Пними и хицон

Каждый ученик в ешиве в Любавичах, должен был быть тамим[2] сердцем и разумом. Тому, у кого не было качества тмимут[3], это воспринималось как увечье, и у ему не было места в ешиве. Понятно, что в качестве тмимут не все были равны, и были различные ступени. Но все, как один, выходили из разряда отсутствия тмимут.

Мера, по которой мерился каждый ученик, назывался пними[4], и в этом были разные уровни. Были «совершенно пними», просто «пними», и «у него есть пнимиют». И когда оценивали ученика, или он как должно быть, или ему чего-то недостает, то оценивали его по мере его пнимиют. И самой высшей оценкой было «совершенно пними».

«Тамим» и «пними» - это тот, чье сердце и разум соответствуют его делам, и в каждой вещи, которую он делает, он не выделяется внешним блеском того дела, которым он занят, а сосредоточен на его внутреннем содержании и цели. Ибо акцентирование внешней стороны, как правило, отвлекает человека от его истинного и внутреннего сознания, и отвлекает его от веры в Б-га.

И если разум и сердце ученика не соответствовали его делам, такой ученик назывался «хицон[5]». Это слово было самым позорным в ешиве Томхей Тмимим. Вплоть до того, что такой ученик считался хуже самых плохих учеников, у которых и пнимиют и хицониют были одинаково плохими.

Это потому, что у этого последнего, по крайней мере, видны его недостатки. И как сказали Хазаль, «открыты их грехи, и открыт час из избавления». Но тот, кто хицон, и обманывает людей, и иногда обманывает самого себя, это хуже всего. Ибо это полная противоположность «тамим». Ибо «истина», и «тамим» и «пними» - это одно и то же. И «ложь» и «обманщик» и «хицон» - это тоже одно и то же.

(рав Элиезер Карасик, по книге «Оцар а-хасидим, Эрец а-кодеш», стр. 101)



[1] “Внешний» и «внутренний»

[2] цельный

[3] цельность

[4] внутренний

[5] внешний


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .