Сослучайное и присослучайное 2018-12-15 13:08:17

иван петрович хрипло лаял
на сослуживцев и домашних,
он их хотел кусить за пятки
и не хотел вилять хвостом
.
собака лапою стучала
кричала в трубку телефона
что кирпича не будет больше
и что пошли все кой-куда
.
собака ехала в трамвае
с хвостом прищемленным наружу
держась зубами за окошко
и тихо выла про себя
.
иван петрович брел по скверу
с консервной банкою на шее
и грубо, некрасиво думал
о кожуре от колбасы
(Леонид Сергеев)

Творец ведет все к лучшему!

Канун Шабос главы «Ваигаш»
6 тейвеса 5779 года / 14 декабря 2018 г.

В начале 1970‑х годов в Канаде, в городе Торонто, произошел серьезный инцидент: антисемитские активисты подожгли синагогу, и во время пожара сгорело несколько Свитков Торы. Евреи Канады пришли в ужас, увидев, что антисемитизм вступил на их порог и навредил самому святому месту… В том же городе хасид ХАБАДа раввин Авраѓам-Яаков Глуховский основал миньян для детей из семей, не соблюдавших Тору и заповеди, и организовал для них показательную молитву. Глуховский беседовал с ними по теме недельной главы и проводил трапезу с Кидушем. В ту Субботу, когда произошло вышеупомянутое несчастье, в группе появились два новых мальчика — Хаим и Шмуэль Каплан. В конце программы Хаим подошел к раввину и требовательно спросил: «Как Б‑г позволил этим антисемитам сжечь Свитки Торы?» Рав Глуховский печально посмотрел на мальчика и ответил: «Я тоже не знаю. Есть вещи, которые мы не можем понять». Мальчик был удивлен, услышав, что раввин не знал, что сказать, и этот искренний ответ завоевал его сердце. Он и его брат старались регулярно посещать миньян, постепенно начиная соблюдать заповеди, а позже отправились учиться в хабадскую школу.

С тех пор прошли годы. Сын раввина Глуховского Менахем-Мендел, один из посланников Ребе в Святой земле, в канун Швуэса 5771 (2011) года приехал отпраздновать праздник в штаб-квартире Хабада в Нью-Йорке и молился в миньяне, который собирался в кабинете Ребе. Там он встретил Хаима Каплана, постаревшего, уже дедушку многочисленных внуков, который приехал в Нью-Йорк, на свадьбу одного из своих младших детей. Они обстоятельно побеседовали. Хаим рассказал историю своего обращения к еврейскому образу жизни, а в конце добавил: «Когда я спросил твоего отца в то время, как Б‑г мог позволить сжечь Свитки Торы, он не смог мне ответить, но сегодня я знаю ответ: если бы не было того ужасного события, я и мой брат не открыли бы для себя мир иудаизма…»

* * *

В нашей сегодняшней недельной главе «Ваигаш» Тора, продолжая рассказывать историю отношений сыновей Яакова, дает нам весьма поучительный урок. Йосеф просит братьев не печалиться о том, что произошло между ними. Напротив, он обещает, что отныне возьмет их под свое крыло, и все расходы их и их детей будут за его счет. «И ныне, не страшитесь, я довольствовать буду вас в ваших детей», — и утешил он их, и говорил он к их сердцу» (Брейшис, 50: 21). И здесь возникает большой вопрос, который становится кульминацией истории взаимоотношений Йосефа и его братьев. Колесо судьбы сделало удивительный оборот: несчастный юноша, брошенный в яму, кишащую змеями и скорпионами, — теперь самый сильный и влиятельный человек в мире. Сейчас судьба братьев была в его руках, и он имел возможность отомстить за ужасные преступления, которые они совершили. А если не отомстить им, то, по крайней мере, принять разумное и вполне приемлемое решение: разорвать с ними связь и продолжить спокойно жить своей жизнью. Однако Йосеф все это забывает и даже предлагает им свою помощь! И огромное недоумение вызывает вопрос: где Йосеф находит силы освободиться от прошлого? Разве каждый раз, глядя на Шимона и Леви, он не будет вспоминать ту страшную ночь, когда они связывали его и бросали в яму? Разве, слыша голос Йеѓуды, он не вспомнит того, кто хладнокровно предложил продать его ишмоэльтянам?!

Еще большее чудо, что Кабала рассматривает поведение Йосефа как поучение для будущих поколений. Алтер Ребе пишет в «Тании» (глава 12), что «среднему» человеку следует простить проступок тем, кто сотворил с ним зло, «на зло отвечая добром, как написано в книге «Зоѓар», что этому можно учиться на примере того, как поступил Йосеф со своими братьями». И все удивляются: почему отплатить добром за зло? Почему?

Любавичский Ребе в примечаниях к одной из своих бесед приводит историю, которая предлагает совершенно иной взгляд на жизнь. Это были самые тяжелые дни жизни царя Давида. Авшалом, его родной сын, начал восстание и захватил власть. Жизнь Давида была в опасности, он был вынужден бежать из Иерусалима с горсткой приближенных, которые остались ему верны. Возле поселения Бахурим навстречу Давиду вышел Шими бен Гера и начал бросать в царя камни и ругать его. Сторонники Давида возмутились и хотели убить мятежника, но Давид остановил их, сказав: «Оставьте его, пусть ругает, верно, повелел ему Г‑сподь» (Шмуэль II, 16: 11). Давид очень хорошо знал, что за крушением его жизни стоит указ Свыше. Так еще ранее обещал ему пророк Натан после истории с Басшевой: «Я наведу на тебя зло из дома твоего» (Шмуэль II, 12: 11).

И здесь Давид устанавливает новое основание в вере: человек и пальцем не пошевелит внизу, если Б‑г не одобряет его наверху, а так как Б‑г стоит за руками обидчика — это означает, конечно, что «все к лучшему». Сам обидчик несет зло, но Всевышний дает ему разрешение сделать это по скрытым от него причинам, которые, в конечном итоге, окажутся положительными. Возможно, Б‑г хочет побудить жертву проанализировать свои действия. Может быть, Всевышний хочет поставить его перед выбором, в результате которого в нем проявятся все его добрые силы. Это может быть связано с «перевоплощением» — реинкарнацией душ, и мы никогда не сможем обнаружить причину этого. Но за каждым недоброжелателем, врагом или обидчиком скрывается замысел Всевышнего, ведущий, безусловно, к лучшему…

А теперь вернемся к разговору между Йосефом и его братьями. Сначала Йосеф напоминает, что следует сосредоточить внимание на исходе дела, а не на самом деле. Он говорит братьям: «И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б‑г пред вами… И послал меня Б‑г пред вами, чтоб положить вам удел на земле и животворить вас для спасения великого» (Брейшис, 45: 5, 7). Другими словами — «всё к лучшему». Но этого аргумента недостаточно, потому что он не оправдывает, как упоминалось выше, прощение и добро в ответ на их злой поступок. Поэтому Йосеф добавляет еще несколько удивительных слов: «И ныне, не вы послали меня сюда, но Б‑г» (там же, стих 8). Что имеется в виду под словами «не вы меня послали»? Разве Шимон и Леви не бросили его в яму? Разве не Йеѓуда передал Йосефа купцам-ишмоэльтянам и взял у них деньги? Но Йосеф считал, что за каждым плохим человеком скрывается хороший Б‑г.

На самом деле, по дальнейшему размышлению, как бы нас не удивляла концепция Йосефа, в реальности она предстает перед нами ясной и логичной. Все, что с ним случилось, только лишь исполнило то, что предсказывали его сны. Двадцать два года назад ему снилось, что он станет царем над своими братьями и все, что последовало за этим: «пойдем и убьем его, и бросим его в одну из ям… и продадим его», было только Б‑жественным способом исполнения сна до самого конца. Так что руки братьев были на самом деле руками Б‑га, которые все это делали по уважительным причинам.

Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного для себя? Каждое утро мы просим: «Спаси нас от недоброго человека и плохого друга». Однако всякий раз, когда мы встречаемся с таким человеком, у нас есть выбор, как на него реагировать. Мы можем сосредоточиться на обидчике и окунуться в море гнева или можем обратить свой взор к небесам и сохранять в себе уверенность в том, что Творец ведет все к лучшему. Поступая так, мы поможем себе и также принесем пользу всему народу Израиля в целом. Умножая аѓавас Исроэль — любовь к ближнему, мы обретем истинное искупление вскоре, в наши дни. Омейн!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (806 КБ).

Реувен Сиван рассказывает

Его сестра преподавала иврит в младших классах и устраивала диктанты. Она разговаривала на иврите «как положено» (как было положено в первой половине ХХ в.), чётко выговаривая гортанные «хет» и «аин». Ученики же её — как и всё молодое поколение — на хет и аин плевали. И именно написание хет и аин представляет одну из проблем, ради которой устраивают грамматические диктанты! Поэтому ученики говорили ей: «Учительница, с Вашим произношением диктант получается нечестным! Вы же нам подсказываете!»

Интересные данные ЦСУ Израиля

По состоянию на 2016 год 46% израильских семей не менее месяца в году находились в банковском овердрафте («в минусе»). Это на 8% меньше предыдущего показателя за 2013 год.
В то же время доля семей, живущих «в минусе» не менее 10 месяцев в году практически не изменилась, сократившись с 34% до 33%.
http://www.newsru.co.il/finance/07dec2018/minus306.html
Видимо, это означает, что привыкшие жить в минус так и живут, а не желающие жить в минус всё реже в этот минус попадают. Это хорошая характеристика для экономики.

Ну и как в каждом из них убить дракона?

Университет Генпрокуратуры совместно с психологами составил психологический профиль среднего коррупционера в России (среди осуждённых за взятки).
«Это активные, энергичные, инициативные люди, они очень коммуникабельны, они невероятно эмоционально устойчивы, в том числе в стрессовых ситуациях, они готовы много работать, обладают высокой степенью самоконтроля. Они способны к продуктивной и командной работе, общительны. Как правило, это люди с высшим образованием. У них есть постоянное место жительства. У них есть семья, есть дети. Как правило, типичный коррупционер не злоупотребляет спиртным, не принимает наркотики. Не имеется к нему претензий в бытовом плане. Он не нарушает общественный порядок. Это объективная картина», — сказал официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной.
https://www.interfax.ru/russia/641081

Как масло: проникать, но не смешиваться…

Канун Шабос главы «Микейц»
29 кислева 5779 года / 7 декабря 2018 г.

Каждый еврейский праздник связан с одной какой-то определенной жидкостью, которую пьют во время праздничной трапезы или используют для приготовления традиционных праздничных блюд. Эти жидкости, а точнее, их свойства наделяются особым сакральным смыслом, связанным с духовной жизнью нашего народа и еврейской традицией. На Рош ѓаШоно на стол ставят мед и желают хорошего и сладкого года. В Суккос молятся о воде и просят полный жизни год. На Пурим говорят лехаим с водкой для исполнения заповеди «не различать между Аманом и Мордехаем». На Песах наполняют четыре бокала вином. На Швуэс пьют молоко и едят молочные продукты, как символ того, что Тора, подобно молоку, дает положительную энергию. И вот наступают дни Хануки, и, несмотря на всю очевидность, если задуматься, то не совсем ясно, почему масло играет главную роль в этом празднике. Этот вопрос очень интересен, потому что, по сути, чудо кувшинчика масла не должно быть в самом центре событий. Ведь оно было последним в серии удивительных чудес, которые продолжались четыре года почти безнадежной борьбы, вплоть до самопожертвования со стороны Маккавеев. Маленькая семья отправилась на войну против могучей греческой империи, и удивительные чудеса смогли заставить греческую власть сложить оружие и объявить о завершении своего правления на Земле Израиля. Всевышний, как говорится в праздничных молитвах, «предал сильных в руки слабых». Тем не менее, в дни Хануки все сосредоточены главным образом на истории с кувшинчиком, а не на чудесах военных побед. В чем заключается уникальность масла, почему именно оно символизирует все, что произошло в эти особые дни?

Профессор Велвел Грин, эксперт в области бактериологии и эпидемиологии, был выдающейся фигурой в научном мире США. Он стал частью небольшой команды, выбранной НАСА для изучения вопроса о том, есть ли жизнь на Марсе. Профессор Грин рассказывал о том, как изменила его жизнь беседа Любавичского Ребе, которую он услышал на субботнем фарбренгене недельной главы «Микейц», в дни Хануки. Это было внезапное озарение, которое усилило его духовный рост и превратило в гордого еврея, постоянно носящего кипу.

Главная тема нашей сегодняшней главы «Микейц» — это невероятная встреча Йосефа с братьями. После 22 лет разлуки, в течение которых они не знали, где он и жив ли, Провидение устроило им удивительную встречу. И вот они стоят друг против друга. Йосеф попросил слуг дворца зарезать ягненка и приготовить для всех обед. И здесь Тора говорит интересную вещь: «И подали ему особо и им особо, и египтянам, которые ели с ним, особо» (Берейшис, 44: 32). Официанты принесли еду в отдельной посуде не только для гостей (что можно было бы объяснить соображениями безопасности), но и для египтян, которые «ели вместе с ним». Другими словами, Йосеф настаивал на том, чтобы есть отдельно даже от своих близких соратников. И это удивительно! Каждый бизнесмен знает, что лучшее время для обсуждения деловых отношений в течение дня — это бизнес-ланч, деловой обед. Мясное блюдо на столе вместе со спокойной атмосферой второй половины дня отлично подходит для сердечного сближения и заключения сделок. Не просто так в меню любого ресторана в мире указан «бизнес-ланч». А если так, то Йосеф, являясь министром финансов огромного государства, должен был максимально задействовать для деловых переговоров обеденное время. Он должен был использовать эту возможность, чтобы посидеть с инвесторами со всего мира, представить им графики развития египетской экономики под его руководством и убедить их вкладывать в нее деньги? Почему Йосеф отказывается от бизнес-ланча и устраивает частный обед?

Онкелос объясняет просто: Йосеф ел мясо, в то время как для идолопоклонников-египтян ягненок был священным животным, и поэтому они не могли есть вместе с ним. Однако Любавичский Ребе дает этому факту более возвышенное объяснение: Йосеф стремился сохранить духовное расстояние между собой и египтянами, тем самым напоминая и себе, и им: «Я похож на вас, но не из вас. У меня есть своя уникальная миссия в этом мире, и я не должен потерять ее среди чужеродного окружения». И поэтому обед, который сближает сердца, он ел один. И именно это дало ему неестественную силу выжить 22 года в чужой стране. Надо сказать, что это нельзя считать нормальным и разумным. В конце концов, наши мудрецы настойчиво предупреждали: «Держись подальше от плохого соседа!» Не просто не связывайся с ним, а как можно дальше отойди от него: не стой на расстоянии четырех локтей, не поднимайся вместе в лифте и не сиди рядом с ним на собрании домового комитета… Потому что отрицательное влияние плохого соседа заразительно. Несмотря на это, Йосефу удалось столько времени прожить среди идолопоклонников и не заразиться, потому что он был гордым евреем и постоянно напоминал себе, что он с ними похож, но не один из них. У него есть особая миссия в этом мире. Профессор Грин рассказывал, что слова Любавичского Ребе отозвались эхом в его душе, и в тот момент он решил регулярно носить на голове кипу, чтобы помнить, что он тоже «наместник царя». Он удостоился быть частью избранного народа, и его предназначение состоит в том, чтобы передать свое собственное, уникальное сообщение.

В этом как раз и заключается великая сила масла, как объясняет Ребе. С одной стороны, масло быстро и легко льется, просачивается и впитывается. Это самая проникающая жидкость, которая смазывает и предохраняет от ржавчины металлические детали механизмов и машин. А с другой стороны, масло проявляет совершенно противоположный признак: при соединении с другими жидкостями масло всегда плавает сверху, выделяется и не смешивается с ними. Хотя оно проникает повсюду, оно никогда не абсорбируется до конца. Ему удается сохранить свою уникальность, и все могут увидеть масло на тарелке с кугелем или куском мяса. Именно эти свойства ассоциируются с миссией нашего народа в этом мире. Еврей должен, с одной стороны, проникать повсюду. Мы должны действовать в полную силу шесть дней в неделю и добиваться успеха во всем, в чем мы можем преуспеть. Еврей обязан максимально использовать любой данный ему Б‑гом талант, будь то в изучении Торы или напротив, в бизнесе, искусстве или политике. И в то же время он должен идти туда, чтобы влиять, но не подвергаться чужому влиянию. Он всегда должен помнить, что ему предназначена уникальная миссия — повсюду прославлять и освящать Имя Всевышнего. Для этого еврей должен вести себя в соответствии с принципами высокой морали, честно и последовательно. Именно этому учит нас праведник Йосеф: максимально использовать свой природный дар во всех областях жизни и вместе с тем оставаться гордым евреем, соблюдающим заповеди Торы повсюду и во все времена.

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (865 КБ).

Нехрена кухаркиным детям делать в науке

Ивритский (sic! — האוניברסיטה העברית) университет в Иерусалиме заявил о желании перевести всё обучение на второй и третьей степенях на английский язык. А разные Масъуды из Сдерота и Ави Мизрахи из Офаким пусть утрутся своим ивритом. [White Power] Ашкеназ форева!

Только джентльмены…

Опять-таки Реувен Сиван рассказывает:
Когда я в молодости учился в университете Лидса, попросили меня заниматься раз в неделю с группой еврейских детей, которые никакого общения с еврейской культурой не имели. Я с ними учил ивритские слова, рассказывал о праздниках, о государстве Израиль… И однажды пятилетний мальчик просит меня: «Мистер Сиван, расскажите нам об Иисусе». Я — «так, мол, и так, лучше я тебе о Моше расскажу, и вообще, мы, евреи в Иисуса не верим, только gentiles в него верят». Но мальчик не унимался, пока одиннадцатилетняя девочка не сказала ему: «Хватит! Ты же слышал, что мистер Сиван в Иисуса не верит, потому что только gentlemen верят в Иисуса!»

Об Иммануиле Канте и бравых моряках

- Уважаемый господин философ,
если правы Ваши биографы,
что Вы совершенно сознательно
провели свои дни в Кенигсберге,
то какого Вам черта понадобилось
после смерти -
в Калининград?
(Владимир Ланцберг, окончание стихотворения)

Сослучайное и присослучайное 2018-12-04 11:00:39

Анекдот из 1930-х годов.
Годы арабского восстания. Палестина, автобус. Начинается обстрел. Водитель: «Всем лечь на пол! Немедленно!»
Фрау, приехавшая из Германии, возмущённо: «Сейчас стреляют, а ему больше делать нечего, кроме как на иврите разговаривать!»

Сослучайное и присослучайное 2018-12-04 10:50:21

В некоторых ивритских газетах конца XIX — начала XX в. дата обозначалась не по традиционному еврейскому календарю, а «от разрушения Храма». Например, в השקפה, האור, הצבי и во всех томах словаря Бен-Йеѓуды, вышедших в свет до I мировой войны. (После неё в словаре годы отсчитывались «от декларации Бальфура»).
Чтобы перевести годы «от разрушения Храма» в традиционные еврейские годы, нужно отнять от даты 172 и не забыть, что годы «от разрушения» начинаются 9 ава, а не 1 тишрея, как традиционные.

Сослучайное и присослучайное 2018-12-04 09:38:36

Реувен Сиван говаривал, что если посмотреть на первое действие Адама после его сотворения, во 2 главе книги Берешит, становится ясно, что древнейшая профессия в мире — лингвист.

К сегодняшнему женскому протесту

Я понимаю моду последних десятилетий, когда женщина, вступая в брак, оставляет свою фамилию и прибавляет фамилию мужа спереди или сзади. Но в таком случае — уважаемые дамы, зачем вы вообще фамилию меняете?

Сослучайное и присослучайное 2018-12-03 02:21:42

меня встают едят и моют
меня работают и спят
а тот кому всё это надо
меня давно уж не живёт

Читая Википедию

Париетальный и висцеральный листки спланхнотома преобразуются соответственно в париетальный и висцеральный листки серозных оболочек.

Вопрос о приоритете заповедей

Прочла в одной дискуссии:
Вы не понимаете,что нарушение суботы на много хуже убийства!

На фотке в «профиле» — не очень юный человек , вряд ли он получил религиозное воспитание на «доисторической.
Этому его научили здесь.

А теперь внимание, вопрос: кто его научил ?
Эта фраза:
- мэйнстримное мнение
- одно из мнений
- маргинальное мнение
- полностью некашерное мнение, писатель — чокнутый ?

Я слышала мнение, что лучше умереть, чем нарушить шабат (тоже не мэйнстрим), но впервые слышу, что лучше убить.

Поясняю: я не прошу приводить противоположные мнения авторитетов.
Мой вопрос: источник именно ЭТОГО мнения, если кто знает.

Ещё несколько причин асексуальности

"Согласно данным японского исследования, которое провёл Национальный японский институт исследований демографии и социального обеспечения, из японцев 18-34 лет, не состоящих в браке, 70% мужчин и 60% женщин не состоят в романтических отношениях. По сравнению с результатами такого исследования, проведённого 5 лет назад, это количество выросло более чем на 8% среди мужчин и более чем на 9% среди женщин". swamp_lynx
*
К многократно называвшимся причинам я бы добавил ещё несколько.
1. Последние лет десять жизнь молодёжи резчайшим образом изменилась. Люди находятся в ситуации постоянного общения. Всевозможные группы и соц.сети. Ежеминутно получаются и отправляются сообщения. Выход из общения нуждается в оправдании: "пока всем, я спать пошёл" и т.д. Таким людям сложно представить себе и ещё сложнее воплотить ситуацию "сейчас для меня не существует никого, кроме тебя".
Как в анекдоте о девушке, которая, поцеловавшись, немедленно лезет в ФБ и меняет статус с "активного поиска" на что-то типа "в отношениях".
2. Виртуальное общение приучает к закрытости собственного тела: ни один из друзей в ФБ или ВотсАпе меня за руку не возьмёт.
3. Жизнь молодёжи всё больше становится жизнью мозга (работать за компьютером, смотреть, слушать, писать, читать, разговаривать). Тело отвыкает принимать в жизни активное участие. А его сексуальные позывы воспринимаются как помеха.
4. Не у кого научиться всему, что перед сексом и после него. Одни фильмы обрывают сцену на поцелуе, другие показывают чистую технику. А всю ситуацию с зарождением, нарастанием и — главное! — с тем, что делать с партнёром после этого — нигде не увидишь.
Об этом написано:
"
чего ты ждешь спросил геннадий
ко мне губами наклонясь

а я жду музыку ведь в фильмах
она всегда в такой момент"
Можно, наверное, добавить…

Осветить мир светом Торы

Канун Шабос главы «Вайейшев»
22 кислева 5779 года / 30 ноября 2018 г.

Как-то раз пришел один еврей к раввину и рассказал о проблемах в своем доме. Раввин посочувствовал его страданиям и предложил ему проходить три километра каждый день, чтобы успокоиться. Через месяц раввин позвонил ему и спросил, что происходит в его доме. «Понятия не имею, — ответил еврей, — я нахожусь в девяноста километрах оттуда…»

Три раза в год мы празднуем чудесные спасения, которых удостоились наши предки, — на Песах, Пурим и Хануку. Следует заметить, что традиция празднования Хануки существенно отличается от двух других праздников. В то время как Песах и Пурим празднуются в помещении, в гостиной или на кухне с семьей и близкими, на Хануку еврейский закон дает предписание, которое не существует ни для какой другой заповеди: пирсумей нисо бахуц — «распространение чуда наружу». Мы должны стать «рекламными щитами» праздника и позаботиться о том, чтобы весь мир узнал о его чуде. Этот принцип обуславливает целый ряд законов, который уникален для Хануки. Первое правило состоит в том, что мы должны поставить ханукию у входа в дом так, чтобы ее свет освещал улицу. В отличие от этого, на Песах и Пурим мы не устраиваем трапезы во дворе или на улице. Следует отметить, что в истории нашего народа были моменты, когда стало опасно ставить ханукию снаружи, поэтому законодатели отменили этот обычай. Однако, согласно Талмуду, зажигать ее следует в проеме двери, обращенной к выходу. Второе правило имеет ту же первопричину и заключается в том, что время для зажигания ханукии наступает именно после захода солнца, так что свет ханукальных свечей будет выделяться в темноте. По этой же причине свечи должны продолжать гореть еще полчаса после выхода звезд — так как во времена Талмуда, до изобретения электричества, позже улицы пустели. Третье правило: хотя исполнение заповеди зажигания свечей Хануки касается нашего собственного дома, мы исполняем ее и в синагоге. А причина этого та же — распространение чуда Хануки для широкой публики.

Возникает вопрос: почему нас должна волновать «улица», и почему именно на Хануку, а не на Песах или Пурим?

Прежде чем ответить, я хочу рассказать вам одну реальную историю. Раввин Моше Бриски, посланник Хабада в городе Агура-Хиллз в окрестностях Лос-Анджелеса, однажды проводил урок на тему «Вера в Б‑га в трудные времена» и заметил, что у одного из его слушателей набежали слезы на глаза. Раввин не ожидал, что его слова так растрогают этого еврея, который руководил хором в реформистской синагоге. После урока мужчина попросил разрешения поговорить с раввином. Он рассказал, что несколько лет назад пережил ужасную трагедию: его жена и три дочери попали в автомобильную аварию, в которой две девочки погибли. В результате пережитого он впал в глубокую депрессию и потерял вкус к жизни. Ситуация постоянно ухудшалась, пока его брак тоже не был разрушен. Он развелся с женой и остался жить с дочерью. Однажды он почувствовал, что не может больше терпеть эти страдания, и решил покончить жизнь самоубийством. Он взял дочь в кино, чтобы попрощаться с ней, и планировал потом оставить ее у матери и покинуть этот мир. «Когда мы добрались до здания торгового центра, где был кинотеатр, я издалека услышал музыку. Мое музыкальное ухо сразу определило, что это была еврейская музыка, и нам захотелось посмотреть на музыкантов. Мы увидели, как несколько людей танцуют вокруг большой ханукии, и, прежде чем я смог понять, что происходит, молодой человек втянул меня в круг танцующих. Я посмотрел издалека на дочь и увидел, как улыбка осветила ее лицо. И тогда я понял, что не смогу совершить то, что задумал. В тот момент я решил жить для нее…» — «В каком торговом центре это произошло?» — взволнованно спросил раввин. «В кинотеатре на Маунт-Гейт Плаза в Сими-Вэлли», — ответил мужчина. Теперь пришла очередь раву Бриски утирать слезы. Он рассказал, что за несколько дней до Хануки решил активизировать кампанию по «распространению чуда» и поставить общественную ханукию в том месте, где она еще никогда не стояла. Он позвонил в справочную и попросил номер торгового центра в Сими-Вэлли. Диспетчер поинтересовалась, какой именно центр он ищет, но он сделал вид, что не понимает вопроса, так как не знал, куда ему стоит ехать, и надеялся, что диспетчер даст ему самое популярное место. В итоге его направили в Маунт-Гейт Плаза. «В ночь Хануки мы прибыли на площадку с несколькими десятками людей и необходимым снаряжением, — продолжил свой рассказ рав Бриски, — но, к нашему разочарованию, оказалось, что это место было полностью заброшено. Торговый центр находился на грани закрытия, и за исключением кинозала все магазины были пусты. Мы были очень огорчены, но поскольку мы увидели людей, ожидающих очереди, чтобы войти в кино, мы забрали ханукию от входа в торговый центр и поместили ее рядом с кинотеатром. Я помню, как возвращался домой в этот вечер с ужасным чувством неудачи, но оказывается, что этот ханукальный огонь спас еврейскую жизнь!..»

Любавичский Ребе в одной из своих бесед так объясняет основу обязанности распространения чуда наружу: Ханука символизирует огромную силу света, его способность освещать даже самую большую тьму. Наши враги на протяжении веков сражались с евреями, а греки пытались уничтожить иудаизм. Фараон и Аман стремились уничтожить евреев физически, не дай Б‑г, но не коснулись Торы. На пике опасности осуществления указа Амана Мордехай собрал народ в синагоги и дома учения, пробудил еврейский дух и вселил надежду на то, что Б‑г спасет их из рук врага. Греки действовали по-другому. Они не угрожали евреям смертью, напротив, они пригласили их стать частью эллинистической культуры. Греки расширили и украсили Иерусалим, дали ему уважаемое, с их точки зрения, название — Антиохия, построили великолепные гимназии и стадионы. Взамен они подавляли душу народа, хотели поразить язычеством еврейский ум и сердце: запрещали соблюдать Субботу, исполнять заповедь обрезания, чтобы погасить духовную искру, которая побуждает к продолжению борьбы. И в течение ряда лет греки весьма преуспели в своем деле. Кульминацией стало то, что они ворвались в Иерусалимский Храм, источник силы и могущества еврейского народа, и жестоко осквернили его…

Что может быть более мрачным и обескураживающим, чем положение, когда Б‑жественное откровение утрачивается, Дом Всевышнего стоит, оскверненный идолопоклонниками, когда распространяется дух ереси и вседозволенности, поклонение красоте и совершенству тела, и молодые люди увлекаются этим один за другим?! Но на самом деле именно тогда разгорелось большое и сильное пламя, которого не было ни на Песах, ни на Пурим. Мы впервые сразились с нашими врагами и восстановили то, что они пытались испортить. В то время как на Песах мы спешно бежали из Египта, а на Пурим только лишь отменили указ Амана, в Хануку Маккавеи начали прямое наступление на греков, выгнали их из страны и очистили Храм от скверны идолопоклонства. И оказалось, что нет никакой власти тьмы, которая может противостоять одной свече еврейской самоотверженности и преданности. Вот почему заповедь зажигания ханукальных свечей должна широко осветить тьму для как можно большего количества людей. Так мы будем помнить, что нет тьмы, которая сильнее света. В наших сердцах или на просторах мира нет места, которое не может быть освещено. Свет Торы может достигнуть даже самых отдаленных уголков! Все, что от нас требуется, — это светить!

Веселой, светлой и чудесной Хануки всем нам!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (757 КБ).

Сослучайное и присослучайное 2018-11-28 10:27:10

Ещё одна заслуга Реувена Сивана
Это он пробивал обращение כתוב/כתבי или כִתבו в бланках экзаменов — главное, чтобы не было одного лишь мужского рода.

Я придумал слово

Вещи, которые давно пора выбросить, но руки не доходят, давайте называть на иврите תִּזְרוֹקֶת.

Израильская загадка

На севере страны живут друзы и арабы. Мужчины в этих общинах всё больше хотят получить высшее образование, например, педагогическое, чтобы работать в цивилизованных условиях, а не железо гнуть, чтобы ставка каждый год повышалась, чтобы отпуск два месяца, чтобы жена не была образованнее мужа — чтобы войти в еврейский сектор, наконец. Но далеко не все желающие в этих общинах вообще умеют учить науки и обладают соответствующей школьной подготовкой. Но желание хорошее, государством приветствуется…
Что сделал педагогический колледж?

Сослучайное и присослучайное 2018-11-26 08:39:29

Ганс Кристиан Йоахим Грам. Он спас от смерти неисчислимое количество людей. То есть не он сам, а его метод.
Он ещё в XIX в. установил, что бактерии делятся на две группы: одни окрашиваются фиолетовым красителем, другие — нет. И даже неважно, почему. На практике это означало, что если к сельскому врачу поступает пациент, у которого может быть либо То, либо Это, а симптомы похожи, причём лекарства для Того и Этого нужны совсем разные, а лаборатории в сельском медпункте нет — можно проделать простое и быстрое окрашивание пробы, промыть спиртом, а потом под самым плохоньким микроскопом посмотреть — есть окраска или нет. И поскольку врач знает, что возбудитель Того грам-положительный, а возбудитель Этого — грам-отрицательный, он может немедленно начать лечение.

Сослучайное и присослучайное 2018-11-26 06:56:39

Наконец я узнал ответ на один из вопросов из "Застольных бесед" Плутарха: почему ночью звуки слышнее, чем днём?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B0

Хасидская экономика

Небольшая «датская» статья для проекта «Я-Тора»

В отличие от нееврейских богачей, большинство цадиков не имело поместий или фабрик, и не занимались торговлей или банковской деятельностью, которая могла бы служить надежным источником доходов. Основным источником денежных поступлений стали многочисленные последователи хасидских лидеров. Последние, в свою очередь, создали эффективную систему, позволившую максимально рационализировать доходную часть бюджета

Поддержать проект традиционно Я-Тора можно
ЗДЕСЬ. Для проекта это важно.

Толерантность к мистикам

Почему мистические построения Блейка, которые он публиковал, не вызывали никакого религиозного сопротивления? Если человек пишет: "Уризен — это библейский Саваоф, и он пребывает в геенне огненной" — так мог бы сказать маркионит. А Блейк продолжает рисовать и публиковать…