Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ликутей Сихойс т. 15 стр. 488

בס»ד

Может быть, Вам уже известно, из того, что я говорил на исходе Святой Субботы гл. Лех Лехо (5735 — 1974 г.) по поводу совершенной необходимости одновременного заселения всех территорий, по крайней мере тех, на которые есть претензии со стороны народов мира. И, по моему мнению, ясно, что только это путь к тому, что отчаются враги Израиля рахамоно лицлон, от их злого умысла, когда они увидят, что это всерьез. И, как я говорил об этом несколько раз, что даже те, которые боятся протеста и претензии и т.д. — видели в прошлом и видят в настоящем, что протест останется в своей силе и полноте без всякого различия, заселят ли еще одну точку или всю территорию.

И к моему большому огорчению, по-видимому, даже не думают о таком плане, и решено, и самое главное, что так делается практически, вести себя так, как вели себя в прошлом, что после каждой победы — что все они были выше, чем естественный порядок вещей — после войны Йом Кипура, и после Шестидневной войны, и войны на Синае и т.д. — делали «полдела», точнее, соглашались получить половину от того, что было дано Свыше — победу, и не решили со всей твердостью и не завершили вопрос один раз и навсегда. И как понятно, что это само вызвало нажим, и более того, что добавили и послали делегацию и посланников и представителей сообщить, что не только, что не закончат использовать победу, но что отказываются от того, что уже достигли. И результаты этого видели на практике, что не только, что не привели к миру, но привели к его противоположности, — к действиям террористов и войне на истощение и вплоть до войны рахамоно лицлан. И как говорилось выше, это повторилось уже более трех раз.

Я не знаю, если Ваше мировоззрение — это то, что называют «ястребы» или «голуби». Но после того, что видели последствия указанного поведения после всех войн в прошлом, и вплоть до того, что корень устрашений и нажима сейчас — по-видимому, это следствие вышеуказанного, то, по моему мнению, нет различия в этом между «голубем» и «ястребом», и существенно важно различие лишь в отношении решения: вести ли себя таким же образом, как это было до сих пор из различных и странных соображений — обманывать самих себя и всех, на кого имеют влияние, ложными надеждами на то, что несмотря на то, что поведение не изменилось, может быть, все же, результаты будут другими; или попробовать, по крайней мере, один раз, новое поведение, то, что здравый смысл и опыт прошлого указывают, что следует попробовать это сделать.

Если вышесказанное — это также и Ваше мнение, и безусловно, Вам, как живущему в Святой Земле, лучше известно положение вещей на месте, безусловно, Вы сделаете самый большой шум, и это подействует на многие и многие круги, и может быть, также послушают Ваш голос. И, несмотря на то, что самое лучшее было сделать так, как говорилось выше, немедленно, как только было создано первое поселение, все же лучше это сделать поздно, чем продолжать поведение «два шага назад и потом один шаг вперед», и я специально изменяю порядок фразы, ибо к сожалению, даже подход «шаг вперед два шага назад» — даже этого боятся.

И да будет воля Вс-вышнего, что в конце концов исполнится обещание «и наполнится земля знанием Вс-вышнего как вода покрывает море», и как немедленное следствие будет устранен весь страх «что скажут народы мира» и найдет ли симпатию в их глазах такое то поведение, и вплоть до страха от шороха шуршащего листа, — если есть опасение что он колышется от голоса не-еврея. И не стоит продолжать о огорчительном, и Вс-вышний даст силу своему народу, чтобы идти в полный рост и со всей необходимой стойкостью.

Из письма 22 хешван 5735 (1974 г.)

Я снова повторяю мои слова, что все те (известные мне, как понятно) из военных профессионалов, которых спрашивали – без всякого исключения – ответили, что всякое отступление в Йегуде и Шомроне и Голанах — это пикуах нефеш мамаш без всякого сомнения.

Нет в этом противоречия с тем, что было написано к указанному выше – в отношении пятерых, которых он перечисляет, ибо (по крайней мере, в отношении некоторых из них) известно, что они сказали (и, по-моему, также было напечатано в журнале содержание того, что будет говориться дальше, но не «языком галахи») «что хотя есть в этом опасность пикуах нефеш, но поскольку может быть, что посредством этого будет достигнут, в конце концов, мир, и еще и главное, — что посредством этого отступления США продолжат посылать оружие и деньги, и т.д. – вынуждены пойти на эту опасность».

[Это подобно тому, что врач-профессионал скажет «медицинские соображения заставляют сказать, что необходимо Коген Гадоль (Первосвященник) должен нарушить субботу и Йом Кипур,

но, поскольку спасение касается только одного больного, и только во временном (физическом) аспекте и т.д

— то соображения страха перед Небом заставляют сказать, что Коген Гадоль должен продолжить свое служение и молитву в Кодеш Кодошим, на благо большинства и всего Израиля»]

Когда спросили у них: ведь отступления накануне войны Йом Кипура привели к сотням жертв на следующий день, запрет министра обороны стрелять по арабской армии, которая сидела в монастыре в Иерусалиме в Старом городе (или в здании ООН?), чтобы не прогневать Ватикан (или ООН?) привел к десяткам жертв – они сказали – что у них не было выбора из вышеуказанных политических соображений.

Основная мысль (или, другими словами): мнение врача является решающим – по Галахе – когда он говорит в качестве врача (из соображений лечения и опасности для жизни), но если он говорит свое мнение в качестве политика (политические соображения), что, по его мнению, они перевешивают и устраняют врачебные соображения – это против закона установленного в Шулхан Арух.

(Даже) Если вдруг чудесным образом изменится положение – и само собой скажут военные профессионалы сейчас – что нужно отступить, чтобы избежать опасности пикуах нефеш –

(все равно) Бейт Дин обязан выяснить, нет ли в этом закона гоим, которые осадили еврейский город (и нет разницы с т.зр. галахи происходит ли это в Ху»Л – Синай, или в Святой Земле – Шулхан Арух Орах Хаим п. 329 и еще), что тогда выходят на них даже если есть опасность для жизни (ибо в нашем случае это – пограничный город), и даже если они только собираются прийти.

И только если это точно не подходит под этот закон – только тогда нужно отдавать территории по Шулхан Аруху.

(из письма тевет 5738)

… И как понятно, постараюсь сделать в этом насколько возможно, хотя за наши великие грехи из-за билбулим со стороны маасэ эрец Мицраим (имеется в виду по видимому Кэмп-Дэвид) и т.д. трудно найти слышащее ухо во всех остальных вопросах. И я сказал ал дерех цахус, что также как это было в египетском изгнании, что из-за изгнания на слушали Мойше, также это в мнимом изгнании в современном Египте, что на самом деле это «мамлохо шфейло» (низкая держава, слабая держава), и может быть еще меньше этого, и, тем не менее, некоторые из наших братьев бней Исроэл притягивают на себя галут Мицраим, и самоуничижением перед его представителями, и вплоть до самой странной вещи — что именно Бней Исроэл короновали его быть представителем всех арабов! И когда он потребовал Йегуду и Шомрон, то спор среди евреев о том, нужно ли отдать все, или отдать часть, и т.д., что это против ясного постановления в Шулхан Арухе, что когда гоим собираются прийти даже за сеном и соломой, нарушают субботу с оружием и т.д., поскольку речь идет о приграничном поселении. И единственное объяснение на вышеупомянутую реакцию — что полагаются именно на него, что он пообещал мир, хотя он сам говорит, что он не может обеспечить это. И если бы была необходимость доказать тьму двойную и удвоенную изгнания, и именно в последние годы, то также вышесказанное — это одно из доказательств. И безусловно, для Вас излишне подробно говорить об этом, но человек, находящийся в горе, не может удержаться от того, чтобы излить его, хотя бы в нескольких сказанных строках.

Ликутей Сихойс т. 15 стр. 491

… те, кто говорят и организуют сторонников возвращения территорий, по крайней мере, часть из них, что это угрожает безопасности не только границ, но безопасности всей страны Израиля, с т.зр. естественного порядка вещей, и достаточно понимающему. [И «хохма» в том, чтобы оказывать нажим на людей армии и безопасности, чтобы они не высказывали свое мнение открыто и со всей силой – я не понимают этого совершенно]. И тем более, что нет никакой пользы и выгоды в возвращении территорий, ибо «уста их говорят ложь», и как видели в прошлом в отношении всех обещаний о мире и т.д. И как говорит Раши из Сифри Бегаалойсхо (9, 10) на прошедшей неделе: «закон это, известно, что Эйсов ненавидит Яакова», и наши мудрецы говорят очень подробно о «хесед леумим хатос[1]«. И ясно, что не выиграют ничего через то, что возвращают территории, и как видели в прошлом и даже в ближайшем прошлом, когда вернулись 12 лет назад от Суэцкого канала, и т.д., и т.д., и достаточно понимающему. И в особенности в последний год, что каждый раз, когда усиливается распространение мнения, что нужно возвращать территории и помощь народам мира, и т.д. – усиливается волна террора, и вплоть до того, тчо добавляются жертвы, да отмстит Вс-вышний кровь их, и как это видели воочию…

И удивительно, насколько подтверждаются справедливость слов наших мудрецов, на каждом шагу, когда они сказали, «каждый, кто добавляет – убавляет», что с этой точки зрения становится понятно, что обе эти заповеди «не добавляйте» и «не убавляйте» сказаны в одном посуке и в одном продолжении (Воэсханан 4, 2; Рээй 13, 1), что именно те, кто кохн зих в том, что в наше время добавилась заповедь (алия в Эрец Исроэл, и именно в числе 613, вопреки мнению Рамбама), и некоторые еще добавляют, что только от нее зависит исполнение всей Торы и заповедей и существование народа Израиля и существование земли Израиля, и само собой [можно плыть на кораблях, публично нарушая субботу, и т.д., ибо] все отталкивается перед этой заповедью [и тем более и тем более, более легкие вопросы]. И они добавили еще одно, объявлять публично, что сейчас мы находимся в середине асхалто дигеуло[2], протии ясного псак дина в Рамбаме [который, несомненно, знал про Йерушалми, и о «йесод» Рамбана, Шир аШирим, и трактаты в Санhедрин и в еще некоторых местах и т.д.] – именно среди них умножились те, кто хочет возвратить территории, полностью или частично, и т.д. и т.д. И я не хочу говорить об этом много, поскольку я боюсь, что Вы придерживаетесь мнения [[как я слышал однажды, что в Ваших встречах с людьми Вы подчеркиваете то, что соединяет и общее, что между ними, а не подчеркивать и не копаться за тем, что разделяет и отделяет, и по крайней мере, отличает их] И ясно, что также это в наших отношениях – меня и Вас, и я надеюсь, что это «кемаим hапоним лефоним[3]«]. И также сейчас я бы не стал писать все это, если бы я не видел в этом – в объявлении «асхалто дигеуло» – опасности. Ибо это единственное объяснение, которое (на сегодня) я нахожу на жертвы в Святой земле, и среди них также такие, кто спаслись во время Катастрофы, и видели явные чудеса в этом, и тем не менее, они погибли в Святой земле, и также неестественным путем, как говорилось выше, да отомстит Вс-вышний за кровь их.

И объяснение – подобно тому, как видели каждый раз, когда поднимался лже-мошиах, и подстрекал и тянул кого-то за собой – это заканчивалось жертвами, не дай Б-г. И подобно этому это также в отношении идеи, что геула уже началась. [И хотя это явное чудо, и это есть спасение миллионов из Израиля, но – это не есть избавление из четвертого изгнания, и наоборот – по всем признакам – это опускание еще ниже в двойную и удвоенную тьму этого изгнания, когда тьму называют светом и т.д.]. И горькое наказание за это – что погибает еще одна жертва в Израиле, и еще одна жертва в святой Земле, и еще, да отомстит Вс-вышний кровь их.


[1] «Позор племен – порочность.» (Мишлей 14, 34)

[2] «Начало Избавления»

[3] «Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.» (Мишлей 27, 19)