Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йуд-тэт кислев 5742 (1982) года

Фрагмент выступления Любавичского ребе в праздник Йод-тэт кислев 5742 (1982) года

Среди евреев принято, собираясь вместе для того, чтобы отметить какое-то событие, рассказывать об этом событии, даже если они и собирались по этому поводу в прошлом не один или несколько раз, а многократно и ни для кого не секрет, с какой целью они собираются. Известно, насколько наша Тора, называемая «Торой жизни», учит ценить каждую минуту жизни. Следует использовать время самым тщательным образом и стараться не тратить его попусту, пересказывая то, что и так уже всем известно.

Если же речь идет о времени, связанном с Йом-бесура , т.е. с днем, принесшим доброе известие (а именно так называет день 19 кислева автор книги «Респонсы с Небес»), то ценность каждого момента времени возрастает многократно.

Время и пространство взаимосвязаны. В месте, где «лелеют слова молитвы», т.е. устраивают совместную молитву и «взращивают слова Торы», проводя коллективные занятия, ценность каждой минуты еще более возрастает. Наряду с этим в подобном месте подчеркивается важность каждого произнесенного слова. Хотя Тора явно более, чем речь человека, ценит его деяния, все же и в речи мы находим явные преимущества: ведь вся последовательность миров берет свое начало в «десяти речениях, которыми был создан мир». Вся Тора также начинается и сосредоточена в декалоге.

Поскольку Тора указывает, что изреченных повелений Всевышнего именно десять, и то же сказано о декалоге, то упоминание об этом становится частью Торы и, как все в ней, является указанием для нас. Отсюда видно, насколько осторожным в словах следует быть человеку. Даже ведя речь об обыденном, он не должен произносить ничего лишнего, ибо человек призван стараться, чтобы в мире не было ничего бессмысленного. Эту идею неоднократно высказывали своим лаконичным языком наши мудрецы. Они сказали: «Святой [Творец], благословен Он, ни одно творение в Своем мире не создал попусту». Хотя в этих словах речь идет об отдельных созданиях, но очевидно, что это относится и к каждому моменту времени, и к каждой точке пространства – ведь время и пространство тоже творения.

Простые доводы разума заставляют нас принять истинность этих слов. Всевышний – единственный создатель каждого элемента мироздания, включая каждый момент времени и каждую точку в пространстве, и Он наверное не сотворил что-либо, даже самый малый элемент в мире, понапрасну. Ведь даже человек разумный не совершит ничего, не видя в совершаемом смысла или не руководствуясь какими-то мотивами, а тем более Царь всех царей, Святой Творец, благословен Он.

Эти слова мудрецов должны направлять все деяния евреев. Что бы ни совершал человек, он должен этим служить Творцу, как сказано: «Я был сотворен лишь для того, чтобы служить своему Создателю». О евреях же сказано: «А народ Твой – все праведники», а «праведники уподобляются своему Создателю», «как Он милосерден, так и ты будь милосердным», так и во всем остальном следует уподобляться Богу в Его деяниях. Сказанное о Творце, не создавшем ничего попусту, должно найти свое отражение в отношении человека к каждому отрезку времени, к каждой сфере деятельности, к речи и тем более к свершениям в области физического мира и к мышлению. Известно, что мышление первично по отношению к речи и действиям, а потому в мыслях следует быть особенно тщательным. Рамбам в «Законах о раскаяньи» отмечает, что раскаиваться следует не только, как это принято считать, в негативных побуждениях и поступках. Также «необходимо проанализировать свои порочные суждения и раскаяться в них», а это уже связано со сферой мышления. Раскаяться же в этом «труднее, чем в том, что содержит в себе элемент действия».

 В свете вышесказанного вызывает удивление обычай уделять время пересказу и воспоминаниям о событиях, имевших место в прошлом (в нашем случае о событиях 19 кислева), поскольку каждому из присутствующих они известны во всех подробностях. Предваряя объяснение смысла этого обычая, следует отметить, что Тора придает большое значение воспоминаниям о минувших событиях, возводя это в статус предписывающей заповеди. Речь идет прежде всего о празднике Песах, когда «предписано рассказывать об Исходе» и сказано: «даже если мы все мудры, все понятливы, все мы знаем Тору, все равно нам предписано рассказывать об исходе из Египта». Воспоминание об исходе связано не только с праздником Песах. Оно относится к Торе и заповедям в целом, что подробно объясняется в книге «Сефер гахинух», из чего можно заключить, что вспоминать следует и другие события такого рода. В книге «Мегилат Эстер» о событиях Пурима сказано: «[События] дней этих вcпоминаются», причем слово «вспоминаются» подразумевает прежде всего чтение Мегилат Эстер. Иными словами, вспоминать предписано не мысленно, но вербально. Точно так же и об исходе из Египта сказано, что следует рассказывать о нем. Очевидно, это и послужило основанием для еврейского обычая пересказывать чудесные события прошлого. В чем же смысл таких воспоминаний? На него указывают слова вышеприведенного стиха из Мегилат Эстер, где вслед за словами «события дней этих вспоминаются» сказано «и свершаются». Когда об этих событиях вспоминают надлежащим образом – вербально, т.е. о них рассказывают, то они как бы вновь «свершаются» — переходят из речевой сферы в сферу свершения, осуществления. О высшей цели всякого рода деятельности человека сказано: «я был сотворен лишь для того, чтобы служить своему Создателю», а поскольку «основное – не рассуждения, а поступки», то понятно, что служение должно проявляться прежде всего в действиях человека в физическом мире. Твердая уверенность в том, что воспоминания о событиях воплотятся в конкретных действиях, возможна лишь в том случае, когда о них вспоминают ежегодно. Нельзя удовлетвориться тем, что уже делали в прошлом году, и недостаточно в нынешнем вспомнить о них лишь мысленно, даже если при этом, как сказано в книге Тании, «глубоко сосредоточить свои мысли» на них. Нужно, чтобы это воспоминание нашло свое выражение в конкретных словах речи, которая в Талмуде определяется как «малое деяние». В таком случае есть твердая уверенность, что воспоминания повлекут за собой свершения, которые можно считать полноценными относительно состояния человека в данный момент, т.е. в день, когда он вспоминает о прошлом.

Когда в следующем году вновь наступит этот великий день, связь между воспоминанием и свершением осуществится на более высоком уровне. Еврей должен представать человеком, постоянно делающим новые шаги, как сказали наши учители «Люди, проникшиеся мудростью Торы, не знают покоя ни в этом мире, ни в грядущем». Это относится не только к мудрым, но и к каждому, ведь сказано: «Все сыновья Твои изучают Тору Господа». Иными словами, каждый еврей несет в себе образ человека, проникшегося мудростью Торы, и поэтому в своем служении «он шагает от свершения к свершению». К каждому обращены приводимые законоучителями слова: «Пусть все твои деяния будут во имя Небес». Из этого следует, что каждую минуту времени, каждую составляющую сил души нужно использовать «во имя Небес», служа «своему Создателю». Поэтому со временем, когда человек совершенствуется в своем служении Творцу, идя «от свершения к свершению», его действия и поступки должны становиться все более полноценными. Подобно этому и рассказ о событиях прошлого, влекущий за собой свершения, должен со временем быть более полным и содержательным, соответствуя духовным высотам, на которые поднялся человек.

Многие и многие евреи собрались здесь, чтобы отметить праздник 19 кислева. Исходя из великого установления Торы «любить ближнего как самого себя», нам следует сейчас повторить вслух рассказ об основных моментах, связанных с этим праздником освобождения. Среди присутствующих наверное нет таких, кто не знал бы историю этого праздника. Все они люди достойные, и связанные с ним события известны им во всех подробностях, как сказано в Агаде: «все мы, знающие Тору». Более того — им известны все подробности целиком. В книге одного из законоучителей проводится различие между значением слов «все (весь)» и «все (весь) целиком». В терминологии Торы весь (все) может означать и большую часть чего-либо, которую Закон допускает принять как нечто целое.

Все же в соответствии с вышесказанным ясно, что хранить события в своей памяти – недостаточно, воспоминание должно воплотиться в конкретные слова, слетающие с уст человека.

О вещах, связанных с иудаизмом, говорят с воодушевлением, вкладывая в речь всю энергию своего существа. Об изучении Торы сказано, что слова ее произносят не только с помощью органов речи, но и «все части тела готовы [участвовать в этом]». Любой разговор на эти темы должен привести и говорящего, и слушателей к конкретным свершениям, ведь о словах Торы сказано, что слушающий их подобен произносящему. И не так существенно, кто именно их говорит, ибо сказано: «прими истину от того, кто ее изрек». Все сказанное здесь – слова Всевышнего в Его Торе – вечной и истинной. «Все, что связано со Святым Творцом, благословен Он, отмечено печатью истины», ибо Он «истинное бытие» и «все существующее обязано своим бытием Его истинному бытию».

Алтер ребе, чье освобождение мы сегодня празднуем, на титульном листе своей книги приводит в качестве эпиграфа слова стиха: «ибо слово [Господа] весьма близко душе твоей, оно на устах твоих, в сердце твоем, и исполнится оно [благодаря тебе]». Оно не просто близко – оно весьма близко. Слова этого стиха могут быть отнесены ко всему сказанному выше. Мыслить о добром, говорить о нем и свершать его доступно каждому.

Следует отметить, что в стихе говорится прежде всего о речи («на устах твоих»), а потом – «в сердце твоем», ибо согласно Талмуду «произнесение в полный голос пробуждает в человеке чувство и внимание к произносимому» и таким образом все это воплощается в конкретные свершения («и исполнится оно»).

19 кислева знаменательно прежде всего тем, что в этот день был освобожден из заключения Алтер ребе – автор книг Тания и Шулхан Арух. Он был законоучителем как в области открытой части Учения, так и в тайной части Учения – «Торы жизни» и Торы вечности. Он был заключен за распространение иудаизма и источников тайной мудрости Торы. Ребе занимался распространением Торы и иудаизма, неся их свет людям везде, где мог, не считаясь ни с какими препятствиями и помехами. Зная о реальной опасности, которой он подвергает свою жизнь, он восставал против могущественной империи. Хотя согласно Торе «закон государства – закон», это не относится к случаям, когда закон мешает исполнению ее предписаний. Если же какой-либо указ власти мешает жить по Торе, то он теряет свою силу. Известно высказывание моего учителя и тестя шестого ребе. По словам его отца Раби Шалом-Дов Бера, душа еврея никогда не уходила в изгнание среди других народов. Поэтому во всем, что касается иудаизма, нет никого, кто мог бы властвовать над евреем и указывать ему, как себя вести. Как отмечалось, причиной ареста ребе было распространение иудаизма и в частности Торы – как открытой, так и внутренней ее части. Наши учителя, главы движения Хабад говорили, что имя Алтер ребе Шнеур, что означает «два света», намекает на свет двух частей Учения, которые он соединил в одно целое. Намек на это существует в одном слове, одном имени – Шнеур. Известно, что он провел в заключении 53 дня. Как говорили хасиды, число 53 – гиматрия слова ган (сад). Число глав в первой части его книги Тания – также 53, и это связано со сказанным в книге Песнь песней «Я пришел в свой сад» . Всевышний говорит это о евреях, ибо каждый из них – «сад» Его. В аресте и пребывании в заключении Алтер ребе воплотились слова царя Шломо: «Ценность света проявляется благодаря тьме, ценность мудрости (Торы) – благодаря безумству (аресту, заключению)». Находясь в тюрьме, он был лишен возможности распространять Тору и преподавать ее, однако заключение привело к еще большему благу, явному и зримому. После освобождения свет его учения засиял еще ярче. Как сказал в связи с праздником 19 кислева ребе Шалом-Дов-Бер, в этот день «свет и жизнь душ наших был дарован нам».

Отсюда понятно, что воспоминание и осмысление событий, связанных с освобождением основателя Хабада, еще в большей степени, чем прежде, должны служить стимулом для распространения иудаизма и Торы. И заниматься этим надо без каких бы то ни было ограничений, не считаясь ни с какими препятствиями, даже если это связано с опасностью для жизни, это следует делать с радостью и хорошим настроением, вкладывая душу.

Точно так же, как «в те дни» освобождение привело к распространению света Торы еще в большей степени, чем до заключения, в наши дни память о событиях повлечет за собой такие же явления. В распространении света Торы могут участвовать все мужчины, женщины и даже малолетние дети (естественно, в том, что соответствует их возрасту).

Ко всему связанному с распространением Торы в мире следует относиться как к чему-то близкому и доступному. Сказано об этом: «Ибо слово [Господа] как нельзя близко душе твоей, оно на устах твоих и исполнится оно [благодаря тебе]». Сначала обсуждается все связанное с арестом и освобождением («на устах твоих»), затем слова должны укрепиться «в сердце твоем», и на следующем этапе привести к свершениям («исполнится оно») во всем, чему самоотверженно посвятил себя Алтер ребе. Мы должны быть уверены, что добьемся своего и победим тьму изгнания. Несмотря на то, что перед приходом Машиаха тьма все сгущается и мрак изгнания изо дня в день завоевывает все новые позиции, нас не должно это смущать, ибо, разгоняя мрак изгнания, мы добьемся успеха. День, в который мы собрались, отмечен торжеством добра, и он открыт добру. Поэтому сейчас самое время положительных решений во всем, что касается распространения Торы и иудаизма. Принятое в этот день решение воплотится в жизнь и будет оно «на устах твоих, в сердце твоем и исполнится оно», как учил Алтер ребе. Так же, как «в те дни» была полная победа добра, и «в это время» силы тьмы изгнания будут побеждены. Исполнится обещанное пророком: «положил Он конец тьме» — как тьме, в которой пребывает каждый отдельный человек, так и тьме, окутывающей мир в целом. Исполнятся слова Рамбама: «Обещано в Торе, что в конце [времен] Израиль раскается и сразу будет освобожден [от уз изгнания]». Начнется первый этап освобождения и вслед за ним полное и всеобщее вызволение, наступит истинная свобода, которую принесет праведный Машиах. Да придет он, освободит нас и поведет воспрявших духом в нашу страну. Да сбудется все это в наши дни.

В завершение праздничного собрания следует сказать обо всех добрых делах, связанных с распространением иудаизма и истоков тайной мудрости, чтобы разлились они во внешнем мире – ведь это прямо относится к празднику 19 кислев.

Нужно также вспомнить и о зажигании субботних свечей женщинами и девушками, чтобы как можно большее количество их исполняли это предписание. Свечи же зажигают на столе, где устраивается субботняя трапеза, что напоминает нам о кашерной пище. Хотя законы кашрута нужно соблюдать, принимая пищу, в любой день, но субботние трапезы несут на себе особый отпечаток святости. Поэтому и предписано в субботу наслаждаться едой и напитками, в частности вином, над которым совершают ритуал кидуш. Следует также упомянуть о наступающем празднике Ханука, который также отмечают зажиганием свечей.

В последнее время говорилось о добром деле, связанном с Торой, любовью к ближнему и объединением всего Израиля. Таким добрым начинанием является написание свитков Торы, где каждая буква будет посвящена отдельному человеку, от малого до великого. Следует особо позаботиться, чтобы такие буквы были написаны в честь защитников Святой земли, самоотверженно охраняющих ее жителей. Это будет для них самой надежной защитой, ибо свяжет их с Тем, Кто даровал Тору всему Израилю и каждому иудею в отдельности.

Пусть все эти добрые дела приведут к истинному и полному освобождению, которое принесет нам Машиах. И мы все вместе пойдем в нашу Святую землю – «страну, на которую взор Господа Бога твоего постоянно направлен с начала года и до конца года». И каждый из нас принесет туда свой духовный багаж, свою долю в Торе и всю Тору в целом. А придя туда, мы найдем страну целостной и более того — ведь сказано: «расширит Господь твои границы». Да свершится все это в наши дни.