Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ворота в Танию. Выпуск 2

Раздел: Еврейская мистика. Гематрия. Кабала

Автор: Эзра Ховкин
Переводчик:
ISBN:
Издатель: автор
Год издания:
 
Дорогой читатель! Не так давно ко мне обратились несколько человек с предложением переводить на русский язык главы "Тании" в "теплой, простой и понятной форме", снабдить их пояснениями и выпускать каждую главу отдельной брошюрой.
Пояснения должны быть сборными, взятыми из уроков и лекций признанных знатоков Тании, а также краткими и простыми, чтобы "не напугать", а лишь помочь начинающим понять, о чем говорится в этой книге, которую называют "Письменной Торой хасидизма".
Почему отдельными брошюрами? Потому что их удобно положить в портфель и раскрыть в свободную минуту, на кухне, или в автобусе, или за субботним столом. Также не придется ждать, пока будет закончен весь перевод, а сразу, с корабля на бал плыть в океане собственной души и Б-жественной мудрости.
Я поделился этой идеей со своим другом Барухом Цейткиным, главой колеля "Ор Любавич" в Иерусалиме. Он согласился стать консультантом и научным редактором нашей серии "Ворота в Танию".
Можно задать себе вопрос зачем снова браться за перевод Тании, когда есть великолепный академический перевод этой книги, сделанный издательством "Шамир"? Вот ответ: наша серия будет носить характер технический, рабочий. Она предназначена в помощь тем, кто ходит на занятия по хасидизму или хочет регулярно изучать Танию самостоятельно. Отсюда следует:
— Текст Тании у нас переведен более короткими предложениями. Перевод "Шамира" ближе к оригиналу и, увы, трудней для восприятия.
— В тех местах, где смысл книги непонятен без пояснения, мы помещаем его в скобках в тексте перевода.
— Наш комментарий гораздо более подробный. Он преследует цель объяснить практически любое малопонятное выражение или термин, который может озадачить человека, впервые раскрывшего эту книгу. Для этого мы воспользовались трудами известных раввинов Леей Ицхака Гинсбурга, Екутиэля Грина, Йосефа Вайнберга и других.
— Мы даем также краткие справки о людях и книгах, упоминаемых в Тании.
— Мы приготовили читателям несколько сюрпризов, о которых вы будете узнавать по мере их осуществления.
— Мы постараемся наладить "хот лайн" по телефону, Интернету и обычной почте. Каждый, кто прочел нашу брошюру, и у него возникли дополнительные вопросы, сможет получить на них ответ.
Итак, "Ворота в Танию". Видите, они распахнуты перед вами.
Э. Ховкин, переводчик и составитель

Фрагмент из книги:

И согласились с ним /с Рамбамом/ мудрецы Кабалы, как сказано в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо. Это же утверждение можно встретить в школе Кабалы рабби Ицхака Лурии, благословенна его память. /"Он — Знание"/ верно в том случае, если рассматривать нисхождение и одевание Бесконечного Света Всевышнего, благословен Он, в сосуды Хохма, Бина и Даат мира Ацилут — что достигается посредством многих «цимцумим» — ограничений и уменьшений этого света.

Однако выше Ацилут /утверждение «Он — Знание»/ невозможно. Как сказано в дру­гом месте, Бесконечный Свет Всевышнего, благословен Он, /до своего нисхождения в миры/ неизмеримо выше, чем сефирот Хохма, Бина и Даат. /Категория/ ХАБАД выглядит по сравнению с таким уровнем света как простое физическое действие. Как сказано в Псалме: «И всех их мудростью своей Ты сделал».[9]

Существует неисчислимое множество еврейских душ, одна выше другой. Например, высокие души наших праотцев, или душа Моше, учителя нашего, да пребудет она в мире. С ними нельзя сравнивать души последних поколений, относящихся к периоду «пятки Мошиаха». /Души наших предков/ превознесены над душами /нашего поколения/ так же высоко, как голова и мозг над пяткой.

/Есть также разница между душами одного поколения/. В каждом поколении имеются «главы тысяч израилевых», которые тоже являются головой и мозгом по отношению к душам ha-арец основной массы евреев и, /в частности/, к тем, кто несведущ в Торе.

/Есть также разница между уровнями одной еврейской души/. Каждая душа состоит из «нефеш», «руах», и «нешама».[10] И тем не менее, корень «нефеш», «руах» и «нешама», начиная с самого высокого уровня душ, и до самого низкого, — т.е. душ, одетых в тела «ам ha-арец» и в тела самых пустых и незначительных людей, рождается из Высшего Разума, т.е. из «Хохма Илаа», — «Высшей мудрости» Б-га.

/Как уже говорилось/, это подобно тому, как сын рождается из мозга отца, так что даже ногти ребенка тоже образовались из капли отцовского семени. Это происходит после того, как семя отца пребывает девять месяцев в утробе матери /где оно все больше материализуется/, спускаясь со ступени на ступень и изменяясь, пока не будет сформировано все, даже ногти.

И при всем этом /при том пути, который проделала капля семени, выйдя из мозга отца и, после всех превращений, одевшись в ногти сына/, она по-прежнему связана неразрывным, чудесным и мощным единством со своей первоначальной сущностью — отцовским мозгом.