Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

108. "Свадьба" означает опуститься в мир и отправиться в путь.



          108

Третий день гл. Лех Леха 5704

Нашему учителю и раввину раву Цви Шустерману

Мир и благословение!

В ответ на Ваше приглашение на свадьбу, в добрый час, полученное с опозданием,

Я посылаю Вам свое благословение, благословение «мазал тов», и желаю Вам построить дом в Израиле на основаниях внутреннего содержания Торы и заповедей.

Слова «хатуна» (свадьба), и «хатан» (жених), объясняются в Гемаре в смысле «нехот дарга» («опуститься на ступень ниже») (Йевамот 63, 1). И объясняется в нескольких местах (в том числе письмо моего тестя и учителя, Ребе, приведенное в сборнике Йом Йом стр. 78), что опуститься сверху вниз, и идти в этом мире до самой старости и седин — про это говорится «и когда ты идешь по пути своему[1]».

В пути есть два аспекта. Во-первых, следует отправиться в путь. Во-вторых, требуется знать, куда ты хочешь прийти. Идет — тело. Однако направление указывает душа. Это напоминает известную притчу Хазаль о душе и теле (Санедрин 91 и далее), что душа исправляет «слепого», а тело исправляет «хромого». И только когда они соединяются вместе, и называются мужем и женой, ибо они призваны соединиться вместе, и поэтому этот мир называется «илула» (место свадебного пира), как это видно из Зоар — только тогда он становится «меалех» («идущим[2]»).

И цель — любовь и страх («крылья»), и Тора и заповеди.

И на первый взгляд это трудно понять, ведь наоборот, Хазаль говорят, что путь уменьшает в трех вещах, (1) уменьшает имя человека[3] — что можно трактовать, что в пути есть меньше возможностей исполнять заповедями, и так объясняют Раши и Матнот Кеуна  этот мидраш; (2) уменьшает в имуществе — смысл этого в  служении, что есть меньше любви и страха, которые называются золотом и серебром, ибо «даже если он будет совершенным праведником — он не достигнет высоты своего двейкут[4] перед тем, как его душа опустилась вниз» — как объясняется в Книге Средних гл. 37. (3) Уменьшает в «плодитесь и размножайтесь» — что означает в служении, что есть меньше возможностей заниматься изучением Торы, и как указывается в словах Хазаль (Бехорот, 44, 2), «да не будет среди тебя бесплодного» — из учеников — ибо в дороге — т.е., в мире — есть множество препятствий на исполнение Торы и заповедей.

И на это отвечает в Мидраше, что Вс-вышний благословляет Авраама (Авраам — это душа, как объясняется в Зоар на Хаей Сара там же), что наоборот, именно посредством Лех Леха и т.д. и через это «И благословлю тебя» — в имуществе, имени и плодовитости.

И общая идея в том, что дурное начало человека усиливается против него каждый день. И если бы Вс-вышний не помогал бы ему — человек не был бы способен победить его (Сукка 52, 2). И благословение выражается в том, что помогают ему. И см. Контрос Умайян, гл. 13 и гл. 14 корень этих вещей.

И тогда именно посредством того, что душа опускается и облачается в тело, он достигает любви в аспекте «всем своим достоянием» (т.е., имуществом), и также заповеди («имя») даны именно в материальности. И сказали мудрецы, «счастлив тот, кто пришел сюда, и Тора его («плодиться и размножаться»), которую он учил в этом мире именно — в руках его

И эти три вещи — цель и смысл того, чтобы идти по дороге жизни. И основной йихуд[5] Свыше достигается именно посредством изучения Торы и исполнения заповедей, ибо любовь и страх — это только крылья, как объясняется в книге Тания в конце гл. 40.

И собственно в Торе и заповедях, заповеди это все еще аспект «обручения», и именно Тора это аспект «свадьбы», и это цель и смысл творения этого мира, «который мы покидаем[6]», ибо «не для того, чтобы он был пустынным сотворил его, но ради того, чтобы заселить создал его».

И вот, когда к тому, что находятся в пути, добавляется также аспект изгнания, ибо «изгнаны в Бавель… в Эдом ..» — то следует предварить прежде всего выход из изгнания, и это есть аспект тшувы, и т.е., подобно тому как опускание в изгнание было несоразмерны, так и выход из изгнания должен быть «прыжком», а не постепенным подъемом (и понятен смысл этого в служении). И об этом сказано «беги друг мой и будь подобен оленю»,

Как это подробно объясняется в Тора Ор, в приложения, в маамаре, начинающийся словами «Понять почему в будущем мире».

С благословением мазал тов, и «немедленно тшува немедленно геула»

Рав Менахем Шнеерсон,

Председатель исполнительного комитета



[1] Из молитвы «Шма Исраэль»

[2] Это большая тема в хасидут Хабад и особенно у Ребе, различие между ангелами, которые называются «стоящими» и человеком, который называется «идущим». Ангелы находятся на очень высокой ступени, но они принципиально не способны подняться выше ее. Человек же способен упасть. Но он же способен подняться на несоизмеримо более высокую ступень, и это то что называется «идущий». Здесь Ребе говорит, что «идущий» — этот только тот, в чьем служении соединились душа и тело.

[3] Это известный Раши в начале главы Лех Леха, которому здесь Ребе дает духовное толкование. Раши говорит, что «путь уменьшает три вещи — имя, имущество и «плодиться и размножаться»» На это приходит благословение Вс-вышнего, см. Раши на гл. Лех Леха в начале.

[4] Связь, прилепленность к Вс-вышнему.

[5] Единение, соитие высших сфирот, привлекающее свет и благословение во все миры

[6] Т.е., мир, который превращает нас в «идущих» (см. выше)