Если бы не сохранилась единственная полная рукопись Иерусалимского Талмуда, с помощью каирской генизы мы восстановили бы около 60% текста. И т.п.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-11 15:21:18

В конце «Политики» (в смысле в конце того, что до нас дошло из этой книги) Аристотель трогательно пытается определить, какая польза от музыки, кроме простого отдыха и забавы. Он честно читал книги теоретиков музыки, разбирается в дорийских и миксолидийских ладах и различает «мелодии этические, практические и энтузиастические» (насколько я понимаю, под мелодиями здесь имеется в виду что-то вроде макамов), но поверить алгеброй гармонию ему не удаётся. Он знает, что музыка должна не только развлекать, но и воспитывать, а также приносить катарсис, как и поэзия, однако доказать это не может.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-11 14:32:47

Иван Петрович хрипло лаял,
На сослуживцев и домашних,
Он их хотел кусить за пятки
И не хотел вилять хвостом.

Собака лапою стучала,
Кричала в трубку телефона,
Что кирпича не будет больше,
И что пошли все кой-куда.

Собака ехала в трамвае,
С хвостом прищемленным наружу,
Держась зубами за окошко,
И тихо выла про себя.

Иван Петрович брел по скверу
С консервной банкою на шее
И грубо, некрасиво думал
О кожуре от колбасы.

Но поутру они проснулись…
(с)

Сослучайное и присослучайное 2017-02-10 08:19:20

Хороший комментарий к рассечению моря. https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10155076043733184&id=793028183&refid=52&_ft_=qid.6385452386150935863%3Amf_story_key.2069814232196215381%3Atop_level_post_id.10155076043733184

Как обрести уверенность в себе?

Диалог со слушателями радио Дэвидзон в Нью-Йорке

Как двигаться по жизни, преодолевая все препятствия и сложности. Как удостоится чуда развержения моря в своей жизни.

Читайте и слушайте другие передачи на сайте газеты «Еврейский мир»…

Smashed in translation

Когда "Поэтику" Аристотеля переводили на арабский, её переводили христиане-сирийцы для арабов-мусульман. В "Поэтике" упоминаются трагедия и комедия. Сирийцы в жизни не видели ни того, ни другого, так как театры были церковью давно похерены, а для арабов эти понятия и вовсе были как для марсиан. Поэтому трагедию — где говорят о высоких чувствах — перевели как "мадх" (панегирическая поэзия), а комедию —  где высмеивают — как "хиджа" (насмешливо-ругательная поэзия).
Потом "Поэтику" с арабского переводили на иврит. А на иврите даже хиджи и мадха не было. Поэтому когда ивритский читатель читал в ספר השיר о שבח "прославлении" и בזיון "позоре", он совершенно не понимал, какое всё это имеет отношение к "искусству пения".
Теперь мифы. Как христианин переведёт для мусульманина слово "миф", такое важное для "Поэтики"? "Хараба", россказни. А еврей, уловив контекст, понял, что это не просто сплетни баб на базаре, а что-то посерьёзнее, и перевёл ספר טפלי — "книга ерунды".

Здравствуй, дерево!

И снова Новый Год, новый год деревьев — Ту-Бишват. Новогодние каббалистические размышления о смысле жизни: что общего у Quercus estremadurensis (дуба обыкновенного), Аркадия Рабиновича и Тетраграмматона? Короче: дерево — это звучит гордо!

(Лекция р-на Эли Когана; записана 02.01.2007, отредактирована 01.27.2010)

Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

Сослучайное и присослучайное 2017-02-08 07:43:39

Рамбам пишет о мессианских временах так:
Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром и не для того, чтобы поработить неевреев, и не для того, чтобы неевреи почитали их, и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными и посвятить себя изучению Торы и мудрости и чтобы никто не мешал им в этом. В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. (Законы о царях 12:4-5)
Это же пересказ "Политики" Аристотеля:
"Пока будем считать прочно установленным следующее: наилучшее существование как для каждого в отдельности, так и вообще для государств есть то, при котором добродетель настолько обеспечена внешними благами, что вследствие этого оказывается возможным поступать в своей деятельности согласно требованиям добродетели" (глава 7, 1323б-1324a).

Сослучайное и присослучайное 2017-02-08 07:35:03

На сегодняшней конференции по средневековому ивриту в Академии Лиора Петровер рассказала, что одной из первых еврейских печатных книг — уже в 1480 году! — был библейский словарь Радака. В последующие годы он печатался ещё несколько раз, один раз даже допечатывался спустя год после предыдущего издания. А вот книги Хаюджа и ибн Джанаха, хотя и были давно переведены на иврит, не печатались НИКОГДА до 19 века.
Но не стоит отчаиваться. Ничего не пропало. В грамматических книгах Радака 76% объяснений значений трудных слов — из Ибн Джанаха. При этом прямых упоминаний его имени гораздо меньше. Забавно то, что в комментариях к Танаху Ибн Джанах упоминается ещё меньше (в отличие от комментариев Ибн Эзры, например), а в последнем написанном Радаком комментарии — к Берешит — не упоминается вообще. А джанаховских объяснений в этих комментариях — пруд пруди. Видимо, Радак уже считал их "общей интеллектуальной собственностью".
Радак обрабатывает, сокращает, упрощает сложные грамматические выводы своих предшественников, в общем, делает из трудных для понимания теоретических трактатов хороший учебник и словарь. Благодаря Радаку еврейскую грамматику и узнали в Европе.

Второе нашествие варваров

Автор текста: M. Bruk

Недавно мы в телепрограмме с Александром Грантом затронули тему беженцев — в связи с Международным днем Холокоста и с тем, что Америка в годы Второй мировой войны закрыла страну для еврейских беженцев из Европы, чем обрекла их на смерть от рук нацистов.

Стоило президенту Трампу приостановить для коррекции на несколько месяцев программу приема якобы беженцев — шумная толпа как бы защитников подняла бурю в стакане воды и выплеснула свои эмоции от аэропортов до газет. На самом деле нужно понять, что значительная часть современного общества оказалась в рабстве весьма усеченного и искаженного понимания, кто такие беженцы и кому и как надо помогать. В случае с европейскими евреями времен Холокоста была официальная позиция нацизма относительно уничтожения евреев и очевидное ее воплощение. И чтобы в той ситуации отвернуться от евреев, запретив им въезд в страну, необходимо было быть или отъявленным антисемитом, или нелюдем. Что, к сожалению, часто переплетается.

В случае приема евреев в Америку в 70–80-е годы ситуация тоже понятна. Евреи были национальным меньшинством в Советском Союзе. И в каком-то смысле прием русскоязычных евреев в Америку можно назвать исправлением и частичным искуплением греха Америки по отношению к евреям во времена Холокоста. Сейчас подобная ситуация происходит с христианским меньшинством в радикально мусульманских странах. Их жизни есть конкретная угроза.

Девятый вал
Ситуация с так называемыми беженцами из мусульманских стран опирается совсем на другие реалии. Сначала Запад поддержал «арабскую весну», в результате которой были скинуты сильные диктаторы, а к власти пришли непонятные силы без царя в голове. Но еще более парадоксальна внутренняя ситуация в этих странах. Во-первых, можем ли мы четко понимать, как проходит война в этих странах? Мы хорошо знаем, как нынешние СМИ фабрикуют любые истории. Всевозможные фотографии окровавленных мальчиков могут быть инсценировками. Особо ленивые «махеры» часто даже подсовывают фото из Интернета, заменяя, к примеру, Сербию на Сирию. Убегающие на Запад персонажи не являются угнетаемым нацменьшинством, а такими же мусульманами, как и воюющие стороны.

Можно даже предположить сценарий. В какой-нибудь Б-гом забытой стране два персонажа объявляют себя генералами и объявляют войну друг другу. За небольшие деньги они нанимают босяков, раздают им старые ружья, и те перед камерами постреливают, изображая «ужасы войны» перед нанятыми продажными журналистами. После этого сотни тысяч жителей страны заявляют, что их надо спасать от войны, и только в развитых странах Запада. А безмерно наивные либеральные западные крикуны устраивают акции, требуя не бросать «несчастных» и принимать их на деньги налогоплательщиков.

При таком сценарии не дай Б-г все бедные страны начнут инсценировать войны, чтобы благодаря наивным либералам устроить очередное массовое переселение своих нищих народов на голову беспечных парижан (немцев, американцев).
Человечество должно применить мозги и устроить жесточайший контроль за всем этим «театром», ведь захват Европы варварами мы уже один раз проходили.

Не путаем реально страдавших от нацистов или сталинистов евреев с непонятными толпами арабов, бегущими от непонятных и, возможно, инсценированных сюжетов в сытые страны.

Сослучайное и присослучайное 2017-02-07 09:56:21

Узнал о существовании удивительного явления: "межрелигиозные священнослужители" (Interfaith officiants).

Некоторые из уроков Сократа, вкратце

1. Добродетель есть знание.
2. Следовательно, добродетели нужно учиться.
3. Но при этом добродетели практически невозможно научиться ("я знаю, что я ничего не знаю").
4. Однако несмотря на это, нужно постоянно учиться, ибо чем больше знаешь о добродетели, тем добродетельнее будешь.
5. А вот что точно невозможно — невозможно научить другого человека добродетели (против софистов). Поэтому Сократ никого и не учил, а только спрашивал и побуждал мыслить.  
6. Слушайся демония (возможно, имеется в виду совесть), хоть ты и не знаешь, что это такое.
7. "Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим" (согласно Платону, "Критон").

Эллинисту на заметку

Имя Архилох означает не "супер-раззява", а "командир батальона".