Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Песах

PASSOVER

Published and © Copyrighted 1980 by

FRIENDS OF REFUGEES OF EASTERN EUROPE

1383 President Street, Brooklyn, N. Y. 11213

Telephone: (212) 467-0860; (212) 467-0861

В канун наступающего Песах – праздника нашего освобождения – мы с любовью шлем Вам и Вашей семье традиционные пожелания кошерного и радостного торжества.

И мы и Вы удостоились огромного счастья: подобно тому как в давние времена наши предки вышли из Египта, мы с Вами ушли из-за «железного занавеса» закрытой страны, через который десятки лет нельзя было вырваться. Мы покинули советское изгнание, чтобы иметь наконец возможность жить свободной и чистой жизнью в духе тысячелетних еврейских традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Кто-то из Вас будет отмечать в этом году Песах впервые в жизни, и мы хотели бы напомнить, что Песах, как и все еврейские праздники, имеет не только религиозное, но и национальное значение. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что для нас национальное и религиозное – понятия единые, ибо нет и не может быть еврея и еврейской жизни вне Торы и ее заповедей.

Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. За ним последовало Синайское Откровение, и народ ступил на дорогу в вечность. «Не единожды пытались уничтожить нас, – говорится в «Агада Шел Песах». – В каждом поколении восстают против нас, пытаясь истребить. И Пресвятой, благословен Он, спасает нас от них».

Каждый еврей должен знать историю Исхода и передать ее детям, потому что Освобождение из Египта – величайшее событие нашего прошлого. С глубоким чувством благодарности и особой радостью благодарим мы Б-га в праздничную ночь Песах и провозглашаем столь подходящие к событиям нашей жизни канонические слова Сейдера; «… мы обязаны благодарить, восхвалять… Того, кто сотворил все эти чудеса с предками нашими и с нами: вывел нас из рабства – к свободе, от грусти – к радости, от скорби – к празднику, из мрака – к великому свету, от закрепощения – к избавлению, и провозгласим перед Ним новый гимн».

В канун праздника Песах мы не должны ограничиться поисками хлебных крошек – «хамец» – в уголках квартиры. Каждый из нас должен очистить душу от самомнения и эгоизма, беспристрастно проверить свое отношение к людям…

Мы надеемся и верим, что Вы и Ваша семья, присоединившись к миллионам евреев, радостно и торжественно встретите Песах – один из самых светлых наших праздников.

Сказание о Песах

«…И сказал Б-г Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, и после этого они выйдут с большим имуществом» (Брейшит 15:13,14).

Мы, евреи, ведем свой род от патриарха Авраама, который еще за несколько веков до египетского порабощения услышал слова Б-га о будущем еврейского народа. Прежде чем стать хозяевами на своей земле, евреям предстояло перенести тягчайшие испытания и через рабство прийти к свободе, к национальному единству.

Предсказанное – сбылось!

Несколько поколений спустя потомки Авраама продали брата своего – Иосифа – в рабство египтянам. История Иосифа – одна из самых поэтических и драматичных в Торе: бесправный раб поднялся до высокой должности первого советника Фараона, стал вторым после царя правителем земли Египетской.

Прошли годы, и братья Иосифа были вынуждены прийти в Египет. В стране Ханаанской случился жестокий голод, а в Египте, благодаря разумной предусмотрительности Иосифа, скопились большие запасы зерна.

Встреча братьев закончилась всепрощением: Иосиф со слезами радости пригласил их перебраться в благополучный тогда Египет с семьями. Их было 70 человек – первых евреев, поселившихся в стране фараонов.

Иосиф и его братья умерли. Сменялись поколения, и сыны Израиля «расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Давным-давно были забыты другими фараонами заслуги Иосифа перед землей Египетской, а многочисленное потомство еврейское, чуждое Египту своими обычаями, укладом и языком было обращено в рабство. Евреев заставляли выполнять самую тяжелую работу: они дробили камни в каменоломнях, обжигали кирпичи и черепицу, прокладывали дороги в песках и возводили монументальные памятники. Колоссальные пирамиды фараонов, сохранившиеся и до наших дней, были сооружены руками наших предков – гением еврейского мастерства и смекалки.

Удел раба – покорность! И как бельмо в глазу, раздражал египетских правителей категорический отказ евреев ассимилироваться.

Гонения на них достигли предела: по приказу Фараона должны были убивать при рождении всех еврейских младенцев мужского пола… Чаша терпения еврейского народа переполнилась. Наступил пред-указанный Б-гом конец 400-летних бедствий.

Многовековое рабство – из поколения в поколение – приглушило в еврейском народе стремление к свободе. Но Б-жий промысел дал им силы, они сплотились, и по велению Всевышнего Б-жественная миссия освобождения своего народа была возложена на Моисея. «Освободи народ мой!» – сказал он тирану. Но владыка Египта ответил на это еще более жестокими притеснениями, отчего застонал весь народ еврейский – от мала до велика.

Тогда Б-г ниспослал на Египет десять небесных казней: вода превращалась в кровь, стада диких зверей вытаптывали посевы, а оставшееся –

обгладывала саранча, ураганы и град обрушивались на землю Египетскую… Десять казней были посланы на Египет, прежде чем воскликнул в ужасе Фараон: «Уходите!»

И поистине одиннадцатым чудом было, что все казни, обрушившиеся на египтян, обходили стороной угнетенных евреев.

И заповедал тогда Б-г евреям: «Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожив квасное в домах ваших… И когда спросят вас дети ваши: что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Б-гу, который прошел мимо домов сынов Израиля, когда поражал египтян, и дома наши избавил».

Ранним утром пятнадцатого ниссана, ровно через 400 лет (как было предсказанно), весь народ Израиля навсегда покинул Египет. Из горстки людей – 70 первопоселенцев – родилось могучее многомиллионное племя. Тора свидетельствует, что среди них было 600 тысяч одних только мужчин старше двадцати лет.

«И сказал Моисей народу: «Помните день сей, когда мы вышли из рабства Египетского…» (Шемот 13, 3).

Тираны не любят, когда их покидают миллионы подданных. Опомнившись от ужаса небесных казней, Фараон возглавил огромную армию,

ринулся вдогонку за непокорным народом и настиг евреев у самого берега Красного моря. При виде могучей армии кто-то из безоружных евреев взроптал и стал укорять Моисея: «Зачем ты увел нас – умереть в пустыне? Лучше б мы остались живыми в рабстве!»

Но ответил Моисей: «Не бойтесь, стойте – и вы увидите спасение Б-жье!» И свершилось новое чудо. Подул необычной силы ветер и раздвинул воды Красного моря, осушив морское дно. Сыны Израиля перешли на другой берег, а волны сомкнулись над теми, кто их преследовал…

Под покровом Б-га свободным пришел народ Израиля к горе Синай, где Всевышний явился им и дал десять заповедей как начало и основу Великого Учения.

«Я Б-г, Всемогущий твой, что вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…», – так начинается первая из десяти заповедей. И напоминание об Исходе из Египта повторяется почти в каждой заповеди Торы, ежедневно повторяется в молитвах. Значение Исхода из Египта много шире, чем просто освобождение от физического угнетения: это символ начала становления нации.

Песах – символ нашей свободы

Из Посланий к празднику Песах Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона

Накануне праздника Песах, символизирующего рождение и начало еврейского народа, само собой приходит раздумье: какой жизненный путь должен предпочесть этот народ, чтобы быстрее и успешнее достигнуть конечной цели своего бытия? Должен ли он стремиться к такому существованию, чтобы в нем был минимум усилий и максимум удовольствий, или к жизни, исполненной напряженного труда и максимальных свершений?

Этот же вопрос относится и к индивидуальной жизни каждого!

Проблема эта – не абстрактна. На том или ином ее разрешении основывается отношение человека к своей жизни, его реакция на все, что происходит с ним и вокруг него.

С первого взгляда может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего состоит в получении человеком максимума наслаждений – истинных наслаждений – безо всяких трудностей и мук: ведь при этом желание Творца сеять добро, казалось бы, проявляется в полной мере.

Однако натура человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь при личном участии в происходящем деянии, когда результат достигнут и выстрадан собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его достоинство, и подобный подарок называется «нахма дэ-хсуфа» (постыдный хлеб). Именно потому, что Б-г желает, чтобы человек получил полную меру добра, в созданном Им мире человек может получить благо, лишь добиваясь цели своими силами. И чем больше было приложено труда, тем сладостнее добытые плоды.

Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта, исполненный удивительных чудес, носил характер явного небесного дара, он вместе с тем с самого начала был связан с «таавдун» (напряженным служением) Всевышнему.

Это была заслуга народа, его участие в Б-жественом акте Исхода.

В той же мере, в какой это относится ко всему еврейскому народу, это верно и по отношению к любому его представителю. «Вершить и совершать!» – таким должно быть устремление каждого. И не просто выполнять определенную работу, а в поте лица и вдохновенно выполнить свой труд, который Тора называет «Амал» (Созидание). Только тогда человек отрывается от стати «праха земного» и возвышается до степени «Человек богоподобный».

Рождение и жизнь отдельного человека также преисполнены чудес, даже когда кажется, что все происходящее с ним «в природе вещей». Но ведь учили наши благословенной памяти Мудрецы: «Человек не сознает происходящего с ним чуда». Поэтому благодарим мы Всемогущего трижды в день: «За чудеса Твои, происходящие с нами ежедневно».

Жизнь человека и всего еврейского народа от самого их рождения является свидетельством постоянных, хотя и не всегда очевидных чудес, вплоть до Великого Чуда окончательного избавления каждого еврея и всего народа Израильского…

Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это торжественное событие имеет принципиальный и назидательный характер, одинаково вечный для всех исторических периодов, как и все заповеданное Торой. Отсюда следует, что каждый оттенок, каждая деталь этого праздника призваны служить серьезным наставлением.

Такой подход особенно справедлив в отношении сокровенной сущности праздника: Песах – символ нашей свободы. В самом Избавлении и Освобождении из Египта кроются многие поучения, и мы остановимся более подробно на одном из них. Речь пойдет о характере Избавления – великого чуда освобождения еврейского народа из-под ига египетского рабства, что особенно выделено в Торе: «Пыталось ли божество взять племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами. . . как все, что сделал для вас перед глазами твоими Б-г Всесильный ваш».

В период, предшествовавший Избавлению, евреи были «племя в среде племени». Этими словами подчеркивается следующее:

1) Еще до Избавления из Египта евреи уже сложились в «народ», в нацию, со всеми ее отличительными особенностями – общностью языка и территории (область Гошен), где они жили и работали.

2) Вместе с тем они были народом в среде другого народа или, по образному выражению наших Мудрецов, напоминали плод в материнском чреве, который есть живой, цельный и развивающийся организм со всеми присущими человеку органами. Однако он лишен реальной самостоятельности: ни его мозг, ни органы чувств еще не функционируют, местонахождение – автоматически меняется с перемещением матери, питательные вещества поступают из материнского организма и так далее.

Таким был и еврейский народ в Египте до Избавления. Он действительно мог считаться «народом» и даже владел отдельной территорией – областью Гошен; сыны Израилевы отличались от египтян языком, одеждой и многим другим, но вместе с тем были настолько порабощены и ассимилированы египетской средой, что казалось они служат египетскому божеству – овце.

Тогда-то и случилось то, что Тора называет «взять племя из среды племени». Заключалось это в следующем: евреи бесстрашно взяли овец, которые были божеством египтян, и доказали, что это отнюдь не божество, а всего лишь съедобное мясо, упо-ляемое в жареном виде в пищу…

Из этого следует нравоучение.

Человек может тешить себя мыслью и с гордостью заявлять окружающим, что он, дескать, самостоятелен, независим, не лишен разума, чувств и т. п. А если кто-нибудь скажет, что он порабощен, что он пленник и раб фетишей и условностей, возведенных в культ окружающей его нееврейской средой и народом, он страстно начнет доказывать, что свободен и независим.

Как можно дойти до такого тяжкого заблуждения? Объясняется это добровольным закабалением, тем, что человек сам себя продает в рабство. Он стремится «угнаться» за мировоззренческими концепциями, настроениями и взглядами окружающей среды; он снедаем честолюбием или иными эгоистическими побуждениями, либо им движут еще более низкие инстинкты, или даже обуревают все вместе взятые вышеперечисленные страсти – настолько, что он не более как «плод в материнском чреве». Все его помыслы направлены на удовлетворение низменных инстинктов до такой степени, что он и не в состоянии ощутить весь ужас своего положения «раба рабов». Преклоняясь перед им же созданными идеалами и миром вещей, он полагает себя свободным человеком.

Наступает Песах, который учит нас следующему. Даже человек, подобный вышеуказанному, если только осмыслит все, если только вспомнит слова «И сказал Б-г Моисею…» и закон Моисеев, – он может, он в состоянии осуществить «И зарежьте его…». Речь идет о заклании ложного божества – идеалов, чуждых еврейскому духу, о сожжении их на огне священной любви, о которой говорится: «И люби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей твоей сокровенной сущностью…» – до такой степени, чтобы и душа, и тело всегда стремились к безраздельному служению Всевышнему.

Тогда и наступит «…взять племя из среды племени», и Б-г перевернет его душу, весь его внутренний мир и поднимет от самой низшей нравственной ступени до полного освобождения, о котором говорят слова: «Когда ты выведешь народ из Египта, они будут служить Б-гу на этой горе».

Исход из Египта и истинная свобода нерасторжимо связаны со служением Б-гу, как об этом сказано нашими Мудрецами: «Сыны Израиля – Мои рабы, но не рабы рабов».

Тора предписывает повторять все дни года слова об Исходе из Египта и делать все зависящее, чтобы эти слова были не только девизом, но и наполняли жизненной силой повседневные дела еврея. Тогда он сможет – и Превечный поддержит его в этом – освободиться от комплекса самозакабаления,

стряхнуть иго внутреннего рабства и достичь свободы и самостоятельности истинной – не сдерживаемой более человеческой косностью и озаренной необычайным светом Б-жественной Воли…

Да благословит Всевышний, чтобы преддверие торжественного события – праздника Песах – побудило каждого из нас правильно и бесстрастно оценить свой нравственный облик. Такая оценка должна быть обращена и на внутренний мир, и на взаимоотношения с окружающими, то есть рассматривать человека и как личность, и как члена человеческого общества.

Пусть воспоминание об Исходе из Египта станет стимулом к беспрерывному самосовершенствованию и освобождению каждого отдельного человека, что приблизит общее Избавление всего еврейского народа с приходом Мошиаха в ближайшем будущем.

С благословением и пожеланием кошерного и веселого праздника Песах.

Законы и обычаи Песах

Мы пожелали Вам по традиции «кошерного и радостного праздника». Почему радостного – Вы уже знаете, а кошерный – означает соблюдение обычаев Песах, с которыми мы Вас вкратце познакомим.

Вот основные требования праздника.

Необходимо убрать из дома все квасное (хомец) и в память о прошлом есть на Песах пресную мацу – «хлеб скудости» по-древнееврейски.

Нужно подготовить свой дом и посуду к празднику и во время Сейдера – соблюдать его порядок.

А теперь – немного подробнее о каждом из этих законов.

Маца и хомец

Почему на Песах едят мацу, а накануне Песах сжигают хомец? В чем идея этой главной заповеди праздника? Рабби Шнеур-Залман – первый Ребе Любавнчского Движения – дает следующее объяснение. Хомец – квашеное тесто, которое подымается и всходит, – как бы символизирует эгоистические начала в человеке. Его чванство, спесь, непомерные претензии, самомнение и пренебрежительное отношение к окружающим. В противоположность этому тесто мацы, приготовленное из муки и воды, без дрожжей, не всходят – напоминая нам о скромности и непритязательности, чуткости и заботе о ближнем.

Пресный хлеб, упомянутый в «Сказании», – это и есть маца, которую по обычаю делают из пшеничной муки. Когда во время Сейдера начинают рассказ об Исходе из Египта, поднимают кеару, на которой находится маца, и произносят: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки на земле Египетской…».

Bee, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, – хомец, который запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях. Есть хомец в дни Песах – один из тяжких грехов.

Запрет на употребление хомец наступает утром,

еще накануне праздника.

По закону хомец в дни Песах запрещен в любом количестве, поэтому нельзя употреблять никакие продукты, смеси и напитки, если они содержат хотя бы частичку хомец. Нельзя не только есть, но и пользоваться продуктами, содержащими хомец, например, мучным клейстером.

Самый надежный способ избежать невольного нарушения запрета – приобретать в дни Песах продукты с надписью «кошер лпесах» (kosher for passover) и печатью раввина.

Ограничения в еде отнюдь не велики. В дни праздника можно купить вино, коньяк и напитки из винограда, любые мясные и молочные продукты, многочисленные приправы и безалкогольные напитки при условии, что на них стоит печать раввина и отметка «кошер лпесах» (kosher for passover).

Водка, виски и пиво категорически запрещены. Также запрещены в эти дни мороженое в вафельных стаканчиках, вафли, хлебец, галеты и тому подобное, без чего совсем не трудно обойтись.

Закон о хомец в дни Песах весьма строг и одновременно вполне разумен. Например, опасность для жизни человека исключает все правила, и тяжело больному можно давать любые лекарства, выписанные врачом, независимо от их состава.

О посуде

Посуда, обычно употребляемая весь год, в той или иной мере впитывает хомец, и, естественно, ее нельзя использовать на Песах без специальной очистки.

Если у Вас нет специальной посуды для Песах, Вы можете очистить повседневную по особому предписанию. Чтобы избежать ошибки, обратитесь к раввину.

Следует, однако, помнить, что очищение (кашерн) лучше провести за несколько дней до Песах, а не в самый канун его.

Как избавиться от хомец

Задолго до праздника хозяйки начинают очищать дом от остатков хомец. Но случается, что уничтожение запрещенных продуктов по какой-то причине нежелательно. В этом случае можно продать запас хомец нееврею.

Перед Песах уполномочивают местного раввина продать нееврею запасы продуктов, которые запрещено хранить в дни Песах, но уничтожение которых нежелательно, а также и посуду, которой пользуются в течение всего года. Раввин записывает имя, отчество и адрес каждого, желающего продать свои продукты нееврею. Продающий подписывает документ, уполномачивающий раввина совершить продажу. На основании этого документа раввин продает нееврею все означенные продукты и предметы.

После восьми дней Песах раввин откупает все проданное и возвращает его хозяевам. Только в этом случае они могут снова пользоваться после Песах продуктами и посудой, которые были проданы на дни праздника.

Единственное требование – закончить продажу утром, еще накануне Песах.

Поиски хомец

Сразу же с наступлением последней предпраздничной ночи – после вечерней молитвы – глава семьи собирает все остатки хомец в одно место. Это и есть поиск (иначе – проверка) хомец. Процедуру поиска по традиции осуществляют с зажженной восковой свечкой, а для того чтобы проникнуть во все щели, пользуются пером птицы, которым подбираются всякие завалявшиеся крошки.

Обычно к этому времени уже весь хомец собран, а все необходимое для еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твердых крошек хомец (каждая завернута в бумагу) с тем, чтобы поиск хомец оказался небезуспешным.

Перед началом поиска хозяин произносит специальное благословение:

(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Ал Биур Хомэйц.

(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший нас Своими законами и заповедавший нам уничтожить хомец.

Должны быть обследованы все жилые помещения, куда в течение года мог быть внесен хомец. Обыскивают также кладовки, балконы, погреба, чердаки, склады, сараи и автомашины. Нужно также осмотреть посуду, в которой хранят хомец. Следует тщательно проверить все потаенные места: дыры, трещины, промежутки между тяжелой мебелью, стенами и полом, щели в полу и стенах, а также карманы одежды, сумки, портфели и т.п.

Сразу после окончания «поиска» необходимо отречься в сердце своем от оставшихся ( возможно)

не найденных частиц хомец, прочувствовать всем сердцем, что весь хомец, который, быть может, сохранился где-либо в доме, как бы не существует, не имеет никакой ценности и значения. Это же необходимо выразить, произнеся традиционную фразу на арамейском языке:

Если же говорящий не знает арамейского языка, он может произнести ее на любом понятном ему языке. По-русски эта фраза произносится так:

«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не приметил и не устранил, и неизвестное мне, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».

Найденный во время поиска хомец (вместе с пером и остатком свечки) следует положить в деревянную ложку, завернуть в бумагу, завязать и положить в надежном месте и на виду так, чтобы, с одной стороны, он не был утерян, а с другой – не был забыт и сожжен назавтра утром.

Сжигание хомец

В канун Песах, примерно через час после окончания срока, до которого разрешено есть хомец, – остатки завтрака и пакетик с крошками, припрятанный со вчерашнего вечера, сжигаются на специально утроенном для этого огне вне квартиры. При этом хозяин мысленно полностью отказывается от каких-либо прав на хомец, который может найтись после обряда уничтожения хомец, и произносит следующую фразу на иврите:

Или по-русски:

«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, видимое мною и невидимое, замеченное мною и незамеченное, устраненное мною и неустраненное, пусть будет считаться, как ничто, к никому не принадлежащее, как земная пыль».

Пост первенцев

По традиции первенцы-мужчины постятся в канун праздника. Если старший сын не достиг еще совершеннолетия, пост исполняет отец. Т.к. этот пост носит лишь характер памятного, то участие в благочестивой трапезе, посвященной какому-то религиозному торжеству, освобождает первенцев от поста. Обычно в синагогах приурочивают к этому дню торжества, посвященные окончанию какого-либо трактата Талмуда, и приглашают первенцев принять в них участие.

 Рекомендуется в этот день есть поменьше, а мацу вообще нельзя есть – для того чтобы во время Сейдера есть с большим аппетитом. Обычно едят фрукты, овощи, мясо, рыбу.

Эйрув тавшиллин

В субботу запрещено зажигать огонь и готовить пищу, а в праздники можно готовить пищу, но только для употребления в самый день праздника, запасов же на другие дни праздника готовить нельзя. Однако на субботу, следующую непосредственно за праздником, можно заготовить пищу, но лишь с тем условием, чтобы приготовление пищи было начато не в дни самого праздника, а накануне его.

Если первый день праздника выпадает на четверг, то в среду приготавливают хотя бы одно блюдо на ближайшую субботу. (Кушанье это носит название «эйрув тавшиллин».) И тогда можно варить и во второй день праздника, в пятницу, и для субботы.

Хозяин или хозяйка дома перед самым наступлением праздника берут мацу с каким-нибудь вареным продуктом (кусок рыбы, мяса, вареное яйцо или другое блюдо) и, предназначая мацу и кушанье для субботы, произносят следующее:

(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Ал Мицвас Эйрув.

Бдэйн Эйруво Йхэй Шоро Лоно Лаафуей Улвашулэй Улъатмунэй Ульадлукей Шраго Улсаконо Улмеэвад Кол Цорхоно Мийомо Тово Лшабато Лоно Улхол Исроэйл Хадорим Боир Хазойс.

(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший нас Своими законами и заповедавший нам закон об Эйрув.

Через Эйрув этот пусть будет нам разрешено печь, варить, содержать пищу в тепле, зажигать свечи и приготовлять в праздничный день все нужное для субботы – нам и всем евреям, живущим в этом городе.

Зажигание праздничных свечей

До начала Сейдера хозяйка зажигает свечи и произносит следующие благословения:

(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Йойм Тойв.

Перевод: Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший нас Своими законами и заповедавший нам зажигать праздничные свечи.

(Транслитерации): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Шеэхейону Вкиймону Вхигиону Лизман Хазе.

(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, сохранивший нас в живых, обеспечивший наше существование и доведший нас до сего времени.

Если праздник совпадает с субботним днем, то в пятницу, после зажигания свечей, первое благословение произносят в следующем варианте:

(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Шабос Вшел Йойм Топе.

(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший нас Своими законами и заповедавший нам зажигать субботние и праздничные свечи.

Подготовка Сейдера

Древнееврейское слово «Сейдер» означает «порядок». Сейдер – это особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.

Существует много различных заповедей, талмудических указаний, раввинских постановлений и освященных веками и традицией обычаев, которые необходимо выполнять в этот праздничный вечер. Наши законоучители установили четкий, постоянный и обязательный порядок: что следует за чем и как выполнять ту или иную заповедь.

Обычаи Сейдера содержат в себе глубокий смысл. Каждый еврей должен осознавать, что обычаи эти священны, и выполнять их нужно, не пренебрегая никакими, даже мельчайшими деталями, причем надлежит делать все с радостью и весельем, с ощущением особой близости к Б-гу.

В этот вечер на каждого возлагаются четыре обязанности: есть мацу, рассказывать об Исходе из Египта, пить четыре бокала вина и есть марор. Все эти обязанности должны выполнять как мужчины, так и женщины: следовательно, читать «Агаду» обязаны все, а кто не может читать, должен слушать и не отвлекаться.

Следует все приготовить заранее, чтобы по возвращении из синагоги – после вечерней праздничной молитвы – можно было сразу расположить кеару (см. ниже) и начать Сейдер, дабы дети не уснули, ибо особо важная цель Сейдера – показать и рассказать детям об освобождении народа еврейского из Египта.

Комнату, в которой проводится Сейдер, и стол, за которым сидят во время его проведения, следует по возможности украсить, чтобы еще раз подчеркнуть особый характер праздника, во время которого каждый из нас как бы отмечает свое освобождение из рабства.

На кресло главы семьи кладут подушки – он должен возлежать, опираясь на левую руку, демонстрируя этим свободу, полученную народом по выходе из Египта.

Для проведения Сейдера необходимо иметь:

1) Мацу – три целые мацы (предпочтительно круглые, изготовленные вручную, т. н. «шмура»).

2) Вино – по четыре бокала для каждого члена семьи. О величине бокала существуют разные мнения: одни считают, что в нем должно быть не менее 86 г., другие считают минимальной дозой 150 г. Каждый бокал следует стараться выпить полностью, по крайней мере – более половины.

Вино рекомендуется выбрать по возможности наилучшее и предпочтительно красное – в память о крови еврейских младенцев, зарезанных фараоном.

3) Мясо («зроа») небольшой кусок мяса с костью (обычно кусочек куриного горлышка), пропеченный на огне. Он символизирует Пасхальное жертвоприношение.

4) Яйцо – сваренное вкрутую. Оно символизирует второе праздничное жертвоприношение, совершавшееся в каждый из трех основных праздников. Обычно заготовляют несколько яиц, но для обряда достаточно одного.

5) «Марор» растертый хрен и салат. Салат нужно наитщательнейшим образом проверить, нет ли между листьями червячков салатного цвета.

6) «Харосет» смесь из тертых яблок и молотых орехов, перемешанных с вином до тестообразного состояния, внешне напоминающая глину, – в память о порабощении евреев, которых заставляли работать, изготовляя кирпичи из глины.

7) «Карпас» лук или очищенная вареная картофелина.

8) «Хазерет» растертый хрен и салат.

Чистое белое полотенце складывается втрое, а в складках закладываются все три мацы (каждая маца отдельно) или же маца прокладывается и прикрывается салфетками.

Последние 6 предметов располагаются поверх мацы в виде двух треугольников, обращенных вершинами к сидящему за столом хозяину дома.

Вершинами верхнего треугольника являются зроа, яйцо и марор, в нижнем треугольнике – харосет, карпас и хазерет.

Это называется кеара.

Отдельно следует приготовить в блюдце или специальном сосуде соленую воду.

А теперь – о порядке. Отмечаются 15 этапов Сейдера, которые обычно провозглашаются ведущим Сейдер:

1. «Кадеш» (освяти) – приказание произнести молитву Кидуш, освящающую праздник и состоящую из трех благословений: на вино, на праздник и шеэхейону – (традиционное благословение на новые события, новые плоды и т. п.). После этого выпивают первый из четырех бокалов вина. Каждый участник Сейдера пьет свой бокал вина полулежа, опираясь на левую руку.

2. «Урхац» (умой) – все участники Сейдера моют руки, но не произносят при этом обычного при омовении рук благословения и снова садятся за стол. Глава семьи (ведущий Сейдер) не встает: все необходимое для мытья рук ему подносят.

3. «Карпас» – кусочек лука или картофелины, который лежит на кеара, едят, предварительно обмакнув в соленую воду и произнеся соответствующее благословение для овощей.

4. «Яхац» (раздели) – из кеара извлекается средняя маца, она делится на две части, после чего меньшую часть возвращают на место, а большую заворачивают в полотенце (или салфетку) и припрятывают для Афикоман, который съедают в конце трапезы.

5. «Магид» (рассказывай) – начинается сказание об Исходе из Египта. Ведущий Сейдер приоткрывает мацу и провозглашает: «Это скудный хлеб, который ели наши предки, выходя из Египта…». И тут же вновь наполняют бокалы. Затем слово предоставляется младшему, который задает традиционные четыре вопроса. Дальнейший рассказ – ответ на эти вопросы. В конце «магид» все выпивают второй бокал вина, опять же полулежа, опираясь на левую руку.

6. «Рахца» (омовение) – снова все моют руки, но теперь произносят обычное в таких случаях благословение.

7–8. «Моци» – «Маца» – взяв в руки три мацы, включая сломанную между двумя целыми, произносят благословение на хлеб – «хамоци». Затем, положив нижнюю мацу обратно на блюдо и держа верхнюю и сломанную, произносят специальное благословение на мацу. Затем, отломив от верхней и средней мацы куски по меньшей мере величиною с казаит (половина круглой мацы или одна квадратная маца), нужно полулежа, опираясь на левый бок, съесть оба куска вместе.

9. «Марор» (горькое) – все участники Сейдера берут комок растертого хрена с салатом (размером по меньшей мере с треть яйца), обмакивают в «харосет», затем его стряхивают и произносят специальное благословение. Едят, ни на что не опираясь.

10. «Корех» (сверни) – все участники Сейдера делают своеобразный сандвич из двух кусков мацы (для этого берется нижняя маца), прокладывая между ними хазерет (хрен и салат). Хазерет обмакивают в хоросет и произносят памятные слова о мудреце Хиллеле – «Кен осо Хиллел…». Едят, опираясь на левую руку.

11. «Шулхан орех» (накрой на стол) – это, собственно, трапеза, в которой каждая хозяйка может продемонстрировать свою изобретательность. За едой можно пить вино, но это не засчитывается в число четырех бокалов.

12. «Цафун» – после того как еда закончена, должен быть съеден Афикоман – припрятанный кусок мацы. Каждый съедает кусок размером по меньшей мере с казаит, полулежа, опершись на левую руку. В первую ночь Сейдера Афикоман необходимо съесть до полуночи. После Афикомана ничего нельзя ни есть, ни пить (за исключением двух оставшихся бокалов вина).

13. «Берах» (благословение) – наполняют третий из четырех бокалов вина и произносят застольную молитву, после чего вино выпивают.

14. «Халлел» (Хвала) – после наполнения четвертого бокала вина произносят при открытой двери короткую молитву «Шефох», а затем специальную хвалебную молитву «Халлел». В конце Сейдера пьют четвертый бокал вина, не забыв произнести благословение до и благодарность после питья (брохо ахройно).

15. «Нирца» (удовлетворение) – после окончания правильно проведенного Сейдера можно быть уверенным, что он был одобрен Всевышним.

В будущем году – в Иерусалиме!