Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар 5745

בס»ד

hей

Практическое указание из общей идеи главы Бемидбар:

«бемидбар» – по простому смыслу Писания – означает «пустыню» по простому смыслу, т.е., место, непригодное для жизни человека, «лой йошав одом шом», а только «нохош сороф ве-акров вецимоойн ашер эйн моим».

Т.е.: не имеется в виду «мидбар» в возвышенном (позитивном) смысле, так, как «главы ваших колен» понимают идею «бемидбар», что это выше чем аспект одом, «лой йошав одом шом» в (возвышенном) позитивном смысле, но – «пустыня» – как это понимает самый простой человек – «пустыня» в буквальном смысле.

И в самом этом – не имеется в виду «пример», который выучили Хазал из свойств «пустыни» в отношени Торы, которая была дана в пустыне [как в отношении самой Торы – «ничье – как пустыня», ибо «все равны в ней», и также в отношении человека, изучающего Тору – «он должен уподобить себя пустыне, которую все топчут»] – но имеется в виду «пустыня» в буквальном смысле, со всеми своими недостатками и упущениями, как подчеркивается в том, что название главы – не «бемидбар Синай» (ибо «Синай» означает «Тора»), но просто «пустыня». Это и еще: добавление буквы «бейс», «бемидбар» (а не «мидбар») подчеркивает еще более, что не имеется в виду свойства «пустыни», но речь идет о человеке, который находится там.

И здесь приходит указание, что нужно «жить» с недельной главой, и в нашем вопросе – «жить» с идеей «бемидбар«:

Когда еврей оглядывается вокруг – он видит, что находится в «пустыне», ибо, кроме того, что «вы – меньшинство из всех народов», он находится во тьме изгнания, и вокруг него есть несколько и несколько сокрытий и утаений и т.д., место, где невозможно заработать достаточно для пропитания, посредством того, что он сеет и вырастает урожай – «лой мекойм зэра», или посредством пруда, где можно ловить рыбу, и т.п., т.е., нет там аспекта вкуса и наслаждения, но только «змеи и скорпионы, и жажда, что нет воды».

И на это говорят ему, что нужно «жить» с идеей «бемидбар» – жить с Торой, несмотря на то, что он находится в «пустыне», т.е., что даже когда он находится в «пустыне» —  он ведет себя так, как еврей должен вести себя, т.е., что все его существование и все его дела проникнуты Торой.

И наоборот: когда он находится в «пустыне» – это еще более важно и необходимо, ибо, когда он находится в населенном месте, и вместо того, чтобы делать свою работу – он идет спать, то он, конечно, «дурак»… но, с другой стороны, в этом нет для него опасности; но когда он находится в «пустыне» – он не может пойти спать, поскольку его жизни угрожает опасность от «змей и скорпионов»!.. Но что же делать, ведь он «устал» и хочет отдохнуть – тогда совет на это, чтобы также его сон был в соответствии с Торой, через то, что он читает Шма перед сном, и будет спать с покрытой головой, что тогда сам сон становится частью служения Вс-вышнему, и вплоть до того, что его душа поднимается вверх, чтобы черпать ей жизнь, подобно тому, как сыны Израиля спали ночью перед Дарованием Торы в качестве подготовки к получению Торы.

И более того – он «живет» – в «пустыне«, т.е., его поведение в соответствии с Торой, несмотря на то, что он находится в «пустыне» – не только потому, что он принужден так делать, но он «живет» в этом, т.е., что делает это с энергичностью и радостью, поскольку он знает, что Вс-вышний привел его в «пустыню», и нет у него никаких претензий и т.д., и само собой, он исполняет свою миссию и свой шлихус с энергичностью и радостью, как сказано, что он «живет» – в «пустыне».

И на первый взгляд, еврей может сказать: если Вс-вышний хочет, чтобы у него было удовольствие от служения еврея – пусть он приведет его в Иерусалим, в Храм и в Святая Святых, и там он будет заниматься самым возвышенным служением – воскурять ктойрес… И почему же Вс-вышний приводит его в «пустыню», противоположно идее «не приводи нас к испытанию»?!…

И нельзя сказать, что это таким образом как сказано «хуко хокакти гзейро гозарти», «нет у тебя права размышлять за ней», ибо идея «хуко» относится к главе «бехукойсай«, а не к главе «бемидбар», которая идет после нее!

Но несмотря на это, у еврея нет претензий, поскольку даже самый прстой еврей понимает, что не нужно задавать вопросы на Вс-вышнего. И это «тем более и тем более»: если он не постигает разум великого мудреца, хотя он также «плоть и кровь», и более того – он тоже был сначала маленьким ребенком, и впоследствии он поднимался в своей мудрости выше и выше, пока не достиг ступени великого мудреца – то несомненно и несомненно, что он не способен постичь разум Вс-вышнего!

И поэтому, когда Вс-вышний привел его в «пустыню» – он знает, что «также это к лучшему», и не только, что из этого произрастет благо в будущем, но также сейчас это «к лучшему», и само собой, он исполняет свой шлихус с жизненностью и радостью.

И центральная идея практического указания из этого – что когда еврей находится в «пустыне» – он знает, что это – воля Вс-вышнего, т.е., высшее намерение – не в том, чтобы его служение было в Святая Святых, но – чтобы находясь именно в «пустыне» – в этом нижнем мире, ниже которого нет, и когда его душа облачена в животную душу и в материальное тело, «змеиную шкуру» – чтобы в этом положении он жил по Торе, и наоборот – именно через это он приходит к наивысшему подъему, выше которого нет, и как говорит Писание «И чем больше мучили его – тем больше он увеличивался и тем больше усиливался».

И понятно, что это указание имеет отношение к каждому и каждому из Израиля – как простому из простых, ибо поскольку основная его работа – в делах этого мира, он очень сильно чувствует, что находится в «пустыне», и также к «главам ваших колен», ибо несмотря на то, что основная их работа – в четырех локтях Торы и святости, но они нуждаются в поддержке тех, кто работает с вещами этого мира – «опора Торы», так, что также они находятся в «пустыне», и само собой, это указание– что нужно «жить» – в «пустыне» – относится к каждому и кажому из Израиля.

Вов

{маамар мусгар}

Совершенно очевидно, что все вышесказанное, что у еврея нет претензий за то, что Вс-вышний привел его в «пустыню» – это только в отношении исполнения его миссии и шлихус с энергичностью и радостью, но это не означает, что он согласен с этим, и готов оставаться в таком положении, рахамоно лицлан, также в будущем.

Наоборот: в отношении будущего – еврей кричит: «Элойким ал доми лох, ал тэхрош ве-ал тишкойт Эй-л»!…

Он, действительно, знает, что есть достоинство в служении во время изгнания – работа искафья, посредством которой достигают подъема в исhапхо,

И, выражаясь языком Хазал, объясняющих посук «вегишбатти хайо роо мин hоорец» – «не дает им вредить», что это есть идея исhапхо – переворачивание природы баалей хаим, как сказано: «вегор зэйв им кевес… венаар котон нойгег бом»,

И ясно, что основное – это возвышение, которое будет у наар котон со стороны идеи исhапхо у баалей хаим, ибо если не так, как тогда возможно, чтобы достоинство будущего мира выражалось в том, чтобы еврейский ребенок должен был заботиться о пропитании «баалей хаим»?!…

И ведь это возвышение достигается посредством служения искафья и исhапхо во время изгнания именно.

Но тем не менее, после всех достоинств и т.д. – он не готов оставаться в изгнании даже еще на одну секунду…

И поэтому, еврей просит в каждой и каждой молитве: «весехезэно эйнейну бешувхо лецийон берахамим» – три раза в день, а в субботу – четыре раза!

И представь себе:

Во время утренней молитвы в субботу, еврей просит: «весехезэно эйнейну бешувхо леЦион берахамим» – просьба, произносимая во время молитвы «амидо», после предварения «Гашем сфосай тифтох, уфи йагид тегилосехо», и как объясняет Адмур Могараш [идея которого – «лехатхило арибер»]  — что «йагид» – это язык притяжения [подобно «вайагед Мойше» – слова, притягивающие сердце человека, подобно агаде], как повторяющий за произносящим.

И после того,  как он просил это в молитве, произносимой шепотом, «коло пнимоо дэло иштема» – посланник общества возвращается и повторяет это еще раз, и не только, но просит это громко, ибо, поскольку он посланник общества, [цибур – первые буквы слов цадиким бейноним урешоим, и подчеркивается – что есть Вов, которые соединяет тех, кто противоположны цадиким, с цадиким, соединение, хотя оно достигается посредством бейноним, но в конечном счете – они соединяются с цадиким, так, что все они вместе становятся «цибур», единой сущностью], и ведь «hейн Эй-л кабир велой йимъос» – есть у него «брейткайт» просить это громко!