Законы седьмого года

Раздел: Иудаизм

Автор: Левинов, М.; Пятигорский, Р.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Дегель Йерушалаим
Год издания: 1993

конспект уроков, прочитанных в ешиве Толдот Йешурун

Примечание: материал сугубо теоретический, практический закон необходимо выяснить у раввина.

Оглавление:

Общее введение
Часть I. Шмитат карка
(земледельческие работы, запрещённые и разрешённые в 7-й год)
1. Введение
2. Законы земледелия 7-го года (11 основных работ)
3. Шмита в крытых помещениях
Часть II. Плоды 7-го года
1. Введение
2. Отказ от владения плодами 7-го года
3. Сфихин
4. Правила пользования растениями и плодами 7-го года
5. Торговля плодами 7-го года
6. Цветы
7. Оцар бейт-дин
8. Заповедь биур
9. Отделение трумот и маасрот от плодов 7-го года. Плоды нэта реваи
10. Плоды 7-го года в странах диаспоры
11. Четыре вида растений, которыми пользуются для выполнения заповеди Лулав
Часть III. Шмитат ксафим (аннулирование долгов в 7-й год)
1. Введение
2. Ситуации, при которых не происходит аннулирования долгов
3. Прозболь
Вопросы для повторения законов 7-го года

Введение

Важное место в законах Торы занимают законы седьмого года - шмита. Тех, кто соблюдает их, как положено, певец Израиля называет духовными богатырями, выполняющими слово Вс-вышнего (Тэилим, гл.103). В заслугу выполнения законов шмиты изобилие и мир царят на земле, а несоблюдение их является одной из основных причин изгнания еврейского народа со Святой Земли (Пиркей Авот 5).

Согласно мнению большинства знатоков Талмуда, повеления Торы о соблюдении 7-го года относятся только ко времени, когда все евреи находятся в Земле Израиля. Сегодня, когда, к сожалению, это не так, соблюдение 7-го года является выполнением постановления мудрецов.

Законы шмиты делятся на три основные части:

1) «шмитат карка» - законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами;

2) плоды 7-го года - правила пользования растениями 7-го года;

3) «шмитат ксафим» - законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца 7-го года.

«Шмитат карка», как некоторые другие заповеди, связанные с землёй и тем, что на ней произрастает, существует только в Земле Израиля, а на страны диаспоры не распространяется. Особые законы по отношению к плодам 7-го года также распространяются только на плоды, выросшие в Святой Земле (об исключениях будет рассказано отдельно). «Шмитат ксафим» относится к разряду заповедей, не зависящих от места пребывания, и распространяется на все страны.

Определить, является ли тот или иной год годом шмиты и, если нет, то каков он по счёту и семилетнем цикле, довольно просто. Если числовое значение года делится на 7 без остатка, - значит, это год шмиты; если же число, обозначающее «номер» года от сотворения мира, не кратно 7, то остаток, который получается при его делении на 7, показывает порядковый номер данного года в семилетнем цикле. Так, например, 5767 при делении на 7 даёт 823 и 6/7. Это значит, что 5767 год - 6-й в семилетнем цикле, а число, обозначающее «номер» следующего, 5768 года, делится на 7 без остатка, значит, это год шмиты.
До разрушения Храма законы шмиты вступали в действие за некоторое время до 1-го тиш-рея - начала нового года. Это называлось «дополнение к 7-му году» - «тосэфет швиит». В наши дни, в основном, все запреты вступают в действие с 1-го тишрея. Специальным постановлением мудрецов запрещена посадка плодовых деревьев с 16 ава (за 44 дня до наступления нового года). Согласно некоторым мнениям, посадка неплодоносящих деревьев запрещена с 16 элуля, а однолетних культур - за 3 дня до начала года шмиты.

В праздничном кидуше Рош а-Шана - Нового года (как и во все еврейские праздники), произносится благословение «Шээхеяну» - восхваление Творца, Который дал нам дожить до этого времени и соблюдать заповеди праздника. В случае, когда начинается год шмиты, во время благословения «Шээхеяну» следует помнить так же и о том, что мы удостоились исполнять заповеди 7-го года.
 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .