Перед вами — документально-художественное повествование, основанное на информации, содержащейся в довольно обширной литературе на данную тему. Большая часть этой литературы написана на иврите и практически недоступна русскоязычному читателю. Цель написания этой книги — раскрыть русскоязычному читателю некоторые аспекты Кабалы и хасидизма и показать, как хасидизм освещает тайное учение. Раби Исраэль Баал-Шем-Тов описывает восхождение своей души в высшие миры и рассказывает, как она достигла там обители души Машиаха. По словам основоположника хасидизма, на его вопрос к Машиаху, когда тот придет, он услышал следующий ответ: "Когда разольются родники твоего [учения] во внешнем [мире]" (см. "Бен порат Йосеф", Львов, 1923. Письмо Баал-Шем-Това). Пусть сбудется мое желание, чтобы и эта книга внесла свою скромную лепту в приближение прихода Машиаха. Посмотреть внутри ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО главного раввина Цфата р. Шмуэля Элиягу
Эстер Кей составила книгу на русском языке, в которой собраны рассказы о жизни и учении раби Ицхака Луриа, да будет благословенна его память, приведенные в книгах "Шивхей Гаари", "Шивхей раби Хаим Виталь", "Шем га-гдолим", "Эмек гамелех" и др.
В книге описывается также развитие кабалистического учения в исторической перспективе, при этом акцент поставлен не столько на мистической, сверхъестественной стороне Кабалы, сколько на содержащихся в этом учении советах и наставлениях человеку в его усилиях усовершенствовать свой внутренний мир; в ней также подчеркивается ответственность нашего поколения по отношению к Кабале. Ведь по словам самого Аризаля, обращенным к его поколению, уже ему "дозволено и даже предписывается распространять это учение" ("Шаар гагильгулим", конец 15-й преамбулы).
Автор приводит также различные пояснения выдающихся ученых Торы относительно концепций Кабалы и хасидизма. Ссылки на первоисточники дают возможность читателю при желании обратиться к книгам на священном языке и расширить свои познания.
Не сомневаюсь, что книга будет воспринята читателями С признательностью и окажет влияние на самые широкие круги русскоязычных евреев, и все вместе мы заслужим Немедленное освобождение с приходом Машиаха — праведного помазанника Всевышнего.
14 мархешвана 5759 (1998) г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие научного редактора…..7 Вступительное слово главного раввина Цфата р. Шмуэля Элиягу…..19 От автора…..21 Мудрецы Израиля об Аризале…..27 Цфатские истории…..31 Ари — светоч Израиля. Жизнеописание в 50 главах, а также разъяснение некоторых концепций лурианской Кабалы…..35 1. Врата небесной мудрости…..37 2. "И наполнился дом светом"…..39 3. Раби Ицхак Луриа: начало пути…..41 4. Сияние "Зогара"…..44 5. Хижина на берегу Нила…..46 6. Цфат…..48 7. Галилейская весна…..50 8. Облачный столп…..51 9. Новый лидер…..55 10. Авторитет Ари растет…..57 11. Раби Хаим обретает жизнь…..60 12. Миссия раби Хаима…..66 13. Колодец Мирьям…..71 14. Яркий свет вредит глазам…..72 15. Душа раби Акивы…..74 16. Полет в Краков…..76 17. Причина неприятия Кабалы раввинами Европы…..80 18. Гадание по руке…..82 19. Спасение доброго имени…..84 20. Автограф правителя Сирии…..85 21. Изгнание беса…..88 22. Черный осел…..92 23. Расплавленный свинец…..93 24. Воскрешающий мертвых…..98 25. Заколдованная река…..100 26. Буквы на лбу…..102 27. Почетное сопровождение…..104 28. Важная заповедь…..107 29. Откровения на могилах праведников…..Ш8 30. "Твоей душе не нужна Кабала"…..ПО 31. Арии раби Йосеф Каро…..114 32. Воплощение пророка Ирмеягу…..117 33. Субботний хлеб с крыльями…..121 34. Ешь побольше…..123 35. Швейная фабрика…..127 36. Видящий тайное…..130 37. Субботние гимны…..132 38. Перевоплощения душ…..136 39. Служение в радости…..140 40. Небесные тайны…..144 41. Семь пастырей…..147 42. Жалобы бедняка…..148 43. Машиах бен Эфраим…..150 44. Ангел смерти…..158 45. Древо жизни…..164 46. Сказал Хаим Младший…..165 47. Из "Книги видений" раби Хаима Виталя…..17U 48. Легенды Дамаска…..175 49. От Кабалы — к хасидизму…..177 50. Как удостоиться прихода Машиаха?…..183 Приложения…..189 1. Тайна лани…..191 2. Аризаль о Машиахе…..192 3 Критика учения хасидизма…..192 А. Письмо нынешнего Любавичского Ребе в связи с 400-летием со дня ухода из этого мира Аризаля…..195 5. Главные звенья в цепи передачи учения Кабалы от Адама и до наших дней…..198 6. Дополнения…..201 7. Племянник Ари…..205
Фрагмент из книги:
Пятница в еврейском доме — это пора приготовлений к субботе, которая вступает в свои права с заходом солнца. Суббота — день святой и сверхъестественный, вознесенный над миром и возвышающий над ним тех, кто ее чтит. Суббота параллельна седьмому тысячелетию, которое в Талмуде определяется как ''Эра Машиаха" (Рош-Гашана, 31а, Сангедрин, 97а).
Согласно этой аналогии, раби Ицхак был призван ускорить приготовления евреев и всех других народов к всемирной субботе, эпохе Машиаха.
В соответствии со сказанным в книге "Зогар" (часть 1, стр. 117а), шестое тысячелетие должно было стать временем раскрытия всех премудростей — как небесных, так и земных. Согласно пророчеству "Зогара". подобно тому, как всемирный потоп был отмечен тем, что "разверзлись все родники великой бездны, и небесные [хранилища воды] распахнулись", — это случилось на шестисотом году жизни праведного Ноаха, — в истории человечества в шестом столетии шестого тысячелетия должен был наступить особый этап. Мы уже знаем, что это предсказание сбылось: и научные открытия, и технологический прогресс ("родники великой бездны"), и духовные сокровища Кабалы и хасидизма ("небесные хранилища воды") почти одновременно проявились в мире, преобразовав его самым радикальным образом. Раби Ицхаку было предназначено положить начало освещению мира учением Кабалы. Благодаря ему, а позже -Баал-Шем-Тову и его последователям, произошло то, что "Зогар" называет "раскрытием врат Б-жественной премудрости".
История рождения Ари весьма примечательна.
2. "И наполнился дом светом" (Из комм. Раит к Шмот, 2:2, где говорится о рождении Моше, будущего вождя еврейского народа)
Родители раби Ицхака были до его появления на свет бездетными долгие годы, и многие евреи Иерусалима молились за них, прося Всевышнего удостоить эту чету рождением детей.
Его отец, раби Шломо Луриа, взял себе за правило каждую субботу подолгу оставаться в синагоге после утренней молитвы и обращаться к Б-гу без свидетелей.
И вот однажды Всевышний повелел пророку Элиягу явить себя раби Шломо в синагоге, где тот по своему обычаю находился после окончания утренней молитвы, когда все остальные уже разошлись по домам и сидели за субботним столом.
— Раби Шломо, — сказал ему Элиягу, — я послан к тебе с радостной вестью. Знай, что на Небесах услышана твоя просьба и ты удостоишься сына-праведника, который озарит своим учением весь мир и раскроет самые сокровенные тайны Торы. Назови его Ицхаком. Только берегись: не говори никому ни слова! А в день обрезания новорожденного жди меня, непременно дождись и не начинай церемонию до тех пор, пока я не появлюсь.
После этого Элиягу исчез. Раби Шломо произнес благодарственную молитву, пробыл в синагоге весь тот день, а вечером пошел домой походкой человека, несущего в кармане сокровище. Через некоторое время жена оповестила его о том, что беременна.
Когда наконец родился сын, тихий до того дом наполнился радостными возгласами и светом — тем самым светом, каким, по преданию, озарился дом отца и матери Мо-…
|