Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Уроки иудаизма. Ценности, традиции, эпизоды

Раздел: Иудаизм

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1991

Рабби Моше Барселла был широко образованным, гордым евреем, пионером-халуцом, чутким воспитателем, человеком практических дел и смелой мысли, самозабвенно работавшим на благо общества. Принадлежа к первому поколению сионистов Советского Союза, он много сделал для укрепления самосознания еврейства этой страны.

Моше Барселла был в числе основателей и руководителей "Аманы" — института публикаций по вопросам иудаизма на русском языке.

Он родился в г. Речица (Белоруссия) в рош-ходеш шват 5662 г., скончался в Иерусалиме 24 тишрей 5747 г.

Книга "Уроки иудаизма" Моше Барселлы представляет собой сборник его литературных произведений на русском языке, посвященных иудаизму. Она сочетает плоды его разностороннего образования с поучительными уроками дела всей его жизни — борьбы за возвращение в Сион советского еврейства.

книга имеет следы длительного хранения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раби Моше Барселла. Предисловие д-ра Ионы Бен-Сасон

I. Иудаизм
Возможно ли существование еврейского государства
без иудаизма?
О молитве

II. Быт, традиции, праздники
Еврейский календарь
Суббота
Элул, Новый год, Судный день
Праздник кущей
Ханука
Пурим
Песах — праздник опресноков
Шевуот
День Независимости

III. Сион и еврейское государство
Борьба за Исход в 20-е годы
30-летие возрожденного Израиля

IV. Советские евреи
Исход
Отступничество и духовная скудость
О книге Ицхака Маора "Сионистское движение в России"
"Якиманка — Малбейна"
Памятный разговор в Бутырской тюрьме
Полгода среди бухарских евреев

V. Памяти ушедших
Раввин Мазе
Голда Меир
Павел Гольдштейн

Фрагмент из книги:


ПАМЯТНЫЙ РАЗГОВОР В БУТЫРСКОЙ ТЮРЬМЕ


В эти жаркие дни израильского лета, когда в нашей стране происходят события поистине странные и удивительные, невольно приходят на память некоторые эпизоды моей жизни в СССР шестидесятилетней давности.

О каких странных и удивительных событиях идет речь? — спросят читатели. Судите сами. Главы ешив и раввины подвергаются арестам и допросам в полиции (нашей родной, еврейской, а не "гойской", упаси Господи). Мэры некоторых городов, поддержанные кое-какими депутатами Кнессета, ведут ожесточенную борьбу за упразднение традиционной еврейской Субботы. И все это происходит в стране возрожденного Израиля, и им в этом всячески помогают пресса, радио и телевидение… Чем не театр абсурда9 Но увы, это сама неприглядная действительность.

Наблюдая за всем происходящим, я вспомнил свой разговор в Бутырской тюрьме с архиепископом подольским Илларионом летом 1925 года, 59 лет тому назад. В ту пору в Москве прошла волна массовых арестов сионистов. Среди задержанных было много студентов, членов ЕВОСМ (Еврейской Всероссийской Организации Сионистской Молодежи), "Цеирей-Цион", нелегального гехалуца, сионистов -социалистов и других партий и групп. Среди попавших в лапы советских карательных органов оказался и я, а также моя покойная сестра Фаня.

Волею судеб я очутился в одной камере с двумя архиепископами — подольским и саратовским. Первого звали отец Илларион, имя второго я запамятовал.

Илларион был образован, общителен и молод, ему недавно минуло 36 лет. По его словам, он был самым молодым архиепископом русской православной церкви. Илларион относился ко мне очень дружелюбно, и я отвечал ему тем же. Обратив внимание на то, что я отказываюсь от вареной тюремной пищи и довольствуюсь хлебом и чаем, он угощал меня яйцами и сливочным маслом, которые получал от своих прихожан во время передач. Питомец Духовной Академии, отец Илларион читал на иврите (древнееврейском), но знания языка его были весьма скромными. Получив из тюремной библиотеки Библию на иврите, мы стали с ним заниматься, и с моей помощью он успешно расширял свои знания иврита, а также основ иудаизма.

Мы очень много беседовали на разные темы, но я чувствовал, что отец Илларион всячески избегает темы "христианство и иудаизм". В то же время его коллега архиепископ саратовский охотно беседовал на эту тему и даже однажды прочел лекцию для всей сионистской группы заключеннных (в ту пору порядки в советских тюрьмах были более либеральными, чем сейчас). Наша дружба с Илларионом продолжалась до его отправки в ссылку в Сибирь, откуда он уже не вернулся (об этом мне стало известно позднее, когда я уже находился в Эрец-Исра-эль).

Однажды во время очередной дружеской беседы разговор зашел о сионистском движении. Илларион и другие русские политзаключенные удивлялись, что среди арестованных сионистов преобладает молодежь, в то время, когда среди меньшевиков, эсеров и других преобладачи люди пожилые.

—  Мы сидели при царе Николае, и теперь сидим, когда власть захватил Ленин, — твердили социал-демократы и эсеры всех оттенков.

Когда в ходе нашей беседы я стал излагать Иллариону основы сионистского движения и его конечные цели — создание еврейского государства, — он неожиданно прервал меня:

—  Моисей Соломонович, Вы должны быть благодарны Всевышнему за отсутствие своего государства, и не к чему стремиться его создавать. В течение почти двух тысячелетий вы не знали борьбы между церковью и гражданской властью. Вы не казнили людей, не лишали их свободы, не посылали их на каторгу… Ваши общины во всех странах мира до сих пор живут на основах Ветхого Завета и еврейских традиций.
Возражая ему, я стал приводить примеры из нашей многовековой истории и показал, к каким страшным последствиям привела потеря политической самостоятельности.

—  Наш народ стремится вернуться на свою историческую родину и возобновить свою государственную независимость. А все проблемы, которые тогда возникнут, мы будем решать на основе нашей святой Торы и устного учения, воплощенного в законоположениях Талмуда.

—  Нет, — ответил мне отец Илларион, — вы не умеете ценить духовные привилегии, которые вытекают из вашего особого положения среди народов мира.

Эту беседу я вспомнил сейчас, когда в возрожденном Израиле так резко усилилась напряженность в отношениях между религиозными и светскими элементами, между теми, кто придерживается наших тра-
диций и отвергает их. Кажется нонсенсом, что на 37-ом году существования еврейского государства оказались за решеткой, пусть даже на короткий срок, духовные пастыри народа, авторитетные раввины и уководители ешив. А люди, претендующие на роль "вождей" либерального движения, без зазрения совести требуют упразднения еврейской, освященной Торой и веками, Субботы и замены ее христианским оскресеньем. Не осмеливаясь говорить об этом открыто, они ловко маскируют свои намерения разглагольствиями о "субботнем отдыхе" и "субботних развлечениях". Но каждому ясно, что сохранив название "Шаббат", но коренным образом изменив содержание и смысл этого дня, мы выхолащиваем самую сущность святой Субботы и превращаем ее в обычный выходной день, в христианское воскресенье.
Новый мэр Петах Тиквы, взяв бразды правления в свои руки, решил одним росчерком пера упразднить в этом городе характер празднования Субботы, каким он был в течение 106 лет существования Петах Тиквы. В лице некоторых алчных торговцев, владельцев ресторанов, закусочных и увеселительных заведений он нашел рьяных сторонников и, пренебрегая чувствами основной массы населения, начал действовать.

Разные периоды были в многовековой истории еврейского народа. Бывали и раньше времена, когда соблюдение законов Торы ослабевало и усиливались тенденции к ассимиляции. Но со дня возвращения евреев из вавилонского плена и последующего широкого распространения Талмуда и основанных на нем религиозно-философских установлений, еврейский народ в целом сохраняет верность своей родине, иудаизму и религиозно-духовным традициям. Известны сотни и тысячи случаев, когда за право соблюдать Субботу и заповеди Торы, евреи шли на костры инквизиции, жертвовали своей жизнью. Во всех странах рассеяния еврейский народ, будучи незначительным меньшинством, сохранил свои национально-религиозные особенности. Тем более он не намерен отступать от них на своей исторической родине, в возрожденном еврейском государстве.

Мы отнюдь не намерены следовать советам отца Иллариона и будем всячески крепить наше еврейское государство Израиль. Мы убеждены, что конфликты между верующими и властями — явление временное, преходящее и в недалеком будущем всюду воцарится гармоничное сотрудничество. А те политические деятели, которые ведут разнузданную кампанию против наших вековых традиций и еврейского образа жизни, уйдут в небытие, и память о них сотрется в народе, как и о прочих отщепенцах.