Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Смысл и законы достойной речи. Ежедневный урок

Раздел: Иудаизм

Автор: Спинадель, Г.
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 2004

Речь человека может погубить или спасти, привести к полному краху или обеспечить успех, привести в отчаяние или ободрить, изменить жизненный путь человека и повлиять на его посмертную участь…

Выдающийся мудрец Хафец Хаим разработал практическое руководство по обретению власти над речью.

Эта книга в нашем магазине на русском языке

Два современных американских автора предлагают Вам адаптацию его трудов для широкого читателя. Материал представлен в виде ежедневных уроков, составляющих полугодовой цикл, и тому, кто готов посвятить этой учебе всего несколько минут в день, она несет мир, душевное равновесие и возможность высокой духовной практики.

Начните сегодня.

Фрагмент из книги:

День 51
(21 хешвана — 21 ияра)

"СЕФЕР ХАФЕЦ ХАИМ"

Ле тоэлет. Помочь другому человеку стать лучше

Целесообразность негативного высказывания может иметь разную основу.
Первый из мотивов, делающий нелестные слова конструктивными, — намерение помочь человеку, о котором идет речь. В "цивилизованном обществе" неверное поведение человека окружающие нередко игнорируют по принципу: "живи сам и дай жить другим". Тора такое отношение к ближнему отвергает. И вот почему.
Мы приходим в мир каждый со своими недостатками, и наша жизненная задача — измениться, духовно вырасти. Всю жизнь мы должны стремиться к совершенству и просветлению, и мы хотим этого: в большинстве своем люди хотят быть хорошими, хотят избавиться от недостатков. Но жизнь так трудна! А трудной ее  делают наши же недостатки, которые нас ослепляют. В своей слепоте мы теряем из виду наши цели и перестаем различать, что хорошо и что плохо.

Одно из величайших благ жизни, дарованных нам Творцом, — партнерство. В  жизни нас всегда окружают люди: друзья, родные, добрые знакомые — которые  достаточно близки нам, чтобы проявить о нас заботу, и достаточно удалены от нас, чтобы сохранить объективность. Совершенно устраниться от анализа чьего-то  поведения, от критики, которая может стать полезным руководством, — значит лишить человека одного из самых ценных стимулов внутреннего роста. Мы обязаны принять участие в человеке, когда это необходимо, и более того — иногда даже привлечь к этому других, чтобы с общей помощью он справился со своими проблемами.

Молчать, когда порицание необходимо, не значит соблюсти чистоту речи — это лишить ближнего возможности усовершенствовать свою жизненную стезю.

"СЕФЕР ШМИРАТ А-ЛАШОН"

Извлечь урок

Пока человек не пренебрегает волей Творца, он может надеяться на Его
сострадание.

Услышав, как злословят разведчики о Земле Израиля, Калев и Йеошуа бин Нун возразили на их грешные слова:Страна, которую мы пришли осмотреть, очень хороша! Если благоволит к нам Г сподь, то приведет нас в эту страну и передаст ее нам… Только не восставайте против Г спода и не бойтесь народа той страны, ибо он достанется нам на съедение. Ушла от них защита, с нами же Г сподь! Не бойтесь их! (Бемидбар, 14:7-9).

Десять из двенадцати разведчиков полагали, что Творец обещал ввести
народ в Кнаан на определенных условиях — это зависит от их праведности. Они заблуждались. Всевышний не говорит человеку: "Я помогу тебе, но лишь  при условии, что ты будешь безупречен". Скорее Он говорит: "Будешь восставать против Меня — не стану тебе помогать". Таков смысл сказанного: "Только не восставайте против Г-спода". Пока человек не бунтует против Его воли, он может надеяться на Его сострадание.

Когда разведчики со страхом описали мощь кнаанеев, Калев и Йеошуа
ответили: "они достанутся нам на съедение". Буквально в Торе сказано: "они хлеб для нас". Разве человек испугается буханки хлеба, пусть даже огромной? Кроме того, убеждали Калев и Йеошуа, Творец не даст кнаанеям никакой защиты от евреев, их легко будет поглотить, как написано: "И поглотишь ты все народы, который Г сподь, твой Б-г, предает тебе" (Дварим, 7:16). Действительно, книга Пророков описывает: когда евреи, ведомые Йеошуа, пересекли реку Ярден и приступили к завоеванию земли, гиганты Кнаана были полны страха перед ними.
Уроки, которые следует извлечь из трагического эпизода, приведшего евреев к сорока годам странствий в пустыне, для нас жизненно важны.


День 100
10 тевета — 11 тамуза

"СЕФЕР ХАФЕЦ ХАИМ"

Ле тоэлет: выслушивание в конструктивных целях

Выяснение

Если, чтобы принять важное решение, необходимо, не афишируя этого,
получить информацию о человеке, семье, общине или учебном заведении, вольная  беседа без указания целей на такую тему недопустима. Это ясно в свете казанного выше. Слушатель, заинтересованный в незаметном получении информации, должен понимать: вовлекая собеседника в разговор, он может подтолкнуть его к негативным высказываниям. Если рассказчик не сознает конструктивной цели своей речи, он будет виноват в лашон а ра, а слушатель — в побуждении его к греху.
Поэтому, задавая вопросы, надо дать понять собеседнику, что его ответы не будут лашон а ра, поскольку нужны для полезного дела.

К сожалению, люди, не знакомые с законами злословия, в таких случаях не только не раскрывают свою задачу, но и расспрашивают сразу о нескольких  объектах, чтобы скрыть, о ком или о чем именно хотят услышать. Это абсолютно запрещено. Желание сохранить секрет не оправдывает негативных сообщений, которые не имеют отношения к делу, и собеседники оказываются виновными в лашон а ра.