Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2423. Большинство вопрошающих не намереваются услышать ответ

בס»ד

Т. 8

2423

22 шват, 5714

Бруклин

Мир и благословение!

Я получил Ваше письмо от 17 тейвес, в котором Вы описываете вкратце историю Вашей жизни, и порядок учебы, который был до сих пор.

И удивительно, что Вы не упоминаете, есть ли у Вас урок по изучению хасидизма или мусара, и если во все эпохи такая учеба была необходима, то тем более и тем более в наше время, поколение пяток Мошиаха, когда сокрытие и препятствия в вопросах страха перед Вс-вышним и практического исполнения заповедей очень велики. И особенно, когда находятся в таком месте, где нет большого количества религиозных евреев.

И часть этих препятствий – это также различные вопросы, которые задают по поводу Высшего Провидения, и намерение при этом – не получить ответ на вопрос, но – найти оправдание, чтобы облегчать в исполнении заповедей, и иногда также оправдать посредством этих вопросов желание дурного начала сбросить иго Небесного Царства.

Понятно, что в письме трудно ответить подробно на все подобные вопросы, которые приходят лишь по совету дурного начала, и особенно, что большинство вопрошающих, как говорилось, не намереваются услышать ответ, но – получить отговорку, чтобы идти по кривой дороге.

Вместе с тем, попробую вкратце объяснить то, что спросили у Вас, как можно верить в Высшее Провидение, когда мы видим, например, что во время последнего наводнения в Голландии в прошлом году, море смыло часть суши, и погибли, не дай Б-г, сотни людей – мужчины, женщины и дети, не говоря уже об имущественном ущербе.

В объяснение можно привести пример из другой области:

Представьте себе человека, который никогда не жил в цивилизованном месте, и вырос один в пустыне, и вдруг его приводят в кабинет зубного врача, или в операционную, и он видит, как ребенок сидит на кресле, и его руки и ноги привязаны к креслу, и врач вырывает один из его зубов, и ребенок при этом громко кричит, или, в примере с операционной, он видит человек привязан к столу, таким образом, чтобы он не мог пошевелить ни рукой ни ногой, чтобы защитить себя или убежать, и его оперируют, и проливают его кровь.

Само собой понятно, что человек, не имеющий никакого представления о том, или эти врачи – люди порядочные, или нет, и нечего даже говорить, что у него нет ни малейшего представления о медицине, должен прийти к твердому решению, что эти люди, занимающиеся ребенком, или хирурги – просто разбойники, преследующие единственную цель – причинить как можно более сильные страдания тем, кто попадает в их руки.

Но если бы наш гость из пустыни имел бы представление о том, каким образом лечить тело человека, что иногда следует провести операцию или вырвать испорченный зуб, хотя в тот момент это причиняет сильную боль, ибо тем самым спасают человека от продолжительных и ужасных страданий, и его тело сохранит здоровье на протяжении десятков лет.

И даже если этот человек не имеет никакого представления о медицине, но у него есть уверенность в том, что зубной врач или хирург – порядочные люди, то даже если он огорчен болью ребенка или оперируемого, но было бы ясно в его глазах, что стоит перетерпеть боль на один момент, ради пользы на десятки лет.

И то же самое в нашем вопросе, что каждый из нас видит временные трудности, продолжающиеся несколько дней, месяцев или лет, и совершенно забывает о том, что душа существовала тысячи лет перед этим, и поскольку душа – вечна, и она будет существовать также после этого вечно, и если посредством непродолжительных страданий, непродолжительных относительно времени жизни души перед тем или иным событием, или после него, прийдет вечная польза на все время прошлое и будущее, то он не только бы не возмущался страданиями, но, как говорит пророк (Йешайа 12, 1) «Благодарю Тебя Вс-вышний, за то, что гневался на меня».

Понятно, что все еще остается место для следующего вопроса, почему вообще порядок творения таков, что дял того, чтобы удостоиться блага, следует пройти страдания, и как вырывание зуба или операция, в вышеприведенных примерах, или, еще более общий вопрос, почему Вс-вышний не дает каждому все, что ему нужно даром, без всякого труда со стороны получающего, и наоборот, Разал сказали, «по страданию награда», ведь со стороны того, что Вс-вышний – само благо, по идее, Он должен был бы давать все, без того, чтобы получатель должен был что то делать для этого? И ответ также на этот вопрос объясняется в наших святых книгах, и здесь неуместно его обсуждать.

И да пошлет Вам Вс-вышний успех в изучении Торы в чистом страхе перед Небесами, без того, чтобы входить в диспуты и кушьет, и верить во Вс-вышнего чистой и цельной верой, что Он – само благо, и само собой, можно положиться на Него совершенно, ибо все Его пути благи и прямы, и «Творец – цельно творение его», и чтобы Вы шли уверенно по своему пути, пути Торы и заповедей, и более глубоко – к служению Вс-вышнему в этом направлении и с радостью приходят посредством установления времени для изучения учения хасидизма.