Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Смысл заповедей

Раздел: Философия

Автор: Китросский, Л.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Амана
Год издания: 1995

Сборник "Смысл заповедей" посвящен раскрытию внутреннего содержания заповедей Торы в свете еврейской религиозной философии. В нем представлены взгляды на эту проблему крупнейших еврейских мыслителей за период времени более чем в 1500 лет. С этой точки зрения эта книга является настоящим путеводителем для каждого, кто стремится проникнуть в глубины древней традиции иудаизма.
Большая часть этого сборника — это сокращенный перевод труда проф. Ицхака Гайнемана, посвященного истории разрешения проблемы смысла заповедей в еврейской философской мысли. Проф. И. Гай-неман (1876-1957) один из крупнейших представителей классического направления еврейской философии в Германии. Важнейший труд его жизни -разъяснение Галахи и Агады с точки зрения еврейской философской традиции.
Проф. Элиэзер Гольдман, проф. Дов Раппель и проф. Мордехай Бройер принадлежат к интеллектуальной элите университета "Бар-Илан" в Израиле и являются видными исследователями еврейской религиозной философии.

Фрагмент из книги:

Особенного внимания заслуживает апологетический метод. На тезис противников, утверждавших, что заповеди Торы не соответствуют стандартам мировой культуры, большинство защитников отвечало, что, на самом деле, соответствие есть. Только немногие, как, например, раби Йегуда Галеви и раби Хисдай Крескас осмеливались критиковать сами эти стандарты. Следует приветствовать свежесть их рассуждений. История подтвердила правоту взгляда Абарбанеля, утверждавшего, что фило- софы школы Аристотеля опираются на сломанную трость, — эта философия была низложена со своего престола. Легко, конечно, провозгласить, что божество Аристотеля не есть Б-г иудаизма, как это объявил Герман Коген. Но весьма трудно сделать из этого какие-либо методические выводы, так как бы- ло бы наивным отождествлять вечные мерила иудаизма с теми, что постоянно видоизменяются до сего времени. История поощряет нас в том, чтобы придерживаться взглядов, не соответствующих сов- ременным. Вот хороший пример: какие трудности преодолевали эллинисты, чтобы защитить заповедь о субботе, казавшуюся неевреям признаком "лени". Теперь же "камень, которым пренебрегли строители, стал во главу угла" даже у людей с совершенно отличным от нашего мировоззрением.
При рассмотрении вопроса о ценности ответов, данных древними мыслителями на вопрос о смысле заповедей, следует учитывать смену исторических периодов. Исторический обзор показывает, что в каждый период необходимо было находить новые пути к пониманию заповедей на основе специфических для этого периода предпосылок. Использование достижений предшественников оказалось достаточно лишь в той мере, в которой они соот-етствовали особенностям текущего периода. Отсюда ясно, что невозможно пренебречь разницей между нашими предпосылками и предпосылками мыслителей старины. Нам нет нужды вести войну с астрологией, да и христианский "догмат искупления" не угрожает еврейству. Следует, однако, иметь в виду, что в той же мере, в которой ослабло нападение, ослабла и помощь, поступавшая нашим предшественникам из лагеря противников: вера в Б-жест-венное Откровение Торы, эсхатологические чаяния не настолько популярны сейчас, чтобы на них можно было опираться.
Нет нужды добавлять, что использовавшаяся философами для символических решений картина мира — телеологическая, аристотелевская, утратила сегодня всякий авторитет. С другой стороны, мы располагаем опытом столетий, показывающим каково влияние соблюдения заповедей и каковы последствия прекращения их соблюдения. Этот опыт можно использовать в излюбленном ныне социологическом аспекте.