Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Воэйро 5747

12

… И будет понятно, если сначала привести объяснение моего тестя и учителя на выражение «Гакодойш борух гу хишейв эс гаекейц лаасойс[1]», как говорилось выше (п.5) что со стороны большого удовольствия у него, благословен Он, от работы евреев во время изгнания, это могло бы продолжаться до бесконечности, не дай Б-г, и на это приходит прославление «хишейв эс гакейц лаасойс», что будет конец и граница работе во время изгнания.

И в соответствии с этим станет понятно связь и соотношение «тойв лашомаим ветойв лабрийойс[2]» к геула:

со стороны аспекта «тойв лошомаим[3]» только, — нет необходимости в геула, и наоборот, поскольку основное удовольствие наверху — от работы евреев именно во время изгнания, может (и должен) аспект изгнания продолжаться до бесконечности (не дай Б-г)! И поскольку этот так, то требование освобождения идет со стороны аспекта  «тойв лабрийойс[4]» — благо Израиля, как говорилось, что отказываются от «рхуш годойл[5]» который приобретается через работу времени изгнания, и все их стремление — выйти из изгнания немедленно.

И со стороны большой любви каждого и каждого из Израиля перед Вс-вышним, до любви, которую испытывают к единственному сыну, который родился на старости лет – Вс-вышний исполняет желание Израиля в вопросе геула, «тойв лабрийойс» (несмотря на то, что со стороны аспекта «тойв лашомаим» должно было быть по-другому).

13

И вот, это аспект мы находим с особым подчеркиванием относительно освобождения из Мицраим.

Перед освобождением Израиля из Мицраим, когда они еще находились в положении тяжелого рабства, Тора рассказывает про жалобу Мойше рабейну к Вс-вышнему: «ломо гарейойсо лоом газе[6]», что тогда, сказал ему Вс-вышний «хавал ад дэавдин вело миштакхин[7], мне следует сожалеть о смерти праотцов… которые не размышляли за моими качествами[8], а ты сказал  «ломо гарейойсо»

Стр 712

И на первый взгляд, можно задать простой вопрос: достоинство служения, основанного на том, что «не размышляли за моими качествами» понятно даже простому разуму, и нет необходимости в специальном открытии из аспекта «сехел неелам микол раайон[9]». И если так, как может быть, чтобы Мойше рабейну – хохмо дикдушо[10] – не понял, что следует вести себя в соответствии с поведением авойс[11] которые «лой гиргеру ахар мидойсай[12]» до такой степени, что Вс-вышнему понадобится специально сказать «хавал ал дэавдин»!?

И объяснение в этом – в соответствии с вышесказанным:

Безусловно, что Мойше Рабейну знал о высоте служения авот[13], что «не рассуждали почему так происходит», но тем не менее, мучения евреев в изгнании «ногъо лой бейойсейр, ад кдей месирус нефеш…[14]» предъявить претензии к Вс-вышнему  (в противоположность варианту «не размышляли») «ломо гарейойсо лоом газе». И его не волновало, что за это он может получить «псак[15]», что будет записано в Торе, что нет у него достоинства авот, которые «не рассуждали за моими качествами» и до такой степени, что сам Вс-вышний говорит, «жаль тех, кого уже нет с нами», именно «дэавдин», т.е. что это исчезло совершено и не осталось даже следа, и лой миштакхин» — ибо единственное, что касалось его – это добиться от Вс-вышнего освобождения Израиля.

И как было сказано выше, что служение «лой гиргеру ахар мидойсай» это со стороны «тойв лешомаим», что тогда единственное, что важно ему , это желание Вс-вышнего, и ничего кроме этого, однако, со стороны «тойв лабрийойс», благо Израиля,  — Мойше Рабейну предъявлял претензию перед Вс-вышним «зачем ты сделал плохо этому народу», идя на самопожертвование, чтобы не считаться (кивйохойл[16]) с аспектом «хорошо для неба» (размышлять за поведением Вс-вышнего)

(Гитваадуйот, 5747 т.2 стр 711-712) 

 

[1] «Вс-вышний высчитал конец (изгнания) чтобы сделать»

[2] «Хорошо для Неба и хорошо для Творений», т.е 3-ий день Творения

[3] Хорошо для неба

[4] хорошо творениям

[5] «большое богатство»

[6] зачем ты сделал плоо этому народу»

[7] «жаль тех, кого уже нет среди нас»

[8] т.е. не задавали вопросов «почему»

[9] «разум, сокрытый от всякое понимания»

[10] качество «мудрость» в святости

[11] отцов

[12] «не размышляли за моими качествами»

[13] отцов

[14] «затрагивало его самым сильным образом, до того, тчо он был готов  на самопожертвование»

[15] наказание, порицание

[16] как если бы