Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тора с комментариями Рамбана. Бемидбар

Раздел: Танах

Автор: Кац, Александр
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Пардес
Год издания: 2010

большой формат. Серия "Сокровенная Тора"

Книга Бемидбар с избранными комментариями Раби Моше Бен Нахмана (РАМБАНА).

Посмотреть внутри  

Рамбан был первым из великих комментаторов, кто в книге, предназначенной для многих читателей, прикоснулся к сокровенным тайнам Торы, приоткрывая путь в «Пардес». И все же сокровенные знания, которые он сообщает лишь при помощи немногословных намеков, остаются доступными только для посвященных.

В предисловии к своему комментарию Рамбан предостерегал: «Я хотел бы дать хороший совет всем читателям этой книги — не пытайтесь постичь мыслью, построенной на логике, те намеки на сокровенные тайны Торы, которые я даю в этой книге. И я заверяю вас, что вы не постигнете мои слова и не поймете их при помощи рассудка и рационального анализа. Но их подлинный смысл можно постичь только из уст мудреца — знатока сокровенной традиции, который говорит с глазу на глаз со своим понимающим учеником».

Предисловие

Прошло еще два года интенсивной работы, и издательство "Пардес", по великой милости Творца, представляет вашему вниманию четвертый том избранных комментариев Рамбана на книгу Бемидбар (В пустыне). Трудно подсчитать, сколько звонков со всех концов мира мы получили от читателей, с нетерпением ждущих выхода следующего тома. От имени редакции мы хотим выразить глубокую благодарность всем нашим читателям за эти звонки. У нас нет сомнение, что именно благодаря вашему ожиданию, этот том увидел свет.

Попытаемся сделать краткий обзор пяти книг Торы по определению учителя всего еврейского народа — Рамбана. Первая книга Торы — Берешит (В начале) — это книга основ творения, книга праотцев еврейского народа. Вторая книга — Шмот (Имена) -это книга изгнания и избавления, рассказ об испытании их сыновей, которые, перенеся муки рабства в Египте, вышли на свободу. Получив Тору и построив переносной Храм, они поднялись на ступень своих отцов, став колесницей для Его Шхины. Третья книга Торы — Ваикра (И воззвал) — это продолжение дарования Торы, законы службы и жертвоприношений в Храме и особенной святости (выделенности) еврейского народа. Последняя книга Торы — Дварим (Слова) — это повторение Торы, подготовка народа к вступлению в Землю Израиля.

Возникает вопрос: Какое же место занимает четвертая книга Торы — Бемидбар?

На этот вопрос отвечает наш учитель гаон рав Моше Шапира, с которым мы советуемся по всем вопросам, связанным с нашим изданием. Книга Бемидбар учит, как народ Израиля последовал за Творцом мира до полного отказа от своего личного желания. Как говорит пророк Йирмея: "Я помню милость юности твоей … когда последовала ты за Мной в пустыню…" Книги Шмот и Ваикра — это рассказ о получении Торы, а книга Дварим — это подготовка к вступлению в Землю Израиля. И именно между ними — место книги Бемидбар, в которой повествуется о том, как Тора, полученная еврейским народом с горы Синай, вошла в тела и души евреев; как она реализовалась через народ, получивший Тору.

Главный редактор издательства «Пардес»
р. Цви Патлас


Предисловие Рамбана к книге «Бемидбар»

После того, как в третьей книге1 были разъяснены законы жертвоприношений, в этой книге приводятся заповеди, связанные с Шатром Откровения. Ведь уже был упомянут запрет заходить в Святилище или есть от святых жертвоприношений в состоянии ритуальной нечистоты2 Теперь Тора как бы обозначает границы вокруг Шатра Откровения в пустыне, подобно тому, как была проведена граница вокруг горы Синай, на которой пребывала Слава Всевышнего.3

Всевышний повелевает: «А (если к Шатру Откровения) приблизится посторонний — будет предан смерти» (Бемидбар 1:51) — подобно тому, как у горы Синай было сказано: «Всякий, кто прикоснется к горе, умрет …камнями будет он побит или сброшен вниз» (Шмот 19:13). И еще, здесь приведен запрет: «И чтобы не входили (левиты) смотреть, как разбирают Святилище, — а то умрут» (Бемидбар 4:20),  — подобно сказанному там: «Предостереги народ, чтобы не порывались они к Б-гу, желая увидеть Его, а то падут из него многие» (Шмот 19:21).

И Всевышний повелел: «А вы (т.е. коэны) будете нести ответственность за Святилище и за жертвенник, чтобы не было более гнева на   СЫНОВ   ИзраИЛЯ»   (Бемидбар 18:5)   — подобно тому, как сказано там: «И также священнослужители, приближенные к Б-гу, должны освятить Себя…» (Шмот 19:22).

И Всевышний заповедал, каким образом следует охранять Святилище и его утварь, как именно располагаться станом вокруг Шатра: народ поодаль,4 а коэны — ближе к Б-гу.5 И также заповедано, как вести себя в отношении Шатра на стоянках, как переносить его и как охранять — все это во славу Святилища и в его честь, как сказано нашими мудрецами: «Дворец, вокруг которого нет стражи, не может сравниться с дворцом, вокруг которого есть стража».6

Большинство заповедей, приведенных в этой книге, связаны с пребыванием сынов Израиля в пустыне и с чудесными событиями, которые произошли с ними, -здесь рассказывается о великих деяниях Б-га, совершившего для них

1 Т. е. в книге Ваикра.
2 См. Ваикра 5:2-3, Раши.
3 См. Шмот 19:12; см. также комм, к Шмот 25:8.
4 Ср. Шмот 20:18.
5 Ср. там же 19:22.
6 Сифрей зута, Корах 18:4; см. Ромбам, Бейт а-бхира 8:1.


удивительные чудеса.7 И также повествуется8 о том, как Всевышний начал покорять врагов мечом9 сыновей Израиля и каким образом Он повелел разделить святую землю между коленами.10

В этой книге почти нет заповедей, которые распространялись бы на будущие поколения, кроме нескольких законов, связанных с жертвоприношениями. Поскольку Тора уже начала разъяснять их в предыдущей «Книге коэнов»,11 но не завершила там полностью, -поэтому эти законы дополнены в этой книге.

7 Ср.Дварим 11:7, Йоэль 2:26.
8 См. Бемидбар 21:2 и далее.
9 Ср. Ваикра 26:7-8, Дварим 2:25 и 2:31.
10 См. Бемидбар 26:52-56.
11 Т. е. в книге Ваикра.