Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

3229. Тот, кто говорит о раввине из Израиля что тот идолопоклонник...

Игрот кодеш т. 10, 3229

26 тевет 5715

Бруклин.

Р. Уриэлю Циммеру

Мир и благословение!

В ответ на Ваше сообщение, вместе с письмом, которое Вы получили, приложенное к нему.

… тот, кто говорит о раввине из Израиля (и даже о простом человеке из Израиля), что тот идолопоклонник бешитуф[1] – если говорящий это недееспособен[2] – то известно, что недееспособный, нанесший ущерб – свободен от возмещения ущерба, ибо он не имеет разума, и свободен от исполнения всех заповедей. Но тот, кто повторяет это снова и снова – и более того – если тот, кто делает это – имеет воздействие на других людей – то это запрет, и не запрет дэрабанан[3], а запрет из Торы, пока у него не будет ясного доказательства (то, что называется по закону Торы доказательством) что можно сказать о таком-то человеке такое-то слово.  А если нет – то Хазал говорят, что такие слова соизмеримы с идолопоклонством, кровосмешением и кровопролитием. И понятно, что следует выяснить, что из себя представляет тот, кто это говорит и повторяет снова и снова.

И есть общее различие между резкими выражениями, оскорблениями и проклятиями, высказываемыми в отношении мнений, программы партии, или даже самой партии, или когда идет речь о том или ином человеке.

Пример на это: законодательное постановление Рамбама (законы тшувы гл. 3, галаха 7) «тот, кто говорит, что Вс-вышний материален – еретик». И ясно, что он не написал бы это выражение о том или ином раввине, жившем в его дни (или перед ним). И наоборот, отвечал на их вопросы и т.д. И здесь неуместно говорить об том.

И если это так даже в отношении постановлений Рамбама – то тем более и тем более…

Я слышал от моего тестя и учителя, Ребе, что между одним евреем, и другим – как бы они ни были далеки друг от друга – не следует говорить «леавдил».

В завершении Вашего письма, где вы опасаетесь пути, по которому ведется движение Хабад.

Пусть Ваше сердце будет спокойно и уверенно, что Вс-вышний, Провидение которого наблюдает за каждым и каждым из сынов Израиля – ибо так учит учение Баал Шем Това – спасет людей Хабада от опасностей, стоящих на их пути, и спасет их также от обвинений. И движение хасидизма привычно к этом – с самого своего основания во времена Баал Шем Това и Алтер Ребе и до наших дней.



[1] Т.е., сочетает единобожие с идолопоклонством, подобно х-нству. Прим. переводчика.

[2] В оригинале: «шойтэ» – дурак, дебил, недееспособный по галахе человек.

[3] Постановление мудрецов