Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Трактат Авот с комментариями

Раздел: Устная Тора

Автор:
Переводчик:
ISBN: 965-222-021-3
Издатель: Шамир
Год издания: 1984

 

"Авот" — один из наиболее известных трактатов Мишны. Он представляет собой свод морально-этических предписаний, которыми еврей должен руководствоваться в жизни. На протяжении столетий ко всей Мишне, и к трактату "Авот" в частности, было написано множество комментариев. Создаются они и в наше время. Одним из наиболее известных современных комментаторов Мишны является р. Пинхас Кегати (1910 — 1976), который создал труд, ставший классическим: на основе работ своих предшественников р.П. Кегати составил свой, краткий и общедоступный комментарий к Мишне, отличающийся в то же" время и глубиной анализа.

Фрагмент из книги:

МИШНА 4

РАББИ ХАНАНИЯ, СЫН ХАХИНАЯ, ГОВОРИЛ: "КТО НЕ СПИТ ПО НОЧАМ, ОДИНОКО БРОДИТ ПО ДОРОГАМ И ОТКРЫВАЕТ СЕРДЦЕ СВОЕ СУЕТЕ, ТОТ САМ ПОДВЕРГАЕТ СЕБЯ ОПАСНОСТИ".

Р. Ханания, сын Хахиная, был одним из выдающихся учеников р. Акивы и кроме открытого Учения перенял от него также тайное Учение: космогонию и теософию27. Мидраш говорит, что он был одним из десяти погибших от руки (римских) властей, и что ему было тогда девяносто пять лет.

РАББИ ХАНАНИЯ, СЫН ХАХИНАЯ, ГОВОРИЛ: КТО НЕ СПИТ ПО НОЧАМ, ОДИНОКО БРОДИТ ПО ДОРОГАМ И ОТКРЫВАЕТ СЕРДЦЕ СВОЕ СУЕТЕ — вариант: открывая сердце.свое суете, то есть тот, кто бодрствует ночами или бродит один по дорогам, открывая сердце свое суете и не занимаясь Торой.

ТОТ САМ ПОДВЕРГАЕТ СЕБЯ ОПАСНОСТИ — ведь ночь — опасное время; одинокий человек на дороге рискует подвергнуться нападению разбойников, с ним могут случиться и другие несчастья; но если бы он занимался Торой — она Хранила бы его5". Другие толкуют, что ночное время особенно подходит для размышления и что в эти часы следует размышлять только о вещах, угодных Б-ry, то есть о Торе, ибо тогда человек не трудится, и его никто и ничто не отвлекает. Если же он напротив открывает сердце свое суете, то он сам подвергает себя опасности, сам виновен в тяжелых последствиях бесполезной траты времени, которое мог бы посвятить Торе2'. Также пишет Рамбам: "Несмотря на то, что заповедано изучать (Тору) днем и ночью, большую часть мудрости человек постигает ночью. Поэтому всякий, кто хочет удостоиться наилучшего знания Торы, должен бережно относиться к ночному времени и не тратить ни одного вечера на сон, еду, питье, беседу, но изучать Тору и постигать мудрость"30.

Однако, согласно первой версии и открывает сердце свое суете р. Ханания указывает на: 1) кто не спит по ночам — бодрствует в течение всей ночи, и это вредит его здоровью; 2) одиноко бродит по дорогам — подвергает себя опасности нападения разбойников и грабителей, промышляющих на дорогах; 3)и открывает сердце свое суете — когда бездельничает, и тем самым опустошает сердце свое и убивает мысли; каждым таким поступком он сам подвергает себя опасности, причиняя вред самому себе.

Р. Ханания предостерегает нас, чтобы мы при всей нашей вере в Провидение Создателя, распространяющееся на все дела человека, воздающее каждому по заслугам, сами себе не вредили и остерегались всего, что влечет тяжелые последствия3'.