Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пурим котон 5746

Далет

В начале маамара приводится слова Разал, что в дни Пурима «исполнили то, что приняли раньше» — во время матан Тойро.

И продолжает, что общая идея Пурима была достигнута посредством самоотверженного служения Мордехая-йегуди в отношении изучения Торы с тинойкойс бейс рабон (как рассказывается в Мидраше). И посредством этого удостоились отмены декрета Амана и избавления Пурима, как сказано «мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз… легашбис ойев умиснакейм».

И объясняет подробно в продолжении маамара, что общая идея воспитания детей Израиля, «из уст младенцев ты устанавливаешь силу» — представляет собой основу для продолжения существования народа Израиля — «им эйн гдоим эйн тйошим».

И, по простому смыслу, что воспитание детей Израиля влияет на всю их последующую жизнь, как сказано «ханойх ланаар … гам ки йазкин лой йосур мамено», и само собой, когда воспитывают их по пути Торы и еврейства, то. когда они вырастут и станут родителями своих детей, — они будут воспитывать своих сыновей после себя по пути Торы и еврейства (в аспекте «эйц при ойсе при леминой»), и так будут воспитывать их сыновья своих сыновей после себя, и так далее, до конца всех поколений.

И поэтому, самоотверженность на воспитание детей Израиля — это есть внутреннее содержание того, что сказано «исполнили, то что приняли раньше», — исполнение общей идеи Матан Тойро с силой вечности, как сказано, «везихром лой йосуф мизаром».

Гей

И следует добавить, что в аспекте «мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз» есть обновление и добавление относительно воспитания и обучения тинойкойс шел бейс рабон:

«тинойкойс шел бейс рабон» — это по крайней мере пятилетние дети, в отличие от «ойлелим вейойнким», которые еще младше, ибо возраст «йойнким» это до двух лет (двадцать четыре месяца), и тем более «ойлелим», которые еще младше, чем «йойнким», и тем не менее, подчеркивают у них, аспект Ййисадто ойз», «эйн ойз эло тойро».

И представь себе:

Начало возраста воспитания — в большинстве аспектов — это примерно в возрасте пяти или шести лет, хотя «мера воспитания она в каждом ребенке в соответствии с его умом и его знаниями в каждой вещи по ее аспектам» (как объясняет Алтер Ребе в законах шабос), и поэтому, начало воспитания в отношении зажигания субботних свечей , например. это на несколько лет раньше, — когдf девочка может различить между освещенной комнатой и темной комнатой (в которой можно споткнуться о дерево или камень), что тогда она понимает важность зажигания свечей, что посредством этого добавляется света в комнате, и подобно ‘тому в каждом деле по его аспектам.

И как бы то ни было, начало воспитания в изучении Торы — «мишейасхиль ледабейр», когда ребенку только два года, те., после того, как он уже вышел из возраста «йойнким», и тем более — «ойлелим».

И понятно, что в этом возрасте невозможно изучение Торы с пониманием и постижением, — даже когда он «начинает говорить», но только, после того, как он достигает пятилетнего возраста, «бен хомейш шоним лемикро» (и тем более и тем более в отношении понимания и постижения в устной Торе — «десятилетний для Мишны… пятнадцатилетний для Геморо»).

И тем не менее, Писание подчеркивает «мипи ойлелиим вейойнким йисадто ойз» — что воспитание ойлелим и йойнким это аспект «основы силы», т.е.. основа всего воспитания в Торе («нет силы кроме Торы»).

И как говорилось несколько раз по поводу обычая праведных женщин в Израиле (и известно, то что говорится в Шу»Т Рашб»о, насколько следует считаться с обычаем старых женщин в Израиле и т.д.) — что когда ребенок спит еще в колыбели, пели ему «колыбельную песню», содержание которой — драгоценность достоинства Торы, которая лучше и слаще чем все сладости в мире и.т.д.

И как видно воочию. что способ воспитания «ойлелим вейойнким» влияет и воздействует на способ воспитания в последующие годы, как говорилось несколько раз подробно.

Вов

Следствие из всего вышесказанного, что содержание и основная идея маамара — самоотверженная работа в делах, которые составляют основу существования народа Израиля, не обращая внимание на существование «врага и мстителя».

И как вел себя автор маамара, — который объявил отрыто, и с самым большим пирсум (насколько это было возможно в той стране)о великой необходимости воспитания детей Израиля, «мипи ойлелим вейойнким йисадто ойз», не обращая внимания на большую опасность в этом, вплоть до самопожертвования, и более того, тем самым он подвергал опасности всю свою деятельность и работу в остальных аспектах Торы и еврейства, включая его деятельность и работу в самой области воспитания!

И вместе с этим, Тора обещает, что работа по воспитанию «ойлелим вейойниким» приводит к «устранению врага и мстителя», т.е., несмотря на то, что ойлелим вейонким не могут вести войну с «врагом и мстителем» (как это подчеркивается в маамаре), но это дает силы тем, кто имеет к этому отношение, чтобы им не потребовалась война совершенно, ибо само собой будет исполнено «легашбис ойев умиснакейм».

Заин

В соответствии с этим понятно указание, которое следует выучить из общей идеи Пурим Котон, и в особенности, после Пурим 5687 года:

Когда видят какое то препятствие и задержку, — «ойев умиснакейм» – на какой либо аспект в еврействе, Торе и ее заповедях, не только не следует боятся этого совершенно, но наоборот: следует добавить с большей силой и с большей энергией во всех аспектах еврейства, начиная с таких вещей, которые в аспекте «йисадто ойз» для всех аспектов Торы и заповедей, и посредством этого достигается само собой аспект «легашбис ойев умиснакейм», и, как сказано, что также сам «враг и мститель» переворачивается, чтоыб быть «шамош годол», подобно тому, что сказано «верабим меамей гоорец мисйагадим» в избавлении Пурима, и перед этим – в первом избавлении, в «йемей цейсхо меэрец Мицраим» (как говорилось выше п. 2).

И следует сказать, что подобие и пример этого есть также в каждом аспекте избавления,  — даже в неполном избавлении.

И например: в голус Бовел – полное избавление было только когда завершились семьдесят лет изгнания, что тогда вышли из Бовел. Однако, также перед этим был аспект геуло – спасение Ханании, Мишаэля и Азарии из огненной печи, явное чудо на глазах Невухаднецара и его вельмож и всех народов земли.

И подобно этому в отношении частного избавления каждый и каждый день – во время молитвы, как объясняется в Игерес а-койдеш что это есть аспект «подо бешолом нафши» у каждого и каждого из Израиля.

И подобно этому в отношении всех аспектов еврейства, Торы и ее заповедей, — что общность идеи изгнания, двойной и удвоенной тьмы, и т.д., не имеет отношения совершенно к служению еврея в исполнении Торы и заповедей, ибо он находится в положении и состоянии «Бен хойрин», как сказано «аводай гэм», «и не рабы рабам», и более того, «раб царя – царь».

И в особенности в соответствии с тем, что объясняется в Тании, что «занятие Торой и мицвойс и молитвы это также аспект мсирус нефеш действительно» [ибо, «там, где находится желание человека, там он сам находится«, и, само собой, когда он передает свою душу и волю царю, и царь принимает их, [ибо ведь ему приказано благословлять благословения на мицвойс, «ашер кидшону бемицвойсов вецивону», «что поднял нас на высоту Святости Самого Вс-вышнего»] – тогда его мциюс – это мциюс царя, и поэтому, идея голус становится совершенно невозможной, ибо он находится в положении и состоянии совершенно противоположном – положение свободы и избавления!

И вплоть до того, что приходят к к аспекту полного избавления,

начиная с полного избавления, как это было в дни Пурима, («все еще рабы Ахашверойша мы»), что, как следствие чуда Пурима, что тогда сделался Мордехай «годол.. бевейс а-мелех, вешимой гойлех бехол а-мединойс», вплоть до того, что он стал «мишней лемелех ахашвейрош» — улучшилось положение свободы сынов Израиля, вплоть до отмены гзейро прекращения строительства Храма.

И «мисмах геуло лагеуло» — от геулас Пурим к истинному и полному избавлению, «как дни твоего исхода из Мицраим явлю ему чудеса».

Хес

И да будет воля Вс-вышнего, чтобы каждый и каждый использовал особое достоинство и особые силы, которые даются в Пурим котон, и продолжение его в Шушан Пурим котон, — чтобы добавить в большей степени и с большей силой во всех вышеупомянутых аспектах.

И не только, но что добавление будет еще больше, чем то, что есть со стороны дающего, т.е., что его усилия в аспекте «кав шелой» приведет к более высокому добавлению, относительно того, что он получил от дающего, вплоть до такого добавления, что посредством него он становится «шутаф леакодойш борух гу»!

И по простому — добавить во всех аспектах еврейства, Торы и заповедей, способом гидур мицво, вплоть до «мегадрин мин гамегадрин»,

и, более того: способом «ад ло йода», выше чем всякое измерение и ограничение, включая измерение и ограничение «мегадрин мин гамегадрин», — как мы учим из дней Пурима.

И из этого понятно также в отношении Пурим котон, и обратно: со стороны хидуш Пурим котон (как говорилось выше п.1), это пробуждает гиспаалус йесейро у человека, который служит свое служение в аспектах Пурима.