Тора и духовное возрождение. 1 том
Раздел: Танах
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Хама
Год издания: 1980
Купить
Купить
| |
книга имеет следы длительного хранения: затертости на обложке, пожелтевшая бумага ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА ОГЛАВЛЕНИЕ Фрагмент из книги: О ЕВРЕЙСКОМ ВОСПИТАНИИ «Доварим» 11,19 Строки эти велят нам воспитывать своих детей в духе Торы, учить их исполнять ее заветы и законы. Следует учить их, податливые детские сердца, вере в Б-га, которая осветит их путь на всю жизнь. Восьмидневного еврейского младенца уже приобщают к союзу с Б-гом и Торой. Наши мудрецы указывают, что, как только ребенок начинает говорить, отец обязан учить его Торе и чтению «Шма». Тору начинают учить со стиха: «Тору заповедал нам Моисей, она наследие общине Яакова» («Деварим» 33, 4). Чтение «Шма»: «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один» («Деварим» 6, 4) Некоторые спрашивают, что, мол, много ли проку от благословения, произносимого ребенком перед едой или питьем, если он еще не понимает, зачем произносится это благословение? Разве нет необходимости, чтобы ребенок понимал смысл заповедей, молитв и благословений, которым обучают его с раннего детства? Комментируя слова пророка Малахи, в которых еврейский народ сравнивается с землей («Малахи» 3, 12), Баал-Шем-Тов говорил: как никакие исследователи никогда до конца не узнают, какими несметными богатствами наделил Всевышний землю, так никто не в состоянии узнать до конца все обилие своеобразных духовных богатств, заложенных в сынах Израилевых. Он действительно ребенок, но он вместе с тем еврейский ребенок, сын Авраама, Ицхака и Яакова или дочь Сарры, Ривки, Рахели и Леи, и поэтому обладает определенным духовным потенциалом, присущим евреям. Как проникновение в недра земли не создает полезных ископаемых, а лишь открывает их, снимает слой земли, скрывающий их, и создает благоприятные условия для поднятия их на поверхность, так и еврейское воспитание всего лишь вскрывает уже существующие в душе ребенка силы. Прежде всего духовные силы раскрываются в практических действиях, благодаря которым позже развивается и понимание. Родители и наставники еврейского ребенка удостоились высокой чести: именно им предоставлена Творцом возможность дать ребенку понять скрытые в его душе силы. Когда ребенку растолковывают какое-нибудь понятие, он принимает его полностью, но часть его он принимает разумом, часть – верой, а часть – чувством. Более того, именно в «простом благословении» содержатся наиболее возвышенные понятия, если растолковывают их ребенку – разумеется, его языком и соответственно его восприятию – этим передают ему все что нужно. Необходимо помнить, что еврейское воспитание начинается задолго до рождения ребенка и даже до его зачатия. Если родители употребляют только кашерную пищу, то не только они, но и их будущие дети становятся более «еврейскими», истинно еврейский образ жизни будет для них более близким и понятным. А соблюдение законов и традиций о чистоте семейных отношений предопределяет появление на свет ребенка в святости и чистоте, здоровым физически и нравственно. Трудности воспитания молодого поколения в наше время возникают часто от неправильного поведения родителей в прошлом. В талмудическом трактате «Кала» сказано, что у женщины ритуально нечистой рождается ребенок с наглым и циничным характером. И это подтверждается на каждом шагу. |