Ки сейцей 5748

 

стр. 279

Йуд гимел

 

И объяснение этой идеи в служении человека Вс-вышнему - из "удивительных вещей" в комментарии Раши:

"милхемес мицво[1]", "война земли Израиля" - указывает на аспекты служения, которые входят в рамки обязательного, и, в общем, это поведение в соответствии с Торой и мицвос в своем доме и в своих четырех локтях, а "милхемес а-ршус[2]" - указывает на аспекты служения, которые не входят в рамки обязательного, но являются ршус[3], и, в общем, это означает, что человек не удовлетворяется тем, что его дом и его "четыре локтя" освещены светом кдушо[4], но он выходит из своего места, чтобы действовать также вне его, также в отдаленном месте, вплоть до захвата всего мира целиком.

И объясняет Раши - "бемилхемес а-ршус а-косув медабер[5]":

Еврей может подумать, что обещание по поводу победы в войне, "когда выйдешь на войну с врагом твоим, и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою" - это только в тех аспектах служения, которые он обязан исполнять в соответствии с приказанием Вс-вышнего, что поскольку "я не прошу, но только по их силам", обещает ему Вс-вышний и дает ему необходимые силы, чтобы победить в войне, в отличие от этого, аспекты служения, которые в аспекте ршус ("милхемес а-ршус") не дано это обещание.

На это говорят ему: "о разрешенной войне говорит Писание", т.е. также аспекты служения, которые ршус, обещает Вс-вышний, что "когда выйдешь на войну на врага твоим" – выше[6], чем "враг твой", и не только, но "и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою".

И еще и также это главное - что "когда выйдешь на войну" ("о разрешенной войне говорит Писание" - это часть Торы – которая есть указания к действию, т.е., это приказание и указание в Торе:

Еврей может подумать, что достаточно ему исполнять те вещи, которые  он обязан делать по Шулхан Оруху, и, в общем, исполнять клятву, что заклинают его "будь цадик[7]", но в отношении к вещам, которые ршус - это не имеет отношения к нему, он "еврей Шулхан Оруха", и кроме этого – нет для него ничего; и наоборот, поскольку в Шулхан Орухе не объясняется обязанность в отношении поведения в этих вопросах - это само доказывает, что эти вещи не имеют к нему отношения, и поскольку этот так - говорит он - не следует ему выходить из своего места, из четырех локте святости, и тем более, что все дороги опасны, и если говорить языком писания в конце нашей главы, "ашер корхо бадерех[8]", и поэтому, он не хочет выходить из своего места, поскольку "в дороге" есть "Амолек", который "Встретил тебя". И то, что вне его четырех локтей есть существование Амолека - это не его проблема, "пусть прийдет хозяин виноградника и уничтожит колючки свои".

И подобно этому в отношении к тому, что говорилось выше, по поводу радости для того, чтобы привести мошиаха:

обязанность радоваться чтобы привести Мошиаха - где это мы находим в "Шулхан Орух"?! В Шулхан Орух - объясняется, что служение человека должно быть в радости, и есть также законы в отношении ограничения радости в три недели и т.д., но, мы не находим нигде обязанность симхо с целью чтобы привести Мошиаха.

И то, что это этого зависит приход Мошиаха, избавление народа Израиля и избавление Шхины, - он продолжает говорить  - мы не находим в Шулхан Орухе обязанности избавить Шхину!.. В отношении  себя самого, мы находим в Рамбаме, что "обещала Тора, что, в конце концов, Исроэл сделают тшуву в конце изгнания, и немедленно они будут избавлены", но в отношении геулас шхино[9] - это не его дело...

На это говорят ему, что "когда выйдешь на войну с врагом твоим" - это приказание и указание в Торе:

Еврей не может удовлетворяться "четырьмя локтями святости" в своем доме и в своем ближайшем окружении, но он должен также выйти из своего места, "выйдешь на войну с врагом твоим", чтобы уничтожить существование врага и противника святости, и вплоть до захвата всего мира целиком, ибо ведь, как он может сидеть в покое, когда он знает, что в каком то месте в мире есть "Амолек", который выступает против святости?!

И, как сказано, Тора обещает ему "когда выйдешь на войну с врагом твоим и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою", и вплоть до окончания главы "сотри память об Амолеке из под небес", и тогда, когда уничтожают существование "врага твоего" полностью, становится радость полной, ибо ведь, все время, что остается все еще существование "врага твоего", даже в отдалении, ведь, поскольку невозможно знать, что будет потом, не может быть радость полной, и только, когда полностью уничтожено существование "врага твоего" во всем мире целиком, тогда радость становиться полной.

 



[1] Война-заповедь

[2] "разрешенная война" (т.е. факультативная, необязательная)

[3] "разрешенное"

[4] святость

[5] "про разрешенную войну говорит Писание"

[6] "на врага твоего" – т.е., выше, чем враг твой (прим. переводчика)

[7] см. Тания гл. 1 в начале

[8] "который встретил тебя в дороге"

[9] избавление Шхины


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .