Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Выживание. Израиль и человечество

Раздел: Философия

Автор: Розенфельд, А.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1995
Может ли иудаизм предложить цельную, идеалистическую альтернативу современному материализму и духовной деградации?

Может ли быть решена на основании Универсального Кодекса Законов проблема международного соперничества, войны и агрессии?

Каким образом возвращение еврейского народа к этическим ценностям Торы в состоянии избавить человечество от алчности, преступности, безнравственности, наркомании и депрессии, охвативших весь мир?

На эти и другие подобные вопросы отвечает книга Выживание. Израиль и человечество, анализирующая в свете Торы и с широчайшим   привлечением политики, естественных наук, философии, психологии и социоэкономики историю человечества с древнейших времен и до наших дней (вплоть до войны в Персидском заливе).

Об авторе

Рафаэль Алеии Айзенберг, раввин и доктор социологии, родился в 1916 году в Мюнхене (Германия) в семье выходцев из Восточной Европы. Свое образование он получил в мюнхенском колледже бизнеса, в знаменитой ешиве Франкфурта и в раввинской семинарии Хильдсхаймер в Берлине.

Летом 1939 года семье Айзенбергов удается эмигрировать в Шанхай (Китай). Китайский период значительно обогатил житейский опыт молодого знатока Торы и начинающего бизнесмена.

По окончании Второй мировой войны Рафаэль Айзенберг переезжает в США. Его широкое участие в международной торговле позволило ему создать финансовую базу для последующей вовлеченности в дела еврейского образования и благотворительности.

В 1965 году Айзенберг обосновывается в Израиле, где продолжает свою благородную публицистическую и филантропическую деятельность. Его перу принадлежат книга КОНФЛИКТ МЕЖДУ Западом и Востоком, В конце дней, Проверим себя, и вернемся   и   Выживание. Израиль и человечество.
Рав Рафаэль Алеви Айзенберг скончался в Иерусалиме в 1976 году.

Предисловие к русскому изданию

Автор этой книги питал особенно теплые чувства к еврейству России и часто выражал желание участвовать в его духовном возрождении.

Он со всей определенностью ощущал, что сохранившиеся в евреях России искры настоящего еврейства, их любовь к своему народу и к Земле Израиля определят их "возвращение" и участие в великом процессе грядущего мессианского Освобождения.

Поэтому с чувством огромной благодарности Владыке Мира я представляю русскоязычному читателю это специальное издание книги ВЫЖИВАНИЕ. ИЗРАИЛЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, которая несет нашему поколению жизненно важную весть.

Ильзе Айзенберг

Выживанию человечества угрожают постоянные международные конфликты. Недавние события показали, что гонка вооружений в попытках достижения "равновесия страха" достигла таких масштабов, что вы вправе усомниться в самих перспективах существования человека на этой планете. В наш технический век человек научился передвигаться с громадными скоростями, однако он не имеет ни малейшего представления о направлении своего движения, о его цели, и поэтому часто кажется, что он со всей стремительностью двадцатого века мчится навстречу своей могиле.

Автор этой книги, раби Рафаэль Айзенберг, широко известный своей глубокой эрудицией и знанием многих конфликтующих философий и мировоззрений, еще в предыдущей работе Конфликт между Западом и Востоком показал, что выживание человека и его счастье могут быть достигнуты только на пути отказа от эгоцентрического материализма и сублимацией материального начала в духовное, на пути, ведущем к Б-гу.
Эти идеи в сочетании с другими опубликованными и неопубликованными сочинениями были с огромной преданностью и талантом развиты и дополнены вдовой автора, госпожой Ильзе Айзенберг, и составили настоящую книгу.

Концепция роли, которую Израиль призван сыграть в современных конфликтах в условиях всеобщего помрачения умов, особенно уместна сегодня. Заключительный призыв, с которым последний из пророков обратился к народу Израиля, был "Помни Тору Моего раба Моше… чтобы Я не пришел и не поразил всю землю разрушением" (Милахи 3:22, 24). Этот несомненно драматический финал таит в себе зерна надежды. В час, когда над человеком нависает угроза (само)разрушения, Израиль призван спасти его изучением и соблюдением Торы Моше, т.е. быть лоцманом, который, минуя гибельные опасности, примером и наставлением ведет человечество к мессианскому миру и счастью.

Нет сомнений, что эта книга откроет ум и сердце многих для пророческой и насущной вести.

Раби Барух Горовиц, глава ешивы Двар Ерушалаим,
Иерусалим

Содержание

Предисловие к русскому изданию
Глава   1.   Государство Израиль
Глава  2.   Израиль и народы
Глава   3.   Б-жественный план
Глава  4.   Миссия
Глава  5.   Цикличность
Глава  6.   Попытки преодоления материализма
Глава  7.   Модель Торы
Глава   8.   Б-госознание и его практические последствия   
Глава   9.   Б-госознание и человечество
Глава 10.   Израиль — борец за Б-га
Приложение

Фрагмент из книги:


…идолопоклонство, жестокость и бессмысленное кровопролитие порочны, разве смог бы один человек или группа единомышленников убедить других признать свои идеалы, и не только на словах. Короче говоря, была бы какая-нибудь надежда создать справедливое и высокоморальное общество?

Может   возникнуть   вопрос:   даже   если   человечество нуждается во Всеобщем своде, почему он должен непременно исходить от Б-га? Но именно в этом и заключается суть.  Как мы увидим, между Всеобщим сводом и трансцендентным источником морали, который требует от человека  исполнения   Его  законов,   существует   "необходимая" связь. От нее зависит все  —  знание о Б-ге, ощущение Его любви и заботы,  возможность вести достойную жизнь, имея нравственные убеждения  и совершая благородные поступки, а в итоге — любовь к Б-гу и благоговение перед Ним и Его творениями. Когда эта связь нарушается,  законом  сначала пренебрегают,  а  затем  отказываются от него.

Древняя еврейская традиция гласит, что Адам  —  первый человек   —   признавал  существование трансцендентной моральной власти  Первоисточника и Первопричины всего   —   Б-га. Силой своего незамутненного интеллекта Адам смог постичь чудесную мудрость, с которой был создан он сам и вся вселенная. Он удостоился высочайшего пророческого состояния, и Всевышний говорил с ним. От Него Адам узнал все, что ему и его потомкам необходимо было знать для достижения совершенства. Таким образом, Адам получил Всеобщий свод непосредственно от Б-га и передал его своим детям.

Однако со временем мир внал в язычество, связь между Б-гом и Его Кодексом была нарушена, а сами заповеди большинством людей были забыты. Десять поколений прошло между Адамом и Ноахом и еще десять — между Ноахом и Авраамом, и все это время человечество шло по пути непрерывного нравственного падения. Когда наш праотец Авраам познал Единого Б-га, Создателя всего сущего, Которому должно доверять и поклоняться, он стал учить свое поколение путям Всевышнего. В награду Б-г заключил с Авраамом союз и обещал, что его потомки станут великой нацией, унаследуют землю Ханаан и, соблюдая Б-жественные законы, создадут на своей земле идеальное общество. Этому уникальному народу, наделенному духом самопожертвования Авраама, предстояло оберегать установления Всевышнего и через поколения передавать их своим потомкам3. Однако было предначертано, что они завоюют обетованную землю не сразу.

Сначала только Авраам, Ицхак и Яаков будут являть собой пример совершенства. Потом их семья — двенадцать колен Израилевых — попадет в рабство "не на своей земле" (Берешит 15:13). Затем, благодаря необычайным чудесам, они избавятся от неволи, чтобы служить Б-гу, а не людям. Это освобождение даст им возможность стать народом, и тогда они поймут, что их национальное становление — не результат естественного исторического развития, а только лишь проявление Б-жественной воли. Подобно тому, как под египетским ярмом "чем больше египтяне причиняли им страданий, тем более они множились и росли" (Шмот 1:12), так и освобождение евреев и последующее их вступление в Святую землю произойдет не обычным путем, а с явной помощью Б-жественной Руки. И, помня об этом, евреи должны без надменной самоуверенности, а с искренним смирением служить Всевышнему.

Египетское рабство было горнилом, пройдя через которое, сплотилась семья Авраама, Ицхака и Яакова и превратилась в народ, достойный стоять на Синае, получить Гору и Землю Израиля. Их выбрали для того, чтобы они стали "царством священников и святым народом" (там же 19:6), а следовательно, от них требовалась большая ответственность и более осознанное служение Творцу.

После смерти Моше Израиль под предводительством Иеошуа бин Нуна покорил и поделил Святую Землю между двенадцатью коленами. За четыреста с лишним лет, которые отделяют события, изложенные в книге Иеошуа, от событий, описанных в книге Судей (Шофтим), евреи не…