Сын мой, первенец мой, Израиль

Раздел: Иудаизм

Автор: Рав Азриэль Таубер
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:

Назначение Израиля

Книга рава Азриэля Таубера, известного во всем мире лектора и автора многих книг, две из которых уже были переведены на русский язык, рассказывает об основах еврейского мировоззрения. Но излагает их в малоизвестном ракурсе, разъясняя многие вещи, которые кажутся само собой разумеющимися и поэтому оказываются непонятными, несмотря на частое употребление.

Это вопросы о смысле жизни, смысле творения, назначении еврейского народа и служении каждого еврея.

Двенадцать бесед этого никла связаны с событиями и целями духовной работы месяцев элула-тишрея, созданием мира и судом над человеком, раскаянием, признанием и искуплением Дня прощения, умением радоваться дарам Творца и прославлять Его.

Эта книга окажется неожиданной и поучительной для любого человека, заинтересованного в понимании жизни, мира, себя и в самосовершенствовании на пути, предусмотренном Творцом.

Содержание

Предисловие       7
Беседа 1.      14
Элул. Я — любимому моему, и любимый мой — мне
У каждого еврея особое «я» * Служение каждого — в подготовке * Сын Мой. первенец Мой, Израиль * Доди ли (любимый мой — мне) — в нисане, веани ледоди (и я — любимому моему) — в тишрее * Авраам-авину — первый верующий? * «Один был Авраам» — раскрытие ани * Служение месяца элул — раскрытие ани ледоди * Люби ближнего, как себя * Твой ближний — Творец * Мир создан для меня * Обязанность верить даже в наше величие * Секрет успеха — в принятии ответственности за народ
Беседа 2.      40
Сын Мой, первенец Мой Израиль. Служение одного
Нет человека, у которого нет своего часа * Место еврея — верить в тринадцать основ * «Ожидание спасения» — только когда есть выход * Нисан и тишрей — служение общее и личное * Иегуда и Иосеф — два пути служения * Авраам, Яаков и Шломо — общее, Ицхак — частное * «Голубка моя в расселине скалы» * «Это Б-г мой» — от признания к «прославлю Его»
Беседа 3.    59
«Чтобы вы Меня сделали Царем»... Как?
Рош аШана перед Иом Кипуром * Рош аШана — время дать Творцу * Вера и знание * «Как радуется жених невесте — возрадуется тебе Б-г» * Правление и царство * Ежегодный итог царствования * Проявлять милосердие к Творцу — давать то, что не обязан * Воцарение Всевышнего над всеми силами природы * «Поцелует меня поцелуями уст своих» * Моше-рабейну — доди ли вэани ло * Ани ледоди — во время сокрытия * Элул — ани ледоди * «Как? Шофаром1» * Подготовка к Рош аШана — «Пойдем, воспоем Творцу!»
Беседа 4. 82
Принять бремя царства. Отречься от материального
Бремя Небесного Царства — любовь к Творцу * «Знает своего Властелина и собирается против Него бунтовать» * Авраам и Адам * Суд в Рош аШана * Раскаянье из любви — злодеянья превращаются в заслуги * Шофар и жертвоприношение Ицхака * «Останьтесь тут с ослом» * Жертвоприношение барана вместо Ицхака * Принятие страданий с любовью * Ани ледоди ведоди ли * Отречение от материальности * Две наши задачи
Беседа 5. 106
«Я сказал: вы — боги». Сделать Творца Царем
Рош аШана — при чем здесь радость? * В Рош аШана мы одариваем Творца * Нет царя без народа * Царь всех объединяет * Общность царя и народа * Тело и душа * Самоотречение еврея пред Всевышним * Связь между Творцом и еврейским народом * Невеста не дает царю-жениху расторгнуть брачный союз * Вечная борьба с дурным началом * И остался Яаков один * Рабы и сыновья — два типа отношений между Творцом и еврейским народом * Труднее всего делать хесед там, где дело касается нашего характера * Отвести Творцу место в своем доме * Человек, которому доверяет Творец, способен на многое * Заставь замолчать наших ненавистников и обвинителей — мера за меру
Беседа 6. 134
Освяти свое имя в мире
Рождение и связывание Ицхака * Ценность кидуш аШем определяется его трудностью * Кидуш аШем влияет на многие поколения * Авраам-авину первым освятил имя Творца в мире * Кидуш аШем — свет во тьме * Высота кидуш аШем зависит от самопожертвования * Связывание Ицхака — кидуш аШем руками человека * Рош аШана — приход Машиаха безеир анпин
Беседа 7. 147
Все, что названо именем Моим, ради славы Моей Я сотворил, создал и сделал...
Народ Израиля создан ради славы Творца * Разве нужно Творцу, чтобы смертные Его прославляли? * Авраам открыл, что можно делать хесед Творцу * Между Израилем и народами * Как солнце и щит — Всевышний * Адам — воцарил Творца и взбунтовался против Него * Когда злили и приходили — опустел мир от Царства Небес * Авраам-авину вернул царство * Каждый из нас продолжает его дело * Рош аШана — день для исправления славы Царства Небес * Наше дело — в течение года оплатить чек Рош аШана * аШем эхад ушмо эхад — Б-г один и имя Его одно * Раскрытие рахамим — только после греха
Беседа 8. 164
Счастлив народ, знающий глас шофара
Шофар — особая сила еврейского народа * «И стал человек живым существом» — в Рош аШана * «Выбери жизнь» — жизненная сила души * Вдохнул живую душу — открытие Б-жественной стороны творения * Голос шофара из теснин * Феномен теснин * Жертвоприношение Ицхака — желание пожертвовать собой * Два аспекта шофара
Беседа 9. 184
Заповеди тшувы
Спрашивают и толкуют * Точка зрения Рамбама на мицвот тшува * Мицва — двекут, авера — нитук: «заповедь — прилепиться к Творцу, грех — разрыв» * Взгляд Рамбана и Сефер аИкарим * Видуй — выражение боли * Тшува — цель или средство * Хатати, авити, пашати — «я ошибался, нарушал, грешил» * Необходимость тшувы после нарушения по ошибке * Чтобы раскаяться, надо понять суть греха * После расставания выросла любовь * Решение о будущем — сказано о том человеке * Нет конца тшуве и видую * Стыд — вершина видуя * Стыд из-за самого ущерба * Как продляют видуй * Цель мицвы — приближение к Творцу * Страдания без тшувы не искупают! * Испытание акейды — чему радовался Авраам * Смени свое желание Его желанием * Тшува из страха и тшува из любви * Как доказывает человек, что тшува его из любви
Беседа 10. 209
Открываются три книги
Три книги — три вида товара * Что такое цадик? * Этот мир — свет аШема, просвечивающий сквозь преграду * Доказательство, что этот мир — только воображение * Цадик превращает этот мир в вечность * Злодей не ищет истину * Чем дольше история, тем больше сокрытие * Что такое «средний» * Работа «среднего» в десять дней тшувы * Строгости в десять дней тшувы — дар Творцу * Авину Малкейну — Отец наш, Царь наш * Пяты Машиаха: видим стопы, пора поднять голову! * Поднять себя на тропу праведности! * Тшува и симха, радость — притча
Беседа 11. 230
Где стоят баалей тшува
Смесь добра и зла * Тот, кто сделал тшуву — более высокая ступень * Бааль тшува — брия хадаша («новое творение») * Новая поросль появляется среди гнили * Самоустранение — разложение даст новый рост * Олам хесед ибанэ — мир строит хесед * Хесед существования по отношению к хесед творения * Стыдился я и позорился, ибо велики, выше головы огрехи * Различие между Рош аШана и Иом Кипуром * Испытание акейды — нивелирование «я» * «Устрани свое желание перед Его желанием» * Что полюбит Ашем, докажет
Беседа 12.     242
Суккот. Время радости
Особая радость в Суккот * Некошерная крыша — отходы гумна и винодельни * Сукка — «кубок свидетельства» о тшуве * Тшува меахава — тшува из любви покупает мир в один час * Осознание ценности мгновения жизни
Словарь           251
13 качеств милосердия. Пояснения    256

Фрагмент из книги:

В последний день узники горели желанием исполнить эту мицву, вручить свою душу Б-гу. И когда их повели на сожжение, они стали изо всех сил петь и бежать! А во главе бежал рав Менделе. Нацисты, да сотрется их имя, не понимали, что происходит, и пытались остановить, мол, смерть от них не уйдет. Но они бежали! Что терять? Они горели страстью умереть ради имени Б-га!

Но нацисты хотели их задержать любой ценой. И что сделали? Вырвали младенца из рук матери и швырнули под ноги раби Менделе. Он остановился, нежно поднял младенца на руки и обратился к присутствующим с вопросом: «Откуда солнце знает, что оно солнце, сияющее и освещающее весь мир»? И ответил: «Только потому, что люди способны смотреть на него лишь через закопченное стекло. Работйй! (Господа!) - закончил он с чувством, - откуда вы знаете, что в вас образ Б-га? Просто. Потому что нацисты не могут смотреть в ваши лица. Что им сделал бедный младенец? Почему они его так ненавидят, что хотят сжечь живым? Эти люди из семени Амалека не способны смотреть на образ Б-га! Ашрейну, ма тов хелкейну- "благословенны мы, что таков наш удел"»! И так, в возвышенном состоянии души эти святые продолжили свой бег к печам для сожжения.

Это ани Общины Израиля. Здесь ани ледоди - наша особая связь с Творцом.

Твой ближний - Творец

Есть известное место в Талмуде (Шабат, 31а): «Один нееврей пришел к мудрецу Шамаю и говорит: "Сделай мне гиюр при условии, что расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге". - Тот ударил его строительным метром, что был в его руке. Пришел он к Гиллелю, чтобы пройти гиюр. Тот сказал: "Что тебе ненавистно, не делай другому. В этом вся Тора. Все остальное - комментарии. Иди и учи"».

Раши разъясняет: «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай - это Святой, благословен Он. Не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг».
Для нас Творец - ближний. Мы с Ним связаны, поэтому наше отношение к Нему может причинить Ему боль. Так говорит Шла аКадош , комментируя слова «Б-г - твоя тень»: «Как тень. Ты с Ним играешь, и Он играет с тобой. Ты плачешь - Он плачет с тобой. А если ты с постным или мрачным лицом, так и Он к тебе. Он твоя тень: как ты с Ним, так и Он с тобой» .

К неевреям Он обращается как Господин, а не как «ближний». Они Его ранить не могут. Как у хозяина есть много рабов и рабынь, и если кто-то не выполняет своей работы должным образом, его это не обижает. Он может их наказать, но это не задевает его лично. В отличие, скажем, от жены, если она поступает с ним не так.

И все же не понятно, почему Раши не пояснил Гемару попросту - что имеется в виду друг (как он сам поясняет потом).

Но, согласно сказанному, здесь он открыл удивительную вещь. Гой, что пришел к Гиллелю и попросил научить его всей Торе, пока тот стоит на одной ноге, достиг такой высоты, которой только могут достичь неевреи (а среди них и такие, как Hoax и Шем). И у него больше не было возможности продвигаться и возвышаться (Рамбам постановил, что гой, исполняющий заповеди Торы, получает меньшую награду - как человек, который не обязан, но делает .)

И тот гой приходит к Гиллелю: я уже достиг вершины, где же то, что отделяет гоя от еврея? Где грань, чтобы выразить ее одним словом?

Сказал ему Гиллель: «Люби ближнего своего, как себя -в этом вся Тора». И кто «твой ближний»? Это то, что осознал Авраам-авину: твой ближний - Творец! Он - твой друг, как сказано «Твоему ближнему и зла своему отцу не допускай». И Раши продолжает: не преступай Его слов, потому что и тебе ненавистно, когда не слушает тебя твой друг.

1 Шней Лухот аБрит (Толдот Адам, Шаар аГадоль).
2 Как сказал царь Шломо: «Как лицо в воде к лицу». - Г.С.
3 Его заслуга меньше, потому что он делает это по собственному желанию, а запрет или обязательство вызывают внутренний протест, его преодоление и является заслугой, способствует росту. - Г.С.

 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .