Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вступление

Религиозное течение хасидизм[2] внесло в раввинский иудаизм горячую струю религиозного энтузиазма. К началу XIX века это течение широко распространилось по западным губерниям России. Хасидизм говорил на языке понятных народу притч и, откликаясь на мечту простого еврея об ободряющей и утешающей вере, учил, что Всевышнему угодны не рассудок, а чувство, не уныние, а радость, а главное, — утверждал, что познать Его дано лишь взволнованной душе.

В ходе противостояния с ортодоксальным духовенством официальной религии сложились обособленные хасидские общины со своими синагогами, хедерами[3], иешивами[4] и т.д. В конце XVIII века местечко Любавичи стало резиденцией духовных лидеров Хабада[5]. В 1804 году в царской России уже официально было признано существование двух направлений в российском еврействе, и к началу XIX века борьба с хасидизмом прекратилась.

Со второй половины XIX века усилилось просветительское движение среди российских евреев, и в 1863 году в Петербурге было создано «Общество для распространения просвещения между евреями России», у истоков которого стояли еврейские просветители, считавшие своей главной задачей приобщение евреев к русскому языку и культуре. Против подобной русификации евреев, активно поддерживаемой царским правительством, выступали духовные лидеры хасидов.

Любавичских хасидов в то время возглавил Ребе[6] Шолом-Дойв-Бер Шнеерсон, который вместе со своими верными последователями активно противостоял полицейскому надзору, ограничению свободы передвижения в черте оседлости, а главное, — активной деятельности так называемого «Общества по насаждению русского языка», выступавшего за кардинальные реформы в системе еврейского образования.

В начале 1880-х годов хасидизм столкнулся с новым противником — сионизмом — движением за возвращение евреев на историческую родину. В ряде городов царской России возникли кружки «Хиббат Цион»[7], положившие начало организованному выезду евреев в Палестину. В еврейских массах быстро росло и влияние политического сионизма, возникло много партий и организаций, например «Поалей Цион»[8], «Цеирей Цион»[9] и др.

Главной целью сионистов было создание светского государства и для них было неважно — выполняет ли еврей Божьи законы или нарушает их. Ребе Шолом-Дойв-Бер отрицательно относился к подобным идеям, для него был неприемлем тот факт, что сионисты считают себя свободными от заповедей Торы[10], ибо «свой национализм ставят вместо Торы», которую считают лишь «удачной идеей»[11].

Для подготовки верных последователей хасидизма Шолом-Дойв-Бер Шнеерсон в 1897 году создал в Любавичах иешиву «Томхей тмимим»[12], в которой ученики, кроме обычных предметов, серьезно изучали Тору в тесной связи с хасидутом[13], а также философию хасидизма. Через год во главе «Томхей тмимим» встал Йосеф-Ицхак Шнеерсон, сын Ребе, тогда же было открыто первое отделение «Томхей тмимим» в местечке Зембин под Минском[14].

Первая мировая война стала для еврейского населения России началом бесконечной цепи непрекращающихся бедствий. После ряда поражений русской армии и обвинений евреев в шпионаже и пособничестве врагу издевательства, выселения и погромы стали обычным явлением. А после ряда приказов Верховного главнокомандующего[15] все проживающие в районе военных действий или прифронтовой зоне евреи должны были в течение двадцати четырех часов покинуть свои места проживания.

Сотни тысяч изгнанников, оставив все нажитое имущество, вынуждены были двинуться во внутренние губернии России. Многие из них погибли по дороге. К лишениям оборванных, голодных, не имеющих пристанища людей добавлялись еще и нравственные унижения из-за совершенного над ними беззакония. Причем положение беженцев-хасидов из западных областей, оседавших в еврейских местечках Центральной России, было гораздо тяжелее.

Осенью 1915 года линия фронта вплотную приблизилась к Любавичам. Ребе Шолом-Дойв-Бер вместе с родными и последователями был вынужден покинуть «столицу Хабада, откуда его предки и он сам руководили этим движением в течение ста двух лет»[16].

Поселились они в Ростове-на-Дону, который на несколько лет стал центром хасидизма. С помощью бывших выпускников иешивы «Томхей тмимим» Ребе обратился с призывом к рассеянным по всей Центральной России беженцам — духовным раввинам[17], меламедам[18] и маггидам[19], людям с высоким религиозным духом — возродить сеть нелегальных хедеров и иешив для детей беженцев и местных евреев. Теперь новые Любавичи, духовный центр хасидизма, оказались в самой глубине России.

С победой Февральской революции Временное правительство отменило черту оседлости и все законы, ограничивающие права евреев. Все еврейские партии и организации вышли из подполья, состоялись их легальные конференции, многие из них объединились, появились новые общественные еврейские объединения: женские, молодежные, студенческие и т. д. Активизировались и ортодоксальные религиозные партии и организации, возникли новые, например «Нецах Исроэль»[20] в Петрограде.

Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война стали для еврейского населения источником новых бед: ограблений, унижений, бесчинств и погромов — в них участвовали белые и красные, немцы и поляки, петлюровцы и «зеленые». А с установлением власти большевиков началось осквернение синагог, закрытие центров изучения Торы, уничтожение микв[21], аресты служителей культа и активных членов еврейских общин.

После занятия Красной Армией Ростова-на-Дону и установления советской власти[22] в городе был объявлен комендантский час, собрания и всякие «сборища» были запрещены, стали повседневным явлением обыски, аресты и исчезновения людей.

Дом, в котором проживал с семьей Ребе Шолом-Дойв-Бер Шнеерсон, находился в центре города. Однажды Ребе смотрел из окна на одну из обычных демонстраций трудящихся с флагами и транспарантами, на которых врагам была обещана «бесповоротная гибель, а трудовому народу — счастье и вечное блаженство». Ребе Шолом-Дойв-Бер отвернулся и сказал: «Нет, я с этими на одном свете не уживусь…»[23].

Его слова оказались пророческими. «Через две недели, 2 Нисана[24], в полчетвертого утра, душа отца, душа Ребе ушла из этого мира»[25].

Для его сына, Йосефа-Ицхака Шнеерсона, наказ отца Ребе Шолома-Дойв-Бера — «выходить и распространяться» — стал главной целью жизни.



[1] Во вступлении использованы материалы и приводятся выдержки из книги: Ховкин Э. Непокорившийся. Молодежная организация хасидов Хабад, 1998. С. 1-95.

[2] Хасидизм — религиозно-мистическое народное движение, основанное Ис-раэлем Баал-Шем-Товом во II четверти XVIII века в Подолии и Волыни и распространившееся позднее во многих странах мира. К началу XX века хасиды («благочестивые» [здесь и далее — ивр.]) жили в Могилевской, Виленской, Витебской, Минской, Ковенской и Курляндской губерниях.

[3] Хедер — традиционная религиозная начальная еврейская школа.

[4] Иешива — высшее еврейское религиозное учебное заведение.

[5] Хабад (аббревиатура от хохма, бина, даат — «мудрость, разум, познание») — течение в хасидизме, основанное в конце XVIII века.

[6] Ребе (реб, раби, равви — «учитель») — титул, обычно применяемый к хасидскому цадику (праведнику), а также к раввину и учителю хедера.

[7] «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону») — еврейское национальное движение, ставившее целью возрождение народа на исторической родине.

[8] «Поалей Цион» («Рабочие Сиона») — общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией. Позднее из него вышли многие рабочие сионистские партии и движения.

[9] «Цеирей Цион» («Молодежь Сиона») — зародившееся в России движение, затем партия идеологически близкие идеям немарксистского социалистического сионизма.

[10] Тора («учение, закон») — собирательное название свода законов, данных Богом евреям через Моисея. В узком смысле — Пятикнижие и его рукописный список (свиток Торы).

[11] Ховкин Э. С. 91.

[12] «Томхей тмимим» — «Опора чистых сердцем».

[13] Хасидут — учение хасидизма.

[14] Здесь занималось 27 учеников.

[15] Великого князя Николая Николаевича Романова.

[16] Ховкин Э. С. 93.

[17] Духовный раввин — раввинская должность в России, занимавшаяся лицом, которому еврейская община доверяла в вопросах веры и обрядов.

[18] Меламед — учитель в хедере.

[19] Маггид — профессиональный проповедник.

[20] «Нецах Исроэлъ» («Вечность Израиля») — религиозная ортодоксальная партия, выступавшая против секуляризации общины и школы. Сочувствовала сионизму.

[21] Миква (микве — «скопление воды») — бассейн для ритуального омовения.

[22] В 1920 году.

[23] Ховкин Э. С. 94.

[24] Нисан — март.

[25] Ховкин Э. С. 95.