Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Что делать, когда есть противоречия между разумом и реальностью?

 

Перевод с английского.

Мир и благословение.

С момента получения вашего письма, датированного…, ничего не слышал вас. Я надеюсь, что это соответствует пословице: «отсутствие новостей — это уже хорошие новости»; и что Вы преодолели проблему, о которой писали: кризис веры из-за определенных сомнений и недостоверностей, или проблема облегчилась в известной мере, как это часто бывает в подобных случаях.

Это одна из причин (главная из них — это сильная занятость) — тому, что мой ответ на Ваше письмо задержался в такой степени. Также потому, что тяжело обсуждать подобную тему в удовлетворительной степени посредством письма. В действительности, нет в этом никакой необходимости, по той причине, что эта проблема не является необычной, и существует многочисленная литература (в том числе и на английском языке), разбирающая вопросы, приведённые в вашем письме. Вместе с тем, конечно же, можно обсудить их в личном порядке с образованным человеком, являющимся действующим раввином.

Поскольку Вы уже написали мне, постараюсь осветить (в тесных рамках письма) несколько недостоверностей, упомянутых в вашем письме: как нужно понимать наличие в мире множества религий; почему евреи обязаны соблюдать 613 заповедей, в то время как большинство человечества — лишь 7 из них, которые называются «семью заповедями потомков Ноя» (со всеми их пунктами, понятно, что так же они составляют большую книгу моральных законов, данную Свыше); каким образом еврей может быть уверен, что иудейская вера и её путь жизни являются истинными и предпочтительными по сравнению с другими религиями, и т.д.

Позвольте мне начать следующей мыслью: человек, смотрящий на свою руку, прежде всего, подумает о ней как о части строения его тела, способной выполнять ряд ручных работ. Если он продолжит размышлять далее, то увидит, что рука состоит из множества органов, как пальцы и мышцы и т. п., у которых есть собственное предназначение, в то же время, их функцией является совместная работа и адаптация с другими органами, что позволяет руке выполнять более «тонкие» миссии, письмо, например. На уровне ещё более глубоком, есть нервы и «инструменты», связывающие руку и пальцы с мозгом и сердцем, фактор, влияющей на качество письма и почерк настолько, что в них выражаются мысли и переживания цишущего, даже проявляются его скрытые черты, как известно специалистам-графологам. Можно ещё больше продолжить в подобном оперировании до атомарного и электронного уровней и т.д. Поэтому можно говорить о человеческой руке и её предназначениях во всевозможных аспектах, от простейшего до сложнейшего, в аспектах, несопоставимых друг с другом, вместе с тем, каждая часть выполняет свою функцию в правильной и здоровой форме.

И если есть такая сложность, уровни и ступени в мире физическом, но с объединяющим фактором в основе вещей, конечно же, подобные же явления существуют в мире духовном и метафизическом.

Когда говорится об осмыслении реальности Всевышнего, человек вынужден признать, изначально, что в силу своей ограниченности (даже мудрейший из всех людей) не в состоянии постичь «разум» и «помыслы» Творца, которые являются качествами, в основе своей, не поддающимися пониманию, как и Он сам, кроме того, что пожелал раскрыть в Торе. Но то, что открыто в Торе — ясно, как свет, это причина тому, что она называется — «Тора Ор» (Учение Света); и действительно, многое из неё доступно разуму напрямую.

Ныне, в связи с человеческим видом, Тора рассказывает нам, что он развивался в соответствии с планами Творца, посредством многообразия составляющих, а не одним единым массивом — в точности, как физическое тело человека, состоящее из множества органов и частей, у каждого и каждого из них есть его личное предназначение и личная функция; но ни один из них не является бесполезным и лишним. Ибо, как рассказывают нам мудрецы, благословенна память о них, «не создал Всевышний в мире его и одной пустой вещи».

Понятно, что человек должен удивляться, почему Всевышний избрал один народ среди всех наций, чтобы дать ему Тору и заповеди его, и выделил его, как «царство жрецов (служителей Бога) и святой народ»? Или почему Он допускает существование такого множества вер и религиозных обычаев, некоторые, из которых прямо противоположны его заповедям? Но это подобно вопросу, почему человеческое тело должно состоять из множества столь разных частей, от мозга и сердца — до ноги и пятки? Почему бы не сделать так, чтобы все было бы сердцем, иди мозгом? Или, почему Всевышний позволяет существование в теле повреждений, без которых оно было бы совершенным? В связи с вопросом, посвященному освещению факта существования в мире разных вер и религий, в то время как каждая из них утверждает, что она правдива и предпочтительнее всех других, как еврей может быть уверен, что его Вера — истинна? Этот вопрос и другие подобные ему уже обсуждались при составлении знаменитой классической книги, написанной в 12-ом веке, книге «Кузари», вышедшей из под пера Великого еврейского философа рабби Иеуды Алеви, её можно найти и в английском переводе. Книга великолепно документирована и обосновывается на доказательствах, способных выстоять под тщательнейшей проверкой разума и научной системы.

Один из базисных научных принципов, первым делом, — уточнить факты, без размышлений о том, логичны они или нет, и только потом попытаться найти правильное объяснение. Эта идея происходит из принципа, что знание проистекает из реальности, а не наоборот. Если, в соответствии с чьей-то логикой, реальность должна быть другой, ошибка — в логике, а не в реальности.

Другой базисный принцип в научном подходе заключается в том, что существование свидетельства — обязательно, когда оно обосновывается на широчайшем, насколько это возможно, спектре свидетелей и наблюдений, проверенных ещё более проведением экспериментов во всевозможнейших условиях, и т. д.

В соответствии с этим, как объясняется в «Кузари» и в других источниках в течение многих лет, мы, евреи, уверены, что «Моше -истина, и Тора его — истина» на основании исторических свидетельств выхода из Египта и откровения на горе Синай, потому что 600 000 взрослых еврейских мужчин были свидетелями ему (кроме женщин и прочих). И, тот факт, что наши отцы засвидетельствовали его, они передали сыновьям своим и их сыновьям, из поколения в поколение до сего дня, чему никогда не было перерыва в нашей истории, и традициях, с эпохи Авраама — первого из праотцев.

Поэтому, идентичная традиция передана нам миллионами евреев из всех общин, и подтверждена практическим жизненным путем и обязанностью по отношению к тем же заповедям той же Торы (та же Суббота, те же тфилин, мезуза и т.д.) из поколения в поколение, в разных странах и при разных условиях. В то время, как другие  причины, от которых зависит, как правило, выживание других наций и их этнических культур, как территория, политическая самостоятельность, язык, одежда и т.д., изменялись в жизни евреев в зависимости от времени и места, Тора и заповеди не исчезли из жизни еврейского народа. Факт этот, протянувшийся золотой нитью на протяжении нашей истории, не только определяет аутентичность нашей Торы и ее заповедей, без малейшего сомнения, но также показывает ясным образом, какова постоянная причина, истинная и насущная, которая сохранила нас, евреев, в различных ситуациях, и во всевозможнейших кризисах, это — Тора и заповеди, «жизнь наша, и длительность дней наших».

Никакая другая вера, без всяких исключений, даже такие религии,  чье количество верующих превышает наш народ, не может предоставить такого доказательства её происхождения, потому что, когда человек ищет корни этих вер, он всегда находит, в конце концов, что каждая из них, без исключения, проистекает от одного или небольшой группы основателей. В результате, несмотря на множество верующих, ставится под сомнение истинность откровения, о котором заявляют их источники, было ли это истинное пророческое откровение, как они утверждают, или идёт речь об иллюзии, и, в случае с относительно небольшой группой основателей, в реальном ли восприятии они участвовали, или говорится о сговоре, или подобном этому.

Однако, понятно, что таким сомнениям нет места в связи с нашей Торой, в особенности, в свете того факта, что наиважнейшие из других вер признают очевидность первоначальной их связи с нашим Танахом (тем, что потом получило название «Ветхого завета»), со всеми событиями, в нём упоминавшимися, включая исход из Египта и Откровение на горе Синай – что это, по сути своей, сильнейшее наше доказательство (если есть в них необходимость) тому, что «Моше — истина, и Тора — истинна «.

В заключение, есть ещё дополнительный важный тезис, и также это  есть принцип, принятый в науке, — полагаться на авторитет известного профессионала – принцип, которому сохраняют верность даже в области медицины, когда это напрямую связанно с лечением и жизнью, и, конечно же, нельзя игнорировать мнение специалиста, или действовать вопреки ему.

Профессионалы, связанные с проблемами, упомянутыми в вашем письме, они – авторитеты Торы в каждом поколении, те, кто посвятил всю свою жизнь изучению Торы, и их жизнь посвящена тому, чтобы построить свою жизнь в полном соответствии Торе и её заповедям.

Поскольку всё происходит по Б-жьему провидению (ашгаха пратит), это письмо, задержавшееся на продолжительное время, написано в перед наступлением 10 Швата, дня ухода — гисталкус моего учителя и тестя ребе Раяца, время побуждает вдуматься в жизнь и в служение его, затронувшие многих евреев во всех частях света. Я верю, что вы знаете о его решительной преданности сохранению, исполнению и распространению пути Торы даже при тоталитарной, самой безжалостной и антирелигиозной власти. С логической точки зрения, не было и малейшей возможности, что он сможет преуспеть, в особенности, после того, как все вожди других религий (не только евреи) вынуждены были замолчать или были уничтожены. Вместе с этим, когда ситуация стала критической (1927 год), он вышел победителем с помощью Всевышнего. Плоды его победи можно наблюдать даже сейчас, по прошествии более чем пятидесяти лет с тех пор, в лице мужчин, женщин и детей, вышедших из-за «железного занавеса», евреями сильными и здоровыми, вдохновляющими всех встречающихся им. Многие из них стали активными продолжателями дел ребе Раяца в разных частях мира. Этим уточнением я заканчиваю своё письмо, которое длиннее обычного (несмотря на то, что оно слишком коротко для тем, обсуждавшихся в нём), от всего сердца желаю, чтоб каждый из нас, включая и вас, посредством меня и все братья наши, сыны Исраэля, приняли участие в распространении света Торы и заповедей максимально, насколько это возможно, исходя из сил и возможностей каждого, и пусть даст Всевышний, благословен он, чтоб это делалось энергично, радостно и с добрым сердцем.

С благословением



[1] Из книги «Sparks of Chassidus», включающей письма Ребе, сохранившиеся в архиве секретаря Ребе р. Нисала Миндела