Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Совершаются на небесах

Раздел: От рождения до смерти

Автор: Рав Арье Каплан
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Мознаим
Год издания: 2001

Руководство к еврейской свадьбе

Эта книга написана, чтобы дать паре новый, глубокий взгляд на духовную силу еврейской свадебной церемонии, и иудаизма в целом.

Она составлена с надеждой, что поможет сделать свадебную церемонию событием, которое внесет в жизнь пары любовь друг к другу, любовь к Израилю и Б-гу.

В книге «Совершаются на небесах» рав Арье Каплан, выдающийся знаток и популяризатор иудаизма, писывает и разъясняет законы и обычаи свадебной церемонии и дает практические советы и предложения по подготовке и приготовлениям к свадьбе.

Еще никогда прежде идеи еврейского брака и еврейской свадебной церемонии не были представлены с такой ясностью и блеском.

Каждая  пара, готовясь к свадьбе, должна и захочет узнать содержание этой замечательной книги, судьба которой стать классикой.

***
«…Семья всегда была силой иудаизма. Еврейская традиция могла выжить без синагоги, но не без семьи. А в основе еврейской семьи — еврейская свадьба, она задает тон всей последующей жизни пары».

Посмотреть внутри

СОДЕРЖАНИЕ

От автора
От переводчика
Предисловие
Глава
1.    Свершаются на небесах
2.    Любовь
3.    Пока не поздно
4.    Помолвка
5.    Выбор даты
6.    Кольцо
7.    Талит
8.    Свадебное платье
9.    Подготовка к свадебной церемонии
10.  Неделя перед свадьбой
11.  Духовное очищение
12.  День свадьбы
13.  Обзор свадебной церемонии
14.  Предсвадебный прием
15.  Кетуба
16.  Объяснение кетубы
17.  Подготовка к церемонии
18.  Свадебный балдахин
19.  Описание процессии
20.  Благословения во время обручения
21.  Кидушин
22.  Семь благословений
23.  Уединение
24.  Свадебная трапеза
25.  Благословение после еды
26.  Неделя после свадьбы
27.  Счастливой семейной жизни!
Информация для свадебной церемонии

ОТ АВТОРА

Когда я писал эту книгу, меня часто спрашивали: "Для кого она предназначена?". На это я отвечал: "Для всех". Я всегда пытаюсь сделать мои книги как можно более универсальными.
В этом смысле, это очень трудная книга. Если бы я писал ее для евреев, свободно ориентирующихся в вопросах иудаизма, многие изложенные здесь вещи оказались бы ненужными. Если бы я писал ее для евреев, знания которых весьма ограничены, мне пришлось бы объяснять моменты, очевидные для образованных людей. Кроме того, в такой книге как эта, должно найтись место для такой информации, которая была бы полезна даже ученым раввинам.

Поэтому я попытался объединить в этой книге все задачи. С одной стороны, она адресована достаточно образованным читателям, предлагая им более глубокие объяснения различных аспектов еврейской свадьбы. В то же время, она задумана как руководство для тех, кто не знает практически ничего. Поэтому образованный читатель найдет в этой книге немало до боли очевидных фактов. Например, что на свадебном приеме следует подавать кошерную еду. Но имейте в виду, что для многих читателей это утверждение отнюдь не бесспорно.

Работая над книгой, я изучил огромное количество оригинальных работ. Среди наиболее полезных источников следует упомянуть Шулхан Га-Эзер Р. Ицхака Цви Лейбовича (Дек., 1929 г.; Берегжас, 1932 г.) и Эдут Ле-Исраэлъ Р. Якова Верди-гера (Тель Авив, 1968 г.), наиболее полные работы в этой области. Однако мы вышли далеко за рамки этих работ и включили множество других оригинальных источников, которые до этого нигде не цитировались.

Семья всегда была опорой иудаизма. Иудаизм мог бы выжить без синагоги, но не выжил бы без семьи. Еврейская свадьба фундамент еврейской семьи. Она задает тон будущей жизни супружеской пары. Поэтому я молюсь о том, чтобы эта книга дала новобрачным более глубокое понимание духовной силы еврейской свадебной церемонии и всего иудаизма в целом. Пусть она поможет сделать эту церемонию событием, которое обогатит их жизнь любовью друг к другу, ко всему народу Израиля и любовью к Богу.

Арье Каплан 11 Кис лева, 5742 г

ПРЕДИСЛОВИЕ

Р. Пинхас Столпер

Свершаются на небесах — уникальная и чрезвычайно важная книга. В ней исследуется насчитывающий много, много лет обряд бракосочетания, который считается фундаментом старейшего, наиболее древнего человеческого института — семьи.

Книга Свершаются на небесах развенчивает немало мифов и суеверий. Она дает понимание обрядов и ритуалов, которые появились в первые дни существования человека. Эта книга не только руководство для тех, кто хочет устроить настоящую еврейскую свадьбу. В ней, кроме всего, объясняются корни и смысл многих обычаев и традиций еврейской свадебной церемонии. В этом отношении, практические советы сочетаются в ней с объяснениями идей и концепций, которые впервые опубликованы на английском языке.

Еврейский брак — не партнерство. Правильнее охарактеризовать его как слияние. У каждого члена семьи есть свои права и обязанности, каждый сохраняет свою индивидуальность. От мужа п жены ожидают, что они полностью откажутся от личных, эгоистичных целей, если те идут вразрез с интересами и це-лями союза. Таким образом, создается и развивается новая "личность", именуемая семьей. И в этом новом единстве муж и жена могут развивать свои способности и растить детей, которые смогут стать людьми в высшем смысле этого слова.

Брак — одна из сложнейших жизненных задач и в то же время один из величайших парадоксов. Как могут двое незнакомых людей, обладающих совершенно разным опытом, вдруг создать дом, в котором они будут жить вместе в мире и гармонии, вместе выстраивая то, что даст возможность им и их детям достичь счастья и благополучия? Могут ли они отказаться от своих эгоистичных побуждений, от своих желаний во имя создания дома, который, согласно еврейской традиции, считается святилищем, местом, где высшие жизненные идеалы смогут дать прекрасные плоды?

Что такое еврейский брак?

До последнего времени, большинство людей считали институт брака чем-то само собой разумеющимся. Практически, всеобщее и повсеместное приятие этого института вряд ли вызывало удивление. Но в нынешнем обществе, где ни одной стороне жизни не удается избежать проверки рациональной мыслью и наукой, нам не следует отказываться от как можно более объективного исследования такого установления человечества. Это поможет нам лучше понять и по достоинству оценить его значение для современного общества.

Почему брак и семья так важны для человеческого общества? Почему "одинокий", "счастливый" человек должен добровольно лишаться своей свободы и независимости, чтобы разделить жизнь с абсолютно "незнакомой" ему женщиной?

Зачем мужчине кормить "незнакомку", предоставлять ей жилье, покупать одежду, заботиться о "ее" детях и давать им образование? Почему человек берет на себя, причем абсолютно добровольно, все эти обязанности? И, тем не менее, даже в нашу эпоху, когда на брак и семью постоянно нападают, когда молодым людям бесконечно внушают доктрину так называемого "свободного образа жизни", статистика бесстрастно отмечает, что количество браков почти не отличается от числа вступающих в супружеские отношения в прежние времена. Создается впечатление, что побуждение вступить в стабильные семейные отношения — часть нашего естества. Возможно, это связано с желанием любить и быть любимым, или мы нуждаемся в обустроенности и самоутверждении, в доме, где можно созревать и строить, создавать семью и растить детей.

По этой причине еврейский закон настоятельно рекомендует людям жениться, и чем раньше — тем лучше. Примечательно, что во многих семьях, живущих по законам Торы, молодые люди чаще всего заканчивают обучение после женитьбы. Ожидание свадьбы — занятие довольно тягостное для парня, а для девушки — особенно. Поэтому ранний брак помогает избежать переживаний, напряжения и других негативных эмоций. Молодая пара может начать свой совместный путь к достижению общих жизненных устремлений.

Брак — некая мистическая сила, побуждающая мужчину и женщину соединиться и построить основание, на котором можно будет начертать главные положения жизненной программы; создать дом, где Б-г всегда будет желанным гостем, где Ему захочется обитать.

Талмуд (трактат Йевамот, 62 b) прямо утверждает, что "У того, кто проводит свои дни без жены, нет радости, нет благословения, нет благости". В законы Торы также заложен "Билль о Правах", который дает еврейской женщине уникальный статус и положение в доме. Его основанием служит заповедь, согласно которой еврей, вне зависимости от того, беден ли он или находится в трудном положении, должен удовлетворить потребности своей жены "в пище, одежде и праве на интимную близость".

Семья — самый незаменимый социальный институт для создания и формирования человека. Без семьи невозможно сформировать здоровую, полноценную во всех отношениях личность.
Два человека должны действовать в согласии, чтобы создать третьего. Высшему акту человеческого созидания нужны двое, которые сольются в одно, чтобы породить новую личность. Если двое ведут себя как один, они могут привести на землю новую душу и создать нового человека, сделав при этом Б-га третьим партнером в новом чуде творения. Б-г дал человеку способность имитировать Его высшее достижение Творения, создавая ребенка. Когда мы создаем ребенка, мы буквально "играем в Б-га". Но если ребенок — плод похоти, либо одной лишь физической страсти, если ребенок зачат в нарушение Б-жьих законов — что за ребенка мы создаем?

Драма сотрудничества человека с Б-гом в творении не заканчивается рождением ребенка. И после рождения отец и мать должны жить вместе, в семейном союзе. Тогда детей можно так воспитать, и дать им такое образование, чтобы они могли вырасти и стать людьми, способными выполнить свое духовное предназначение. Каждый в значительной степени являет собой то, чем его сделали родители и семья. Если родители преуспеют на этом пути, дети могут превзойти их. Еврейские родители всегда надеются вырастить детей, которые добьются большего, чем они сами, которые способны с большим успехом выполнить свое человеческое предназначение.

В историческом плане, именно еврейская семья, а не синагога, считается основным институтом еврейской жизни и общины. По сути, именно в семейной обстановке принимаются самые важные решения, в ней приобретается опыт еврейской жизни. Синагога, в лучшем случае, играла второстепенную роль.

Еврейская семья издавна считалась образцом гармонии, любви и стабильности — на зависть всему цивилизованному миру. Те самые проявления социального зла, которые подрывают и разрушают современное общество — разводы, проституция, супружеские измены, избиения жен, юношеская преступность — до недавнего времени были практически неведомы неассимилированным евреям, ведущим традиционный образ жизни. Хотя и религиозные евреи в Америке не смогли полностью избежать тенденций развития нового поколения разрешать семейные проблемы разводом. Однако разница в проценте разводов все еще свидетельствует о значительном качественном отличии.

Для еврейского мужчины, брак — не вопрос личного предпочтения, а обязанность. Талмуд (трактат Шаббат, 31а) говорит, что в Грядущем Мире, прежде всего, человеку зададут три вопроса: "Был ли ты честным, когда покупал и продавал? Оставлял ли ты себе время для изучения Торы? Создал ли ты семью?". Холостая жизнь — неудача, хорошая жена — услада жизни. По еврейским законам, развестись достаточно легко, но очень немногие прибегали к этой мере. Евреи, соблюдающие закон и традиции, относились к семейной жизни чрезвычайно серьезно, и создавали стабильную, крепкую семью и атмосферу взаимной поддержки. Они не жалели усилий для укрепления семьи, и прибегали к разводу лишь после того, как многие настойчивые, искренние попытки сохранить брак определенно не увенчались успехом.

Семейные связи и семейные отношения священны. Брак и семья — неотъемлемые части замысла Творца. Любовь, которая притягивает друг к другу мужчину и женщину, свята в глазах Б-га. Для еврея, семья — ведущая сила, которая играет решающую роль в формировании богобоязненного человека и в создании дома, где обитает Б-г. Если этот дом посвящен Б-гу, и Его слово — закон, тогда Он становится тем центром, вокруг которого вращается вся еврейская жизнь.
Брак означает единение двух людей, двух личностей, двух умов, двух воль, двух талантов, не только в определенный момент, но — всегда. Брак — нечто несравненно большее, чем двое людей с общей спальней. Он означает, что два человека делят друг с другом свои жизни. Их отношения настолько гармоничны, что, мысля и действуя как одно целое, они готовы соединиться, чтобы принести в этот мир ребенка. Значение этого союза так велико, что он и является той точкой, из которой возникло человечество. Брак — именно тот человеческий институт, который может создать плод самых заветных надежд и мечтаний человека.

Хотелось бы надеяться, что, вооруженный более глубоким пониманием еврейской свадьбы, читатель сможет подойти к самому радостному дню своей жизни с более глубоким ощущением ответственности и более ясным пониманием, что каждая семья может посвятить свою жизнь стремлению к идеалам, описанным в этой книге.