Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Жизненный путь Торы. Рав Хаим Пинхас Шайнберг о Пятикнижии. Берешит

Раздел: Танах

Автор: Спинадель, Гедалия
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2004

Здесь биография каждого из нас. Мы несем ответственность за ее воплощение.

Все, что мы должны знать, чтобы достичь успешной, продуктивной жизни, есть в Торе. Но лишь тот, кто обладает чистой даат Тора — мудростью, проникновением и мировоззрением, исходящими из изучения Торы и бескорыстными — могут передавать эти послания ясно и правильно.

Рав Хаим Пинхас Шайнберг, глава ешивы Тора Ор в Иерусалиме, — один из самых уважаемых глав ешив и галахических авторитетов нашего поколения. Его совета ищут по всему миру. Каждую неделю на исходе субботы он рассказывает ученикам, как добиться успеха в жизни и в Торе. Рав Шломо Ферст, машгиах и магид шиур в колеле Руах Хаим, преданный ученик рава Шайнберга, донес эти бесценные учения до широкой публики.

Каждое слово в этой книге было тщательно выверено. Ее могут использовать для самостоятельного или группового изучения все, от начинающих, до серьезных ученых Торы.


Об авторе


Признанный лидер Торы гаон рав Хаим Пинхас Шайнберг, шлита — глава знаменитой ешивы Тора ор в Иерусалиме. Он родился в Польше, в 1910 году и рос в Америке. Когда ему еще не было двадцати, женился на дочери знаменитого рава Якова Иосефа Германа. Вскоре после этого чета переехала в предвоенную Европу, чтобы рав Хаим мог учиться там в ешиве Мир. Почти пять лет он удостоился учиться у гаона рава Элиэзера Иегуды Финкеля, рош ешивы и гаона рава Йерухама Левовица, машгиаха.

Вернувшись в Америку, р. Шайнберг стал машгиахом и мейшивом новой ешивы Хафец Хаим в Нью-Йорке, которую возглавлял рав Давид Лейбовиц. В 1960 году, проработав там двадцать пять лет, рав Шайнберг основал свою ешиву в Бенсонхерсте, Бруклин.

В 1965 году он с восемнадцатью студентами переселился в Землю Израиля. Постепенно его ешива Тора Ор, основанная в иерусалимском районе Маттерсдорф, стала цитаделью Торы, где учатся четыреста младших и триста старших учеников.

Даян (судья раввинского суда Торы) и морэ ораа (наставник) этого религиозного района в течение тридцати пяти лет, рав Шайнберг дает ясные и авторитетные псаки , получить которые стремятся по всему миру. Его широчайшее знание  Торы,  теплота  и  искренность  привлекали  к  нему тысячи учеников. Многие остаются его талмидим   на всю жизнь.

Берешит — первый том Нетивот Хаим: Жизненный путь Торы — представляет взгляды главы ешивы на жизнь. Это не просто путешествие по главам Торы, а странствия, которых жаждет наша душа. В этом пути мы встречаем не только наших праотцев и праматерей, но и великих учителей Торы разных времен, и главное — себя, какие мы есть и можем быть.

1 Да продлятся его дни.
2 Главы сшивы.
3 Духовного наставника учеников ешивы.
4 Тот, кто повторяет — разъясняет ученикам урок рава.
5 Галахические, законодательные решения по разным жизненным вопросам.
1 Ученики


Содержание


Об авторе
Предисловие р. Хаима Пинхаса Шайнберга
Введение р. Шломо Ферста
Берешит: Этот мир — наш, чтобы его строить
Носа: Изменение — необходимость
Лех Леха: Испытание переменой
Ваера: Совершенство с помощью Торы
Хаей Сара: Это может каждый
Толдот: Успех Якова, провал Эсава
Вайеце: Его выбор
Ваишлах: Лучший путь к успеху
Ваешев: Лучший способ жизни
Микец: Подготовка к величию
Ваигаш: Все мы можем допустить ошибку
Ваехи: Счастливая жизнь

Фрагмент из книги:

«Будь силен и мужествен, чтобы хранить и исполнять всю Тору» (Йегошуа, 1:7).

Талмуд раскрывает, что «силен» относится к Торе, а «мужествен» — к добрым делам. Из всех людей, которых следовало бы предупредить об этом, наверное, Йегошуа был последним. Лучший ученик Моше рабейну, он с юности всегда сопровождал его, учился у него всему. Он был потрясающий матмид (исключительно прилежный), постоянно погружен в Тору, никогда не покидая шатер учения. Йегошуа стал лидером поколения и ввел еврейский народ в Эрец Исраэль. Надо ли предупреждать такого человека, чтобы он крепился и мужался? Тора учит нас: да!

Раши комментирует слова Гемары «требуют усилия»: «Человек должен усиливать их постоянно, изо всех сил». Без перерыва, без расслабления. Наша обязанность обеспечить, чтобы усилия в Торе, добрых делах, молитве и дерех эрец не прекращались. Надо постоянно с энтузиазмом продолжать усилия.

Именно это сказал рабейну Иона: «если человек сам себя ежедневно мотивирует и вдохновляет». Успех в Торе и мицвот определяется тем, что мы делаем это по максимуму. Йегошуа первый пример, и никто из нас не исключение.

О необходимости этого дают представление слова Шломо в Коэлет (7:28): «Я нашел одного человека из тысячи, и ни одной женщины из всех».

Хасид Явец в комментарии к третьей главе Авот предупреждает не воспринимать это буквально. В поколении Шломо было много праведников и праведниц. Хазаль, основываясь на словах I Млахим (8:66), понимали, что они были достойны жить в Будущем мире. Отсюда Явец делает вывод: «Как мог Шломо сказать о них такую позорную вещь? Скорее, это надо понимать так: лишь один из тысячи способен изменить свою природу, вполне управлять естественными влечениями».

Иными словами, большую часть жизни мы ведем себя импульсивно, под  влиянием первых побуждений  и инстинктов, и наша личность остается неразвитой. К несчастью, доступный для нас колоссальный источник сията дишмайя (помощи Небес) мы не используем для изменения к лучшему. Найти того, кто действительно исправляет свои черты и контролирует инстинкты, даже в самых трудных ситуациях ведет себя выше нормы, редкость даже среди цадиков.

Обуздать естественные чувства, преодолеть привычное течение мысли, привести к трансформации характера, чтобы обрести и то, что не дал при рождении Б-г — такое Шломо обнаружил только у исключительных людей.

Трудно меняться. Нужно все время упорно трудиться. Необходима колоссальная решимость и определенность. Это так трудно, что этого мог добиться лишь один из тысячи даже в возвышенный духовный период царя Шломо. Его царство осеняло Божественное Присутствие, пребывая в Храме в Иерусалиме — это потрясающий источник вдохновения! И все же лишь очень немногие могли измениться.
Трансформация своей природы — это величие. Большинство из нас продолжают себя вести, как им нравится. Но улучшить характер, выйти за пределы нормы — это величие. Hoax был праведником — но от природы или в результате работы над собой?

Тора свидетельствует: эт элоким итхалех ноах — «Hoax ходил с Б-гом» (Берешит, 6:9). Раши показывает: в этом было отличие от Авраама, о котором сказано: ашем ашер итхалахти лефанав — «Б-г, пред которым ходил я» (Берешит, 24:40), и комментирует: «Ноаху была необходима поддержка, а Авраам сам укреплял себя и праведно ходил самостоятельно».

У Авраама была внутренняя мотивация, чтобы служить Ашему — она и привела его к величию. Конечно, все от Него -у нас нет ничего своего, но раз Авраам хотел и стремился, Творец благословил его успехом, величием и почетом. Жертвенность и праведность Авраама изменили мир. Всевышний избрал его отцом Народа Израиля, и Авраам стал им, хотя жил в поколении морального разложения и идолопоклонства.

Hoax тоже поднялся над влияниями своего поколения. Но Мидраш Танхума (Берешит, 5) рассказывает о нем важную вещь, благодаря которой мы можем понять, почему Hoax не достиг величия Авраама: «Hoax ходил с Б-гом, Который поддерживал его, чтобы он не склонился к поведению поколения Потопа». Ему нужна была помощь извне, чтобы компенсировать хоть и малый, но недостаток стремления и инициативы.
Он был спасен от испорченности благодаря тому, что Ашем благословил его избыточной сията дишмайя. Но не поднялся над уровнем поколения благодаря собственным усилиям. У Авраама и Ноаха был одинаковый потенциал величия, но они по-разному его реализовали. Ноаха надо было толкать, чтобы он развил потенциал, а Авраам сам вдохновлял и мотивировал себя. В этом принципиальное отличие двух великих цадиков.

Этот контраст становится еще очевиднее, когда мы анализируем значение загадочного пророчества Малахи (3:18) о будущем. Кажется, что он говорит очевидные истины: «И тогда вернетесь и увидите разницу между праведными и грешными, теми, кто служит Творцу, и теми, кто не служит Ему».

Но разве и так не ясно, что праведники служат Творцу, а грешники нет? Не достаточно ли было сказать только первую часть предложения о праведниках и грешниках? И Бар Ге Ге задает вопрос Гиллелю: «Разве цадик не тот, кто служит Ашему, а грешник — тот, кто не служит Ему?» (Хагига, 96).

Есть тут тонкое отличие, и Малахи говорит, что в будущем оно станет очевидным, а пока во тьме изгнания наше восприятие затуманено и искажено.

Бар Ге Ге не понял Малахи, но Гиллель, великий лидер Торы своего поколения, разъяснил пророчество и дал ответ: «Те, кто служат Ему и не служат, — оба полные праведники, но не похож тот, кто повторял отрывок сто раз на того, кто повторил его сто один раз».

Бар Ге Ге говорит Гиллелю: «Из-за одного раза уже называется, что он не служит Ему»? Гиллель отвечает: «Да!

Пойди на рынок и посмотри, как сдают внаем ослов. За путь в десять парс1 берут 1 зуз2, а за одиннадцать парс — 2 зуза».

Это примечательно, но достаточно справедливо! Первые десять парс пройти не так трудно, и за этот путь берут лишь один зуз. Одна парса, конечно, не стоит один зуз, но усилие, которое требуется за еще один парс после пройденных десяти, удваивает цену. Одиннадцатая стоит как предыдущие десять!

Пример Гиллеля дает понять, как человека могут называть цадик, хотя он не является слугой Ашема. Повторять сто раз недостаточно. А повторить сто первый раз так трудно, что, это как крият ям суф — рассечение вод Красного моря. В тот момент воды должны были изменить свою природу. И человек, который выходит за пределы нормы, даже такой высокой как сто раз, и всего лишь на один раз, уже должен изменить свою природу. Усилие этого последнего раза все меняет.

Истинный слуга думает только о благе господина. Личных интересов у него нет или они отходят на задний план. Первую сотню раз мы изучаем что-то новое, и у нас много причин повторять это. Мы хотим достичь более глубокого и ясного понимания, запечатлеть изученное в памяти, почувствовать удовлетворение от достижения. Но какое оправдание последнему разу? Только служение! Принятие на себя ярма Царства Небес, Его желания! А ярмо принимают только, когда есть трудности. Человек не станет менять природу в идеальных условиях.

Если нам все легко, мы достигаем успеха. Теперь мы можем понять, почему некоторые мудрецы считают, что Hoax считался бы в другом поколении ничем.

Тора свидетельствует, что после Потопа Hoax разительно изменился: «И стал Hoax человеком земли, и посадил виноградник» (Берешит, 9:20), в итоге выпил вина и опьянел.

Раши объясняет, что посадка виноградника была провалом Ноаха, сделав это, он потерял свой духовный статус.

Он пишет (к Берешит, 9:20): «Hoax потерял святость, потому что сначала должен был посадить другое».
Не будем поспешно судить Ноаха. Ясно, он не собирался напиваться. И все же опозорился, потерял достоинство, стал обычным, а не цадиком, как прежде. Надо правильно понять, почему он решил посадить виноград и выпить вина сразу после выхода из Ковчега.

Следует знать: у вина двойственная природа. Оно может вызвать радость, эйфорию или скорбь; может поднять и опустить. Вино дают тому, кто печален, чтобы его утешить, как написано в Мишлей (31:6): «вино для огорченной души». Основываясь на этих словах, Гемара (Сангедрин, 30а) от имени р. Ханины учит нас: «Вино было создано в мире только, чтобы утешить тех, кто в трауре». Мир, который знал Hoax, исчез. Потерять близких и родственников ужасно больно, и Hoax должен был утешиться, потеряв целый мир!

Трудно представить картину, которую увидел Hoax. После потопа исчезло все, что он знал. Ни следа не осталось от прошлого. Все стерто, смято, осталась пустыня. Hoax знал, что вино может поднять его дух, придать мужества. Конечно, нужно постараться увидеть его действия в лучшем свете и сказать, что его намерения были честными и хорошими, а не предполагать, что он искал повода напиться.


Если Hoax боялся погрузиться в депрессию от разрушений, в которых ему придется жить, у него было достаточное оправдание, чтобы начать с посадки виноградника. И все же Тора осуждает его за то, что стал «человеком земли». Почему?

Когда Hoax вышел через год из Ковчега, первое, что он сделал, — построил жертвенник и принес жертвы Творцу в знак благодарности. Так естественно поступить всякому чувствительному человеку. Это основополагающая обязанность человека — благодарить, особенно за жизнь.

А потом надо было отстраивать мир. И тут выбирать: что и как строить. Hoax начал с виноградника. Понятный выбор, но продиктованный влиянием окружающей тьмы. Поэтому он пал, стал «человеком земли».
Вот пример слов Рамбама о влиянии окружения. Но от падика ожидают, что он будет вести себя иначе. Он должен подняться над естественными чувствами человека, уровнем нормы.

После потопа Hoax получил самостоятельность, и должен было восстанавливать то, что было. Испытание. Он выбрал виноградник, рассчитывая, что вино ему поможет. А начало строительства было критически важно: все вытекает из первого акта творения.

Hoax был цадик. Ашем избрал его и доверил заново строить мир. Закладывая первый камень, он должен был думать о благе всего строения. От него требовалась полная чистота намерений, очищенных от всякой примеси эгоизма. Как цадик, Hoax должен был оставить в стороне личные интересы, стать тем, кого пророк Малахи называет служителем Б-га.

Внешние влияния очень сильно отражаются на способности выбирать правильный путь. Даже если мы начали движение правильно, надо постоянно сохранять бдительность, чтобы принимать верные решения на каждом шагу пути. Личные интересы мощно мотивируют наши мысли и действия, но истинные цадики поднимаются над ними, чтобы служить только Ашему.

1 Выдающийся раввин периода изгнания из Испании.
1  Мера длины.
2 Название монеты.