Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

6653. Нет совершенства в мире, и поэтому во всех вещах перемешаны добро и зло

בס»ד

6653

Т. 18

20 тевет 5719

Бруклин

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от поста десятого месяца, да перевернется он в скором времени к радости и веселью, в котором Вы пишете, что находитесь уже месяц и несколько дней в ешиве Томхей Тмимим в … и есть моменты, которые Вас не устраивают в положении там, и Вы перечисляете их в своем письме…

Я надеюсь, что Вы не обидитесь на мои слова, но, известны слова мудрецов, что хотя дурное начало называется «ксиль» – «глупцом», но тем не менее – оно очень хитро в своей специальности – как обмануть человека из Израиля, и поскольку люди различны по своим характерам, то понятно, что к каждому и к каждому у него есть свой подход, подходящий характеру и психике данного человека.

В отношении молодого человека, который решил для себя, несмотря на многие трудности, что он должен учить Тору в страхе перед Небесами и подниматься в исполнении заповедей и укреплять свою связь со всеми делами Торы и заповедей, и также начал исполнять это свое обещание, посредством того, что он вошел в стены учебного заведения, в котором особый акцент делается на страх перед Небесами и изучение пнимиют Торы, то понятно, что если подойти к нему с предложением, что следует отказаться от принятого решения, и вернуться, не дай Б-г, к прежнему его обыкновению, несомненно, что не послушает его соблазны.

И поэтому оно пытается найти такой подход, который (как надеется дурное начало), может быть, поможет его соблазнить, объясняя, что не это – то место, и не это – тот путь, посредством которого он достигнет своей цели, и понятно, что оно постарается найти объяснения, которые приемлемы для разума, и возможно, что найдет их, поскольку нет совершенства в мире, и поэтому во всех вещах перемешаны добро и зло (хотя, как понятно, есть в этом различия из края в край, до такой степени, что на краю добра, зло составляет лишь одну тысячную или даже одну десятитысячную долю, и совершенно неощутимо, и вплоть до другого края, не дай Б-г, и чем больше дурное начало опасается, что человек преуспеет в пути, который он выбрал, и в месте, в котором он находится, и пытается претворить свое решение в действие, тем более усиливаются его соблазны, и подобно тому, как объясняется в книге Тания, что посторонние мысли и соблазны дурного начала усиливаются во время молитвы, больше, чем в остальную часть дня, и легко понять это.

Возможно, что претензии, о которых Вы пишете (по крайней мере, частично), справедливы, т.е., что молодые люди, которые учатся вместе с Вами, у них действительно есть недостаток в тех моментах, о которых Вы пишете. Однако, можно привести пример, на что это похоже, на человека, который зарабатывает на жизнь торговлей, и, когда к нему приходят, чтобы купить у него товар, то он старается найти в своих клиентах, те качества, которые способны помочь ему в продаже его товара, и тем самым максимизировать свою прибыль, и он не станет подчеркивать те качества своих клиентов, которые будут мешать достичь этой цели. И подобно этому в нимшал, что когда человек хочет установить контакт со своим товарищем, то ему следует подчеркивать и выделять и стараться как можно больше усилить – добрую сторону в его товарище, а не противоположную.

Я совершенно убежден, что среди товарищей, молодых людей, обучающихся в ешиве, есть десятки, у которых нет тех нежелательных качеств, о которых Вы пишете в своем письме, хотя, как и каждый из сынов Израиля – они не совершенны, и есть в них другие качества, нуждающиеся в исправлении и улучшении, и совет на это – учиться у каждого, доброй стороне, которая есть в нем, и соединяться с доброй стороной, которая в нем, а не наоборот.

Вывод из всего вышесказанного – что Вам следует постоянно и прилежно изучать Тору, и в этом Вам могут помочь молодые люди, находящиеся вокруг Вас в Томхей Тмимим, которые прилежны в своей учебе (даже если они не отличаются продолжительностью молитвы) в отношении Вашего прилежания в учебе, и от молодых людей, которые отличаются своей продолжительной молитвой и эмоциональностью своего служения (даже если они не «масмидим») – Вы можете получить помощь в отношении своей молитвы и т.д., и уже обещано нам словами Разал «трудился и нашел».

И да будет воля Вс-вышего, чтобы эти мои краткие строки (если соотнести их с важностью этого вопроса) – окажут свое воздействие – посредством того, что Вы задумаетесь о них и расширите их своим пониманием и постижением, ибо они описывают реальность – как она есть, и несомненно, что все, что Вы получите в ешиве Томхей Тмимим – Вы сможете использовать это – с течением времени – в Вашем воздействии на других, и заслуга общества помогает Вам преодолеть все мнимые препятствия, и преуспеть в Вашей учебе в ешиве.

И известна беседа Ребе Рашаба, напечатанная в книге Торат Шалом, что тот, задача которого быть машпиа, и хочет преуспеть в этом деле, он сначала должен быть мекабель во всех деталях, и, как выражаются Хазал, быть «пустым сосудом», очистив себя от всех личных интересов и наклонностей, и от всех билбулей сехел ацмо в восприятии, и тогда он со временем сможет стать машпиа.

И еще: несомненно, некоторым из Ваших товарищей известно о Вашем решении совершенно изменить свой путь, и что Вы уже начали движение по этому пути, и каждое отступление назад, даст им возможность прийти к Вам с разными и разнообразными доказательствами, что Вы неправы в этом своем решении, ибо, как все сыны Израиля, несомненно, их Б-жественная душа упрекает их, почему они не решили подобно Вам, вернуться на путь истинной жизни, путь Торы – Торы жизни, и исполнения ее заповедей, о которых сказано «и будет жить по ним», и для того, чтобы оправдать то, что они не приняли такого же решения, самый легкий путь для этого – оспаривать Ваше решение вернуться на путь наших отцов к Торе и традиции.

С благословением и пожеланием услышать добрые вести во всем этом.