О раздельном обучении мальчиков и девочек

Т.25. Игерес 9380

Между Рош аШоно и Йом Кипур 5728

Господину Нахману Зигельбойму

Религиозно-образовательный центр для девочек олим в Хадере

Мир и благословение!

Я был рад получить Ваше письмо от 6 тишрей, в котором Вы пишете о своей деятельности и деятельности Ваших товарищей в области религиозного воспитания для девочек из семей новых репатриантов – вместе с подробным описанием положения и т.д., сделанного раввином Ицхаком Лифшицем. И в соответствии со стилем Вашего письма несомненно, излишне говорить Вам подробно о великой важности воспитания девочек, каждая из которых – дочь Сары, Ривки, Рахель и Леи. И также это принципиально и очень важно – что Ваша работа посвящена воспитанию именно девочек, что значит, что Вы осуществляете со всей необходимой твердостью принцип раздельного обучения мальчиков и девочек. Ибо каждый, кто хоть сколько-нибудь понимает в воспитании, несомненно, не нуждается в объяснении по поводу самой серьезной необходимости в таком разделении, начиная с самого младшего возраста. Ибо это не касается обязанности воспитанников и воспитанниц в соблюдении заповедей, т.е., возраста бар или бат мицвы, но за много много лет перед этим, ибо привычка маленького мальчика или девочки становится его натурой в последующие годы, и легко понять это.

Т. 20. Игерес 7758

Вы пишете о не-желательных событиях, которые происходили в прошлом, и завершаете свое письмо вопросом, как помочь тем, кого можно вернуть к лучшему, и как предотвратить такие события в будущем.

И вот, прежде всего, как говорят Хазал, "что должен сделать сын, чтобы не согрешить"? Поскольку обучение ведется смешанное (даже если речь идет только об учебе – будничных или святых предметов) – то это смешивание продолжается также и после этого. И даже во время самой учебы это "как огонь в соломе", как постановляют наши мудрецы, которым была известна природа человека. И когда хотят уберечься от негативных последствий в будущем – нужно устранить причину и источник. А "лекарства", которые исправляют лишь последствия – действуют только ограниченное время, и также в этом есть сомнение.

Т. 18. Игерес 6537

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 28 тишрей, в котором Вы пишете по поводу положения в школе, и в особенности – по поводу проблемы раздельного обучения, что Ваше мнение – это мнение одиночки (даат йахид), и Вы не в силах и т.д.

И несомненно, излишне для Вас говорить подробно, что это мнение – это также мнение йехидой шел ойлом, и как известны слова Алтер Ребе, автора Тании и Шулхан Аруха, что "нужно жить вместе со временем", т.е., с недельной главой Торы, и "дела отцов – знак сыновьям", в нашей недельной главе, "И была вся земля один язык и одни слова", и объясняется в Раши, что даже Свыше испугались "и сейчас они смогут сделать все что захотят". Но – в конце концов – было – что "один был Авраам, и унаследовал землю". И известны слова наших учителей и руководителей, что "пропаганда не проходит даром", и да будет воля Вс-вышнего, чтобы это было как можно скорее, и с минимальным количеством препятствий, и счастлива доля каждого, кто ускоряет это на один месяц, неделю или даже один день.

Т. 17. Игерес 6177

11 нисана 5718

Бруклин, Нью Йорк.

Мир и благословение!

Я не сомневаюсь, что господин… передал Вам привет от меня, и также просьбу в отношении разделения между мальчиками и девочками в учебных классах. После этого мне было приятно узнать о Вашем отношении к этому вопросу, и я убедился, что Вы также считаете, что такое разделение необходимо. Несмотря на это, сказали наши мудрецы, да будет благословенна их память, что "побуждают проворных", и также мы видим в природе человека, что когда он знает, что у него есть единомышленник, то укрепляется его вера в успех своего дела.

Я не сомневаюсь, что господин… передал Вам также, что я делаю акцент на том, что раздельное обучение – это не только религиозный вопрос, но также вопрос морали, и если хотите – воспитания вообще, который легко воспринять каждому. Ибо известно, к какой великой разрухе привело смешанное обучение с точки зрения морали, и также с точки зрения собственно воспитания и обучения, поскольку это негативно влияет на внимание учеников и учениц, и также негативно влияет на дисциплину и работу в лабораториях, и в течение короткого времени это воздействует также на их понимание в учебе и т.д. И несомненно, что для Вас излишне говорить об этом подробно. И с подобающей разъяснительной работой, если вести ее постоянно – несомненно, можно будет убедить тех, у кого есть влияние и возможность исправить это, и да будет воля Вс-вышнего, чтобы Вс-вышний удостоил их воспринять Ваши слова во всей их полноте, и привести это к практическому действию и как можно раньше.

Том 16. Игерес 6058

17 швата 5718

Бруклин

Мир и благословение!

Я подтверждаю получение Вашего письма от Нового года деревьев, в котором Вы пишете о содержании Вашей беседы с д-ром …. в отношении раздельного обучения. И хотя Вы не пишете о тех моментах, которые передал от моего имени господин…, несомненно, он передал также то, что этот вопрос – это не обязательно вопрос еврейской религии, хотя даже этого было бы совершенно достаточно. Ибо даже народы мира в последние годы начали видеть ущерб в совместном обучении, и как известно воспитателям ужасающее положение в некоторых школах в этом вопросе. Однако, из понятных соображений, хотя с этими соображениями невозможно согласиться – они замалчивают все сведения об этом. Также, как мне кажется, я упомянул в беседе с господином…, что поскольку в конечном счете прежде всего надо исправить в отношении практического действия, то возможен подход также другим способом, я имею в виду – увеличить количество учеников в классе таким образом, чтобы появилась потребность даже без этого во втором учителе, или по крайней мере – в помощнике учителя, и следует надеяться, что даже если они почувствуют, что хотят добиться раздельного обучения, по вышеуказанной причине они не будут доискиваться истинной причины, поскольку это дает им возможность красивого выхода из положения.

С уважением и благословением услышать добрые вести

Т. 14 Игерес 5212

17 адар-1 5717

Бруклин НЙ

Уважаемому руководству сети школ Хабад-Любавич в Святой земле

4). В отношении раздельного обучения мальчиков и девочек, что я сказал ему, что невозможно отказаться от этого принципа или пойти на компромисс в этом вопросе, и что отказ или компромисс в одном месте приведет к тому, что откажутся от этого принципа или пойдут на компромиссы в воспитательных учреждениях Хабада во многих других местах, и это также было им принято, и обещал, что приложит все усилия, чтобы принцип раздельного обучения в школах Хабада был реализован на деле, и если сообщат ему примеры, что так это в других образовательных учреждениях Святой земли – других государственно-религиозных школах – это облегчит его работу. И также – что ему будет легче добиваться этого, если сможет сказать, что это мое личное требование. И как понятно, что я сказал ему, что он может так сказать, ибо так оно в действительности. И я подчеркнул, что мое требование соблюдать принцип раздельного обучения в учреждениях Хабада – это не потому, что это – учреждения Хабада, но мое мнение ясно, что так должно быть во всех школах и воспитательных учреждениях, и за наши великие грехи, в нашем поколении, поколении-сироте, это не только вопрос религии, но также морали и скромности, в самом простом смысле, и как мы видим результаты в тех учреждениях, где этот принцип не соблюдается, которых так много, что несмотря на все попытки скрыть их и воспрепятствовать нежелательной рекламе, тем не менее, время от времени они прорываются и достигают слуха общества…

Т. 7 2107

13 ияра 5713

… я не имел в виду, чтобы воспитание было передано в руки неизвестных людей, но наоборот, этим должны заниматься именно (только) специалисты в хинух[1]. И еще, что это могут быть те же люди, которые занимались этим до сих пор, но они должны разделить между собой и между своей партией, так, чтобы хинух не имел никакого отношения к политике.

Т. 10 2991

2 хешван 5715

Бруклин

Мир и благословение!

Я получил Ваше письмо вовремя, и из-за забот месяцы тишрей я не смог ответить не него до сих пор…

В том, что Вы пишете об огорчительном вопросе… какая выгода есть в утешениях, что утешают самих себя и других второстепенными вопросами, в то время как души учеников и учениц горько кричат коло пнимоо дэло иштема[2], и они говорят: "мы желаем всей душой учиться в школе, которую основал мой тесть и учитель, Ребе, и чтобы она управлялась в его духе именно и его намерении, и вместо этого есть несколько классов, которые учатся по методике, которую внедрили маскилим[3], когда они вели войну со всем святым для Израиля, и растрачивают на это наше драгоценное время (что также нерелигиозные воспитатели согласны, что с т.зр. воспитания методика "иврит беиврит" – это растрата времени учеников), в то время как мы могли бы изучать Тору Мойше, законы и обычаи Израиля, которые тоже Тора, и времени на это не хватает из-за упорства в этой методике, и умножения светских предметов и т.д.. И еще более – в нескольких классах преподают светские предметы раньше, чем религиозные, и ведь известны слова Цемах Цедека, что начало влияет на все продолжение, и еще более – что учатся мальчики и девочки вместе даже в таком возрасте, когда это совершенно нежелательно, и еще более – что есть из учителей такие, которые не боятся Небес, и само собой, это влияет на учеников и учениц.

И все ответы и объяснения на это, которые сводятся к том, что есть место, в котором еще хуже, и что в каждом из этих вопросов есть тот, кто виноват в этом, и само собой, не на меня должна быть претензия и т.д. – ясное дело, что ученики и ученицы не виноваты в этом совершенно, и ясно также, что хаим кулхем hайойм[4] это посредством веатем hадвейким баГашем Элойкейхем[5], и также ясно, что двейкус[6] баГашем Элойкейхем - посредством Его Торы и Его заповедей, и нет другого пути для этого, и уже известен пример, что небольшое увечье в косточке плода или в ростке оказывает воздействие гораздо большее, чем сильное повреждение взрослому дереву, и да пошлет Вс-вышний успех каждому из нас, чтобы отпечатались в памяти слова Адмура Моhараша, что Вс-вышнего невозможно обмануть, и людей также невозможно обмануть, можно обмануть лишь себя самого, и чтобы это пришло практически и как можно раньше, и чтобы это привело к истинному успеху в работе и в общем асконус[7], и, само собой, также в частных делах.

Т. 8 2388

6 швата 5714

Мир и благословение!

Только что было получено Ваше письмо от кануна субботы Воэйро. И на ваши вопросы:

1) поскольку до сих пор обращали особое внимание на учебу в первый день недели[8], не ему и не Любавич в общем, вносить изменения, чтобы быть похожими именно на нерелигиозных, или даже на неевреев.

2) Изучение "иврит беиврит". Известно, насколько воевали с этим наши учителя и руководители (несмотря на "аргументы" "воспитателей", которые искали, как будто бы, "блага" учеников, и эти же объяснения, которые вы приводите в своем письме), и лучше и также легче, чтобы кандидатки в учителя выучились говорить на идиш.

Т. 18. 6929

14 тамуза 5719

Бруклин НЙ

Я очень благодарен Вам за то, что Вы взяли на себя труд написать мне о результатах Вашего посещения в нескольких государствах в вопросе раздельного обучения. И несомненно, для Вас излишне говорить подробно об аргументах противников раздельного обучения, что это аргументы, основанные на человеческом разумении, и они приходят для того, чтобы оправдать действие или желание. И как во всех вопросах, это отражается также в нашей Торе, Торе жизни, и также в практической Галахе, что мы находим две противоположности в этом вопросе: «не подозреваются Израиль…[9]» (Кидушин 82, 1); и «нет опекуна…[10]» (Хулин 11, 2).

И также несомненно, излишне побуждать Вас, чтобы Вы использовали все свои силы, чтобы заниматься вопросом раздельного обучения также в будущем, что несмотря на то, что возможно, что сегодня это еще трудно реализовать, но никто из нас не знает будущего, и обязанность возложена на каждого еврея делать все от него зависящее, и Вс-вышний сделает так, как будет хорошо в глазах Его.


[1] Воспитание

[2] Внутренний голос, который не слышен

[3] Еврейское движение "просвещения" (в Германии и далее в Европе), приведшее к ассимиляции еврейства и разрушению общины

[4] "Живы все вы сегодня" (Воэсханан 4, 4)

[5] "А вы, держащиеся Господа, Б-га вашего" (Воэсханан 4, 4)

[6] Двейкус - Прилепленность (к Вс-вышнему).

[7] общественная деятельность

[8] воскресенье

[9] «Не подозревается Израиль в мужеложестве и скотоложестве» (Кидушин 82, 1)

[10] «Вы не можете быть ее опекунами, чтобы сказать, что она не была с мужчиной» (Раши Ктубот 13, 2)


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .