Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Цдака

Раздел: Иудаизм

Автор: Мацих, Леонид
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Джойнт
Год издания: 2000
Купить Цдака на jewish-book.ru 22.5 USD

Учебное пособие для школьников по обучению гмилут хасидим и цдака (добрым делам и пожертвованиям в пользу нуждающихся). Методические рекомендации к урокам в первой части книги, затем учебные тексты на иврите во второй.

В этом пособии собраны и методически разработаны основные положения, содержащиеся в еврейской традиционной религиозной литературе, касающиеся гмилут хасадим и цдаки добрых дел и пожертвований в пользу нуждающихся.

Иудаизм возводит необходимость и обязанность заботиться о нуждающихся в ранг заповеди. Система еврейского законодательства требует от личности и от общества высокого уровня ответственности по отношению к нуждающимся и слабым членам общины.
То, что у других народов было предоставлено на личное усмотрение каждого, в иудаизме является законом для всех.

Наличие такого закона и вытекающих из него обязательств для любого еврея не означает, что мы считаем себя выше других. Смысл этих обязательств в том, что именно их исполнение и делает нас евреями.

Мы ставили перед собой следующие задачи:
помочь молодежи осознать проблемы, касающиеся отношений между человеком и обществом;
познакомить ее с новыми идеями относительно деятельности в рамках общины;
показать, что еврейский подход х слабым и нуждающимся членам общества, преодолевая временные и пространственные границы, является связующим звеном между нашим поколением и поколениями наших предков.

Мудрецы Талмуда считали, что изучение Торы предпочтительней других занятий только в том случае, если оно осуществляется во имя углубления знаний, направленных на практическую деятельность.

С этим связана главная особенность нашей книги, состоящая в том, что она не является учебным пособием по определенному школьному предмету. Ее тема неразрывно связана с жизнью еврейской общины и ее важнейших структурных единиц — семьи и школы. Поэтому в практической части занятий, имеющих целью усвоение учащимися понятий цдака и гмилут хасадим, важная роль отводится их родителям, а также дедушкам и бабушкам, которые помнят, какое значительное место в жизни еврейской общины занимали всегда цдака и гмилут хасадим. Исходя из этого мы рекомендуем учителю работать в тесном контакте с семьями учеников, привлекая старшее поколение к участию во всех мероприятиях, которые будут проводиться как в школе, так и вне школы.

В данном пособии имеются три тематических раздела:
1.  Благотворительность и пожертвования;
2.  Посещение больных;
3.  Помощь пожилым.

Первый и второй разделы включают в себя тексты из первоисточников, т.е. из еврейской традиционной религиозной литературы, а также методические рекомендации для учителя, касающиеся видов и методов работы с учениками по каждой из трех названных тем.
Прежде чем знакомить учеников с текстами первоисточников, необходимо разъяснить им, что эти тексты имеют одну важную особенность: нередко ситуации и поступки, описанные в них, носят символический, идеальный характер, что помогает передать их главную мысль с максимальной убедительностью.

Цель такого приема — достичь оптимального эмоционального воздействия на читающего. Это означает, что подобные тексты не следует воспринимать как образец для подражания в реальных бытовых ситуациях.

Необходимо отметить, что настоящее, второе, издание пособия во многом отличается от предыдущего. Внесены значительные изменения как в структуру книги, так и в ее содержание, что позволило, мы надеемся, глубже и полнее раскрыть тему цдаки.
Шошана Клигман

Концепция благотворительности, цдаки, в светской жизни основывается на понятии справедливости — цедек. Однако в ней присутствует еще один элемент, имеющий не меньшее значение. Это элемент хесед — милосердия, выходящего за пределы обязанностей и долга. Справедливость — это человеческий долг; хесед —   это человеческое сострадание помимо долга.

Мы знаем, что хесед — это центральная тема Книги Рут, которая читается в Шавуот. Герои этой прекрасной книги неоднократно совершают акты милосердия, далеко выходящие за пределы того, что они были обязаны сделать. Однако почему хесед настолько тесно связан с Шавуот? В Книге Дварим относительно праздника Шавуот сказано следующее: "И веселись перед Господом, Богом твоим, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который во вратах твоих, и сирота, и вдова, которые в среде твоей…" (16:11).

А теперь сравним эти слова с теми, которые сказаны в Книге Дварим о празднике Суккот: "И веселись в праздник твой ты и твой сын, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих" (16:14).

Разница заключается в том, что в Шавуот мы видим в пришельце, сироте, вдове, то есть в слабейших членах общества, часть нас самих ("которые в среде твоей"), а не тех, кто находится только "в воротах наших". Из-за своей незащищенности они становятся нам ближе, чем члены семьи. Мы защищаем их не потому, что мы обязаны это делать, а потому, что мы хотим выйти за пределы закона и таким образом проявить истинное сострадание.

Мы, сотрудники "Джойнта", надеемся, что книга о цдаке сможет научить не только исполнять свой долг, но и проявлять глубокое сострадание, поднимающее нас над буквой закона и помогающее достигнуть уровня его духа.
Д-р Сеймор Эпштейн,
руководитель отдела
еврейского образования "Джойнта"


Оглавление

Раздел первый: Благотворительность и пожертвования
Занятие 1:    Помощь ближнему и ее значение в жизни человека
Занятие 2:    Понятия цдака и гмилут хасадим
Занятие 3:    Свойства цдаки
Занятие 4:    "Не стыди человека прилюдно…"
Занятие 5:    Как давать цдаку?
Занятие 6:    Искренность жертвования и желания помочь
Занятие 7:    "В соответствии с возможностями…"
Занятие 8:    "В соответствии с потребностью…"
Занятие 9:    "Не откладывай помощь…"
Занятие 10: Текст Рамбама "Восемь ступеней цдаки"
Занятие 11: Когда и как принимать цдаку?
Занятие 12:  Что вы думаете о цдаке?
Занятие 13: Личность, общество и цдака
Раздел второй: Посещение больных (бикур холим)
Вариант первый (практический)
Занятие на тему "Посещение больных" Вариант второй (теоретический)
Занятие 1:    Заповедь бикур холим, ее происхождение и
смысл
Занятие 2:    "Каждый, посещающий больного, помогает ему выздороветь"
Занятие 3:    Шхина у постели больного
Занятие 4:   Вольной и посетитель Занятие 5:    Правила посещения больных по Талмуду Вариант третий (объединенный)
Раздел третий: Помощь пожилым
Подготовительная часть
Занятие 1:    Содержание понятий "старый" и "молодой"
Занятие 2:    Общение с пожилыми и их проблемы; виды помощи
Практическая часть
Встреча    первая:    Рош ha-шана
Встреча    вторая:    Еврейские праздники в семье
Встреча    третья:    Ханука
Встреча    четвертая:    Организация "Хесед"
Встреча    пятая:    Ту би-шват
Встреча    шестая:    Пурим
Встреча    седьмая: Песах
Встреча    восьмая: День независимости Израиля
Встреча    девятая: Наш район
Встреча    десятая: завершающая
Анкета для ученика
Практические советы на каждый день
Приложение А: Что такое "Хесед"?
Приложение Б: Центры "Хесед"
Приложение В: ЛЕКОПО — Ленинградский комитет по оказанию помощи бедным евреям

Занятие 4
Больной и посетитель


Тексты 8, 9, 10, 11, 12 Методические рекомендации
Цель занятия: познакомить учащихся с тем, что в первую очередь обязан знать любой, посещающий больного.

Визит к больному, в отличие от обычного визита к родственнику или знакомому, имеет свои особенности. Они определяются не взаимоотношениями хозяина дома и гостя, а специфическим положением больного и целью визита к нему. Цель такого визита только одна — способствовать выздоровлению больного и ни в коем случае не навредить ему, даже из самых лучших побуждений. Этим определяется поведение посетителя — в зависимости от тяжести состояния больного и характера его болезни. На этом занятии учитель затрагивает различные аспекты ситуации "бикур холим", в основном общего характера (тексты 8, 9, 10), но в конце занятия делается как бы переход к следующему, завершающему занятию на тему "Правила посещения больных", и поэтому ученики знакомятся также с текстами 11 и 12, где речь идет уже о более конкретных вещах, которые необходимо учитывать при посещении больного.

Работа в классе
1.      Учитель спрашивает учеников, каково их мнение относительно того, следует ли учитывать при посещении больного его материальное и общественное положение, т.е. может ли человек состоятельный рассчитывать на особое внимание, если он заболел.

2.      Ученики, возможно, ответят, что людям богатым всегда оказывается большее внимание, в особенности если они заболевают. Есть среди посещающих такого больного, наверное, и те, кто рассчитывает впоследствии получить за это материальное вознаграждение.

3.      Учитель просит учеников высказаться по этому поводу, а после этого предлагает им прочесть текст 8.

4.      Учитель спрашивает учеников, как они считают: имеет ли значение для больного, в каком настроении пришел к нему посетитель? Ответы могут быть разными, но после того, как все желающие высказались (хорошо, если при этом они ссылались на собственный опыт), учитель знакомит их с текстом 9. Он обращает особое внимание учеников на слова: "…входи к нему с радостью", подчеркивая, что настроение посетителя очень влияет на настроение больного (поэтому если у тебя неприятности и ты не в силах скрыть своего плохого настроения, лучше в таком состоянии к больному не ходить).

5.      Учитель сообщает ученикам, что в иудаизме существуют специальные правила посещения больных, и это будет темой следующего, заключительного занятия по теме "Бикур холим". Чтобы перейти к этой теме, он предлагает ученикам назвать одно из общепринятых правил, и скорее всего кто-нибудь из учеников скажет, что к больному не полагается приходить с пустыми руками. Такое правило есть и в иудаизме, однако формулировка его относится к 11в. и отражает условия жизни того времени. Учитель раздает ученикам текст 10, просит прочесть его и сказать, что в нем особенно привлекло их внимание. Возможно, кто-нибудь из учеников укажет на фразу: "Когда выздоровеет он, поспеши принести ему еду" (если никто не обратит на нее внимания, учитель делает это сам). В ней отражен важный жизненный опыт многих поколений людей, но, к сожалению, отчасти забытый в наши дни: во время болезни, особенно в ее остром периоде, больному рекомендуется воздерживаться от пищи, в то время как в период выздоровления ему следует усиленно питаться.

6.  Учитель рассказывает, что кроме повсеместно принятых правил типа "Не приходи к больному с пустыми руками", в иудаизме есть и специфические правила, одно из которых отражено в тексте 11. Учитель раздает ученикам текст и просит их дома подумать, какое объяснение они могли бы предложить этому правилу.

7. Учитель раздает ученикам текст 12 и просит их сказать, какие из упомянутых в нем правил им известны и какие -нет. Ученикам предлагается, в плане подготовки к следующему занятию, сформулировать еще какие-нибудь известные им правила посещения больных и записать их в тетрадь.

8. Раби Иеуда а-Хасид (12 в.) говорил: "Бедный болен и богатый болен, и многие идут к богатому оказать ему уважение. Ты иди к бедному, даже если богатый -знаток Торы".

9. "Сын мой! Будь осторожен, посещая больного, так как посещающий должен облегчить его болезнь… Помолись о нем и выходи! Не отягчай его состояния, сидя у него, ибо хватает ему горестей болезни его. Когда войдешь к больному, войди к нему с радостью, ибо сердце его и глаза его — на входящем к нему". (Недарим, 40а)

10."Сын мой! Прояви внимание, когда входишь к больному и нет у него (т.е. он беден); не входи с пустыми руками. Когда выздоровеет он, поспеши принести ему еду, и будешь в его глазах как излечивший его и вернувший его душу". (Раби Элиэзер)

11. "Близкие приходят к заболевшему сразу, как только занемог он, а дальние приходят к нему через три дня".(Шулхан арух, Йоре деа)

12. "Сказал Шмуэль: не посещают больного, пока не прошел у него жар… Сказал раби Элиэзер: не посещают того, у кого кишечная болезнь, и того, у кого болят глаза, и того, у кого головные боли. Предположим (понятно, почему не посещают) того, у кого кишечная болезнь, — из-за позора, но того, у кого болят глаза, и того, у кого болит голова, — какова причина (что не посещают их)? …Сказал рав Иеуда: разговор тяжел для глаза". (Недарим, 41а)

Занятие 5
Правила посещения больных по Талмуду
Текст 13


Методические рекомендации
Цели:
1. Дать учащимся представление об особенностях Талмуда как одного из важнейших первоисточников иудаизма (на примере знакомства с одной из его страниц);

2.    Познакомить их с правилами посещения больных, как они
изложены в Талмуде.

Талмуд — это энциклопедия иудаизма, выраженного в форме законов и правил. В нем нашли отражение все стороны жизни еврейского народа — религия, право и этика, земледелие, медицина и многое другое. В Талмуде, который вначале был не книгой законов, а книгой-учебником, что видно из его названия, собрана вся мудрость не только еврейского, но и других народов, известная евреям того времени. Все эти сведения составляли Устную Тору (в отличие от Торы Письменной, включающей в себя Пятикнижие Моисея, или Хумаш), которая, будучи впервые записана в конце 5в., и стала называться Талмудом. Основная особенность Талмуда состоит в том, что он содержит не только огромное количество установлений и законов, но и бесчисленные комментарии к ним еврейских мудрецов, отражающие различные мнения по одному или многим вопросам, высказанные часто в ходе острых ученых споров — диспутов. Эта особенность отражена и во внешнем виде текста Талмуда: основной текст всегда находится в середине страницы, а вокруг него — слева, справа, снизу и сверху — размещаются комментарии к нему.

Работа в классе
1.     Учитель рассказывает ученикам о Талмуде и раздает ученикам текст 13 — страницу Талмуда — копию оригинала и ее перевода на русский язык под названием "Правила посещения больных и лечения (их), и находящегося при смерти, и умирающего" (с. 81-83). Учитель объясняет особенности построения страницы Талмуда.
2.     Учитель предлагает ученикам прочесть текст и сказать, что из него им уже известно из предыдущих занятий и что нового они узнали.
3.     Учитель просит нескольких учащихся прочесть составленные ими дома "Правила посещения больных".
4.     Учащиеся обсуждают, в чем совпадают и в чем не совпадают их варианты с правилами из Талмуда.
5.     Учитель просит учеников сказать, какие из комментариев к правилам кажутся им наиболее интересными и почему.
6.     В завершение занятия учитель спрашивает учеников, согласны ли они с тем, что многие из перечисленных в Талмуде правил полезно знать и современному человеку.
7.     Ученики обсуждают этот вопрос.

Вариант Третий (объединенный)
Этот вариант, при котором сначала проводятся занятия практического плана (вариант первый), а после них — занятия теоретические, построенные на изучении первоисточников (вариант второй), представляется нам оптимальным, но какой из них выбрать, учитель решает, как уже упоминалось, самостоятельно — в зависимости от поставленной им цели, условий проведения занятий, контингента учащихся и других факторов. В любом случае следует стремиться к тому, чтобы в ходе занятий практика (личный опыт учеников) и теория (изучение первоисточников) соединялись как можно теснее. Это будет способствовать активному участию учащихся в осуществлении программы "Помощь пожилым — личная обязанность каждого", которой посвящен третий, и последний, раздел нашего пособия.

Правила   посещения   больных   (и   лечения),    и находящегося при смерти, и умирающего.
Когда посещают больного, и каких больных посещают, и как молятся за него?

а)     Существует заповедь (мицва) — посещать больных. Близкие (родственники) и друзья приходят сразу, а остальные через три дня. Если болезнь началась внезапно, то и те и другие приходят сразу.

б)     Старший должен посетить младшего, и даже несколько раз в день, а также его ровесник; и каждый, кто делает так, достоин похвалы; и только чтобы не утомили больного.
Комментарий раби Моше Исерлеса (Рамо): "Некоторые считают, что враг больного может его навещать. Мне кажется, это не так. Пусть не посещает больного и не утешает, чтобы не подумал (больной), что тот злорадствует, и не будет больному ничего, кроме горя. Так я полагаю".

в)   Посещающий  больного  (пусть)  не садится ни на кровать, и ни на стул, и ни на скамью, а (пусть) закроется и сядет перед ним, так как Божественное присутствие (шхина) пребывает над его изголовьем.

Комментарий Рамо: "Это относится к тем случаям, когда больной лежит на земле и сидящий поэтому выше его, но когда больной лежит на кровати, посещающему можно сидеть на стуле и скамье. И так делают".

г)     Не посещают больного в первые три часа дня, так как каждому больному становится легче утром и посетитель сочтет, что его болезнь не серьезна. И в последние три часа дня не посещают больного, ибо тогда его болезнь усиливается и посетитель решит, что болезнь опасней, чем она есть, и невольно это передастся больному.

Комментарий Рамо: "А каждый, кто посетил (больного) и не призвал на него милость, — не выполнил мицву".

д)     Когда молится за него, — если молится перед ним (т.е. вместе с ним), то может молиться на любом языке, который выберет; а если не перед ним (не в его присутствии), то должен молиться только на священном языке (на иврите).

е)     Пусть включит его в "больных Исраэля" (определенное место в молитве "Восемнадцать благословений", куда можно включить молитву о конкретном больном) и скажет: "Господь сжалится над тобой среди больных Исраэля", а в субботу скажет: "Суббота не для того, чтобы плакать" и "Скоро придет выздоровление".

ж)    Говорят ему, чтобы подумал о своих делах: давал ли он в долг или отдавал на хранение другим, давали ли ему другие в долг или оставляли у него на хранение, — и пусть не боится из-за этого смерти.

з)     Не посещают ни того, у кого кишечное заболевание, ни того, у кого болят глаза или голова, а также любого, кто тяжело болен и ему трудно говорить; не   заходят   лично   к   нему,   а   входят   в   другое помещение (его дома) и спрашивают, и узнают о нем, и надо ли подмести и полить (водой) пол и т.д., и слушают (рассказ) о его болезни, и призывают на него милость (молятся за него).

и)    Посещают больных-иноверцев — ради мира.

к) Когда речь идет о человеке с кишечными заболеваниями, мужчина не обслуживает женщину, но женщина обслуживает мужчину.

Комментарий Рамо: "Тот, у кого в доме больной, (пусть) пойдет к мудрецу, который в городе, чтобы тот призвал на него милость. Также принято благословлять больных в синагоге, давать им новое имя, так как изменение имени отменит предначертанное ему. Мицва (заповедь) об утешении скорбящих по умершему важнее мицвы о посещении больных".

Комментарий (Сифте коэн) раби Шабтая Коэна, или Шаха, к галахе: "Если молится перед ним…" -то он ведь молится перед Божественным присутствием (шхиной), которое пребывает над изголовьем больного; но если молится не перед ним (не в присутствии больного), то ангелы служения не знают других языков (кроме священного — иврита); поэтому посещающий обязан молиться на иврите. Перед шхиной же можно молиться на любом языке.