Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа второго дня Швуэс 5724 (отредактировано)

1

Раньше говорили, что готовясь к свадьбе, нужно позаботиться, чтобы за множеством забот не забыть о главном — сделать кидушин[1] между женихом и невестой..

Швуэс – это время свадьбы, как объясняют наши учителя стих Писания «и в день свадьбы его[2]» – это дарование Торы. В этом есть два аспекта: а) «свадьба» Вс-вышнего с евреями, как объясняется в мидрашах наших мудрецов на Песнь Песней, что Вс-вышний и Кнесес Исроэл[3] – подобны мужу и жене. (И это смысл стиха «и в день свадьбы его» – свадьба Вс-вышнего). б) «Свадьба» евреев и Торы, как объяснили наши учителя стих «Тору заповедал нам Мойше — наследие («мойрошо«) сынов Израиля[4]» – не читай «мойрошо» («наследие»), а читай «меойросо[5]» («обрученная»), ибо Тора обручена с Израилем.

И как сказали наши мудрецы, изучая Тору и исполняя заповеди – «Меня вы берете». И также говорится в Зогар: «Израиль, Тора и Вс-вышний – единое целое», и объясняет учение хасидизма, что Исроэл, соединяясь с Торой – соединяется также со Вс-вышним.

Однако, это все еще соединение со Вс-вышним посредством Торы. Но в действительности, после «свадьбы» евреев с Торой, происходит «свадьба» евреев со Вс-вышним, и эта – вторая свадьба — соединение со Вс-вышним «напрямую», с его Сущностью, которая еще выше, чем Тора.

И лишь потому, что порядок служения должен быть «снизу вверх» – сначала должно быть соединение евреев с Торой, и посредством этого – со Вс-вышним, а затем приходят к более высокой ступени – соединение с Самим Творцом.

2

Известно, что «конечное действие – в начальной мысли». Само то, что вначале должно быть соединение евреев с Торой, и после этого – со Вс-вышним, доказывает, что Израиль – выше, чем Тора. И как сказали РаЗаЛ (Берейшис Раба в начале): «мысль об Израиле предшествовала всему», даже мысли о Торе.

И поэтому, несмотря на то, что в начале служения, во время первой «свадьбы», евреи должны получать Тору, и только соединяясь с Торой, они соединяются со Вс-вышним; но после этого, во время второй «свадьбы», напротив, они воздействуют (машпиа) на Тору. И, как говорит Зогар, «леафошо во[6]«, что евреи добавляют в Торе. И об этом слова мудрецов: «все, что старый ученик откроет«. Только потому, что Вс-вышний знает будущее – Он дал это Мойше на Синае.

После того, как он воспринимает Тору и соединяется с ней, становится полностью «человеком Торы», — тогда он должен открывать новое в Торе.

И эта обязанность лежит на каждом еврее – не просто изучать Торы, но открывать в ней новое. Как объясняет Алтер Ребе в «Законах изучения Торы», что тот, кто не открывает новое, в соответствии со своими способностями – должен еще раз пройти через гилгуль[7], чтобы восполнить все то, что он должен был в ней открыть.

Далее идея обновления в Торе, проникает также в материальный мир, находя свое выражение в том, что еврей должен обновлять и творить новое в мире. Не просто становясь «компаньоном Вс-вышнего» в творении мира, но более того – «как Я – творю миры, так и ты – творишь миры», т.е. еврею предписано создать нечто принципиально новое. И что же принципиально новое он должен принести в мир? — Сделать его жилищем для Вс-вышнего!

Еврей может подумать: достаточно, если я не буду портить! Почему от меня еще требуют открывать новое в Торе и в мире?! Говорят ему, что в этом заключается весь смысл твоей жизни! И если от него требуют – он, несомненно, имеет силы для этого, ибо Вс-вышний не требует от человека невозможного.

Когда много говорят, можно потерять главную мысль. Центральная идея заключается в том, что нужно взять на себя обязательство трудиться в Торе, и сколько бы ни было затрачено на это труда перед Швуэс – с этого Швуэс и далее следует прибавить в этом отношении. И это решение должно быть твердым. Его не стоит откладывать на завтра, но сразу же, сегодня ночью, на исходе Швуэс, нужно прибавить в изучении Торы. И когда евреи подчиняют себя Торе, Вс-вышний «подчиняет» себя евреям, даруя им все, в чем они нуждаются, детей, здоровье и заработок, чтобы был достаток и избыток во всем.

4

Говорилось выше, что из-за множества забот можно забыть о главном – поставить кидушин[8]. Не имеются в виду те, кто занимается другими делами, не связанными со свадьбой — об этом нет речи. Даже те, кто занимается подготовкой «свадьбы», тем не менее, из-за множества забот могут забыть о главном.

На первый взгляд непонятно: если человеку поручают заниматься подготовкой к свадьбе – само собой, он – хороший друг и умный человек, знающий, что такое свадьба, и занимающийся подготовкой к ней истинно и честно. Как же возможно, чтобы он забыл о главном?

Это становится понятным в свете учения Баал Шем Това (ведь hилуло[9] Баал Шем Това — в праздник Швуэс, время Дарования Торы) – о том, что царь Давид (ибо hилуло царя Давида также приходится на Швуэс) говорит в Теhилим, «Молитва бедняка, когда ослабевает он, и пред Вс-вышним изливает душу свою.»[10]. Баал Шем Тов спрашивает, почему Писание выделяет здесь две различные идеи: одна – «молитва бедняка, когда ослабевает он», и вторая – » и пред Вс-вышним изливает (душу) свою», ведь, на первый взгляд, это одно и то же? И еще: для чего нужно говорить «перед Вс-вышним»? К кому же еще он обращается? Когда говорят «молитва» — мы уже знаем, что это «перед Вс-вышним», и для чего нужно говорить еще раз «перед Вс-вышним»? Отвечает Баал Шем Тов, что «молитва бедняка, когда ослабевает он» – в том, чтобы «перед Вс-вышним излить душу свою».

И он объясняет это притчей о земном царе, объявившем, что каждый, кто желает, может прийти и увидеть его. Царь, конечно, находится в своем дворце, «комната внутри комнаты». Перед тем, как предстать перед царем, нужно пройти через множество дворцов, один внутри другого. В каждом дворце, даже в самом первом, есть дорогие и удивительные вещи, которых не найти во всей стране, и поэтому, как только заходят в первый дворец, это настолько захватывает и поражает воображение, что совершенно забывают о том, что нужно идти дальше. Если он обладает широтой взгляда — он не потеряется в первом же дворце, и войдет во второй, и, если у него еще более широкий взгляд — он пройдет еще несколько дворцов, но в конечном счете, когда он войдет еще глубже — и чем дальше, тем более удивительные вещи там находятся — он будет захвачен ими, и не дойдет до комнаты, где находится сам царь.

И тем более, когда могут не только смотреть на драгоценности, которые находятся во дворцах, но также взять с собой все, что пожелают — это учение Баал Шем Това приводится в нескольких книгах, и существуют различные версии. Одна из версий — царь объявил, что каждый может взять с собой все, что пожелает. Нет никакого сомнения, что сельский житель, или даже горожанин, совершенно растеряется от драгоценностей, которые находятся во дворцах, и не придет к царю.

Хотя он стремится к вещам, находящимся в царском дворце, и, возвращаясь к смыслу нашей притчи — к ступеням в Святости, — это совершенно несоизмеримо и несравнимо с самим царем.

И в духовности — это еще больше, и несравнимо больше, чем в самой притче. Ведь в притче и «потерянность» в дорогих вещах, которые во дворцах – не так сильна, поскольку, как бы ни были драгоценны вещи, находящиеся во дворцах, и как говорит Мишна – «тысяча тысяч золотых динаров, и драгоценные камни и жемчужины» — даже одна медная прута имеет соизмерима с этой тысячей тысяч золотых динаров. Даже то, что эти вещи во дворцах несоизмеримы с самим царем – также это – не абсолютная несоизмеримость. Сам царь – тоже «плоть и кровь», да, он «на голову выше» всего народа, но также он ограничен. Но в том, на что приводится эта притча – Б-жественное раскрытие, которое есть во дворцах –бесконечно, совершенно несравнимо со всеми аспектами Творения, и как объясняется в Тании (гл. 48), что «даже тысяча тысяч… несравнима с бесконечностью». Тем не менее, все это Б-жественное раскрытие во дворцах совершенно несоизмеримо с сущностью Самого Царя. И от еврея требуется, чтобы он не «потерялся» в гилуим[11] во дворцах, и дошел до Самого Царя.

И совершенно непонятно, каким образом сотворенный (человек) может не утонуть и не «потеряться» во всех вещах, которые находятся во дворцах. Наоборот, чем больше он способен постичь, и чем больше он понимает, как велика слава и красота величия Царя, тем больше он будет захвачен гилуим, и невозможно, чтобы он шел дальше, и дойти до самого царя, поскольку он «потеряется» (нисбател) от гилуим, нет такого, кто бы мог это пройти.

И понятно, что все, о чем он только имеет представление, и чему бы ни было его стремление – его желание будет исполнено во дворцах. Поскольку Свыше – не так, как внизу. Внизу – «человек умирает, и не имеет половины того, что он желает», но Свыше (в отношении духовных раскрытий) – все его желания будут, несомненно, также исполнены во дворцах. И как возможно, чтобы он не потерялся в всем этом и дошел до Самого Царя?

И единственный путь, чтобы прийти к Самому Царю — когда он — нищий. Нищий не ищет никаких «уровней» и «раскрытий», нищий знает только одно — что он — не так как надо — ло кидебои, и само собой, он ищет цельности и совершенства, а цельность и совершенство есть только в Самой Сущности. Когда он – «мциюс» — «эго», он ищет «раскрытий», но когда он гор нит[12] — «ничто» — он ищет Сущность.

И это означает «Молитва бедняка, когда ослабевает он, и пред Вс-вышним изливает душу свою». В чем состоит просьба бедняка? — Чтобы его пустили «перед Вс-вышним», и перед Ним он «излил душу свою», молиться перед Ним.

И это — просьба бедняка, чтобы он мог молиться перед царем, и, по другой версии (как уже говорилось, что в этой учении Баал Шем Това есть несколько версий) — молиться перед царем (в притче, и подобно этому — в том, о чем говорит эта притча) три раза каждый день, и это соответствует тому, что объясняется в Игерес hа-Койдеш (симан 24) в идее молитвы, что это подобно царю, который объявил в своем царстве, что все могут прийти видеть его дворец, и его величие и красоту, и это он приводит в качестве примера, чтобы понять идею молитвы 3 раза каждый день, (…) и когда есть «перед Вс-вышним изольет душу свою», молитва к Самому Царю, то все, что есть во дворцах, придет уже само собой.

5

И поэтому говорят, что когда сильно заняты подготовкой к свадьбе – хотя эти заботы – это не какие-то другие дела, но дела, непосредственно относящиеся к самой свадьбе – можно забыть об цели – дойти до «комнаты» царя.

Когда проходят через работу счета омера, духовный смысл которой – исправление моральных качеств и качеств характера. Это очень тяжелая работа, «изнурительный труд[13]«.

После исхода из Египта вместо того, чтобы быть рабами фараона, евреи стали «Моими рабами», рабами Вс-вышнего. Из этого ясно, что работа «рабов Вс-вышнего», начинающаяся после Исхода, подобна работе в египетском рабстве, названной «изнурительным трудом». Но после исхода из Мицраим – это «изнурительный труд» в Святости. И как объясняется в Тора Ор духовный смысл работы с глиной и кирпичами, что это указывает на углубленное изучение Торы с помощью каль вехомер[14] и либун hилхесо[15]

И поскольку такая работа чрезвычайно тяжела, а Б-жественное раскрытие, вызываемое «счетом омера» в духовности — очень мощно, — можно завязнуть в этой работе и утонуть в этом раскрытии, так и не дойдя до Дарования Торы. И как сказано «если бы приблизил нас к горе Синай и не дал бы нам Тору – нам было бы достаточно», ибо можно потеряться и утонуть в раскрытии Б-жественности, предваряющем Дарование Торы.

И от этого предостерегают нас — не забывать о главном: добраться до «чертога» Царя. И в этом заключается служение, смысл которого выражен стихом Писания: «Кто еще существует для меня в небесах? А с Тобой я не желаю ничего на земле![16]«, ибо даже высшие раскрытия Б-жественности, поскольку это «с Тобой» – не сам Ты – поэтому «я не желаю». Не в этом его истинное желание. Ему нужен только Ацмус.

Да, нужно учить Тору, да, нужно исполнять заповеди, и, поскольку Тора и заповеди облачились в материальные вещи — нужно заниматься также материальностью этого мира. Но не в этом состоит хейфец и истинное желание; материальные вещи нужны ради Торы и мицвойс. Деньги необходимы, чтобы можно было давать цдоко, дом нужен, чтобы можно было прибить к нему мезузу, и т.п. Общая идея Торы и заповедей для еврея – в том, чтобы «взять» ацмус, ибо это (ацмус) – это его внутреннее желание и стремление. И поскольку Тора и мицвойс у него – чтобы «взять» ацмус, то его изучение Торы и исполнение заповедей – не знает преград.

После всех гилуим, вплоть до «дал нам свою Тору», несмотря на то, что про это также говорят «даейну», но не нужно удовлетворяться этим, и брать «дал нам свою Тору» и т.д., вплоть до «построил нам Храм, чтобы искупать за наши грехи», ибо также из грехов (см. далее п. 34 и далее) он должен делать Храм и жилище для Вс-вышнего.

Чтобы не потеряться в гилуим и прийти к Дарованию Торы, необходима подготовка – «изнурительный труд». На «изнурительный труд» («авойдас перех») есть два объяснения: а) по простому смыслу — тяжелая, изматывающая работа (как говорят Хазал: «работа, разламывающая тело») б) от языка «пирур», он «крошит» себя на куски, и становится ойс-мциюс, его «эго» перестает существовать. И это («раскрошить себя») – подготовка к тому, чтобы прийти к Дарованию Торы, и подобно тому, что объяснялось выше, что именно бедняк, поскольку в нем отсутствует «эго» совершенно, — приходит внутрь и в глубину Б-жественности.

6

И это есть центральная идея, которую нужно помнить в праздник Швуэс, время Дарования Торы, что нельзя ограничиваться всеми гилуим, но нужно «брать» ацмус, и взять ацмус можно через бли гвул[17] в Торе и заповедях.

И поэтому в каждый и каждый год, когда приходит праздник Швуэс, нужно принять на себя добавить в Торе и мицвойс, во всех трех «линиях» — цдоко, Торы и молитвы, и это должно быть безгранично. Хотя также перед Швуэс он работал во всех трех направлениях, но это было измерено и ограничено, и доказательство на это – раз у него остались деньги – значит, он давал цдоко ограничено; у него остались силы – следовательно, «трудиться в Торе» было у него ограничено; он остался в своем «эго» – следовательно, «и изолью душу свою» не было у него полностью, и (от каждого Швуэс и особенно – от этого года) Швуэс и дальше нужно добавить во всем этом, вплоть до выхода изо всех границ.


[1] Одевая обручальное кольцо невесте, жених произносит «Этим кольцом ты посвящена («мекудешес») мне по закону Моисея и Израиля». С этого момента невеста «запрещена всему миру».

[2] Шир гаШирим 3, 11

[3] Собрание душ Израиля

[4] «Тору заповедал нам Мойше наследие общины Якова» (Везойс габрохо 33, 4)

[5] Обрученная

[6] Букв. «расширять в ней», т.е., раскрывать новое в Торе

[7] Реинкарнация

[8] освящение (женщины в жены)

[9] День смерти праведника называется в каббале и хасидизме «hилуло», (арам. «свадьба») ибо в этот день «собираются все его дела и вся его работа в этом мире»

[10] Тегилим 102, 1

[11] Б-жественное раскрытие

[12] ничто

[13] Шмойс 1, 13

[14] «легкое и тяжелое». Один из тринадцати способов толкования Торы

[15] «Очищение hалахи«. Выяснение точного закона

[16] Теhилим 73, 25

[17] Бесконечность; безграничность