Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Учитель поколений РАМБАМ

Раздел: Философия

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания:

Биография, философия и исследования учения Рабейну Моше бен-Маймона — РАМБАМа

СОДЕРЖАНИЕ

Рабейну Моше бен-Маймон (Биографический очерк)

Философия
Рав А.-И. а-Коэн Кук. О святости книги Рамбама
"Путеводитель заблудших"

Проф. Шломо Пинес. О книге Маймонида "Морэ невухим"
Проф.Давид Баумгардт. Маймонид: религия как поэтическая истина
Раввин Й-Д- а-Леви Соловейчик. О заблудшем

Исследования
О философии Рамбама. Проф. Дов Рапель
Смысл заповедей
Человек и Творец
Человеческое совершенство
Пророчество
Историческое учение Рамбама. Д-р Иона Бен-Сассон
Рамбамовская историософская концепция
Верования и идеи в различных поколениях
Человеческое бытие — история народа вечного
Израиль в изгнании
Рамбамовская метафизика
Й. Эвен-Шмуэль. Из комментария к "Морэ невухим"
Р.Моше бен-Маймон. Из "Морэ невухим" (Гл.71-72)

Галаха
Маймонид — кодификатор еврейского права. Проф. Менахем Эйлон.
О книге "Мишнэ Тора". Проф. Ицхак Тверский
Между человеком и Творцом. Раввин Й.-Д. а-Леви
Соловейчик

Из сочинений Рамбама
Хранить верность Торе (из "Йеменского послания")
13 догматов веры (из книги "Светоч")
Об основах веры (из "Мишнэ Тора")
О получении Торы (из "Морэ Невухим")
О раскаянии (из "Мишнэ Тора")
Дни поста и скорби (из "Мишнэ Тора")
О 24-х видах греха (из "Мишнэ Тора")
О благотоврительности (из "Мишнэ Тора")
О благотворительности (из "Мишнэ Тора")
О праздниках (из "Мишнэ Тора")
О восхождении в Эрец-Исраэль (из "Мишнэ Тора")
Из "Руководства к хорошему здоровью"

Б.Д. Динур. Хронология событий еврейской истории в период жизни и деятельности Рамбама

Фрагмент из книги:

РАБЕЙНУ МОШЕ БЕН-МАЙМОН
Биографический очерк

"От Моше до Моше не было равного Моше", — говорили современники о Моше бен-Маймоне, великом ученом, кодификаторе, философе, враче и учителе, духовное наследие которого оказало решающее влияние на еврейскую мысль последующих поколений.

Моше бен-Маймон, больше известный под именем Маймонид (в еврейской традиции — РАМБАМ — сложносокращенное имя, образованное из начальных литер полного имени Рабену Моше бен-Маймон) — крупнейший представитель блестящей плеяды средневековых мыслителей золотого века испанской еврейской культуры. В этот период (11-й—12-й вв.) в Испании творили такие светила, как Ицхак Альфаси, Шломо ибн-Гвироль, Авраам ибн-Эзра, Иегу-да Галеви, Хасдай ибн-Шапрут.

Рамбам родился в Кордове 14-го дня месяца Нисана 4895 года по еврейскому летоисчислению (1135 г.), в семье судьи (даяна) раввинского суда Кордовы рабби Май-мона бен-Йосефа.

Отец Моше, почитаемый в кордовской общине ученый и общественный деятель, был его первым учителем Библии и Талмуда. Впоследствии Рамбам получает также весьма основательное светское образование: по математике, естествознанию, астрономии, медицине, философии. Одним из его учителей был ученик великого арабского философа ибн-Баджи, в классе которого Моше изучал естественную историю.

Уже в 13-летнем возрасте юный Маймонид подвергся грозному испытанию судьбы. В это время Испанией владели Моравиды, одно из диких африканских племен, вожди которого были одержимы борьбой против любых проявлений просвещения, подрывавшего, по их мнению, устои ислама. Насаждая ислам и подавляя просвещение, Моравиды преследовали не только евреев и христиан, но и собственных единоверцев-мусульман. Вскоре Моравиды уступили правление Альмагидам, главным предводителем которых был Али бен-Тамарат. Его наследник Абдул-Мумин овладел в 1146 г. Марокко, а в 1148г. — Кордовой. Новый правитель ревностно принялся за распространение ислама в подвластных ему землях. Он потребовал от евреев и христиан, чтобы те приняли мусульманскую веру или, в противном случае, покинули его владения. Впрочем, принятие ислама состояло тогда в произнесении известной формулы мусульманского вероисповедания: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его". Многие еврейские семьи и целые общины, упорно сопротивляясь этому горькому требованию, с посохом в руках рассеялись по разным странам и отдаленным провинциям обширных владений Абдул-Мумина. Другие же, более просвещенные и, в первую очередь, духовная элита, формально приняли ислам, оставаясь на самом деле ревностными исполнителями законов своих предков.

К их числу принадлежало семейство Маймона. Облекшись в личину мусульманства, оно долгое время беспрепятственно живет в Кордове, и лишь в 1159 г. отправляется в Фез, оставив навсегда свою родину.
Наследник Мумина, Абу-Якуб-Юсуф, следуя примеру своего отца, продолжает преследовать подвластных ему иноверцев, и в 1165 г. семейство Маймона вновь отправляется в странствие. В этот период Моше начинает свой комментарий к Мишне "Сира" (арабск. "Светоч") и пи-шет "Послание о самопожертвовании во имя Всевышнего" ("Игерет Кидуш   а-Шем").

Дальнейшие скитания приводят Маймона в 1165 г. в Святую Землю. Он поселяется и живет некоторое время в городе крестоносцев Акко, а затем перебирается в Иерусалим. Жестокая судьба вновь гонит их из страны, на этот раз — в город Фостат (старый Каир).

Вскоре после прибытия в Фостат умирает отец семейства рабби Маймон.

На протяжении многих лет духовную деятельность рабби Маймона и Моше содержал старший брат Моше Давид, который занимался торговлей драгоценными камнями. Во время одного из плаваний по Индийскому океану Давид попадает в кораблекрушение и гибнет. Бремя содержания семьи ложится теперь на плечи Моше. Он категорически отклоняет предложение заниматься Торой как средством содержания семьи, и предпочитает медицинскую практику. Незаурядные способности Маймонида привлекают внимание визиря султана Саладина, и в течение последующих двадцати лет он работает придворным врачом султана. Его слава врача настолько велика, что Рихард Левенгерц, посетив Святую Землю во время крестового похода, предлагает Рамбаму стать его личным врачом…

В Фостате Маймонид решительно сбрасывает с себя личину мухаммеданства. С этого времени начинается счастливая эпоха в жизни Моше бен-Маймона. Обладая огромными знаниями по части еврейских дисциплин и глубокими «ведениями в языкознании, философии, медицине, математике, он становится духовным оракулом своего времени. Евреи, равно как и мусульмане, стекаются е Фостат из самых отдаленных уголков Средиземноморья, чтобы слушать его проповеди, публичные лекции по философии, медицине и естественным наукам.

Общее благоговение перед Маймонидом растет с каждым днем, и спустя некоторое время он единодушно избирается на пост главного раввина Каира и окрестностей. Его вляние и авторитет распространяются по всему еврейскому  миру.  Огромная  корреспонденция Рамбама вклю-…