Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Записки миква-леди

Раздел: Еврейская семья

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2007
Автор этой книги — Адина Моше-Есеф — обыкновенная бухарско-еврейская женщина, приехавшая с семьей в Америку 12 лет назад из Ташкента. Там она была активисткой Республиканского культурного центра, хорошо пела, играла на фортепиано и аккордеоне, выступала в концертах, самостоятельно изучила иврит и открыла для себя и детей новый мир — мир иудаизма.

Живя в Америке, Адина значительно углубила свои знания в этой области и написала книгу для женщин — мемуары души.

Подкупает искренность в изложении материала. Это правдивый рассказ о последовательной трансформации идейных и религиозных воззрений Адины Моше-Есеф, и о том, что произошло с ней. Ведь на прежней родине мы нередко были отдалены от своих корней. И лишь обратившись к родной истории, культуре и искусству, получив возможность открыто говорить об этом, мы осознали, насколько эти истоки дороги и бесценны.

Рассказы и размышления автора о роли женщины поражают своей житейской правдой, свидетельствуют о непоколебимом стремлении убедить в необходимости строгого соблюдения иудейских заповедей о нравственной и гигиенической чистоте еврейской семьи, о микве, о роли и месте женщины в семье и обществе.

Думаю, что книга вызовет интерес у женщин и девушек, живущих в строгом нравственном и религиозном духе. В условиях Америки это весьма актуально. Вот почему Конгресс бухарских евреев США и Канады решил издать книгу Адины Моше-Есеф. Надеемся, у нее найдутся последователи, и в скором времени мы увидим новые книги, написанные нашими женщинами.

Борис Кандов,
президент Конгресса бухарских евреев
США и Канады


СОДЕРЖАНИЕ

От издателя
Таинство семейного очага
От автора

ЗАПИСКИ МИКВА-ЛЕДИ

Дорога к счастью
Гиюр
Желание
Вера и страх
Ривка
Аборт
Рохель Ханум
РАССКАЗЫ
Исповедь
Встреча
Девочка

ДУХОВНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Моя жизнь в Узбекистане до эмиграции
Ханука в Ташкенте
В бухарско-еврейском центре в Ташкенте
Новые друзья из Израиля
Платок
"Ах, какие люди!"
Новые перемены
Дом
В Америке
Хуппа
Миква

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Гостья
Рэкс
Храбрец
Коляска
Сестренка Келин

ОТ АВТОРА

Эту книгу посвящаю моим незабвенным предкам.
Пусть будет благословенна память о них!
МЕНАХУТО БЕ ГАН ЭДЕН


Я родилась в городе Самарканде в Узбекистане. При знакомстве мне часто даже не надо называть свою фамилию — достаточно сказать, что "Ман духтари Гульчехра ва Нисон, навери Балури Нагора мешум". И каждый бухарский еврей, будь он из Самарканда или Душанбе, из Пайшамбе или Хатырчи, Катта-Кургана или из некоторых других городов Средней Азии, тут же узнают имена моих родителей. Этих слов достаточно, чтобы многие из них вспомнили моих бабушек и дедушек, какими они были мицводуст — замечательными людьми.

Отец моего отца — мой дед Рахмин бен Битьё являлся сыном Мул-ло Хайим Пайшамбеги бен Ойкон. А отец этого дедушки был очень уважаемым всеми. Он служил в иранской синагоге и учил детей Торе и еврейским традициям. Мать Битьё была домохозяйкой. В семье было семеро детей: четыре сына и три дочери. А у самого дедушки было 12 детей — 6 от первой жены и 6 от второй. Первая жена — моя бабушка Хевси бат Мазол умерла в возрасте 42 лет во время войны 1941-1945 гг. Дед мой работал сапожником. Никогда до конца своих дней не расставался с Сидуром и Торой. Эти книги, сильно пожелтевшие от времени, для него были жизненно необходимым благословением, без которых он не представлял себя. Он был очень скромным и всегда улыбался. К нему относились с уважением.

У мамы тоже очень знаменитые родители. Онашка — Балури Нагора бат Адино. Её отца звали Нисими Нагора, он содержал синагогу. Работал портным и шил детские вещи. Брал за это недорого — зато всё раскупалось очень быстро. Онашкина мама Адино родила 18 детей, из которых остались жить три дочери и сын. Остальные умерли от разных эпидемий того времени.

Онашка вышла замуж за Шломо бен Мазол, который работал сапожником, был жизнерадостным и дружелюбным. Её свекровь вышла замуж за богатого купца, а в 19 лет осталась вдовой с сыном на руках и больше никогда не выходила замуж. Ее мужу было 63 года, когда он умер. Вот такая была разница в годах. У свекрови был лакаб Мазоли Кошчин за то, что она была самой знаменитой кошчин в те времена и была весьма популярна среди женщин. Эти навыки передавались из поколения в поколение, чему я сама научилась от своей мамы. А у единственного сына Мазоли Кошчин в браке родились три дочери и два сына. Сам он погиб на фронте в 1944 году.

Онашку знали как учительницу по Торе. Она сама давала денежное вознаграждение детям, чтобы они только приобщались к знанию Торы. Она переводила книги, Сидуры, Агада Шел Песах, вернее, записывала их в бухарско-еврейской литерации, чтобы мы — дети и внуки, которые не умели читать на иврите, смогли проводить свой шаби Песах и другие обычаи. Никогда не расставалась со своими молитвенниками. Уже в 5-6 часов утра, просыпаясь раньше всех, она читала утренние молитвы. К ней относились с особым уважением соседи и знакомые, друзья и родные. Не обходилось и без злых языков. Как-то один из завистников донес в органы милиции, что она проводит с детьми занятия Торой. И когда ее допрашивали, она отвечала, что ничему плохому детей не учила. "Я учу их любить и уважать родителей, старших, не обманывать и не воровать, быть хорошими людьми. Что же в этом плохого?" После этих слов ее отпустили домой.

Кроме всего прочего, она умела чистить брови, шить, вязать, играть на дойре, петь и веселить. Очень часто ее приглашали в круг женщин, где она прекрасно проводила любые мероприятия. Она умела играть на многих инструментах. И всегда говорила нам, учившимся в школе и носившим пионерский галстук: "Никогда не верьте, что нет Б-га: Он есть, был и будет! А всё что, сейчас творится — это временно. Вы убедитесь в этом. Придет скоро это время. Б-г всё видит и слышит. Он везде. Бойтесь Б-га и будьте благословенны!" Эти слова я очень запомнила. И сама в этом убедилась.

Июль 2007 года
Нью-Йорк


Фрагмент из книги:

С этого момента каждый раз, когда я стала спрашивать у женщин, как и когда они стали посещать микву, каждая отвечала и я многое узнала. Я была права в том, что многие женщины, приехавшие сюда, были информированы и начали посещать микву. Были среди них и такие, которые приходили сюда с большими трудностями, так как их мужья были категорически против этого. С большим скандалом, а иногда даже с синяками приходили. У многих свекрови вмешивались в их жизнь, всячески устраивали "кардебалет". "Что за ерунда, — возмущались они. — Нечем заняться что ли? Бачотона бинетон! Это все старье!"

Конечно же, это и неосведомленность о наших законах. Им самим тоже нужно было приходить сюда. И уж никак не могли они перенести, что молодежь учила их. "Яйца курицу не учат. Ведь мы не ныряли и как видишь — живы-здоровы!" — утверждали они, не понимая, что для этого нас Ашем вывел из бывшего СССР. Наши мудрецы подсчитали, что гематрия в словах СССР и Мицраим одинакова. И там запрещалось делать мицвот. За это преследовали, сажали в тюрьмы и убивали. Соблюдать заповеди считалось самым страшным преступлением при том режиме. Нас евреев за это презирали гоим.

Как-то в микву пришла афганская еврейка. Мы с ней разговорились. Дело в том, что язык дари очень схож с таджикским, как и иранский. Так вот, она приходила окунаться с огромным восхищением.

— У нас в Афганистане, — рассказывала она, — многие женщины соблюдают эту мицву Но там очень неспокойно. Мы, несколько женщин, собираемся вместе и идем окунаться к речке. С собой берем мальчика лет четырнадцати с ружьем в руках — это на всякий случай. И то он может стрелять только вверх. Так он стоит на страже пока мы окунаемся в речке и ничего — все было без проблем. И несмотря ни на какие препятствия, женщины окунаются — ведь это первый и самый главный признак нашего еврейства.

Одна ребецин сказала, что каждого, кто идет окунаться в микву, сопровождают ангелы-хранители. Об этом я слышала от Пнины-ребе-цин, когда мы жили в Ташкенте. Была зима. Ребе Давид и Малка-Мамочка уехали в Америку, в очередной раз оставив мне ключи от своего дома из-за миквы. Было очень темно. У дома ребе стоял огромный трак. И мне стало немножко страшновато идти туда одной. Я позвонила Пнине и она с удовольствием составила мне компанию. По дороге она мне и сказал об ангелах-хранителях.
— Ты идешь во имя святости, и Ашем не допустит, чтоб кто-то обидел тебя. И ты никого не должна бояться! Запомни это!

Она была права. В той машине никого не было ни у нашего входа, ни у выхода. Меня просто пугало то, что в стране тогда была инфляция и большие трудности с продуктами питания. Многие знали, что здесь живет и работает ребе из-за границы, и дома таких людей часто подвергали ограблению. Но, к великому счастью, все было благополучно. Ребе Давид говорил нам.

— У меня кошерная мезуза висит и я спокоен — нечего волноваться! Мезуза охраняет от всего. Там написано благословение, которое работает без всяких милиционеров и даже лучше.

Услышав это, я сказала ребе Давиду, что у меня дома тоже висит мезуза.

— Принесите мне и я проверю, кошерная ли она.
Я принесла. Оказалось, что там стерлись буквы. Тогда ребе Давид подарил нам две новые кошерные мезузы. Я поблагодарила его и спросила, можно ли принести мезузу моей свекрови. Он сказал, что это просто необходимо. Мезуза оказалась некошерной, так как на слове "ядеха" (рука твоя — иврит) была капля голубой краски. Свекрови тоже была подарена новая мезуза. Но меня поразило вот что. Моя свекровь два раза имела проблему с рукой до замены на новую мезузу. Однажды на нее хотела опереться передними лапами собака в доме, когда она кормила ее. Был сильный гололед и во дворе тоже примерзла земля. Свекровь тогда поскользнулась и упала. Руку долго держала в гипсе.

И в другой раз она тоже, как и в первый раз, ходила с гипсом, так как с дерева упал сук. И, видимо, вместо благословения у нее были проблемы именно с рукой. Это был для меня и моих детей убедительнейший пример того, как важно иметь в доме кошерную мезузу.

Удивительные женщины приходили в микву. Каждой было, что рассказать по моей просьбе. Здесь провожали невесту в первый раз окунаться. Я здесь с этим столкнулась впервые. Это была красивая молодая грузинская еврейка. Ее мама, подруги, будущая свекровь -всего около 15 человек пришли проводить ее в первую в жизни микву перед хуппой. Все пришли с печеным, сладостями и подарками. У кого-то в руках видеокамера, у кого-то фотоаппарат, а кто-то пришел с магнитофоном. Все такие счастливые. Всем хорошо. И мне стало приятно на душе. Ведь я сама музыкант, любящая публику. Ведь это просто замечательно и нам бы не мешало перенять эту традицию у грузинских евреев. Хуппа — это и есть торжественный обряд бракосочетания. Окунание же перед ней должно состояться. Иначе ни один уважаемый раввин (я не имею ввиду реформистов) ни за что на свете не будет проводить хуппу. Прежде всего, нужно предъявить свидетельство, заверенное миква-леди, о том, что невеста окунулась в кошерной микве. И только тогда, все будет в соответствие с законами Торы. Той самой, которую получил Моисей на горе Синай и передал нам.

Невесту осыпали после окунания конфетами, угощали сладкими пирогами, чтобы жизнь была сладкой. Особенно это делается для того, чтобы невеста запомнила этот день на всю жизнь. Все было торжественно, красиво. После окунания невеста вышла счастливая и
многие получили от нее благословения и сами, в свою очередь, благословили ее. У нас, бухарских евреев, это торжество бывает с подругами в день кошчинон. Очень хотелось бы, чтоб и у нас день окунания в микве невест проходил бы также торжественно и красочно. Это незабываемо и прекрасно. Это благословенно!

Поверьте, вы все были бы счастливы, если бы ваши родные повторили этот торжественный ритуал под музыку, с благословением и надеждой! Я просто уверена в том, что невеста будет посещать микву постоянно. К сожалению, бывают и такие, кто после первого окунания считают, что этого вполне достаточно. Но они глубоко ошибаются.

Как-то пришла молодая женщина и сказала, что уже два года замужем и никак не может забеременеть. Она вовсе и не предохраняется, как это делают многие, и хочет ребенка. И вот кто-то подсказал, что это из-за того, что не посещает микву. И она решила окунуться. И что же выдумаете? Да, конечно! Мы встретились с ней через девять месяцев. Она родила дочь. Миква подарила ей радость материнства.

Эта ошибка была исправлена — теперь в микву стала приходить регулярно. Убедилась в важности соблюдения заповеди.