Вконтакте у них вкармане

…Один из типичных постеров с призывом посмотреть пресс-конференцию Владимира Путина. Часть таких призывов пользователи «ВКонтакте» получили от давно умерших людейПроблема в том, что вскоре выяснилось: часть пользователей, от которых популярные паблики и сообщества получали предложение опубликовать агитационные посты, уже покинули наш мир. На это вскоре стали указывать живые пользователи соцсети, которые или знали покойных, или по каким-то причинам решили повнимательней изучить страницы «агитаторов». Сейчас эти страницы стали исчезать, некоторые из них помечены как заблокированные по причине подозрительной активности.
https://www.znak.com/2017-12-17/v_rossiyskoy_socseti_obnaruzhili_zapisi_s_heshtegom_putinkrut_so_stranic_davno_umershih_lyudey

Рекомендую

Александра Полян на ПостНауке читает две короткие лекции:
Иврит в "неразговорный" период его истории https://youtu.be/eunpD49uQuE
Еврейские языки https://youtu.be/YR25WBhvpAU

Автор — сам И.Белкинд

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Beljkind_I_Sovremennaya_Palestina_1903.pdf
 
1903 г.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-17 07:40:27

1939 год. Директор Комитета иврита Шмуэль Айзенштадт помещает в органе Всемирной сионистской федерации «а-Олам» доклад о развитии иврита за год до сентября 1939 г. В докладе на трёх страницах ивриту в диаспоре отведён один (!) абзац, да и то в основном говорится о героических усилиях Сохнута по распределению ивритских книг там, где покупательная способность населения упала.
Об ивритской жизни диаспоры, охватывавшей много десятков тысяч человек и около пятнадцати стран — ни слова.
Теперь я не удивляюсь тому, что эта жизнь и до сих пор остаётся белым пятном даже для исследователей возрождения иврита.

Эмансипация

Вчера видел водителя арабского рейсового автобуса — женщину. В хиджабе, конечно, но всё же…

Сослучайное и присослучайное 2017-12-17 03:21:18

Зачем я уже пятнадцать лет веду блог в ЖЖ и тупо транслирую его в фейсбук? Как говорил Довлатов, «чтобы уберечься от распада».

Ханука — юридический аспект

Напомню, что всё время антииудейских преследований и всё время антиэллинистического восстания в Иерусалиме находился законный еврейский первосвященник Храма и тем самым глава еврейской провинции Сирийского царства — Менелай. Интересно, что Первая маккавейская книга (в оригинале написанная на иврите в Иудее) его вообще не упоминает.
А Йегуда Маккавей со товарищи, с точки зрения еврейских властей, были просто бунтующей толпой. И когда они очистили Иерусалимский храм от идолов и мерзости запустения, законные иерусалимские власти, т.е. первосвященник, вместе с сирийским гарнизоном крепости Антиохия (Акра), вежливо попросили их удалиться. Что те и сделали.

Пока не сыграешь сонату, свинья !

А Sitz im Leben этой жалистной песни — приготовление домашних заданий с ребёнком до полпервого ночи.
http://tikkey.livejournal.com/381310.html
Из какого сора.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-15 00:31:22

Андрей же соломея дрынваку и сплюнув гасмакрел похурею вольностей и кульпа фафанаф штое палмандеуб. (с)

Наше послание народам мира

Канун Шабос главы «Микейц»
27 кислева 5778 года / 15 декабря 2017 г.

Народ Израиля празднует Хануку. А в Иране недавно отметили 38‑ю годовщину захвата посольства США в Тегеране. Как и каждый год, на улицах столицы прошли демонстрации ненависти: тысячи людей маршировали, выкрикивая лозунги «Долой Америку!» и «Смерть Израилю!».

…4 ноября 1979 года группа студентов — активных сторонников исламской революции в Иране — захватила посольство США в Тегеране. Дипломаты, их семьи и персонал посольства оказались в заложниках. 53 американца провели в этом качестве 444 дня.

В конце 1980 года ООН организовала поездку в Иран делегации религиозных деятелей с гуманитарной миссией, включающей и посещение заложников. Любавичский Ребе использовал свое влияние для того, чтобы в состав делегации был включен главный раввин Мексики Авраѓам-Мордехай Гершберг. Перед отъездом рав Гершберг посетил Ребе и попросил о специальном благословении для поездки, так как опасался оказаться в логове «персидских львов». Ребе благословил его и в конце встречи сказал: «Надеюсь, что вы не забудете зажечь ханукальные свечи с сотрудниками посольства». Напутствие Ребе озадачило раввина Гершберга: во-первых, было неясно, имеются ли среди заложников евреи, а во-вторых, до Хануки оставалось еще свыше двух месяцев. Однако выезд делегации несколько раз откладывался, и состоялся лишь за… два дня до Хануки! И на просьбу раввина Гершберга пронести ханукальный восьмисвечник в посольство иранские власти, несмотря на его опасения, ответили согласием, аргументировав так: «Неевреи устраивают иллюминацию в дни своих праздников. Нет никакого резона отказывать евреям в зажигании их светильника».

В здании посольства раввин Гершберг, к своему немалому удивлению, обнаружил среди заложников шесть евреев! Трудно передать словами охватившее их волнение при виде раввина в составе делегации. Для них этот визит был полной неожиданностью. В ходе беседы раввин рассказал им о Любавичском Ребе и о его особой просьбе двухмесячной давности — зажечь ханукальные свечи в посольстве. В центре Тегерана, в блокированном посольстве группа евреев собралась у ханукального светильника. После зажигания свечей они еще долго пели и танцевали. Так в 1980 году в Иране раввин Гершберг встретил Хануку вместе с заложниками-евреями, которые были очень рады специально приехавшему к ним гостю.

В продолжение визита в Тегеран членов делегации пригласили принять участие в массовой молитве на главной площади столицы. Там, без преувеличения, присутствовали около миллиона человек и сам аятолла Хомейни. Раввин Гершберг стоял на трибуне неподалеку от него и обозревал огромные толпы народа. В определенный момент все преклонили колени и пали ниц. Все — кроме него.

Когда молитва закончилась, раввина Гершберга позвали к Хомейни, который потребовал объяснений его поведения. Раввин ответил, что он еврей и не понимает языка их молитв и поэтому не может поклониться, не зная, о чем речь и к кому обращен поклон. Хомейни был удивлен, но, надо сказать, удовлетворен его ответом и его прямотой. В ходе короткой беседы раввину Гершбергу удалось договориться с ним о личной встрече. На аудиенции, которая состоялась в доме Хомейни, раввин настоятельно убеждал его не трогать евреев. Хомейни пообещал и свое слово впоследствии сдержал. Вот только один пример отношения иранских властей к евреям: когда в годы ирано-иракской войны в Тегеране действовал комендантский час, было сделано только одно исключение — в дни, предшествующие Рош ѓаШоно, еврей, который нес с собой талес и тфилин, мог выйти в 4 часа утра для чтения Слихойс в синагоге…

* * *

В последнее время весь мир приходит в ужас от многочисленных терактов и массовых убийств, которые происходят в разных странах. Все задаются вопросами: «Как бороться с этим явлением? Как предотвратить следующую атаку?» Терроризм не дает спокойно жить Израилю уже около ста лет, но, к сожалению, это не вызывает сочувствия у мировой общественности. В последнее время большинство стран Европы и Америки испытали на себе террористические атаки. Все больше и больше стран почувствовали запах взрывчатки, увидели кровь на улицах своих городов. Мир начал осознавать новую реальность, в которой обычные, с виду нормальные люди, которые живут нормальной семейной жизнью, как и все остальные, становятся террористами-смертниками, потому что были воспитаны в ненависти к людям, исповедующим другую религию. Поэтому действенный способ борьбы с террором, основанным на религиозных убеждениях, — это опровержение этих убеждений. Ясно, что на экстремистов это не подействует, но молчаливое большинство, которое все еще способно услышать, можно убедить только религиозным путем. Потому что верующие люди принимают и уважают только ответы, данные во имя религии. Поэтому Хомейни, как религиозный человек, с уважением отнесся к позиции рава Гершберга, сказавшего ему, что, следуя своей вере, он не может поклониться, не зная, кому он кланяется. По той же причине Хомейни разрешил всем, кто хотел читать Слихойс, выходить на улицу посреди ночи. Единственный способ справиться с этим религиозным фанатизмом — говорить с ними на одном языке, на языке религии, которая считает, что любое убийство не только не ведет человека к Б‑гу и в рай, но, наоборот, есть самый короткий путь в ад.

На самом деле конфликт между евреями и арабами возник задолго до 1948 года. Начало ему положила ссора нашей праматери Сары и ее рабыни, египтянки по имени Агарь. Сара изгнала Агарь из дома, так зародилась ненависть между их потомками — евреями и арабами. Но если мы попытаемся вникнуть в подробности этой истории, то всем станет ясно, что этот гнев проистекает из недостатка понимания того, что на самом деле произошло. Верно, что Всевышний избрал Ицхока наследником Авраѓама, поскольку он является сыном Сары. И при даровании Торы Г‑сподь устанавливает, что еврейство определяется по матери. Но это не означает, что Ишмоэля притесняют. Он тоже любим Создателем, как отпрыск Авраѓама. В Торе Всевышний благословляет его четыре раза. Дважды ангел благословляет Агарь и заверяет ее: «Я сделаю твоих потомков столь многочисленными, что их будет невозможно сосчитать!» (Брейшис, 16: 10). Дважды Сам Творец благословляет его, обещая Авраѓаму: «Я услышал твою просьбу об Ишмоэле. Я благословлю его и сделаю его потомство плодовитым и очень многочисленным. От него произойдут двенадцать князей» (Брейшис,17: 20). Действительно, мы видим, что так же, как у Яакова было двенадцать сыновей, родоначальников колен, так и у Ишмоэля родились двенадцать сыновей. Второй раз говорится: «И услышал Б‑г голос отрока» (Брейшис, 21: 17). И спас его от жажды в пустыне, указав Агарь источник воды и вновь пообещав ей: «народом великим его сделаю» (там же, стих 18). Более того, имя Ишмоэль было дано ему Б‑гом: «Ты назовешь его Ишмоэль, ибо услышал Г‑сподь о твоих страданиях» (Брейшис, 16: 11).

Мало кто знает, что имя Ишмоэль было распространенным среди евреев настолько, что в истории нашего народа известны, по крайней мере, три величайших еврейских мудреца, носящих это имя. Первый — рабби Ишмоэль бен Элиша — первосвященник, живший в конце периода Второго Храма. Как мы знаем, Святая святых была самым священным местом в мире, куда никому не было разрешено входить за исключением первосвященника и только в Йом-Кипур. Талмуд рассказывает: «Сказал первосвященник рабби Ишмоэль бен Элиша: «Однажды зашел я в Святая святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Всевышний, Б‑г воинств, сидит на престоле, высоком и великом. И сказал он мне: «Ишмоэль, сын мой, благослови меня». Сказал я Ему: «Да будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя поборола гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и чтобы относился Ты к детям Своим не по мере строгого суда». И покачал Он в знак одобрения головой» (трактат «Брохойс», 7а). Святой, благословен Он, принял молитву рабби Ишмоэля-первосвященника.

Его внук, которого также звали рабби Ишмоэль, был одним из величайших таноим, другом и оппонентом рабби Акивы. Талмуд рассказывает, что после разрушения Храма р. Ишмоэль еще ребенком был угнан в Рим и вместе с другими пленниками выставлен на продажу на невольничьем рынке. В это время там оказался рабби Иеѓошуа бен Хананья. «Ему сказали: «Здесь в заключении содержится ребенок. Он красив и пригож, а волосы его завиваются колечками». Пошел рабби и встал у входа в темницу. Воскликнул: «Кто предал разбою Яакова и в руки грабителей отдал Израиля?!» (Ишаяѓу, 42: 24). Услышал мальчик и откликнулся концовкой этого же стиха: «Не Всевышний ли? Ведь грешили мы и не соглашались идти путями Его, и не слушались Торы Его». Сказал рабби: «Знамение дано мне о нем — великим учителем он станет в Израиле. Не двинусь отсюда, покуда не соберу денег на его выкуп, сколько назначено за него» (трактат «Гитин», 58а). Рабби Йеѓошуа выкупил мальчика за большие деньги и взял на себя обязанности его воспитателя и наставника в Торе. Прошло совсем немного времени, и этот ребенок стал великим законоучителем — рабби Ишмоэлем, прославившимся не только своими успехами в изучении Торы, но и огромной любовью к народу Израиля.

А примерно через поколение станет известно имя рабби Ишмоэля, сына рабби Йоси ѓаГлили, который был одним из ближайших учеников рабби Йеѓуды ѓаНоси, составителя Мишны. Однажды он сказал о себе, что мог бы записать всю Тору по памяти, настолько большим знатоком Пятикнижия он был (Иерусалимский Талмуд, трактат «Мегила», 5: 1). Каждое утро мы открываем утреннюю молитву цитатой из мидраша «Торас коѓаним», которая начинается словами: «Рабби Ишмоэль говорит…» Из всего сказанного можно сделать вывод, что в течение сотен лет имя Ишмоэль было вполне приемлемо и распространено среди еврейского народа.

В других религиях считается, что только тот, кто принимает их веру, находится на правильном пути. Иудаизм говорит, что для приближения к Б‑гу не обязательно быть евреем. Это доступно каждому, кто выполняет семь заповедей потомков Нояха. «Праведники народов мира имеют долю в Грядущем мире» (Рамбам, «Законы царей», 8: 11). Поэтому наше послание другим народам заключается в том, что для Святого, благословен Он, «все исполнены любви, все чисты». Мы читаем три раза в день в наших молитвах: «Добр Б‑г ко всем, милости Его на всех творениях Его» (Теѓилим, 145: 9). Всемогущий милосерден и любит все Свои творения так же, как отец любит всех своих детей.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (677 КБ).

Кашрут Бада»ц Неве Цион

Здравствуйте.
Недавно столкнулась с этим эхшером, гугление не помогло. Конкретно на עלי קרמשניט фирмы רונשי. Кто-нибудь в курсе что за эхшер?
Спасибо и а фрейлехн Хануке всем.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-14 03:55:58

Придумал пословицу для шидухов: החושד בכשרים יוצא בגפו.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-14 03:03:25

Очень полезное видео. Как действуют «общинные деятели», пытаясь получить для своих дел одобрение «главы поколения».
http://www.kikar.co.il/%D7%94%D7%A8%D7%91-%D7%A9%D7%98%D7%99%D7%99%D7%A0%D7%9E%D7%9F-2.html
Перевод https://ykh.livejournal.com/88707

Старый философский анекдот

Нашёл философ бутылку, открывает, а оттуда — джинн:
- Я всемогущий джинн, и я выполню любые твои желания…
- Нелогично! Какой же ты всемогущий, если не мог сам из бутылки выбраться?
- Нет, я всемогущий, и я тебе докажу!
- Тогда сотвори камень, который никто не сможет поднять.
- Пожалуйста, вот он.
- А теперь подними его!
- Ой, ой… не получается.
- Видишь? Это называется логический парадокс.
- Да… Пойду обратно в бутылку, подумаю над ним.
- Я же говорил тебе, что ты не всемогущий!
- (исчезая в бутылке): Да, ты настоящий философ. Ты сказал совершенно правильно, но совершенно бесполезно для себя.

Нет, это у нас светло, а у вас темно!

Если взять традиционную ортодоксальную трактовку Хануки (эллинисты-цивилизаторы и евреи, держащиеся Торы), то каждая сторона считала, что именно она является носителем духовного света, а противники пребывают во тьме.
Это же верно и для еврейского Просвещения и для еврейского Контр-просвещения, продолжающегося по сей день.

Сослучайное и присослучайное 2017-12-12 11:10:46

Если кто-то хочет погадать на кофейной гуще, где Путин, а где его двойник(и) — пусть посмотрит фотографии президента, занимающегося спортом. Там точно Путин, и везде одинаковый. Нужно обратить внимание на вросшие мочки ушей и прямой нос, а потом сравнить с президентом на официальных приёмах и встречах с народом — висящие мочки и нос, немного задирающийся вверх.
И ничего особенного. Я бы на его месте тоже отправлял для пустопорожних разговоров двойников, а сам занимался бы делами.

А если в песне «Шипучее вино» заменить половину слов Васильева на слова Чигракова?

То измена, то засада,
а то просто с бодуна…
Что-то мне не очень рада
моя верная жена.
Снег упал на всю округу,
За окном темным-темно.
Мы, не глядя друг на друга,
Пьем шипучее вино.

Зачерпну себе из жбана
полну емкость до краев,
С одного кирну стакана
за друзей и за врагов.
Наши дети, наша ругань,-
Это было так давно…
Мы, не глядя друг на друга,
Пьем шипучее вино.

То ли слева, то ли справа —
вот не помню ни хрена —
Пепельница тут стояла…
Ну, и где теперь она?
То ли время, то ли вьюга…
Впрочем, это все одно,
Ведь со мной моя подруга
И шипучее вино.

Мёртвый язык

С 1691 до 1856 г. выходило пятьдесят ивритских газет. (После 1856 г. счёт идёт на сотни).
Первый ивритский журнал выходил в Амстердаме с 1691 до 1807 гг. и имел форму периодически издающихся респонсов на насущные вопросы. Первую газету в европейской форме издавал в Берлине с 1750 г. Мозес Мендельсон.
(Менуха Гильбоа)

Сослучайное и присослучайное 2017-12-12 08:40:10

И тут я понял, откуда взялась первая строчка песни «То измена, то засада».

Сослучайное и присослучайное 2017-12-12 03:32:37

Скончался рав Штейнман, мир его праху. А кто у нас теперь будет «гадоль»? Р.Штейнман вообще не хотел им быть, но место было пустым, а он был старейшим…

Вопросы по Галахе

1. Дано: мама (разведенная или вдова) с дочкой (взрослой).
Аналогично — отец с сыном.
И вот — вдруг встретились они все и вспыхнули две пламенных любви. Между старшей парой и между младшей.
Можно ли этим парам пожениться ?
2. В любом порядке — или в каком-то одном ?

3. А если это — отец с дочкой и мать с сыном ?

Навстречу Хануке

Нужно помнить, что Ханука, какой мы её видим — это праздник в честь мифа, который прикидывается историей.
- Бесконечные разговоры о рациональных греках, воюющих против надрациональных евреев, начались с Маѓараля из Праги, а у него это — запоздалое еврейское отражение идей Возрождения: рациональная классическая древность версус иррациональная христианская вера.
- Запрет освящения новомесячий и соблюдения субботы восходит к Свитку Антиоха, позднему мидрашу.
- «Матитьяѓу, сын Йоханана, первосвященник(а)» пришёл с монет Матитьяѓу Антигона, последнего хасмонейского царя-первосвященника.
А история, как она изложена в Маккавейских книгах, стала мифом, в который никто не хочет верить:
«Так составили они войско и поражали в гневе своем нечестивых и в ярости своей мужей беззаконных; остальные же бежали для спасения к язычникам» (то есть речь идёт о евреях).
«он преследовал беззаконных, отыскивая их, и возмущающих народ его сожигал«.
«прошел по городам Иудеи и истребил в ней нечестивых»
Это ещё до первой битвы с Аполлонием.
«Вспомнил он и о злобе сынов Веана, которые были для народа сетью и претыканием, строя ему засады на дорогах. Хотя они заперлись от него в башнях, но он ополчился против них, предал их заклятию и сожег огнем башни их со всеми, бывшими в них».
Happy hew myth!

Сослучайное и присослучайное 2017-12-10 05:57:17

Зеэв Бен-Хаим в молодости видел в этой сцене призыв сионистского идеала, знаменитое осушение болот Палестины. См. «Гатиква»: «Быть свободным народом на нашей земле». И какая ирония: Фауст, узрев в мечтах это прекрасное будущее, не замечает, что происходит не осушение болот — ему копают могилу!

Фауст (II, 5)
Болото тянется вдоль гор,
Губя работы наши вчуже.
Но чтоб очистить весь простор,
Я воду отведу из лужи.
Мильоны я стяну сюда
На девственную землю нашу.
Я жизнь их не обезопашу,
Но благодатностыо труда
И вольной волею украшу.
Стада и люди, нивы, села
Раскинутся на целине,
К которой дедов труд тяжелый
Подвел высокий вал извне.
Внутри по-райски заживется.
Пусть точит вал морской прилив,
Народ, умеющий бороться,
Всегда заделает прорыв.
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
НАРОД СВОБОДНЫЙ НА ЗЕМЛЕ СВОБОДНОЙ
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

Фауст падает навзничь.

Эпистолярное использование иврита не прерывалось

В надгробной написи в Бейт-Шеарим (3 в.) написано אנינא הקטן, и там идёт речь о Ханине бен Хаме. Есть и ещё несколько אניאנה и אנינא. В папирусах 4-5 вв. тоже есть אנינה и אושיא. Таким образом, даже в письмах и надгробных надписях никакого «хет» в этом имени не было, а ведь евреи, говорившие по-арамейски или на иврите, знали этимологию имени Ханина. Однако имя Хона в письмах того времени встречается.
Но вообще открытие и публикация этих папирусов (в основном Сират, 1985, а также Мишор, 1992) были чрезвычайно важны для еврейской истории. Найдены они в Египте, а это значит, что как минимум в этом районе евреи в 4-8 вв. писали официальные письма не только на греческом и на арамейском, но и на плюс-минус «молитвенном иврите». До сих пор многие считают, что после того, как иврит перестал быть разговорным, на нём писали только религиозные тексты — мидраши. Первым свидетельством официального использования иврита в эту эпоху была надпись в синагоге Рехова, и вот теперь — письма.
Таким образом, мы видим непрерывную преемственность эпистолярного использования иврита с библейских времён через мишнаитские, через византийские и до хорошо задокументированной эпохи гаонов в исламское время.

Тяжело и неказисто пресс-папье у архивиста