5005. Самая большая тьма - что не чувствуют, в каком положении находятся

בס"ד

Т. 14 Игерет 5005

5 тевет 5717

Бруклин

Мир и благословение!

Наконец было получено Ваше письмо – от второго дня Хануки, и хотя также в нем я не нашел объяснения для Вашего молчания все это время. И да будет воля Вс-вышнего, чтобы это стало добрым началом сообщать добрые вести в общественных делах и в частных делах.

По Вашей просьбе я упомяну всех тех, о ком Вы пишете, на святом ционе моего тестя и учителя, Ребе, да будет благословенна память праведника, и да защитят нас его заслуги.

Как видно из отсутствия известий, Анаш совершенно не использовали последние благоприятные дни[1] – в каком бы то ни было соотношении относительно тех возможностей[2], которые предоставляли эти благословенные дни вообще, и в особенности – в этом году, когда из-за известных событий[3] произошел дополнительный сдвиг среди многих из сынов Израиля, чтобы пробудиться приблизиться к Вс-вышнему и даже к Его Торе и его заповедям. И как я уже писал несколько раз, я не знаю, что я могу еще сделать в этом, поскольку, как видно, анаш[4] упираются в этом со всем возможным упорством, чтобы не делать ничего в распространении источников, и ограничивают себя и опускают себя до уровня растения, не дай Б-г, не способного сдвинуться с тех нескольких десятков сантиметров, на которые распространяются его корни[5].

И самая большая тьма состоит в том, что не чувствуют, в каком положении они находятся[6]. Когда они учат, что есть четыре типа творений в мире, неживая природа, и выше ее – растения, и цель растительной природы – когда она  становится частью живой природы, и дополнительное достоинство живой природы, что животное способно двигаться со своего места на новое место, и также там исполнять свою миссию, и также этого недостаточно, и нужно подняться до ступени "говорящего" (человека), и также этого мало, ибо нужно быть "идущим", т.е., не удовлетворяться постепенным и ограниченным подъемом со ступени на ступень, но – именно "идти" – на бесконечно более высокую ступень[7]. И они не ощущают положения, в котором они находятся, что они погружены не только с головой и большей частью своего тела, но буквально полностью поглощены и погружены в самые мелочные заботы тела и животной души[8] (и как известно, тела раздельны, и одно тело не имеет отношения к другому[9]).

И когда просят, что, может быть, он отвлечется ненадолго хотя бы, от забот своего тела, и поинтересуется освещением окружения и своей доли в своем мире, хотя награда за это не видна материальными глазами немедленно[10], - это не принимается совершенно. И когда уже не остается другого выхода избежать какой-либо деятельности, то они (наверное, считая это актом самоотверженности со своей стороны) собираются вместе – несколько человек, и каждый предлагает что-то противоположное мнению другого, и после этого каждый заявляет – что он не может взять на себя ответственность, и с другой стороны – ему не на кого положиться, ибо каждый полон недостатков, и невозможно с ним работать, и какое мое дело до всего этого, и я свою душу спас, ибо ведь я пришел на собрание, выслушал также мнение второго и третьего, хотя они не достигают даже моих щиколоток, и что еще от меня хотят, чтобы я сделал?[11] И считает еще себя праведником, и "бар маала", и как говорят Разал в Сота 22, 2.

Ясно, что мои слова не относятся конкретно к кому-либо из Анаш, и есть отдельные люди, исключение из правила, но к моему самому большому сожалению, их можно пересчитать по пальцам. И разве ради этого трудились наши учителя и наши руководители, вложили свою души и свои внутренние и сущностные силы, для того, чтобы настало время, когда мошиах стоит за нашей стеной, и была бы столь ужасная заброшенность?

С благословением

М. Шнеерсон



[1] Очевидно, Хануки. (прим. переводчика)

[2] Я думаю, в этом – суть подхода Ребе, и суть этого письма: отсчет должен производиться не относительно того, что сделано в прошлом, а относительно того, какие были возможности сделать. Ср. письмо Ребе в канун 5719 года:

Самоотчет может быть истинным лишь тогда, когда оценка сил и возможностей также истинна. И чем больше возможности, которые существуют и не были использованы, тем больше огорчение, и грех не-использования, и соответственно этому должна быть решимость, что начиная от сегодняшнего дня и далее возможности будут использованы в полной мере.

Другими словами, Ребе говорит, что отсчет (и самоотчет) должен вестись не от той точки, где мы находились ранее (и тогда у нас есть все основания быть довольными собой), а от той точки, где мы должны были бы находиться соразмерно предоставленным нам силам и возможностям. Более того, есть еще гитваадут (Вайешев 5718), где Ребе говорит, что наивысшая ступень давания цдаки – это когда дают столько, сколько нужно просящему, а не столько, сколько способен дать дающий:

Он знает только одно – что он должен найти сумму, требуемую бедняку! Эта сумма не в его распоряжении? – Тогда он будет трудиться, чтобы найти ее, и когда он решит это истинно – то "трудился и нашел - верь", и несомненно, Вс-вышний поможет ему исполнить заповедь цдоко.

Отсюда можно выучить, что также и в нашей деятельности мы должны  ориентироваться на то, что должно быть сделано соразмерно ситуации, а не соразмерно нашим желаниям и возможностям. (прим. переводчика)

[3] По-видимому, Синайская кампания (прим. переводчика)

[4] Хасиды, хабадники.

[5] Я не знаю более резкого письма Ребе по поводу гафацат майанот. "Подобны растению" – т.е., в своем ближайшем окружении они еще как-то действуют, но далее этого близкого круга дело не идет. Или – еще вариант: подобно растению – не способны проявить никакой инициативы, ждут мельчайших указаний, что нужно делать, боятся сделать самостоятельный шаг, принять самостоятельное решение и т.д. (прим. переводчика)

[6] Я думаю, что здесь – ключ ко всему письму: не чувствуют, в каком положении они находятся. Когда человек знает, что он болен – это половина лечения, как говорится, "знание болезни – половина лечения". Но – когда человек думает что он здоров – его вылечить невозможно. Ср. потрясающую по своей эмоциональной силе статью рава Гинзбурга после гисталкус Ребе:

Когда кто-то видит горящий терновый куст, который горит и не сгорает, и он тянется подойти и увидеть это чудо – "подойду и увижу это великое зрелище – почему не сгорает этот терновый куст".

Но, приблизившись, и услышав глас Вс-вышнего, он, в сущности, слышит, что изнутри чуда Вс-вышний взывает к нему: Моше, Моше, иди и спасай, здесь все уже горит!

Да, есть чудо, еврейский народ продолжает существовать вечно в самых невероятных условиях, но ты не удивляйся чуду (нес =снэ), и не полагайся на него, но посмотри, что еще чуть-чуть и куст сгорит совсем, и опоясай бедра свои, чтобы спаси от пожара

.

Моше рабейну – тот, кто видит горящий куст, и не удивляется чуду, а видит в нем призыв "иди и спасай". Если мы по-настоящему привязаны (мекушарим) к Ребе – почему же мы не видим "горящий куст", тот "пожар на еврейской улице" (выражение, повторяющееся во многих игрот), который видит и чувствует Ребе? (прим. переводчика)

[7] Т.е., человек учит хасидут, не пытаясь применить его к себе лично, "алиба дэнафшей". (прим. переводчика)

[8] Я извиняюсь за выражение, другими словами, занимаются ерундой, какая-то полная ерунда мешает им заниматься шлихутом. (прим. переводчика)

[9] И соответственно, это, мягко говоря, "не способствует" любви к ближнему… (прим. переводчика)

[10] Т.е., когда просят сделать что-то, за что сразу не платят, или сделать что-то бесплатно. (прим. переводчика)

[11] Как говорится, комментарии излишни… Я только перечислю ступени: 1) не хотят делать шлихус 2) Если уже решили делать шлихус – то собираются на собрание, вместо того, что бы начать что-то реально делать (Ребе очень не любит лишних собраний, это видно из многих писем, принцип Ребе – "меньше говори, больше делай", я слышал от рава Глуховского еще более крайнюю формулировку: "сначала делай, потом спрашивай" (понятно, что это тоже надо знать когда применить, но, как правило, в начале любой деятельности главное – начать что-то делать, а не задавать бесчисленные вопросы и не устраивать бесчисленные заседание. Сама деятельность, как правило, расставляет точки над i, и отвечает на большинство вопросов. 3) Если уже собрались на собрание – неспособны слушать друг друга и вообще уважать друг друга. 4) То, что на собрании не о чем не договорились – считают уже "индульгенцией" на то, что ничего не делается.

Если подняться по этой лестнице снизу вверх:

1)       Даже если ты не договорился о сотрудничестве ни с кем – делай сам, не жди помощи ни от кого (то, что я постоянно слышу от нашего рава Глуховского).

2)       Если ты уже пришел на собрание – так слушай, дай другому сказать, совершенно не обязательно предлагать что-то противоположное тому, что говорит другой

3)       Прежде всего – делай! Меньше собраний, больше дела! Больше инициативы. (прим. переводчика)


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: , , , .