Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гл. Матойс-Масэй 5720

בס»ד

Гискашрус 731

На посук «вешофту hоэйдо веhицилу hоэйдо[1]» в конце нашей главы, сказали Разал: «и откуда, что малый (Сангедрин) должен состоять из 23 человек? Ибо сказано: «вешофту hойэдо веhицилу hойэдо», «общество» судит, и «общество» оправдывает, уже есть двадцать, и т.д., и откуда еще три и т.д.»

И нужно понять то, что Писание завершается фразой «веhейшиву ойсой hойэдо эл ир миклотой[2]«, почему Писание также здесь называет суд «обществом», а не «судьи» и т.п.?

И это будет понятно в соответствии с тем, что объяснялось на гисваадус 12 тамуза, причина того, что мы не находим различия в вопросе פרהסיא между десятью и больше чем десятью – ибо то, что делается перед десятью из Израиля – это уже самая большая פרהסיא, поскольку десять человек из Израиля заключают в себе весь мир. И поэтому то, что становится известно в присутствии десяти человек, это как то, что стало известно во всем мире.

«Уничтожающий одну душу из Израиля как будто бы уничтожил целый мир, и каждый, кто дает жизнь одной душе из Израиля – как будто бы дает жизнь целому миру». И поэтому тот, что убил душу из Израиля – грех в отношении «целого мира» – его должно судить «общество» именно, десять из Израиля, включающие в себя все аспекты мира, и поэтому они ощущают урон, нанесенный им, в полной мере.

Подобно тому, как сотворение мира было посредством всех трех линий, как сказали Разал: «сказал Вс-вышний, если я сотворю мир мерой милосердия (правая линия) – то велики будут грехи их, если мерой суда (левая линия) – как же мир сможет устоять, но – я сотворю его мерой суда и мерой милосердия (их соединение – средняя линия) – таким же образом исправление и строительство мира, разрушенного тем, кто убил душу, происходит посредством всех трех линий: сначала – «и будут судить общество» (мера суда), потом «и оправдает общество» (милосердие), и практическое исправление – «и вернут его общество в город его изгнания» – искупление и исправление греха посредством изгнания в города убежища – со стороны средней линии, уравновешивающей милосердие и суд.

Заин

И урок из этого – насколько важна каждая деталь в служении человека.

И как приводится в Геморо «пусть человек всегда смотрит на себя, как будто бы он наполовину виновен и наполовину оправдан, если сделал одну заповедь – счастлив он, ибо перевесил себя в сторону заслуги», и подобным же образом в противоположную сторону. И внутренний смысл этого – подобно тому, что в заповедях сказали Разал «тот, кто исполняет одну заповедь – свободен от исполнения другой заповеди», поскольку все мицвот заключены друг в друге, таким же образом это в грехах, что каждый грех заключает в себе и т.д., и поэтому каждый частный аспект в Торе и заповедях затрагивает всю его душу.



[1] «И будет судить община, и спасет община»

[2] «И вернет его общество в город-убежище»