Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

14 тамуза 5743, суббота гл. Болок

בס»ד

Стр. 1781

Коф Вов

В комментариях моего отца и учителя на Зогар нашей главы (Ликутей Леви Ицхак в начале нашей главы) приводится история из Зогара (186, 1) «Рабби Ицхак и рабби Йегуда шли по дороге, зашли в то место в Кфар Сахнин, где находился рав Гамнуна-саба, остановились у его жены, у которой был один маленький сын… после школы пришел домой, увидел этих мудрецов, сказала ему мать: подойди к этим великим людям, чтобы получить от них благословения. Подошел к ним… сказал матери, я не хочу подходить к ним, ибо сегодня они не читали Шма…. Услышали и удивились, подняли руки и благословили его. Сказали: несомненно, это так, сегодня мы занимались {подготовкой свадьбы} жениха и невесты, и тот, кто занимается заповедью, свободен от заповеди. Сказал ему: сын мой, откуда ты узнал? Сказал им: от запаха ваших одежд…»

Стр. 1788

Ламед hей

Объяснение в комментариях моего отца и учителя:

Различие между идеей чтения Шма и идеей hахносас кало[1] – подобно общему различию между идеей разума и эмоций в служении человека и идеей практического действия. И другими словами: различие между макиф[2] и пними[3].

Т.е.: служение чтения Шма – это принятие ига небесного царства, и это есть идея связанная с разумом и эмоциями, и аспект макиф, который приводит впоследствии к исполнению заповедей в практическом действии, и как говорят Хазал: «сначала примет на себя иго небесного царства, и после этого примет на себя иго заповедей» [и в особенности – что любовь к Вс-вышнему – «веоhавто эс Гашем Элойкехо[4]» – это корень всех 248 заповедей «делай», включая – приказание бояться Вс-вышнего, которое является корнем всех 365 заповедей «не делай»]. А занятие hахносас кало – это аспект практического действия по простому смыслу, веселье жениха и невесты буквально, со всеми подготовками, связанными с этим. И это есть аспект пними – как сказали Разал – «все знают, для чего невеста встает под хупу» – для того, чтобы было «пру урву умилъу эс hоорец вехившуhо[5]«, раскрытие силы Эйн Соф[6] внизу и т.д.

И, языком каббалы и хасидизма: чтение Шма – это единение АвО[7], а hахносас кало – это единение ЗуН[8] – притяжение вниз, вплоть до нашего материального мира в практическом действии буквально.

И поэтому тот ребенок почувствовал, что не читали Шма «по запаху их одежд» именно – поскольку одежды – это идея макиф, а «запах одежд» – это макиф макифа, и именно там ощущается недостаток непрочтения Шма – поскольку чтение Шма – это аспект макиф, как говорилось выше.

Объяснение указания из этого – в служении человека:

Когда нужно выйти и заниматься hахносас кало, что это есть общая идея служения – работать в этом мире в буквальном смысле – это отталкивает даже аспект чтения Шма, т.е., что он должен отложить работу над собой (принятие ига Небесного Царства посредством чтения Шма), и выйти, для того, чтобы воздействовать на другого, действие в реальности этого мира.

И не имеется в виду, что он ничего не потеряет от этого – ибо подчеркивается в этой истории, что «ребенок» почувствовал, что они не читали Шма в тот день (поскольку занимались hахносас кало)

[И как говорилось несколько раз, что в то время, которое посвящают работе с другим – нет времени самому заниматься Торой, и в отношении успеха в изучении Торы – есть правило «не трудился и нашел – не верь», т.е., что нет возможности преуспеть в изучении Торы без труда, и до такой степени, что в это даже невозможно поверить («ал таамин»),

И как подчеркивается в Геморо – в Вавилонском Талмуде – что со стороны аспекта «хасидут» возможно «тойросон миштамерес[9]» только, и невозможно, чтобы было в этом благословение и добавление – поскольку для этого требуется напряженный труд в изучении Торы по простому смыслу,

И то, что посредством занятия с другим (аспект цдоко) его мозг и сердце становятся в тысячу раз чище [и как объясняет Цемах Цедек, что это не преувеличение, в соответствии с словами Разал «тысяча входит, чтобы учить хумаш…»], не имеется в виду, что ему уже не нужно трудиться и т.д. (ибо «не трудился и нашел – не верь»), но – что трудясь в течение одного часа, он сможет воспринять множество идей, которые в обычной ситуации он должен был бы потратить тысячу часов, но в этот час – он должен трудиться в изучении Торы, и не поможет ему труд в аспекте святости в общем, но в изучении Торы именно,

И подобно этому понятно в нашем вопросе – что когда он занимается «устройством жениха и невесты» вместо того, чтобы читать Шма – то отсутствует у него аспект чтения Шма],

Но это означает – то он должен отказаться от своего личного блага, и беспокоиться от благе другого, несмотря на то, что действительно, у него будет не хватать в этих вопросах.

И это есть общая идея хасидизма – как известно выражение Алтер Ребе, что «хасид» – отказывается от своего личного блага, ради блага другого человека, и приводит доказательство на это из того, что сказано в Геморо (Моэд котон, 18, 1) относительно ногтей «сжигает – хасид», т.е., что он готов согласиться на ущерб, который может быть у его самого посредством сжигания ногтей [как приводится в книгах, что когда сжигают часть, относящуюся к телу, то может быть от этого ущерб…], для того, чтобы устраниться от опасения ущерба для другого – «может быть, пройдет по ним беременная женщина и будет выкидыш», и во всем этом – несмотря на то, что говорится только об опасении, ибо если изменилось место ногтей посредством ветра, уже нет в этом опасности, и тем более, что речь идет об опасности для ребенка (который еще не родился), и кроме того, он может посчитать что «лой йеуно лецадик кол овен[10]«, и тем не менее, он отказывается от личного блага, ради блага другого человека, даже когда речь идет только об устранении возможной опасности.

И подобно этому в нашем вопросе – что идея хасидус – отдать свою душу и отказаться от возвышения в своем личном служении, для того, чтобы подействовать на другого, и на весь мир, как подчеркивается в этой истории, что отказались от достоинства служения чтения Шма, для того, чтобы подействовать в вопросе устройства жениха и невесты.


[1] помощь бедным невестам в устройстве свадьбы

[2] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.

[3] Внутренний, лицевой. См. поним; пнимиюс, макиф и пними. Ойр пними — «внутренний свет», свет, «одевающийся» в миры

[4] «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим.» (Воэсханан 6, 5)

[5] «Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее» (Берейшис 1, 28)

[6] Эйн Сойф — Бесконечный

[7] Сокращение: Або веИмо. Сфирот Хохма и Бино. См. также ХуБ. Йихуд

[8] семь нижних сфирот

[9] Тора их сохраняется

[10] «Не приключится праведнику ничего неправедного» (Мишлей 12, 21)