Херсонская гениза

В библиотеке Ребе находится много писем Баал Шем Това и к Баал Шем Тову, которые относятся к Херсонской Генизе

Мы печатаем здесь эти письма, в том виде, как они были напечатаны в  свое время в выпусках «гаТомим»

В своем письме по поводу «генизы» пишет Ребе Райац:

Записи и письма, которые были обнаружены после свержения старой власти в губерниях Киева и Херсона, и называются «херсонская гениза», это скрытое сокровище.

Летом 1918 г. пошел слух в Одессе, что во время революции в Херсоне, был продан или разграблен архив тайной полиции, и в нем большое число рукописей, из них часть написаны на пергаменте, а часть на бумаге, различные письма, и печатные книги, по которым учился наш учитель Баал Шем Тов нишмосой Эйден.

Через несколько дней прибыли в Одессу несколько писем, написанных и подписанных святыми руками Баал Шем Това, Межеричского Магида, и еще, и еще, и продавались за большие суммы денег.

Никоим образом не хотели раскрывать продавцы каким образом пришли к ним эти рукописи и письма, и их лица вызывали подозрение подделки, но поскольку видели – покупатели – что каждый документ, письмо или книга, написано на нем, что найден во время обыска, который был произведен в доме цадика из Ружина, и запечатан царской восковой печатью, и пронумерован, с подписью чиновника, начали покупать за большую цену.

В то время жил в Одессе известный хасид и богач р. Шмуэо сын р. Шнеур-Залмана Гурарье, он купил большую часть этих рукописей и книг херсонской генизы за высокую цену, и посслал их в качестве подарка к Квойд Кдушас Моему отцу и учителю (=Ребе Рашабу) в Ростов на Дону.

Однако поскольку тем летом Квойд кдушас мой отец и учитель был в Славянске – Харьковской губернии – и приехал на Рош гаШана в Ростов, то только в мархешван 5679 (1918) начал заниматься исследованием рукописей  Херсонской генизы.

По три-четыре часа в день занимался Квойд кдушас мой отец и учитель исследованием рукописей с большой тщательностью, и много раз учил со мной некоторые идеи кабалы и хасидизма, записанные в этих бумагах и письмах, и истории, и превозносил их достоинства.

Зимой 5680 (1920) после того, как исследовали Квойд Кдушас Мой отец и учитель все рукописи, и прочитал все истории и записи, и превознес их достоинства, и высказал свое святое мнение, что все записи и рукописи это копии, а не записи самого Баал Шем Това,  но содержание записей и писем – истинно, и если есть какие то противоречия – то они малозначительны относительно достоинства их содержания, и это только ошибки переписчиков.

 

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру