Ки Сисо 5752

Двар Малхус №47

Бисъято дишмайо

Алеф

В главе «Ки сисо» мы находим хидуш[1]:

В этой главе рассказывается про события, противоположные диаметрально: первые скрижали[2], грех тельца и разбитие скрижалей[3], исправление и искупление греха через молитву Мойше[4], видение Мойше Славы Вс-вышнего[5], 13 качеств милосердия[6], дарование последних скрижалей[7], и вплоть до окончания главы, где говорится про «коран ойр пней Мойше[8]». Несмотря на то, что эти события произошли друг за другом, ведь, кроме того, что следует понять, почему Тора (язык гойроо[9]) рассказывает нам подробно про события нежелательные (особенно, что на первый взгляд «май дэгаво – гаво[10]», и даже «о нечистом животном писание избегает говорить плохо[11]»), это события совершенно различные диаметрально, максимально далекие друг от друга:

Первые скрижали — это самая возвышенная вещь, что были дарованы свыше «скрижали сделанные Вс-вышним и письмо – письмо Вс-вышнего[12]»; разбиение скрижалей (из-за того, что сделали тельца) – это падение, ниже которого не может быть; 13 мидойс рахамим[13] и видение Мойше Славы Вс-вышнего – самая возвышенная вещь, и после этого – дарование последних скрижалей – совершенно отличный тип скрижалей («псол лэхо[14]», дело рук Мойше), которые пришли как следствие греха и разбиения первых скрижалей, и были даны в другое время [первые скрижали в конце первых сорока дней, а последние скрижали в конце последних сорока дней, в Йом Кипур], и, тем не менее, они все приходят здесь в одной главе, в одном продолжении, что отсюда понятно, что существенно знать, что все они – часть одного продолжения.

Более того:

В нашей главе рассказывается про отдельные достоинства первых скрижалей («каменные скрижали, написанные рукой Вс-вышнего[15]», «скрижали, написанные с двух сторон, отсюда и отсюда…, и скрижали – сделанные Вс-вышним они, и письмо – письмо Вс-вышнего оно, вырезано на скрижалях[16]», вплоть до того, что также в последних скрижалях подчеркивают достоинство первых – «вырежь себе две скрижали как первые…[17]» «как», ибо они не достигают достоинства первых, которые «маасэ Элойким[18]»)

И на первый взгляд:

Отдельные достоинства первых скрижалей должны были быть описаны в конце главы Мишпотим, ибо там в основном говорится про них («поднимись ко мне на гору… и дам тебе скрижали каменные…[19]»). А здесь, в нашей главе, было бы достаточно сказать кратко (как предисловие к истории тельца и разбиения скрижалей) «И дал Мойше, когда закончил говорить с ним на горе Синай, две скрижали свидетельства, скрижали каменные...[20]», и после этого «и увидел народ, что задерживается Мойше[21]».

Как это подобает, что в том месте, где говорится о (грехе, приведшем к) разбиении первых скрижалей добавят дополнительные подробности о достоинствах первых скрижалей – ведь это подобно «лойэйг лораш[22]» не дай Б-г?!

Но необходимо сделать вывод, что здесь приходят первые скрижали (не как второстепенное и предисловие к истории тельца и разбиения скрижалей, но) как часть всей истории и одного продолжения – первых скрижалей, разбиения скрижалей, и последних скрижалей.

Даже по мнению Раши[23] что «нет ‘раньше’ и ‘позже’ в Торе, история тельца произошла на много дней раньше приказания о строительстве Мишкана, ибо 17 тамуза были сломаны скрижали, а в Йом Кипур окончательно простил Вс-вышний Израиль, и на следующий день начали собирать пожертвования на Мишкан…» - ведь: алеф) на первый взгляд это не объясняет, почему здесь рассказываются подробности по поводу первых лухойс[24], что место для этого в конце главы Мишпотим, как говорилось выше[25]; бейс) и главное: в соответствии с  тем, что известно, что также там, где говорят «нет раньше и позже в Торе», есть объяснение для именно такого порядка (всякая вещь в Торе – также порядок в Торе – абсолютно точны) – нужно понять, почему вышеупомянутые вещи рассказываются здесь в главе Ки Сисо.

Кроме этого, ближе к концу главы приводится еще тема, которая на первый взгляд вообще не имеет никакого отношения сюда – приказание о Шолойш Реголим[26]!

Бейс

Вопрос становится еще сильней со стороны названия главы «Ки Сисо[27]»:

Известно, что название главы указывает на содержание всей главы. И, в соответствии с этим, требуется объяснение относительно нашей главы: название главы («Ки Сисо») относится, по-простому, только к приказанию в начале главы дать по пол-шекеля, и не имеет вообще никакого отношения к содержанию большей части главы – как говорилось выше, что большая часть главы говорит про вещи совершенно другие, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к началу главы!

Более того: история с эгел[28] - которая занимает значительную часть главы – ведь это падение, ниже которого нет, через это «вернулась нечистота их[29]» от греха дерева познания[30] (после того, как «прекратилась нечистота их» во время Дарования Торы[31]), вплоть до того, что это голова и корень всех грехов, как сказано, «увейойм покди уфокадти алейгем хатосом[32]»: «всегда, когда буду вспоминать им грехи их, я вспомню им немного от этого греха с остальными грехами, и нет такого наказания, что приходит на Израиль, чтобы не было в нем  немного от наказания за грех тельца» — в точности противоположно содержанию (названию главы) – «Когда ты поднимешь %возвысишь% голову сынов Израиля», подъем головы и возвышение сынов Израиля!

И также в конце главы – по поводу лучей славы[33] — требуется объяснение: почему добавилось в Мойше достоинство, что «сияло лицо Мойше» именно после того, как он получил последние скрижали, а не при получении первых скрижалей, «и ведь уже наслаждался сиянием Шхины в первые сорок дней, так же как в третьи сорок дней[34]», и наоборот, раскрытие Б-жественности в последних лухойс (поскольку это «маасэ Элойким[35]») оно  ведь выше, чем в последних скрижалыях, кроме того, что дарование первых скрижалей было после высокого раскрытия и громов и молний Дарования Торы (в отличие от этого, последние скрижали были даны тайно)[36], – и если так, почему именно при получении последних скрижалей добавилось в Мойше «сияло лицо его»

Гимел

И объяснение во всем этом станет понятно, если сначала объяснить , что в каждой главе (из га»н глав Торы[37]) есть особая и отдельная идея, и этим она отличается от остальных глав, как понятно также из того, что читают целиком всю главу (от начала до конца) лишь один раз в год.

И подобно этому относительно главы Ки Сисо: вместе с тем, что ки сисо это самостоятельная глава, она также удивительная глава, в которой есть хидуш[38] (относительно всех остальных глав), что она заключает в себе весь сейдер гишталшелус[39], от начала до конца. Начиная с того, как это в Торе (ибо от нее происходит порядок гишталшелус ойломойс[40]) – вся Тора целиком от начала Торы до завершения Торы, и само собой, что эта глава заключает в себе все вещи целиком.

В каждой отдельной части Торы можно найти все, как сказали наши мудрецы, благословенна их память: «гафох бо вагафох бо дэкойло бо[41]», что следует сказать, что имеется в виду не только вся Тора в общем, но также и каждый отдельный элемент Торы, и тем более – целая глава; однако в большинстве случаев это «койло бо» находится лишь намеком и т.п., и нужно найти это и раскрыть (через труд «гафох бо вагафох бо»); в отличие от этого. В главе ки сисо, новость в том, что «все в ней» находится в ней в раскрытии, так как это в Письменной Торе – открытым текстом.

Дале"т

И смысл:

Вс-вышний установил, что все вещи делятся, вообще говоря, на три: ройш, тойх (середина), и сойф[42]. Прежде всего, приходит ройш – голова и начало всему – заключающее в себе (намерение и цель) всякой вещи. После этого приходит сама эта вещь, середина и содержание вещи, что посредством ее исполняется тахлис (конечная цель) (ибо «сойф маасэ бэмахшово тхило» - «конечное действие в начальной мысли»).

И вообще это делится на три уровня: алеф) Тора – основа и начало всех вещей, как сказали наши мудрецы, благословенная их память, «Тора называется рейшис даркой[43]» («начало Его пути»), ибо она предшествовала миру[44], и она также цель и намерение всех вещей: «Берейшис [в начале] – ради Торы, которая называется рейшис [начало][45]»; бейс) творение мира  (и порядок гишталшелус вообще), и работа в мире, чтобы исполнить цель творения (ради Торы); гимел) завершение и совершенство всего – в будущем истинном и полном избавлении, когда «исполняется цель и совершенство творения этого мира, что ради этого он создан изначально[46]»

И можно сказать, что три эти аспекта указываются в трех первых буквах алеф бейс гимел: вся Тора заключена в десяти заповедях, заключенных в первом слове «Онойхи», заключенном и начинающемся с але"ф, сотворение мира – «Берейшис боро Элойким эйс гашомаим вээйс гоорец» - начинается с бей"с, ибо «с помощью бей"с сотворен мир», как это объясняется в ХаЗаЛ, и первая буква слова геула – буква гиме"л.

И более подробно, эти три вещи есть в порядке  гишталшелус самого творения: алеф) прежде всего – поднялось в желании Его Благословен Он, сотворить мир; бейс) реальное творение; гимел) совершенство творения – в будущей геуло, посредством «маасейну ваавойдасейну[47]», чтобы притянуть и раскрыть Элойкус[48] в мире. И, в терминах кабалы и хасидизма: алеф) прежде всего – Ойр Эйн Сойф[49], наполняющий весь мцийус – Ойр Эйн Сойф перед цимцум[50]; бейс) цимцум света, так, что осталось холол и мокойм понуй[51]; и цель цимцум – в последующем раскрытии – чтобы было раскрытие Элойкус в мире вплоть до того, что достигается гимел) совершенство раскрытия, что притягивают внутрь холол и мокойм понуй – Ойр Эйн Сойф, вплоть до бесконечности Ойр Эйн Сойф  перед цимцум, вплоть до того, что становится диро лой Йисборах[52] – лой - лэацмусой[53] – в нижних.

Ге"й

И следует сказать, что поскольку все вещи притягиваются через Тору («план» и «проект» мира, и «смотрел в Тору и творил мир[54]» - поэтому сама Тора подразделяется в соответствии с этими тремя вещами:

Алеф) начало Торы – Берейшис, что это включает не только начало творения, но прежде всего алеф (начало), Торы, которая предшествовала миру, ибо «берейшис» означает «ради Торы, которая названа «рейшис» (как говорилось выше), и, как подчеркивается также в самом бей"с (слова ‘берейшис’), что бей"с «объявляет», что он идет, как второй после але"ф – Онойхи[55] Торы.

Бейс) «Берейшис боро Элойким эйс гашомаим вээйс гоорец[56]» - сотворение мира [более детально – в самом этом также есть три уровня, как говорилось выше], и после этого – продолжение всех глав Торы, в которых говорится о продолжении истории событий в мире и работе по выполнению намерения сотворения мира (ради Торы) – как рассказывается и приказывается подробно во всех главах Пяти Книг Торы.

До гиме"л) завершение Торы, где говорится о том, что Вс-вышний показывает Мойше  «до последнего дня[57]», и до полного завершения – «для всех чудес и знамений… и для всего великого страха, что сделал Мойше на глазах у всего Израиля» - окончание и совершенство Торы, которое связано с совершенством истинного и полного избавления через нашего праведного Мошиаха (ибо Мойше – он первый избавитель, он же последний избавитель[58]), когда будет достигнуто совершенство раскрытия Б-жественности («чудеса и знамения») «на глазах у всего Израиля», как сказано в Писании: «как в дни твоего исхода из Мицраим[59] явлю ему чудеса[60]».

Как укаывается также в Пиркей Овойс: алеф) начало пиркей овойс – «Мойше получил Тору с Синая» - обообщенный смысл Торы (в соответствии с изречением РаЗаЛ: «все что талмид восик[61] откроет, дано Мойше с Синая); бейс) «И передал ее… и ставьте много учеников…» - порядок традиции (передачи) Торы из поколения в поколение – раскрытие Торы в детальности (посредством «талмид восик осид лехадеш[62]»); гимел) окончание Пиркей овойс – «Гавайе Йимлойх лэойлом воэд», что включает все продолжение времени до конца всех времен – истинное и полное избавление, когда исполнится «Вс-вышний будет царствовать вовеки веком» «в будущем, когда все царство будет его» - совершенство исполнения намерения получения Торы и передачи и изучения Торы на протяжении всех поколений.

И можно сказать, что это одно из объяснений, почему (Дарование) Торы связано с числом три, как сказали ХаЗаЛ[63] «(Благословен Вс-вышний, который дал) тройную Тору[64] тройному народу[65] через третьего[66] на третий день[67] на третий месяц[68]» (и Ра"Н гаон там объясняет еще вещи связанные с числом три в связи с Дарованием Торы), ибо поскольку чсерез (Дарование) Торы выполняется цель всего порядка миров, который подразделяется на три,  (начало, середина, конец). Поэтому Тора подразделяется на три – алеф, бейс, гимел.

Во"в

И можно сказать, что три эти аспекта – находятся в раскрытии в нашей главе:

Алеф) первые скрижали, на которых вырезаны первые десять заповедей[69], которые были сказаны во время Матан Тойро[70] (начиная с але"ф Онойхи), это але"ф – (начало и основа) всех вещей, включая все творение мира, который сотворен «ради Торы, которая названа ‘началом’»

Бейс) падение греха эгел, которое привело к разбиению скрижалей – указывает на аспект бей"с – общее опускание в мире («берейшис боро Элойким…») которое дает возможность для аспекта греха и разбиения и т.д., как известно, что грех тельца (который связан с первым грехом, как говорилось выше), происходит как следствие от первичного цимцума и разбиения сосудов, и после этого обвинение и уменьшение Луны, и после множества ступеней и сокращений и преград и т.д. – это дает возможность для аспекта греха в реальности, не дай Б-г.

И намерение в этом, что через работу внизу, даже в положении йеридо[71], исполнят цель творения,  «ради Торы» (как дальше будет объясняться).

Гиме"л) последние скрижали выражают аспект гиме"л – подъем, который происходит через йеридо и разбиение скрижалей:

Объясняется в ХаЗаЛ[72] на «лээйней кол Исроэл[73]» (в конце Торы), что имеется в виду разбиение лухойс, что Мойше, «подняло[74] его сердце разбить скрижали у них на глазах, и согласился Святой, Благословен Он, с ним, как сказано «ашер шоварто[75]» - «йайшер койхахо шешоварто[76]». И на первый взгляд: в чем состоит достоинство в разбиении скрижалей, так, что Вс-вышний говорит «Йайшер койхахо»?!

И можно сказать объяснение в этом: также как через грех эгел добавилось в сыновьях Израиля достоинство баалей тшуво[77] [и для этого был грех, как дальше будет объясняться], которое выше, чем служение цадиким[78] («место, где стоят баалей тшуво, законченные праведники не стоят там[79]», и даже «не могут стоять там[80]») – также относительно разбиения скрижалей (следствие греха тельца), что причина (внутренняя) на это, что через это добавится достоинство в Торе – последние скрижали, в которых есть превосходство перед первыми скрижалями, по словам ХаЗаЛ[81], что Вс-вышний сказал Мойше Рабейну (на то, что горевал о разбиении скрижалей) «не огорчайся о первых скрижалях, что не были, но только десять заповедей, а во вторых скрижалях я даю тебе, что будет в них  галохойс[82], мидраш[83] и агодойс[84]… кифлаим летушийо[85]». И по словам Геморы[86] «если бы не согрешили Исроэл, не были бы им даны, но только пять книг Торы и книга Йегошуа, как сказано «ки беройв хохмо ройв каас[87]» «поскольку восстали и согрешили, добавилось им много мудрости, чтобы затруднить их более»[88].

И поэтому есть также достоинство в том, что последние лухойс были дело рук Мойше («псол лэхо») а не «маасэ Элойким», как первые скрижали:

Достоинство первых скрижалей (алеф) этот как Тора дана свыше и это дает силы на работу также внизу (бейс и гимел), по простому смыслу, что алеф это голова всех букв и это ведет к бейс и гимел. Но, поскольку алеф сам по себе (раскрытие свыше) оно не беэрех[89] и не проникает в понятия нижних (бейс «берейшис»а), возможен в этом аспект швиро[90] и т.д., ибо со стороны творения не готовы к этому [и поэтому начало Торы все же с бейс, а не с алеф, ибо цель в том, чтобы притянулось и проникло в мир, что подготовка к этому была выполнена работой 26 поколений до Дарования Торы[91]]

В отличие от этого последние скрижали, которые приходят через работу человека (тшуво), и сами лухойс – это дело рук Мойше – исполняется цель и немерение творения, что откроют в мире, как он «ради Торы». И поэтому делается через это возвышение в Торе последних лухойс – и нет в этом швиро вообще, и наоборот, добавляется в Торе «кифлаим летушия», и таким образом, что Тора (скрижали) остается в своей цельности внизу, навечно, вовеки и веки веков[92]

До того – что это приводит к совершенству аспекта гимел – истинное и полное избавление, что тогда раскроется полностью[93] достоинство тшувы Сыновей Израиля за грех тельца, и достоинство последних лухойс[94] (которые пришли через разбиение первых лухойс) – достоинство, которое приходит через работу человека внизу (и в особенности – через работу тшуво), чтобы выполнить цель творения – «ради Торы».

Следовательно, в главе Ки сисо находятся в раскрытии все три аспекта – алеф (рейшис) Торы; бейс «Берейшис боро …», и гимел – завершение Торы, «лээйней кол Исроэл», «йайшер койхахо шешоварто»

Заин

И все эти три аспекта в главе Ки Сисо приходят в одном продолжении. И на первый взгляд: как можно сравнить  первые скрижали (которые были даны свыше) с грехом и разбиением скрижалей, которые произошли вследствие хисоройн[95] внизу (ибо, несмотря на то, что это приводит впоследствии к более высокому подъему, ведь это происходит через грех человека),

И следует сказать объяснение в этом:

Три этих аспекта и этапа – это порядок, который Вс-вышний установил, что все вещи будут подразделяться на три: алеф, бейс и гимел (голова, середина и конец): что после начала (алеф) придет середина (бейс), посредством которого исполняется конечная цель, и именно он приводит к совершенству и цельности (гимел), как говорилось выше.

И следует сказать, что уровень бейс относится не только к общей идее творения (цимцум – сокращение и сокрытие), но также к последствиям, которые происходят из этого сокрытия, включая аспект греха и ломки и т.д. (которое происходит вследствие цимцума, как выше п.6)

В соответствии с тем, как хасидус[96] объясняет высказывание ХаЗаЛ[97] на посук «Нойро алило ал бней одом[98]», что грех дерева познания произошел вследствие того, что «алило  нисло бой[99]» (на первого человека) – что то, что «иногда побеждает зло дурного начала над человеком, и он грешит», это потому, что «свыше натравили на него йецер горо[100], чтобы привести его к этому греху».

Ибо ведь сыновья Израиля сами по себе не имеют никакого отношения совершенно к аспекту греха, не дай Б-г[101], и все происходит лишь потому, что Вс-вышний по своей великой милости  захотел привести сынов Израиля к самому высокому подъему (выше их уровня как они сами по себе), поэтому «алило нисло бой», и происходит временное опускание (подобно тому, что сказано «На короткое мгновение я оставил тебя[102]»), и лишь внешне (только на взгляд), чтобы привести подъем на несравнимо более высокий уровень, и не только подъем на короткий момент (в соответствии с «на короткое мгновение я оставил тебя»), но вечный и беспрерывный подъем. И, как это будет в геуло гоамитис вегашлеймо[103] – которая происходит через большое опускание в изгнании – вечное избавление, после которого не будет изгнания[104], и наоборот, добавляются еще подъемы, подъем за подъемом до бесконечности, «йейлху ми-хаил эл хоил йероэ Элойким бецийон[105]»

Кроме того, что есть общий принцип, что всякое опускание — ради подъема, ведь в отношении сынов Израиля, само опускание – в действительности не опускание, но путь к несравнимо более высокому подъему.

И подобно этому относительно греха тельца (который подобен греху дерева познания) – как ясно сказано в Геморо[106], что «не сделали Исроэл тельца, но только для того, чтобы дать писхойн пэ[107] для баалей тшуво[108]», «не были способны Исроэл на такое дело», но «Царский декрет это был... чтобы дать писхойн пэ для баалей тшуво»

Как подчеркивается также в том, что бейс (в «берейшис») – который включает возможность опускания и греха – по самой своей сути выражает, что этому предшествует алеф («Онойхи»), т.е. что бейс (внешнее опускание), это на самом деле лишь второй этап, который приходит после алеф, и ведет к гимел (геуло)

Хес

В соответствии с этим понятно, что все эти три аспекта в главе – первые скрижали, последние скрижали и даже грех тельца и разбиение скрижалей, которое меду ними, - они часть одного порядка и одной главы «Ки сисо». И более того, одно целое буквально, содержание которого — «ки сисо» - возвышение головы и подъем сынов Израиля[109]. Но только это подразделяется на три этапа и ступени: алеф, бейс и гимел, три аспекта и способа выражения возвышения головы сынов Израиля:

(алеф) первые скрижали, которые привели, как понятно по простому смыслу, к возвышению сынов Израиля во время Дарования Торы; (бейс) грех и разбиение скрижалей («правильно сделал, что сломал»), что привело к аспекту тшуво («раскрытие уст для баалей тшуво»), начиная от тшуво, что сделали сыны Израиля тогда, включая также – самое возвышенное раскрытие Славы Вс-вышнего Мойше и раскрытие 13 мидойс рахамим[110] («порядок прошения рахамим»), и это привело далее к (гимел) – самый высокий подъем последних скрижалей, включая – самое высокое раскрытие «сияла кожа лица Мойше (как далее будет объясняться), до совершенства их раскрытия в истинном и полном избавлении.

И в соответствии с этим следует объяснить также причину того, что о скрижалях рассказывается здесь в главе тисо – после приказания о строительстве Мишкана (несмотря на то, что разбиение лухойс было раньше, как объясняет Раши, как говорилось выше), ибо строительство Мишкана («веосу ли микдош вешоханти бесойхом[111]») – это цель всего порядка миров, исполнить «возжелал Святой, Благословен Он, быть ему жилище в нижних», через то, что раскрывают в мире, что его конечная цель «ради Торы и ради Израиля», как это будет полностью в третьем храме, «микдош, Гашем Койнену йодехо[112]».

И поэтому: после того, как Тора заканчивает рассказывать про приказание Вс-вышнего Мойше о строительстве Храма (в главах Трумо, Тецаве и начало гл. Тисо), перед тем, как Мойше передает это сынам Израиля (в главе вайакгел), рассказывает Тора о трех общих этапах, которые есть в исполнении намерения: алеф – первые скрижали, бейс – опускание и разбиение скрижалей, что смысл этого – привести к более высокому подъему, аспект гимел – последние лухойс.

Тес

И в более общем смысле можно сказать, что также в общности главы Ки Сисо – от  ее начала до ее окончания – указываются три этих идеи:

Алеф) «Когда ты возвысишь главу сынов Израиля» (в начале главы) указывает на «голову» (алеф) всех вещей, что это Исроэл и Тора, что ради них создан мир, ради Торы, названной началом и ради Израиля, названного началом. И тем более и тем более, «глава сынов Израиля», и когда «глава» находится в состоянии «возвышения»

[И, более детально, указываются в самом этом два других аспекта (ибо в голове и алефе заключаются также бейс и гимел, середина и завершение): опускание – «гоойвейр ал гапкудим[113]», и подъем, происходящий из этого – «лехапейр ал нафшойсейхем[114]», посредством «койфер[115] нафшой»].

Бейс) Продолжение главы – история эгел и разбиение скрижалей, аспеккт бейс

Гимел) Окончание главы – последние скрижали (аспект гимел). До завершения главы буквально – когда Мойше спускается с горы  с последними скрижалями с достоинством «сияло кожа лица его и боялись подойти к нему», что это подобно тому, что сказано (в конце Пяти книг Торы) «для всех чудес и знамений… и для всего великого страха, что сделал Мойше на глазах всего Израиля» [кроме «сделаю чудеса», сказанное перед этим в главе[116]].

И подобно этому указываются три эти аспекта в трех праздниках (ближе к концу главы): праздник Пейсах – первый из реголим, и связан с «хойдеш гоовив» (алеф и за ним бейс[117]), раскрытие сверху вниз («что созревает первый урожай»); праздник Швуэс – второй из реголим, и связан с «бикурей кцир хитим» - работа человека снизу вверх; и «хаг гоосиф ткуфас гашоно» - «когда ты собираешь свой урожай из поле в дом», «что это по возвращении года» - третий из реголим, связан с сбором и цельностью всей работы, что ее цельность будет достигнута в истинном и полном избавлении, когда будет собирание всех сынов Израиля (как сказано «осойф ойсимфем неум гашем», и всех искр святости всего мира полностью.

Йуд

Через этот также становится понятно хидуш карней гагойд Моше, которые добавились через последние лухойс [что это подобно достоинству гимел, когда приходит через работу бейс, грех тельца и разбиение скрижалей]:

Именно последние лухойс, которые пришли посредством опускания вниз чтобы произвести рабту бирурим (что это было сделано через последние скрижали) – производят раскрытие «таалумойс хохом кифлавим летушийо» в Торе, внутренний и сущностный аспект хохмо, выше чем открытая мудрость в первых лухойс. Что поэтому добавилось через это в Мойше рабейну (который получил последние лухойс) «коран ойр понов» (подобно тому, как «хохмас одом тоир понов») – что это сущностный свет, который выше чем гислабшус.

И с другой стороны: поскольку достоинство последних лухойс пришло именно через опускание и одевание вниз в мире (бейс от «Берейшис»), «псол лехо» камни в мире (не как первые лухойс, которые «маасе Элойким»), вплоть до того, что переворачивают также вещи не-желательные – поэтому «коран ойро понов» привел к тому, что «вайиръу логешес эйлов», и поэтому «вайитен ал понов масве», чтобы скрыть раскрытие Б-жественности в Торе от того, чтобы одеваться в аспект бирурим.

Но сокрытие покрывала оно не относительно бней Исроэл как они сами по себе, ибо ведь «лицом к лицу говорил Вс-вышний с вами» (без всякого сокрытия вообще). И поэтому. когда Мойше говорил «говорил к сыновьям Израиля что ему будет приказано», он убирал масве, «и видели асыновя Израиля лицо Мойше, что сияла кожа лица Мойше». И только тогда, когда у Мойше и бней Исроэл есть (со)отношение к делам этого мира (чтобы произвести там бирур посредством гислабшус) – тогда – «и вернет Мойше покрывало», длоя того, чтобы мир был способен воспринять гилуй, и не прекратиться его существование. Таким образом, также масве – его цель - не сокрытие, но для того. чтобы раскрытие могло быть воспринято в мире.

И через работу еврея в очищении в исправлении мира он достигает, что также как еврей находится в мире, он сможет воспринять гилуй «коран ойр понов», как это будет полностью в истинном и полном избавлении (гимел) «Велой йиконейф ойд Мойрехо вегойу эйнехо ройойс эс мойрэхо» в сыновьях Израиля, как они находятся и занимаются с миром, вплоть до того, что подобно этому будет также в самом мире – «венигло квойд Гавайе вероу кол босор йахдов», «эвен микир тизок», раскрытие койах гапойел бенифол.

Йуд алеф

Из трех этих аспектов в главе Тисо есть указание в служении человека во все времена, как говорилось выше, что поскольку эту главу читают один раз в году, есть из этого урок на весь год, и тем более, когда мы находимся в саму субботу главы Тисо, когда читают – и нужно жить вместе – с главой:

Еврею дана сила выполнить все вещи полностью – от начала до конца, и все что между ними, от Алеф до тав, и в общем, как они разделяются на три первых буквы, алеф, бейс, гимел.

Начиная с того, как эти три аспекта находятся в его работе каждый и каждый день:

Сразу как только он просыпается от сна (когда становится «новое творение») он говорит «благодарю я перед Тобой… что вернул мне мою душу»

Алеф – основа и начало – работы еврея это: подчинение и признание перед Вс-вышним (алеф в Онойхи).

Вплоть до того, что все его существование, алеф ани – благодарит – перед Тобой, ибо ведь «я» еврея (также, когда находится внизу), это одно целое с «ани» и «онойхи» Свыше (Исроэл веКудшо Брих гу – койло хад) – как это указывается в рисунке буквы алеф: йуд (а ид, еврей) внизу, и йуд (Вс-вышний) – наверху, и линия, соединяющая их. И как известно, что пшитус еврея – это одно целое с пшитус гоацмус[118]. И аспект пшитус проявляется, когда еврей говорит «мойде ани» (аспект гойдоо, выше чем весь аспект имен). И поэтому обычай Израиля – что сыны Израиля – даже маленькие дети, и совсем маленькие – говорят «мойдэ ани».

Более того: даже слово «мойдэ» второстепенна и подчинена (алефу) «ани»,ибо основное здесь (на первый взгляд) – это слово «ани» - ибо сразу как только он проснулся от сна, есть прежде всего существование человека (с 248 органами и 365 илами), и только после этого он (ани) делает действия, начиная от того.что он рпоизносит «мойдэ ани», и тем не менее говорят «мойдэ ани», а не «ани мойдэ», ибо до такой степени «ани» еврея связан со Вс-вышним, что несмотря на то. что по времени предшествует существование №»ани», тем не менее «ани» находится немедленно в состоянии «мойдэ2 перед Тобой»

И после этого приходят утренние благословения, и утренняя молитва, и из синагоги в дом учения, - общая идея «алеф» в работе человека.

После этого приходит «бейс» в ежедневной работе еврея – «выходит человек на дела его  и на работу его до вечера», он выходит (из синагоги и дома учения) в мир («бейс» в «Берейшис боро…»), чтобы делать работу в  течение всего дня. «гангейг богэм мингаг дэрэх эрэц», он одевается и занимается в дела этого мира, так чтобы «масоой уматоной бээмуно»

После этого. В окончании и завершении дня приходит гимел, - окончание и совершенство работы дня, когда он делает хешбон нефеш и итого всех его дел и действий в течение всего дня, и в общем – он делает это в молитве арвис, вплоть до ее завершения – «ах цадиким йойду лишмехо…2, благодарность Вс-вышнему (подобно «мойдэ ани» утром), но в завершении и совершенстве работы, вплоть до – чтение шма перед сном, и отдает себя полностью Вс-вышнему – «бейодхо афкид рухи»

И подобно этому существуют эти три аспекта в общности работы еврея в течение всей его жизни – на долгие и добрые дни и годы – начало работы, середина работы, вплоть до завершения и совершенства работы. И тем более и тем более в нашем поколении, - последнее  поколение изгнания и первое поколение освобождения – после того, как есть уже самое большое количество «наших дел и нашей работы» сынов Израиля в течение всех поколений и лет перед этим, а сейчас завершили также последние бирурим – сейчас подчеркивается в основном и прежде всего завершение и совершенство и окончание работы – чтобы привести гимел истинного и полного избавления практически действительно!

Йуд бейс

И сила на то, что каждый еврей может сделать все дела (с начала до конца) приходит от первого «алефа» - что «ани» каждого еврея  связан и одно целое с «онойхи» свыше, вплоть до того. что даже как еврей опускается вниз в мир, - тогда весь мир создан «ради Исроэл, которые названы рейшис», голова и начало всего творения.

И следует сказать. что сила раскрыть это в каждом еврее приходит от Мойше рабейну, и подобно этому распространение света Мойше в каждом поколении, и в нашем поколении – Кводй Кдушас Мойри веХами Адмур Носи Дойрейну, что через него исполняются все три эти аспекта, первых скрижалей, разбиения скрижалей и последних скрижалей, вместе с  лучами славы.

И тем боле и тем более, когда мы находимся в субботу, когда читают всю главу « кис сисо эс ройш бней Исроэл» (ты поднимешь – Мойше рабейну) – что кроме того, что сыны Израиля они ройш в общем, происходит также – силой Мойше рабейну – возвышение головы сынов Израиля, что это дает силы после этого исполнить содержание продолжения главы – аспект алеф (первые скрижади), аспект бейс – работа в мире, вплоть до даже в положении тахтойн шеейн тахтойн лемато мимену, и перевернуть его и поднять его до уровня последних скрижадей, вместе с раскрытием лучей славы, что в силах каждого еврея получить их, вплоть до того, что через работу в мире он приводит, что также находясь в этом мире, он способен воспринять это.

Более того: кроме того, что каждый еврей воспринимает раскрытие лучей славы, производится аспект карней гойд в самом еврее – со стороны аспекта Мойше внутри него:

Алтер Ребе объясняет в Тании в высказывании Разал на посук «и сейчас Израиль, что Вс-вышний Б-г твой просит от тебя, но только бояться Вс-вышнего Б-га твоего», «разве страх это маленькая вещь? Да, для Мойше это маленькая вещь» - что со стороны аспекта Мойше который есть в каждом «страх это маленькая вещь» у него.

В соответствии с этим следует понять с другой стороны: как возможно сказть, что у Мойше (и Мойше в каждом) существует аспект «зутросо» (малость)?

И следует сказать, что в самом Мойше существует несколько и несколько уровней: ноги Мойше, тело Мойше, вплоть до головы и короны Мойше, и относительно йиро сатоо, которая связана с ногой Мойше (подобно тому, как сказано «рагли огоом ашер онойхи бекирбой») говорится язык «милсо зутроси», однако выше этого есть в Мойше аспекты. Которые на увроне бейнони, вплоть до уровня рабоси, уровень головы и выше этого – корона, которая выше, чем голова, что это аспект лучей славы Мойше – уровень кесер, кесер малхус, как известно.

И подобно этому понятно также относительно аспекта Мойше который в каждом еврее – что со стороны того, что каждый еврей заключает в себе все уровни, от «зутроси» и «бейнони» до «рабоси», вплоть до аспекта «кесер» - карней гагойд», и хидуш в этом – что аспект кесер (истинный) не шайох в леумас зе, и отдан именно еврею, (ибо они «бней млохим», и более того – млохим»), что во все времена и во всех положениях – даже во время и в положении голус – есть у еврея кесер малхус с лучами славы.

И в силах души – кесер относится к силе роцойн вплоть до мсирус нефеш, что роцойн к Вс-вышнему у еврея находится во всей силой во все времена, что поэтому было и есть всегда у сынов Израиля сила стоять в изгнании – что даже когда его роцойн в Торе и святых делах незаметен,  - даже тогда его истинное желание выполнять волю Вс-вышнего, как известный псак дин Рамбама.

И не нужно даже говорить в начале времени изгнания, когда был еще аспект  «ватойсар в дни Раби», и некоторое время продолжали освящать луну по показания свидетелей, но также после этого, даже в глубине изгнания, - светит со всей силой и в раскрытии корона лучей славы сынов Израиля.

И это находится в большем раскрытии в «ман малхей – рабонон», «шойфтоих» и «йойоцоих» в кадом поколении и поколении, вплоть до нашего поколения, начиная от Квойд Кдушас Мойри веХами Адмур носи дойрейну, как подготовка к «и верну судей твоих как изначально, и советников твоих, как раньше», и во главе их – царь Мошиах, «вайорем керен Мшихой», и он вернет «малхус Довид лейошно улмемшоло гаришойно, и стороит храм, и собирает изгнанников Израиля, и возвращаются все законы в его дин, как они были раньше, приносят жертвоприношения и т.д.».

Йуд Гимел

И да будет воля Вс-вышнего, что сейчас, когда мы находимся в месяц адар ришон, представляющий собой подготовку к адар шейни – «и мисмах геуло лигеуло», освобождение Пурима (в адар шейни) и геулас Пейсах в месяце нисан, месяц избавления, что немедленно сейчас действительно придет истинное и полное избавление, и само собой будут месяц адар шейни и месяц нисан месяцами избавления, способом «мисмах геула лигеула».

И особенно, через то. что добавляют в выполнении указания мудрецов,  «мишенихнас одор марбин бесимхо», и в особенности. Когда уже находимся несколько и несколько дней после начала месяца адар ришон, и после Пурим котон, предстваляющие собой подготовку к Пурим годойл и Шушан Пурим годойл – способом «зе гакотон годойл йигйе, и не только йигйе язык будущего, но йигйе язык прошедшего и настоящего, чсерез то. что праздновали Пурим котон и шушан Пурим Котон в большой радости, и идет и увеличивеатся свет и радость ото дня ко дню способом «маалин бакойдеш», что тогда «годойл йигйе» большого Пурима и большого Шушан пурима будет еще больше, годой  л больше чем годойл.

И через симхо ломают все преграды, вплоть до главного – что от последнего момента изхгнания становится первый момент избавления, и еще и главное – немедленно сейчас буквально.

ЙЕХИ АДОЙНЕЙНУ МОЙРЕЙНУ ВЕРАБЕЙНУ МЕЛЕХ ГАМОШИАХ ЛЕОЙЛОМ ВОЭД!

 

(работа над переводом продолжается)



[1] новость

[2] Шмойс 31, 18; 32, 15-16

[3] там же, 32, 1 и дальше

[4] там же, там же, 30 и дальше

[5] 33, 17 и дальше

[6] 34, 5 и дальше

[7] там же, 1 и дальше

[8] «Светилась кожа лица Мойше» (там же 29 и дальше)

[9] практическое руководство. Указание к действию

[10] «Что было – было» (см Йома 5б и еще)

[11] Бово Басро 123а, и см Псохим 3а

[12] наша глава, 32, 16

[13] 13 мер (качеств) милосердия

[14] «вырежь себе» (там же 34, 1)

[15] наша глава, 31, 18

[16] там же 32, 15-16

[17] 34, 1

[18] «Сделанные Вс-вышним»

[19] Мишпотим 24, 12

[20] 31, 18

[21] 32, 1

[22] «насмехающийся над нищим» Мишлей 17, 5; Брохойс 18, 1, Сойта 43, 2

[23] Наша глава 31, 18 и см также комментарий Раши там 30, 16 (в конце) 33, 11 – по мнению Танхума Трума 8

[24] скрижали

[25] и также по мнению Рамбана (в начале главы ваЙакгел –  в соответствии с мнением Зогара ч.2 195, 1), что главы сказаны по порядку событий (ибо грех тельца был после приказания Вс-вышнего Мойше о строительстве Мишкана, и перед приказанием Мойше к Израилю в гл. ВаЙакгел) – нужно объяснение, что касается здесь рассказывать детали о достоинствах первых лухойс, как говорилось раньше в тексте

[26] Три основных праздника – Пейсах, Швуэс, Суккойс, когда нужно было подниматься пешком в Иерусалим, отсюда название «три пеших праздника» Наша глава 34, 18 и дальше

[27] «когда ты будешь считать (сыновей Израиля) Однако буквально «ки сисо» означает «когда ты поднимешь (голову сыновей Израиля). Здесь Ребе говорит о буквальном значении посука

[28] телец

[29] Зогар ч.1 52, 2; ч. 2 193, 2 и см Танья в конце гл. 36

[30] Шабос 146, 1

[31] Шабос там же, Зогар там же

[32] «и в день, что буду считать их, и зачту на них грех их» Наша глава 32, 34 и комментарий Раши

[33] («Ибо светилось лицо Мойше»)

[34] гаРо»м там

[35] творение Вс-вышнего

[36] Мидраш Танхума на нашу главу

[37] Зогар ч. 1 104, 2 и еще

[38] новость

[39] порядок гиштлшелус. Гишталшелус производное от «шалшелес» - «цепочка», т.е. система, по которой Б-жественный свет и жизненность приходит во все миры и также в этот нижний мир

[40] миры

[41] «Переворачивай в ней и переворачивай в ней, ибо все в ней» Авот, в конце гл. 5

[42] начало, середина, конец см также сиху в субботу гл. Бегар-бахукойсай 5750 п. 4 (сефер гасихот  ч. 2 стр 464 и дальше)

[43] Раши и Рамбан в начале гл. Берейшис – Мишлей 8, 22

[44] Шабос 88, 2

[45] Раши в начале гл. Берейшис

[46] Танья гл. 36

[47] наши дела и наша работа

[48] Б-жественность

[49] Свет Бесконечного, бесконечный свет

[50] первичное «сокращение» и удаление света

[51] пустое пространство, «вакуум»

[52] жилище для Него, Благословен Он Танья начало гл. 36

[53] для Него -  для Сущности Его См Сефер майморим 5565 ч.1 стр 489; ссылки в сефер майморим мелукот ч.2 стр 441 ссылка 32

[54] Берейшис Рабо в начале; Зогар ч.2 161 1-2

[55] «Я»

[56] «В начале сотворил Вс-вышний небо и землю»

[57] Сифри и Раши Брохо 34, 2 (Посук говорит «ад лейом гоахаройн» - «до последнего моря», что комментируется как «ад лейойм гоахаройн» - «до последнего дня», как в тексте. Прим переводчика)

[58] см Шмойс рабо гл. 2 4; там же, 6; Зогар ч.1 253, 1 и еще

[59] Египет

[60] Миха 7, 16

[61] прилежный ученик

[62] «прилежный ученик раскроет»

[63] Шабос 88, 1

[64] Тора, Невииим (пророки) Ксувим (Писания)

[65] Авраам, Ицхак, Яаков

[66] ?

[67] Шмойс 19, 16

[68] Шмойс 19, 1

[69] см. беседу в субботу гл. Ийсрой этого года ссылка 10 и там ссылки

[70] дарования Торы

[71] (грехо)падения

[72] Сифри и Раши в конце главы Брохо

[73]«на глазах всего Израиля» (последний посук Торы)

[74] Раши там

[75] наша глава 34, 1 Экев 10, 2

[76] «что ты разбил» - «и правильно сделал, что разбил»

[77] «раскаявшиеся грешники» Авойдо Зоро 4 конец второй страницы, дальше приводится в тексте

[78] праведники

[79] Брохойс 34, 2

[80] Рамбам законы тшуво, гл. 7 галаха 4

[81] Шмойс Рабо, начало гл. 47

[82] законы

[83] толкования

[84] агада

[85] вдвойне

[86] Недорим 22, 2 и в Раши там

[87] «в умножении мудрости много гнева» Когелес 1, 18

[88] Раши Недорим там

[89] несравнимо по уровню

[90] разбиения

[91] см сиху субботы главы Шлах 5747

[92] Ибо Аройн (ковчег) (со скрижалями и обломками скрижалей) спрятан (Йома 52, 2, Рамбам, Законы Бейс гаБхиро начало гл. 4), и откроется в будущем

[93] см Ликутей Сихойс ч. 9  стр. 241 и там, что это причина, почему Раши объясняет «правильно сделал что сломал» именно в конце главы Брохо, когда Вс-вышний показывает Мойше Рабейну «до последнего дня», ибо тогда раскроется достоинство, приходящее через последние лухойс

[94] см Сефер гамааморим 5679 стр. 359, что «истинное раскрытеи будущего, оно именно через бирурим силой Торы последних скрижалей», и см. Вейитен лэхо 5666 (п. 70 92) [по поводу достоинства Талмуд Бавли над Талмуд Йерушалми, чтоэто подобно превосходству ]

[95] недостаток

[96] Тойрас Хаим Толдойс и еще (см ссылки в Ликутей Сихойс ч.18  стр 395  ссылка 45)

[97] Танхума Вайешев 4

[98] Тегилим 66, 5 «Грозный в делах над сынами человеческими» (перевод Д.Б Хаскелевича издание Шамир 5759)

[99] «алило» переводится как «дело», и также «издевательство, насмешка» ср. Бемидбар 22, 29 «ки гисалалт би» - «ведь  издевалась ты надо мною» (про Валаамову ослицу). Таким образом, «алило тисло бой» означает, что это была «провокация», букв. «провокацию подвесили на него (на Адама)» (прим переводчика)

[100] дурное начало

[101] и, языком Зогара (ч.3 13, начало стр. 2, 15, 1) «душа, когда согрешит – непонятно!»

[102] Йешайя 54, 7

[103] истинное и полное избавление

[104] Мехилта Бешалах 15, 1 и еще

[105] «Идут они от силы к силе, являются перед Все-сильным на Сионе» Тегилим 84, 8 перевод Д.Б. Хаскелевича

[106] Авойдо Зоро 4, конец стр. 2

[107] букв. «открыть рот»

[108] «тшуво» букв. означает «возвращение». Обычный перевод «раскаяние», вообще говоря, не точен. «баалей тшуво, таким образом, означает «возвращающиеся» (прим. Переводчика)

[109] И ведь «Ки сисо» это также означает «несомненно» (Гитин 90, 1 и Раши там)

[110] 13 мер милосердия

[111] «И сделают мне Святилище и я буду присутствовать в них» (Трумо 25, 8)

[112] Святилище, Вс-вышний, построили руки твои» (Бешалах 15, 17)

[113] «проходящий подсчет» - наша глава 30, 13-14, и указывает на грех тельца, как говорилось выше

[114] «искупить за ваши души» - там же  15

[115] выкуп души – там же  12

[116] наша глава 34, 10

[117] см Зогар ч. 2 186, 1

[118] см. Кесер Шем Тов, дополнения, п. 154 в конце

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру