Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд алеф нисан 5745

Hисваадус 5745 стр. 1694

Стр. 1692

Тес

Есть один вопрос, который, в действительности, нужно было бы прояснить уже давно, но думали, что это само собой понятно, но тем не менее, поскольку есть место для опасения, что это не понятно и не просто, следует это прояснить и говорить об этом.

Речь идет о причине этого фарбрейнгена. И сначала:

По Торе, и в особенности, части мусара и хасидизма в Торе, одна из самых совершенно отвергаемых качеств души – это качество гааво[1], поскольку это есть корень и источник всех качеств, противоположных добру и т.д.

И вплоть до того, что даже «шминис шебишминис[2]» также совершенно отвергается, ибо, хотя есть мнение в Геморо, что «талмид хохом должен иметь шминис шебишминис» («должно быть в нем немного гордости») – но Рамбам [а сегодня мы завершаем изучение его книги] постановляет в отношении hалахи, что «бешамто тот, в ком есть высокомерие, и даже немного», и также постановляет Алтер Ребе в своем Шулхан Орухе, что «следует отдалиться от этого до крайности», и подробно объясняется, насколько это ужасная вещь – как сказано «тойавас Гашем кол гваh лейв[3]«, и вплоть до «каждый, кто возвышает свое сердце (как будто бы) койфер беикор», как сказано, «вером левовхо вешохахто эс Гашем Элойкехо[4]» — самое ужасное, что только можно себе представить!

И тогда возникает вопрос и удивление: как же можно допустить, чтобы все собрались на hисваадус в связи с почетом {одного} человека?!

На первый взгляд, это вообще самое страшное, что может быть, и особенно – когда связывают это с хасидизмом, и в особенности – в святом месте, синагога, в которой «выращивают молитву», смысл которой – «кеавдо камэй морэй[5]«, полное самоустранение, и дом учения, в котором «выращивают Тору», основное условие которой – «венафши кеофор лакойл тиhйе[6]» (и посредством этого) псах либи весойросехо[7]«!

И особенно это подчеркивается – когода находятся в «месяц избавления», когда, несомненно, должен быть аспект «геуло» от всех вещей, связанных с поведением «Мицраим» (леумас зэ), корень и источник которых – это «Амолек» – йешус[8] и гааво!

Йуд

Однако, это настолько очевидно, что не было места для сомнения, что кто-то может ошибиться в этом:

Этот фарбрейнген не связан с «одним человеком», частным человеком, или что то в этом духе, но с всей «группой«, с ее учением, и с желанием, целью и намерением ее действий – как продолжения двухсот лет существования движения хасидут Хабад, и перед этим – общего движения хасидизма. И само собой, не (так) важны аспекты людей, стоящих во главе движения, как дела движения, и наоборот, эти люди – несут на себе иго, и как говорит Геморо, «вы думаете, что я власть даю вам – рабство я даю вам».

Пример на это:

Известно выражение по поводу радости и танцев в Симхас Тойро, что в сущности, это Тора веселится и танцует, но, поскольку Тора нуждается в «ногах», — то еврей берет «право» (надеясь, что он достоин этого) быть «ногами» Торы, и посредством этого Тора может танцевать, когда заканчивается цикл чтения Торы.

И так это в отношении каждого аспекта в Торе – ибо поскольку Тора «не на небесах она», но дана на земле внизу именно, требуется (кивйохол) действие еврея, плоти и крови, для того чтобы Тора могла делать то, что она должна делать.

И то же самое в нашем вопросе – что нужен человек из плоти и крови, который будет стремиться, с помощью еще нескольких человек, нести Тору, и продолжить «золотую цепь» учения хасидизма, во всех его деталях, и тем более и тем более – общая идея в Торе – «гамаасэ hу гоикор», для того, чтобы воплотить все аспекты учения хасидизма в практическом действии, и посредством этого исполняется намерение сделать Ему жилище в нижних, «ве-шоханти бесойхом[9]«.

Йуд алеф

Объяснение этого – более детально:

Для того, чтобы были привлечены благословение и успех во всех аспектах служения Израиля, общий смысл которого – сделать Ему жилище в нижних, и в особенности, посредством служения «йофуцу майанойсехо хуцо[10]«,

Как говорилось несколько раз по поводу точного значения этих трех слов:

«йофуцу» – не следует ограничиваться тем, чтобы самому изучать Тору, или учить с небольшим числом людей, или даже учить с «обществом», но изучение должно быть таким образом, что Тора распространяется – «hафоцо» – несравнимо шире, чем просто изучение и речь в Торе, как понятен смысл слова йофуцу по простому смыслу посука.

«майанойсехо» – свойство источника, что его воды постоянно соединены с их источником и корнем, без всякого перерыва, что тогда есть в нем вся сила «майон», но когда прерывается его соединение с источником и корнем, «hээвирой ал габей брейхо веhифсикой» – он не имеет статуса источника. И в нашем вопросе – изучение и распространение Торы должно быть таким образом, чтобы была видна воочию связь с источником, т.е., что не только, что он соединен с источником, и эта связь не прерывается, хас ве-шолом, но еще то, что видно воочию его соединение с источником.

«хуцо» – распространение источников должно быть вплоть до «хуцо», т.е., что когда есть какая-то точка в мире (и тем более и тем более – в мире еврейства), которая все еще «хуцо» – вне – Торы и заповедей – следует приложить все усилия, чтобы также туда пришли майонойс, не только воды источника, но сам источник, и способом hафоцо именно –

Тогда требуется служение способом «кулону», и более того – «кулону кеэход[11]«, т.е., что устраняется различие между «рошейхем шивтейхем[12]» и «хойтейв эйцехо вешойэв меймехо[13]«, вплоть до того, что все становятся единой сущностью, «коhол годол» – в единственном числе (как говорилось выше п. 2 и далее).

И причина этого – поскольку состояние «кулону кеэход» приводит и притягивает благословение Вс-вышнего, как сказано «борхейну овину кулону кеэход беойр понехо», и прежде всего – благословение успеха в работе распространения Торы и еврейства, вплоть до «йофуцу майанойсехо хуцо».

Однако, для того, чтобы воплотить в жизнь идею «кулону кеэход», когда по природе человека (которую вложил в них Вс-вышний) каждый – это отдельный мциюс сам по себе – должен быть один, про которого сказано «тигйе эвед лоом hазэ», задача которого – стараться по мере своих возможностей достичь единства, включая – раскрытие аспектов Торы, как она была дана с Синая, ибо «все, что откроет прилежный ученик – было сказано Мойше с Синая», и тем более и тем более, прилежный ученик как несиим учения хасидизма, и в особенности – хасидизма Хабад, вплоть до Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.

И в наши дни: поскольку глава нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, находится в «ойлом hоэмес» – он нуждается в том, что также в нижнем мире будут у него «ноги» и «руки», и все остальные органы, которые будут заниматься распространением его учения, вплоть до практического действия, и для того, чтобы все это было успешно – это должно делаться организованным образом, и поэтому есть один человек, который «эвед лоом hазэ несатихо», задача которого – организовывать эту деятельность. И поэтому не важно, кто он и т.д.; что важно – это продолжение деятельности и работы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну!

Есть известная история – которую рассказывали в «хедере» – про одного из настоящих гдойлей Исроэл, который был «даян» и «рав» в большой общине, и он был мал ростом и худ. И однажды его противники подошли к нему и сказали: «как же это может быть, чтобы такое маленький и худой еврей был «даяном» и «равом» в таком большом городе?! Он им ответил: «действительно, я мал ростом и худ, но «скамья» – велика…

«Скамья» – учение и деятельность Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну – велика, и поэтому не так важно, если тот, кто сидит на нем, мал ростом и худ, поскольку «скамья» – велика – «скамья» главы нашего поколения, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур!…

Йуд бейс

В соответствии с этим понятно, что то, что находят «причину» и «повод» для hисваадус, который связан с днем рождения одного человека — это только «внешняя причина», которая может содействовать основной и главной цели – увеличить и расширить «скамью» – т.е., увеличить и расширить изучение хасидизма и его распространение наружу;

Когда придут к евреям и скажут им: приходите послушать о распространении Торы и ее заповедей, вплоть до распространения источников наружу – то по природе вещей, все время, пока не связывают это с каким то специальным событием – хотя есть такие, которые приходят, чтобы участвовать и советоваться вместе во всем, что связано с распространением еврейства и источников наружу, «иш эс рееhу йаазойру», но есть такие, которые не приходят просто так, но только в связи с особым событием.

И поэтому, когда есть «причина» и «повод», которая может привести к тому, что соберутся несколько и несколько евреев, для того, чтобы укрепиться в распространении еврейства и источников наружу – следует использовать это даже «шелой лишмо», как приказывают и обещают нам РаЗаЛ, «леойлом йаасойк одом бетойро умицвойс аф ал пи шелой лишмо, шемитойх шелой лишмо бо лишмо[14]«, ибо, главное – это то, что добавляется в основной и главной цели – добавлении в изучении хасидизма, и добавление в исполнении заповедей с особой тщательностью, т.е., не только по закону, но больше, чем требует закон, и в самом этом – со стороны «мидас хсидус» (как говорит Геморо), ибо это более высокий способ, чем «лифним мишурас hадин».

И в отношении нашего вопроса:

Связь с днем рождения одного человека – это только внешний повод для того, чтобы объяснить, и даже не-еврею, «чем отличается этот день от других». Почему вдруг евреи собираются вместе, для того, чтобы говорить о распространении еврейства и источников наружу, и поэтому, нужно найти объяснении, которое будет принято даже в разуме не-еврея.

И поэтому – забывают о том, что связали это с днем рождения одного человека, ибо это только внешняя причина, для того, чтобы посредством этого пришли добрые результаты – распространение еврейства и источников наружу.

И с другой стороны, когда не хотят использовать эту причину и повод из-за «скромности» – то в отношении самого себя, действительно, нужно крайне остерегаться гааво, даже «шминис шебишминис», но это за счет того, чтобы уменьшилось в работе по распространению источников наружу, что это есть его миссия – эвед лоом hазэ!

И в подобных случаях, известны слова и указание Мителер Ребе – сына и продолжателя пути Алтер Ребе, автора Тании и Шулхан Оруха – как рассказывали об этом хасидим из поколения в поколение:

Мителер Ребе требовал от своих хасидим, которые ходили из города в город, чтобы всюду, куда они приходят, они говорили бы слова Торы, и в особенности – учения хасидизма. И когда один из молодых людей спросил, что он боится делать это, ибо это может привести его к чувству йешус, и от йешус можно прийти к еще худшему и т.д., ответил ему Мителер Ребе: «а цибеле зол фун дир верн обер хсидус золсту зогн»!…

И смысл этих слов: даже когда это может повредить ему самому, хас ве-шолом, до такой степени, что он становится подобен «чесноку», который настолько остр, что его нельзя есть отдельно, но только в качестве приправы для другой пищи, которая с его помощью становится более сладкой и приятной, и пример этого в нимшол – что он становится «приправой» для всех тех евреев, которые находятся вокруг него, хотя он сам пришел к йешус, и на это приходит указание – что стоит идти на это, ради того, чтобы повторять и распространять хасидизм, и распространять Тору вообще, и также добавочное устрожение в исполнении всех заповедей.


[1] гордость

[2] одна восьмая от одной восьмой

[3] «Мерзость для Вс-вышнего каждый высокий сердцем» (Мишлей 16, 5)

[4] «И высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа» (Экев 8, 14)

[5] как раб перед господином

[6] пусть моя душа будет как прах перед всеми

[7] раскрой мое сердце в Торе Твоей

[8] «Есть», «Отдельное существование»

[9] «Я пребывать буду среди них» (Трумо 25, 8)

[10] Распространятся источники твои наружу

[11] все как один

[12] «Главы ваших колен» (Ницовим 29, 9)

[13] «От твоего дровосека до твоего водочерпия» (Ницовим 29, 10)

[14] Пусть человек всегда занимается Торой и заповедями даже не лишмо, ибо из лой лишмо придет к лишмо