Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Предметный указатель - Ханука

1  2  h  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Я 


Ханука (ашкеназ.)
Хануко (сефард.)
חנוכה
Четыре локтя человека приобретают ему

Чудо Хануки в том, что масло, которому следовало бы гореть один день, горело восемь дней.
Одни говорят: "Масло сгорало, но чудесным образом появлялось на следующий день".
Другие говорят: "Масло в реальности не горело. Чудом было пламя".
Теорий много...
Почему мы хотим ограничить Б-га нашей логикой? Ведь можно сказать и так: "Пламя исходило от горящего масла, но масло не сгорало!"
Когда Аарон подошел впервые к Меноре в Мишкане, чтобы засветить ее, Б-г обещал ему, что если даже Менора в Храме окажется потушенной в то время, как Исраел отвернется от Б-га, то все же останется один огонек, который будет гореть вечно и принесет свет и надежд.у Его детям в самые темные часы их жизни. Этот свет принесут Ханукальные огни.
В такое бедственное время мы всегда должны уподобить себя отряду Хашмонеев, который всегда оставался верным заветам своих отцов. Мы должны помнить, что глубоко в сердце каждого еврея запрятана «капля чистого масла» которое, будучи зажженым, разгорится в огромное пламя. Эта «капля чистого оливкового масла» — это "Вечный огонь", свет которого может и должен прорезать темноту нашей ночи теперь и всегда, до тех пор, пока каждый из нас собственными глазами не увидит исполнение обещаний пророка о нашем конечном избавлении и торжестве
Когда говорят «спасение», значит была беда. Чудо Хануки и было таким спасением: от беды настоящей, глубокой, подлинной, угрожавшей самому существованию нашего народа.
Сейчас, когда мир окутан предрассветной мглой, когда одно за другим сбываются трагические предсказания наших мудрецов и пророков, когда покинутый всеми Израиль остался один среди кровавой своры врагов, мы,
сыны и дочери Израиля, должны сплотиться вокруг единственного огня, согревавшего нас тысячелетия – вокруг пламени Торы.
"Ноах" укаызвает на существование Израиля перед (раньше и выше) Торы, а "Толдойс" указывает на служение Израиля в исполнении Торы и заповедей, что посредством этого приходит их существование (как оно предшествует Торе) в реализации и в раскрытии
Мы отмечаем в Хануку два события, очень непохожих друг на друга: военную победу над врагом и чудо, которое произошло в Храме с кувшином масла, – рассчитанное на один день, масло горело в храмовом светильнике, Меноре, восемь дней. В обеих историях действовали одни и те же люди – священники Хашмонаи. Они подняли восстание в защиту Торы, а потом, выполняя ее приказ, вошли в Храм, чтобы зажечь Менору.
Задают вопрос: зачем им нужен был запечатанный кувшин с ритуально чистым маслом, зачем вообще Вс-вышний сделал это чудо? Ведь закон разрешает в случае необходимости взять другое масло, которое не хранилось в такой строгой ритуальной чистоте.
Ответ прост: если бы Хашмонаям было все равно, какое масло горит в Меноре, они бы не добились военной победы...
Все называли его Додиком – и мама, и папа, и бабушка и, дедушка, и знакомые мальчики и девочки. Только прадедушка называл его Давидом.
Но прадедушка вообще был особенный. Все у него было необыкновенное. И маленькая шапочка на его седых волосах, и большая черная шляпа, в которой он выходил на улицу, и книги — толстые, с пожелтевшими страницами — непохожие ни на какие другие. Они были написаны буквами, которые не мог прочесть не только Додик — лучший ученик третьего класса, но даже папа. Оказывается, это был древнееврейский язык. Узнав об этом, Додик сразу же спросил прадедушку: „Скажи, только такие древнееврейские старики, как ты, могут читать древрееврейские книги?"
Благодарим мы Тебя... И за знамений, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за чудеса, которые Ты явил отцам нашим в те времена, в эти же дни (года)...
Царь Антиох издал приказ по армии, обязывая своих воинов посетить каждый еврейский город и село, воздвигать там языческие алтари, устанавливать идолов и заставлять евреев поклоняться им. Не подчиняющиеся этому приказу безоговорочно подлежали смерти.
Таким образом, воины уже обошли большую часть Святой Земли, когда они появились в маленьком городке Модиин, в нескольких милях к северу от Иерусалима. Здесь жил Маттатия, глава священнической семьи из рода Хасмонеев, и его пять сыновей – Иоханан, Шим'он, Иуда, Элеазар и Ионатан. Их сердца были полны печали при виде великой катастрофы, постигшей их народ. Хотя казалось, что борьба против численно превосходящих сил регулярной сирийской армии, обученной военному делу, дело безнадежное, они все же никогда не отчаивались.
Когда Апелл, один из сирийских надзирателей, явился в Модиин со своими воинами и начал убеждать население отказаться от своей веры и стать идолопоклонниками, Маттатия и его сыновья вышли из своих укрытий, чтобы выступить перед собрашимися.
«Если даже весь народ сирийского государства подчинится царскому приказу, чтобы отказаться от веры своих отцов, то я и мои сыновья все же останемся верующими и истинными евреями», смело заявил старый священник Маттатия.
Месяц Кислев • Праздник Хануки • Ханукальные светильники • Как их зажигают • Где их зажигают • Когда их зажигают • Кто их зажигает • Законы Хануки • Обычаи Хануки • День Обновления • Тора о Хануке • Почему восемь дней? • Неугасимый свет • Чудесные светильники • Нелицеприятный Суд • Война света против тьмы • Греческое царство • Красота становится уродством • «Эллинизированные» • Чудо восстания • Мера за меру • Ханука и Пурим • Вопросы и ответы • «Вот Ханука» • Завершение праздника • Почему Ханука и Пурим не «удваиваются» в диаспоре
Праздник Ханука продолжается восемь дней – с 25 кислева по 2 тевета (или до 3 – в те годы, когда в кислеве 29 дней). Праздник этот установлен Йегудой Макаби и его братьями, чтобы отметить очищение и освящение иерусалимского храма, оскверненного греками и евреями-ассимилянтами, и возобновление храмового служения.
Межиричский Магид так объясняет стих «И поселился Яаков в стране, где жил отец его, в стране Кнаан»: «И поселился Яаков» – Яаков жил в стране (дословно: «в земле»), в земном. Для чего же он это делал? Для того, чтобы собирать искры святости, содержащиеся во всем материальном, и возносить их к Отцу их, Который в Небе.
Гемора (Талмуд) рассказывает (Шабос, 21,2), Что (произошло в) Ханука? Когда вошли греки в Храм, осквернили все масла в Храме, и когда победили их Хашмонаим... на следующий год установили их и сделали праздником ...»
Завершение освобождения (возвращение Алтер Ребе в Витебск) произошло на третий день Хануки, поэтому мы можем и должны привнести в Хануку все, что связано с 19 Кислева, и обязательно с добавлением, подобно тому, как, согласно обычаю, каждый день добавляют свечу в ханукию
Глава «Микец» всегда читается в дни праздника Ханука. События, о которых идет речь в главе, и восстание Маккавеев, разделены более чем тринадцатью столетиями. И все же ученые находят некоторую, пусть весьма отдаленную, связь между главой «Микец» и праздником, в дни которого эта глава читается. Так наши мудрецы говорят, что уже в самом начале главы, в рассказе о фараоновом сне, имеется намек на события, легшие в основу праздника Ханука.
Действие этой истории происходит около 100 лет назад в Багдаде, во время Субботней трапезы у мистера Авраама Пинхаса, богатого еврейского купца. Обычно за столом у мистера Пинхаса собиралось много гостей, но в эту Субботу был только один богатый человек, которого он пригласил из Бейт Кнессета (Синагоги).
В этой беседе речь идет о заповеди зажигать ханукальные светильники, а точнее о двух особенностях, связанных с ней: первая – они должны быть ориентированы на дверной проем (дверь должна выходить на улицу или в общественное место), вторая – они должны быть установлены слева от двери. В этих нюансах заключен глубокий смысл: «левая сторона» и «общественное место» относятся к области светской жизни, и, помещая светильники именно там, мы приносим Б-жественный свет туда, где ему обычно упорно сопротивляются. Также рассказываеться о влиянии на мир повелевающих и запрещающих заповедей. А заканчивается сравнением ханукальных светильников с тфиллин.
Хануку называют хаг гаурим - «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
Месяц кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.
Хануку называют хаг гаурим - «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
...«Когда был сотворен мир, свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».
Последний день праздника обычно называют зот - Ханука («это -Ханука»). Тому есть причина: фрагмент из Торы, который читают в этот день, начинается словами «это - освящение жертвенника...»
Но не может быть, чтобы у этого необычного названия дня не было и символического объяснения. Видимо, в последнем дне праздника заключена в особой полноте вся его суть. Именно на этот день наша традиция (а «традиция Израиля - тоже Тора») указывает и говорит: «Это - Ханука!»
Этими словами я почти 20 лет назад начал свое письмо к Вам. Ваш ответ, проницательный и благородный, лежит передо мной. Это письмо - одно из связки Ваших писем ко мне, которые я бережно храню. Я не ...
... квалифицированное использование средств массовой информации, включая запуск искусственных спутников на всех континентах при праздновании Хануки.
Мой отец, Авроом-Цви Гринвальд, родился в польском городе Лодзь. Ему было только восемь лет, когда умер его отец и мать осталась одна с детьми. Маленького Авроома она отправила к своему двоюродному брату, рабби Менахему Зембе, который был известным раввином в довоенной Варшаве.
...И подобно свечам Хануки, которые существуют вовеки, - как говорит Рамбан в объяснении слов Мидраша "шелхо гдойло мишелогэм, шеато мадлик эс ганейройс", существующие вовеки, что невозможно сказать, что имеется в виду свечи Храма, поскольку их нет во время изгнания, следовательно, они не существуют вовеки, но имеется в виду свечи Хануки, которые существуют вовеки. И подобно этому также йуд тес кислев, что с тех пор он стал праздником, существующим вовеки.
Главная цель творения,чтобы именно нижние, то есть сотворенные, которые в этом мире, были сосудами для аспекта Сущности Эйн Соф {т. е. только в этом мире может полностью раскрыться Эйн Соф, даже в мирах, которые выше Ацилус Он полностью не раскрывается}