Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

1361. Буквы дает йехидо шебенефеш

Игройс койдеш т. 5 стр. 154

23 тейвес 5712 г

Бруклин

Мир и благословение!

Я получил Ваше письмо от 18 тейвес, и также предшествующее ему, и Па»Н[1], вложенный в него, я прочитал его на ционе Квойд кдушас мойри вехами Адмур, и несомненно, что он пробудит рахамим рабим[2] на Вас в отношении крепкого здоровья.

То, что Вы пишете, что, возможно, вызвало неудовольствие в Вашем предыдущем письме, в том, что Вы писали, что Вы недовольны нусахом ответа, — хас вешолом, нет здесь неудовольствия совершенно, но было в этом подобие нфилас руах[3], ибо намерение в моем ответе было противоположность Вашему пониманию в этом, и как это было сказано ясным языком, но велика сила обещания праведников…, т.е., что ясно было у меня, что обещания праведников — неизбежно в конце концов осуществятся, и само собой, Вам следовало только постановить для самого себя — оппаскен ба зих, — с полной уверенностью — что как говорил рав М. из Полтавы, — азой азой из дер иньон[4], но, поскольку Вы объяснили мои слова наоборот, то я тоже смущен этим, ибо я не знаю, что еще ответить вам, и как известно выражение Квойд кдушас Адмур Могараш, что буквы дает йехидо[5] шебенефеш, и как говорил Квойд кдушас Мойри вехами Адмур, что иногда отвечают то, что само отвечается, и как говорят хасидим, что ответ, который получается человеком, его смысл зависит в значительной степени от того, как получающий это объясняет, и в особенности, если мекабель[6] он баал цуро[7], и настаивает на своем, подобно тому, как приводится в Мишне (в начале Горайот) «это правило — тот, кто тойле беацмой…», и тем не менее, то, что Вы пишете в письме о просьбе о прощении, — нет места для этого совершенно и совершенно, и понятно, что нет здесь места для аспекта отталкивания хас вешолом вехас вешолом, и если отрицали идею отталкивания во все времена, то в особенности в наши эти дни иквесо димшихо[8], дэматей раглин бераглин, что приближение и единение — и по словам Цемах Цедека — у хасидим со своим единством они пойдут навстречу Мошиаху.

Я был рад услышать от рав Бенциона Шемтова о Ваших уроках берабим и также он жаловался мне, что видно у вас какое-то падение духа, и пожалуйста и пожалуйста задумайтесь сами о величии дела, которое передано нам, от наших несиим, и само собой, кто может сравниться и кто может уподобиться нам, поскольку на наших плечах возложена такая миссия, и это подобно… тому, что говорил Рашби, ано симоно беолмо[9], и объясняется это в хасидус, что поскольку он не было мциюс сам по себе, он мог это сказать, поскольку это не он, а его господин, «я видел бней алио и малочисленны они», и хотя кто тот, у кого хватит смелости…, но со стороны того, что в каждом хасиде есть сила Ребе, и само собой, по крайней мере в сокрытии он так, как нужно быть, и у хасида — это hееэлем[10], который есть в существовании, и более того, что это близко к раскрытию, и само собой, не должно быть недостатка в брейткайт[11], и только просить у Вс-вышнего, чтобы пользоваться этим как нужно, и на то, что нужно, и в особенности, в аспекте изучения Торы, и как известно различие между Торой и молитвой, что в молитве и в особенности в молитве будней, это снизу вверх, и из теснин, а в Торе и в особенности в учении хасидизма, которое называется диврей Элойким хаим, илоно дэхайей[12], это сверху вниз, и с брейткайт.

С благословением крепкого здоровья и услышать добрые вести немедленно вообще, и о Вашем здоровье в частности.

Прилагается михтов клоли в связи с праздником всех праздников — йуд тес кислев.


[1] ПаН — Пидьон нефеш — букв. «искупление души». Письмо к праведнику с просьбой о молитве

[2] Рахамим рабим — Великое милосердие

[3] Нфилас руах — Упадок духа

[4] «Так, так это»

[5] Йехидо — Высший уровень души; сущность души

[6] Мекабель — Воспринимающий

[7] Имеющий определенный статус

[8] Иквесо димшихо — Пятки Мошиаха

[9] Ано симоно беолмо — «Я — только знак» (Рашби)

[10] Гээлэм — Сокрытие

[11] Широта души

[12] Дерево жизни (арам.)