Жизнь по Торе

Раздел: Философия

Автор: Ратнер, Э.
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 1992

Избранные статьи р. Шимшона-Рефаэля Гирша, духовного лидера немецкого еврейства в ХIХ в.

обложка брошюры имеет незначительные повреждения

Содержание

От издательства    ............... 5
Введение     .................. 7
Предисловие к книге "Письма с Севера"      .....11
О книге "Хорев"...............13
Письма с Севера (в сокращении)      ........16
Отрывки из трактата "Авот" с комментариями
р. Ш.-Р. Гирша   .............................41
Новомесячье — праздник обновления     ......49
Еврейские праздники     .............51
Праздник весны     ...............54 .
Четыре кубка свободы      ............56
Фрагменты из комментариев
р. Ш.-Р. Гирша к Пасхальной агаде.........62
Яаков и Эсав      ................65
"И повторяй их [заповеди Торы] детям своим..." 68
"Из-за чего погибла страна..."      .........70
"...И узнала вся страна, что есть Бог..."......73
О воспитании     ................77
Человек, этика и природа     ...........79
Тора и действительность      ...........83
Утилитарная мораль     .............87
Мысли и афоризмы..............91
Письмо от раби Симхи-Зиселя Зива из Кельма 97


Фрагмент из книги:

Четыре кубка свободы
Четырнадцатое нисана. Весь народ участвует в торжественной трапезе. Ни один человек не будет обойден, община позаботилась о неимущих братьях, больных, заключенных, странниках. Даже тот, кто, в общем, далек от жизни своего народа, на сей раз не уклоняется. Можно, конечно, вообще забыть о принадлежности к общине, но на это мало кто решается.
Трапеза посвящена становлению нации.  Нет такого  зала,  который вместил  бы весь  народ,  поэтому люди собираются семьями.  Одна мысль объединяет всех:   сегодня   каждый  дом   посетит   Создатель   нации.  В любом доме,  в любой стране трапеза проводится   по   одной   программе,   которая   называется седер — порядок, установленный мудрецами в древнейшие времена.  Четыре раза бокалы всех присутствующих наполнятся вином. Эти четыре кубка выражают   духовный   смысл   праздника:   "Я,   Господь, выведу   вас   из-под   ига   египтян,   и   избавлю   вас от   служения   им,   и   спасу   вас   десницей   простертой...   И  приму  вас  к  Себе,  и  буду  вам  Богом..." (Шмот, 6:6,7).
Так Тора описывает четыре этапа вызволения евреев  из  египетского  рабства.   Песах  —  это  празд-
ник свободы. Четыре этапа освобождения прошел еврейский народ. В память о каждом из них мы выпиваем бокал вина. Первый этап — избавление от физических страданий. Если человек вынужден работать до изнеможения, чтобы прокормить себя и свою семью, у него не остается ни сил, ни времени на духовное развитие. Он привыкает к своему положению и постепенно начинает думать, что борьба за выживание и составляет смысл существования. Человек перестает мыслить и превращается в раба. Ему бесполезно объяснять, что такое свобода; он просто не поймет о чем идет речь. Недаром сказано в Торе: "Но они [евреи] не послушались Моше из-за малодушия и из-за того, что были угнетены тяжелой работой". Избавление от непосильного труда — еще не свобода, но первое и непременное условие ее обретения. Человек не может думать о свободе пока он голоден. Поэтому первый кубок мы поднимаем за Всевышнего, Который избавил нас от страданий.
Второй бокал — символ освобождения от рабства. Тяжелый труд сам по себе не обязательно является наказанием. Свободному человеку он может приносить радость. А если посадить его в золотую клетку, поить, кормить досыта, он возненавидит своих тюремщиков. Ибо свобода — это свобода выбора. Когда человек сам решает, чем ему заниматься, он свободен, даже если беден и тяжко трудится.
"Рабами были мы у фараона в Египте..." В те времена Египет поражал достижениями в области науки и культуры. До сих пор ученые не могут объяснить, как были созданы величественные египетские   памятники...


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .