Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вэсамахта бэхагэха

Раздел: Для детей

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Джойнт
Год издания: 2002

Методическое и практическое пособие

Введение

Эта книга родилась на основе коллективного опыта, накопленного "Джойнтом" в процессе реализации проекта "Детский сад, семья, община", а именно — той его части, которая касается работы детских еврейских учреждений в странах СНГ.

Неоднократные встречи и беседы с теми, кто трудится в сфере детского еврейского образования, семинары, в которых они принимали участие, делились опытом работы, рассказывали о своих трудностях и успехах, — все это помогло понять, какими должны быть основные направления организационной и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с какими проблемами сталкиваются работники детских садов и начальных классов и каковы возможные пути их решения.

Думая над тем, чем конкретно и в какой форме наша программа может помочь в достижении поставленных перед воспитателями задач, мы подготовили этот сборник. В нём собран методический и практический материал, охватывающий главные аспекты воспитательной работы с детьми младшего возраста. Её организационным и духовным центром является еврейский праздник: ведь именно праздник определяет еврейский годовой и жизненный цикл, а для детей — это ещё и радостное, торжественное событие, с которым связано всё богатство положительных эмоций.
Исходя из этого, мы построили книгу следующим образом: она состоит из 13 разделов; 12 из них ("Тишрей", "Хешван", "Кислев" и.т.д.) соответствуют месяцам еврейского года; им предшествует раздел "Шабат", в котором мы стремились раскрыть основные аспекты этого важнейшего для евреев праздничного дня и показать, как можно ввести детей в необычный, полный особого значения мир Шабата.

Все разделы имеют единую структуру: сначала идёт вступительный текст, в котором рассказывается о соответствующем месяце и празднике, с ним связанном; затем следуют рубрики: "Виды деятельности", "Песни и стихи".

Вступительные тексты к каждому из разделов содержат сведения о древней еврейской истории, связанные с традиционными еврейскими праздиками, начиная с Рош ha-Шана, Йом Кипура и Суккот, а также о торжественных датах, которые отмечает современный Израиль (День Независимости Государства Израиль, День Иерусалима, День Катастрофы и героизма европейского еврейства, День памяти воинов, погибших в боях за свободу Израиля).

Рубрика "Законы и обычаи" рассказывает о традициях и обычаях нашего народа, о символах еврейских праздников, а также содержит тексты соответствующих молитв и благословений. Материал этой рубрики даёт возможность познакомить детей с теми понятиями и нравственными нормами, которые составляют основу иудаизма. Но знания, получаемые детьми, не остаются на уровне абстрактных. Так, например, накануне Йом Кипура дети приносят из дому несколько монет, чтобы дать цдаку, приучаясь тем самым к благотворительной деятельности, заботе о ближнем. Читая детям рассказы, помещённые в сборнике, и затем обсуждая их, воспитатель не только развивает речь детей, умение слушать, но и знакомит их с понятиями зла и добра, справедливости и т.д. В ходе беседы, ответов на вопросы дети учатся оценивать поступки, в том числе свои собственные, как правильные или неправильные, честные или нечестные, а персонажей — как добрых или злых и т.д.

Особое место, как по объёму, так и по значению, занимает в каждом разделе рубрика "Виды деятельности" (вместе с примыкающей к ней — "Песни и стихи"). Как известно, обучение и развитие ребёнка даёт наилучшие результаты, если оно происходит в процессе его активной деятельности, как умственной, так и физической . В младшем возрасте дети ещё не способны к абстрактному мышлению, поэтому работа с ними ведётся на основе конкретного опыта, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир и самого себя.

Виды деятельности, описанные в нашей книге, направлены на развитие у детей всех видов активности — умственной, физической и эмоциональной. Темы праздников служат основой для обучения практическим навыкам: например, на Рош ha-Шана изготавливают поздравительные открытки, "свиток Торы", строят и украшают Сукку на праздник Суккот. Они получают и основы научных знаний, узнавая, что такое Луна и почему она меняет свою форму (тема "Рош ходеш", игра "Фазы Луны").

Полученные знания дети закрепляют с помощью работы всех органов чувств. Запоминая ивритские буквы и слова, учась вырезать, клеить, лепить, готовить, дети развивают визуальную и чувственную память, координацию между глазом и рукой. Разучивая песни, они развивают голос и слух, учатся двигаться в такт музыке. Занимаясь художественной деятельностью (пением, танцем, рисованием, лепкой и т.д.), изготавливая костюмы, участвуя в представлениях, дети не только развиваются эстетически, но и получают удовольствие, что обогащает их эмоциональную сферу положительными чувствами.

Создание доброжелательной, радостной атмосферы в детском саду и в школе, проявление внимания к каждому ребёнку — это то, что определяет успех в работе с детьми.
В заключение мы хотим подчеркнуть, что материал нашей книги в любом случае не является программой, обязательной для выполнения. Мы надеемся, что этот сборник окажется полезным как пособие, которое поможет каждому проявить творческий подход к делу воспитания и образования детей, найти свои пути и методы для достижения нашей общей цели — свободного и всестороннего развития личности ребёнка, формирования у него основ еврейского самосознания.

Директор программы "Детский сад, семья, община"
Шошана Клигман

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    7
English Introduction    9

ШАБАТ    12
Законы и обычаи    15
Кабалат Шабат в детском саду    21
Рассказы для детей    23
Виды деятельности    33
Дидактические игры с субботними символами    38
Песни и стихи    43

ТИШРЕЙ    54
РОШ hА-ШАНА    55
Законы и обычаи    56
Рассказы для детей    59
Виды деятельности    61

ЙОМ КИПУР    79
Законы и обычаи    79
Рассказы для детей    81
Виды деятельности    85
Песни и стихи    92

СУККОТ И СИМХАТ ТОРА    99
Законы и обычаи    100
Рассказы для детей    103
Виды деятельности    107
Песни и стихи    118

РОШ ХОДЕШ    126
Еврейский календарь и Рош ходеш    126
Рош ходеш в детском саду    129
Рассказ для детей    131
Виды деятельности    136

ХЕШВАН    144
Рассказ для детей    144

КИСЛЕВ    150
ХАНУКА — Праздник огней    150
История Хануки    150
Обычаи праздника    154
Законы и обычаи    157
Ханукальное угощение    158
Рассказы для детей    160
Виды деятельности    165
Песни и стихи    174

ТЕВЕТ    188

ШВАТ    192
Рассказы и стихотворение для детей    194
Виды деятельности    200

АДАР 222
ПУРИМ 223
Законы и обычаи 224
Виды деятельности 226
Рассказы для детей 245
Песни и стихи 250

НИСАН 262
ПЕСАХ 262
Законы и обычаи 268
Празднование Песаха в детском саду 275
Виды деятельности 277
Рассказы для детей 291
Песни и стихи 298
ЙОМ hАШОА ВЕhАГВУРА 319
Работа с детьями 319

ИЯР 324
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ 324
Виды деятельности 326
Рассказы для детей 336
ЛАГ БА-ОМЕР 340
Обычаи праздника 340
Виды деятельности 342
Рассказы об исторических личностях того времени 348
Рассказ для детей 353
ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА 355
Празднование Дня Иерусалима 357
Виды деятельности 358
Рассказы и легенды об Иерусалиме 366
Песни и стихи 374

СИВАН 384

ШАВУОТ 384
Законы и обычаи 385
Рассказы для детей 387
Стихи и песни 391
Виды деятельности 395
Хаг На-Кацир — праздник урожал 402
Хаг На-Викурим — праздник первых плодов 404
Мероприятия в честь праздника Шавуот 406

ТАММУЗ 410
СЕМНАДЦАТОЕ ТАММУЗ А 410
Законы и обычаи411
АВ 414
ДЕВЯТОЕ ABA 414
Законы и обычаи 416
Виды деятельности 417
Рассказ для детей 424

ЭЛУЛ 428

Фрагмент из книги:

Как раз в это время проплывала недалеко большая рыба. Открыла она рот и проглотила жемчужину.
Рыбак, сидевший на берегу, поймал эту рыбу и понес ее на базар продавать.
Пришел Йосеф на базар, увидел большую рыбу, купил ее и принес домой. Стала жена его чистить рыбу, разрезала ей живот и нашла там жемчужину.
Позвала она мужа и показала ему свою находку. Как только увидел Йосеф жемчужину, сразу понял, кто хозяин драгоценности.
Взял он ее и пошел к богачу. Богач сидел у себя дома и был мрачнее тучи.
—  Я принес тебе жемчужину, — сказал Йосеф, — мы с женой нашли ее в животе большой рыбы. Я знаю, что она принадлежит тебе! Возьми ее.
И отдал жемчужину богачу.
Увидев свою жемчужину у Йосефа в руках, понял богач, что старец, который ему приснился, сказал правду.
—  Нет, — сказал богач, — забирай ее себе. Это ты нашел жемчужину, и она принадлежит тебе. Тебе, Йосеф, который чтит Шабат.

Работа над рассказом йосеф, который чтит шабат

Этот рассказ напоминает сказку (сюжет, персонажи, мораль, согласно которой труд и добро вознаграждаются). Это дает возможность поговорить с детьми о добре, о справедливости, о раскаянии.

Кроме того, говоря о Шабате, можно заострить внимание на том, что традиционно едят в Шабат, перечитав еще раз то место, где Йосеф делает покупки для Шабата.
Рассказ можно инсценировать — как для кукольного театра, так и для драматического.